Топ-10 самых известных кораблекрушений в истории

Без оглядки на Красный Крест

Немало трагических случаев из этого длинного ряда пришлось на мировые войны, когда сражающиеся не церемонились с противником и не обращали особого внимания, что за объекты перед ними — военные или гражданские. Самые смертоносные атаки на суда, перевозящие людей, были совершены во время Великой Отечественной войны. Из них, в первую очередь, нужно назвать трагедию теплохода «Армения», который 6 ноября 1941 года вышел из Севастополя в Новороссийск с персоналом и ранеными нескольких военных госпиталей, а также с эвакуируемыми жителями города на борту. Погрузка проходила в спешке, под воздушными обстрелами, особого учёта пассажиров не велось, а потому число людей, находившихся на борту, в разных источниках отличается — от 7 до 10 тысяч человек. И хотя судно несло на себе опознавательные знаки Красного Креста, оно всё равно было атаковано немецким торпедоносцем «Хейнкель Не-111». После попадания торпеды «Армения» затонула всего за четыре минуты, и по числу жертв эта катастрофа является одной из крупнейших в мировой истории. Впрочем, в самом конце войны в похожую ситуацию попал немецкий десятипалубный лайнер «Вильгельм Густлофф», который переоборудовали под плавучий госпиталь. В тот день, 22 января 1945 года, он вывозил из окружённого советскими войсками Кёнигсберга офицеров и солдат, на его борту находились не менеё 10500 человек. На полпути лайнер был торпедирован советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско и затонул примерно через час после атаки. Прибывшим на место катастрофы судам удалось спасти примерно тысячу человек. После сообщения о гибели «Вильгельма Густлоффа» Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом.

Между водой и огнём

Самая крупная в мирное время по числу жертв морская катастрофа за всю историю мирового судоходства произошла 20 декабря 1987 года в проливе Таблас (Филиппины). В тот день в 6 часов 30 минут утра пассажирский паром «Донья Пас» вышел из порта Таклобан и направился в Манилу. В это время погода стояла ясная, на море было лишь незначительное волнение. Тем не менее около 22 часов 30 минут в проливе Таблас паром столкнулся с танкером «Вектор», на борту которого находилось около тысячи кубометров нефтепродуктов. В море вытекло большое количество бензина, который тут же вспыхнул, огонь охватил и «Донью Пас». На борту парома началась паника, многие люди прыгали за борт, где большинство из них погибли в горящем топливе, разлившемся по воде. А те пассажиры, которые не рискнули покидать охваченное пламенем судно, позже утонули вместе с ним. Властям стало известно о катастрофе только к шести часам утра, однако спасти удалось только 26 человек, а всего, по неполным данным, в этой катастрофе погибло не менее 4386. После расследования власти Филиппин сделали официальное заявление, в котором вина за столкновение была возложена на экипаж танкера «Вектор», поскольку судно не имело лицензии и фактически являлось немореходным. Но самое поразительное другое: ни паром, ни танкер не были оборудованы элементарными средствами связи, даже самой простой радиостанцией, из-за чего в момент крушения судов никто не мог позвать на помощь. Это промедление и стало смертельным для многих пассажиров «Доньи Пас».

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Корабль, который затонул в озере

Если вы на самом деле никогда не были на Великих озерах, то вас наверняка удивит, сколько кораблей там погибло. Однако это место сложно отнести к типичным, а все из-за его размера. Площадь Верхнего Озера составляет 51 016 квадратных километров, а глубина – около 400 метров. Во время шторма волны на Великих озерах могут достигать высоты более 6 метров.

«Кипр» был кораблем по перевозке руды, который затонул в Верхнем Озере 11 октября 1907 года. Судно перевернулось во время небольшого шторма, в живых остался только один человек. Причина крушения до сих пор неизвестна. Однако существует один интересных факт. За день до того как корабль затонул, с проходящего мимо парохода заметили, что он оставляет красный след. Такое может произойти, если вода смешается с железной рудой, а затем просочится через поврежденный корпус.

Маша Малиновская показала результат еще одного свого бьюти-преображения

Прямые или изогнутые? Как выбрать вкусные огурцы

Материнская любовь: женщина много лет искала дочь, пропавшую во время Холокоста

В августе 2007 года «Кипр» был обнаружен примерно в 15 километрах от того места, где он должен был утонуть. Но останки судна не дали особого представления о его гибели. И выживший член экипажа тоже не помог — после крушения он никогда не говорил о «Кипре».

Техас-Сити — уничтоженный город

Похожее происшествие случилось 16 апреля 1947 года на французском пароходе «Гранкан», стоявшем на погрузке в порту Техас-Сити (США). В течение четырёх дней судно загружалось аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках, и к утру 16 апреля на его борту находилось уже около 2100 тонн этого вещества. В 8 часов утра был замечен дым, идущий из трюмов парохода. Его стали заливать водой, что не принесло никакого результата. Тогда руководивший работами помощник капитана приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. Однако уже через 20 минут люки выбило давлением изнутри, и из трюма вырвалось открытое пламя. Привлечённая зрелищем пожара, на пирсе собралась внушительная толпа зевак. Тем временем до грандиозной катастрофы оставались считаные секунды. Около 9 часов 12 минут вся масса селитры, находившаяся на пароходе, разогретая до высокой температуры, сдето-нировала буквально в одно мгновение. В результате колоссального взрыва вода у пирса, где стоял «Гранкан», испарилась, на несколько секунд открыв морское дно. Куски раскалённого металла разлетелись не только по городу, но и далеко за его пределы, причём двухтонный якорь парохода был впоследствии найден на ферме в четырёх милях от порта. Взрывная волна сбила два частных самолёта, пролетавших в тот момент над местом катастрофы. Порт и значительная часть города Техас-Сити сровнялись с землёй, многие предприятия были полностью разрушены или целиком сгорели. Всего в этой трагедии погибли по меньшей мере 1500 человек, более 5000 получили ранения, ещё несколько сотен пропали без вести, и не менее 1784 человек оказались в больницах. Борьба с огнём в Техас-Сити длилась около трёх суток. Имущественный ущерб от этого происшествия оценили в 100 миллионов долларов. По итогам расследования катастрофы правительство США выплатило 1394 жертвам трагедии компенсации на общую сумму около 17 миллионов долларов.

Бисмарк

«Бисмарк» был самым известным военным кораблем Германии, именно он уничтожил знаменитый линейный крейсер «HMS Hood». Это стало сильным ударом по британцам, из-за чего они устроили охоту на «Бисмарка». Вскоре после этого «Бисмарк» был атакован британским авианосцем «Ark Royal», которому удалось нанести огромный ущерб линкору. Однако «Бисмарку» удалось скрыться. На следующий день он был атакован британскими линкорами «Родни» и «Кинг Джордж V», против которых устоять ему уже не удалось. Команда «Бисмарка» состояла из 2220 человек, погибло из них 2104. Место крушения было обнаружено в 1989 году Робертом Баллардом.

Самые мощные корабли в мире.

Самое разрушительное цунами

Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку. Тогда я говорил, что самая большая волна была высотой около 500 метров. И образовалась она около 70 лет назад на Аляске.

Но тогда пострадавших было всего несколько человек из-за того, что в этом месте почти никого не бывает. В отличии от Юго-восточной Азии. Больше всего жизней унесло цунами, которое обрушилось на этот регион 26 декабря 2004 года.

Последствия цунами всегда очень страшные.

Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна. В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240 000 человек

Больше всего погибших было в Индонезии — примерно 180 000 человек. На втором месте оказался остров Шри-Ланка, где волна убила примерно 37 000 человек. Относительно немного людей погибло в Таиланде — ”всего” 5 000 человек. Еще по несколько тысяч жизней цунами унесло в других регионах. Оно дошло даже до берегов Сомали.

Возвращение победителей

Корабль «Победа» возвращался вместе с 16 другими судами в Великобританию после триумфальной миссии 1744 года, когда был потоплен французский флот в Гибралтаре и Лиссабоне. Но разразившаяся буря отправила «Победу» на дно Ла-Манша.

Она учит Драко ненавидеть: хорошие и плохие качества Нарциссы Малфой как матери

Перестала выбрасывать арбузные корки, когда узнала, что из них делают варенье

Spatial позволяет встречаться через виртуальную реальность

Остальные 16 кораблей выжили, но никто ничего не знал о судьбе «Победы». Некоторые утверждали, что слышали выстрелы во время кораблекрушения, но на этом информация исчерпывалась.

В итоге виновным был объявлен смотритель ближайшего маяка за то, что он не зажег его вовремя. В 2008 году останки «Победы» были найдены очень далеко от предполагаемого места крушения, что полностью оправдывало смотрителя.

Атомная станция Фукусима

Авария на атомной станции Фукусима тоже произошла из-за цунами. Оно обрушилось на Японию 11 марта 2011 года. Само цунами унесло жизни 15 000 человек и еще около 9 000 пропали без вести.

Что касается аварии на атомной станции, то она произошла из за разрушения средств охлаждения реакторов. В итоге они начали перегреваться и врываться.

Непосредственно на станции погиб 1 человек. Около 50 человек погибли при эвакуации со станции. Всего из района было эвакуировано до 150 000 человек. Из них более 1 000 умерло в первый год после аварии.

Авария на этой станции сильно изменила жизнь японцев.

Многие стали инвалидами и до сих пор не могут вернуться в свои дома, которые были рядом со станцией. Поэтому не совсем логично считать, что от аварии погибли только те, кто умер в тот день. Аварии на атомных станциях тянутся широким шлейфом еще в течение многих лет.

Кроме людей и близлежащей территории суши, пострадал и океан. В него тоже попали радиоактивные отходы и зараженный мусор, которые до сих пор дрейфуют в Тихом океане.

Титаник

4 место занимает катастрофа, случившаяся при столкновении пассажирского лайнера «Титаник» с огромной ледяной глыбой 14 апреля 1912 года. Причиной крушения корабля является недостаточная видимость и неосмотрительность капитана, который проигнорировал 7 ледовых предупреждений и приказал пустить пароход полным ходом. 23:39 смотрящий доложил с вышки о факте обнаружения айсберга прямо по курсу. Капитан приказал отклониться к левому борту, тем самым, поставив правый борт под удар. Через пробоину вода стала поступать в отсеки корабля. На судне началась паника, пассажиры третьего класса, находившиеся в нижних отсеках, не смогли найти выход из узких коридоров. В результате крушения погибло 1496 человек, 712 выживших подобрал проходящий мимо пароход «Карпатия».

Крупнейшие катастрофы по количеству жертв

Условно самые крупные крушения кораблей можно разделить в две группы и вывести рейтинги по количеству погибших и размерам кораблей.

Многие из первой десятки крупнейших крушений произошли в военное время в результате боевых действий. Рейтинг по количеству погибших выглядит следующим образом:

11 место – «Луизитания»

Один из крупнейших английских пассажирских лайнеров, погибший в начале Первой Мировой. Судно, не имевшее на тот момент опознавательных знаков, было торпедировано немецкой субмариной и затонуло в течение 18 минут. Погибло почти 1200 человек. Считается, что уничтожение лайнера спровоцировало изменение общественного мнения против кайзеровской Германии и было одной из причин вступления США в войну.

10 место – «Форт Стайкин»

Пароход официальной вместимостью 7142 тонны. На момент крушения в трюмах было около 1500 тонн взрывчатки и около 10 тысяч тонн других грузов, в том числе 8700 тонн хлопка. Техника безопасности при загрузке корабля была нарушена. В 14 часов 12 апреля 1944 года начался пожар, остановить его не удалось. В результате пожар добрался до трюма со взрывчаткой и произошло несколько мощных взрывов. Основные последствия были от разлетевшегося на расстояние километра горящего хлопка, который поджег множество домов, кораблей, складских помещений. Только по официальной статистике было 1376 погибших. О силе взрыва можно судить по тому факту, что образовавшаяся приливная волна перенесла корабль, стоявший недалеко от парохода и имевший водоизмещение около 4000 тонн, на высоту в 17 метров.

9 место – «Титаник»

Крушение этого корабля вошло в историю и стало символом крупнейших кораблекрушений, о нем снят любимый многими один из лучших фильмов о катастрофах «Титаник». Всего было выпущено три корабля данного класса. На момент строительства это был самый большой пассажирский лайнер мира. Длина – почти 270 метров, ширина – 28. Корабль погиб в результате столкновения с крупным айсбергом в первом же большом круизе. На момент крушения на борту лайнера находилось 2224 человек, включая пассажиров и членов экипажа. Достоверно известно, что спаслось лишь 711 человек, тела многих погибших не обнаружены.

8 место – «Имо» и «Монблан»

Крушение произошло в 1917 году. Монблан – крупный французский грузовой корабль, загруженный несколькими видами взрывчатых веществ. В канадской гавани, примыкающей к городу Галифакс, произошло столкновение этого корабля с норвежским судном «Имо». Взрыв, последовавший за столкновением, считается мощнейшим за всю доядерную эпоху. Порт и часть города были полностью уничтожены, общее число погибших от самого взрыва и его последствий достигло 2000. Еще около 9 тысяч получили ранения разной тяжести.

7 место – «Прованс»

Флагманский французский корабль, нейтрализовавший флот Греции. Один из крупнейших вспомогательных крейсеров своего времени. Затонул после попадания немецкой торпеды в феврале 1916 года. На борту было около 4 тысяч человек, 3130 из них погибли.

6 место – «Генерал Штойбен»

Крупный германский пассажирский лайнер, во время войны переоборудованный в плавучий госпиталь. В 1945 осуществлял эвакуацию из Восточной Пруссии от советских войск. Торпедирован 10 февраля 1945. Согласно утверждениям командира лодки, которая торпедировала лайнер, он был уверен, что это крупный военный крейсер. Погибло более 3600 человек.

5 место – Танкер «Вектор» и паром «Донья Пас»

Крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. В декабре 1987 года филиппинский паром столкнулся с танкером. В результате погибло около 4400 человек.

4 место – «Армения»

Советский теплоход, потопленный в 1941 году немецкими ВВС недалеко от берега Крыма. Количество погибших точно неизвестно, по разным источникам – от 3 до 5 тысяч человек.

3 место – «Гойя»

Норвежское судно, конфискованное немцами. В 1945 году проводило морскую эвакуацию людей от Красной Армии. 16 апреля корабль был торпедирован советской подлодкой и затонул. Примерное количество погибших – более 6 тысяч человек.

2 место – «Тильбек» и «Кап Аркона»

Два немецких судна, погибших в результате удара британской авиации в мае 1945. Примерное число погибших – 8 тысяч человек, в основном узники концлагерей, подлежащих эвакуации. Точные причины авианалета остаются неизвестными.

1 место – «Вильгельм Густлов»

Рекордсмен по числу человеческих потерь в известной морской истории. В первой половине 40-х использовался немецкими вооруженными силами в качестве плавающего госпиталя. В январе 1945 корабль был торпедирован советской подводной лодкой. По мнению исследователей, число погибших превысило 9 тысяч человек.

«Мария Селеста»

5 декабря 1872 года «Мария Селеста» была найдена полуразрушенной и брошенной в 650 километрах к востоку от Азорских островов. Один из двух насосов был разобран, морские карты разбросаны. Судно набрало немало воды, но все еще оставалось на плаву. Спасательная шлюпка пропала без вести, а груз из 1701 барреля промышленного спирта был выброшен за борт.

С тех пор судьба команды «Марии Селесты» остается загадкой. Согласно Смитсоновскому журналу, многочисленные предположения варьируются от смешных (морские чудовища) до правдоподобных (мятеж и пираты).

В ходе расследования, проведенного в 2002 году, удалось найти некоторую информацию. На море был сильный шторм, а из двух насосов «Марии Селесты» работал только один. Корабль постепенно заполняла вода. Судно было недалеко от земли, поэтому вполне логично, что моряки решили покинуть его и попробовать добраться до суши на шлюпке. Но вот что случилось с командой после того, как они оставили корабль, так и осталось неизвестно.

«Стены-змеи» из одного кирпича: почему еще эта конструкция является выгодной

В Пекине вновь запрещен туризм из-за нового всплеска коронавируса

14 июня — день памяти Агапита Печерского, врача-бессребренника, молитвы

Заключение

Все катастрофы морские представляют собой трагедии, которые повергают в горе и обрывают судьбы людей. Наносится физический ущерб флоту, особенно если теряется боевой корабль. Но также наблюдается моральный урон, ведь никому не хочется терять коллег и братьев по специальности.

Но любая катастрофа на море также является своеобразным экспериментом, только незапланированным. После происшествия флоту нужно проанализировать ситуацию со всех сторон, выявить обстоятельства и причины. Далее должна осуществляться выработка мер, способствующих исключению возможности повторения конкретной катастрофы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector