Техногенные чрезвычайные ситуации: причины и последствия
Содержание:
- Транспортные аварии
- Фейерверк в Поднебесной
- Классификация ЧС техногенного характера (согласно инструкции) на группы и виды.
- Атака на здания Всемирного торгового центра
- Происшествие в Лав-Канал
- Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ
- Выброс биологически опасных веществ
- Катастрофа около Уфы. Погибли 575 человек и ранено свыше 600.
- Классификация ЧС, по масштабам распространения, подразделяются на пять уровней:
- Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы
- Внезапное обрушивание зданий
Транспортные аварии
Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:
- 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
- 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
- Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.
Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:
- 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
- 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.
Фейерверк в Поднебесной
Файер-шоу и фейерверки любят миллионы людей разных возрастов на всей планете. Иногда пиротехника может быть опасной, причем в довольно внушительных масштабах. В преддверии Нового года грузовой автомобиль должен был доставить к месту назначения огромное количество фейерверков одновременно. В результате начавшейся детонации произошло их преждевременное возгорание, превратившее машину в огромный сверкающий факел.
Это ДТП в мире стало известно не только благодаря данному факту — грузовик в этот момент продвигался по бетонному мосту. Вследствие сильных взрывов обвалилось несколько бетонных пролетов, в которые начали падать и другие автомобили. В результате 5 человек погибло, а десятки получили инвалидность.
Классификация ЧС техногенного характера (согласно инструкции) на группы и виды.
Класс ЧС |
Группа ЧС |
Вид ЧС |
1 |
2 |
3 |
1. ЧС техногенного характера |
1.1 Транспортные аварии |
-Аварии пассажирских и товарных поездов, поездов метрополитена. |
1.2 Пожары, взрывы |
— Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях, коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных и общественных объектов. |
|
1.3 Аварии с выбросом СДЯВ на объектах (кроме транспортных) |
— Аварии с выбросом (угрозой выброса), образования и распространения СДЯВ во время производства, переработки или хранении (захоронения). |
|
1.4 Наличие в окружающей среде вредных веществ выше предельно допустимых концентраций (ПДК) |
— Наличие в атмосферном воздухе или почве вредных веществ выше ПДК |
|
1.5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (кроме транспортных) |
— Аварии с источниками ионизирующего излучения, радиоактивными отходами. |
|
1.6 Внезапное разрушение зданий |
— Разрушение элементов транспортных коммуникаций (повреждение ж.д. пути; разрушение мостов, туннелей…) |
|
1.7 Аварии на электроэнергетических системах |
— Аварии на электростанциях. |
|
1.8 Аварии на системах жизнеобеспечения |
— Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ. |
|
1.9 Аварии систем связи |
— Аварии систем связи и |
|
1.10Аварии на очистных сооружениях |
— Аварии на очистных сооружениях сточных вод с массовым выбросом загрязняющих веществ. |
|
1.11Гидродинамические аварии |
||
Атака на здания Всемирного торгового центра
В продолжение темы можно вспомнить теракт, который привел к падению бешен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Произошло это 11 сентября 2001 года. Террористы угнали несколько самолетов, которые использовали для тарана зданий. Если разделить происшествие на составляющие, то можно сказать, что это было четыре скоординированных теракта, в результате которых погибло 2977 полицейских, военных, медиков, пожарных и простых людей и 19 террористов.
Так даже не верится, что это не кадры из фильма.
Это стало самым масштабным террористическим актом в истории США. Самолеты были захвачены при помощи пластикового оружия, которое преступники смогли пронести на борт самолета. Планировалось пять столкновений (три с башнями в Нью-Йорке, одно в Пентагоне и одно в Вашингтоне). Только один самолет не долетел до цели — Вашингтона. Что случилось на борту до сих пор неизвестно, но, судя по всему, пассажиры оказали сопротивление захватчикам. В итоге самолет упал, не долетев до цели.
В результате теракта погибли не только граждане США, но и еще 96 государств. В результате это привело к военным действиям в Сирии, Афганистане, Ираке и Ливии. Целью ввода войск называлась борьба с терроризмом.
Также после событий 9/11 были серьезно пересмотрены правила безопасности на воздушном транспорте. Например, в самолеты теперь нельзя проносить жидкости, средства индивидуальной защиты и маникюрные принадлежности.
Происшествие в Лав-Канал
В окрестности города Ниагара-Фоллз, штата Нью-Йорк, располагался населенный пункт под названием Лав-канал. Изначально он строился как «Город мечты» — место, где должны были использоваться самые экологичные материалы, именно так его представлял предприниматель Уильям Лав.
К сожалению, из-за великой депрессии строительство пришлось остановить, и вместо прекрасного города долгие годы были только пара домов и гигантский котлован, который использовался для сброса химических отходов. В 1953 году эту помойку просто зарыли землей и забыли о ней. Через некоторое время, было принято решение закатать территорию под асфальт и начать возводить новый жилой район.
Первые дети пошли в школу района в 1957 году, а их родители, даже не подозревая о том, что находится у них под ногами и удивлялись странным лужам, которые возникали возле домов. В 1976 году анализы воды показали огромное содержание бензола, диоксинов и других ядовитых веществ. Начали рождаться дети с гидроцефалией, учащались случаи заболевания раком и астмой. Около 60% жителей района имели врожденный дефект.
Из-за того, что этот район предназначался для малоимущих людей, большинство жителей не могли уехать, даже после того, как они осознали всю опасность проживания на этой земле
Только спустя несколько лет при помощи привлечения СМИ, ученых и общественных деятелей удалось привлечь к этой проблеме внимание правительства США. Сейчас Лав-канал является городом-признаком, до сих пор напоминая об одной из самых страшных техногенных катастроф мира
Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ
Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.
Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ядерное топливо ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.
критической массы
Выброс биологически опасных веществ
Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.
Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».
Катастрофа около Уфы. Погибли 575 человек и ранено свыше 600.
3 июня 1989 года по московскому времени в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк случилась самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР. В момент сближения двух встречных поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл взрыв скопившихся газообразных углеводородов, собравшихся в низине по причине утечки из трубопровода «Сибирь — Урал — Поволжье».
В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) в тот момент находилось 1284 пассажира (383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся на рельсах 27 вагона обгорели снаружи и выгорели внутри. Официальные данные говорят о гибели 575 человек (по другим данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.
Объемный взрыв огромных масс скопившегося газа оценивался по разным данным от 300 тонн ТНТ до 12 килотонн, что сопоставимо с Хиросимой (16 килотонн). Взрыв был зафиксирован за тысячи километров системой ПВО США. В 10 км от эпицентра, в городе Аша, из окон были выбиты все стекла. Пламя можно было наблюдать с расстояния 100 км от пожара, площадь которого достигала 250 гектар. Полностью уничтожены 350 метра ж/д полотна.
В результате расследования к разным срокам заключения приговорили 9 должностных лиц. Причины аварии трактовались двояко. По первой версии основной причиной утечки пропана, бутана и других легких углеводородов было повреждение трубопровода экскаватором за 4 года до трагедии. За 40 минут до взрыва произошло раскрытие трубопровода, и началась утечка.
Вторая версия предполагала, что на целостность трубопровода повлияли блуждающие токи от высоковольтных линий электропередач, расположенных над железной дорогой. В результате на трубах образовались микротрещины, которые со временем и послужили источником утечек газа. Также существовала версия террористического акта со стороны западных спецслужб в целях дестабилизации уже разваливающегося СССР. Эта версия не нашла реальных подтверждений.
Классификация ЧС, по масштабам распространения, подразделяются на пять уровней:
1. ЛОКАЛЬНЫЕ, относятся:
— ЧС – пострадало не более 10 чел.
— либо нарушены условия жизнедеятельности (УЖ) не более 100 чел
— либо материальный ущерб (МУ) составляет свыше 40, но не более 1000 мин.
заработных плат на день возникновения ЧС
— и зона аварии не выходит за пределы территории объекта
производственного или социального назначения.
2. МЕСТНЫЕ относятся:
— ЧС – пострадало свыше 10 , но не более 50 чел.
— либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 , но не более 300
чел.
— либо материальный ущерб составляет свыше 1000 , но не более 5000 мин
заработных плат на день возникновения ЧС
— и зона аварии не выходит за пределы населенного пункта, города
района.
3.РЕГИОНАЛЬНЫЕ относятся:
— ЧС – пострадало свыше 50 , но не более 500 чел.
— либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300 , но не более 500
чел.
— либо материальный ущерб составляет свыше 5000, но не более 0,5
миллиона заработных плат на день возникновения ЧС
— зона аварии не выходит за предел области.
4. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ относятся:
- ЧС – пострадало свыше 500 человек.
- Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 чел.
- Либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона заработных плат на день возникновения ЧС.
- и зона аварии выходит за пределы более чем двух областей.
5. ТРАНСГРАНИЧНЫЕ относятся ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РБ.
ГРАНИЦЫ ЗОН ЧС определяются назначенными в соответствии с законодательством РБ руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС и по согласованию с республиканским органом государственного управления по ЧС и местными исполнительными и распорядительными органами.
ЛИКВИДАЦИЯ ЧС ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:
- ЛОКАЛЬНЫХ ЧС – силами и средствами организаций.
- МЕСТНЫХ и РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧС– силами и средствами местных исполнительных и распорядительных органов.
- РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЧС — силами и средствами республиканских органов государственного управления.
При недостатке собственных сил и средств для ликвидации МЕСТНЫХ и РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧС соответствующая комиссия ЧС могут обращаться за помощью в вышестоящие комиссии ЧС.
При необходимости Совет Министров РБ обращается в установленном порядке с просьбой о применении сил и средств Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий ЧС.
К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы РБ, части ГО и другие воинские формирования в соответствии с законодательством РБ.
В установлении уровня ЧС последовательно рассматриваются три группы факторов:
— Территориальное распространение.
— Размер причиненных (ожидаемых) экономических убытков и человеческих жертв.
-. Классификационные признаки ЧС (класс, группа, вид)
Исходя из характера происхождения ЧС, территориального распространения и объема технических и материальных ресурсов, которые необходимы для ликвидации последствий ЧС, группа, вид и уровень ЧС определяется согласно приложению 1 «Инструкции о классификации ЧС природного и техногенного характера», утвержденной Постановлением Министерства по ЧС РБ 19 февраля 2002 г № 17
Каждой ЧС присваивается код, который включает 5 цифр и 2 буквы
Полный код ЧС – 10203Р-С
Где первая цифра 1- указывает класс ЧС (1-техногенная; 2- природная)
Цифры 02 – указывают группу ЧС (пример 02 – группа ЧС
пожары, взрывы; 01- транспортные аварии и т.д.)
Цифры 03 – вид ЧС (03 в данном случае пожары (взрывы) в
шахтах ,подземных выработках)
Р – уровень ЧС (региональная)
С-Динамика ЧС
Динамика ЧС может быть: С (стабильная), Д (динамическая).
Все ЧС классифицируются по трем признакам
- По сфере возникновения, которая определяет характер происхождения ЧС
- По масштабам последствий; здесь за основу берется значимость (величина) события, нанесенный ущерб, количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.
3. По ведомственной принадлежности, то есть где, в какой отрасли
народного хозяйства случилась данная ЧС.
Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы
А сейчас нами будет рассмотрена личная безопасность при техногенных авариях. Точнее, меры по ее сохранению. Что делать, если вы оказались не в том месте и не в то время? Прежде всего, как бы банально это ни звучало, постарайтесь не поддаваться панике, так как в таком состоянии люди гибнут прежде всего. Овладев эмоциями, вы должны попытаться или выбраться в более-менее безопасное место, или же пробираться к аварийному выходу (при пожаре, к примеру). Следует избегать вдыхания воздуха, насыщенного пылевыми частицами, газами или дымом. С этой целью необходимо использовать ватно-марлевые повязки или же просто разорвать ненужные предметы одежды, смочить их водой и дышать через эти куски тканей
Очень важно, чтобы импровизированная повязка была сделана из натуральных материалов!
Внезапное обрушивание зданий
Как правило, причины техногенных аварий и катастроф этого типа – грубые нарушения на стадии проектирования и возведения зданий. Инициирующим фактором служит деятельность тяжелой техники, неблагоприятные метеорологические условия и т. д. Загрязнение окружающей среды при этом минимальное, но зачастую авария сопровождается гибелью большого количества людей.
В качестве идеального примера можно привести «Трансвааль Парк». Это развлекательный комплекс в Москве, обрушение крыши которого произошло 14 февраля 2004 года. В здании в этот момент находилось не менее 400 человек, причем не менее 1/3 из них – дети, пришедшие с родителями в детский бассейн. Всего погибло 28 человек, восемь детей. Общее количество раненых – 51 человек, не менее 20 детей. Первоначально рассматривалась версия теракта, но все оказалось куда хуже: проектировщик максимально сэкономил на строительстве, в результате чего опорные конструкции являлись скорее декоративной, нежели реальной поддержкой крыши. Под сравнительно небольшим грузом снега она рухнула на головы отдыхающих людей.