Древняя цивилизация ассирия. столица, история, искусство, географическое положение, культура, достижения

Жизнь

Детей стараются воспитывать смелыми и честными. Именно честность считается лучшим качеством в человеке. Правда, как говорят сами ассирийцы, является залогом смелости. Сплетничать, сохранять легкомыслие, болтать почем зря — все это отрицательные явления. В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек. В семьях за каждым ребенком следят пристально и всегда контролируют поведение.Гость — это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес

Гостю же важно соблюдать определенный этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.Интересным образом сложилось отношение к женщине

Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для нее в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придется работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.

ШУМЕР И ВАВИЛОН

3500г. до н.э. Появление шумерских городов-государств.

Хотя шумеры и создали цивилизацию наподобие египетской, им не удалось сохранить целостность и стабильность царства. Шумер был поделен на множество постоянно воюющих между собой городов-государств.

2400г. до н.э.  Правление Лугальзаггеси, царя Уммы.

Он создал недолговечное Шумерское царство и мог контролировать всю Месопотамию, часть Сирии и Малой Азии, его власть простиралась от Персидского залива до Средиземноморья.

2371-2316гг. до н.э.  Правление Саргона Аккадского.

Он возглавил поход семитов при завоевании Шумера. Саргон расширил на северо-запад в Малую Азию и к Средиземноморскому побережью свое царство, просуществовавшее почти 200 лет.

2200г. до н.э.  Смута в Месопотамии.

Аккад распался под натиском новой волны миграции. Во время этой неразберихи и смуты шумеры восстановили свое превосходство в южной части Месопотамии, которое продлилось 2 столетия.

2006г. до н.э.  Падение Шумера.

Царство было разрушено эламитами, вторгшимися с восточных гор.

2000г. до н.э.  Основание первого Вавилонского царства.

Амориты (один из семитских народов), пришедшие, по всей видимости, из Сирии, обосновались в Месопотамии, основав свою столицу в Вавилоне.

1792-1750гг. до н.э. Правление Хаммурапи.

Это был политик и полководец, подчинивший себе большую часть Месопотамии. Известен он и как первый создатель законов – “Законы Хаммурапи“.

1700-1300г. до н.э. Упадок Вавилонского царства.

Во время беспорядков, вызванных разрушительными набегами хеттов, касситы, малоизвестное горное племя из Восточной Вавилонии, заполонили Южную Месопотамию и основали царство, просуществовавшее около четырех веков.

Евреи в Ассирии

Согласно Библии и ассирийским документам, в большинстве своём департированные израильтяне были расселены в двух районах, обезлюдевших во время длительных войн и восстаний, — к востоку и северо-востоку от Ассирии (область Халах) и вдоль реки Хавор, то есть к западу от Ассирии, где находились прежде арамейские царства, которые после покорения были преобразованы в провинции и значительная часть населения которых была уведена на новые места.

Из документов, обнаруженных при раскопках в Нимроде и Ниневии, столицах Ассирии, видно, что часть депортированных евреев (вероятно, обладатели нужных профессий) была поселена в самой метрополии.

В ассирийских юридических документах упоминаются выходцы из Самарии и Иудеи. В них встречаются характерные еврейские теофорные имена на –яху — Ма‘асеяху, Ахияху, Недавьяху, Элияху, Азрияху, Нерияху, Хилкияху, Герияху.

Из документов следует, что некоторые изгнанники были приняты в ассирийскую армию. В одном из документов Саргона упоминается о присоединении к колесничному войску 50 или 200 колесниц, взятых при захвате Самарии. Возможно, что упомянутые среди других воинов «самаритяне» — изгнанники Израильского царства. На одном из барельефов царского дворца в Ниневии изображены царские стражники, одна из групп которых облачена в одежды, напоминающие одежды защитников Лахиша на барельефе в том же дворце; на этом основании некоторые исследователи допускают, что это еврейские воины. В документах встречаются высокопоставленные чиновники с еврейскими именами: царский колесничий (около 709 г. до н. э.), царский телохранитель, главный ревизор царских счетов. Один из ассирийских документов 8 в. до н. э. из Гозана, где жили изгнанники, подписан двумя высокопоставленными чиновниками с типично израильскими именами — Пеках и Недавьяху, а в сообщении 7 в. до н. э. об экономическом положении в Гозане названы два высокопоставленных чиновника казначейства, носящие имена — Палтияху и Нерияху.

Ашшур – первая столица Ассирии

Первой столицей великой державы стал город Ашшур. Свое название он получил в честь верховного бога ассирийцев – Ашшура, которого почитали как покровителя охоты и скотоводства. Эти занятия являлись основными для жителей города, так как природные условия были сложны для земледелия. Но главным занятием городского населения была торговля, так как столица Ассирии располагалась на выгодном пересечении торговых путей, была центром торговли мирового значения. Торговцы из Малой Азии привозили сюда шерсть, дерево, серебро, скот. Торговцы Ашшура продавали в свою очередь одежду, ремесленные изделия и олово.

После того как в 8 веке до нашей эры Ашшур стал центром образовавшейся Ассирийской державы, появилась необходимость в новой организации управления. Царь Ассирии Шамши-Адад разделил свою державу на 14 округов, расположенных на побережьях рек, на пересечении важнейших торговых путей. Округами управляли назначаемые царем военные наместники, которые чаще приходились близкими или дальними родственниками царю. Наместник занимался набором и организацией военной подготовки войска, сбором налогов, управлением подвластного ему населения.

Ашшур являлся не только столицей великой державы, но и местом захоронения ассирийских царей, важнейшим религиозным центром. Со всего Междуречья сюда приезжали люди, чтобы сделать подношения верховному богу Ашшуру. Помимо него ассирийцы поклонялись тем же богам, что и вавилоняне.

Храмы находились также на территории дворцов ассирийских царей. Помимо приемной и жилой зоны там отводилось специальное место для храма. Дворцы охраняли крылатые статуи быков с человеческой головой, они символизировали жестоких и могущественных царей Ассирии.

Историческое значение Ассирии и основные достижения

Ассирия – древняя цивилизация, сумевшая организовать первую в мире дисциплинированную регулярную армию. Ее солдаты впервые использовали вооружение, изготовленное из железа.

Это государство достигло успехов в искусстве осады и конструировании дальнобойных орудий. Ассирийские военачальники создали первые прототипы онагров и баллист, применявшихся в римских армиях. Военные реформы позволили государству захватить Переднюю Азию и покорить Египет.

В следующей таблице представлена структура среднестатистического войска Ассирии:

Виды вооружения Технические приспособления Рода войск
Железные мечи Осадные башни Пехота
Боевые топоры Тараны Копьеметатели
Дротики Штурмовые лестницы Конница
Копья Боевые колесницы
Щиты Пращники
Панцири
Праща

Ассирия достигла успехов в таких областях науки, как инженерия, астрономия и медицина. Ассирийские специалисты построили первые водопроводы, каналы и акведуки длиной 3 км. Научные труды хранились в библиотеке города Ниневия.

В них указывались результаты наблюдения ассирийских ученых. После разгрома государства библиотека была частично уничтожена. Рукописи и книги были перемещены в другие города. В середине XIX столетия археологи обнаружили останки библиотеки Ниневии и собрали оставшиеся научные труды.


Ассирия древняя цивилизация. Достижения

Ассирийские творцы смогли воссоздать огромное число предметов изобразительного искусства, литературы и поэзии. В произведениях описывались традиции Месопотамии и Междуречья. Ассирия оказала влияние на развитие культуры, искусства и архитектуры Ирана, Парфии и Персии.

Новоассирийское царство

Новый этап в развитие Ассирии начался после того, как ассирийцам удалось избавиться от арамейских племен, пришедших на их территорию. Именно государство, созданное в этот период, принято считать первой империей в истории человечества. Затяжной кризис Ассирийского царства смогли прекратить цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III (именно с его матерью Семирамидой связывают существование одного из 7 чудес света – Висячих садов). К сожалению, три следующих царя не смогли устоять под ударами внешнего противника – царства Урарту, и проводили неграмотную внутреннюю политику, что существенно ослабило государство.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия – ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.

Политика последних ассирийских царей

Наследник Тиглатпаласара III не смог удержать в своих руках основанную его предшественником империю, и со временем Вавилон объявил о своей независимости. Следующий царь, Саргон II, в своей внешней политике не ограничился владением только царством Урарту, он смог вернуть Вавилон под контроль Ассирии и короновался как вавилонский царь, также ему удавалось подавлять все восстания, возникающие на территории империи.

Царствование Синаххериба (705-680 гг. до н. э.) характеризовалось постоянным противостоянием царя со жрецами и горожанами. Во время его правления бывший царь Вавилона вновь попытался восстановить свою власть, это привело к тому, что Синаххериб жестоко расправился с вавилонянами и полностью разрушил Вавилон. Недовольство политикой царя привело к ослаблению государства и, как следствие, вспышкам восстаний, некоторые государства вновь обрели независимость, а Урарту вернул себе ряд территорий. Такая политика привела к убийству царя.

Получив власть, наследник убитого царя Асархаддон первым делом взялся за восстановление Вавилона и налаживание отношений со жрецами. Что касается внешней политики, царю удалось отразить вторжение киммерийцев, подавить антиассирийские восстания в Финикии и предпринять удачный поход в Египет, результатом которого стал захват Мемфиса и восхождение на трон Египта, однако удержать эту победу царю не удалось из-за неожиданной смерти.

Образование персидской империи

После распада Ассирии, на территориях Западной Азии осталось три обширных державы: Вавилонское, Мидийское и Лидийское царство. Но все они были завоеваны персами.

Племена персов – выходцы с Кавказских гор, издавна заселяли земли неподалеку от Персидского залива, которые входили в состав Мидийского царства. Возглавляемые своим предводителем Киром, в 550 году до нашей эры персы подняли восстание и захватили Мидию. После того как правителем Мидийского государства стал Кир Великий, началась война между Мидией и Лидией. Последним, в 539 году до нашей эры, персами было завоевано Вавилонское царство. Таким образом, с помощью военной силы, была образована крупнейшая на всем Востоке Персидская держава, которая простиралась от границ Индии до побережья Средиземного моря.

Для удобства управления Персия была разделена на провинции. Крупнейшие города империи соединяли прочные широкие дороги, по которым зависимые страны регулярно привозили дань персидскому царю. Чтобы предотвратить заговоры и восстания на территориях огромной империи, персидский царь содержал большое количество тайных осведомителей, которые докладывали ему о происходящем во всех концах Персии.

Дарий I

Самым знаменитым персидским царем был Дарий I. Он провел ряд важных преобразований, направленных на укрепление хозяйственных связей между отдельными частями персидской державы:

  1. Царь ввел единую для всей империи денежную систему. По его указу на территориях Персидского царства была введена в обращение единая государственная монета, получившая в честь царя название- «дарик». Правом чеканить золотую монету был наделен только «Царь царей» — таким титулом называли правителя Персидской империи. Местные цари, возглавлявшие подчиненные Персии царства, могли выпускать только серебряные и медные монеты.
  2. Дарий I установил точные размеры ежегодной дани, которую обязаны были выплачивать все входящие в состав Персидской державы царства. Количество дани соответствовало уровню экономического развития области, и было разным для каждой отдельно взятой провинции.
  3. Дарий I организовал постройку множества новых дорог, в том числе и знаменитой «царской дороги». Для огромной Персидской империи дороги имели первостепенное значение. По ним отправлялись отряды войск, перевозилась дань, осуществлялась перевозка почты и торговля. «Царская дорога» связала крупнейшие торговые центры Персии, стратегически важные города и области.

Дарий I стремился к расширению и без того огромной и могущественной Персидской империи. В 492 году до нашей эры его войска направились на Балканский полуостров, для захвата персами непокорных греков. Без боя верховную власть Персии согласились признать практически все греческие города-государства, кроме Афин и Спарты.

В 490 году до нашей эры Персидская держава направила свои войска против Афин. Неподалеку от Афин состоялось знаменитая Марафонская битва, в ходе которой греки разбили персов и те вынуждены были покинуть Балканский полуостров. Через 10 лет Персидские войска снова предприняли попытку захватить Афины, в период греко-персидских войн умер Дарий I. Впоследствии Персия так и не смогла покорить Афины, которые отстояли свою независимость. В 331 году до нашей эры выходец из Греции Александр Македонский разгромил Персидскую империю, и она прекратила свое существование.

Словарь

1. Возница – это человек, управляющий лошадьми.

2. Палицы – это оружие, напоминающее по форме дубинку.

3. Панцири – это разновидность доспехов для защиты туловища.

4. Кирка – это ручной инструмент, предназначенный для работы по камню, твердому грунту.

5. Мидийцы – это древний народ иранского происхождения.

6. Арабские бедуины – это жители арабского мира, ведущие кочевой образ жизни.

7. Скифы – это древний кочевой ираноязычный народ.

8. Провинция – это отдельная территориальная единица, входящая в состав какого-либо государства, страны.

9. Чеканка — это способ обработки металла, применяемый для изготовления монет.

Староассирийский период (XX-XVI века до н.э.)

Появление Ассирии на карте мира

В староассирийский период государство Ассирия занимало сравнительно небольшую территорию, центром которой был город Ашшур. Население страны занималось земледелием: выращивало ячмень и полбу, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме – с помощью ирригационных сооружений – воды реки Тигр. В восточных районах страны большое влияние имело скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля.

Дело в том, что через Ассирию в то время проходили важнейшие торговые пути: с Средиземноморья и из Малой Азии по Тигру в районы Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам. Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных рубежах. Уже на рубеже 3-2 тыс. до н.э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра)

Особенно активно колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Ассирии сырье : металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево – и куда ввозили зерно, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия

Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя. Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, земля которого обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общины. Земельные участки находились во владении большесемейных общин “битум“, включавших в себя несколько поколений ближайших родственников. Земля подвергалась регулярным переделам, но могла находиться и в частой собственности. В этот период выделилась торговая знать, разбогатевшая в результате международной торговли. Уже было широко распространено рабство. Рабы приобретались путем долгового рабства, покупки у других племен, а также в результате удачных военных походов.

Ассирийское государство в это время называлось Алум Ашшур, что означало просто “город” или “община” Ашшур. Еще сохранились народные собрания и советы старейшин, которые выбирали укуллума – должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами города государства. Существовала также наследственная должность правителя – ишшаккума, который обладал религиозными функциями, руководил храмовым строительством и другими общественными работами, а во время войны становился военачальником. Иногда эти две должности совмещались в руках одного человека.

Ассирия становится одной из ведущих держав региона

В начале 20 века до н.э. международная ситуация для Ассирии складывается неудачно: возвышение государства Мари в районе Евфрата стало серьезным препятствием для западной торговли Ашшура, а образование Хеттского царства вскоре свело на нет деятельность ассирийских купцов в Малой Азии. Затрудняло торговлю также и продвижение племен амореев в Месопотамии. Видимо, с целью ее восстановления Ашшур в правление Илушумы предпринимает первые походы на запад, к Евфрату, и на юг, по течению Тигра.

Особенно активную внешнюю политику, в которой преобладает западное направление, Ассирия ведет при Шамши-Ададе I (1813-1781 гг. до н.э.). Ее войска захватывают северомесопотамские города, подчиняет себе Мари, захватывают сирийский город Катной. К Ашшуру переходит посредническая торговля с западом. С южными соседями – Вавилонией и Эшнунной Ассирия поддерживает мирные отношения, но на востоке ей приходится вести постоянные войны с хурритами. Таким образом в конце 19 – начале 18 века до н.э. Ассирия превратилась в крупное государство и Шамши-Адад I присвоил себе титул “царь множеств“.

Ассирийское государство было реорганизовано. Царь возглавил обширный административный аппарат, стал верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Вся территория ассирийского государства была поделена на округа, или провинции (хальсум), во главе которых стояли наместники назначаемые царем. Основной единицей ассирийского государства была община – алум. Все население государства платило в казну налоги и выполняло различные трудовые повинности. Армия состояла из профессиональных воинов и всеобщего ополчения.

Ассирия утрачивает самостоятельность

При приемниках Шамши-Адада I Ассирия начала терпеть поражения от Вавилонского государства, где тогда правил Хаммурапи. Он, в союзе с Мари разгромил Ассирию и она, в конце 16 века до н.э. стала добычей молодого государства – Митанни. Торговля Ассирии пришла в упадок, поскольку Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, Египет из Сирии, а Митанни закрыло пути на запад.

Ассирийский царь с колесницы охотится на львов

Государственное устройство и правители

Верховные правители Ассирии носили титул Ишшиаккум. Они обладали частичной властью и могли передавать ее по наследству. Ишшиаккум занимался духовной и строительной отраслью страны. Верховные правители являлись главными жрецами, землеустроителями и военными вождями.

Политику Ассирии определял Совет старейшин. Его работники назывались “лимму”. Каждый член Совета старейшин возглавлял казначейства, определявшие развитие государственных институтов Ассирии.

В государстве сложилась система общинного самоуправления. По мере расширения границ державы усиливалась власть Верховного правителя. Постепенно места в Совете Старейшин стали занимать приверженцы Ишшиаккума, что привело к установлению абсолютной монархии.

Первым Ишшиаккумом Ассирии являлся Тудия, последним — Ашшур-убаллит II.

На развитие государства оказали крупное воздействие следующие правители:

  • Ашшурнасирпал I (годы правления: 883 — 859 гг. до н. э.) – подавлял восстания на территории Ассирии, захватил восточные города Финикии и покорил арамейскую державу Бит-Адини.
  • Тиглатпаласар III (годы правления: 745 — 727 гг. до н. э.) – собрал первое регулярное войско, наладил работу служб разведки и военных агентов, осуществил захват Вавилонии и совершил поход в Мидию.
  • Саргон II (годы правления: 722 — 705 гг. до н. э. до н.э.) – захватил торговые пути в Малой Азии и разгромил антиассирийскую коалицию в Сирии и Палестине.
  • Тиглатпаласар I (годы правления: 1115 — 1076 гг. до н. э.) – совершил 6 военных походов и подчинил 42 государства от Средиземного моря до моря Наири;
  • Салманасар III (годы правления: 859 — 824 гг. до н. э.) – разгромил Северо-сирийский и Южно-Сирийский союзы, установил протекторат над Вавилонским царством и разделил Ассирию на 26 провинций во главе с верховными сановниками.
  • Синаххериб (годы правления: 705— 680 гг. до н. э.) – подавил восстания в Сирии и Финикии, разгромил Иудею и провозгласил Ассирию империей.
  • Асархаддон (годы правления: 680 — 669 гг. до н. э.) – захватил Мидию, организовал поход против киммерийцев и установил дипломатические отношения с государством Элам.

Большинство царей Ассирии погребены в городе Ашшуре. При проведении археологических раскопок в местах захоронения были обнаружены драгоценности и личные вещи правителей.

Династии

Первые правителями Ассирии являлись племенными вождями или градоначальниками нома Ашшур. Периоды их правления характеризовались военной демократией с элементами общинного строя. Первую ассирийскую династию основал Пузур-Ашшур I в начале XX в. до н. э. При ней начал ослабевать общинный строй и появились первые органы самоуправления. Династия Пузур-Ашшура I была свергнута амореями.

В XIX столетии до н. э. власть в Ассирии захватывает династия Шамши-Адада I. За период ее правления складывается государственность. Ассирия становится царством, а правители приобретает абсолютную власть. Династия Шамши-Адада I прекратила существование в VIII в. до н. э. в результате междоусобных войн при Тиглатпаласаре III.

Последняя ассирийская династия сформировалась в 721 г. до н. э. после вступления на престол царя Саргона II. К власти Саргониды пришли после переворота.

Они устранили законного наследника Салманасара V и нарушили закон о престолонаследии. Во время правления этой династии Ассирия стала империей, где Ишшиаккум имел абсолютную власть. При династии Саргонидов ассирийское государство распалось из-за многочисленных набегов со стороны Мидии и Вавилонии.

Еда

Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды — многослойное тесто. Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус. Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху — смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие. Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик. Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком. Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector