Неизвестный автопортрет леонардо да винчи
Содержание:
- Автопортрет Рембрандта
- Последние статьи
- 3.
- Рафаэль. Тонкий и вдохновенный.
- Клод Моне. Красочный и воздушный.
- Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный.
- Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю.
- 6.
- Пабло Пикассо. Разный и ищущий.
- Винсент Ван Гог. Сумасшедший и сочувствующий.
- Рембрандт. Реальный и поэтичный.
- Леонардо да Винчи. Великий и могучий.
- 4.
- 2.
- Гойя. Глубокий и смелый.
- Тайная вечеря
- Иероним Босх. Загадочный и таинственный.
- 5.
- Автопортрет Дюрера.
- Поклонение волхвов
- Дама с горностаем
- Подведем итог
Автопортрет Рембрандта
Написан в 1640 году, в зените славы, когда знатные богатые голландцы буквально заваливали художника заказами. Рембрандт решил увековечить собственную состоятельность и признание: на картине он сидит в чинной позе, одетый в дорогие платья. Этой работой автор хотел поставить себя в одну линию с Дюрером, Тицианом и Рафаэлем, которых очень уважал. В целом в своих картинах он нередко «соревновался» с Тицианом: брал типичные для коллеги сюжеты и переигрывал в своем стиле.
Где хранится: Национальная галерея, Лондон
В автопортрете 1640 года повторена классическая позы персонажей Дюрера и Тициана: все они правой рукой опираются на парапет. Согласно рентгенограмме, первоначально на парапете была левая рука Рембрандта.
Последние статьи
-
Кто они – кумиры нового поколения, и Почему молодёжь без ума от них: Моргенштерн, Клава Кока, Шарлот и др сегодня, 21:00 -
Кто и зачем сегодня предлагает пересмотреть мнение о том, что Иисус Христос был белым сегодня, 20:14 -
14 зданий-шедевров в Москве, которые стоит увидеть, хотя их нет в путеводителях сегодня, 18:50 -
Как в древности на Руси относились к природным явлениям: Кто владел тучами, забирал воду и как можно было вернуть пропавшее солнце сегодня, 17:17 -
Как в разных странах одеваются ученики, и Какие изменения претерпела советско-российская школьная форма сегодня, 15:56 -
Почему первый муж Ольги Кабо запрещал ей сниматься в кино, а второй ушёл, узнав о беременности сегодня, 12:44 -
Какие русские бренды известны во всём мире: Тамбовский окорок, вологодское масло и др сегодня, 10:25 -
Как сложилась судьба звезды фильма «Не может быть!» за океаном: Американская мечта Ларисы Ереминой сегодня, 09:20 -
Странные картины символиста Кнопфа: Одержимость кругами, городом детства и собственной сестрой 14.08.2020, 21:47 -
Чем закончились самые известные мирные протесты Новейшего времени 14.08.2020, 20:24
Все статьи
3.
Портрет матери
Существует интересная теория, согласно которой мать художника была женщиной восточного происхождения. Как это возможно, спросите вы? В 2006 году группе исследователей из университетов Кьети и Пескары удалось восстановить отпечаток пальца левого указательного пальца Леонардо, и результаты были удивительными! Структура пальца была типичной для людей арабского происхождения. В ту эпоху имя Катерина было традиционным среди женщин, перешедших в католицизм. Некоторые предполагали, что мать Леонардо могла быть бывшей рабыней с Ближнего Востока.
3. Мона Лиза – автопортрет Леонардо?
Это самая известная картина в мире и предмет бесконечных интриг; Великолепное произведение Леонардо да Винчи породило неисчислимое количество загадок. Спустя столетия, в 1986 году, компьютерный художник по имени Лилиан Шварц начала работать с новой компьютерной программой, которая сравнивает два оцифрованных изображения. По чистой случайности она загрузила портреты Моны Лизы и Да Винчи. Когда второй автопортрет был перевернут и помещен рядом с Джокондой, в программе проявилось одно лицо. Все на лице казалось идеально подходящим, включая глаза, нос и рот.
Используя другую программу, Лилиан даже удалось приподнять уголки рта да Винчи и сравнить это с улыбкой Моны Лизы. Лилиан была уверена, что да Винчи использовал себя в качестве образа Моны Лизы.
Рафаэль. Тонкий и вдохновенный.
Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Самый знаменитый представитель Эпохи Возрождения поражает гармоничными композициями и лиризмом. Написать красивых людей не так сложно, как грамотно разместить их на полотне. Вот в этом Рафаэль был виртуозом.
Пожалуй, ни один мастер в мире так не влиял на своих коллег, как это удалось Рафаэлю. Его манеру письма будут нещадно эксплуатировать. Его герои будут кочевать из одного столетия в другое. И потеряют свою актуальность лишь в начале 20 века. В век модернизма и авангарда.
Вспоминая Рафаэля, мы в первую очередь думаем о его прекрасных Мадоннах. За свою недолгую жизнь (38 лет) он создал 20 картин с ее изображением. И ни разу не повторился.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Самая известная – «Сикстинская Мадонна». Мы видим не сухую иконографическую героиню, а нежную мать, полную достоинства и душевной чистоты.
А только взгляните на озорных ангелочков! Такое правдивое изображение детской непосредственности, полное очарования.
Самым дорогим произведением Рафаэля стал на удивление эскиз «Голова молодого апостола». Он был продан на аукционе «Сотбис» за 48 млн. долларов.
Рафаэль. Эскиз “Голова молодого апостола”. 1519. Частная коллекция.
Итальянский живописец, которого ценили современники за мягкость и естественность, сегодня воистину бесценен.
О мастере читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
Клод Моне. Красочный и воздушный.
Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886. Частная коллекция.
Моне считается самым ярким представителем импрессионизма. Он всю свою долгую жизнь был предан этому стилю. Когда главные герои – свет и цвет, линии исчезают, а тени вполне могут быть голубыми.
Его «Руанский собор» показывает, как изменяется предмет, если глядеть на него сквозь солнечные лучи. Собор трепещет, живёт в лучах.
Клод Моне. Руанский собор. Закат. 1892-1894 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Моне много экспериментировал с мазками, чтобы передать не столько натуру, сколько впечатления от неё. И именно в этом он видел правду. Зачем фотографически повторять пейзаж или предмет?
В последние годы старый художник писал свой сад. Мы тоже можем взглянуть на один из самых живописных уголков этого сада на картине “Белые кувшинки”. Она хранится в Пушкинском музее в Москве.
Клод Моне. Белые кувшинки. 1899. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки XIX и XX веков), г. Москва.
Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный.
Кто он? Сумасшедший художник, фрик своего времени или грамотный пиарщик? Сальвадор Дали со своим сюрреализмом наделал много шума.
Самое известное его полотно – «Постоянство памяти», где автор постарался показать уход от линейного времени:
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА). Wikimedia Commons.
Но были в его работах и очень глубокие темы, например, война и разрушение. Были и весьма интимные. Иногда Дали в своем стремлении удивлять заходил слишком далеко.
Однажды на одной из своих картин на выставке художник написал чернилами “Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери”. После этой выходки отец Дали не разговаривал с ним несколько лет.
Но нам он запомнился ещё и бесконечной любовью к своей музе, жене Гале. Ее можно увидеть на многих его картинах. Даже в образе Божьей Матери на картине “Мадонна Порт-Льигата”.
Да-да, Дали был верующим человеком. Правда стал он им уже будучи зрелым человек, под влиянием событий Второй Мировой войны.
Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950. Собрание Минами Гроуп, Токио. Pinterest.ru.
Дали – это сплошной эпатаж. Он придумал такси, в котором всегда идёт дождь и смокинг-афродизиак с подвешенными рюмочками с ликёром. Вполне достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства.
Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю.
Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874. Галерея Уфицци, Флоренция.
Айвазовский по праву находится в рейтинге самых известных художников. Его «Девятый вал» поражает своим масштабом.
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.
Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.
Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.
При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно – в открытом море волна никогда не загибается “фартуком”. Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.
6.
6. Еще один удивительный факт о прошлом полотне
Еще одна интересная деталь на этой картине перевернутая солонка, лежащая рядом с Иудой. Возможно, этот атрибут является известным суеверием о том, что пролитая соль приводит к неприятностям. Вот и на полотне изображен момент, когда Иисус говорит, что кто-то из собравшихся вскоре предаст его.
7. Уникальные эскизы под «Мадонной в скалах»
Оригинальные эскизы были обнаружены под 500-летним шедевром. Оказалось, что «Мадонна в скалах» Леонарда да Винчи наложена на оригинальные эскизы художника, обнаруженные исследователями Имперского колледжа Лондона и Национальной галереи.
Пабло Пикассо. Разный и ищущий.
Пабло Пикассо. Автопортрет. 1907. Национальная галерея Праги. Musei-mira.com.
Этот известный ловелас прославился не только частой сменой муз, но и частой сменой художественных направлений. В начале XX века он создал немало работ в “африканском стиле”, когда вместо лиц он рисовал маски экзотических племён. Потом был кубизм, а ещё абстракционизм и сюрреализм.
Пабло Пикассо. Герника. 1937. Центр искусств королевы Софии. Picasso-Pablo.ru.
Вершиной его творчества можно назвать эмоциональную «Гернику» (см. выше), посвящённую разрушенному войной городу. Символ страдания и варварства.
Именно Пикассо придумал соединять в портретах анфас и профиль, разбивать предметы на простые фигуры, собирая в удивительные формы.
Он изменил весь ландшафт изобразительного искусства, обогатив его революционными идеями. Разве мог кто-то до Пикассо так написать портрет знаменитого мецената Амбруаза Воллара?
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Arts-museum.ru.
Винсент Ван Гог. Сумасшедший и сочувствующий.
Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikimedia Commons.
Он не только поскандалил с Гогеном и отрезал себя мочку уха. Ван Гог – гениальный художник, оценённый только после своей смерти.
Он был человеком, не ведающим таких понятий, как “золотая середина” и компромисс. Когда он был пастырем, то отдавал последнюю рубашку бедняку. Когда стал художником, то работал сутки напролёт, забывая о еде и сне. Вот почему за 10 лет он создал такое колоссальное наследие (800 картин и 2 тысячи рисунков).
Сначала картины Ван Гога были мрачными. В них он выражал безграничное сочувствие к бедным людям. И первым его шедевром была именно такая работа – «Едоки картофеля».
На ней мы видим уставших от тяжкого и монотонного труда людей. Настолько уставших, что они сами стали похожи на картошку. Да, Ван Гог не был реалистом и гипертрофировал черты людей, чтобы передать суть.
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885. Музей Ван Гога, Амстердам.
Но зрители любят Ван Гога за яркие чистые цвета. Его картины стали красочными после знакомства с импрессионистами. С тех пор он написал немало букетов, летних полей и цветущих деревьев.
Никто до Ван Гога так не выражал свои эмоции и чувства с помощью цвета. А вот после него – многие. Ведь именно он – главный вдохновитель всех экспрессионистов.
Даже удивительно, как мастер, пребывающий в глубокой депрессии, которая приведёт его к самоубийству, написал такое жизнерадостное произведение как «Подсолнухи».
Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888. Национальная галерея Лондона.
Рембрандт. Реальный и поэтичный.
Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669. Национальная Лондонская галерея.
Рембрандт изображал мир таким, какой он был. Без прикрас и лакировок. Но получалось у него это очень душевно.
На полотнах Рембрандта – полумрак, из которого, подсвеченные золотым светом, выступают фигуры. Красивые в своей естественности. Именно такие герои его картины “Еврейская невеста”.
Рембрандт. Еврейская невеста. 1662. Рейксмузеум, Амстердам.
Судьба величайшего голландского живописца похожа на трамплин – из неизвестности вознестись до богатства и популярности, чтобы потом низвергнуться вниз и умереть в нищете.
Он не был понят современниками. Которые предпочитали красивые бытовые сценки с милыми, тщательно прописанными деталями. Рембрандт же писал человеческие чувства и переживания, что было совсем не модно.
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru.
Это большое чудо, что самые известные работы, такие как «Возвращения блудного сына», находятся в России, в Эрмитаже. Куда можно прийти, чтобы полюбоваться, понять, почувствовать.
О картине читайте в статье “Возвращение блудного сына” Рембрандта. Почему это шедевр?”
Леонардо да Винчи. Великий и могучий.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.
Работы этого художника, изобретателя, музыканта, анатома и вообще «универсального человека» удивляют нас до сих пор.
Благодаря его картинам мировая живопись вышла на новый качественный уровень. Он двигался в сторону реализма, постигая законы перспективы и разбираясь в анатомическом строении человека.
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1490. Галерея Академии, Венеция.
Идеальные пропорции он изобразил в рисунке «Витрувианский человек». Сегодня он считается одновременно и художественным шедевром, и научным трудом.
Самая же узнаваемая работа гения – «Мона Лиза».
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519. Лувр, Париж.
Здесь мы можем увидеть главное достижение Леонардо в живописи. Сфумато, то есть размытую линию и наложенные тени в виде дымки. Отсюда такой живой образ. И ощущение, что Мона Лиза сейчас заговорит.
Сегодня имя загадочной Джоконды жестоко истреплено карикатурами и интернет-мемами. Но от этого она не стала менее прекрасной.
О работах мастера читайте в статье “5 шедевров Леонардо да Винчи”.
Также читайте о недавно найденном шедевре мастера в статье «Спаситель мира» Леонардо. 5 интересных деталей картины».
4.
А 10 лет назад ситуация вновь изменилась. Мону Лизу, которую когда-то считали самим художником в костюме, теперь принята за Лизу Герардини, жену итальянского торговца. В 2010 году буква S, возможно, обозначающая могущественную семью Сфорца, была обнаружена в левом глазу героини картины, а инициалы LV были обнаружены в ее правом глазу (обозначают авторство Леонардо да Винчи)
Под арочным мостом на заднем плане было найдено число 72, важное в еврейском мистицизме
4. Ошибка в картине «Спаситель мира»
Если вы внимательно посмотрите на картину, вы заметите, что сфера в руке Иисуса прозрачна. И это при том, что Леонардо, внимательно изучавший законы оптики, должен был знать, что фон за кристаллической сферой не может появиться фактическим образом. Фон должен быть увеличен и выглядеть не в фокусе. Он должен быть искажен. Мог ли гениальный изобретатель и анатом Да Винчи сделать такую ошибку?
2.
Однажды, Леонардо удалось сделать эскиз маркизы в профиль. Д’Эсте была настолько восхищена работой, что позже умоляла художника превратить эскиз в картину. Леонардо пообещал, что завершит работу. И одна историческая подсказка говорит нам, что Леонардо действительно выполнил обещание. В 1517 году, находясь во Франции, Леонардо продемонстрировал серию картин кардиналу Луиджи д’Арагона. Помощник священнослужителя написал: «Была одна картина маслом, изображающая некую женщину из Ломбардии».
2. Восточные корни да Винчи
Раньше о матери Леонардо было известно крайне мало. Мы знаем, что звали ее Катерина и была она крестьянкой, родившей ребенка от молодого нотариуса Пьеро Фруосино да Винчи. Вскоре после рождения ребенка Пьеро да Винчи ушел от Катерины и женился на девушке из более знатной семьи, но и о Катерине семейство да Винчи позаботилось. Собственно, точная дата рождения художника стала известной благодаря записи в дневнике его деда: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Гойя. Глубокий и смелый.
Висенте Лопес Портанья. Портрет Франсиско Гойи. 1819. Музей Прадо, Мадрид.
Гойя начал свой творческий путь с юношеской пылкостью и идеализмом. Даже стал придворным художником при испанском дворе. Но вскоре пресытился жизнью, увидев алчность мира, тупость, ханжество.
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.
Только взгляните на его групповой «Портрет королевской семьи», где Гойя даже не пытался сгладить пустые выражения лиц и отталкивающее высокомерие монаршего семейства.
Гойя создал множество полотен, отображающих его гражданскую и человеческую позицию. И мир знает его прежде всего как смелого художника-правдолюба.
Доказательством может служить просто невероятное произведение «Сатурн, пожирающий своего сына».
Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823. Музей Прадо, Мадрид.
Это хладнокровное, максимально честное толкование мифологического сюжета. Именно так должен был выглядеть спятивший Кронос. Который до смерти перепуган тем, что может быть свергнут своими детьми.
Тайная вечеря
Названный «Il Cenacolo» в Италии, «Тайная вечеря» — это фреска, показывающая последнюю трапезу Иисуса со своими учениками, которую Леонардо нарисовал в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Иисус объявил, что один из его последователей предаст его. Леонардо умело изобразил конкретную реакцию каждого человека, когда они реагируют на эту новость. Вместо того, чтобы рисовать на мокрой штукатурке, традиционной среде для большинства фресок, художник выбрал сухую стену в качестве основы, чтобы добиться большей детализации в работе. К сожалению, «Тайная вечеря» с годами получила значительный ущерб из-за факторов окружающей среды и взрывов во время Второй мировой войны. Тем не менее, она остается одной из наиболее известных и изученных картин в истории искусства.
Тайная вечеря, 1495-1498г.
Иероним Босх. Загадочный и таинственный.
Жак ле Бук. Портрет Иеронима Босха. 1550.
Полулюди-полумутанты, громадные птицы и рыбы, невиданные растения и толпы обнаженных грешников… Всё это перемешано и сплетено в многофигурные композиции.
Иероним Босх очень узнаваем. И самая известная его работа – триптих «Сад земных наслаждений».
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1505-1510. Музей Прадо, Москва.
Нет другого такого художника, который использовал бы столь много деталей для выражения идей. Каких идей? На этот счёт нет единого мнения. Босху посвящали диссертации и книги, искали толкования его персонажей, но к какому-то одному мнению так и не пришли.
У “Сада земных наслаждений” правая створка посвящена Аду. Здесь мастер ставил своей целью напугать и крестьянина, и образованного современника гнетущими видениями, ожидающими после смерти. Что ж… Босху это удалось. Даже нам чуток не по себе…
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510. Музей Прадо, Мадрид.
Но Босх эволюционировал в течение своего творческого пути. И к концу жизни многофигурные, масштабные работы сменились очень близким приближением к героям. Так что они еле влезают “в кадр”. Такова работа “Несение креста”.
Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu.
Вне зависимости от того, рассматривает Босх своих героев издалека или вблизи, его посыл один. Показать людские пороки. И достучаться до нас. Помочь нам спасти наши души.
5.
Сфера в «Спасителе мира»
5. Удивительный факт о «Тайной вечере»
Возможно ли, чтобы что-то объединяло Христа с Иудой на знаменитом полотне? Существует легенда, согласно которой один и тот же человек был образцом и для Иисуса, и для Иуды. Согласно любопытной теории, да Винчи нашел своего человека для образа Иисуса в церковном хоре, где последний служил певчим. Позже, когда картина была почти завершена, мастер искал подходящего героя для роли Иуды и наткнулся на пьяного человека, лежащего в канаве. Когда да Винчи закончил писать изображение Иуды, человек признался, что узнал картину и автора. А все потому, что он уже позировал для да Винчи в роли Иисуса.
Автопортрет Дюрера.
Сохранилось 17 автопортретов немецкого мастера Ренессанса, однако самым популярным является тот, что датирован 1500-м годом.
Лицу преданы божественные, иконографические черты. Художнику на время написания было 28 лет. В то время портреты «фас» в Европе были редкостью. В Италии их практически полностью сменили работы с поворотом головы в три четверти.
К слову, Дюрер одним из первых дал толчок к переоценке статуса художника. В то время в Германии рисунок считался ремеслом, и ставить автографы на работах было не принято. Дюрер всегда подписывал картины полным именем. Кроме того,он является первым европейским художником, написавшим автобиографию,и крупнейшим мастером ксилографии.
Где хранится: Старая пинакотека Мюнхена.
Поклонение волхвов
Незаконченная ранняя работа «Поклонение волхвов» была заказана в 1480 году монахами- августинцами из Сан Донато Скопто недалеко от Флоренции. Примечательным является наличие множества эскизов и рисунков, которые были сделаны при подготовке к этой картине. Сцена включает в себя множество людей в разных позах, окружающих Деву и младенца Иисуса. На заднем плане — разрушенный дворец и люди на лошадях, участвующие в ожесточенной битве. Несмотря на то, что «Поклонение волхвов» навсегда осталось на уровне наброска, это важная работа, раскрывающая мощь двадцатилетнего художника.
Поклонение волхвов, 1481г.
Дама с горностаем
Дама с горностаем, завершенная около 1490 года, является одним из четырех портретов женщин, написанных Леонардо. На картине написан портрет молодой Чечилии Галлерани, любовницы покровителя Леонардо, Людовико Сфорца, герцога Миланского. Галлерани показана в относительно простом платье, показывающем, что она не из знатной семьи. Значение горностая с белым покрытием, похожего на ласку, обсуждалось довольно долго. Возможно, животное представляет чистоту, так как считалось, что горностай никогда не испачкает свою белую шкурку ни при каких обстоятельствах.
Дама с горностаем, 1489-1490г.
Подведем итог
На свете жили тысячи художников. Но лишь единицы смогли стать знаменитыми настолько, что их знает почти каждый житель Земли.
Кто-то из них жил 500 лет назад, как Леонардо, Рафаэль и Босх. А кто-то творил в XX веке, как Пикассо и Дали.
Что их всех объединяет? Они все, каждый по-своему, меняли то время, в котором жили. Как сказал искусствовед Александр Степанов, лишь посредственный художник живет в ногу со своим временем.
Ждём следующего гения такого же масштаба. Может, он уже творит прямо сейчас. Джефф Кунс? Недаром его Надувная Собака была не так давно размещена в Версале. А может, Дэмьен Херст? Или дуэт художников Recycle group? Как думаете?..
Джефф Кунс. “Надувная собачка” на выставке в Версале в 2008 г. Buro247.ru.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.