Леонардо да винчи. загадки гения — чарльз николл (2004)

RAH-66 «Команч»

Перспективный самолет будущего так и не был завершен. /Фото: bol.com

Данный проект был одним из самых дорогостоящих и знаменитых из тех, что так и не были завершены. Самолет RAH-66 «Команч» предполагалось сделать вертолётом-разведчиком нового поколения, который должен был объединять в себе применение стелс-технологии и инновационное цифровое оборудование.

На разработку столь многообещающего проекта были потрачены колоссальные деньги — около 7 миллиардов долларов. Однако даже такие финансовые вливания не спасли самолет будущего от закрытия в 2004 году в связи с тем. Причем интересно, что причиной стало прекращение финансирования, а банальная нецелесообразность подобной разработки: к середине 2000-х годов стало окончательно ясно, что для сбора информации проще использовать беспилотные летательные аппараты, а не разрабатывать отдельный агрегат.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.

Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.

Картина «Мадонна в гроте»

Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.

Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей. 

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.

Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Интересные факты из жизни Леонардо да Винчи

В раннем детстве мальчика разлучили с матерью-крестьянкой. Леонардо забрал отец-нотариус на воспитание. Как незаконнорожденный, мальчик не носил фамилии в нынешнем понимании данного слова. «Да Винчи» всего лишь означало, что родился будущий изобретатель в городе с таким названием.

В 1466 году в возрасте 14 лет юный художник приехал во Флоренцию − интеллектуальный центр всей Италии и нанялся подмастерьем в мастерскую Верроккьо. Изучал премудрости черчения, химии, металлургии, работу с такими материалами как: металл, гипс, кожа. Одновременно с ним проходили обучение такие ныне известные личности, как: Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло. А через 6 лет Леонардо стал квалифицированным мастером.

Левша от рождения, да Винчиписал особым образом писал, используя «зеркальное отражение». Самые первые записи талантливого ученого практически невозможно прочесть. Более того, Леонардо писал, прибегая к слуховому методу, то есть мог соединить сразу несколько слов в одно или же, наоборот, разделить одно на слоги. Благодаря такой особенности, многие труды ученного до сих пор не расшифрованы.

По мнению историков и исследователей жизни знаменитого итальянца, Леонардо да Винчи не употреблял мяса. Такие выводы сделали на основе некоторых высказываний самого ученого. У художника было много увлечений, даже кулинария и искусство сервирования. Долгое время занимал пост распорядителя придворных пиров, облегчил труд поварам, изобретя особые кулинарные приспособления.

Леонардо да Винчи не любил спешки, не торопился заканчивать произведения и никогда не исправлял. Например, если картина повреждалась, да Винчи даже не пытался восстановить полотно, тем самым позволяя течению жизни вмешиваться и вносить коррективы.

Boeing YAL-1

Самолет, который должен был сбивать противника лазером. /Фото: medium.com

Boeing YAL-1 — это концепт экспериментального боевого самолёта, которых должен был уничтожать вражеские объекты, в том числе баллистические ракеты, используя мощный химический (бортовой) лазер. Первые упоминания о подобной программе датируются еще концом восьмидесятых, однако первые реальные результаты были получены в 2002 году, когда был собран, оставшийся единственным, опытный образец самолета с необычной возможностью уничтожения вражеского оружия и техники.

Главным плюсом данной системы была возможность ликвидации стартующих баллистических и крылатых ракет с ядерной боевой частью еще на начальном участке траектории полета. Однако даже эта многообещающая технология оказалась беззащитна перед банальным сокращением военного бюджета США. Именно по этой причине в 2001 году проект был закрыт, а еще три года спустя единственный образец Boeing YAL-1 утилизировали.

Леонардо да Винчи. Загадки гения — Чарльз Николл читать онлайн бесплатно полную версию книги

1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253545556575859606162636465666768697071727374757677787980818283848586878889909192939495Перейти

Charles Nicholl

LEONARDO DA VINCI

Flights of the Mind

Charles Nicholl, 2004

Новикова Т., перевод на русский язык, 2006

Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016

КоЛибри

* * *

Леонардо был выдающимся человеком, но его жизнь постоянно пересекалась с самыми обычными людьми. И в этих точках пересечения биограф – посланец мира обычных людей – может войти в контакт с гением. Можно долго изучать сложнейшие, величайшие картины, те, что делали Леонардо столь великим, но есть такие моменты, когда гения можно ощутить обычным человеком, таким же, как все мы.

Я попытался показать Леонардо реальным человеком, жившим в реальном времени и любившим обычный горячий суп. История его жизни – всего лишь еще один способ постичь его неоспоримое и загадочное величие, величие художника, ученого и философа.

Вселенский гений, человек эпохи Возрождения – все это те «огромнейшие» тени из загадки Леонардо. Это не иллюзия, это всего лишь результат определенной точки зрения. И чем больше приближаешься к человеку, отбрасывающему такую тень, тем более интересным он становится.

Чарльз Николл

Великолепная и всеохватывающая биография.

Питер Акройд

Остроумная, проникновенная и вызывающе романтичная… Книга Чарльза Николла не просто восхитительна – она написана в духе работ Леонардо.

The New York Times Book Review

Мастерски сплетенная, тщательно проработанная, увлекательная биография великого мастера Возрождения.

The Washington Post

От автора

Сначала поговорим о деньгах и мерах измерения. Читателю нелегко будет разобраться в валюте эпохи Ренессанса. Имперская лира делилась на 20 сольди по 12 динаров каждый. Однако в каждом регионе были в ходу свои деньги: флорины, дукаты, скуди и т. п. В тот период, о котором рассказывается в этой книге, флорентийский флорин и венецианский дукат стоили примерно четыре лиры. Это три основные валюты, которыми пользовался Леонардо да Винчи.

Чтобы вы получили представление о том, сколько стоили деньги, скажу, что в конце XV века в Милане на одну лиру можно было купить месячный запас хлеба на семью из четырех человек, или 12 фунтов телятины, или 20 бутылок местного вина, или 2,5 фунта свечного воска, или фунт такого деликатеса, как сахар.

В 90-х годах XV века Леонардо приобрел 600-страничную книгу по математике за шесть лир и серый плащ с зеленой бархатной подкладкой за 15 лир. Хороший конь стоил 40 дукатов или 160 лир. Во Флоренции строительный рабочий зарабатывал два флорина в месяц, старший служитель Синьории – 11 флоринов. Строительство домов Медичи и Строцци обошлось в 30 000 флоринов. Для исчисления налогов Козимо Медичи заявил имущества на 100 000 флоринов и, надо полагать, значительно преуменьшил свое богатство.

Основная мера длины, используемая Леонардо, – браччио, то есть локоть. По одному из предположений, флорентийский браччио составлял 55,1 см, а миланский – 59,4 см. Однако некоторые вычисления в записных книжках Леонардо показывают, что у него браччио составлял 61,2 см. Для удобства я округлил эту меру до двух футов, то есть до 60 см. Расстояния Леонардо измерял милями и тысячами шагов.

Основной мерой объема сыпучих тел был стайо, или бушель. Удивительно, но в Италии эта мера использовалась и для измерения земельных площадей. Стайо земли – это площадь, с которой можно было собрать один стайо ячменя в год. Судя по сохранившимся арендным соглашениям (арендная плата в те времена платилась в натуральном выражении), эта площадь составляла примерно половину акра, то есть около 2000 квадратных метров.

Похожие книги

Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря» Росс Кинг

История целибата Элизабет Эбботт

Как побеждать. 8 ритуалов успеха в жизни и бизнесе от монаха, который продал свой «Феррари» Шарма Робин С.

Секрет Берн Ронда

Основы миропонимания Новой Эпохи Клизовский Александр Иванович

Тайна Леонардо Воронин Андрей Николаевич

Иисус и Иуда

Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Интересные данные

  • Многие историки считают, что живопись представляет Евхаристию (причастие), потому что Иисус Христос показывает обеими руками стол с хлебом и вином. Однако есть и альтернативная версия. Мы поговорим о ней позже…
  • Многие слышали, что самым сложным для да Винчи было создание образов Иисуса и Иуды Искариота. Изначально художник планировал идеализировать их, чтобы они представляли добро и зло, и долгое время он не мог найти людей, которые могли бы послужить образцом для создания его шедевра.

Однажды в церкви учитель увидел молодого человека в хоре. Он выглядел настолько чистым и полным духа, что не было никаких сомнений: он наконец нашел воплощение Иисуса для своей «последней вечери».

Обнаружены носорогие драконы, которых не видели более 100 лет

Вкусно и просто: у подруги научилась готовить куриные голени в йогурте с имбирем

14-летний парнишка построил для младшей сестренки уникальный домик (фото)

Последним персонажем, прототипом которого художник еще не смог найти, был Иуда. Художник бродил часами по узким улочкам города в поисках подходящей модели. Наконец, после 3 лет поисков, его посетила удача.

В канаве лежал пьяный, давно достигший края общества. Художник приказал пьяному прийти в его мастерскую.

Когда изображение Иуды было завершено, пьяница подошел к картине, взглянул на нее и сделал признание, что видел ее где-то раньше. Перед лицом замешательства автора он сказал, что еще пару лет назад он был совсем другим человеком — пел в церковном хоре, и его жизнь была праведной. Именно в то время к нему обратился художник и предложил стать образцом для Христа.

То есть, согласно гипотезе историков, для прототипов Иисуса и Иуды служил один и тот же человек. Это своего рода метафора, показывающая нам, что добро и зло часто идут рука об руку, и грань между ними является очень тонкой.

Наиболее спорным мнением об известной работе является то, что по правую руку от Иисуса Христа сидит не человек, а сама Мария Магдалина. Ее местонахождение указывает на то, что это была законная жена Иисуса. Силуэты Марии Магдалины и Иисуса образуют букву М, то есть «брак».

Как считают некоторые ученые, необычно расположены ученики в росписи не случайно. По их словам, Леонардо да Винчи расставил их по знакам зодиака. Иисус находится под знаком Козерога, а его возлюбленная Мария Магдалина — под знаком Девы.

В период Второй мировой войны, в результате падения снаряда, здание церкви было почти полностью разрушено… за исключением стен, которые служили опорой для фрески.

До этого, в 1566 году, местными монахами была сделана дверь на стене «Тайной вечери», которая «порезала» ноги персонажам фрески. Позже на голову Спасителя повесили щит Милана. Более того, в конце XVII века трапезная была преобразована в конюшню.

Не менее интересны мысли ценителей искусства о продуктах, которые выставлены на стол. Например, около Иуды Леонардо нарисовал перевернутую солонку (инцидент, который во все времена в истории считался плохим предзнаменованием), а также пустую тарелку.

Предполагается, что апостол Фаддей, сидящий спиной ко Христу, является не более, чем автопортретом самого да Винчи. И, учитывая характер художника в сочетании с его атеистическими идеями, эта гипотеза более чем вероятна.

Автомобиль-вертолёт

Один из проектов летающего автомобиля. /Фото: reddit.com

И до Второй мировой войны, и во время нее инженеры пытались создать такое оружие или военную технику, чьи способности и характеристики кажутся впечатляющими даже сейчас. Одним из таких откровенно странных проектов можно смело назвать разработку нового летательного аппарата в виде гибрида вертолета и автомобиля.

Подобную машину решили спроектировать военные инженеры британской армии. В конечном итоге у них получился агрегат, который представлял собой внедорожник, оснащенный хвостом и несущим винтом от вертолёта. Поразительно, но эта машина действительно неплохо летала. Однако крест на развитии необычного концепта поставила банальная практичность: быстро стало ясно, что транспортировка наземной техники осуществляется немного проще посредством самолётов, нежели путем создания десятков и сотен гибридов.

Магдалина или Иоанн?

Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины). 

Expeditionary Fighting Vehicle (EFV)

Боевая машина Expeditionary Fighting Vehicle. /Фото: naked-science.ru

Еще одна амбициозная задумка, однако теперь в виде одного образца техники. Проект Expeditionary Fighting Vehicle должен был подарить американской армии инновационную амфибийную боевую машину, удовлетворяющую нужды морских пехотинцев США. На первых порах, EFV была довольно перспективной: в ней объединились немалая боевая мощь, хорошая защита и приличная скорость.

Однако на этапе испытаний был выявлен ряд недостатков, которые фактически поставили крест на массовом производстве EFV. Так, например, машина никак не могла разогнаться до максимальной скорости на воде, ее силовая установка оказалась весьма капризной. Кроме того, морских пехотинцев откровенно оттолкнула цена амфибии – около 25 млн долларов за единицу. Даже сам концепт EFV подвергся критике, ведь к тому времени противокорабельные средства были достаточно эффективными, и защита машины оказывалась перед ними уязвимой.

Леонардо да Винчи. Загадки гения — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Леонардо да Винчи. Загадки гения», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

928

О смешении фактов и вымысле в пьесе Уэбстера, см.: Banks 2002, xvii-xxii.

929

Письмо Томаса Спинелли кардиналу Уолси, июль 1517, в книге Banks 2002, 186–187.

930

Beads 1979, 131–134. Оригинал дневника хранится в Национальной библиотеке в Неаполе, X. F.28.

931

Замечания Пачьоли о зеркальной манере письма Леонардо (см. примечания к части I, сноска 79) были сделаны ранее 1517 года, но никогда не публиковались. Об особенности почерка Леонардо знали в Риме, где жил кардинал, поэтому еще более удивительно то, что Беатис об этом не пишет.

932

Надпись была сделана, вероятно, в XVI веке, в попытке имитировать почерк Леонардо. См.: Richter 1970, 2.343n, Popham 1946, 154. Линия плеч: Pedretti 1992, 36.

933

RL 11581. Kemp 1989, 153; Данте «Чистилище», песнь 28, 52ff.

934

СА 582r; 583r/217v-c, v-b; 209r/76v-b.

935

Из Роморантена в Амбуаз: СА 920r/336v-b. Реквизиция лошадей: СА 476r/174r-b, v-c.

936

Письма Стацио Гадио и Луиджи Гонзага, май 1518, Beltrami 1919, docs. 240, 242.

937

Solmi 1976, 621–626; Vecce 1998, 338.

938

Наездник: RL 12574 (с рисунком). Охотник: RL 12575. Мужчина в женской одежде: RL 11577. Узник: RL 11573 (с рисунком). О рисунках Леонардо позднего периода см.: Ames-Lewis 2002.

939

Shell and Sironi 1992, doc. 39. Он занял 500 лир: приличная сумма наличных. Годовой доход (французские деньги плюс рента за дом на винограднике) составлял примерно 320 лир в год. Вероятно, картины Салаи пользовались спросом.

940

Письмо Галеаццо Висконти к Гонзага, Beltrami 1919, doc. 140.

941

СА 673r/249r-b; 803r/294r-a.

942

R 1566. Оригинал завещания в XVIII веке хранился в семействе Винчи. Завещание было опубликовано Аморетти (1804, 121) по транскрипции, сделанной в 70-х годах XVIII века Винченцо де Пагаве.

943

Shell and Sironi 1992, 114 и doc. 41. Совершенно загадочные сделки упоминаются в документе, согласно которому «мессир Салай» получил более 6000 лир за некие «расписные доски», предоставленные королю Франциску (Jestaz 1999, 69). Возможно, речь идет о картинах Леонардо, присвоенных Салаи, хотя по завещанию Леонардо оставил их Мельци. После смерти Леонардо Салаи жил в Милане, в доме на винограднике. 14 июня 1523 года он женился на Бьянке Кальдироли, получив приличное приданое в 1700 лир. 15 января 1524 года Салаи умер «ех sclopeto» (то есть от ран). Смерть Салаи в возрасте сорока четырех лет была насильственной.

944

Аноним Гаддиано в начале 40-х годов XVI века пишет о некоторых деталях завещания. По-видимому, об этом ему рассказал один из сводных братьев Леонардо, поскольку он добавляет: «Он оставил 400 дукатов своим братьям, положив их на счет в Спедале ди Санта-Мария-Нуова, но после его смерти они обнаружили там только 300 дукатов». В действительности братья Леонардо в 1520–1521 годах сняли со счета 325 флоринов (Uzielli i87z, nos. 28–31).

945

«О, спящий»: СА 207v/76v-a, лист датирован 23 апреля 1490 года. «Каждая боль»: Н2, 33v, R 1164. «Душа хочет»: СА 166r/59r-b, R 1142.

946

RL 19001r (Anatomical MS А, 2r).

947

В своей книге «Rime» (Milan, 1587), 93, Ломаццо пишет о том, что король не присутствовал у смертного одра Леонардо: «Pianse mesto Francesco re di Franza / quando il Melzi che morto era gli dissi / Il Vinci» («Его величество Франциск, король Франции, плакал, когда Мельци сообщил ему, что Винчи умер»). Это свидетельство могло исходить от самого Мельци. Однако в других книгах («Sogni», «Idea del Tempio») (Lomazzo 1973, 1.109, 293) он придерживается той же версии событий, что и Вазари.

948

Uzielli 1872, no. 2.6. Завещание и оригинал письма Мельци были переписаны в Винчи в XVIII веке, но после этого исчезли.

949

A. Houssaye, «Histoire de Léonard de Vinci» (Paris, 1869), 311–319.

Тайная вечеря — история создания, мифы и легенды

В 1495 году Леонардо да Винчи приступил к созданию фрески «Тайная вечеря», на которой изображалась последняя совместная трапеза Христа и апостолов, где Иисус сообщил, что среди них есть предатель. Герцог Людовик Сфорца закал художнику роспись трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. К сожалению, сведения о точной дате начала работ по росписи утрачены. Настоящее название росписи – «Ultima cena», в переводе с итальянского означает «Последний ужин». Закончена работа над картиной в 1498 году.

При написании «Тайной вечери» мастер использовал особую технику росписи. При создании фресок обычно стены покрывали влажной штукатуркой, но художник писал по сухой поверхности. Так что, назвать «Тайную вечерю» фреской в полном смысле этого слова нельзя.

Все 12 апостолов условно разделены на группы по три человека. В росписи есть и другие признаки, указывающие на число 3. Например, контур фигуры самого Иисуса напоминает треугольник, а позади располагается 3 окна. Специалисты и знатоки утверждают − это скрытая отсылка к Новому Завету.

Образ предателя Христа списан с оборванца, которого ученики художника нашли валявшимся в канаве. Пьяного и грязного, мужчину приволокли в монастырь и Леонардо тут же принялся за работу. Когда же образ был перенесен на стену, выяснилось, что именно с этого человека за 3 года до этого писали изображение Иисуса.

Некоторые эксперты считают, что на фреске присутствует и портрет самого художника. Образ апостола Фаддея (вторая фигура справа) внешне схож с Леонардо.

Секреты и загадки картины

Лишняя рука. Если присмотреться, то на фреске среди апостолов справа от Христа изображена рука с ножом (или кинжалом) и создается впечатление, что она никому не принадлежит. Искусствоведы после долгих споров пришли к заключению, что рука принадлежит апостолу Петру, славящемуся вспыльчивым нравом, просто вывернута неестественным образом. Однако, существует и другая теория. Якобы рука действительно не принадлежит никому из присутствовавших на той трапезе людей, и Леонардо изобразил таким образом некую угрозу, нависшую над миром;

Закончил роспись художник в 1498 году. К сожалению, оригинал «Тайной вечери» Леонардо да Винчи сохранился не полностью. Произведение многократно подвергалось вандализму, влиянию влаги, неаккуратным попыткам сохранить, восстановить и перевезти картину в безопасное место. Во Вторую мировую войну монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, где хранится «Тайная вечеря», попал под авиа налет и пострадал от бомб. Картина пережила более 6 реставраций, самая глобальная из которых началась в 1978 году и длилась 21 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector