Истребитель су-35. фото. история. характеристики

Источники:

  • Официальная информация о самолете Су-35 ОАК РФ, ОКБ им. П.О. Сухого и КНААПО им. Ю.А. Гагарина, МО РФ
  • Колодько И., Грибков М., Фролов И., Андреев Н. Радар для истребителя Су-35. // «Авиация», – сентябрь-октябрь 2009 г.
  • Плунский П., Зенкин В., Гордюков Н., Беретдинов И. Истребитель Су-27. Рождение легенды. М. Издательская группа «Беретдинов и Ко.», — 2009 г.
  • Самолет Су-35. Официальный проспект АВПК «Сухой» и КНААПО
  • Фомин А. Су-35. В шаге от пятого поколения. // «Взлет», № 8-9, 2007 г.
  • Заявление пресс-службы компании «Сухой» в связи с аварией третьего летного образца истребителя Су-35 // https://www.aviaport.ru/digest/2009/04/27/171760.html
  • http://www.knaapo.ru/products/su-35/index.php
  • hmil.ru/index.htm
  • https://www.niip.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7:-q-q-35&catid=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8

//

Конструкция

Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полёте

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от старого Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения (ПГО) и тормозного щитка (торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления от продольной оси).

Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 (кроме двигателей) — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.

Планер

См.

Планер Су-35: кромки планера покрываются материалами, снижающими эффективную площадь рассеяния. Фонарь кабины имеет токопроводящее напыление.

Двигатели

Двигатели «изделие 117С» с УВТ

На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1С разработки ОКБ им. А. Люльки — филиала ПАО «ОДК-УМПО» с форсажной камерой, плазменной системой зажигания и всеракурсно управляемым вектором тяги (УВТ).

Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом АЛ-41Ф1 — двигателя первого этапа истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14 500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу).

Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.

РЛС Н035 Ирбис с ПФАР

Су-35С ВВС России в окраске, принятой с 2010 по 2013 год

ВГТД ТА14-130-35 — вспомогательный (ВСУ) газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.

Авионика

Су-35С обладает информационно-управляющей системой ИУС-35.

Установлена РЛС с фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», которая имеет дальность обнаружения целей с ЭПР 0.01 м² до 100 км; ЭПР 0.1 м² до 160 км; ЭПР 1 м² до 270 км; ЭПР 3 м² до 400 км антенная система L-диапазона, которая имеет дальность обнаружения целей с ЭПР 0.01 м² до 130 км.
В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.

Вместо традиционных штанг ПВД использованы невыступающие в поток датчики системы СИ ВСП-35, что позволило избавиться от непрозрачного для радиоволн «пятачка» на носовом обтекателе и выровнять диаграмму чувствительности РЛС.

Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.

Кабина пилота оборудована тремя дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.

Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

Оборудован системой оптической передачи данных для связи между самолётами группы при полёте в режиме радиомолчания. Приёмники/передатчики этой системы в виде коротких полос по бокам кабины, на килях и законцовках крыльев являются одним из наиболее заметных внешне отличий от предыдущих модификаций.

Отличия от Су-27

  • Усовершенствованное БРЭО
  • Переднее горизонтальное оперение (ПГО)
  • Носовая часть увеличенного объёма и диаметра для размещения нового радара
  • Усиленная носовая стойка шасси с двумя колёсами
  • Новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива
  • Кили увеличенной площади и толщины с углепластиковыми кессонами, позволили использовать их в качестве топливных баков
  • Штанга дозаправки (за исключением первых прототипов)
  • Больший мидель и запас топлива
  • Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг.

Большинство изменений связаны с установкой нового радара — более совершенного и, как следствие, более тяжёлого. Новый радар расширил номенклатуру применяемых ракет класса воздух-земля и позволял эффективно поражать наземные и надводные цели. ПГО улучшило управляемость на больших углах атаки и компенсировало смещение аэродинамического фокуса из-за изменившейся аэродинамики носовой части самолёта.

Лётные характеристики

Су-35С на МАКС-2013.

  • Максимальная скорость:

    • у земли: 1400 км/ч
    • на высоте: М=2,25, H=11 000 метров
    • бесфорсажная: М=1,1

Разгонные характеристики:

Время разгона на высоте 1000 м, при остатке топлива 50 % от нормальной заправки, секунд

от 600 км/ч до 1100 км/ч 13,8
от 1100 км/ч до 1300 км/ч 8
  • Дальность полёта:

    • у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
    • на высоте:

      • без ПТБ: 3600 км
      • с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Скороподъёмность: 280 м/с
  • Длина:

    • разбега (полный форсаж): 450 м
    • пробега (с нормальной взлётной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
  • Тяговооружённость (у земли, при н. у.):

    • при нормальной взлётной массе: 1,1
    • при максимальной взлётной массе: 0,811
  • Нагрузка на крыло:

    • при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²

Преимущества и недостатки Су-35

National Interest отвел Су-35 первое место в перечне опаснейшего оружия России при теоретически возможном вооруженном противостоянии с США. Эксперты NI пришли к заключению, что он «экстремально опасный» для почти всех натовских авиамашин.

Свое заключение они обосновывают:

  • большим количеством дальних ракет «воздух-воздух» на борту «сушки»;
  • опцией пуска ракет на сверхзвуковой скорости;
  • несравненной сверхманёвренностью аппарата;
  • мощнейшими средствами РЭБ.

По мнению NI, фатальной опасности Су-35 не представляет только для F-22 Raptor, принадлежащего к многоцелевикам 5-го поколения. Впрочем, по итогам «дружественной встречи» Су-35 с F-22 в воздушном пространстве у Аляски 11 сентября 2020, аналитик Business Insider Алекс Локи пришел к противоположному выводу. Он акцентировал на более мощном вооружении российской машины и гораздо лучшей сверхманевренности.

Специалисты отмечают, что «тридцатьпяткам» приходилось иметь дело с «раптором» и в Сирии. Будто бы 23 ноября 2017 F-22 приблизился к двум штурмовикам Су-25, прикрывавшим правительственные сирийские силы, и стал маневрировать, имитируя атаку. С базы Хмеймим немедленно вылетели Су-35, чье скорое прибытие к месту инцидента заставило Raptor спешно ретироваться.

Другие наблюдатели подтверждают, что на российском аппарате летчику не нужно ограничивать себя в фигурах высшего пилотажа, поскольку риск уйти в штопор практически равен нулю. Тогда как о натовских истребителях этого не скажешь.

О недостатках Су-35 нам ничего неизвестно. Самолеты, состоящие на вооружении ВКС России, успешно выполняют боевые задачи, при этом отсутствуют сведения о каких-либо ЧП во время эксплуатации. Единственное происшествие с участием истребителя зафиксировано до приемки серийных изделий: в 2009 в аварию попал всего-навсего прототип Су-35-4 (пилот катапультировался).

Создание модели

Над созданием первой пробной модели российские конструкторы начали работать в 2006 году. По ранее утвержденному плану, испытание пробного образца должно было начаться в конце 2007 года, однако срок пришлось перенести практически на целый год.

ТТХ Су-35 приятно удивили всех присутствующих на месте первого пробного полета. И на следующий день военная техника была представлена для ознакомления В. В. Путину. И на втором пробном испытании воздушный транспорт смог подтвердить свои неимоверные технические способности.

Учитывая очевидные преимущества нового истребителя, было решено заключить сделку о приобретении крупной партии военных истребителей, которые в дальнейшем смогут пополнить ВВС Российской Федерации. Изначально была оговорена стоимость Су-35, между авиапроизводителем компанией «Сухой» и военными российскими ведомствами. Найдя компромисс относительно стоимости военной техники, деловые партнеры подписали внушительный по размеру контракт на создание более 47 единиц воздушной техники на протяжении 3-х лет начиная с 2012 года, заканчивая 2015.

Автопромышленное предприятие «Сухой» успешно справлялось с поставленной перед ним задачей – в 2016 году на вооружении Российской армии насчитывалось более 64 единиц Су-35С.

Кабина Су-35

Авионика

СУ-35, технические характеристики РЛС которого обеспечивают ему господство в воздухе, способен обнаруживать цели даже на большой дальности.

Параметры радиолокационной станции:

  • Диаметр фазовой антенной решетки, см — 0,9.
  • Работает в диапазоне частот — 8-12 ГГц.
  • Угол обзора — 240°.
  • Число приемо-передатчиков — 1772.
  • Рабочая мощность — 5000 Вт.
  • Максимальная мощность — 20000 Вт.
  • Цели обнаруживаются для встречных курсов при площадях рассеяния 3 м² на расстоянии 350-400 км, при эффективной площади рассеяния 0,01 м² — расстояние 90 км.
  • Одновременно обстреливаются 8 целей.
  • Одновременно ведется целеуказание и обнаружение 30 целей в воздухе или 4 на земле.

РЛС Н035 «Ирбис» способна обнаруживать цели, обладающие площадью рассеяния 3 м² на расстоянии до 400 км. Радиолокационная станция усилена оптико-электронной интегрированной системой и оптико-локационной станцией.

Помимо уже имеющихся на СУ-35 средств радиоэлектронного противодействия могут быть задействованы станции групповой радиоэлектронной защиты.

В пилотской кабине установлен голографический индикатор, который находится на лобовом ее стекле, и два дисплея, работающих в режиме многоэкранности.

Кроме того, имеется комплекс Л-150-35, предупреждающий об облучении.

Станция оптической локации позволяет сопровождать 4 воздушные цели на расстоянии до 80 километров. Инфракрасные датчики выполняют предупреждение о ракетном нападении.

Для целей РЭБ истребитель оборудуется контейнерами.

История

2006 год стал годом выпуска установочной партии машин. Премьерный опытный образец был выпущен уже в 2007 году. Через год начались первые полеты. К марту 2009 года новинка произвела уже сто полетов.

На авиафоруме МАКС-2009 ВВС заключили с производителем контракт на 48 машин до 2015 года. По результатам выполнения контракта военное ведомство страны планирует заключить аналогичный контракт до 2020 года.

В 2010 году появилась информация об итогах предварительных испытаний, которые доказали соответствие машины требуемым параметрам по сверхманевренности и наличию бортового оснащения.

Первые шесть СУ-35С в рамках серийного выпуска Минобороны получило в 2012 году. Спустя 2 месяца стартовали его государственные испытания.

Дальнейшие поступления новинки выглядят так:

  • 2013 год — 12 шт.;
  • 2014 год – 12 шт..

Конструкционные особенности

Внушительный и в то же время эстетичный – именно так можно в 2-х словах описать внешний вид военного истребителя. А фото с полным вооружением приводит в некоторое замешательство, ведь мощь военного транспорта действительно поражает. Внешняя форма Су-35 в некотором роде напоминает парящего в небе хищника, гордо раскинувшего свои огромные крылья. У крылатой грозной «птицы» поворотные рулевые панели установлены в хвостовой части корпуса.

Конструкторам удалось в значительной степени улучшить управляемость, оснастив самолет дополнительным горизонтальным оперением. Среди самых значимых изменений, внесенных в базовую модель Су-27, можно отметить следующие:

  • для изготовления корпуса была использована прочная основа из прочного алюминия и титана;
  • кабина летчика была оснащена современным креслом для катапультирования модели К-36;
  • носовую часть авиатехники было решено оснастить так называемым приемником для потока воздушных масс, выполненного в копьеобразном исполнении;
  • благодаря увеличению площади вертикального оперения, удалось увеличить дальность полета и в значительной степени улучшить маневренность военно-воздушного транспорта;
  • изменил свое место расположения и парашют необходимый при торможении: конструкторы решили перенести его в верхнюю часть фюзеляжа.

Особого внимания заслуживает двигатель Су-35, точнее два авиадвигателя, оснащенных векторами тяги «УВД», модели «Ал-41-Ф1С». Данная конструкция является прототипом двигателя, которым были оснащены военные самолеты 5-го поколения.

После проведения определенных модернизаций, инженерам удалось занизить как безфорсажную, так и форсажную тягу, что в свою очередь с несколько раз снизило рабочий ресурс. Такой двигатель помогает набрать сверхзвуковую скорость самолету даже без перехода в режим под названием «Форсаж». Управляется двухдвигательная силовая установка в электронно-механическом режиме.

Каждая модель Су-35 оснащена современной радиолокационной системой, способной обнаружить цель на расстоянии, превышающем 350 км, под названием «Ирбис, РЛС-НО-35». В дополнение к этой конструкции идет ОЭИС и локационная станция.

Модификации

Су-35БМ — первоначальное название программы модернизации самолёта Су-27 — «большая модернизация». В дальнейшем пошёл в серию как Су-35.

Су-35C — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». В нём использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолёта являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решёткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. Су-35С совершил первый полёт в феврале 2008 года.

Производство

В 2009 году «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.

В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку в ВКС РФ 50 единиц, до 2020 года

Экспорт

В ноябре подписан контракт на поставку 24 истребителей Су-35 в Китай; стоимость контракта — около 2,5 млрд долл.. По состоянию на декабрь 2017 года заказчику поставлены 14 машин.

В феврале года подписан контракт на поставку 11 истребителей Су-35 в Индонезию; стоимость контракта — 1,1 млрд долл.

Индия и Малайзия также могут приобрести самолёты Су-35, потенциальные заказчики активизировались после успешного применения этой техники Воздушно-космическими силами России в Сирии[источник не указан 313 дней].

Вооружение

  • Боевая нагрузка — 8 тонн.
  • 12 мест подвески вооружения.

Самолет имеет несколько разновидностей вооружения:

  • стрелково-пушечное;
  • ракеты «воздух-воздух» управляемые;
  • неуправляемые ракеты и бомбы;
  • ракеты «воздух-поверхность» управляемые.

Из стрелково-пушечного вооружения на самолете установлена встроенная автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 калибра 30 мм повышенной скорострельности. Пушка размещена на правой половине крыла и имеет боекомплект из 150 патронов.

Ракетно-бомбовое вооружение СУ-35 расположено на пусковых устройствах, катапультных устройствах и балочных держателях.

Места для подвески вооружений:

  • консоли крыльев – 6 шт.;
  • законцовки крыльев – 2 шт.;
  • двигатели – 2 шт.;
  • центроплан – 2 шт..

Из вооружения «воздух-воздух» самолет может нести 8 ракет средней дальности Р-27, имеющих радиолокационные или тепловые головки самонаведения. Еще можно использовать до 10 самонаводящихся ракет РВВ-АЕ с радиолокационными головками или до 6 ракет ближней дальности Р-73, имеющих тепловые головки самонаведения.

В вооружение «воздух-поверхность» может входить 6 самонаводящихся ракет Х-29Т, Х-29Л и С-25ЛД с лазерными головками. Кроме ракет, самолет может быть вооружен корректируемыми бомбами. Для борьбы с кораблями противника используются противокорабельные ракеты Х-31А.

Неуправляемое вооружение «воздух-поверхность» может достигать 8 тонн. Число бомб может достигать 16 шт.

Примечания

  1. ↑ . Компания «Сухой».
  2. ↑ . КнААЗ им. Гагарина.
  3. Sebastien Roblin. . National Interest (21 июля 2017).
  4. . РИА Новости (11 декабря 2018). Дата обращения 9 февраля 2019.
  5. Упоминаемый иногда заводской шифр «Т-10БМ» является вымышленным и никогда не существовал.
  6. . ВПК.name. Дата обращения 20 января 2019.
  7. . Defence.ru. Дата обращения 4 мая 2020.
  8. ↑ . lt.cjdby.net. Дата обращения 19 декабря 2018.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2010.
  10.  (недоступная ссылка) — niip.ru
  11. . РИА Новости (20140812T1148+0400Z). Дата обращения 11 февраля 2019.
  12. Алексей Савёлов. . Телеканал «Звезда». Дата обращения 12 февраля 2019.
  13. . ТАСС (19 февраля 2016). Дата обращения 27 февраля 2016.
  14. . Ростех (31 мая 2017). Дата обращения 29 ноября 2018.
  15. . Интерфакс (26 ноября 2018). Дата обращения 29 ноября 2018.
  16. . РБК (15 февраля 2018). Дата обращения 29 ноября 2018.
  17. Иван Сафронов, Александра Джорджевич. . «Коммерсантъ» (5 октября 2018).
  18. . ТАСС (5 октября 2018).
  19. . ТАСС (20 октября 2018).
  20. . ТАСС (25 марта 2019).
  21. . РИА Новости (20200312T2100+0300). Дата обращения 12 марта 2020.
  22. . www.bloomberg.com. Дата обращения 12 марта 2020.
  23.  (недоступная ссылка). «Коммерсантъ» (18 марта 2019). Дата обращения 18 марта 2019.
  24. . «Интерфакс» (26 марта 2019).
  25. . Дата обращения 20 марта 2019.
  26. The Military Balance 2020,p.201
  27. . function.mil.ru. Дата обращения 1 марта 2016.
  28. . РБК. Дата обращения 1 февраля 2016.
  29. TNI Staff. . National Interest (8 октября 2016). — «the Su-35 an extremely dangerous foe to any U.S. fighter».
  30. Dave Majumdar.  (англ.). The National Interest (6 December 2014). Дата обращения 28 апреля 2019.
  31. . Вести.ру. Дата обращения 11 февраля 2019.
  32. Alex Lockie. . Business Insider (13 сентября 2018). — «The Russian Su-35 holds more missiles than the F-22. What’s more, the Russian Su-35 can maneuver better than the F-22.».
  33. . www.komcity.ru. Дата обращения 13 августа 2016.

Основные задания истребителя

В отличие от истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, чье вооружение направлено, прежде всего, на ликвидацию наземных и морских объектов, многоцелевые истребители создаются в первую очередь для воздушных боев, ликвидации любых самолетов, вертолетов и иных воздушных устройств противника, хотя могут применяться для атак ракетами «воздух-земля».

В Сирии основной миссией Су-35 явилось прикрытие самолетов-транспортников и ударных боемашин, поражающих наземные объекты, чтобы предотвратить повторение инцидента с уничтожением бомбардировщика Су-24 турецким истребителем 24 ноября 2015 г. Также «тридцатьпятки» выполняли разведывательные функции.

В августе 2020 электронные СМИ сообщили о новом инциденте с «артистами» из воздушных сил Турции в главных ролях. Командование направило группу истребителей в воздушное пространство Сирии, предположительно, в Идлиб, где правительственные войска успешно атаковали боевиков террористической организации «Тахрир-аш-Шам» (запрещена на территории России). По данным анонимных наблюдателей, турки преодолели расстояние более 40 километров, но как только их РЛС обнаружили Су-35 — развернулись и взяли обратное направление. Правда, официальных комментариев об эпизоде не последовало, что журналисты объяснили выполнением «сушками» секретного вылета, при котором они якобы «отогнали» турецких провокаторов случайно.

История создания

В 1977 г. в ОКБ П. О. Сухого были начаты предварительные исследования возможных путей увеличения боевых возможностей истребителя Су-27, который в то время являлся самым мощным в мире серийным тяжёлым истребителем завоевания господства в воздухе. В Су-27 удалось удачно совместить хорошо отработанные конструктивные элементы самолётов 1970-х гг. и достижения аэродинамики, двигателестроения и БРЭО первой половины 1990-х гг. Одним из ключевых направлений совершенствования самолёта явилось повышение его маневренных характеристик (несмотря на, то что Су-27 являлся самым маневренным в мире истребителем 4-го поколения, прогнозируемые тенденции развития зарубежных истребителей не позволили останавливаться на достигнутом) путём совершенствования аэродинамики при условии тесного сотрудничества с ЦАГИ.

Работы по созданию истребителя Су-27М, получившего «фирменное» обозначение «35» или «Су-35», возглавил главный конструктор Н. Ф. Никитин, при общем руководстве генерального конструктора М. П. Симонова.

Для перспективных модификаций Су-27 — многофункционального истребителя Су-27М, палубного Су-27К и ударного самолёта Су-27ИБ была разработана аэродинамическая компоновка с передним горизонтальным оперением (ПГО), которое служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающем» на крыле при движении самолёта на больших углах атаки. Вихревые генераторы, по рекомендации ЦАГИ, были применены приблизительно в то же время (на рубеже 1970-80-х годов) и при модернизации истребителя МиГ-23: последняя и наиболее маневренная версия этого самолёта — МиГ-23МЛД — была снабжена небольшими вырезами («клыками») на корневой части крыла.

Первые продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ, выявили наличие ряда проблем, связанных с обеспечением управляемости самолёта в продольном канале на некоторых углах атаки.

К весне 1982 г. был отработан вариант ПГО, пригодный для установки на истребитель.

В мае 1985 г. опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая лётчиком-испытателем В. Г. Пугачёвым, совершила первый полёт. Её испытаниями руководил ведущий инженер Г. С. Кузнецов. Полёты подтвердили ожидаемое улучшение характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки, а также взлётно-посадочных характеристик.

28 июня 1988 г. Поднялся в воздух первый из пяти истребителей, переоборудованные из Су-27 в рамках программы Су-27М.

Су-35 характеристики:

Модификация   Су-35C («БМ»)
Размер крыла, м   14.75
Длина самолета, м   21.95
Высота самолета, м   5.92
Площадь крыла, м2   62.20
Масса  
  пустого самолета   19000
  нормальная взлетная   25300
  максимальная взлетная   34500
  топлива   11500
  топлива (с двумя ПТБ)   14300
Тип двигателя   2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С
Тяга, кгс  
  максимальная   2 х 8800
  на форсаже   2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:  
  у земли   1400 (М=1.17)
  на большой высоте   2500 (М=2.35)
Практическая дальность, км:  
  перегоночная с ПТБ   4500
  на большой высоте без ПТБ   3600
  на малой высоте   1580
Скороподъемность, м/мин   16800
Практический потолок, м   18000
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов).
  боевая нагрузка — 8000 кг на 12 узлах подвески:
  УРВВ —  Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,
  8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,
 12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73
 варианты:
 — 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
 — 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.
 УРВП: Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
  Бомбовая нагрузка : 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э,
2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л или неуправляемые 
бомбы различных калибров

«Большая модернизация»

Су-35 — это продукт непрерывного совершенствования тяжёлого истребителя Су-27, который создавался в ответ на появление в США F-15. От предшественника машине достались уникальная аэродинамическая схема, манёвренность и надёжность.

Программа модернизации Су-27 стартовала в 1983 году. Впервые обновлённая версия самолёта поднялась в воздух 28 июня 1988 года. Прежде всего специалисты ОКБ Сухого стремились усовершенствовать в машине бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), широко используя цифровые технологии, которые позволяют быстрее обрабатывать и передавать информацию.

Также по теме


«Усилить позиции России в воздухе»: на что способен истребитель пятого поколения Су-57

Российский истребитель пятого поколения Су-57 приступил к очередной фазе лётных испытаний с применением новейших авиационных средств…

Су-27М (в специализированной литературе встречается обозначение Т-10М. — RT) получил радиолокационную систему управления вооружения РЛСУ-27. Она включала комплекс связи, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), прицельно-навигационную систему с функцией нашлемного целеуказания.

С 1992 года Су-27М под индексом «Су-35» демонстрировался на международных авиасалонах. В 1994 году арсенал Су-27М пополнился управляемой ракетой средней дальности класса «воздух — воздух» Р-77 разработки МКБ «Вымпел» (Москва). Боеприпас способен поражать цель на дистанции до 110 км. На подвеске самолёта могли разместиться до десяти Р-77.

Однако, как говорилось в материалах Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), специалисты ОКБ Сухого считали необходимым продолжить обновление БРЭО «для обеспечения конкурентоспособности с современными и перспективными зарубежными истребителями».

«Новый российский истребитель создаётся таким образом, чтобы он мог летать и воевать в условиях, где «классические» истребители (поколения «4+») не могут вести боевые действия. Предусматривается, что «большая модернизация» закроет пробел между самолётами Су-27, построенными или доработанными в рамках «малой модернизации», и авиакомплексом пятого поколения, который должен выйти на рынок в следующем десятилетии (речь идёт о Су-57. — RT)», — отметила ОАК.

  • Многофункциональные истребители Су-34 и истребители Су-35С на авиабазе Хмеймим
  • РИА Новости

В 2005 году ОКБ Сухого и Минобороны достигли договорённости о поставках Су-35. Первый лётный образец радикально обновлённого самолёта был собран в 2007 году. 19 февраля 2008 года Су-35 совершил свой первый полёт. Управлял машиной заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. 2 октября 2008 года в воздух поднялся второй образец.

Сравнение с F-35

Производитель определяет СУ-35 как машину 4++, то есть обладающую рядом свойств, присущих пятому поколению. Возможность сбивать самолеты-стелс дает истребителю его сверхманевренность. У СУ-35 технические характеристики несколько иные.

Двигательная установка самолета дает возможность делать сложнейшие маневры. Пилотаж СУ-35 дает возможность выполнять и «кобру Пугачева», и «чакру Фролова».

Европейские эксперты с некоторой долей скепсиса относятся к сверхманевренности, считая, что в реальном бою малая заметность намного более важна, чем повышенная маневренность. Стелс – характеристика, которой истребитель обладает изначально. Многие эксперты считают, что соответствие требованиям малозаметности было главным требованием заказчиков F-35. Раз он обладает малой заметностью, ему не нужна высокая маневренность.

Однако, с другой стороны, несмотря на большое значение стелс-технологий для истребителя, она не является плащом-невидимкой. Знания о ведении воздушных боев постоянно обновляются. Военные и послевоенные самолеты первых поколений в качестве приоритетных задач использовали высоту, высокую скорость, маневренность и боевую мощь. У следующих поколений требования несколько изменились: главной стала скорость СУ-35, далее — маневренность.

Эксперты очень высоко оценили маневры, выполнявшиеся истребителем СУ-35 на авиасалоне в Париже. Однозначной победы в воздухе они, конечно, не означают, но траектория полета, которую невозможно предсказать, способна вызвать сбои программ наведения ракет неприятеля. При этом сам СУ-35 способен выпустить ракеты небольшой дальности с максимальной вероятностью поражения самолета неприятеля.

F-35 в максимальной степени является зависимым от своей малой заметности и старается избегать столкновений в ближнем воздушном бою («поножовщина» ему противопоказана). Ближний бой дает существенные преимущества СУ-35. Российская машина имеет большой арсенал вооружений, высокую дальность полета. Но главный конек СУ-35 — его сверхманевренность, о которой слагают легенды. Данная характеристика превратилась в визитную карточку этих самолетов. Стоимость СУ-35 для российских Вооруженных сил – примерно 40 млн долларов.

Серийный выпуск самолета Су-35С для ВВС и ПВО РФ

Су-35С-1 … -6 установочной серии выпуска КНААПО, многоцелевой одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО – самолет в базовом варианте для ВВС РФ.

Подготовка серийного производства самолета на КНААПО началась еще до первого полета опытного образца (вероятно, уже в 2005 г.).

Первая серия (6 самолетов) в январе 2013 г. сдана ГЛИЦ для проведения ГИ самолета (этап Заказчика), его СУ-УВТ, БРЭО и АВ.

Серийный самолет Су‑35С на приемо-сдаточных испытаниях. Фото: paralay.com

Серийный самолет Су‑35С на Государственных испытаниях. На подвеске – противокорабельные ракеты Х‑31А и ракеты воздух-воздух Р‑27 и Р‑77. Фото: paralay.com

Серийный истребитель Су‑35С Военно-воздушных сил России. Фото: super-orujie.ru

Су-35С серийный выпуска КНААПО (КНААЗ, входит в АО «Сухой» ОАК РФ), многоцелевой одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель сопровождения, перехватчик ПВО – самолет в базовом варианте для ВВС РФ.

В 2009 г. был заключен контракт на поставку по Гособоронзаказу 48 новых самолетов для ВВС РФ. Поставку этой партии планировалось завершить в 2015 г.

Первые самолеты поставлены в 23-й ИАП в феврале 2014 г.

Самолеты первый серий отличались сокращенной номенклатурой БРЭО (не установлена РЛС обзора задней полусферы) и вооружения (прежде всего, воздух-поверхность), которая восстанавливалась по ходу выпуска и в эксплуатации по бюллетеням производителя до полной комплектации постепенно. К 2018 г. этот процесс завершен еще не был.

На январь 2018 г. для ВКС РФ было построено и сдано 70 самолетов, включая 6 самолетов установочной серии. Они находились на вооружении трех строевых истребительных авиаполков ВКС РФ – см. табл.

С конца 2015 г. самолеты Су-35С входят в состав группировки ВКС РФ в Сирии, имея задачей прикрытие действий ударной авиации в этой стране.

Истребители Су‑35С 159-го Гвардейского Новороссийского Краснознаменного ордена Суворова ИАП 1-го Краснознаменного Командования ВВС и ПВО Российской Федерации на аэродроме Бесовец в Карелии. Фото: djoker-lj.livejournal.com

Серийный самолет Су‑35С Оперативной группировки ВКС России в Сирии на авиабазе Хмеймим. Фото: interpolit.ru

Су-35 серийный экспортный, многоцелевой одноместный истребитель-бомбардировщик. От варианта Су-35С для ВКС РФ имеет ряд отличий:

  • исключены системы применения ЯО;
  • установлено БРЭО и ПО в исполнениях, разрешенных к экспорту, системы, не имеющие таких исполнений, исключены или заменены другими, экспорт которых разрешен;
  • по согласованию с заказчиком установлено некоторое дополнительное оборудование (связное, контроля состояния систем и др.);
  • обеспечена возможность применения дополнительного вооружения (российской, совместной и зарубежной разработки).

На 2018 г. были заключены и приняты к исполнению два контракта на поставку Су-35С за рубеж:

КНР (контракт прорабатывался с в 2009 г., заключен в 2015 г., получатель ВВС НОАК, объем – 24 самолета, общая стоимость 2,5 млрд. долл., на декабрь 2017 г. было поставлено 14 самолетов, которые заказчик принял и начал эксплуатировать, предположительно, в ВВС НОАК самолет именуется J-11D);

Истребитель Су-35 ВВС НОАК аэропорту Толмачево (Новосибирск) 11 мая 2018 г. Предположительно, самолет совершает перелет на аэродром Раменское в Московской обл., где проходило переучивание на этот тип самолета первых китайских летчиков. Фото: defence.ru

Истребители Су-35 ВВС НОАК сопровождают стратегические ракетоносцы H-6K. Фото: defence.ru

Индонезия (в феврале 2018 г. заключен подписан контракт на поставку 11 самолетов Су-35С, общая стоимость 1,1 млрд. долл., получатель ВВС страны, поставка 1-го самолета ожидается в октябре 2018 г.).

В стадии проработки на сентябрь 2018 г. находились контракты:

  • Индия (имеется информация, что контракт прорабатывается, вероятный получатель – ВВС страны, самолет предлагается в расширенной комплектации АВ с возможностью применения ПКР «БраМос», решение о заключении контракта будет принят по итогам конкурса предложений);
  • Малайзия (имеется информация, что контракт прорабатывается, вероятный получатель – ВВС страны).

Итого на сентябрь 2018 г. было построено 3 летных и 1 статический опытных самолета Су-35, 6 самолетов установочной серии Су-35С, не менее 64 серийных самолетов Су-35С для ВКС РФ и не менее 15 самолетов Су-35С на экспорт: всего 89 самолетов, включая 1 не летный опытный экземпляр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector