Трагедия в космосе. смерть покорителей небес

«Союз-11»: разгерметизация и отсутствие скафандров

Командир корабля Георгий Добровольский (в центре), инженер-испытатель Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков (справа). Это был первый экипаж орбитальной станции «Салют-1».Трагедия произошла во время возвращения космонавтов на землю. До момента обнаружения корабля после посадки, на Земле не знали о том, что экипаж погиб. Так как посадка проходила в автоматическом режиме, спускаемый аппарат сел в назначенном месте, без сильных отклонений от плана.
Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни, реанимационные мероприятия не помогли.

Что случилось

«Союз-11» после посадки.

Основная принятая версия – разгерметизация. Экипаж погиб от декомпрессионной болезни. Анализ записей регистратора показал, что на высоте примерно 150 км давление в спускаемом аппарате начало резко снижаться. Комиссия пришла к выводу, что причиной такого снижения стало несанкционированное открытие вентиляционного клапана.
Этот клапан должен был открываться на небольшой высоте при подрыве пиропатрона. Почему пиропатрон сработал намного раньше, доподлинно не известно.
Предположительно, это произошло из-за ударной волны, проходящей по корпусу аппарата. А ударная волна, в свою очередь, вызвана срабатыванием пиропатронов разделяющих отсеки «Союза». Воспроизвести это при наземных испытаниях не удалось. Однако в дальнейшем конструкция вентиляционных клапанов была доработана. Нужно отметить, что конструкция корабля «Союз-11» не предусматривала скафандры для экипажа…

«Джемини-8»

Им это удалось — на тот момент это было первая успешная стыковка в космосе. Но через полчаса, в фазе стыковки, «Джемини» и «Агена» начали расходиться. И хотя Армстронг пытался стабилизировать транспорт ручным управлением, астронавтов все же отсоединило от GATV.

Как только «Джемини» освободился, он начал крениться еще более агрессивно и вращаться с периодичностью раз в секунду, оставляя астронавтов наедине с опасностью потерять сознание в результате головокружения.

Виновником нарастающего вращения оказалась неисправность в двигательной цепи. Как только астронавты обнаружили проблему, они получили приказ возвращаться на Землю. К счастью, космонавты безопасно приземлились за 800 километров к западу от Окинавы менее чем через 11 часов после запуска.

Общество Плоской Земли

Ещё в 1956 г. основано некое общество, проповедующее теорию о плоской Земле. В основе данной концепции лежало выражение «здравый смысл Шелтона». Шелтон как раз являлся основателем сообщества. Специалист утверждал, что научные догмы касательно шара Земли не доказательны и ложны.

Когда ему предоставили созданные с орбиты фотоматериалы планеты, Шелтон сделал заявление, что они являются фальшивкой. В дальнейшем совместно со своими последователями он находил всё больше сторонников его концепции.

В 1971 г. организация была возглавлена Чарльзом Джонсоном, так как Шелтон распрощался с жизнью. Джонсон же и прежде выступал в качестве лидера сообщества. В 2001 же году данная организация прекратила своё существование.

Вот такие интересные и странные теории, оказывается, существуют. Правдивы они или нет, всё равно таковые заставляют задумываться о многих вещах и допускать сомнения в том, во что привыкли верить всю свою жизнь. Эти концепции передают невероятные мысли, и многие скажут, что это чушь, выдумка, но каждый может изучать вопрос глубже, ведь, кто знает, может, в чём-то такие теории и верны. Верить слепо никто не заставляет, но раз есть такая информация и она весьма интересная, почему бы не изучить при возможности эти вопросы намного глубже? Но бывают и такие данные, которые никак нельзя доказать, так что эти вопросы остаются загадками и тайнами века.

Пацаев

Итак, продолжая отвечать на вопрос, сколько космонавтов погибло в космосе, мы переходим к следующему Герою Светского Союза. Виктор Иванович Пацаев родился в Актюбинске (Казахстан) в 1933 году, 19 июня. Известен этот человек тем, что стал первым в мире космонавтом, который работал за пределами атмосферы Земли. Погиб вместе с Добровольским и Волковым, упомянутыми выше.

Отец Виктора пал на поле битвы во время ВОВ. И после окончания войны семья была вынуждена переехать в Калининградскую область, где будущий космонавт впервые пошел в школу. Как писала в воспоминаниях его сестра, космос стал интересовать Виктора уже тогда – он раздобыл «Путешествие на Луну» К. Циолковского.

В 1950 году Пацаев поступает в Пензенский индустриальный институт, который оканчивает, и оказывается направлен в Центральную аэрологическую обсерваторию. Здесь он принимает участие в конструировании метеорологических ракет.

А 1958 году Виктор Иванович переводится в КБ Королева, в конструкторский отдел. Именно здесь встретились погибшие советские космонавты (Волков, Добровольский и Пацаев). Однако только через 10 лет будет сформирован отряд космонавтов, в чьих рядах окажется Пацаев. Его подготовка будет длиться три года. К сожалению, первый полет космонавта завершится трагедией и смертью всего экипажа.

«Аполлон-1»: пожар на земле

Пожар произошел 27 января 1967 года во время подготовки к первому пилотируемому полету по программе «Аполлон». Погиб весь экипаж. Вероятных причин трагедии было несколько: ошибка при выборе атмосферы (был сделан выбор в пользу чистого кислорода) корабля и искра (или короткое замыкание), которая могла послужить своеобразным детонатором.

Экипаж «Аполлона» за несколько дней до трагедии. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи. 

Кислород предпочли кислородно-азотной газовой смеси, так как он делает герметичную конструкцию корабля значительно легче. Однако мало значения придали разности в давлении во время полета и во время тренировки на Земле. Некоторые детали корабля и элементы костюмов астронавтов становились очень пожароопасными в кислородной атмосфере при повышенном давлении.

Так выглядел командный модуль после пожара.

После возгорания огонь распространялся с невероятной скоростью, повредив скафандры. Сложная конструкция люка и его замков не оставила астронавтам шанcов на спасение.

История ничему не учит, или Как не повторять ошибок

Чуть позже, в июне 1971 года, произошла еще одна трагедия в космонавтике — гибель сразу трех героев: Виктора Пацаева, Владислава Волкова и Георгия Добровольского, когда они спускались на землю с орбитальной станции “Союз-1”. Тогда крушение потерпел космический корабль «Союз-1». Космонавты были дублерами, которые полетели вместо основного экипажа в составе с Валерием Кубасовым, Петром Колодиным и Алексеем Леоновым. Причина гибели – вновь амбиции наших советских политиков.

Взяв пример с американцев, которые летали на Луну на 3-местном корабле, власти приняли решение, что и наших должно полететь именно трое человек. Если бы полетело двое и в скафандрах, то трагедии бы не случилось. 3 скафандра просто не совмещались со всеми условиями в полете, не подходили по габаритам и размерам кабины. Космонавты полетели в спортивных костюмах, чего категорически делать было нельзя.

По примеру Гагарина, опять же в составе из трех человек, в 1964 году на «Восходе» полетели Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров. Рассчитанная на одного человека кабина, конечно, для троих была неимоверно тесна, и космонавты предпочли лететь не в скафандрах, а в спортивных костюмах, а также убрали единственное кресло для катапультирования, чтобы как-то увеличить пространство. Сплошное нарушение всех условий в полете.

Они просто изначально подвергали свои жизни опасности. По большой случайности этот полет закончился успешно. Но из-за нарушения правил и по причине столь халатного отношения к условиям до трагедии было рукой подать.

Королев же, чувствуя заранее свою вину, просил прощения на всякий случай, провожая космонавтов в полет. Этот инцидент властями того времени, конечно, тоже был скрыт.

«Аполлон-13»: «Хьюстон, у нас проблема»

Астронавт Джон Л. Свигерт-младший, пилот командного модуля «Аполлона-13» держит инструмент, собранный на скорую руку, который астронавты «Аполлона-13» построили для того, чтобы с помощью канистр с гидроксидом лития в командном модуле очистить лунный модуль от углекислого газа

Программа «Аполлон» обязана своим успехом, в частности, благодаря смекалистым действиям, предотвратившим катастрофы. В 1966 году агентство успешно пристыковало космический аппарат «Джемини-8» к целевому транспорту, но «Джемини» вошел в неуправляемое вращение. Скорость вращения в один оборот в секунду могла привести к тому, что астронавты Нил Армстронг и Дэвид Скотт потеряют сознание. К счастью, Армстронг исправил положение, отключив неисправный главный двигатель и взяв под свой контроль двигатели для вхождения в плотную атмосферу.

В 1995 году вышел фильм под названием «Аполлон-13», в основу которого лег реальный случай на одноименном космическом корабле, который мог оставить космонавтов в безвоздушном пространстве. Взорвался кислородный баллон, повредил служебный модуль и сделал невозможной посадку на Луну. Чтобы добраться до дома, астронавты использовали принцип рогатки, разогнав корабль при помощи гравитации Луны и направив его к Земле. После взрыва астронавт Джек Свигерт передал по радио в управление полетов фразу «Хьюстон, у нас была проблема». В фильме крылатая фраза достается Джиму Лоуэллу, которого сыграл Том Хэнкс, и звучит в слегка измененном варианте: «Хьюстон, у нас проблема».

Космонавтика России: актуальные сведенья

В случае, если вам интересно количество погибших космонавтов России, то на сегодняшний день их нет. С момента распада Союза Советских Социалистических Республик и существования Росси как единого государства не было заявлений о крушении космических ракет и погибших в космосе.

Также истории известны случаи погибших не в космосе, людей, которым так и не суждено было взлететь. Одним из таких является Бондаренко Валентин Васильевич, который умер в период подготовительных тренировок. Когда Валентин Васильевич пребывал в судобарокамере на протяжении десяти суток в полном одиночестве, он открепил датчики, миссией которых было докладывать о жизнедеятельности астронавта. Бондаренко аккуратно протер их ватным тампоном, который позже выбросил. Именно он и стал причиной возгорания, предварительно попав в спираль электроплитки. Через 10 часов Валентин Васильевич скончался в Боткинской больнице.

Скорее всего, миссия астронавтов, которые решились шагнуть в космос, была колоссальная. Даже заранее зная свою несчастливую судьбу, большинство погибших в космосе не отреклись бы от космонавтики ни при каких условиях. Тем не менее нам всегда необходимо помнить, ценой скольких жизней проложена дорога к звездам и как много вложили астронавты в нашу науку и светлое будущее.

«Союз-23»


на станции «Салют» и «Мир»

Полет оказался проблемным уже на старте. Сначала сломался автобус, везущий космонавтов на стартовую площадку. Затем, перед стартом, судно начало качаться из-за сильного ветра. Уже на орбите «Союз» пытался состыковаться с «Салютом-5», но программа стыковки вышла из строя и развернула капсулу в сторону. После нескольких неудачных попыток исправить ошибку, когда топливо оказалось на исходе, «Союз» развернулся и приготовился к отправлению на Землю.

«Союз» должен был приземлиться в Аркалыке, Казахстан, но треклятый ветер отнес его к ледяному озеру в 120 километрах от пункта назначения. После приземления парашют, который нужен был при спуске, начал набирать воду, увлекая за собой космический корабль глубже и дальше в озеро. Космонавты надели всю одежду, которая у них была, поскольку капсула начала замерзать при температуре -17 градусов Цельсия.

Когда наступило утро, Зудов был без сознания. Мороз забрался внутрь капсулы. Спасательный отряд прибыл и попытался поднять модуль из воды, но вертолет оказался недостаточно мощным, чтобы вытащить капсулу из воды, поэтому просто оттащил ее на берег. Спустя одиннадцать часов после приземления «Союза-23» экипаж, наконец, был в безопасности. К удивлению спасательной команды, оба космонавта были в порядке.

Гагарин Юрий Алексеевич

Юрий Гагарин

Самым именитым астронавтом и заслуженным героем своей страны считается Юрий Гагарий. Он родился 9.03.1934 в городе Клушино. Безусловно, погибшие космонавты – это люди, которые полностью осознавали риск, на который идут, однако их это не останавливало. Такой личностью был и Юрий Алексеевич, который впервые в мире побывал в космосе.

Это случилось 12.04.1961 (в этот день отмечают День космонавтики) на космической ракете «Восток» с аэродрома Байконур. Дебютный полет в истории длился 108 минут, после чего космонавты благополучно приземлились в местности Саратовской области в городе Энгельс. Триумф и радость обхватили не только страну, но вышли и далеко за ее границы. Юрия приглашали во множество городов, брали интервью, о нем писали книги и снимали кино – летчик вмиг стал безумно популярным.

Однако долго жить без своего призвания герой не мог и вскоре вернулся за штурвал самолета. Погиб Гагарин 27.03.1968 во время совершения учебного полета. Скандальное известие облетело всю планету, тем не менее точных данных о причинах произошедшего до сих пор нет. В день смерти Юрия Алексеевича объявили траур, первому космонавту поставили множество памятников во всем мире.

Помнить всегда: кто виноват в произошедшем?

Ответственность за парашютную систему в Советском Союзе лежала на Минавиапроме. Версия произошедшего была им озвучена совершенно иная: якобы крышка стакана с парашютами внутри выстрелила, попав при спуске корабля в разреженную атмосферу. По причине резкого перепада давления стакан деформировался, а поскольку был вмонтирован в сферу аппарата, то защемил основной парашют. При спуске на большой скорости аппарат начал балансировать и при соприкосновении с землей потерпел крушение.

Местом, где произошла катастрофа, называют Адамовский район Оренбургской области. В поселке Карабутак с тех пор установлен памятный мемориальный комплекс, к которому ежегодно приходят 23 апреля, чтобы почтить память погибшего героя. В степи под Орском сначала появился первый обелиск 11 июня 1967 года. Его установка была организована сослуживцами погибшего космонавта.

Причины гибели космонавта Комарова

При спуске потерпел крушение «Союз-1». Владимир Комаров не мог сразу заметить осложнения в работе аппарата. Сначала до высоты 150 км от Земли все было нормально, но при входе в атмосферу нужно было разделить корабль на три части, то есть отделить кабину от бытового прибора и отсеков. Именно в момент разделения вентиляционный клапан сработал преждевременно, хотя открытие его должно было произойти позже, возле самой Земли.

Причина такого неожиданного открытия клапана до сих пор так и не установлена. Специалисты считают, что при разделении корабля на отсеки разорвались пироболты от ударных нагрузок, форточка могла открыться от взрыва клапана дыхательной вентиляции и движения запирающего штока. При спуске в аппарате сильно понизилось давление, и космонавт просто не успел отстегнуть ремни для того, чтобы закрыть образовавшуюся дырку (форточку), в итоге потерял сознание.

При обнаружении погибшего врачи констатировали наличие азота в крови, кровоизлияние в мозг, кровь в легких. После этого случая пилотируемые полеты на 2 года были прерваны. Советская космическая техника срочно нуждалась в доработках. Это инцидент повлиял на власти. Космонавтам стали выдаваться специальные костюмы, иная одежда в полете была недопустима. Меры для безопасности людей были приняты в срочном порядке.

Сонник — Смерть

Если кто-то из ваших близких приснился вам мертвым, то этот сон является предупреждением. Услышав во сне голос умершего друга, приготовьтесь к дурным вестям. Если вы разговаривали во сне с умершим отцом, постарайтесь тщательно продумать начинаемое дело. Сон предупреждает о том, что кто-то замышляет против вас интригу. После такого сна нужно лучше обдумывать свое поведение и беречь репутацию

Беседа во сне с умершей матерью следует воспринимать как призыв контролировать свои склонности, а также обратить внимание на здоровье. Разговор с умершим означает, что кто-то нуждается в вашей помощи и сострадании

Если кто-то из умерших близких является к вам во сне веселым и оживленным, задумайтесь о том, насколько правильно вы организовали свою жизнь. Постарайтесь исключить серьезные ошибки, которые могут оказать влияние на всю вашу судьбу. Если явившийся вам во сне умерший родственник пытался вырвать у вас какое-то обещание, постарайтесь изо всех сил противостоять унынию. Даже во время полного упадка в делах не теряйте бодрости духа и прислушивайтесь к мудрым советам. Вот что говорил о таких снах Нострадамус. Видели собственную смерть во сне – значит, будете жить еще долго. Если вам приснилось, что умирает близкий человек, то у этого человека будет долгая и счастливая жизнь. Увидели человека, находящегося в состоянии клинической смерти, – в будущем с вами случится что-то такое, что выведет вас из состояния равновесия на несколько лет. Вам будет абсолютно все равно, что творится в мире, в вашей стране, городе и даже в вашей семье. Болгарская предсказательница Ванга истолковывала сны о смерти следующим образом. Видели во сне собственную смерть – вас ожидает долгая счастливая жизнь с любимым человеком. Такой сон говорит о том, что вам уготована судьба посланника Божьего на Земле. Если вам приснилось, что умирает очень важный человек в мире, то этот сон является великим пророчеством. Он говорит о том, что в скором времени к власти в одной из развитых стран земного шара придет мудрый правитель, который сумеет установить мир и согласие между жителями разных государств. Люди перестанут воевать и слать друг другу проклятия. Если во сне умирает больной человек, то в будущем вы столкнетесь с чудовищной несправедливостью. Вам предложат выгодную сделку, в результате которой пострадают люди. От принятого вами решения будет зависеть спасение вашей души. Смерть большого количества людей, увиденная во сне, – плохое предзнаменование. Такой сон пророчит страшную эпидемию. Найдет лекарство от этой болезни человек, к мнению которого сейчас не прислушиваются. Если вам приснился человек, находящийся в состоянии клинической смерти, то вы долгое время будете находиться в неведении относительно планов ваших давних знакомых. К сожалению, они воплотят свои планы в жизнь, в результате чего вы очень сильно пострадаете. Д. Лофф так трактовал подобные сны: «Сны о смерти не так уж редки, хотя если бы подобные сны посещали нас постоянно, то, пожалуй, стабильность реальной жизни пошатнулась бы. Сны о смерти часто вызывают дереализации: сон может продолжаться, в то время как вы будете за ним наблюдать со стороны, иначе в момент смерти вы проснетесь. Мысль о собственной смерти всегда вызывает беспокойство. Большинство из нас не утруждает себя эмоциональными размышлениями по поводу приготовления к смерти – мы воспринимаем смерть как сильного врага, которого следует избегать; перед ее лицом мы чувствуем себя неуютно. Кстати, каким образом вы умирали во сне и вините ли вы кого-либо в вашей смерти? Это очень важные вопросы. Видеть мертвым любимого/близкого человека во сне можно по разным причинам. Возможно, вы искренне заботитесь о благополучии этого человека. Смерть имеет символический характер, если в вас одновременно борется чувство любви и подавленной злости к этому человеку. И наконец, смерть дорогих вам людей может знаменовать конец отношений: например, если умирает не кто-либо из ваших родственников, а человек, с которым вас связывали любовные романтические отношения. Смерть незнакомцев – это продолжение и переход различных аспектов вашего „Я”. Поэтому здесь не мешает определить, откуда появился этот незнакомец/незнакомка, глубоко ли вы тронуты смертью или восприняли ее как нечто обыденное. Возможно, центральным вопросом является беспорядочность вашей жизни

В таком случае посмотрите, кого еще кроме вас затронула смерть и какое отношение вы имеете к вашим „собратьям” по скорби, – это очень важно. Смерть чужих людей также символизирует стереотипы, которые стоит переосмыслить или исследовать, чтобы лучше понять себя

Не столкнулись ли вы с ситуацией, когда ваше стереотипное восприятие окружающих не совпадает с действительностью?»

Что показало расследование?

Расследовать смерть Владимира Комарова и катастрофу в целом, произошедшую на «Союзе», принялась специально назначенная комиссия. В те годы вопросами освоения космоса занимался Устинов. По официальной версии трагедия произошла случайно, сослались на стечение обстоятельств.

На самом деле причина – техническая. По мощности вытяжной парашют был гораздо слабее основного и не смог вытащить его по причине заедания от сжатия давления в стенках контейнера, которым, в свою очередь, не хватило жесткости. Обвинение было предъявлено конструкторам, участникам разработки данного парашютного отсека на корабле, также создателям такой парашютной системы. С должности были сняты главный конструктор Ткачев и его заместитель Мишин.

«Аполлон-13»: масштабная трагедия со счастливым финалом

Этот полет американских астронавтов является одной из самых известных пилотируемых миссий «Аполлонов» к Луне. Невероятную силу духа и упорство, с которым тысячи людей на Земле пытались вернуть людей из космической западни, воспели писатели и режиссеры. (Самый известный и подробный фильм о тех событиях – фильм Рона Ховарда «Аполлон-13».)

Что случилось

Старт «Аполлона-13».

После стандартного перемешивания кислорода и азота в соответствующих баках астронавты услышали звук удара и почувствовали толчок. В иллюминаторе стала заметна утечка газа (кислородной смеси) из служебного отсека. Облако газа меняло ориентацию корабля. «Аполлон» начал терять кислород и энергию. Счет пошел на часы. Был принят план использовать лунный модуль в качестве спасательной шлюпки. На Земле был создан штаб по спасению экипажа. Было много проблем, которые предстояло решать одновременно.

Поврежденный двигательный отсек «Аполлона-13» после отделения.

Кораблю предстояло облететь вокруг Луны и выйти на траекторию возврата.

По ходу всей операции помимо технических проблем с кораблем астронавты начали испытывать кризис систем жизнеобеспечения. Обогреватели включать было нельзя – температура в модуле упала до 5 градусов Цельсия. Экипаж начал замерзать, помимо этого возникла угроза замерзания запасов продовольствия и воды.
Содержание углекислого газа в атмосфере кабины лунного модуля достигло 13%. Благодаря четким инструкциям из командного центра экипаж смог сделать «фильтры» из подручных материалов, что позволило довести содержание углекислого газа до допустимых значений.
В ходе спасательной операции экипаж смог произвести отстыковку двигательного отсека и отделение лунного модуля. Все это нужно было выполнить практически «вручную» в условиях показателей жизнеобеспечения близких к критическим. После успешного завершения этих операций предстояло выполнить еще предпосадочную навигацию. При неправильной настройке систем навигации модуль мог войти в атмосферу под неправильным углом, что вызвало бы критический перегрев кабины.
На период посадки ряд стран (в том числе и СССР) объявили радиомолчание на рабочих частотах.

17 апреля 1970 года отсек «Аполлона-13» вошел в атмосферу Земли и благополучно приводнился в Индийском океане. Все члены экипажа выжили.

Семейное положение и награды

Погибшие космонавты не только герои своей страны, отдавшие за нее жизни, но и чьи-то сыновья, мужья и отцы. После гибели Георгия Добровольского осиротели его две дочери Марина (1960 г. р.) и Наталья (1967 г. р.). Одна осталась и вдова героя, Людмила Стеблева, преподаватель средней школы. И если старшая дочь успела запомнить своего отца, то младшая, который было всего 4 года в момент крушения капсулы, совсем его не знает.

Кроме звания Героя СССР Добровольский был награжден орденом Ленина (посмертно), «Золотой Звездой», медалью «За боевые заслуги». Кроме того, именем космонавта были названы планета № 1789, открытая в 1977 году, лунный кратер и научно-исследовательски корабль.

Также по сей день начиная с 1972 года существует традиция разыгрывать Кубок Добровольского, который присуждается за лучший прыжок на батуте.

Инженер-полковник, космонавт 3-го класса

«Владимир Михайлович Комаров — советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Командир первого в мире экипажа советского космического корабля. Дважды летал на первых кораблях нового типа: „Восход-1“ и „Союз-1“. Первый человек, побывавший в космосе дважды. Первый человек, погибший во время полета в космос», — вот как Комарова описывает «Википедия».

Владимир Михайлович родился в 1927 году, в 1949-м стал военным летчиком — служил в истребительной авиационной дивизии в Грозном, где и познакомился со своей будущей женой, школьной учительницей Валентиной Киселевой.
После этого Комаров также работал на должностях помощника ведущего инженера в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС, занимался испытаниями новейших образцов авиационной техники СССР. Через некоторое время ему предложили пройти отбор в первый отряд космонавтов.

Правда, собеседование было довольно специфическим. Так как это была секретная миссия, то кандидатов спрашивали что-то вроде «хотите ли вы летать на новой технике» и «хотели бы вы полететь на ракете вокруг Земли».

Тех, кто ответил утвердительно, позже призвали для полного медобследования. На тот момент Владимиру было довольно много для космонавта лет — 33 года, — но комиссию убедили его выдающиеся знания и высшее инженерное образование.

Так Комаров попал в ряды первых советских космонавтов. И если бы у него случайно не нашли скрытую патологию сердечной деятельности, то, может, он стал бы первым человеком в космосе.

Владимир Комаров. Фото: wikipedia

Впервые Владимир полетел в космос в 1964-м, спустя годы тренировок он вышел в космическое пространство на корабле «Восход-1», первом «многоместном космическом корабле». Впрочем, BBC : «Восход-1» — это переименованный гагаринский «Восток». Кабина была очень тесной, так что туда практически втиснули трех самых маленьких космонавтов, причем без скафандров и катапульты.

Опасный полет на малоприспособленном корабле предприняли, чтобы не уступить создаваемому в США «Аполлону». Вскоре началась ускоренная работа над настоящим трехместным кораблем — «Союзом», — которому предстояло обслуживать будущие орбитальные станции и даже полететь на Луну.

Первая жертва во время полета

Запуск пилотируемого аппарата «Союз-1» также закончился трагедией. По проектам разработчиков в космос должны были отправиться две ракеты. Но по причине обнаружения неисправностей у первого запущенного в космос аппарата, «Союз-2» не стартовал, а капитану «Союза-1» было приказано возвращаться. Благополучной посадки не случилось. Из-за отказа системы торможения посадочная капсула на огромной скорости врезалась в землю. Пилот, Владимир Комаров, погиб мгновенно.

Еще одной трагедией советской космонавтики стали события, связанные с полетом в космос «Союза-11». Благополучно проведя в космосе несколько суток и поставив на тот момент рекорд продолжительности космического полета, трое космонавтов уже возвращались обратно на Землю. Но во время посадки раньше положенного срока произошла разгерметизация вентиляционной системы корабля. Гибель экипажа стала известна уже после вскрытия посадочной капсулы.

«Челенджер» и «Колумбия»

В истории американской космической программы с многоразовыми кораблями имеют место уже два трагических события. Первым из них была гибель шаттла «Челенджер» в 1986 году. Трагедия развернулась буквально в прямом эфире

Внимание СМИ к запуску было привлечено тем фактом, что в космос впервые планировалось отправить обыкновенную школьную учительницу. Однако, уже через несколько секунд после старта мощный взрыв топливного бака разрушил космическую ракету с командой из семи человек на борту

Вторая трагедия с шаттлами, гибель шаттла «Колумбия» в 2003 году, послужила причиной введения временного запрета программы шаттлов. Космический корабль, завершив свою миссию в космосе, уже возвращался обратно. Однако, повреждения термоизоляции на одном из крыльев повлекли разрушение всего аппарата. Очевидцы трагедии даже могли наблюдать падающие с неба горящие обломки космического корабля. Экипаж звездолета также, как и во время катастрофы с шаттлом «Челенджер», составлял семь человек. Все они погибли, еще не долетев до земли. Катастрофы могло бы и не быть, если бы в NASA не проигнорировали разрушения корабля, полученные им еще при старте. Результаты расследования повлекли за собой окончательное закрытие программы многоразовых запусков космических ракет NASA.

В истории космонавтики также были неординарные случаи, к счастью не ставшие трагедией. Так, в 1965 году технические неполадки на борту советского корабля «Восход-2» стали причиной незапланированного лишнего витка вокруг Земли. Приземление корабля в ручном режиме, которое осуществил капитан «Восхода-2» Павел Беляев, также происходило с некоторыми заминками. По этой причине посадочная капсула приземлилась в тайге, далеко от запланированной точки посадки. Космонавтов обнаружили спустя двое суток. К счастью, они не пострадали при посадке.

Еще одним неординарным происшествием в ходе космических полетов можно назвать двойной удар молнии по корпусу космического корабля во время старта. Произошло это в 1969 году с американской ракетой «Апполон-12». К счастью, происшествие никак не повлияло на запуск ракеты и ее состояние.

Неполадки и сбои в системах космических кораблей, безусловно, не всегда влекли за собой трагическую развязку. В освоении космоса также были нештатные ситуации со счастливой развязкой. Мировую известность приобрел полет космического аппарата «Апполон-13» после экранизации фильма, снятого на основе данных событий. В целях выхода из критической ситуации был создан специальный штаб по спасению космонавтов. Рассматривались различные варианты предстоящей операции. Высокий профессионализм каждого участника операции, начиная от самих астронавтов и заканчивая наземными служащими, помогли истории обрести счастливый финал.

Как бы там ни было, катастрофы космических кораблей всегда становились стимулом для внедрения более совершенных технологий и разработок в программы полетов. Каждая поломка или сбой тщательно анализировалась. На основе полученных данных принимались решения об отмене устаревших программ и внедрении новых.

С 1971 года — без аварий

Спустя 1,5 года после того, как случилось несчастье — гибель космонавта Комарова на «Союзе», следующим полетел космонавт Георгий Береговой в начале 1969 года, а также отдельно — Хрунов и Елисеев. Два корабля на орбите все же состыковались, уже в открытом пространстве космонавты смогли перейти из одного «Союза» в другой. Второй полет также был трагичным, но герои сделали практически невозможное. «Союз» был признан самым надежным среди всех космических аппаратов тех времен, и больше с 1971 года трагедий не было.

Отвага и мужество героя не осталось без внимания со стороны государства. Комаров был посмертно награждён второй раз почетной медалью «Золотая Звезда». Кроме того, орден космонавта под удивительным названием «Роза ветров», предоставленный Международным комитетом по аэронавтике и полётам в космос, подтверждает значимость совершенного Владимиром Михайловичем подвига.

Сегодня его прах покоится в Кремлёвской стене на главной площади Москвы. Имя героя неоднократно звучало и с экранов телевизоров. На документальных событиях основан фильм под символичным названием «Космос. Первая кровь». Его создатели провели объёмную работу по выяснению причин трагедии и важных нюансов, о которых в советское время не упоминали. В Германии десять лет назад симфонический оркестр Берлина исполнил множество произведений, написанных выдающимися композиторами со всего мира специально к программе проекта Ad astra. Среди них было и творение, посвященное Владимиру Комарову.

Если бы ни трагедия с Комаровым, «Союз» должен был быть в полете до 2014 года. Прошло полвека, и вряд ли появится иной корабль, способный просуществовать столько лет. А ведь жизнь ему (в обмен на свою) дал все тот же герой – Владимир Михайлович Комаров. Ну разве это не героизм? К сожалению, о нём мало кому известно, незаслуженно… Но теперь, зная печальную и самоотверженную историю отечественного космонавта Комарова, имя которого должно стоять наравне с остальными великими испытателями, необходимо чтить память о нём.

Как произошла катастрофа

План был такой: Комаров стартует на «Союзе-1», после выхода на орбиту за ним следует «Союз-2» с тремя членами экипажа. Двум последним после стыковки кораблей на околоземной орбите предстояло выйти в космос и перейти с борта второго «Союза» в корабль Комарова, а затем всем вместе вернуться на Землю.

Старт «Сююза-1» назначили на 3 часа 35 минут 23 апреля. Корабль вышел на орбиту через 540 секунд после запуска, и с Комаровым установили связь. «Самочувствие хорошее, параметры кабины в норме, но не раскрылась левая солнечная батарея, зарядный ток только 13−14 ампер, не работает КВ-связь», — отрапортовал космонавт.

На этом хорошие новости закончились. На «Союзе-1» не открылась дублирующая антенна телеметрической системы и не отошел козырек, который защищает солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Проще говоря, все это не позволяло ориентироваться в пространстве по солнцу и звездам.

Первая попытка изменения орбиты корабля провалилась — аппарат стал вращаться вокруг своей оси. Когда Комаров попытался исправить положение, вращение лишь усилилось. После пяти таких витков Центр управления полетами отменил запуск «Союза-2», а проблемный «Союз-1» начали срочно возвращать на Землю. Это решение спасло жизни экипажу второго «Союза». Позже выяснилось, что у этого корабля возникли бы точно такие же неполадки.

После пяти часов Комаров сумел совершить практически невозможное: в ручном режиме сориентировать «Союз-1» и начать торможение, причем над заданным районом. Но на высоте семи километров тормозной парашют не смог вытащить тяжелый основной парашют большого корабля из контейнера.

Обломки «Союза-1». Скриншот с YouTube

Запасной парашют вышел, но из-за вращения аппарата у него перекрутились стропы. На огромной скорости корабль врезался в землю. Катастрофа произошла в 06.22 в Адамовском районе Оренбургской области в 65 километрах восточнее города Орска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector