Четверть века в заточении: история бланш монье

Процесс над Монье

Бланш оказалась наедине с собой и со своим безумием. По иронии судьбы, она пережила всех. Спустя 10 лет умер ее возлюбленный адвокат. Когда Шарль-Эмиль скончался в 1882 году, он так и не заставил жену освободить дочь. За Бланш ухаживали исключительно горничные. Одной из них была Фази — женщина, которая служила семье Монье 45 лет, она всегда относилась к Бланш с теплотой, но и она умерла, а следующие нанятые горничные не горели желанием помогать душевнобольной. То же касалось и брата Бланш, который предпочитал делать вид, что не знает ничего о запертой сестре. Так постепенно Бланш вовсе лишилась возможности когда-либо выйти наружу.

Если бы не анонимка. Предполагают, что после того, как Луиза-Леонарда заболела, письмо в полицию написал Марсель, испугавшись последствий, когда всё всплывет наружу.

24 мая 1901 года Марсель Монье и его мать были арестованы.

Но через 15 дней мадам Монье скончалась в тюрьме, так и не дожив до процесса. На суде собралась толпа журналистов.

Соседи рассказали, что временами слышали со стороны дома Монье крики и даже разбирали отдельные слова: «милосердие», «свобода», «полиция» и «умоляю». Один из свидетелей говорил, что 16 августа 1892 года слышал, как женщина кричала: «Что я сделала, что вы заперли меня здесь? Я же не заслуживаю такой страшной пытки! Бога нет. Если бы он был, живые существа не могли бы так страдать. Почему никто не придет мне на помощь?» Интересно, что никто из свидетелей так и не обратился в полицию.

Марселя приговорили к 15 месяцам тюрьмы, но ему и его адвокату это показалось несправедливым. Марсель подал апелляцию, настаивая на снисхождении, потому что «невозможно понять насилие или как быть без насилия».

До конца дней Бланш Монье оставалась в психиатрической лечебнице — там ее остригли почти налысо, потому что вычесать колтуны, в которые свалялись ее, некогда чудесные, локоны, было невозможно. Ее волосы отросли, но разум не восстановился.

Биография и творчество

Сын небогатого парижского буржуа; учился живописи у Жироде и Гро. Однако живопись ему не давалась, а потому он занялся рисованием. Несколько его портретов, рисованных пером, обратили на себя в салоне 1831 г

общее внимание.

Еще раньше он пристрастился к литографии; некоторые из его работ в этом направлении имели успех даже на художественной выставке 1826 г. Тогда же не без успеха иллюстрировал «Песни» Беранже и «Басни» Лафонтена.

Наблюдательный и остроумный, Монье особенно тяготел к карикатуре: его бойкий карандаш воспроизводил характерные особенности парижской уличной и мещанской жизни; в рисунках, зачерченных с натуры, равно как и в разговорах, он создал ряд характерных парижских типов: привратниц (m-me Gibou), мелких буржуа, возводящих филистерскую свою пошлость в перл создания (Жозеф Прюдомм) и т. д. Имена героев и героинь Монье скоро сделались нарицательными.

Успех, выпавший на долю «Scènes populaires» (1830), побудил его разрабатывать эту тему и дальше; таковы его карикатурные сборники:

  • «Nouvelles scènes populaires» (1835—39),
  • «Scènes de la ville et de la campagne» (1841),
  • «Un voyage en Hollande» (1845),
  • «Les bourgeois de Paris» (1834),
  • «Les diseurs de riens» (1855),
  • «Mémoires de M. Joseph Prudhomme» (1857),
  • «La religion des imbéciles» (1862),
  • «Nouvelles scènes populaires» (1862) и т. д.

Такой же юмор и веселость, какими отмечены его карикатуры, Монье обнаружил на сцене, выступив в театре в 30-х годах в качестве актера. Слишком, однако, самобытный и субъективный в своём таланте, чтобы воплощать чужие творения, Монье на сцене появлялся лишь изредка и притом как исполнитель написанных им самим пьес:

  • «Les compatriotes» (1849),
  • «Grandeur et décadence de M. J. Prudhomme» (1852),
  • «Roman chez la portrière» (1855),
  • «Peintres et bourgeois» (1855),
  • «Les Métamorphoses de Chamoiseau» (1856),
  • «Joseph Prudhomme — chef de brigands» (1860).

Монье был деятельным сотрудником юмористических периодических изданий и альманахов и участвовал в изготовлении очень удачных рисунков для иллюстрированного издания сочинений Бальзака (1845).

РАССЛЕДОВАНИЕ И ПРИЧИНЫ ЗАТОЧЕНИЯ

В ходе полицейского расследования было подтверждено, что это дочь семьи Монье – Бланш и 25 лет она провела в тёмном амбаре, куда её заперли собственные родители.

Родители признались, что поводом заточения было не порядочное поведение их дочери, ведь Бланш влюбилась в республиканца-адвоката, а семья Монье поддерживали монархию и были против их романа. Однако любые протесты родителей не были аргументом для Бланш и она продолжала тайно встречаться с адвокатом.

Молодая Бланш Монье

По историческим справкам психические отклонения были выявлены у всей семьи Монье. К примеру, Бланш часто испытывала припадки сумасшествия и издавала вопли, снимая с себя всю одежду и выглядывая в окно. Мать, для того, что бы дочь не опозорила семью в таком сумасшествии, запирала её в своей комнате.

Так как Бланш не осозновала причин, почему мать запирает её в своей комнате, поэтому относилась к этому нормально. Сначала её посещали горничные, которые старались заменить ей мать и ухаживали за ней. Переодически к ней приходил отец, который оченб жалел дочь, однако мать запрещала ему её посещать. После того, как отец Бланш скончался, у нее не осталось никаких шансов выйти на свободу и она продолжала «гнить» в своей комнате в одиночестве.

Отец и Бланш Монье

Для того, что бы соседи и жители города перестали спрашивать куда делась их дочь, мать и родной брат Бланш сделали вид, что она пропала и подали заявление о пропаже в полицию.

Темное семейство

Несмотря на то что Монье были щедрыми благотворителями и род свой вели от благородной семьи Пуатье, все же являлись людьми с причудами. Сама Луиза-Леонарда, дочь биржевого маклера, по слухам, была женщиной сварливой и жадной. Она пренебрегала правилами гигиены и, по словам прислуги, все время носила одно и то же грязное платье.

У Бланш был старший брат Марсель Монье, который также страдал довольно странными дурными наклонностями. Журналист газеты «Temps» дал сходное описание Марселя Монье: «Это маленький тщедушный человек, тонкие конечности которого теряются в чрезмерно широкой одежде. Его острая голова с блестящей макушкой, русая борода с проседью, широкие скулы, крючковатый нос, пенсне с толстыми линзами на переносице,резкий профиль, растерянный вид — все это придавало ему вид ночной птицы, застигнутой врасплох ярким светом». У Марселя также совершенно отсутствовало обоняние.

Не очень понятно, что делал в этой семье Шарль-Эмиль — очень образованный человек с мягким и, надо признать, довольно слабым характером. Он занимал пост декана филологического факультета в лицее Пуатье.

Сразу через год после рождения Марселя на свет появилась Бланш. У нее было счастливое детство, она много играла с братом, но всю жизнь страдала необъяснимыми приступами, была довольно истеричной и нервной. С возрастом ее состояние ухудшалось: она повсюду видела призраков, могла начать хохотать без причины, задирала юбку и в таком виде, нагая, высовывалась из окна. Ее отношения с матерью тоже ухудшались, и, возможно, подобные истерические припадки Бланш объяснялись именно этим — среда, в которой она росла, была далека от благополучной.

Бланш влюбилась в живущего по соседству адвоката, но мать девушки говорила, что тот ей не пара и мезальянса она не допустит. Но Бланш продолжала встречаться с ним, слухи дошли даже до того, будто Монье забеременела и даже как будто родила ребенка — то ли он уже был мертвым, то ли его убили.

В конце концов, чтобы избежать позора, Луиза-Леонарда заперла дочь в темной тесной комнате. Та не сопротивлялась — она просто не думала, что ее заточение продлится 25 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector