Илон маск: история успехов и поражений гения современности
Содержание:
- Карьера
- Tesla, Hyperloop One, SolarCity и SpaceX – Илон Маск готов осуществить мечты миллионов
- Илон Маск: биография
- Достижения
- Начало карьеры
- Создание SpaceX
- Личная жизнь Илона Маска, имя сына, жена
- Создатель игровых консолей Илон Маск
- Прототип «Железного человека»
- Porsche 911 Turbo 2012-го
- Audi Q7 2010-го
- Илон Маск: детство, ранняя биография
Карьера
Свой первый стартап Zip2 Илон Маск разрабатывает и запускает совместно с братом Кимбелом в 1995 году, используя при этом отцовские деньги в сумме 28 тысяч долларов. Через 4 года продает компанию и получает 22 млн долларов.
В 1999 году Маск создает X.com — онлайн-банк, конкурируя за клиентов с другой банковской системой — Confinity. В 2000 году происходит слияние указанных банкингов и основание PayPal — компании, специализирующейся на электронных переводах.
За ее продажу интернет-аукциону eBay в 2002 году основатель получил 180 млн долларов.
В мае 2002 года предприниматель основывает свою третью компанию Space X, являющуюся частным разработчиком ракет-носителей и оператором космических систем, а в 2004 году инвестирует средства в Tesla:
- Запуск первой ракеты в 2006 году финиширует ее взрывом, но несмотря на это Илон получает контракты NASA на доставку грузов к МКС и разработку Falcon 9.
- В 2007 году запуск ракеты заканчивается по-прежнему неудачно, а в 2008 году даже уничтожаются 4 спутника NASA.
- Тем временем происходит выпуск и продажа первых электромобилей Tesla Roadster, а в 2009 году Маск представляет миру первую Tesla Model S.
Потом у Space X и Tesla одновременно заканчиваются деньги, но:
- благодаря 4-му, наконец-то успешному, запуску ракеты предприниматель заключает контракт с NASA на 12 полетов;
- за несколько часов до банкротства Tesla тоже получает финансирование.
Сегодня Маск одну за другой запускает ракеты в космос, а люди готовятся к переезду на Марс. Кроме этого, миллиардер доказал, что электромобили имеют право на реальное существование, хотя до последнего никто не верил в подобное.
Фантазия Маска устремлена не только в космос, но и вглубь земной материи: не зря же он занялся строительством подземного скоростного поезда, который будет преодолевать 700 миль в час.
Tesla, Hyperloop One, SolarCity и SpaceX – Илон Маск готов осуществить мечты миллионов
Ещё в октябре 2001 года поклонник творчества писателя-фантаста Айзека Азимова посещает Россию, пытаясь купить ракету. Официальные переговоры заканчиваются ничем, Маск возвращается в США. Теперь его новое детище – SpaceX. Мультимиллионер на волне головокружительного успеха заявляет, что он и его команда создадут первую в мире полностью частную и независимую космическую компанию.
Илон Маск убедил уже двух президентов США, что будущее за частными космическими компаниями / Фото сайта aovox.com
Сегодня компания SpaceX имеет целый ряд многомиллиардных контрактов с НАСА и рядом крупнейших мировых держав: на запуски спутников связи, на программу доставки грузов на международную космическую станцию и так далее.
Успешный запуск сверхтяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy 7 февраля 2018 года означает лишь одно: именно Илон Маск и его инженеры фактически имеют технологии, чтобы в ближайшие несколько лет заняться реальным освоением Луны и Марса. То есть миллиардер может сделать больше, чем крупнейшие космические державы. В 2018 году должен также состоятся первый полёт космических туристов с облётом Луны на частном многоразовом пилотируемом космический корабль Dragon V2.
Производство электромобилей под маркой Tesla сам Илон Маск не основывал, но его инвестиции (начиная с 2004 года) и влияние на судьбу компании стали, пожалуй, самыми значительными. Это позволило говорить, что он один из отцов-основателей компании.
Илон Маск официально презентует электромобиль Tesla Model 3 / Фото сайта geektimes.ru
В 2008 году первые покупатели получили свои авто за 109 тысяч долларов. В 2012 году новую модель Tesla S начинают продавать уже за 75 тысяч, а в середине 2017-го – Tesla Model 3 из-за невероятного объёма предзаказов и новых аккумуляторных технологий продаётся всего за 35 тысяч долларов. То, что обещал сам Маск на заре проекта, по сути сбылось. Будущее автопрома уже официально признано за электромобилями, Илону удалось не только совершить несколько технологических рывков за время разработки новых электрокаров, но и на самом деле поставить производство авто на электрической тяге на промышленный поток. Активная борьба за чистую окружающую среду и экологическая позиция стоили миллиардеру места советника президента Трампа. Илон Маск не поддержал инициативу лидера США выйти из Парижского соглашения о сокращении выбросов в атмосферу и не тратить деньги на борьбу с глобальным потеплением.
Любовь к альтернативной энергетике сделала Маска лицом компании своих двоюродных братьев. Речь идёт о SolarCity. Холдинг со штатом в 13 тысяч человек является одним из мировых лидеров по строительству, разработке и установке солнечных панелей. Компания в США активно помогает гражданам переходить на безопасные киловатты солнечной электроэнергии. Клиентами фирмы также являются крупнейшие частные компании Америки. Параллельно Илон Маск и его кузены вкладывают миллионы в развитие сети заправочных станций электромобилей и разработку аккумуляторных батарей нового поколения Powerwall.
Один из эскизов проекта Hyperloop / Фото сайта dezeen.com
Венчурный инвестор, меценат в 2012-2013 годах предложил миру реализовать ещё одну свою детскую мечту – вакуумный высокоскоростной поезд Hyperloop. Илону Маску к этой идее удалось приобщить и другого эксцентричного миллиардера – Ричарда Брэнсона. В октябре 2017 года Virgin Group, основателем которой и является Брэнсон, инвестировала в проект Hyperloop One солидные деньги. С тех пор компания носит название Virgin Hyperloop One. В декабре 2017 года проект установил новый рекорд в тестовом центре, находящемся недалеко от Лас-Вегаса. В ходе третий фазы тестирования, капсула (без пилота) разогналась до скорости примерно 387 км/ч в специальной вакуумной трубе с давлением 0,0002 атмосфер.
Согласно концепции, представленной ещё в 2013 году, поезд будущего должен разгоняться до 1 220 км/ч. Согласно планам Маска, высокоскоростные линии нового, пятого вида транспорта через 10-20 лет свяжут не только крупные мегаполисы больших стран, но и целые континенты. По совсем уж неофициальной версии, один вариантов маршрутов из Азии в Европу и обратно проходит и по территории Казахстана.
Илон Маск: биография
Канадо-американский фантаст Уильям Гибсон, считающийся основателем жанра киберпанк, утверждает, что будущее уже наступило, просто распределено оно неравномерно. Это утверждение вспоминается, когда узнаешь о какой-нибудь технологической новинке или о научном прорыве в ходе очередного исследования.
Бизнесмен Илон Маск
Не менее интересны и люди, стоящие за этими проектами – Джон МакАфи, Стив Джобс, Стивен Хокинг, Илон Маск и другие. По мотивам биографии каждого из них можно снять фильм, который даст фору любому художественному вымыслу. Особенно интересным вышел бы фильм об Илоне Маске.
Достижения
Стал миллионером в 28 лет: первая его фирма Zip2 через 4 года после основания была продана за примерно 350 млн. долларов, доля Маска – почти 22 млн. За семь лет его частная космическая компания при поддержке государственных инвестиций с нуля разработала серию ракет-носителей Falcon и многофункциональный космический корабль Dragon. Коммерческие электрокары – спортивный Tesla Roadster, седан Tesla Model S и внедорожник Model X, увеличение запаса хода, производство и продажа систем электрической трансмиссии – свидетельства несомненных достижений и значительного вклада в развитие экологически чистого транспорта. Миллиардер, о жизненном пути и научно-техническом творчестве которого рассказывает книга «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее» (2016). Участник Президентского форума по стратегии и политике, состоящего из шестнадцати наиболее авторитетных бизнесменов США, функционал которого – консультирование президента (с декабря 2016 г.).
Начало карьеры
Первым проектом Илона становится «Zip2», идея которой пришла Илону и его брату Кимбалу во время разговоров в 1996 году. Одолжив у отца некую сумму денег, парни начали работу. «Zip2» занималась разработкой ПО для новостных компаний. В числе клиентов компании были «The New York Times» и «Pulitzer Publishing».
Илон Маск в молодости
Через три года компания была продана производителю ПК «Compaq Computer Corporation». Однако предложения поступали и раньше. Илону с большим трудом удалось убедить коллег, что стартап еще не до конца раскрыл свой потенциал, и что позже компанию удастся продать более выгодно.
Так и произошло: в 1999 году «Zip2» была продана за 308 миллионов долларов, из которых самому Илону досталось 22 миллиона. Основная часть вырученных денег ушла на финансирование нового проекта, а на оставшиеся Маск приобрел спорткар «McLaren F1». Дальнейшая биография Илона тесно переплетена с его проектами.
Создание SpaceX
Еще в 2001 году Маск разработал проект по созданию экспериментальной теплицы на Марсе, которая положила бы начало замкнутой и самостоятельной экосистеме на реголите, что в перспективе помогло бы при колонизации Красной планеты. Он надеялся вернуть общественности интерес к космической индустрии, который серьезно снизился после распада СССР и прекращении космической гонки между двумя сверхдержавами.
В октябре 2001 года вместе с Адео Ресси и инженером космического оборудования Джимом Кантреллом Маск съездил в Москву. Целью поездки была покупка восстановленных баллистических межконтинентальных ракет «Днепр», которые были нужны ему для экспериментов с доставкой груза в космос. Они встретились с авиаконструктором Семеном Лавочкиным и руководством Космотранса – компании, разработавшей эти «Днепры». Однако покупка сорвалась – Илону отказались продавать ракеты, сочтя его недостаточно опытным в этом деле. Не удалась и вторая попытка – через полгода Маск снова попробовал купить ракеты, и ему разрешили купить одну за $8 млн.
Цена показалась Илону неразумной. Он отказался, а во время полета домой в голову изобретателя пришла идея: он может основать компанию, которая обеспечила бы его такими же ракетами, а то и лучше. По подсчетам выходило, что себестоимость одной ракеты при производстве составит всего 3% от той цены, которую запросили в Космотрансе. Кроме того, он намеревался сократить стоимость каждого запуска на 70%, используя многоразовые носители.
Внутри штаб-квартиры SpaceX
В мае 2002 года состоялось открытие компании Space Exploration Technologies («Технологии для космических исследований») или, сокращенно, SpaceX. Маск вложил в предприятие $100 млн., затем привлек ряд крупных инвестиций от агентства Минобороны США DARPA, компаний SpaceDev, Celestis, ATSB и других.
Первые две модели ракетоносителей: легкий носитель Falcon- 1 и носитель средней тяжести Falcon-9 («Сокол-1» и «Сокол-9»). Название – отсылка к «Тысячелетнему соколу», кораблю Хана Соло из «Звездных войн». Первый же летательный аппарат, разработанный в компании Маска, назывался Dragon.
На фото: ракета-носитель Falcon-9
В 2006 году NASA заключила с SpaceX 1,6-миллиардный договор по отправке 12 партий грузов на МКС. В сентябре 2008 года году впервые в истории ракетоноситель, разработка и создание которого финансировались из частных источников, успешно доставил груз на орбиту Земли. Это был Falcon-1. Илон поставил на карту почти все – если бы запуск прошел неудачно, компания, скорее всего, прекратила бы существование. 4 июня 2010 года состоялся успешный запуск Falcon-9.
Falcon-9 с другого ракурса
25 мая 2012 года Dragon, запущенный в космос ракетоносителем Falcon-9 ,впервые пристыковался к МКС. В этом же году компания Маска получила первый коммерческий заказ: запуск спутника Intelsat с помощью в тот момент еще находившейся в разработке ракетой Falcon Heavy.
Dragon, космический аппарат нового поколения
22 декабря 2015 года Falcon-9 впервые совершил вертикальную посадку на посадочное место космодрома на мысе Канаверал. До этого ракета дважды падала в Атлантический океан, но третья попытка оказалась удачной и открыла новую веху в истории покорения космоса – вторичное использование носителя означало колоссальную экономию.
В феврале 2018 года SpaceX совершила еще один прорыв: ракета Falcon Heavy, предназначенная для транспортировки многотонных грузов (в случае с доставкой груза на орбиту Земли носитель мог выдержать более 60 тонн), вывела в космос автомобиль Tesla Roadster с установленной камерой, фиксирующей все происходящее вне кабины.
https://www.youtube.com/watch?v=O3GQm1h9Ebk
Запуск прошел успешно, однако при посадке центральный из трех ускорителей не смог сбросить скорость и рухнул в океан. Два боковых ускорителя приземлились точно в назначенное место.
Личная жизнь Илона Маска, имя сына, жена
Первой супругой бизнесмена стала Жюстин Уилсон, которая училась с ним в одном университете в Канаде. Они поженились в 2000 году, первый ребенок пары появился на свет в 2002-м, но умер в возрасте 10 недель от синдрома внезапной детской смерти.
Тем не менее, позднее в браке родились пятеро сыновей. Правда, для их зачатия использовалась процедура ЭКО, а дети рождались в два этапа: в 2004-м Жюстин дала жизнь двойняшкам, а в 2006-м — тройняшкам.
В сентябре 2008 года супруги объявили о разрыве отношений. Профессиональная писательница, Жюстин Маск красочно описала Илона как человека, с которым нелегко жить:
«Никто не может обвинить его в слабохарактерности. Те же качества, которые принесли ему экстраординарный успех, становятся причиной того, что рядом с ним можно жить только его жизнью, и компромисса не найти, не в последнюю очередь потому, что у него нет на это времени».
Жюстин Маск. Кадр видео YouTube — канала TEDx Talks
Маск и сам признавал, что близким приходится подлаживаться под его график. Так, он подвергся общественному осуждению, когда заявил, что занимается бизнесом, играя с детьми.
Еще одной причиной развода с женой называли начавшийся роман Илона Маска с британской актрисой Талулой Райли. Они поженились в 2010 году. В 2012 году Маск и Райли развелись, однако заключили брак снова в 2013 году. В марте 2016 года они окончательно подали заявление на развод, который состоялся в октябре того же года. Детей у пары не было.
Илон Маск и Талула Райли. Фото: Getty Images
Около года предприниматель встречался с актрисой из США Эмбер Хёрд. Маск объяснил, что причиной их расставания стали плотные рабочие графики и отношения на расстоянии, но он и Хёрд остаются друзьями.
В феврале 2020-го бывший муж Эмбер Хёрд, Джонни Депп, заявил, что она начала изменять ему с Маском спустя месяц после свадьбы. В деле имеются показания свидетелей, заявлявших, что Маск не раз посещал пентхаус Хёрд в отсутствие ее мужа. Суд потребовал от Илона Маска предъявить всю личную коммуникацию с актрисой, чтобы изучить обоснованность этих обвинений.
Представители бизнесмена выпустили заявление с опровержением. утверждая, что отношения оставались дружескими до официального развода Хёрд и Деппа. Известно, что Маск является одним из свидетелей со стороны Эмбер Хёрд в деле о домашнем насилии.
Эмбер Хёрд. Кадр фильма «Ромовый дневник»
С 2018 года бизнесмен встречается с канадской певицей и музыкантом Клэр Буше, более известной как Граймс. В январе 2020-го Граймс подтвердила, что они с Маском ждут первенца. Она пояснила, что ребенок сам сможет выбрать себе гендер и они с Илоном планируют использовать в его отношении нейтральное местоимение «они».
Илон Маск и Граймс. Фото: Getty Images
Первенец пары родился 4 мая 2020 года. Имя ребенка также отразило необычный подход родителей — «X Æ A-12». Граймс пояснила, что X — неизвестная переменная, Æ — эльфийское написание аббревиатуры AI (любовь и/или искусственный интеллект). А-12 же — любимый самолет Илона Маска, разведчик Lockheed A-12.
Впрочем, оказалось, что в штате Калифорния такое имя незаконно, поскольку имеет в написании несколько символов, которые не являются английскими буквами — Æ, 1 и 2.
Это заставило пару немного изменить свое решение. Вместо 12 они поставили римское обозначение числа — XII. Хотя Граймс отобразила написание иначе — «X Æ A-Xii», заметив, что один небуквенный знак разрешен, а римские цифры ей нравятся даже больше.
По поводу произношения уникального имени версии родителей разделились. Граймс объяснила в инстаграме, что произносит просто «Экс Эй Ай» (X.A.I).
Скриншот записи в инстаграмеОднако Илон Маск, выступая в подкасте популярного телерадиоведущего Джо Рогана, сказал, что правильно произносить так: «Экс-Эш-Эй-Твэлв». Откуда вдруг взялось «Эш»: именно так традиционно называется буква Æ (Ash), которая была частью англосаксонского алфавита.
Создатель игровых консолей Илон Маск
Хотя после 1994 года Маск не был замечен в разработке видеоигр и даже не появлялся в них в качестве камео (в отличие от фильмов, сериалов и мультфильмов), изобретателя можно считать создателем одних из самых больших и дорогих консолей. Речь, разумеется, об автомобилях Tesla.
В 2019 году для бортовых компьютеров Tesla вышло обновление, добавляющее в них несколько классических игр Atari — Asteroids, Missile Commander, Lunar Lander и другие. Позже владельцам электромобилей стали доступны Cuphead и Stardew Valley, а в январе 2020 года Маск подразнил фанатов, спросив, стоит ли добавлять в библиотеку Tesla игру The Witcher.
Ограничиваться винтажными и инди-тайтлами Маск явно не собирается. В начале мая он обратился к пользователям твиттера с вопросом, сможет ли кто-то из них обеспечить Tesla стабильной Minecraft с онлайн-мультиплеером. Или же придумать игру с дополненной реальностью — смесь Pokemon Go и Mario Kart или Pac-Man, в которую можно будет играть во время вождения. В данный момент превратить электромобиль в консоль можно только тогда, когда он припаркован.
Смотреть
Прототип «Железного человека»
Илон Маск не только идеально вписывается в образ эксцентричного миллиардера Тони Старка, помешанного на технологиях, он даже сыграл в кино роль друга «железного человека» в фильме. Правда, главное отличие Маска от Старка в том, что реальный человек не имеет публичных контрактов с американскими военными и весьма негативно относится к любым попыткам обернуть мирные технологии во вред человечеству.
Илон Маск не скрывает, что хотел бы получить технологии Тони Старка / Фото сайта novate.ru
По итогам 2017 года состояние Илона Маска оценивается экспертами в 20 млрд долларов. В отличие от коллег по крупным состояниям Маск обожает публичность, до сих работает по 100 часов в неделю, а спит всего по 6 часов в сутки.
В сентябре 2017-го произошёл публичный спор Маска и Гейтса. Основатель Microsoft вступил в полемику с Илоном, заявив в интервью The Wall Street Journal, что искусственный интеллект не является главной угрозой человечеству. Ранее Илон Маск назвал господство искусственного интеллекта на государственном уровне гораздо большей угрозой, чем ядерные испытания Северной Кореи.
Страхи Маска о реализации сценария знаменитого «Терминатора» активно поддерживают многие футурологи и писатели. Скептики считают Илона вообще лицемером: по их мнению, он активно подсаживает человечество на новые технологии, сам при этом боится суперкомпьютеров. В ответ Илон Маск признаётся, что лично всегда был за инженерию, и человечество до сих пор ещё не исчерпало возможного технического задела. Но по отношению к искусственному интеллекту миллиардер испытывает определённый страх.
Эпатаж Маска распространяется не только на его изобретения. К примеру, основатель Tesla и SpaceX в декабре 2017 года, как оказалось, случайно опубликовал номер своего телефона в Twitter. На момент публикации новости всеми мировыми СМИ этот твит был удалён.
Как отмечает агентство Bloomberg, сообщение Маск адресовал техническому директору производителя VR-очков Oculus Джону Кармаку: «Есть минутка поговорить? Позвони мне», – написал Маск, добавив номер телефона. Но по каким-то причинам бизнесмен не отправил это сообщение Кармаку в личной переписке, а выложил на всеобщее обозрение в Twitter, где у него почти 17 миллионов подписчиков
Номер из удалённого твита Маска приводил телеканал CNBC – 1-800-613-8840. Корреспонденты корпорации даже попробовали позвонить по нему, но поговорить с Илоном Маском им так и не удалось – на звонок ответил автоответчик. Оказалось, что на автоответчик Илона Маска установлена аудиозапись из компьютерной игры God of War, которую игроки слышат, когда звонят по номерам, спрятанным в игре.
Предприниматель в январе 2018-го объявил о начале продаж огнемёта производства ещё одной его компании. Портативное и безопасное, по его словам, устройство предназначено для решения широкого ряда задач, главной из которой является борьба с живыми мертвецами во время зомби-апокалипсиса. Благодаря такой рекламе все огнемёты бренда The Boring Company были распроданы менее чем за неделю.
Маск также разместил в Twitter короткое видео, на котором он пробует огнемёт в действии в закрытом помещении. Пламя из ствола вырывается не более чем на 30 см.
«Бюро по контролю за оборотом алкоголя, огнестрельного оружия и табака говорит, что огнемёт, выплевывающий пламя на расстояние менее трёх метров, разрешён. Наш дизайн – это максимум радости при минимальной опасности. Меня нож для стейка испугал бы больше», – добавил в шутку предприниматель.
Спустя неделю Маск заявил, что все 20 тысяч доступных по предзаказу безопасных огнемётов нового поколения по 500 долларов за штуку проданы. Чтобы избежать проблем с таможенными органами США устройство переименовали из «огнемётов» в «неогнемёты».
Porsche 911 Turbo 2012-го
Car Collection / Alamy Stock Photo
Маск всегда испытывал слабость к Porsche 911, и мы понимаем его. Этот легендарный спортивный автомобиль с каждым годом становится только лучше и современней. Однако кое-что все еще смущало Илона – двигатель, потребляющий большое количество топлива. В 2003 году он сотрудничал с инженером Джеффри Штробелем: у них появилась идея создать машину на батарейном питании. Тогда появился первый прототип электромобиля T-Zero. Однако вместо того, чтобы пустить модель в массовое производство, Маск попросил переделать его личный Porsche 911, использовав литий-ионную систему. «Я готов заплатить любые деньги, чтобы вы сделали его электрическим», – говорил Илон Штробелю и инженеру Алану Коккони. Но в итоге бизнесмен не стал переделывать 911, а просто купил первый электромобиль Tesla.
Audi Q7 2010-го
VCG
Когда у Илона была большая семья (первая жена Джастин родила ему двойняшек в 2004-м и тройню в 2006-м), его компания занималась только производством двухместных автомобилей. Поэтому он нуждался в машине, которая могла бы вместить все его потомство. Выбор пал на один из лучших внедорожников – Audi Q7. К сожалению, машина его разочаровала. Главная проблема – маленький и неудобный салон. «Audi Q7 мне действительно нравилась внешне, но ее функциональность оставляет желать лучшего. Чтобы оказаться на заднем сиденье, вам нужно быть карликом, иначе вы не поместитесь», – рассказывал Илон. При создании собственного внедорожника Tesla Model X он учел этот нюанс, позаботившись о просторном салоне.
Илон Маск: детство, ранняя биография
Илон Маск родился 28 июня 1971 года в столице ЮАР Претории. Помимо него в семье было еще двое детей: его младший брат Кимбалл и сестра Тоска.
Илон Маск в детстве. Кадр видео Today
В 1980-м родители развелись, и мальчик решил жить с отцом, инженером Эрролом Маском. Впоследствии Илон Маск рассказывал, что сожалеет об этом выборе, описывал родителя как очень сложного человека. Однако именно от него он получил первые технические навыки. На работе отца мальчик учился класть кирпичную кладку, устанавливать сантехнику, подгонять оконные рамы и прокладывать электропроводку, а в 10-летнем возрасте получил от него в подарок первый компьютер — Commodore VIC-20.
Илон Маск в детстве. Фото: личный архив
Илон быстро научился программировать и уже через два года создал видеоигру, которую даже продал за 500 долларов одному из профильных журналов. Сейчас ролики с этой игрой довольно популярны.
Кроме того, мальчик выделялся фотографической памятью и страстью к чтению, уже в раннем возрасте прочитав два комплекта энциклопедий. Увлекался он и художественной литературой — особенно сильно на ребенка повлиял научно-фантастический цикл Айзека Азимова «Основание», из которого Маск, по собственному признанию, вынес жизненное кредо: «нужно работать на благо цивилизации, не допускать падения в варварство и стараться как можно скорее выйти из него, если уж это падение случилось».
При этом, в школе Илон подвергался издевательствам, ему ломали нос и спускали с лестницы.
«Я был самым молодым в классе, так как родился в один из последних дней формирования нашего потока, — рассказывал бизнесмен, — Плюс, долгое время не рос, поэтому был еще и самым маленьким. Школьные банды по-настоящему охотились на меня!»
В определенный момент Маску это надоело — он начал заниматься единоборствами и к 16 годам прекратил все нападки на себя, нокаутировав одного из главных хулиганов.
Примерно в то же время у Маска начались конфликты с отцом: тот хотел, чтобы его сын поступил в университет в Претории, но юноша был твердо намерен ехать через океан на американский континент, где, по его словам, «делать великие вещи проще, чем где бы то ни было в мире».
Мать будущего предпринимателя Мэй, диетолог и бывшая модель, родилась в Канаде, поэтому ему не составило труда получить канадский паспорт. На пороге своего 18-летия Илон улетел туда.