«армения» (теплоход). трагедия 20-го века

Поиски «Армении»

Так получилось, что на картах не было точно указано, где затонул теплоход «Армения». Место гибели его можно определить лишь приблизительно. Американские и украинские поисковики предприняли совместные попытки обнаружить остатки судна, в том числе с помощью нашедшего «Титаник» глубоководного аппарата Билларда. Было обследовано множество возможных мест затопления. Самый современный поисковый аппарат использовался в 2008 году. Указанный квадрат был исследован 27 раз вдоль и поперек! Стоимость экспедиции оценивается в 2 млн долларов. В результате нее был найден затонувший баркас, старинный парусник, гильзы от снарядов. Однако так и не удалось обнаружить остов «Армении», длина которой составляла 110 метров.

Нельзя исключать вероятность того, что судно могло соскользнуть по склону на большие глубины, где отыскать его очень непросто. Возможно, где-то там и находится теплоход «Армения» на дне. Фото этого участка показали, что характер его рельефа не исключает такой вероятности. Однако возможно и то, что специалисты просто не там ищут. Капитан, понимая безвыходность создавшегося положения, мог в последний момент принять решение двинуться обратно, на Севастополь, под защиту авиации и зенитной артиллерии главной базы флота. Однако вероятнее всего то, что Плаушевский во исполнение директивы, подписанной в 2 часа ночи самим Сталиным, получил распоряжение вернуть обратно персонал госпиталей. Первым пунктом в этом документе было прописано, что Севастополь не следует отдавать немцам ни в коем случае. Это означает, что надо искать судно не у Гурзуфа. Вполне вероятно, оно находится на траверзе мыса Сарыч, западнее места, где его искали. Этот участок до сих пор не был исследован.

Будем надеяться, что в скором времени будет найден теплоход «Армения». 1941 год навсегда остался одним из самых трагических в истории Севастополя. События времен Великой Отечественной войны должны быть изучены более подробно, а «Армения» поднята со дна. Поиски теплохода «Армения» продолжаются.

Историк рассказал о причинах гибели теплохода «Армения» в 1941 году

Редакция портала «Русский мир»21.07.2020

Гибель теплохода «Армения» можно объяснить трагическим стечением обстоятельств, считает военный историк Александр Скорбач. По его словам, советские истребители, которые прикрывали теплоход с воздуха, отвлеклись на вражеские самолёты и не смогли защитить корабль, сообщает РИА «Новости». 

Напомним, корабль утонул после атаки самолётов фашистской Германии. Гибель «Армении» до сегодняшнего дня остаётся одной из самых крупных морских катастроф во всём мире. По разным сведениям, на борту теплохода находилось от шести до десяти тысяч человек. Среди них большинство были беженцами и ранеными.

Корабль утонул в ноябре 1941-го в Чёрном море. Его обнаружили в 2020 году в пятнадцати морских милях от берега Крыма на глубине в полторы тысячи метров.

Судя по материалам из архивов, «Армения» вышла из севастопольского порта, зашла в Балаклаву и Ялту. Теплоход отправился в Туапсе 7 ноября, его сопровождали два сторожевых катера. Спустя несколько часов он подвергся атаке вражеских бомбардировщиков. «Армения» ушла на дно всего за четыре минуты. Спаслись единицы.

Как рассказал историк, архивные данные журнала боевых действий свидетельствуют о том, что советские истребители «прикрывали» теплоход «Армения» при выходе из Ялты. Александр Скорбач предположил, что лётчики не смогли спасти корабль по объективным причинам. Но, возможно, следователи НКВД в 1941 году могли иметь другое мнение, добавил он. По его словам, советские лётчики погнались за самолётом противника, но безрезультатно, а когда вернулись, судно уже затонуло.

Как рассказали в Русском географическом обществе, корабль стоит на дне единым фрагментом. Корпус под толстым слоем ила не имеет пробоин. И это доказывает, что «Армению» потопили не торпеды, как утверждалось в официальной версии. В то же время палубные надстройки до сих сохранили ужасающие следы разрушений, которые могли произойти от попадания авиабомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть фашистские самолёты заходили на атаку с кормы.

Транспортировка раненых и эвакуация жителей

Немцы быстро взяли под контроль все сухопутные трассы. Мирные жители полуострова (около 1 млн человек) оказались в ловушке. Подготовленным войскам Гитлера противостояли разрозненные части Красной Армии. Они не давали русским большого шанса одержать победу. Жители Крымского полуострова к началу ноября 1941 года начали массово покидать его. В городах с приближением войск фашистов началась паника. Люди вели настоящую борьбу за посадку на любой транспорт.

На улицах Севастополя в октябре и ноябре 1941 г. царила неразбериха. Из города эвакуировали все что можно. Госпитали, оборудованные в самом Севастополе и в штольнях, были полны раненых, однако кто-то отдал распоряжение немедленно эвакуировать весь медперсонал. Уже в наши дни, подъезжая к городу, из окна автобуса или вагона в районе Инкермана можно заметить глыбы и огромные нагромождения камней. Это взорванные госпитали, находившиеся в штольнях. Только легкораненые были эвакуированы оттуда на корабли по приказу Сталина. Е. Николаева, медсестра этого госпиталя, свидетельствует, что штольню вместе с «нетранспортабельными» взорвали, чтобы раненые не достались противнику. Представитель СМЕРШа руководил взрывными работами. Два доктора отказались эвакуироваться. Они погибли вместе с ранеными.

Ф. С. Октябрьский, вице-адмирал ЧФ, постоянно при себе держал эсминец «Бойкий». Он уклонялся от решения задач, связанных с охраной госпитальных и пассажирских судов и формированием конвоев при переходе морем. Октябрьский считал, что эти вопросы должны решать руководители гражданского флота. Это стало одной из причин, по которой на дне Черного моря оказалось множество лучших пассажирских судов вместе с находившимися там людьми.

Статус санитарного судна и факт его вооружения

45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

На большинстве театров и на Чёрном море, в частности, немецкая авиация атаковала госпитальные суда[источник не указан 100 дней]. Такие действия по конвенции квалифицируются как военные преступления.

Гаагская конференция 1899 года в III конвенции и 2-я Гаагская конференция 1907 года в X конвенции признали распространение Женевской конвенции на морскую войну, причём все державы, подписавшие конвенцию 1907 года, обязывались следовать Женевской конвенции, если даже они раньше и не присоединились к ней. Германия подписала конвенцию, в 1909 году Россия ратифицировала конвенции, кроме 8-й, 11-й и 12-й, РСФСР в 1918 году объявило о своем соблюдении Женевской конвенции 1864 года, а также конвенций, одобренных Россией, относительно Красного Креста.

В июле 1941 года были атакованы и получили повреждения санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов». «Аджария» попал под сильную бомбёжку. В результате начавшегося пожара и продолжавшихся обстрелов теплоход был уничтожен. В августе затонул пароход «Кубань».

После этого на «Армении» были установлены четыре 45-мм пушки 21К и четыре 12,7 мм пулемёта.

Первый параграф X Конвенции закреплял право нейтралитета для госпиталей и перевязочных пунктов на войне (с 1907 года и для плавучих госпиталей) до тех пор, пока в них находятся больные и раненые, и пока они не состоят под охраной военной силы одной из воюющих сторон.

Фактически люфтваффе в большинстве случаев на восточном фронте не соблюдало статус санитарных судов. Но юридически вооружение «Армении» лишило её защитного статуса и сделало законной военной целью. Как следствие, лётчики при этом не могли нести уголовную ответственность за потопление вооружённого судна.

Иногда их сравнивают с атакой Александра Марине́ско потопившего учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания военно-морского флота «Вильгельм Густлофф», перевозившее как беженцев, так и вооружённых военнослужащих.

С практической точки зрения, одиночный торпедоносец без истребительного прикрытия просто атаковал крупнейшую цель в конвое, с одного захода и без опознания.

Характеристики

«Армения» на верфи.

В конструкторском бюро Балтийского завода велись работы над кораблями проекта «Аджария»: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Аджария», «Украина» и «Армения».

В 1926 году архитектор Л. В. Руднев разработал архитектурно-художественную часть проекта теплоходов серии «Аджария»: «Аджария», «Абхазия», «Армения», «Украина» (построенных в 1927-1928 году на Балтийском заводе в Ленинграде) и «Крым», «Грузия» (сооружённых в Киле).

  • Водоизмещение 5770 тонн
  • Длина 107,7 м
  • Ширина 15,5 м
  • Высота борта 7,84 м
  • Силовая установка — два дизельных двигателя мощностью 3000 л. с.
  • Скорость — 14,5 узлов (около 27 км/ч)
  • Экипаж — 96 человек

Кому подчинялся Плаушевский

Вернемся назад, чтобы исследовать события. Доподлинно известно, что переданный капитану Плаушевскому первоначальный приказ был сформулирован четко: необходимо забрать медперсонал и раненых и следовать из Севастополя в Туапсе ночью. Затем был получен срочный приказ о том, что для спасения раненых и партактива нужно следовать в Ялту. Время выхода «Армении» из Севастополя было изменено – предстояло отправиться на 2 часа раньше, в 17 часов. Третий приказ, который был передан капитану, заставил его также забрать раненых и представителей местной власти, не заходя в Балаклавскую бухту. Четвертый приказ, который Плаушевский получил рано утром 7 ноября от Ф.С. Октябрьского, предписывал отплывать из Ялты вечером, не ранее 19 часов. Странным образом он оказался нарушен. Капитан отправил в открытое море теплоход «Армения», гибель которого стала одной из величайших трагедий Великой Отечественной войны.

Плаушевский, несомненно, проигнорировал этот приказ лишь потому, что ему пришлось подчиниться другой власти, которая находилась на борту. Ею были сотрудники СМЕРШа и НКВД, принятые на судно. Люди, оставшиеся на причале, видели, как Плаушевский, прежде чем скомандовать об отдаче швартовых, находился в ярости. Он громоподобно ругался и был похож на загнанного зверя. И это Плаушевский, о котором сослуживцы отзывались как об исключительно выдержанном и хладнокровном человеке. Безусловно, капитану угрожали те, кто спешил покинуть Ялту. Они обещали ему расправу за отказ подчиниться.

Это точно «Армения»

Идентификация судна может быть произведена по набору признаков – прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички.

Большой удачей для подводных исследователей считается обнаружение судового колокола с именем корабля. Как правило они изготавливаются из цветных металлов и мало подвержены коррозийным процессам. 

Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год

Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год

Подводный робот спускался на объект семь раз. При этом судно-носитель меняло свое положение, чтобы избежать запутывания кабеля робота. 

Осмотр найденного корпуса начался с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Еще при первом подходе к судну на дне были обнаружены фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» – расположение палуб и своеобразные проемы в леерных ограждениях. 

Судовой колокол. Фото: ЦПИ РГО

В третий спуск ТНПА был направлен на осмотр носа судна, где должно было располагаться название. По сравнению с центральной частью, нос поврежден не так сильно. Название не сохранилось, так как было нанесено краской (как и на корме). Но, к удивлению исследователей, уцелела стойка судового колокола, а рядом и сам колокол. Более того, он упал надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах четко читается надпись «Армения»

В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Там был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации.

Штурвальное колесо хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровище погибшего корабля» (режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год), в котором теплоход «Армения» снялся в роли самого себя. 

Машинный телеграф в носовой части палубы. Фото: ЦПИ РГО

В завершающее погружение робот снова вернулся на левый борт, но уже в район ходового мостика, куда и пришлись основные удары бомб. Степень разрушения судна такова, что не представляется возможным определить количество погубивших «Армению» взрывов. Обилие висящих тросов, веревок и торчащих металлических фрагментов не позволило ни подтвердить, ни опровергнуть наличие на момент гибели на борту санитарно-транспортного судна «Армения» легких пушек. 

В начале Великой Отечественной войны

В начале Великой Отечественной войны на Одесском судоремонтном заводе переоборудован в санитарно-транспортное судно. На него были нанесены красные кресты и поднят флаг международного Красного Креста. К 10 августа 1941 года работы были завершены. 8 августа вошёл в состав Черноморского флота.

Капитаном назначен капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский.

На судне имелись операционная и четыре перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна составлял: 9 врачей, 29 медсестёр и 75 санитаров.

Главным врачом назначили военврача 2-го ранга Петра Андреевича Дмитриевского, ранее работавшего в одной из больниц Одессы.

Нормы размещения при этом были весьма жёсткие, а при проведении эвакуационных мероприятий (к примеру, если сравнить эвакуацию Дюнкерка и эвакуацию Одессы) всегда значительно превышались. Поэтому при отсутствии списка пассажиров оценить число жертв по пассажировместимости можно весьма приблизительно.

В ходе обороны и эвакуации Одессы Армения совершила 15 рейсов из Одессы в порты Кавказа, эвакуировав за это время более 16 000 человек.

Новые публикации

«Вытеснение русского языка – это будет катастрофа для белорусского народа» 14.08.2020

Сегодня Белоруссия переживает острый политический кризис, и самым негативным сценарием является возврат страны к этнонационализму с последующей дерусификацией. Тем более что процесс белорусизации начался здесь не вчера и идёт при поддержке власти. Насколько велика угроза, что Белоруссия свернёт на украинский путь вытеснения русского языка?

Нескучный русский: это не то, что вы подумали 14.08.2020

Некоторые слова в процессе эволюции языка изменили своё значение так, что сегодня бывает трудно угадать их прежний смысл. Кто такие, к примеру, порочные мастера? Сейчас это звучит смешно или странно, между тем в старину так называли людей вполне уважаемой профессии…

Гибель

Около 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» вышел из порта Севастополя, эвакуируя персонал нескольких военных госпиталей и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 10 тысяч человек. В последний рейс «Армению» вёл капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точное их число неизвестно.

Heinkel He 111

В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек и некий груз. В 8:00 судно вышло из порта в сопровождении СКА 0122.

По оперативной сводке штаба ОВР ГВМБ ЧФ № 001578 в 11:25 немецкий торпедоносец атаковал «Армению» .

Ориентировочно, в судно попали две торпеды, поскольку в сообщении военной контрразведки ЧФ говорится о двух торпедах.

Вероятно, торпедоносец принадлежал 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28 (командир оберст Эрнст-Август Рот, на вооружении торпедоносцы Хейнкель He-111). В немецком журнале боевых действий есть запись об атаке другого конвоя из трех транспортов, вероятно ТР «Ворошилов», «Коммунист», СКА № 0141 и № 0102 в районе бухты Ласпи. Оперсводка OKL (нем. Oberkommando der Luftwaffe) на 10.00 8 ноября 1941 г. о событиях за предыдущие сутки (дело № 500-12452-0172) содержит указание о двух выпущенных торпедах (LT — Lufttorpedo), но не содержит информации об эскадрилье.

Через 4 минуты «Армения» затонула, в точке с координатами (координаты приблизительные).

К апрелю 2020 года удалось установить местоположение теплохода на дне Чёрного моря и произвести предварительный осмотр подводным аппаратом. По результатам этого осмотра не было обнаружено повреждений судна, характерных для торпедной атаки. Специалистами высказана версия, что судно затонуло в результате бомбового удара.

Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тысяч человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7—10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых (ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 8) (по другим данным — 82).
Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.

Среди погибших:

  • главный врач Севастопольского морского госпиталя, военврач 1-го ранга Семён Каган;
  • профессор, военврач 1-го ранга Алексей Коздоба;
  • актёр Севастопольского театра имени Луначарского Александр Брянский.

Транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, однако, по мнению некоторых военных историков[кого?], «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К.
Также, кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД.
Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью.

Версии причин гибели

Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые могли бы произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь, и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8:00. Решение капитана было оправдано, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями (что и произошло в тот же день); в этом случае «Армения» была бы просто расстреляна немецкой полевой артиллерией. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.
Тем не менее, перегруженность транспорта беженцами и отсутствие у команды боевого опыта не позволили вовремя обнаружить противника.
А поскольку главной опасностью считалась предполагаемая атака пикирующих бомбардировщиков, истребители патрулировали на высоте около трёх тысяч метров и не заметили низко идущий торпедоносец.
Сторожевые катера держались впереди транспорта и тоже «прозевали» атаку[источник не указан 572 дня].

Обстоятельства, предшествовавшие трагедии

По показаниям очевидцев и найденным документам удалось восстановить события, которые предшествовали выходу в море теплохода «Армения» 6 ноября 1941 г. Судно находилось на внутреннем рейде. «Армения» спешно принимала множество эвакуированных и раненых граждан. Обстановка на судне была очень нервозной. Налет немецкой авиации мог начаться в любую минуту. Основная часть боевых кораблей Черноморского флота вышла в море по приказу Октябрьского, в том числе и крейсер «Молотов», где находилась единственная на флоте радиолокационная корабельная станция «Редут-К».

В Карантинной бухте, кроме «Армении», грузился теплоход «Белосток». «Крым» принимал людей и оборудование у причала Морзавода. Погрузка на этих кораблях осуществлялась непрерывно. Плаушевский, капитан «Армении», получил приказ отплыть из Севастополя в 19 часов 6 ноября. Судно должно было следовать в Туапсе. Лишь небольшой морской охотник под командованием П. А. Кулашова, старшего лейтенанта, был выделен для сопровождения.

Последний рейс

Из Ялты в Туапсе «Армения» вышла уже на рассвете в сопровождении одного сторожевого катера (СКА №0122). Море штормило, шел дождь, что снижало и без того невысокие возможности катера в защите от атак с воздуха. Согласно данным оперативных сводок штаба ЧФ, а также захваченных впоследствии сводок люфтваффе, в 11:25 7 ноября 1941 года «Армения» была атакована одиночным немецким самолетом-торпедоносцем Heinkel He 111 из состава 26-й бомбардировочной эскадры (KG26). В результате прямого попадания, как долгое время считалось, торпеды произошел взрыв, которой привел к быстрой катастрофе судна. «Армения» затонула за четыре минуты. Сопровождавший теплоход сторожевой катер в неспокойном море сумел спасти всего восемь человек. Судно затонуло в точке с координатами 44 градуса 15 минут северной широты, 34 градуса 17 минут восточной долготы. В литературе встречаются упоминания, что «Армению» и даже многочисленные атаки немецких самолетов на нее якобы можно было наблюдать с берега. Однако это было совершенно невозможно ввиду того, что точка гибели судна находится примерно в 30 км от берега. Скорее всего, с берега видели, как в 09:53 того же дня два немецких торпедоносца атаковали в районе бухты Ласпи транспорты «Ворошилов» и «Коммунист», шедшие из Туапсе в Севастополь (эта атака немцев была безуспешной, торпеды прошли мимо). Точно так же абсолютно невероятной представляется возможность спасения с теплохода вплавь, как из-за низкой температуры воды, так и большого расстояния до суши.

«Рысак» Черного моря

7 ноября 1941 года ассоциируется прежде всего с историческим парадом на Красной площади. И это правильно: военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции стал торжеством нашего духа, ведь бои шли уже на подступах к Москве.

В 8.00 выехавший на вороном коне из ворот Спасской башни Семен Буденный принимал парад у командующего войсками Московского военного округа генерал-лейтенанта Павла Артемьева. С речью выступил Сталин.

Парад продолжался менее часа. Войска с Красной площади уходили прямо на фронт.

Какие тайны унесли на дно немецкий торпедоносец и американская «Сельдь»

А в это же время из порта Ялты выходил теплоход «Армения».

До войны он был одним из шести «рысаков» Черноморского флота — быстроходных грузо-пассажирских теплоходов, названных в честь советских республик. 26 июня 1941 года его мобилизовали и в Одессе переоборудовали в транспортно-санитарное судно. В последний рейс «Армения», рассчитанная на перевозку 980 человек, вышла сверхперегруженной: на борту находились врачи, медперсонал и пациенты из более чем двух десятков госпиталей Севастополя, Балаклавы и Ялты. А еще — сотрудники пионерского лагеря «Артек», бойцы и командиры Красной армии, партийные и советские руководители, немало гражданских. Достоверных данных о числе пассажиров нет, оценочно на борту находилось от пяти до семи тысяч человек.

После выхода из акватории порта «Армения» берет курс на Туапсе. В 11.25 судно атакуют немецкие бомбардировщики. Штормило, и сопровождавший сторожевой катер (согласно другим данным: два катера класса «малый охотник») не мог вести эффективный зенитный огонь.

Данные о воздушном прикрытии тоже противоречивые. Есть сведения, что «Армению» прикрывала пара истребителей И-153 «Чайка». Или должны были прикрывать. Но боевых донесений о воздушном бое в том районе нет.

Уместно задать вопрос: да как же так?! Почему никто не считал пассажиров, хотя погрузка проходила на территории режимных портов, при посадке нужно было предъявить посадочный талон. Почему столь противоречивые сведения о морском охранении? Почему послали морально устаревший истребитель конструкции Поликарпова, который не мог быть надежным оружием против мощных и хорошо вооруженных «Хейнкелей» и «Юнкерсов»?

И почему капитан «Армении» вышел в море днем? Хотя были инструкции, требующие совершать переходы исключительно ночью?

Защита судна

До сих пор остается много загадочного в обстоятельствах гибели этого корабля. В «Хронике Великой Отечественной…», рассекреченной в 1989 году, говорится, что теплоход «Армения» (фото представлено выше), «Кубань», а также учебное судно «Днепр» осуществляли рейсы из Одессы вместе с эсминцем «Беспощадный». Безусловно, это уберегало суда от атак немецкой авиации.

Манштейн со 2-й армией стремительно наступал на Крым. Командование ЧФ не было готово к этой атаке. Перед войной учения флота сводились только к боевым походам и «уничтожению» морских десантов. Никто не мог и подумать, что Севастополь придется оборонять с суши.

Посложнее «Бисмарка»

Планы у нынешних украинских исследователей грандиозные, хотя для глубоководных погружений нужна дорогостоящая техника, которую Черноморский центр пока еще только рассчитывает получить этим летом. Директор центра Сергей Воронов начиная с 2005 года организовал уже пять экспедиций по поиску «Армении», к которым привлекались специалисты из США и Германии, в свое время помогавшие найти «Титаник». В поисках, в частности, принимал участие американец Роберт Баллард, прославившийся тем, что обнаружил не только «Титаник», но и немецкий линкор «Бисмарк», лежащий на дне Восточной Атлантики на глубине 4790 метров. Баллард предложил использовать для поисков «Армении» свое исследовательское судно Endeavor, однако следов затонувшего теплохода тогда так и не нашли.

Однако еще до того, как к поискам «Армении» привлекли Балларда (который, к слову, был больше заинтересован в поисках у берегов Крыма подтверждений теории о Великом потопе), следы «Армении» обнаружили другие исследователи. По крайней мере об этом говорилось в статье «Армения найдена!», опубликованной в шестом номере журнала «Нептун» за 2008 год. Статья, в частности, рассказывала о том, что благодаря уникальному поисковому комплексу группе российских и украинских ученых удалось обнаружить в районе гибели «Армении» (в 15 километрах от берега между Ялтой и Гурзуфом) три затопленных судна различных размеров. Одно из них, по результатам дистанционного зондирования, было опознано как «Армения».

Утверждалось также, что на затопленном судне, которое лежит под семиметровым слоем ила на глубине 520 метров, ученые «дистанционно обнаружили признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов». В статье упоминалось множество косвенных признаков, по которым ученые идентифицировали судно, как то: большое количество человеческих останков в виде костей, расположение корпуса носом на юго-восток (то есть в том направлении, куда шла «Армения» перед гибелью) и так далее.

Казалось бы, в поисках погибшего теплохода поставлена точка. Однако позже Сергей Воронов заявил, что после получения отчета о вышеупомянутой экспедиции на место, где вроде как должна была находиться «Армения», был отправлен подводный аппарат «Лангуст» (глубина погружения — до 600 метров), который ничего не нашел. С другой стороны, отмечали специалисты, у «Лангуста» не было аппаратуры, позволяющей обнаружить объект под толстым слоем морского ила.

Так или иначе, участок морского дна, где предположительно находятся останки судна, исследован уже довольно тщательно — как признается Воронов, осталось лишь два небольших квадрата. Ранее они были недоступны из-за глубины, на которую не мог спуститься сменивший «Лангуста» украинский телеуправляемый подводный аппарат «Софокл» — самое совершенное устройство подобного рода, которым до сих пор располагали местные ученые. Теперь в Центре рассчитывают на французский аппарат «Архимед», способный погружаться на запредельную глубину в 11 километров. В мире таких аппаратов единицы, и украинцы собираются получить его безвозмездно, но от кого — не уточняется.

Поиск «Армении» осложняется тем, что останки судна, по-видимому, лежат в слое сероводорода, концентрация которого резко возрастает в Черном море начиная в среднем с глубины в 150 метров. В то же время в сероводороде хорошо сохраняется бумага, а это дает нам шанс найти целыми документы из капитанского сейфа «Армении», которые могут пролить свет на одну из самых больших загадок Второй мировой войны.

Кто бомбил Крым

Спросите любого: где и когда разыгралась самая страшная морская трагедия? 9 из 10 скажут, что это гибель «Титаника».

«Титаник» утонул 15 апреля 1912 года, погибли около 1,5 тысячи человек. Мир о них помнит. Вспомните: многие рыдали, когда смотрели знаковый фильм-катастрофу Джеймса Кэмерона. Некоторые и сейчас смахнут слезу при звуках трогательного саундтрека в исполнении Селин Дион.

Наверное, так и должно быть. Но вы не находите, что адекватная память нужна и жертвам теплохода «Армения»? Адекватная — это планетарного масштаба. Хотя бы потому, что 7 ноября 1941 года счет погибших кратно превышал утонувших на «Титанике».

И разве пассажиры нашего санитарного судна не пережили страшные мучения? Немногие выжившие (раненые при бомбежке, обожженные) оказались в холодной воде. Где и погибали: до берега 27 км. Не доплыть.

Несколько человек спас сторожевой катер.

К тому же «Титаник» погубили айсберг и халатность капитана. То есть сочетание обстоятельств непреодолимой силы и человеческого фактора. А «Армению» уничтожали целенаправленно, игнорируя красные кресты на бортах и флаг Международного Красного Креста на мачте.

За это военное преступление, кстати, никто так и не рискнул взять на себя ответственность.

Крым бомбил авиационный корпус генерала Курта Пфлюгбейля, который входил в состав 4-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Александра Лера.

В корпусе Пфлюгбейля было две бомбардировочных и одна истребительная эскадры.

Истребители Bf-109 отметаем. Потому что они в 1941 году не были способны нести бомбы, которые могли за считаные минуты отправить на дно судно водоизмещением 5700 тонн. «Мессер», способный нести под фюзеляжем две бомбы весом до 250 кг или одну 500 кг, скоро появится. Это Messerschmitt Bf 109G-2 («Густав-2»), но немцы его впервые применили под Сталинградом в конце лета 1942 года.

Поэтому остается бомбардировщики «Хейнкель» Не-111 из эскадры KG 27 и «Юнкерсы» Ju-88 из KG 51.

Одно время потопление «Армении» приписывали именно экипажам «Хейнкелей», которые якобы использовали торпеды. Но в боевых донесениях в тот день фигурируют немецкие атаки лишь на транспорт в районе Керчи.

Немецкий летчик обер-лейтенант Вольфган Дирих написал мемуары, где рассказывает о своей 51-й бомбардировочной эскадре (KG 51). Воевал в Крыму, летал на «Юнкерсах» — да, на тех самых. Повествование обстоятельное, но в почему-то у него после боевых действий в сентябре сразу же идет описание боев в декабре. Как думаете, почему?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector