Театра́льно-декорацио́нное иску́сство

Театральная декорация

Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации — задник и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю её ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат падуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, например, камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверхподготовкой, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок декораций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углём или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агатарха, жившего приблизительно в 460—420 гг. до н. э. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон (англ.)русск., Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы — Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Виды декораций

Традиционно декорации принято делить на жесткие и мягкие, но в последнее время театры активно используют третий, наиболее современный вид декораций — проекции. Жесткими декорациями называются объемные предметы (колонны, мебель, лестницы), которые, в свою очередь, делят на бутафорские (не предназначенные для прямого воздействия актеров) и обыгрываемые (те, которые используются во время действия).

Небольшие театры, у которых нет своих мастерских для создания декораций, а также средств для создания реквизита на заказ в мебельных и специальных реквизитных мастерских, вынуждены приобретать необходимые предметы в обычных магазинах и на блошиных рынках.

Говорят, что барахолка на Удельной в Санкт-Петербурге стала настоящим кладезем ценного реквизита не только для небольших театров, но и для киностудий.

Мягкие декорации чаще всего представляют собой тканевые или картонные фоны с нанесенным на них рисунком. Мастерски выполненные фоны создают полную иллюзию перспективы и объема помещения, как, например, знаменитая декорация Летнего сада из оперы «Пиковая дама».

В современном театре декорации все чаще достаточно условны. На темном фоне или проекции актеры взаимодействуют с несколькими предметами мебели или реквизита, которые схематично обозначают нужную обстановку. Считается, что все остальное должно дорисовывать воображение зрителя (разумеется, не без помощи актерской игры).

Но все же нельзя забывать, что театр — всегда праздник для зрителей, и декорации играют не последнюю роль в создании волшебной сказочной атмосферы представления.

Дополнительные материалы

Эти видеоролики помогут вам в общении с классом. Каждый отвечает на возможный вопрос класса или иллюстрирует какую-то проблему.

1. Как технически устроены театральные сцены?

Театральная машинерия — целая наука. Театральные сцены в хорошо известном нам виде возникли более четырехсот лет назад. И с тех самых пор непрерывно совершенствуются технологически. Благодаря механизмам, расположенным под сценой, над сценой, за сценой и по бокам, сегодня возможны самые немыслимые трансформации декораций в спектаклях. Но в основе своей принципы театральной машинерии были заложены в XVIII веке. Посмотрите, как выглядят механизмы старейшего в Европе деревянного театра изнутри. Это Дроттнингхольмский оперный театр в Стокгольме.

2. А можно обойтись в театре вообще без декораций?

Можно. Самый распространенный театральный жанр, не требующий никаких декораций — стендап. Артист выходит к микрофону, и состоятельность его выступления зависит исключительно от его артистического дарования. На театральных сценах существует своя разновидность стендапа, она называется словом «сторителлинг». Задача артиста — выйти к публике и своими словами захватывающе рассказать историю. Вот фрагмент сторителлинга про Ивана Царевича, женившегося на лягушке:

3. А может быть театр только из декораций и вообще без актеров?

И такое тоже бывает! Самый знаменитый пример — спектакль немецкого режиссера и композитора Хайнера Гёббельса «Вещь Штифтера». В этом спектакле сцена наполнена предметами, перемещающимися едва заметно механически и под музыку. Звучат подвешенные боком и наполовину разобранные механические пианино. По полу стелется дым, плавно меняется освещение. Посмотрите фрагмент этого спектакля.

Последние статьи

  •   Как в первую мировую появился «русский спецназ», и за что впоследствии казнили атамана «Волчьей сотни» 18.07.2020, 20:09
  •   Как жилось пленным немцам в советских лагерях после Победы СССР в войне 18.07.2020, 17:48
  • +1   Почему Бритни Спирс уже 10 лет находится под опекой отца, и фанаты уверены, что ей нужна помощь 18.07.2020, 16:33
  •   Для чего в Индии в древности строили ступенчатые колоды, и Как они выглядят сегодня 18.07.2020, 15:07
  •   Откуда взялось победоносное «ура», и Почему иностранцы перенимали боевой клич отважных русских 18.07.2020, 13:23
  •   О чём молчит самая «холодная и закрытая» актриса российского кино: Алла Демидова 18.07.2020, 11:56
  •   Как на самом деле звали Чука, Гека, Вольку и других персонажей из советского детства 18.07.2020, 10:10
  •   Как уроженка Украины стала соперницей Деми Мур: Сбывшаяся американская мечта Милы Кунис 18.07.2020, 09:08
  •   8 отечественных знаменитостей, которых не узнать после смены имиджа 17.07.2020, 20:31
  • +1   Что зашифровано в послании, которое хранит средневековый паззл из иероглифов в саду древней Галисии 17.07.2020, 17:23

Все статьи

Массовость и уникальность профессии

Нередко художник-декоратор приравнивается к подобным специалистам, профессии которых связаны с творчеством, например, к дизайнерам. Однако это совсем не верно. Деятельность художника-декоратора направлена на изготовление декораций для сцены, которые будут способствовать воссозданию атмосферы произведения и помогать игре актеров, тогда как дизайнерская работа направлена на массовое производство.

Профессию театрального художника-декоратора нельзя отнести к массовым. Нередко в одном театре на протяжении десятилетий работает один и тот же специалист.

В крупном городе, где функционирует множество театров, молодому специалисту вполне возможно найти место в цехе декораций и благодаря упорству и творческой индивидуальности стать руководителем мастерской.

МУЗЫКА

Фестиваль «Deli Music Day»

Один из первых в Москве музыкальных фестивалей после карантина пройдет на парковке в формате драйв-ин. Лайн-ап впечатляющий: будут исполнитель хита «Любимка» Niletto, поп-панки с говорящим названием «Нервы» и трио Cream Soda, выпустившие уже шесть альбомов и обескуражившие зрителей не одним отвязным клипом.

Попасть на концерт можно только на автомобиле. Зато в салоне может быть два или четыре человека – билет покупается один на всех. Зрители смогут выбрать концерт одного конкретного артиста или приобрести сразу абонемент на весь день.

ГДЕ: парковка ТЦ «Мега Химки», 24-й км Ленинградского ш.

КОГДА: 9 августа, с 15:00

Цена билетов: от 3000 руб.

Фото: vdnh.ru

Концерт группы «Зоркий»

Стартовал уже третий сезон любимого летнего проекта ВДНХ. Слушать живую музыку, сидя в лучах закатного солнца на открытой площадке павильона «Рабочий и колхозница» — удовольствие совершенно особенное. В этом сезоне на каждый концерт продают в два раза меньше билетов, чтобы зрителям было свободно и они могли соблюдать дистанцию.

В воскресенье на сцену поднимется группа Василия Зоркого. Их песни многие слышали в сериалах «Красные браслеты» и «Озабоченные», а также в спектаклях «Гоголь Центра». Зрителей ждет вечер, наполненный меланхоличным и чувственным инди-роком.

ГДЕ: крыша павильона «Рабочий и колхозница», м. ВДНХ, проспект Мира, 123Б

КОГДА: 9 августа, 20:00

Цена билетов: 650-1250 руб.

Фото: Александр Авилов/АГН Москва

Фестиваль «Классика в Кусково»

В музее-заповеднике «Кусково» каждое лето проходят музыкальные фестивали. К счастью, нынешний год не стал исключением. В свежеотреставрированном танцевальном зале Шереметьевского дворца стартовал фестиваль классической музыки. По четвергам и по субботам там будут проходить тематические концерты. Приходить лучше заранее, чтобы успеть полюбоваться на прекрасную усадьбу графа Шереметьева, дивный архитектурный ансамбль XVIII века.

9 августа в 18.00 концерт «Опера-гала». В программе прозвучат арии из опер: «Риголетто», «Ромео и Джульетта», «Искатели жемчуга», «Кармен», «Вертер», «Сказки Гофмана», «Любовный напиток», «Дон Карлос», «Травиата».

На сцену выйдут: сопрано Екатерина Смолина, меццо-сопрано Елена Лопухина, тенора Дмитрий Боброви Виталий Серебряков, баритон Антон Виноградов.

Партия фортепиано: Сергей Семёнов.

ГДЕ: Музей-заповедник «Кусково», м. «Новогиреево», ул. Юности, 2.

КОГДА: 9 августа, 18.00.

Цена билетов: от 800 руб.

Классика в Кусково
Концерт
Цена билетов

Фото: Global Look Press

Вечеринка «Радуга»

Пятую по счету «Радугу» промо-группа System 108 решила разделить на две части. Первая пройдет на свежем воздухе – во дворе будут зажигать Денис Курченко, Марк Щедрин и Лёня Липелис, не выступавший вообще нигде последние полгода.

После 23:00 тусовка переместится в зал. Там вечеринка продолжится сетом Simple Symmetry, Евгения Машкова и других. Для любителей body music откроют еще один дополнительный зал с танцполом.

ГДЕ: Blanc, м. «Китай-Город», Хохловский пер., 7, стр. 5

КОГДА: 8 августа, 18:00

Цена билетов: 1000-1500 руб.

Обязанности

В обязанности художника-декоратора входит руководство работниками в мастерской театра, а также личное выполнение наиболее сложных живописных работ. Кроме того, художник-декоратор принимает участие в приеме эскизов и макетов декораций к спектаклям и контролирует художественное состояние декораций к спектаклям текущего репертуара. Он осуществляет руководство по восстановлению, если театральные декорации пришли в негодность. Работает над сохранением их первоначального стиля и колорита. Декорации для сцены нередко требуют множества различных материалов, учет которым также ведут художники-декораторы.

Театральная декорация

Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации — задник и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю её ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат падуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, например, камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать подготовкой, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок декораций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картонными завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углём или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбиения его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агатарха, жившего приблизительно в 460—420 гг. до н. э. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон (англ.)русск., Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы — Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Кратко о профессии

Название этой профессии произошло от английского слова decorate, что в переводе означает «украшать».

Декораторы – это специалисты по декорированию помещений и театральные художники, которые, основываясь на эскизах других художников, пишут декорации для спектаклей. Одна из их главных задач – изготовление декораций, которые создадут неповторимый облик сцены, который отразит не только вкусы режиссера, но и дух спектакля.

Художник-декоратор является своего рода архитектором сцены. Ему необходимо понимать ее устройство снаружи и изнутри. Художнику необходимо знать, как собственноручно изготовить декорации для сцены, чтобы контролировать процесс работы и следить за грамотным воплощением творческого замысла.

Театральные художники тесно взаимодействуют с режиссером: они должны всегда учитывать творческий замысел и реализовывать его задумку. Однако пассивного воплощения недостаточно. Если художник-декоратор обладает достаточным опытом и талантом, он может обогатить и расширить режиссерскую идею. Объединяя усилия, можно достичь невероятных результатов.

Кратко о профессии

Название этой профессии произошло от английского слова decorate, что в переводе означает «украшать».

Декораторы – это специалисты по декорированию помещений и театральные художники, которые, основываясь на эскизах других художников, пишут декорации для спектаклей. Одна из их главных задач – изготовление декораций, которые создадут неповторимый облик сцены, который отразит не только вкусы режиссера, но и дух спектакля.

Художник-декоратор является своего рода архитектором сцены. Ему необходимо понимать ее устройство снаружи и изнутри. Художнику необходимо знать, как собственноручно изготовить декорации для сцены, чтобы контролировать процесс работы и следить за грамотным воплощением творческого замысла.

Театральные художники тесно взаимодействуют с режиссером: они должны всегда учитывать творческий замысел и реализовывать его задумку. Однако пассивного воплощения недостаточно. Если художник-декоратор обладает достаточным опытом и талантом, он может обогатить и расширить режиссерскую идею. Объединяя усилия, можно достичь невероятных результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector