Леонардо да винчи — сообщение доклад

Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.

Салаи считают любовником да Винчи

К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» — это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.

Натурщики картин «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель» похожи

К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.

Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

БИТВА ПРИ АНГИАРИ

В 1503 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции — на сюжет состоявшейся в 1440 году бытвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану.

В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску «Битва при Кашине», посвящённую победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счёте, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашённый в 1505 году в Рим папой Юлием II, также прикратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.

Ранние работы

В возрасте 20 лет, да Винчи квалификацию для членства в качестве главного художника во Флоренции и Гильдии Святого Луки и основал свою собственную мастерскую. Тем не менее, он продолжал сотрудничать с дель Верроккьо еще в течение пяти лет.

Считается, что дель Верроккьо закончил Крещение Христа около 1475 с помощью своего ученика, который нарисовал часть фона и молодого ангела, держащего одежду Иисуса.

По Житию Сиятельнейших художников, скульпторы и архитекторов, написанных около 1550 художника Джорджо Вазари дель Верроккьо был настолько унижен вышестоящим талантом своего ученика, что он никогда не подобрал кисть снова. (Большинство ученых, однако, уволить Вазари счет в апокрифических)

В 1478 году, после ухода дель Верроккьо студии, да Винчи получил свою первую независимую комиссию для запрестольный жить в часовне внутри Флоренции и Палаццо Веккьо.

Три года спустя августинцев монахов во Флоренции и San Donato Scopeto поручил ему рисовать и Поклонение волхвов . . Молодой художник, однако, было бы покинуть город и оставить обе комиссии никогда не выполняя их.

Последние года

Леонардо вернулся в Милан в 1506 году, чтобы работать на самых французских правителей, постигшей город семь лет назад, и заставил его бежать.

Среди студентов, которые присоединились к его студии был молодой аристократ миланцев Франческо Мельци, который стал бы да Винчи ближайший компаньон для остальной части его жизни. Он сделал небольшую картину во время своего второго пребывания в Милане, однако, и большую часть времени была посвящена вместо научных исследований.

В условиях политической борьбы и временного изгнания французов из Милана, да Винчи покинул город и переехал в Рим в 1513 году вместе с Салаи, Мельци и двух помощников студии. Джулиано де Медичи, брат недавно установленный папа Лев  и сын его бывшего патрона, дал да Винчи ежемесячную стипендию вместе с набором номера в его резиденции в Ватикане.

Его новый патрон, однако, также дал да Винчи мало работы. Не имея большие комиссии, он посвятил большую часть своего времени в Риме математических исследований и научные исследования.

После того, как присутствуя на 1515 встрече между Францией и королем Франциском I и папой Львом X в Болонье, новый французский монарх предложил да Винчи звание и Премьер Painter и инженер и архитектор Король .

Наряду с Мельци, да Винчи не отправился во Францию, чтобы никогда не вернуться. Он жил в Шато-де-Cloux у короля летнего дворца вдоль реки Луары в Амбуазе. Как и в Риме, да Винчи сделал небольшую картину во время своего пребывания во Франции. Одна из последних его работ в эксплуатации был механическим львом, который может ходить и открыть сундук, чтобы раскрыть букет из лилий.

Возвращение во Флоренцию

В 1498 году на французский престол взошёл Людовик XII герцог Орлеанский – давний враг Моро, претендовавший на владение Миланом. Все прежние друзья отвернулись от миланского герцога, и ему предстояло в одиночку противостоять французской армии. В городе начались погромы, и Леонардо решил бежать вместе со своим другом – математиком Лукой пачоли – и лучшим учеником – Салаи. В 1500 году все трое прибыли во Флоренцию.

Привыкший к роскоши миланского двора Леонардо по возвращению в город своей юности оказался в нищенском положении. Однако его громкое имя привлекало множество заказчиков. Он взялся за работу для монахов-сервитов, которые желали получить алтарное изображение святой Анны, и переехал в их монастырь, где получил всё необходимое для достойной жизни. Леонардо сильно затягивал работу, но после того как монахи на него надавили быстро закончил набросок, где изобразил рядом Анну, Деву Марию и Христа. Рисунок всем очень понравился, но, как обычно, чистовой вариант так и не был закончен, продолжать работу Леонардо пришлось другим художникам.

Кроме картона со святой Анной, во время второго флорентийского периода Леонардо не создал больше ни одной живописной работы и погрузился в изучение математики. Художник скучал по жизни пышного придворного двора, поэтому в 1502 году он, не задумываясь, принял предложение поступить на службу к Чезаре Борджиа – незаконному сыну Папы Римского, — задумавшему объединить Италию под властью римского престола. Несмотря на то, что Борджиа предлагал Леонардо наиболее интересную для него работу: строительство каналов, крепостей и военных укреплений, уже в 1503 году художник предпочёл покинуть службу. Чезаре Борджиа находился в самом центре политических потрясений и жил военными походами и интригами, такой беспокойный образ жизни оказался не по душе Леонардо. Художник снова вернулся во Флоренцию и был вынужден зарабатывать на жизнь при помощи кисти. В этот период были созданы:

  • «Битва при Ангиари» (набросок для фрески, не был перенесён на стену из-за особенностей красок и покрытия);
  • «Джоконда».

Хотя Леонардо почти перестал интересоваться живописью, над «Джокондой» он работал очень долго и тщательно. По-видимому, он хотел добиться особой выразительности и правдоподобности портрета. К сожалению, из-за экспериментов Леонардо с красками полотно быстро потускнело, но выражение лица девушки осталось таким же живым и многозначительным.

НА КРЫЛЬЯХ ВДОХНОВЕНИЯ

Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.

Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной личностью в истории человечества». Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за эту широту художнику приходилось платить. Неуёмный, пытливый ум то и дело заставлял его бросать начатую работу, чтобы полностью отдаться другой, только что захватившей его идее. Эта особенность Леонардо была подмечена ещё современниками, и его биограф XVI века Джорджо Вазари писал, что Леонардо «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое».

Детство и юность

Будущий мастер появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье небольшого итальянского городка Винчи. Его отцом был молодой нотариус – Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка Катерина. Молодые люди не состояли в браке, поэтому Леонардо был незаконнорожденным. Впрочем, в те времена итальянцы очень спокойно относились к детям, рождённым вне брака, и наделяли их такими же правами, как и законных наследников. «да Винчи» (в переводе с итальянского «из Винчи») нельзя назвать фамилией в полном смысле этого слова. Это прозвище указывало на происхождение семьи Леонардо, поскольку в Винчи находилось их родовое имение.

Пьеро да Винчи очень скоро женился на девушке из знатной и богатой семьи, а Катерину выдал замуж за одного из местных горцев. Через три года он забрал сына в свой дом и передал на воспитание жене и своим родителям. В доме отца Леонардо все полюбили, поэтому его детство было спокойным и умиротворённым. Однако когда Леонардо был подростком его мачеха, заменившая мальчику родную мать, и дед скончались.

Активный и честолюбивый Пьеро, которому наскучила провинция, решил перебраться вместе с сыном во Флоренцию. На тот момент Флоренция была богатым и роскошным городом, где правила могущественная семья Медичи. Оплотом их власти были деньги и авторитет. Как раз незадолго до прибытия Пьеро и Леонардо главой Флоренции стал Лоренцо Медичи – покровитель наук и искусств.

Во Флоренции Пьеро нашёл себе новую жену, а Леонардо стал обучаться наукам и искусствам, как и подобало юноше из достойной семьи. С первых лет жизни мальчик много рисовал, и однажды Пьеро решил показать несколько работ сына своему приятелю – Андреа Верроккьо – известному флорентийскому художнику и скульптору. Верроккьо был поражён талантом юного Леонардо и пригласил его в свою мастерскую.

Нужно заметить, что итальянская художественная мастерская (боттега) эпохи Возрождения была местом, где юноши не только обучались художественным приёмам, но и постигали основы точных и естественных наук. Художники того времени уже были знакомы с понятиями сечения и перспективы. Для успешной работы живописец (а уж тем более, скульптор или архитектор) должен был изучить основы геометрии, оптики, механики, физики и химии. К тому же, именно во Флоренции возникло движение гуманистов, после охватившее почти всю Европу. Гуманисты интересовались естественными науками, античной и национальной культурой и отвергали сухую средневековую схоластическую традицию, установившуюся в науке. Флорентийские художники – Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Бруни и многие другие – были одними из флагманов этого прогрессивного движения. Поэтому Леонардо оказался в творческой среде наиболее образованных и широко мыслящих людей своего времени.

Уже в годы своего ученичества Леонардо продемонстрировал превосходство над учителем. Верроккьо получил заказ на полотно, изображающее крещение Христа. В углу картины он решил поместить фигуры двух ангелов: одного он нарисовал сам, а второго – поручил Леонардо. В итоге, ангел ученика вышел намного живее и красивее, чем ангел самого Верроккьо.

Жизнь Леонардо в Милане

В 1481 году миланский герцог Лодовико Сфорца (по прозвищу Моро) решил поставить конный памятник своему отцу. В те времена знатные люди, ищущие поэтов, скульпторов или художников, как правило, обращались к флорентийским правителям. Так поступил и Моро. Лоренцо Медичи решил отправить в Милан Леонардо.

Герцог Моро, впрочем, больше интересовался не искусством, а военной техникой. Поэтому он заранее поинтересовался, знаком ли Леонардо с инженерным делом. В ответ герцог получил письмо, где художник сообщал, что умеет проектировать мосты, суда и подземные ходы, отливать пушки, создавать колесницы и многое другое. Это можно считать правдой: у Леонардо было множество технических замыслов и чертежей, которые сохранились в его архивах.

Однако при дворе Моро он реализовал не так уж и много. Леонардо было поручено укрепить родовой замок Сфорца и достроить Миланский собор. По своему обыкновению, Леонардо разработал грандиозные планы, много работал над чертежами, но быстро забросил оба проекта. Вместо изготовления военных машин и промышленных станков Леонардо всё больше занимался мелкими поручениями: росписью мебели, строительством свадебных беседок и тому подобным. Что же касается пресловутой статуи герцога миланского, ради которой Моро и вызвал Леонардо из Флоренции, то она была заброшена на много лет. Лишь в 1491 году Леонардо представил публике глиняную модель памятника. Впрочем, в бронзе она так и не была отлита, а сама заготовка погибла в 1499 году, когда в Милан вошли французские солдаты.

Впрочем, пребывание Леонардо в Милане всё же было ознаменовано появлением нескольких крупных и, безусловно, заслуживающих внимания работ:

  • «Мадонна в гроте»;
  • «Дама с горностаем»;
  • «Прекрасная Ферроньера» (возможно, принадлежит кисти кого-то из учеников Леонардо);
  • «Мадонна Литта»;
  • фреска «Тайная вечеря».

Кроме того, в Милане появилось множество набросков и чертежей. В том числе, знаменитый «Витрувианский человек» и проект летательного аппарата. Параллельно Леонардо занялся филологическими изысканиями: попытался составить толковый словарь итальянского языка и латино-итальянский словарь, но, как обычно, забросил эту работу.

Биография

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Сообщение Леонардо да Винчи доклад

Леонардо да Винчи посчастливилось стать одним из самых выдающихся людей эпохи Возрождения. Этот человек был замечательным скульптором, живописцем, архитектором, но самое главное – он был удивительным изобретателем и ученым. Будущий великий гений родился в небольшом поселке в 1452 году. Его мать и отец не состояли в браке, так как были из разных социальных кругов. Отец работал нотариусом, и жил достаточно хорошо. А мама была просто обычной крестьянкой. Некоторое время маленький Леонардо жил с матерью, после его к себе забрал отец, и мальчик воспитывался в семье состоятельного нотариуса. Юноша увлекался многими вещами, он любил открывать новое, познавать неизведанное. Да Винчи приходит идея поступить в помощники к одному флорентийскому художнику. И он воплощает эту идею в жизнь. Уже через 10 лет Леонардо присваивают квалификацию мастера. Все свое свободное время молодой Леонардо посвящает только написанию картин. Именно это и стало началом его творческого пути.

Из-за того, что Леонардо был внебрачным сыном влиятельного человека и крестьянки, в жизни ему было очень трудно. Он всего добывался самостоятельно, многие осуждали и не поддерживали его начинания. Стоит заметить, что время, в которое он жил, не слишком признавало его. Во Флоренции его ценили за музыкальные способности, и умение изготавливать интересные музыкальные инструменты. В Милане его воспринимали как пробивного инженера и человека, умеющего создать праздник. Несомненно, нам Леонардо да Винчи известен сначала как художник, но он все же считал себя ученым, а потом уже скульптором и художником. Хоть в живописи он работал не долгое время, все же его вклад играл важную роль для будущих поколений. Именно да Винчи была создана новая живописная техника, он первым показал рассеяние света в воздухе, перенеся это на холст. 

Леонардо да Винчи был не менее выдающимся конструктором. Он создал на то время удивительные проекты, многие из которых были воплощены в жизнь только в следующих столетиях. Он словно опередил свое время. Да Винчи очень увлекался полетами, он изучал птиц, парящих в воздухе, и хотел создать такой аппарат, который будет парить как те птицы. Таким образом, Леонардо создал идею об аэроплане. Так же он составил схему будущего телескопа. Многие полагают, что именно да Винчи разработал схемы многих изобретений, таких как велосипед, парашют и даже прожектор.

Леонардо да Винчи был талантливым человеком, он был талантливым во всем. Кроме живописи и проектирования, его интересовало строение человека. За свою жизнь он сделал много заметок и описаний тела человека. Он проводил вскрытия не только животных, но и людей. Современные специалисты считают, что для того времени описания да Винчи были слишком подробны и точны. Все свои увлечения и навыки Леонардо да Винчи подробно описывал в дневнике, который не переставал вести. А увлекался он, как известно, многими вещами. 

В своем творчестве он всегда отыскивал новые решения возникающих проблем. Почти всегда Леонардо находился в каком-то творческом поиске. Старался экспериментировать с оттенками цвета и даже соединениями красок. Самой ранней работой творца стала картина «Мадонна с цветком». Картина отчетливо описывает всю прелесть радости и любви материнства. Все контуры переданы четко и правильно. Вершиной творчества Леонардо да Винчи стала фреска «Тайная вечеря». Данный шедевр поражает не только сюжетом, но и точностью, переданной автором. Еще одна не менее знаменитая картина, которая оставила след в творчестве да Винчи, стал портрет «Джоконда». Даже сегодня это удивительно редкий шедевр искусства.

Леонардо да Винчи всегда останется гением своей эпохи, да собственно говоря, не только своей. Второго такого выдающего человека мир больше не знал. Ему трудно приходилось, многие свои проекты да Винчи создавать годами, он не спешил, и никуда не торопился. Ушел из жизни выдающийся человек 2 мая 1519 года. Но его творения были признаны и запечатлены, как лучшие из лучших, особенно для того времени.

4, 7, 8 класс по истории, кратко

Летающая машина

Всегда человек впереди своего времени, да Винчи появился пророчить будущее с его эскизами устройств, которые напоминают современную велосипед и тип вертолета.

Возможно, его наиболее известное изобретение представляет собой летательный аппарат, который основан на физиологии летучей мыши. Эти и другие изыскания в механике полета можно найти в да Винчи Кодекс о полете птиц, изучение птиц аэронавтики, который он начал в 1505 году.

Как и многие лидеры гуманизма эпохи Возрождения, Да Винчи не видел разрыв между наукой и искусством. Он рассматривал два, как переплетенные дисциплины, а не отдельных из них. Он считал, изучая науку сделал его лучшим художником.

В 1502 и 1503, Да Винчи также некоторое время работал во Флоренции в качестве военного инженера Чезаре Борджиа, внебрачный сын папы Александра VI и командиром папской армии. Он путешествовал за пределы Флоренции обозревать военные проекты строительства и схематические планы городов и топографические карты.

Он разработал планы, возможно, с отмеченным дипломат Никколо Макиавелли, чтобы отвлечь реки Арно от конкурирующей Пизе, чтобы отрицать его военного времени доступа противника к морю.

ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета — «Портрет музыканта», 1490—1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.

Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины — в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector