Катастрофы века

2 декабря 1997 года — взрыв метана на шахте «Зыряновская»

В результате взрыва метана на шахте «Зыряновская» в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

Пожар на стадионе «Трудовые резервы»

  • Жертвы:
  • 39 человек погибли, из которых 11 были детьми. 72 человека получили увечья, 11 особо тяжкие.

Что произошло:

25 марта 1968 года в городе Киров на стадионе «Трудовые резервы» должно было состояться красочное театральное представление «Есть на свете Москва» с участием 89 артистов и использованием пиротехнических средств. Всего было запланировано 3 представления на которые продали около 29000 билетов, сам стадион вмещал 10000 человек. Подготовленные пиротехнические средства, включавшие больше тонны пороха, а так же инвентаря хранились в двухэтажном деревянном помещении стадиона, где так же располагался буфет и балкон. За 20 минут до начала представления в этом здании прогремел взрыв, через несколько секунд второй и затем третий. В людей полетели осколки спортивных гранат и другого инвентаря и так же начался пожар. Большинство погибших находилось в буфете и на балконе, остальные зрители в панике начали убегать со стадиона, который был обнесен деревянным забором. Началась давка, жертвами которой стали несколько человек.

Кто виноват:

По официальной версии виновниками трагедии признали администрацию стадиона и чиновников приговорили к небольшим срокам за халатность. После снятия грифа секретности следователи, изучавшие материал и показания очевидцев пришли к выводу, что причиной трагедии стало отсутствие контроля за пиротехникой. Штатных пиротехников в театре не было, потому их нанимали из местных парков культуры. По договору обеспечивать представление должны были 4 пиротехника, однако на деле их оказалось двое: Старший пиротехник Березенцев и его жена. Березенцев с самого утра работал на стадионе и расставлял нужный инвентарь. За несколько секунд до взрыва он увидел огонь в помещении склада и понимая опасность побежал туда. Через мгновение после того, как он ворвался в здание прогремел первый взрыв.

Самая крупная экологическая катастрофа

С точки зрения экологии, сейчас на планете происходит одна из крупнейших катастроф — снижение уровня Аральского моря и его усыхание. Так называемое Аральское море являлось четвертым по размеру озером на планете после Каспийского моря (которое из-за своей замкнутости может быть квалифицировано как озеро), Верхнего озера в Северной Америке и озера Виктории в Африке.

Но после того как стоки рек Сырдарьи и Амударьи, которые питали Арал, стали забираться через построенные системы орошения, озеро обмельчало. Летом 2014 г. его восточная часть практически высохла, объем воды уменьшился до 10%.

Все это повлекло за собой изменения климата, который стал континентальным. На выступившем дне бывшего моря появилась песчано-соляная пустыня Аралкум. Пыльные бури разносят мельчайшие частицы соли с вкраплениями ядохимикатов и сельскохозяйственных удобрений, которые в свое время попали в Арал с полей через реки и могут негативно отразиться на здоровье людей и животных. Из-за солености исчезло большинство видов морских обитателей, закрылись порты, люди потеряли работу.

Железнодорожная катастрофа под Уфой

  • Жертвы:
  • 575 погибших, из них 181 ребенок. Около 650 человек получили увечья.

Что произошло:

4 июня 1989 года два пассажирских поезда по маршруту Новосибирск — Адлер встретились в 11 километрах от города Аши Челябинской области. По воле злого рока именно в этом месте в 900 метрах от железной дороги проходил газопровод в котором образовалась трещина и начал выливаться газ. Из-за особенностей ландшафта и погодных условий газ не улетучивался в воздух, а оседал в низинах и стелился шапкой. Во время сближения поездов необходимо сбросить скорость, по-этому когда машинисты нажали на тормоза вылетела случайная искра, подорвав накопившийся на местности газ. Прогремел мощный взрыв, а вслед за ним начался гигантский пожар. Вагоны согнуло в форме бананов и большая часть из них полыхала вместе с людьми внутри. В радиусе километра от эпицентра взрыва все деревья были объяты пламенем. 11 вагонов были сброшены с рельсов, остальные 27 выгорели снаружи и внутри, не уцелел ни один.

Кто виноват:

Когда за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в газопроводе, операторы просто увеличили напор, в результате чего из почти двухметровой трещины стал сильней вытекать сжиженный газ.

Машинисты проезжавших по этому участку поездов, так же докладывали главному диспетчеру о сильном запахе газа, однако движение остановлено не было.

Данная трагедия является крупнейшей по количеству жертв в СССР. На ее месте сооружен памятный мемориал.

Мемориал жертвам катастрофы под Уфой

Ставь лайк, подписывайся на канал, здесь много интересного.

Ужасы и смерть в воздухе

В середине ХХ века авиаперевозки набрали массовый характер. Активное развитие пассажирской авиации привело к превышению гибели человек в небе по сравнению с «водной» смертностью. Вот список «ярких» трагедии, унесших жизни многих ни в чем не виноватых людей:

1. Столкновение на Тенерифе. Катастрофа произошла 27 марта 1977 года. Место события – Канарские острова (Тенериф). Роковая «встреча» двух лайнеров стала причиной гибели 583 человек. 61 человеку удалось спастись в трагедии. Для периода ХХ века данная авиакатастрофа является самой масштабной по количеству гражданской авиации.

Столкновение на Тенерифе

2. Катастрофа под Токио. 12 августа 1985 года японский лайнер через 12 минут после своего взлета потерял управление, лишившись вертикального стабилизатора. На протяжении 32 минут экипаж боролся за спасение самолета в воздухе, но столкновение с горой Оцутака повлияло на разрушительный исход событий. Погибло 520 человек, а выжило всего 4. Катастрофу называют самой крупной в истории «одного самолета».

Катастрофа под Токио

3. Чархи Дадри (город в Индии). Авиационное крушение произошло в результате столкновения флагманского и казахстанского лайнеров на высоте 4 109 метров. Погибли все пассажиры, включая экипаж обоих самолетов (всего 349 человек).

Авиакатастрофа над Чархи Дадри

4. Воздушный крах под Парижем. 3 марта 1974 года широкофюзеляжный авиалайнер, построенный турецкой компанией, унес жизни 346 человек. Через несколько минут после взлета внезапно открылась дверь грузового отсека. 

Воздушный крах под Парижем

Взрывная компрессия разрушила все системы управления. Самолет пикетировал и врезался в лес. Проведенное расследование указало на несовершенство запорного механизма в отсеке. После, во многих авиакомпаниях были проведены изменения в конструкциях самолетов во избежание катастрофических повторений.

Теракт под Корком

5. Теракт под Корком. По направлению к Лондону флагманский перевозчик Индии стал жертвой жестокого теракта. Буквально за несколько минут до прилета на борту самолета случился взрыв и все находившиеся в нем погибли (329 человек). В истории Канады это крупнейший теракт.

Могут ли в море столкнуться два корабля

Как показывает практика могут столкнуться и самолеты в небе, и корабли в море. Это только кажется, что там много места. На самом деле весь подобный транспорт движется по одним и тем же заранее проложенным маршрутам.

20 декабря 1987 года пассажирский паром ”Doña Paz” (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером ”Вектор”. Каких-то более крупных катастроф на воде в мирное время не происходило ни до, ни после этого события.

Паром ”Doña Paz” два раза в неделю следовал по маршруту Манила — Катбалоган. В тот роковой день он выполнял обычный рейс с почти 4 500 пассажирами. Примерно в 22:30, когда многие пассажиры уже спали, паром столкнулся с танкером, который перевозил бензин и другие нефтепродукты.

Корабли столкнулись примерно так.

В результате столкновения бензин разлился и загорелся. Можно только представить, как себя чувствовали пассажиры, которые уже спали, а проснулись от сильного удара и сразу увидели огонь вокруг. Началась паника и люди стали искать способы спастись, но средств спасения на борту было недостаточно. В итоге, выжили всего 24 пассажира парома (из 4 500) и 2 члена экипажа танкера.

Со слов выживших, погода в тот день была хорошей, но на море было волнение. Причиной столкновения стали ошибочные действия экипажей, которые и привели к трагедии.

2011 год: землетрясение и цунами в Японии

Сразу после землетрясения учёные сделали прогноз, что в течение месяца после первого удара в Японии могут происходить землетрясения магнитудой выше 7. За минуту до начала землетрясения в Токио система раннего предупреждения, объединяющая около 1000 сейсмографов в Японии, передала по телевидению сообщение о приближающемся землетрясении.

Землетрясение вызвало сильное цунами, которое произвело массовые разрушения на северных островах японского архипелага. Цунами распространилось по всему Тихому океану; во многих прибрежных странах, в том числе по всему тихоокеанскому побережью Северной и Южной Америки от Аляски до Чили, было объявлено предупреждение и проводилась эвакуация.

Официальное число погибших в результате землетрясения и цунами в 12 префектурах Японии составляет 15 896 человек, 2 536 человек числятся пропавшими без вести в 6 префектурах, 6 157 человек ранены в 20 префектурах. В результате землетрясения 11 энергоблоков из 53 существующих в Японии были автоматически остановлены.

Три работавших реактора АЭС Фукусима оказались в аварийном состоянии из-за отказа системы охлаждения, пострадавшей от стихийного бедствия. Реакторы были в разной степени повреждены, они стали источником сильных радиоактивных выбросов. Один не работавший энергоблок был повреждён пожаром. На самой АЭС произошло сильное радиоактивное загрязнение. Возникли проблемы с хранилищами отработанного топлива.

Население окрестностей было эвакуировано. Несколько работников станции получили ранения разной степени тяжести и повышенные дозы облучения. Двое пропали без вести. Ущерб от землетрясения в Японии, произошедшего 11 марта, оценивается в 16—25 триллионов иен (198—309 миллиардов долларов).

Оценка чиновников учитывает затраты на восстановление социальной инфраструктуры, жилой недвижимости и заводов. Таким образом, в общие убытки не включены падение промышленного роста, ВВП и объёмов торговли, вызванные стихийным бедствием.

Взрыв на чернобыльской АЭС

  • Жертвы:
  • 31 человек в первые месяцы после аварии, еще 19 скончались в первые 17 лет.
  • Около 4000 человек получили лучевую болезнь разной степени тяжести.

Что произошло:

26 апреля 1986 года взорвался один из энергоблоков атомной электростанции рядом с городом Припять. Взрыв спровоцировал выброс в атмосферу большого количества радиоактивных веществ. В результате зараженной оказалась не только непосредственная зона аварии, но и большая территория Европы. Особенно пострадали территории России, Белоруссии и Украины, где в некоторых регионах до сих пор наблюдается повышенное содержание радиоактивных веществ в корнеплодах и молоке. Так же на 50 лет Припять и 30-километровая зона вокруг станции стали зоной отчуждение, где нельзя жить.

Кто виноват:

По официальной версии МАГАТЭ (Международное агентство по ядерной энергии), а так же Советской комиссии причиной аварии послужили нарушения персонала станции инструкций безопасности. В частности была отключена исправно работающая система защиты, которая отключила бы реактор еще до перехода в опасный режим работы. Проще говоря начальство станции проигнорировало показания приборов и оставило поврежденный реактор в работе, несмотря на требования инструкций безопасности.

Катастрофа на воде с самым большим количеством погибших

5 мая 1937 г. был спущен на воду германский круизный лайнер, названный именем Вильгельма Густлоффа, одного из лидеров национал-социалистов Швейцарии, погибшего за год до этого.

Пассажирский лайнер имел десять палуб, был рассчитан на 1,5 тыс. человек, его обслуживали 417 членов экипажа. Судно построили по самым передовым технологиям, и оно было очень комфортным. Лайнер предназначался, в первую очередь, для осуществления длительных и неспешных круизов. В 1939 г. «Вильгельм Густлофф» передали ВМС Германии. Вскоре он стал плавучим госпиталем, а затем после 1940-го года причислен к школе подводников в Готенхафене. Его цвет снова стал камуфляжным, и он лишился защиты Гаагской конвенции.

После торпедной атаки, которую провела советская подводная лодка под командованием А.И. Маринеску, «Вильгельм Густлофф» затонул у берегов Польши 30 января 1945 г. Согласно официальным данным, погибли 5 348 человек, однако, точное количество пассажиров так и осталось неизвестным.

Вблизи берегов Крыма 7 ноября 1941 г. гитлеровской авиацией был потоплен советский теплоход «Армения», на борту которого, предположительно, находилось более 3 000 человек.

Катастрофа с Аральским морем

Советским Союзом в течение долгих лет тщательно скрывалось постоянно ухудшающееся состояние Аральского моря-озера. Когда-то это было четвертое в мире по величине озеро с большим разнообразием подводных обитателей, богатой фауной и флорой по его берегам. Забор воды из рек, питающих Арал, для полива сельскохозяйственных насаждений привел к тому, что озеро начало очень быстро мелеть.

За несколько десятилетий уровень воды в Аральском море сократился более чем в 9 раз, при этом практически в 7 раз возросла соленость. Все это привело к вымиранию пресноводных рыб и других обитателей озера. Высохшее дно некогда величественного водоема превратилось в безжизненную пустыню.

Помимо всего этого, пестициды и сельскохозяйственные ядохимикаты, попавшие в воды Аральского моря, отложились на высохшем дне. Они разносятся ветрами по огромной территории вокруг Арала, в результате чего ухудшается состояние флоры и фауны, а местное население страдает от различных заболеваний.

Высыхание Аральского моря привело к необратимым последствиям, как для природы, так и для человека. Правительства стран бывшего Советского Союза, на территории которых теперь находится озеро, не принимают никаких мер по улучшению сложившейся ситуации. Уникальный природный комплекс уже не подлежит восстановлению.

Классификация происшествий

Постановлением Правительства от 21.05.2007 №304 введена классификация ЧС. Параметры распространения природных катастроф и техногенных происшествий:

Также чрезвычайные происшествия делятся по источникам появления:

  • природные;
  • техногенные;
  • биолого-социальные.

Данное разделение используется при оценивании угрозы ЧС на территории страны, региона или объекта. Статистика ЧС в России неутешительна. МЧС ежегодно фиксирует 300–350 фактов разгула стихии и 600 техногенных аварий. За период с 2012 по 2018 год зарегистрировано 2110 случаев. Причем они становятся более разрушительными.

Происшествия природного характера

Из стихийных ЧС наибольший вред наносят наводнения, ураганы, тайфуны, оползни, землетрясения, морозы, засуха и пожары. Статистика ЧС природного характера:

Количество чрезвычайных ситуаций Погибло, чел. Пострадало, чел.
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Сильные дожди, снегопады и град 14 11 6 8 20468 1452
Заморозки, засухи 4 14
Опасные гидрологические явления 13 12 3 11756 52177
Крупные природные пожары 5 5 5 1382
Всего 42 44 33 8 33964 53637

Катаклизмы часто приводят к возникновению массовых эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Причина – нарушение привычных условий жизнедеятельности людей, животных и растений. Статистика социальных ЧС:

Количество чрезвычайных ситуаций Погибло, чел. Пострадало, чел.
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Инфекционные заболевания с/х животных 34 27
Поражение с/х растений 4 4
Всего 38 32 2

Стремительно распространяющаяся по планете коронавирусная инфекция – наглядный пример биолого-социальной катастрофы глобального масштаба. Она стала причиной введения во многих странах режима чрезвычайной ситуации. РФ пока не планирует введение такой меры.

Режим ЧС в связи с коронавирусом ввели такие страны:

  1. Италия.
  2. Испания.
  3. Чехия.
  4. Венгрия.
  5. Швейцария.
  6. Германия.
  7. Литва.
  8. Латвия.
  9. Эстония.
  10. Сербия.
  11. США.
  12. Мексика.
  13. Ливан.
  14. Австралия.
  15. Индонезия.
  16. Армения и др.

Больше о коронавирусе можно узнать в другой статье – https://vawilon.ru/statistika-koronavirusa/.

Происшествия техногенного характера

Виды техногенных катастроф:

  1. Промышленные ЧС. Небольшие аварии, которые происходят на объектах промышленного назначения. Подобные происшествия могут перерасти в масштабы катастрофы и повлечь за собой человеческие жертвы и разрушения.
  2. Радиационные ЧС. Случаются из-за нарушения правил безопасности во время эксплуатации ядерно-энергетических объектов. Поражающие факторы источников происшествия чрезвычайного приводят к облучению людей и загрязнению окружающей среды.
  3. Бактериологические ЧС. Подобные катастрофы происходят в результате применения бактериологического оружия. Последствием происшествия являются массовые заболевания людей и животных. Инкубационный период бактериологического оружия составляет от 1 до 7 дней и часто носит скрытый характер.

Техногенные катастрофы чреваты выбросами биологических, химических и радиоактивных веществ и возникновением пожаров на предприятиях электроэнергетики или на транспорте. Статистика ЧС техногенного характера по годам:

Количество чрезвычайных ситуаций Погибло, чел. Пострадало, чел.
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Аварии грузовых и пассажирских поездов 11 4 3 36
Авиакатастрофы 23 33 39 138 60 176
Взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения 18 16 24 129 689 361
Обрушения в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения 5 2 8 20 333
Всего 176 190 507 709 2335 3838

Статистика ЧС за 10 лет содержит немало примеров масштабных происшествий. Сюда относится:

  • 2009 – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Погибло 75 человек;
  • 2010 – взрыв на шахте «Распадская». Погиб 91 человек;
  • 2011 – авиакатастрофа под Петрозаводском. Погибло 52 человека;
  • 2012 – авиакатастрофа под Тюменью Погиб 31 человек;
  • 2013 – авиакатастрофа в Казани. Погибло 50 человек;
  • 2016 – авиакатастрофа в Ростове-на-Дону. Погибло 62 человека. Еще одна авария произошла в Сочи. Погибло 92 человека;
  • 2016 – на территории Амурской области из-за крупных возгораний был введен режим чрезвычайной ситуации;
  • 2017 – в Башкирии была объявлена чрезвычайная ситуация в 14 районах из-за массовой гибели посевов сельхозкультур на площади свыше ста гектар;
  • 2017 – из-за выпадения мокрого снега, который привел к полеганию и частичной гибели урожая, в двух районах Бурятии был введен режим ЧС;
  • 2018 – авиакатастрофа в Подмосковье. Погиб 71 человек.

Согласно оперативному прогнозу МЧС РФ в октябре 2018 года существовал риск ЧС на морском транспорте в акватории Охотского и Японского моря.

Самые страшные техногенные катастрофы

К таким катастрофам, затрагивающим своими губительными последствиями население всей планеты, в первую очередь нужно отнести аварию на Чернобыльской АЭС. Во время взрыва четвертого ядерного реактора он был полностью разрушен. Работы по ликвидации последствий до сих пор не закончены. После 26 апреля 1986 г. с места катастрофы в радиусе 30 км были эвакуированы все люди — 135 000 человек и 35 000 голов скота. Была создана охраняемая зона отчуждения. От радиоактивных веществ, попавших в воздух, более всего пострадали Украина, Белоруссия, запад России. В других странах тоже было отмечено повышение радиоактивного фона. Более 600 000 человек участвовали в ликвидации последствий этой катастрофы.

Крупнейшее землетрясение в Японии, произошедшее 11 марта 2011 года, а затем цунами, послужили причиной радиационной аварии на АЭС Фукусима-1, которая имеет наивысший, седьмой уровень. Из строя были выведены внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что повлекло за собой сбой в системе охлаждения, а затем и расплавление активной зоны реакторов на 1, 2, 3 энергоблоках. Весь финансовый ущерб, который включает работы по дезактивации, компенсации пострадавшим и вынужденным переселенцам, приблизительно, составляет 189 млрд долларов.

Еще одной катастрофой, которая отразилась на состоянии всей биосферы Земли, называют взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, случившийся 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Вызванный аварией разлив нефти стал самым крупным в истории США. В момент самого взрыва и в возникшем затем пожаре на полупогружной установке погибло 11 человек и 17 из 126 получили травмы, которые в тот момент находились на платформе. Позже погибли еще двое. Нефть вытекала в залив в течение 152 дней, всего попало в залив более 5 млн баррелей. Эта техногенная катастрофа оказала губительное воздействие на экологию всего района. Пострадали различные виды морских животных, рыб и птиц. А на севере Мексиканского залива в том же году зарегистрировали повышенную смертность китообразных. Кроме нефти, на поверхности воды (размер пятна достигал 75 000 км²) образовалось большое количество подводных нефтяных шлейфов, длина которых доходила до 16 км, а ширина и высота — соответственно, 5 км и 90 м.

Это лишь несколько жутких аварий, которые можно классифицировать как самые страшные катастрофы в истории человечества. Но были еще другие, порой менее известные, принесшие людям множество разрушений и бед. Часто эти катастрофы были вызваны войной или целой чередой случайностей, а в некоторых случаях горе принесла разрушительная сила природы.

Поддержите автора) нас уже 8)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector