Периоды каменного века

Рацион первобытного человека

Питание охотников-собирателей было разнообразным по тем временам. С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами, – всем тем, что мог найти и собрать. Летом в изобилии можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. Не сложно было обнаружить финики, виноград, фигу, клюкву и чернику в отдельных регионах. Осенью природа давала человеку разнообразные орехи – кедровые орешки, миндаль, желуди. Все это добро можно было хранить в земле, а зимой высушенные фрукты и ягоды тоже шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта.

В рационе преобладала растительная пища, однако, когда ее становилось мало, человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц.

По зубам неандертальца, жившего 60 тыс. лет назад, ученые выявили, что в его рационе почти не было сладкого, так как гнилых зубов не обнаружено вовсе, однако некоторые зубы были сточены. Это объясняется тем, что человеку приходилось есть зерно прямо в твердой оболочке.
Костяной гарпун позволял ловить рыбу.

Возле морских побережий процветала рыбная ловля. В ход шли моллюски, ракообразные, крабы, трубачи. Охота велась на морских птиц и тюленей. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов, крючков и сетей.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория», который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory, нем. Urgeschichte).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория» (англ. protohistory, нем. Frühgeschichte). Для замены термина первобытнообщинный строй, характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе термин «протоистория» не прижился.

В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществлённой собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя, взаимосвязь, идентичность власти.

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя — несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита.

Начните заполнение пустых граф в таблице «Этапы развития первобытного общества». Если необходимые сведения в учебнике

отсутствуют, ставьте прочерк. Периоды / Орудия труда / Основные занятия и умения / Организация жизни людей

  • Следить
  • Отметить нарушение!

Ответы и объяснения

Алгебра

+ − × &bullet; ÷ ± = ≡ ≠ ~ ≈ &simeq; < ≤ ≤ > ≥ ∝ ∑ ∞ √ { } &langle; &rangle; ¼ ½ ¾ ƒ ′ ″ ∂ ∫ &Int; Δ &Del;

Геометрия

° ∠ &angmsd; &angrt; &vangrt; &lrtri; &cir; &xutri; &squ; &fltns; ◊ &spar; &npar; ⊥ ≅

Логика

¬ ∧ ∨ ∀ ∃ &EmptySmallSquare; ◊ &vdash; &vDash; ∴

Множества

∅ ∈ ∉ ⊆ &nsube; ⊂ ⊄ ⊇ &nsupe; ⊃ &nsup; ∩ ∪ &ssetmn; &ominus; ⊕ ⊗ &odot;

Верхние и нижние индексы

Нижние индексы

₁ ₂ ₃ ₄ ₅ ₆ ₇ ₈ ₉ ₀ ₊ ₋ ₍ ₎ ₐ ₓ

Верхние индексы

¹ ² ³ ⁴ ⁵ ⁶ ⁷ ⁸ ⁹ ⁰ ⁺ ⁻ ⁽ ⁾ ᵃ ᵇ ⁿ ˣ °

Греческий алфавит

Строчные

α β γ δ ε ζ η θ ι κ λ μ ν ξ ο π ρ σ τ υ φ χ ψ ω

Прописные

Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Υ Φ Χ Ψ Ω

Стрелки

&uparrow; &downarrow; &updownarrow; → ← &Uparrow; &Downarrow; &Updownarrow; ⇒ ⇐ ⇔

Европейские символы

À Â Ç É È Î Ï Ô Û Ÿ Œ Æ ß Ä Ö Ü à â ç é è ê î ï ô û ù ÿ œ æ ä ö ü

Другие символы

&top; &dashv; ⊥ &vdash; € £ ¥ ¢ ‰

Жизнь людей в каменном веке

Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки. Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные.

Их основная и главная пища и источник­ существования­ — это громадные животные и мамонты. Археологами обнаружены уже несколько тысяч изделий из кости и самих костей различных животных и зверей при раскопках стоянок палеолитического человека.

Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных. Большинство стоянок обнаружено по краям оврагов, и на крутых речных берегах. Охотники загоняли в пропасти животных целыми стадами. Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры — на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов.

Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных. Племенами велась родословная от разных животных. Одни назывались детьми медведя, другие — змеи, третьи — сокола. Удача на охоте­ не всегда была постоянной, она скорее случайная. Видимо именно с этим фактором связывают различные запреты и тайны в религиозном представлении наших далеких предков. В палеолите о святилищах, которые находились в очень труднодоступных пещерах, знали только посвященные. В них осуществлялось совершение колдовских магических обрядов, благодаря которым должна была бы прийти удача к охотникам. Подтверждением такой гипотезе есть великолепные настенные изображения древних святилищах, которые считаются феноменом пещерной живописи с красочными рисунками, который до наших дней остается загадкой. Культуру каменного века можно назвать единообразной. Невероятным кажется то, что люди всей планеты, жившие в каменном веке, не сговариваясь использовали совершенно схожие инструменты и изготовляли с их помощью одинаковые вещи, дома и одежду.

Судя по данным раскопок, около двадцати пяти тысяч лет назад в одной из чешских деревень строились дома, изготовленные из глиняных кирпичей, в Сибири в то же самое время возводились палатки из бивней и шкур мамонтов. Но­ для захоронений нашими предками и в той и другой стране передвигались огромные каменные тяжелейшие плиты,­ они складывали это этого материала довольно впечатляющие могилы (мегалиты). Кроме установления «могил» такие массивные глыбы использовались как знаки, которые ограничивали территорию, иногда они были своеобразным «монументом» в честь какого-то события или в виде объекта преклонения.

Около пяти тысяч лет тому назад уже строили крупные города. Так, например «Холм мертвых» (Мохенджо-Даро в Пакистане), в нем насчитывалось­ до десятка тысяч населения, в Цитадели собиралось одновременно пять тысяч человек. Большая часть людей в каменном веке жили все же в небольших поселениях, так как их легче было покинуть при­ истощении почвы или других природных ресурсов. Некоторые племена вели кочевой образ жизни.

Следует заметить, что время каменного века было не таким уж примитивным и плохим. Люди жили в маленьких деревнях, вели здоровый правильный образ жизни, искренне верили в своих богов, у них в то время была очень хорошей экология и здоровая пища. На большинстве наскальных изображений можно увидеть изображение людей, сидящих у костров на природе или занимающихся охотой. Такое представление очень справедливо для каменного века.

см. также:Все рефераты по истории

Социальная структура

Сегодня численность населения планеты достигает 7,3 млрд. человек. 13 тыс. лет до н.э. она едва доходила до 8 млн.

Общество охотников-собирателей строилось на основе семьи. Совместные группы составляли род, где каждый был связан с другими родственными узами.

Понятие племени появилось еще до того, как человек стал вести оседлый образ жизни. Вероятно, в сезон охоты родовые группы могли объединяться в целые племена на основе общих интересов и родственных признаков, но с окончанием охоты группы-племена распадались.

Более стабильными племена становились при оседлом образе жизни, когда нужно было обрабатывать землю, содержать скот. Это позволило роду разрастаться, слабых уже не бросали. Общество менялось и усложнялось. Более подробно о родовых общинах.

Появление религии

Основная статья: Религия

Мегалитическое сооружение «Стоунхендж»

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса».

В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.

С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

Верхний Палеолит

Где-то 35-10тысяч лет назад закончился последний ледниковый период, и современные люди расселились по всей Земле. Первые современные люди назывались кроманьонцами. После их появления в Европе начался быстрый рост их культур, самыми известными из которых являются Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская. Северная и Южная Америка были заселены через Берингов перешеек, который существовал в древности. Позже он превратился в Берингов пролив. Одним словом, на планете стало жить очень много охотников-собирателей, которые пользовались различными типами каменных инструментов в зависимости от региона.

Примечания

  1. ↑ Barnard, Alan. From Mesolithic to Neolithic Mode of Thought // Whittle, A. and Cummings, V. (ed.) Going Over. The Mesolithic-Neolithic Transition in North-West Europe. Proceedings of the British Academy 144, 2007. P. 5-19.
  2. »Richard B. Lee, 1992. «Demystifying Primitive Communism». In Christine Ward Gailey (ed), Civilization in Crisis. Anthropological Perspectives. Gainesville, Florida: University of Florida Press, pp. 73-94
  3. Щукин М. Б. На рубеже эр. Спб. 1994
  4. . scepsis.ru. Дата обращения 26 марта 2018.
  5. . ecolib.com.ua. Дата обращения 26 марта 2018.
  6. Michael Shermer. The Borderlands of Science (англ.). — Oxford University Press, 2001. — P. 250.
  7. . www.martinauer.net. Дата обращения 26 марта 2018.
  8. . scepsis.ru. Дата обращения 26 марта 2018.

Литература

  • Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.: ил.
  • Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 224 с.: ил. — (Научно-популярная серия АН СССР).
  • Доисторическая эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. — 3-е изд. — Киев: Изд-во АН УССР, 1953. — 664 с.: ил.
  • История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1983. — 432 с.
  • Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 240 с.: ил.
  • Ламберт Давид. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Пер. с англ. В. З. Махлина. — Л.: Недра, 1991. — 256 с.: ил. — ISBN 5-247-01726-9.
  • Нестурх М. Ф. Происхождение человека / Отв. ред. проф. Я. Я. Рогинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 388 с.: ил.
  • Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий: Проблемы исторических контактов / Авт. колл.: С. А. Арутюнов, Д. В. Деопик, Л. Е. Куббель, Е. М. Медведев, А. И. Першиц, В. Г. Савинов, Ю. Б. Симченко, Л. А. Файнберг, А. М. Хазанов, М. А. Членов; Отв. ред.: А. И. Першиц, А. М. Хазанов; Институт этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука (ГРВЛ), 1978. — 304 с. — 1 850 экз. (в пер.)
  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). — 2-е изд. — М.: Фэри-В, 2006. — 635 с. — ISBN 5-94138-004-6.
  • Робертс Эллис. Происхождение человека. Эволюция / Пер. с англ. И. В. Павловой, О. В. Сергеевой. — М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2012. — 256 с.: ил. — (След в истории). — ISBN 978-5-17-084157-8.
  • Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989. — 318 с. — ISBN 5-244-00092-6.

Охота

В последний ледниковый период, когда охота набрала самые большие обороты, человек приноровился ловить бизона, лошадь, северного оленя и мамонта. В качестве оружия человек использовал каменный топор и деревянное копье. Позже в ход пошли копья с наконечниками.

На животных нападали сразу или использовали ямы-ловушки. Когда нужно было поймать большое стадо, животных загоняли на скалу.

Для поимки лесных животных использовали лук и стрелы.

12 тыс. лет назад человек приучил собаку для помощи в охоте.

Когда добыча была поймана, мясо ели сразу или сушили про запас. Шкуру брали на одежду и укрытие для палаток. Кости и рога применяли для оружия и орудий труда.

Поимка одного мамонта могла прокормить целый род на протяжении 2 – 3х месяцев.

Популярные темы сообщений

  • Способы добывания пищи животными

    Что такое питание для любого живого организма, в том числе, для животных? Это процесс поглощения пищи для поддержания их жизнедеятельности.

  • Город Томск

    Томск находится в Западной Сибири и является крупнейшим образовательным центром Северной Азии. Томск был основан в 1604 г., а в 2019 году его население составило 575 тысяч человек. Неофициальное прозвище города – Сибирские Афины.

  • Баян — музыкальный инструмент

    Все мы привыкли считать баян исконно русским народным инструментом. Однако мало кто знает, что жизнь его началась не на Руси, а в Древнем Китае. Правда, поначалу инструмент имел другое, более созвучное той нации, название.

Популярная культура

Типичный инструмент каменного века

Как жаргонный термин, «каменный век» иногда используется для обозначения народов, ведущих племенной образ жизни и подразумевающий их большую технологическую отсталость. Обозначение уровня жизни отдельных народов данным термином может быть использовано технологически развитыми цивилизациями в качестве предлога для захвата у таких народов земли и других полезных ресурсов.

Все учёные-антропологи согласны с тем, что негативное использование терминов «примитивные» и «живущие в каменном веке» для обозначения народов, ведущих племенной образ жизни, имеет серьёзные последствия для их дальнейшего развития.Новости BBC

Термин «пещерный человек» обычно ассоциируется с каменным веком. Например, в 2003 году вышел документальный цикл, описывающий эволюцию человека от каменного века и пещерных людей до современного состояния. Также во многих мультфильмах, фильмах и компьютерных играх, таких как Флинстоуны и Миллион лет до нашей эры показывается сосуществование древних людей и динозавров. Хотя существование в каменном веке динозавров не подтверждается наукой.

Каменный век широко используется в литературе, например в книге «Дети земли» из серии писателя Жана Ауэля, которая основывается на археологических выводах о жизни людей в эпоху палеолита. В 1981 году вышел фильм «Борьба за огонь» режиссёра Жан-Жака Анно по одноименному роману Рони-старшего, рассказывающий историю о племени древних людей, потерявших тщательно хранимый огонь, и нашедших вновь, но уже технологию его добычи.

Фраза «вбомбить в каменный век» была сказана начальником штаба ВВС США генералом Кёртисом ЛеМеем, когда в 1965 году он сделал заявление о северных вьетнамцах во время вьетнамской войны: «Они должны прекратить свою агрессию или мы собираемся вбомбить их обратно в каменный век». Суть этого заявления подразумевала массированные воздушные бомбардировки с целью полного уничтожения инфраструктуры противника с целью полностью лишить его возможности использовать современные технологии.

В переносном значении термин «каменный век» может использоваться для обозначения любой устаревшей технологии, стиля, методологии и т. п., например: «Лампы — это каменный век электроники», или «Использовать оператор  — это стиль каменного века!»

Климат

Любые изменения, происходившие в каменный век, серьезно зависели от климата, который на протяжении долгого времени циклично менялся то в сторону похолодания, то в сторону потепления. Ландшафты менялись вместе с климатом, это влияло на флору и фауну, что не могло не сказываться в итоге на древних людях.

Кости мамонта собирали куполом, щели заделывали мхом или растениями. Сверху постройку покрывали шкурой животного.

Сейчас кажется странным, что человек, передвигаясь только на своих двоих, мог каким-то образом оказаться на разных континентах. Но материки не всегда были изолированными. В ледниковые периоды образовывались большие площади равнин, служившими своеобразными мостами для миграции. В периоды нового потепления ледники таяли и люди оказывались в изоляции, предоставленные сами себе в дальнейшем развитии. Так, в свое время территория Великобритании была связана с европейским материком и не являлась островом.

Материальная культура

Питание

Источниками продовольствия людей в каменном веке служили животные и растения на территории распространения человека. Люди употребляли мясо и внутренние органы животных, в том числе печень, почки и мозг. Молочные продукты и растительные продукты, богатые углеводами, такие как бобовые и зерновые крупы люди употребляли мало. В пищу использовались листья и корни растений, хотя в конце каменного века начало появляться скотоводство. Также, задолго до сельскохозяйственной революции неолита увеличилось потребление бобовых растений, о чём говорят археоботанические находки в Израиле. Более того, последние данные свидетельствуют о том, что люди начали обрабатывать и употреблять в пищу дикие зерновые культуры более 23 тыс. лет назад в верхнем палеолите.

Первое появление вина, возможно, имело место у древних людей в палеолите, когда они выжимали сок из дикого винограда в кожаных мешках или деревянной посуде. Уильям Коск Новости журнала National Geographic

Места жительства и среда обитания

Дольмен в Уезде Клэр, Ирландия

Примерно 2 миллиона лет назад люди впервые начали строить антропогенные структуры в Восточной Африке, сооружаемые с помощью простейших механизмов из камней и ветвей деревьев. Около 500 тыс. лет назад люди начали использовать каменное колесо для возведения своих сооружений. Некоторые из сооружений этого периода были обнаружены близ Ниццы во Франции. Места обитания человека в каменном веке были обнаружены по всему земному шару, в том числе:

  • Палаточные структуры внутри пещеры недалеко от Грота Лазарета в Ницце во Франции.
  • Структуры с крышей из дерева, найденные в Дольни-Вестонице в Чехословакии возрастом около 23 тыс. лет до н. э. Стены были изготовлены из камней и глины, упакованной в виде блоков.
  • Во многих хижинах древних людей в Восточной Европе и Сибири были найдены кости мамонта, что предполагает обитание в них людей. Такие поселения обнаружены в долине реки Днепр на Украине, а также вблизи Чернигова, в Моравии, в Чехии и на юге Польши.
  • Останки животных в палаточных структурах возрастом около 15—10 тыс. лет до н. э. Мадленской археологической культуры были обнаружены на плато Паран во Франции.
  • Могила эпохи мезолита на несколько захоронений и дольмен с остатками одного человека были обнаружены в Граве. Аналогичные структуры эпохи Неолита были обнаружены по всей Европе и Азии. В могилах были найдены медные и бронзовые инструменты, что наглядно демонстрирует проблему определения точного периода каменного века.

Искусство

Доисторическое искусство можно проследить только по сохранившимся находкам каменного века. Сведения о музыкальной культуре первобытных людей можно получить на основе сохранившихся первобытных музыкальных инструментов, а данные об изобразительном искусстве на основе наскальной живописи, к которой относятся петроглифы и наскальные росписи. Неизвестно, выполняло ли доисторическое искусство религиозную функцию. Древние люди во время своих ритуалов исполняли танцы, пели песни и играли на различных музыкальных инструментах.

Религия

Современные исследования и углубленный анализ находок каменного века свидетельствуют о существовании обрядов и верований у людей в доисторические времена. Деятельность людей каменного века выходила за рамки удовлетворения насущных потребностей, таких как пропитание, поиск жилья и изготовление одежды. В древние времена практиковались обряды, касающиеся смерти и погребения человека, хотя они сильно различались у отдельных культур. В каменном веке по всей видимости начала распространяться культура танца, которой сопровождались все обряды.

Древние люди уже во времена Среднего Палеолита, по всей видимости хоронили своих мёртвых. Для украшения тела усопшего и его могилы использовались краски из яркой пыльцы растений, охра и многие другие средства. В каменном веке начали формироваться идеи о жизни после смерти и религиозные чувства людей. Также проводились ритуалы связанные с призыванием дождя, подготовкой к охоте, лечением больных.

Обмен и торговля

Обмен продовольствия, различных материалов и инструментов был распространен ещё у самых ранних культур каменного века. Также проводилась торговля с поселениями, находящимися на больших расстояниях друг от друга. Находки каменных орудий, украшений, материалов для производства оружия, а также других изделий помогли определить места прохождения торговых маршрутов древности. С появлением иерархического устройства общества, знать и вожди племён получали часть прибыли от торговли собственного племени. Однако, даже в конце каменного века торговля велась примитивными способами, первобытные люди не сообщали своим соплеменникам о продаваемых или обмениваемых товарах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector