История аиши потрясла мир
Содержание:
Ее дальнейшая жизнь
Жизнь Шарбат Гула, девочки, глаза которой смотрели прямо в души людей с обложек журналов и афиш, была совсем нелегкой, с нашей точки зрения, но вполне обычной для привыкших к трудностям жителей Афганистана.
Еще подростком она вышла замуж за мужчину, которого выбрали для нее родственники. Его звали Рахмат Гула. Шарбат родила четверых детей — все дочки. Младшая, четвертая, умерла в младенчестве. Муж Шарбат работал в пекарне, старался как мог тянуть семью, несмотря на то что зарабатывал гроши. На тяжелой работе он подорвал свое здоровье и умер совсем еще не старым.
Стив МакКарри решил разыскать «афганскую девочку с обложки» много лет спустя. Поиски были долгими и трудными, часто он шел по ложному следу, однако его настойчивость была вознаграждена! Он нашел ее, когда ей было около тридцати лет. Свой точный возраст Шарбат никогда не знала, так как была еще очень мала, когда погибли ее родители. Когда встреча состоялась, брат и муж Шарбат дали разрешение на фотосъемку и даже на съемку с открытым лицом. Выяснилось, что женщина помнит ту самую встречу, это был единственный раз в жизни, когда ее фотографировали.
Поиски Афганской девочки
Личность девочки оставалась неизвестной более 17 лет; всё это время Афганистан оставался закрытым для Западного мира, до тех пор пока Талибанское правительство не было свергнуто американскими войсками и сочувствующими им местными жителями в 2001 году. Несмотря на несколько попыток журналиста в 1990-х годах узнать имя девочки, она оставалась неизвестной.
В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии. Маккарри, узнав, что лагерь через некоторое время перестанет существовать, направил туда запрос, на который откликнулся один из жителей, знакомый с братом Гулы. До этого несколько женщин уже ошибочно объявили себя «Афганской девочкой»; к тому же после публикации 1985 года многие молодые люди называли Гулу своей женой.
Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году. Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку — за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.
Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан; оба города находятся недалеко от афганистанско-пакистанской границы). Её точное место жительства ни Маккарри, ни National Geographic не стали разглашать по просьбе Гулы и её мужа.
Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы её сфотографировали снова. Также она снялась в документальном фильме под названием «В поисках Афганской девочки», показанном в марте 2002 года. Во время поисков National Geographic создал благотворительное общество «Фонд афганских девушек», призванное помочь девушкам получить образование. В 2008 году было решено переименовать общество в «Фонд афганских детей» для помощи всем нуждающимся детям Афганистана.
Примечания
- ↑ Gregg Zoroya. (англ.) (недоступная ссылка). USA Today (13 марта 2002). Дата обращения 2 августа 2011.
- ↑ Lucas, Dean (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2007.
- (недоступная ссылка). washingtonpost.com. The Washington Post Company (10 апреля 2001). Дата обращения 31 марта 2009.
- Daugman, John (недоступная ссылка). Дата обращения 30 октября 2010.
- . National Geographic Society. Дата обращения 9 ноября 2016.
- . National Geographic Society. Дата обращения 9 ноября 2016.
- . РБК (9 ноября 2016). Дата обращения 9 ноября 2016.
- (англ.). fsgworkinprogress.com. Дата обращения 10 октября 2017.
Как сложилась жизнь Шарбат и что она на самом деле думала о МакКарри
Шарбат рассказала, что в конце восьмидесятых она вышла замуж, и уже вместе с мужем в 1992 году они вернулись на родину. Но спокойной жизни у них так и не было. Вместе с детьми (у Шарбат трое дочерей, четвертая умерла вскоре после рождения) им много раз приходилось переезжать с места на место — они жили то в Афганистане, то в Пакистане, в зависимости от военной ситуации в обеих странах. В 2012 году ее муж умер от гепатита. В 2016 году женщина была арестована в Пакистане по обвинению в незаконном проживании и использовании фальшивых документов: ей грозило 14 лет тюрьмы. Решением суда Шарбат была депортирована в Афганистан, правительство которого пообещало позаботиться о жилищных условиях, образовании и здоровье членов ее семьи. Обещание было выполнено — в 2017 году женщине и ее детям были выделена жилая площадь в Кабуле, где Шарбат и живет сейчас.
Президент Афганистана Ашраф Гани принимает Шарбат и её детей в президентском дворце в Кабуле, 2016 / Getty Images
В 2002 году, когда девушку нашли, ее спросили, что она чувствовала в момент, когда Стив МакКарри ее фотографировал. На что она ответила: «Я чувствовала злость». На обложку 1985 была вынесена подпись к фотографии, которую дословно можно перевести как «испуганные глаза, которые говорят о страхах афганских беженцев». Но так ли это? Вернемся к тому, в каких условиях была сделана фотография.
В то время в лагере была спокойная обстановка, обычный день, дети находились в школе. Прямо во время урока в класс вошел неизвестный мужчина, который, не спросив ни имени девочки, ни ее разрешения, жестко нарушил ее границы и заставил позировать (девочка понятия не имела, что он собирается делать, ведь она не знала, что такое фотоаппарат) в виде, неприемлемом для ее культуры и традиций. Неудивительно, что в глазах Шарбат Гулы был испуг. Но он не был связан с условиями ее жизни. Он был связан с самим МакКарри и его действиями. Но такая версия вряд ли кому-нибудь понравилась бы.
НАШИ ЛЮДИ
The Bloody Beetroots
Искусство — Другое
псевдоним итальянского продюсера и диджея Сэра Боба Корнелиуса Рифо
The Avener
Искусство — Другое
французский музыкальный продюсер
Swizz Beatz
Искусство — Другое
американский хип-хоп-продюсер и рэпер пуэрториканского и афроамериканского происхождения
Svoy
Искусство — Другое
артист, автор, а также саунд-продюсер издательства Universal Music Group, артист компании Yamaha Corporation of America, многократный лауреат Independent Music Awards в категориях Best Electronica/Dance Song и Best Electronica/Dance Album, лауреат BMI John Lennon Award , лауреат BMI Pete Carpenter Award , выпускник колледжа Berklee , выпускник Академии имени Гнесиных , ученик Игоря Бриля, Юрия Саульского, Майка Поста
Sub Focus
Искусство — Другое
британский drum’n’bass Dj и продюсер
Spor
Искусство — Другое
продюсер, диджей и музыкант в жанрах драм-н-бэйс, дабстеп и электро-хаус
Shellback
Искусство — Другое
шведский музыкальный продюсер и композитор, двукратный обладатель премии Грэмми, автор более двадцати хитов, десять из которых возглавляли главный американский чарт продаж синглов Billboard Hot 100
SATOL
Искусство — Другое
японский музыкальный продюсер, композитор и битмейкер
Стив МакКарри
Это сейчас МакКарри — именитый и всемирно известный фотограф. Но много лет назад, в восьмидесятые, он был начинающим фоторепортером, только что окончившим университет по совершенно другому профилю. Просто однажды он решил круто изменить свою жизнь, взял фотоаппарат, спрятал в своем багаже большой запас пленок и отправился путешествовать по местам боевых действий с целью создания цикла репортажей.
Его путь начался в Индии, а продолжился в Афганистане и Пакистане. Именно там он сделал снимок — портрет афганской девочки, который дал мощный старт карьере МакКарти. Позднее его пригласили на престижную работу фотографом в National Geographic. И он продолжил снимать войну, только уже совсем на другом уровне. Стив делал фоторепортажи из многих горячих точек на Востоке, видел боль и смерть, видел страдания, борьбу. И всё это отражал в своих работах
Он часто рисковал своей жизнью, перенес много лишений, попадал в плен, разбивался на самолете, его даже пытали, но ничто не могло охладить его энтузиазма и заставить отказаться от любимой и важной работы
Фотография 1984 года
Собирая материал о войне в Афганистане, Стив Маккарри, фотограф National Geographic, и Дебра Денкер (англ. Debra Denker) проникли в Афганистан, а затем посетили лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Маккарри был твёрдо намерен отобразить положение афганских беженцев с женской точки зрения. Как-то утром, идя по лагерю Насир-Баг, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Он подошёл к учительнице и попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких из 15—20 присутствовавших учеников
Учительница согласилась; внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек, и он спросил учительницу, кто эта девочка. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов их семьи были убиты
Разумеется, девочке было очень трудно пережить эту ситуацию.
Маккарри сделал снимок Шарбат (её имя он тогда не узнал) на цветную плёнку Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105 (фокусное расстояние 105 мм) без дополнительного освещения.
«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», — говорил он позже, в 2002 году. Предпечатная подготовка фото была сделана художественным агентством в городе Мариетта, Джорджия, ныне нефункционирующим. Стиву Маккарри представилась редкая возможность запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой.
С портретом Моны Лизы фотографию сравнил, в частности, Дэвид Шонауэр, бывший в 2002 году главным редактором журнала American Photo: «О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность».
По состоянию на 2002 год Маккарри был вольнонаёмным фотографом и права на этот снимок принадлежали ему.