Самые серьезные техногенные катастрофы в истории

Крушение корабля «Адмирал Нахимов»

Крушение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» произошло в августе 1981 г. вблизи Новороссийска. На борту корабля находились 1234 человека, 423 из которых в тот злосчастный день расстались с жизнью. Известно, что на этот рейс опоздали Владимир Винокур и Лев Лещенко.

В 23:12 пароход столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», вследствие чего был затоплен электрогенератор и на «Нахимове» пропал свет. Судно стало неуправляемым и продолжало по инерции двигаться вперед. В результате столкновения в правом борту образовалась пробоина до восьмидесяти квадратных метров. Среди пассажиров началась паника, многие перелезли на левый борт и таким образом спустились на воду.

В воде оказалось почти тысяча человек, которые к тому же еще и перепачкались мазутом и краской. Спустя восемь минут после столкновения пароход затонул.

Подводная лодка «Курск»

Подводная лодка «Курск»

Крушение российской атомной подлодки «Курск», в котором погибли 118 людей, находившихся на ее борту, произошло в 2000 г. в Баренцевом море. Это вторая по масштабности авария в истории подводного флота РФ после катастрофы на Б-37.

12 августа, как и планировалось, началась подготовка к учебным атакам. Последние письменно подтвержденные действия на лодке зафиксированы в 11.15.

За несколько часов до трагедии командиру экипажа было доложено о хлопке, на что он не обратил внимания. Затем лодку сильно тряхнуло, что связали с включением антенны станции радиолокационного назначения. После этого капитан лодки больше не выходил на связь. В 23.00 обстановка на подводной лодке объявлена, как аварийная, о чем было доложено руководству флота и страны. Утром следующего дня в результате поисковых работ «Курск» был найден на дне моря на глубине 108 м.

Официальной версией причины трагедии назван взрыв учебной торпеды, который произошел в результате утечки топлива.

Самые страшные техногенные катастрофы

К таким катастрофам, затрагивающим своими губительными последствиями население всей планеты, в первую очередь нужно отнести аварию на Чернобыльской АЭС. Во время взрыва четвертого ядерного реактора он был полностью разрушен. Работы по ликвидации последствий до сих пор не закончены. После 26 апреля 1986 г. с места катастрофы в радиусе 30 км были эвакуированы все люди — 135 000 человек и 35 000 голов скота. Была создана охраняемая зона отчуждения. От радиоактивных веществ, попавших в воздух, более всего пострадали Украина, Белоруссия, запад России. В других странах тоже было отмечено повышение радиоактивного фона. Более 600 000 человек участвовали в ликвидации последствий этой катастрофы.

Крупнейшее землетрясение в Японии, произошедшее 11 марта 2011 года, а затем цунами, послужили причиной радиационной аварии на АЭС Фукусима-1, которая имеет наивысший, седьмой уровень. Из строя были выведены внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что повлекло за собой сбой в системе охлаждения, а затем и расплавление активной зоны реакторов на 1, 2, 3 энергоблоках. Весь финансовый ущерб, который включает работы по дезактивации, компенсации пострадавшим и вынужденным переселенцам, приблизительно, составляет 189 млрд долларов.

Еще одной катастрофой, которая отразилась на состоянии всей биосферы Земли, называют взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, случившийся 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Вызванный аварией разлив нефти стал самым крупным в истории США. В момент самого взрыва и в возникшем затем пожаре на полупогружной установке погибло 11 человек и 17 из 126 получили травмы, которые в тот момент находились на платформе. Позже погибли еще двое. Нефть вытекала в залив в течение 152 дней, всего попало в залив более 5 млн баррелей. Эта техногенная катастрофа оказала губительное воздействие на экологию всего района. Пострадали различные виды морских животных, рыб и птиц. А на севере Мексиканского залива в том же году зарегистрировали повышенную смертность китообразных. Кроме нефти, на поверхности воды (размер пятна достигал 75 000 км²) образовалось большое количество подводных нефтяных шлейфов, длина которых доходила до 16 км, а ширина и высота — соответственно, 5 км и 90 м.

Это лишь несколько жутких аварий, которые можно классифицировать как самые страшные катастрофы в истории человечества. Но были еще другие, порой менее известные, принесшие людям множество разрушений и бед. Часто эти катастрофы были вызваны войной или целой чередой случайностей, а в некоторых случаях горе принесла разрушительная сила природы.

Поддержите автора) нас уже 8)

Каковы последствия техногенных катастроф

Любая техногенная катастрофа относится к чрезвычайным ситуациям со всеми вытекающими социальными, юридическими и экономическими последствиями в сфере общества, которые носят глобальный характер.

Аварии и катастрофы

На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ, которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь. В связи с этим последствия техногенных катастроф обычно разделяют на шесть групп :

  • Человеческие жертвы.
  • Ущерб здоровью людей.
  • Ущерб окружающей природной среде.
  • Материальные потери.
  • Нарушение условий жизнедеятельности людей.
  • Полное уничтожение объектов (процессов).
  • восполняемые, невосполнимые;
  • опасные, вредные.

Любая техногенная катастрофа несет за собой последствия, которые оказывают влияние практически на все сферы жизни человеческого общества и прежде всего на жизнедеятельность людей и в огромном количестве на окружающую природную среду.

Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности и защищённости.

К экономическим последствиям техногенных катастроф в целом относятся:

  • сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;
  • выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
  • разрушение объектов социально-культурной сферы;
  • сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
  • снижение уровня жизни населения;
  • косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
  • расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

При оценивании экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций

Одна из основных целей этого закона — снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Зачастую серьезные масштабные чрезвычайные ситуации приводят к психологическим отклонениям у людей. Каждый человек по-разному реагирует на ту или опасность. У многих людей нервная система слабая.

  • непосредственный, возникающие во время самой ТК;
  • ближайшие, могут возникнуть в течение следующего года как произошла ТК;
  • среднесрочные, возникновение их может быть в течение 5 лет как произошла ТК;
  • отдаленные, могут возникнуть и через пять лет.
  • медицинские — диссоциативные расстройства, нарушения в поведении, психосоматические заболевания, а также злоупотребление психоактивными веществами;
  • психологические — стигматизация и дискриминация, злость, ожесточение, изменение иерархии ценностей, нарушение в межличностных отношениях, формируется в своем роде месть;
  • социальные — снижение социальной активности, уменьшение работоспособности, антисоциальное поведение.

Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов ТК оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность.

Одним из важных видов социальных последствий ТК является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.

Социальные последствия ТК оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т.д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства.

Таким образом, анализ последствий техногенных катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы. Последствия техногенных катастроф носят всеобъемлющий характер. Поэтому катастрофу лучше предотвратить.

Наибольшая трагедия экологического характера

Усохшее Аральское море

Среди всех экологических катастроф ведущее место занимает усыхание Аральского моря. В свои лучшие времена оно было на четвертом месте по величине среди всех озер мира.

Катастрофа произошла из-за неразумного использования воды, которой поливали сады и поля. Усыхание происходило из-за необдуманных политических амбиций и действий лидеров тех времен.

Постепенно линия берега отодвинулась далеко вглубь моря, что привело к вымиранию большинства видов флоры и фауны. Кроме этого, начали учащаться засухи, климат существенно поменялся, судоходство стало невозможным, а больше шестидесяти человек остались без работы.

Авария на АЭС Фукусима-1

Катастрофа произошла 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить тысячи местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

17 августа 2009 года — авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция — Саяно-Шушенская — была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в «нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц».

Что едят воробьи

Да, именно воробьи. Они стали причиной того, что в период с 1958 по 1961 год в Китае умерло по разным оценкам от 10 до 30 миллионов человек. Причиной смертей стал голод, который в свою очередь вызвал массовое истребление воробьев.

В то время в рамках экологической политики в Китая проводилась борьба с некоторыми типами вредителей, которые портили или съедали запасы зерна. К таким вредителям отнесли крыс, мух, комаров и воробьев.

Ученые и агрономы подтвердили, что только из-за воробьев ежегодно терялся объем зерна, которым можно было бы накормить не менее тридцати пяти миллионов человек в течение года. В итоге, 18 марта 1958 года был разработан план борьбы с этими птичками.

Милая птичка, которая играет большую роль в нашей жизни.

Местному населению было поручено не давать им садиться на землю. Крестьяне бегали за ними, стуча палками по ведрам. В итоге, через 15 минут обессиленные птицы падали на землю замертво. Так по расчетам было уничтожено около двух миллиардов воробьев.

В итоге зерна действительно стало больше, но через некоторое время начался взрывной рост количества гусениц и прочих насекомых, которыми до этого питались воробьи. И через какое-то время зерна стало настолько мало, что это привело к массовому голоду и унесло миллионы жизней.

Затопление Бостона патокой

15 января 1919 года, рабочие и жители Бостона, находились на улице, наслаждаясь на удивление тёплым днём. Внезапно с низким гулом, взорвался чугунный бак компании Purity Distilling и огромная волна (высотой от 2,5 до 4,5 м) сырой чёрной патоки обрушилась на город. Ни пешеходы, ни машины не могли преодолеть этот поток, который пронёсся по улицам со скоростью около 60 км/ч.  8 700 м³ патоки, предназначавшейся для рома, поглотило множество людей: 21 человек погиб от удушья, будучи неспособными выбраться из вязкого вещества, ещё 150 попали в больницы. Кроме того, волна разрушила несколько зданий и эстакаду надземной железной дороги. Ещё неделю в Бостоне стоял запах патоки, а порт оставался коричневым до лета.

2

A330, 24 августа 2001 года

Теперь о хорошем. Рекордное планирование авиалайнера с неработающими двигателями было продемонстрировано именно в ходе этого инцидента.

Из Торонто в Лиссабон с тремя сотнями людей на борту направлялся Airbus A330-243 (авиакомпания Air Transat), на шестом часу полета экипаж вдруг столкнулся с фантастическим фактом: под ними Атлантический океан, а у них ни грамма топлива!

Дальнейшее все бы сочли выдумкой голливудских сценаристов, если бы оно не было правдой. Один из пилотов вспомнил, что в 320 километрах от них раскинула свои ангары военная авиабаза на Азорских островах, куда они и повернули. За 217 километров до цели пришлось заглушить один из двигателей. Спустя несколько минут — второй. Других двигателей, как и источников топлива, к сожалению, в этом самолете не нашлось.

Кстати, чтобы при бездействующих двигателях не отключались приборы и радиосвязь, в самолетах предусмотрена остроумная система аварийного энергопитания: нечто вроде динамо-флюгера, который выпускается из корпуса и крутится под давлением встречного потока воздуха.

Всех спас феноменально богатый опыт, выучка и смекалка командира экипажа. Он смог на ходу с высочайшей точностью рассчитать коэффициенты планирования самолета без тяги, чтобы не только дотянуть до посадочной полосы, но и чтобы скорость его позволяла безопасно приземлиться. Тем более что второй попытки захода на посадку им бы никто по понятной причине не подарил.

Несмотря на расчеты и маневры, скорость посадки все же слегка превышала рекомендованную, самолет проскочил лишний километр за ВПП, и у него лопнули почти все шины. Из 306 человек никто не пострадал! Пилоты награждены и носят титул рекордсменов, продержавших на планерной силе пассажирский самолет в воздухе на протяжении 120 километров!

Мировые экологические катастрофы

Человечество пережило несколько сотен экологических катастроф, однако, некоторые из них превосходят остальные по количеству жертв или ущербу, нанесенному окружающей среде. Чаще всего причиной таких масштабных трагедий является деятельность человека.

АЭС Фукусима-1

Авария на японской атомной электростанции – крупнейшая экологическая катастрофа. 11 марта 2011 года вследствие землетрясения и цунами на атомной электростанции были повреждены система электроснабжения и резервные генераторы. Это повлекло за собой выход из строя охладительных систем и расплавление активной зоны реакторов в трех энергоблоках. В результате совокупности этих факторов произошел взрыв, вызвавший утечку радиоактивного цезия и, как следствие, резкий рост уровня радиации.

Уровень радиации в окрестностях станции упал только к 2017 году. По данным экологов и правительства, ликвидация последствий займет около тридцати лет.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Читать

Крупнейшие экологические катастрофы в России
Подробнее

Исчезновение Аральского моря

Четвертое по величине озеро в мире превратилось в засушливую пустыню. Аральская катастрофа началась примерно в конце 1950-х годов. Основной ее причиной стала деятельность человека. Из-за строительства оросительных каналов без эффективных технологий и бетонирования в реках Сырдарья и Амударья начались потери воды. Уровень моря начал снижаться с невероятной скоростью, и к 1989 году оно распалось на два изолированных водоема – Малое Северное и Большое Южное. В 2017 году Южный Арал превратился в пустыню Аралкум.

Погибла вся флора и фауна, прекратили существование порты, тысячи людей остались без работы. Аральская катастрофа вызвала изменения климата и ухудшила экологическую обстановку региона.

Для восстановления Малого Арала была построена Кокаральская дамба, которая скапливает сток реки Сырдарьи и помогает частично восстановить флору и фауну. Излишки воды сбрасывают в Большой Арал. Идут массивные работы по восстановлению жизни в Аральском море и ликвидации последствий катастрофы.

Набирающие обороты экологические проблемы главной водной артерии Сибири – реки Обь
Читать

Исчезновение Аральского моря – экологическая катастрофа планетарного масштаба
Подробнее

Проблемы экологии морей Российской Федерации
Смотреть

Разлитие нефти в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе на месторождении нефти Макондо произошел взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon. Разлив нефти стал крупнейшим в истории США. Разлив нефти после катастрофы продолжался в течение 152 дней, а объем нефти составил около 5 миллионов баррелей. Нефтяное пятно площадью 75 тысяч квадратных километров и многочисленные подводные шлейфы привели к массовой гибели птиц и морских обитателей.

Вы знали, что последствия экологического загрязнения вызывают массовую гибель морских обитателей?

ДаНет

Катастрофа на швейцарском заводе Sandoz

1 ноября 1986 года в Швейцарии случилась одна из самых страшных экологических катастроф в мире. На фармацевтическом заводе, располагавшемся на берегу Рейна, вспыхнул пожар. В атмосферу с пеплом и дымом попали токсичные агрохимикаты. В Рейн попали более 30 тонн соединений ртути, пестицидов и других токсичных веществ. Они вызвали массовую гибель рыбы и животных вниз по течению. Причина возгорания так и не была установлена, хотя в 2000 году было предположение о саботаже завода.

Тяжелые металлы – наиболее опасные элементы, способные загрязнять почву
Читать

Возможно ли решение современных экологических проблем в глобальном масштабе
Подробнее

5 декабря 2009 года — пожар в клубе «Хромая лошадь»

Image caption

Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в «Хромой лошади» повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

Крушение ”Титаника” в Атлантическом океане

Люди любят строить теории, согласно которым каждой крупной катастрофе приписывается тот, кому это было выгодно. Так было и с атаками на Всемирный торговый центр и с крушением ”Титаника”. По мнению фанатов конспирологии так за него пытались получить страховку, которая существенно превышала его стоимость.

”Титаник” утонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В результате крушения погибли полторы тысячи человек. Лайнер следовал из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (США). И взял на борт около 2 500 пассажиров.

«Титаник» действительно был очень красив.

Его как только не называли. ”Самый роскошный корабль”, ”Непотопляемый”, ”Суперлайнер” и еще много других названий. Но он все равно утонул. Причиной этого стало столкновение с айсбергом.

Капитану ”Титаника” Эдварду Смиту стоило бы быть осторожнее, ведь он знал, что корабль входит в зону с напряженной ледовой обстановкой, но не придал этому значения. При этом, он неоднократно получал предупреждения от капитанов других кораблей, что на пути могут попадаться айсберги.

Корабль шел на максимальной для себя скорости примерно 21-22 узла (около 40 км/ч). Есть версия, что у него было задание максимально быстро преодолеть маршрут, чтобы корабль получил неофициальный приз ”Голубая лента Атлантики”. Такое задание дало руководство компании ”Уайт Стар Лайн”, владевшая ”Титаником”, ”Атлантиком” ”Британиком” и другими судами подобного класса.

Во время столкновения ледяная  глыба, которую не заметил впередсмотрящий буквально вскрыла пять носовых отсеков корабля по правому борту. В результате этого они начали затапливаться. ”Титаник” обладал хорошей системой перегородок, но при повреждении 90 метров борта шансов на спасение просто не было.

Примерно 1 500 погибших появились из-за того, что на корабле не хватало спасательных средств, а те, что были, использовались крайне нерационально. В первых шлюпках уплывало по 12-15 человек, а последние спускались на воду с 70-80 пассажирами при вместимости 60 человек.

Так «Титаник» выглядит сейчас.

Сейчас останки корабля лежат на дне Атлантического океана на глубине около 3 500 метро. Многие спрашивают, почему его не поднимут. Технически такую задачу нельзя назвать невыполнимой, но большая глубина сильно мешает в ее реализации. Главной трудностью является сгнивший металл, который уже почти развалился. Окончательно он ”растворится” в соленой воде примерно через 80-100 лет.

BAC 1-11, 10 июня 1990 года

Начнем со случая, который можно даже назвать почти веселым. К сожалению, такого не скажешь о многих других историях нашего списка.

Авиалайнер компании British Airways направлялся из английского Бирмингема в испанскую Малагу, взяв на борт 87 человек пассажиров с экипажем. Долго парить в спокойствии ему не удалось. Уже через 13 минут после взлета стекло кабины пилота сорвало потоком воздуха, и командира экипажа буквально засосало в оконный проем. Человек застрял в лобовом стекле, наполовину высунувшись из летящего реактивного лайнера!

Далее началось нечто невероятное. Вовремя среагировавшие члены экипажа схватили капитана за ноги, не позволяя ему вывалиться за борт. Понятно, что никто не выживет в таких условиях, но, во-первых, это бы не дало лайнеру разгерметизироваться окончательно, а главное, если бы они выпустили пилота, тело могло на полном ходу протаранить жизненно важные элементы самолета. Тогда все обернулось бы совсем ужасным образом. Но все шло и так паршиво, тем более что дверь кабины пилотов сорвало и ошметки обрушились на пульт.

Экипаж принялся успокаивать пассажиров и запрашивать у наземных служб аварийную посадку. Через 25 минут после начала рейса самолет был посажен в Саутгемптоне. Все это время бортпроводник держал своего обледеневшего товарища.

Сразу после посадки выяснилось, что у капитана прощупывается пульс, и его экстренно госпитализировали. И, как поется в песенке, привезли его домой, оказался он живой! Команда не только посадила самолет, но и спасла всех, кто был на борту! Второй пилот, стюардесса и все их коллеги тотчас стали национальными героями. Практически все они вернулись обратно в гражданскую авиацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector