Геологические периоды земли
Содержание:
Формирование планеты Земля
Около 4,6 млрд лет назад Земля выглядела совсем по-другому. Вместо привычных зеленого, голубого и белого цветов наша планета была красно-оранжевой. Ее поверхность покрывал океан кипящей лавы. Вместо кислорода, которым мы дышим сегодня, воздух был насыщен смертельно ядовитыми газами.
Земля 4,6 млрд лет назад
На протяжении первых 500 млн лет своего существования Земля представляла собой огромный безжизненный шар огненной лавы. Затем в течение еще 300 млн лет планета была слишком горячей для появления воды. Потом она стала постепенно остывать. Повсюду начали идти дожди, причем настолько сильные, что образовались реки, озера, моря и океаны.
Но все водное и наземное пространство по-прежнему оставалось безжизненным: в воде не плавала рыба, по небу не летали птицы, не было ни людей, ни животных. Только песок и камень.
Откуда произошел человек?
Теории о том, как, откуда и почему произошел человек занимали умы мыслителей с самой глубокой древности. Одной из новейших идей о происхождении человека стало исследование Джозефа Робби Бергера, постдоктора по экологии и эволюционной биологии в Институте окружающей среды Университета Аризоны. Ученый считает, что анализ специфических черт живых организмов планеты способен выявить общие свойства и качества, над улучшением которых постоянно работает эволюция. Эти специфические черты, включая сроки размножения и смерти организма, называются историей жизни организма.
Абсолютно все виды на Земле эволюционировали для того, чтобы размножаться, расти, выживать и заменять свою определенную биологическую нишу на планете в рамках универсальных биофизических ограничений. По мнению Бергера, если попробовать наложить подобные ограничения на математическую модель, то некоторые объединяющие шаблоны выпадут из общих рамок. Согласно статье, опубликованной на портале phys.org, одним из таких ограничений является демография. Независимо от всего количества потомства, произведенного за всю жизнь, в среднем только двое особей способны выжить для того, чтобы однажды заменить родителей. Другим ограничением является баланс массы и энергии. Живые существа планеты выделяют энергию для поддержания организма, роста и размножения, которые постоянно должны балансироваться в течение жизненного цикла.
В среднем, только двое из всего потомства живых организмов способны выжить, заменив однажды своих родителей
Наложение ограничений в ходе развития живых организмов планеты объясняет два фундаментальных компромисса в способе размножения организмов: компромиссом между числом и размером потомства, а также между родительскими инвестициями в потомство и его ростом.
Для того, чтобы прийти к новому пониманию того, как организмы выделяют энергию для роста, размножения и выживания, Бергер и его коллеги собрали опубликованные данные об истории жизни разнообразных диких животных в стабильных популяциях. Созданная учеными новая теория о возникновении и эволюции жизни на планете уточняет старые представления о компромиссах в истории жизни того или иного организма. Если ранее подобные предположения заключались в том, что размер и численность потомства увеличивается или уменьшается с одинаковой скоростью, то в теории Бергера подобные отношения оказываются совсем не так просты, как это могло бы показаться. Включив данные о демографических процессах, происходящих внутри той или иной популяции в составленные исследователем уравнения, ученые смогут разработать удобные инструменты прогнозирования численности живых организмов, уточнив существующие модели экосистем и их возможные изменения в физических проявлениях.
Творческий проект
-1-
Основная мысль.Время, проведенное вместе со своими друзьями, пролетает намного быстрее и интереснее, если его грамотно организовать.
Вопрос.Как организовать досуг вместе с друзьями, чтобы было интересно всем?
Поиск решений.1. Составь вопросы анкеты, которые помогут тебе выяснить, какие общие интересы есть у тебя и твоих одноклассников (исключи ответы, связанные с компьютером).
-2-
2. Приведи примеры подвижных (настольных) игр, соревнований, развлекательных мероприятий, которые ты сможешь организовать вместе со своими друзьями или с помощью взрослых.
3. Проведи анкетирование среди одноклассников, выясни, какие мероприятия выбрало большинство твоих друзей. Остановись на мероприятии, которое стало лидером.
4. Организуй творческую группу по разработке сценария к мероприятию. Не забудь распределить роли в группе и обязанности среди членов команды.
-3-
5. Заранее обговори с классным руководителем время, место и условия проведения мероприятия. Подготовь необходимый инвентарь. Проведи мероприятие. Не забудь его заснять на видео или сфотографировать.
6. После мероприятия приведи в порядок используемое помещение.
7. Проведи повторный опрос среди одноклассников по итогам проведенного мероприятия.
8. Сделай фотоколлаж или слайд-шоу праздника и представь его в классе. 9. Предложи одноклассникам организовать другое совместное мероприятие.
Как появилась жизнь?
Электрические искры могут генерировать аминокислоты и сахара из атмосферы, насыщенной водой, метаном, аммиаком и водородом, как было показано в знаменитом эксперименте Миллера-Юри, опубликованном в 1953 году. Полученные результаты предполагают, что молния, возможно, помогла создать ключевые строительные блоки жизни на Земле в первые дни ее существования.
Дело в том, что сложные молекулы могут формироваться на протяжении миллионов лет. Хотя проведенные впоследствии исследования показали, что в ранней атмосфере Земли на самом деле было совсем немного водорода, ученые предположили, что вулканические облака в «первобытной» атмосфере могли содержать метан, аммиак и водород, а также были заполнены молниями.
Первые молекулы жизни также могли встретиться в глине, согласно идее, разработанной химиком-органиком Александром Грэмом Кэрнс-Смитом из университета Глазго в Шотландии, как пишет Live Science. Эти поверхности могли не только сконцентрировать органические соединения вместе, но и помочь организовать их в паттерны, как это делают наши гены. Напомним, что основная роль ДНК заключается в хранении информации о том, как должны быть устроены другие молекулы. Генетические последовательности в ДНК – это, по существу, инструкции о том, как аминокислоты должны быть расположены в белках.
Молнии традиционно связывали с легендами о Зевсе, Торе, Одине и др. богах
КИНОПРОЕКТ «От обезьяны к человеку разумному».
КИНОПРОЕКТ «От обезьяны к человеку разумному».
Современный человек владеет информацией об отдаленных уголках нашей планеты, использует современные технологии и общается с жителями других стран через Интернет. Каждая эпоха имеет свои плюсы и минусы. Когда-то люди не имели даже электрического освещения в домах, однако жили на гораздо более чистой планете, не нанося вреда природе. Когда-то люди всю жизнь проводили, не выезжая из своего села, зато они общались друг с другом, жили практически одной семьей, а мы, наоборот, проводим много времени за виртуальным общением, не замечая живых людей рядом…
Your browser does not support the video tag.
Современный человек
Возникновение жизни на Земле
Лента времени
- В начале протерозойского периода в водах Мирового океана жили водоросли и первые многоклеточные организмы: губки, кишечнополостные, моллюски и черви.
- В архее на нашей планете сложились благоприятные условия для зарождения и развития жизни. Жизнь на Земле появилась не позже 3,5 млрд лет назад. Первые живые организмы имели простейшее строение. В результате естественного отбора выживали организмы, лучше приспособленные к условиям среды. Это вело к усложнению форм жизни.
- 4,6 млрд лет назад произошло формирование земной коры, Мирового океана, зародились живые организмы.
- Кайнозойская эра стала важным этапом в развитии Земли. В этот период из насекомоядных животных развились приматы, от которых произошел человек, а земная поверхность постепенно приобрела современные очертания.
- Следующий период развития Земли можно объединить названием фанерозой, или время «явной» жизни. Он включает в себя палеозой, мезозой и кайнозой.
- В конце палеозоя вымерли многие примитивные растения и животные. За период мезозойской эры флора и фауна приобрели более прогрессивные и разнообразные формы.
- В период палеозоя произошел разлив морей, а единый континентальный блок распался на части, которые впоследствии превратились в современные континенты.
1. В какой период на Земле появились первые живые организмы? Что доказывает этот факт?
2. Почему происходило постепенное усложнение форм жизни на планете?
3. В какую эру появился человек?
4. Как ты думаешь, какую гипотезу возникновения жизни на Земле описывает этот текст?
5. Как появился человек?
Дополнительная информация
На тему развития жизни на Земле снято много фильмов и написано множество книг. Почитай рекомендованные книги или посмотри фильмы на эту тему: Р. Киплинг «Как было написано первое письмо», Ф. Кривин «Упрямый горизонт», фильм канадских документалистов «Одиссея пещерного человека» (Франция, 2003 г.), об эволюции человека от самых первых шагов до появления вида Homo sapiens, фильм производства ВВС «Прогулки с пещерным человеком».
-1-
Если вернуться в далекое прошлое, то через 300 поколений от нас увидим наших предков – древних земледельцев, которые только-только научились сеять пшеницу и строить дома. А их предки (отсчитаем еще 200 поколений) были первобытными кочевниками – жили в пещерах, одевались в шкуры, добывали себе пищу на охоте и готовили ее на костре.
-2-
А до них люди и костер-то разводить не умели, и охотиться им было нечем – копье или другое оружие они еще не придумали. И одежда им была не нужна – их тело покрывала шерсть. Да и людьми ли они были? По виду, поведению, строению скелета и многим другим признакам они были очень похожи на обезьян. Это и есть предки современного человека (Homo sapiens – человека разумного).
-3-
Почему же наши предки стали развиваться и превращаться из обезьян в людей? Видимо, на это сильно повлияло изменение климата Земли. После многих тысяч лет теплой погоды на Земле началось похолодание. Множество видов животных вымерло, так как не смогли выжить в таких условиях.
-4-
Нашим предкам пришлось очень быстро изменять свою жизнь и приспосабливаться к новой обстановке. Стало сложнее находить пищу, трудно жить без укрытия и без источников тепла. Именно поэтому им пришлось искать выход, чтобы выжить.
Игра
Игра «Ты – мне, я – тебе»
Придумай вопрос для своих одноклассников и задай его. Вопрос должен начинаться со слов: Объясни… Сравни… Как ты понимаешь… Каковы причины…? и т.д. Отвечай на вопросы своих одноклассников. Кто ответит на большее количество вопросов правильно – победитель игры.
Каким образом определяется внешний вид животных?
Ты сам можешь дать ответ на этот вопрос. Посмотри на себя в зеркало. На кого ты похож? На своих родителей, бабушек и дедушек.
То же происходит и с животными. У львов рождаются львята, у сов — совята и т.д. И если у львов длинный хвост, то такой же будет у львенка, когда он вырастет. Маленький совенок очень похож на своих взрослых родителей, и вряд ли ты его перепутаешь с птенцом павлина или цыпленком. Детеныши перенимают все внешние признаки своих родителей.
На протяжении миллионов лет образовывались многочисленные виды растений и животных. Одни из них были маленькие, другие — большие, одни жили на суше, другие — в воде. И всем этим процессом руководил естественный отбор