Неизвестный «сапсан»: часть 1

Тормозные системы электропоезда

  • Пневматический тормоз непрямого действия (автоматический тормоз)
  • Электропневматический тормоз непрямого действия
  • Электродинамический рекуперативно-реостатный тормоз (4 вагона из 10)
  • Стояночный тормоз с пружинными энергоаккумуляторами (СПТ)
  1. Автоведение — управление поездом без вмешательства машиниста
  2. Поддержание заданной скорости — машинист задает требуемую скорость задатчиком скорости (рукоятка 1 на рисунке ниже), ограничивая мощность привода в тяговом режиме задатчиком силы тяги (рукоятка 3). Разгон, при полной тяговой мощности автоматически происходит с ускорением не более 0,5 м/с2. Тормоза задействуются автоматически, при превышении текущей скорости над заданной, обеспечивая торможение с ускорением -0,5 м/с2. Таким образом, в этом режиме поезд управляется одной единственной рукояткой задатчика скорости, а переход из тяги в торможение выполняется плавно и без участия машиниста.
  3. Режим ручного торможения. Машинист задает тормозное ускорение тормозным контроллером под правой рукой (рукоятка 4), система управления поездом поддерживает это ускорение на заданном уровне. При этом режим тяги отключается, и повторное включение тяги, после ручного торможения, возможно только при полном отпуске тормозов и перевода рукоятки задатчика тяги в положение «0» (так называемое квитирование)

Кабина электропоезда «Сапсан» (кликабельно)1 — задатчик скорости; 2 — дисплейный модуль устройства безопасности КЛУБ-У; 3 — задатчик силы тяги; 4 — тормозной контроллер (задатчик тормозного ускорения); 5 — реверсивный переключатель; 6 — дисплей интерфейса «человек-машина»; 7 — тормозной дисплей.Кривые заданного тормозного ускорения (кликабельно)Тормозные характеристики электропоезда в режиме ЭДТ (кликабельно)22

Розетки не работают и не будут

Каждое место было оборудовано одной розеткой на двоих и мусорной корзиной. Я рассчитывал поработать, поэтому розетки мне были нужны, но они не работали, о чем я тут же сообщил поездной бригаде. В европейских поездах, в отличие от российских, нет проводников в каждом вагоне. На весь поезд было 3-4 работника, которые ходили туда-сюда. Плюс сотрудники вагона-ресторана периодически проезжали с тележкой с едой.

Мне пообещали проверить, что не так с розетками, однако, когда я поймал членов поездной бригады в следующий раз, они сказали, что розетки тут не работают и не будут работать. Но, если я хочу, я могу перейти на первый этаж или в любой другой вагон, там все хорошо.

Я так и сделал, но сложность была в том, что на каждой из девяти станций в поезд садились новые пассажиры – часто на те места, которые я занимал. В результате мне приходилось кочевать с ноутбуком по поезду. В среднем, было занято около 80% мест.

В каждом вагоне помимо обычных мест был еще боковой диванчик. Большинство из них было занято теми пассажирами, кто решил поспать, свернувшись калачиком. Кое-какие диваны были свободны, но с ноутбуком примоститься туда было непросто: на коленках работать неудобно.

Факт отсутствия работающих розеток, конечно, меня расстроил. В «Сапсане» ни разу не сталкивался с тем, чтобы где-то что-то не работало. Правда, в «Сапсане» пока нет (скоро будет) такой роскоши, как розетка рядом с каждым местом в эконом-классе.

Еще один показатель, по которому наш «Сапсан» обыгрывает европейский скорый поезд, – это климат. Во французском поезде кондиционер всех заморозил. В вагоне было около 20 градусов. В то время как в «Сапсане» обычно держится привычная комнатная температура – около 24 градусов.

Выбора нет

Первое, что у французской железнодорожной системы SNCF реализовано хуже, чем у РЖД, это то, что при покупке билета нельзя выбрать конкретные места на схеме вагона. Можно лишь указать общие пожелания: первый или второй этаж, у окошка или нет. Причем несколько параметров выбрать нельзя: либо этаж, либо близость к окну.

Нам были назначены два места рядом друг с другом против хода на втором этаже не у стола. Одно у окна, второе, соответственно, у прохода.

Билеты проверялись лишь однажды. При проходе на платформу на парижском вокзале нужно было поднести штрих-код с распечатки или экрана телефона к турникетам.

Длинноногий страус

Какая
птица самая быстрая из всех нелетающих? Конечно же,
африканский страус, известно всем еще со школьных времен! У этой птицы очень
развита мускулатура ног, а на лапах всего лишь два пальца. Это хорошее оружие и
средство защиты страуса. В моменты опасности он развивает скорость до 90 км в
час. Но это лишь если птица сильно напугана. Обычная ее скорость передвижение
на земле составляет около 50 км в час при ширине шага до 5 метров.

Однако даже это – очень хороший результат, учитывая
габариты страуса. Рост птички может достигать 2,5 метров, а вес – 150 кг! И это
вовсе не мешает ему передвигаться быстрее всех птиц на земном шаре. А еще
страус обладает отличным зрением. Он способен издалека разглядеть хищника или
какую-либо другую опасность и вовремя спастись бегством. Заодно они
предупреждают об угрозе других животных, пасущихся неподалеку.

Естественной средой обитания для страусов являются
пустыни и полупустыни Африки, Австралии, Ирака и Ирана. Примечательно, что
живут эти птички в самом настоящем гареме – один самец и несколько самочек. Причем  в каждой семье есть так называемая «любимая»
самка, доминантная. Именно с ней страус-самец образует пару, хотя яйца
откладывают и другие самки. Яму для них выгребает лапами «папа», он же
занимается и высиживанием. Страусы не очень заботливые родители, больше
половины их птенцов погибает оттого, что были не досижены или не смогли
пробиться через толстую скорлупу яйца. Средняя продолжительность здорового
страуса составляет 65-70 лет.

Вот такая тройка самых быстрых птиц в мире. Все они
разные и уникальны каждая по-своему, а схожи лишь в одном – способности передвигаться
со сверхвысокой скоростью.

https://youtube.com/watch?v=J-o-BimX114

Популяция и статус вида

Фото: Птица сапсан

Несмотря на хорошую приспособляемость к любым климатическим и ландшафтным условиям, во все времена сапсан считался редкой птицей. В общем популяция считается стабильной в нынешнее время, но в отдельных регионах численность может колебаться или снизиться к полному исчезновению с привычных мест обитания.

Во второй половине 20 столетия популяция потерпела значительных потерь из-за массового применения ядохимикатов и ДДТ. Пестициды имели свойство накапливаться в организме пернатых и влиять на эмбриональное развитие птенцов. Яичная скорлупа становилась слишком хрупкой и не выдерживала веса птиц. Воспроизводимость потомства резко снизилась.

В период с 1940 по 1960 года птицы полностью исчезли с восточной части Америки, а на западе популяция сократилась на 75-90%. В Западной Европе сапсаны также практически перестали встречаться. В 1970 году вышел запрет на применение пестицидов и численность стала постепенно возрастать. На данный момент в России насчитывается около 2-3 тысяч пар.

Хоть отстрел и порабощение пернатых остались в прошлом, на численность все больше влияет пищевая конкуренция с соколом-балабаном, уничтожение природных мест для гнездования, браконьерство. Хищники легко могут уживаться с людьми, обитающими по соседству, но слишком чувствительны к беспокойству, причиняемому людьми.

Немного общих цифр

Компоновка электропоезда ЭВС1 для системы постоянного тока (кликабельно)

  1. Головной моторный (SR B) — в этом вагоне располагается кабина управления, тяговый преобразователь и четыре тяговых двигателя
  2. Промежуточный прицепной (DR T) — здесь расположены два токоприемника постоянного тока и быстродействующий выключатель, для защиты силовых цепей от перегрузки
  3. Промежуточный прицепной, на ЭВС1 имеющий обозначение MW T. На двухсистемном ЭВС2 в этом вагоне расположен тяговый трансформатор, главный выключатель и токоприемник переменного тока, и тогда этот вагон обозначается TR T — «трансформаторный»
  4. Промежуточный моторный (SR T) — здесь «едет» тяговый преобразователь, питающий четыре двигателя
  5. Промежуточный прицепной (BAT R) — в этом вагоне расположены аккумуляторная батарея и преобразователи собственных нужд, вырабатывающие напряжение 110 В постоянного тока, для питания цепей управления и трехфазное напряжение переменного тока 440 В, 60 Гц, для питания вспомогательных машин. В этом вагоне также расположены и тормозные резисторы.

Компоновка двухсистемного электропоезда ЭВС2 (кликабельно)2

Описание птицы

Сапсан является крупным соколом с длиной тела от 34 до 50 см, размахом крыльев от 80 до 120 см. Самки крупнее, чем самцы: их масса от 910 до 1500 г, а самцы обычно на треть меньше, их масса от 440 до 750 г. Окрас оперения у самцов и самок одинаковый.

— Реклама —

Птица отличается крепким телосложением с широкой грудью, сильными пальцами с острыми изогнутыми когтями, и коротким, серпообразным клювом. Оперение взрослых птиц на спинке, крыльях и надхвостье аспидно-серое, с тёмными поперечными полосами. На кончиках крылья окрашены в черный цвет. Животик светлый: от серовато-белого, розоватого до рыжеватого или охристого тонов, с бурыми или чёрными тонкими поперечными пестринами. Грудка украшена каплевидными пестринами. Хвост длинный и узкий, закруглённый на конце. Низ хвоста чёрного цвета с белой каймой. Голова сверху черного цвета, от угла клюва к горлу тянутся чёрные «усы», горло светлое, белое или рыжеватое. Глаза крупные, тёмно-коричневые, с желтым окологлазным кольцом. Восковица жёлтого цвета, клюв и лапы чёрного. На конце надклювья расположены зубцы, предназначенные для перекусывания позвоночника жертвы.

Молодые особи оперены контрастно. У них бурая спинка с охристыми каёмками кроющих перьев, брюхо светлое с продольными пестринами. Восковица голубовато-серого цвета, лапы – желтого.

Происхождение вида и описание

Фото: Сапсан

Английский ученый Мармадюк Танстелл в 1771 году впервые описал вид и дал ему название Falco peregrinus. Первая его часть переводится как «серпообразно загнутый» из-за формы крыльев птицы во время полета. Peregrinus означает «странствующий», что связано с образом жизни сапсана.

Видео: Птица сапсан

К близким родственникам относятся кречет, лаггар, балобан, средиземноморский и мексиканский соколы. Часто этих птиц объединяют в одну группу. Орнитологи считают, что эволюционное расхождение этих видов с остальными происходило в периоды миоцена или плиоцена, примерно 5-8 миллионов лет назад.

Центром расхождения, вероятнее всего, стали Западная Евразия или Африка, так как в группе находятся виды как из Старого, так и из Нового Света. Из-за гибридизации между видами научные исследования этой группы затруднены. К примеру, в условиях домашнего разведения популярностью пользуется скрещивание сапсанов со средиземноморскими соколами.

В мире существует около 17 подвидов хищников, образовавшихся в связи с территориальным расположением:

  • тундровый сокол;
  • мальтийский сокол;
  • черный сокол;
  • Falco peregrinus japonensis Gmelin;
  • Falco peregrinus pelegrinoides;
  • Falco peregrinus peregrinator Sundevall;
  • Falco peregrinus minor Bonaparte;
  • Falco peregrinus madens Ripley Watson;
  • Falco peregrinus tundrius White;
  • Falco peregrinus ernesti Sharpe;
  • Falco peregrinus cassini Sharpe и др.

Естественные враги сапсанов

Фото: Сапсан

Для взрослых особей существенной угрозы не представляет ни одна хищная птица, поскольку соколы находятся на вершине пищевой цепочки. Однако их яйца или молодые птенцы могут пострадать от других крупных птиц — филинов, коршунов, орлов. Наземные гнезда могут быть разорены куницами, лисицами и другими млекопитающими.

Пернатые не из робкого десятка и в большинстве случаев могут за себя постоять, атакуя птиц гораздо крупнее себя и животных больших размеров. Не побоятся они отогнать и человека — сапсаны непрестанно будут кружить над личностью, потревожившей их покой.

Людей всегда восхищали умения птицы. Они старались приручить летунов и использовать в личных целях. Птенцами сапсанов отлавливали и обучали ловле других птиц. Ловчими пернатыми обладали короли, князья, султаны. В средневековье популярна была соколиная охота. Зрелище поистине захватывающее, поэтому сапсаны высоко ценились, ими оплачивались дань, налоги.

Самым опасным врагом для птицы является человек. В следствии расширения сельскохозяйственных угодий постоянно используются химикаты и пестициды для уничтожения вредителей. Однако яды убивают не только паразитов, они являются смертельными также для птиц, питающихся вредителями. Человеком уничтожаются большие площади мест естественного обитания хищников.

Закладывало уши

Но есть кое-что, в чем наши железные дороги, если и догонят европейские, то очень нескоро. Этот показатель – скорость движения поездов. Во время поездки из Франции в Испанию наша двухэтажка на нескольких довольно больших участках разгонялась до 300 км/ч, причем на территории обеих стран. «Сапсан» лишь на одном небольшом участке идет со скоростью 250 км/ч, а на большей части пути держит скорость в 200 км/ч.

От скорости 300 км/ч есть одно не очень приятное наблюдение. Когда поезд на такой скорости входит в тоннель, ощущается довольно сильный удар по ушам из-за резкого перепада давления. Ощущение не из приятных, особенно учитывая, что между Парижем и Барселоной таких тоннелей немало.

Напоследок еще несколько фотографий поезда.

Другие материалы в рубрике # можно найти по этому тэгу.

Что представляет из себя Вагон-бистро?

Несмотря на непродолжительность поездки, многие пассажиры могут проголодаться. Именно с этой целью был создан вагон-бистро. Размещен он в центре поезда, в вагоне № 5. Здесь можно полноценно отдохнуть и расслабиться за чашкой чая или кофе, принять в небольшом количестве алкогольные и прохладительные напитки. А также, для легкого перекуса, имеются в наличии различные горячие блюда, закуски и десерты. Любителям трапезничать под любование красивыми картинами, можно разместиться поближе к окну. Вагон оборудован десятью столами возле окна каждый. Если вы не намерены задерживаться и пришли просто перекусить, то для есть две барных стойки.

Пассажиры с проблемами здоровья или просто не желающие покидать свои места, всегда могут попросить сотрудников Сапсана купить и принести им еду или напитки.

Главным достоинством скоростного экспресса Сапсан для пассажиров являются: скорость, бесшумность и комфорт. Несмотря на большой показатель трагических случаев, связанных с его передвижением, он на пике популярности. В целом можно сказать, что высокоскоростной поезд «Сапсан» — это один из самых быстрых и удобных вариантов, для перемещения из одного города в другой.

Откуда произошло название поезда «Сапсан»

Назван поезд был в честь сокола-сапсана: охотясь, он может развивать скорость до 322 км/ч. Даже для семейства Соколиных это является большой редкостью. Это название как нельзя лучше подходит для самого быстрого поезда России.

Технические характеристики

«Сапсан» имеет ряд отличий от других поездов семейства Velaro:

  • воздухозаборники, вынесенные на крышу;
  • может работать при сверхнизкой температуре;
  • салон объемнее своего европейского аналога на 30 м.

Длина «Сапсана»-составляет 250 м, количество вагонов 10.

Вагоны отлично кондиционируют, а проходы широкие и при выходе не создаётся давка. В поезде отличная шумоизоляция — это значит, что отдыху пассажиров в комфортабельных креслах ничто не помешает.

Максимальная скорость «Сапсана»

Максимальна скорость, которую может развивать «Сапсан», 350 км/ч. Притом что допустимый скоростной показатель на железных дорогах России — 200 км/ч. И только на Мистинском мосту позволяется увеличить скорость до 250 км/ч. На маршруте Москва-Нижний Новгород, от Петушков до станции Вязники допустимо ускорятся только до 160 км/ч. В день «Сапсан» совершает по 6 рейсов туда и обратно.

Длительность поездки

Рейсы Москва-Санкт-Петербург поезд Сапсан проходит от 3 часов 40 минут до 4 часов 10 минут. Всё зависит от количества остановок в пути. Протяженность по маршруту Москва-Нижний Новгород занимает 3 часа 55 минут.

Различия Эконом и Бизнес-класса

Сперва следует заострить внимание на ценовом показателе. Стоимость билета в экономклассе варьируется в пределах 2 406 — 3 600 рублей, а поездка в бизнес-классе обойдется на порядок дороже — 4 750 — 6 680 рублей

Перечень услуг, предоставляемых пассажирам бизнес-класса и различия с экономклассом;

  • Бизнес-класс предоставляет абсолютно бесплатный WI-FI, в то время как пассажирам экономкласса придется за него заплатить.
  • Каждое сиденье в бизнес-классе оснащено розеткой, а в экономклассе можно довольствоваться только двумя на весь вагон.
  • Для бизнес-класса предоставляется ряд услуг: свежая пресса, гигиенический набор, горячий обед, одна порция алкоголя, чай, свежий кофе, множество напитков, различных игрушек и развлечений для детей. В экономклассе всё это отсутствует.

Рекомендуется покупать билеты заранее, примерно за 60 дней, тогда можно значительно сэкономить. Стоимость поездки на одного человека составит 1900 рублей.

Размножение сапсана

Половой зрелости сапсаны достигают в возрасте 1 года, но к размножению приступают в возрасте двух или трёх лет. Сапсаны являются моногамными птицами, сохраняют свои пары на долгие годы. Также сапсаны привязываются и к гнездовой территории.

Брачный сезон наступает у сапсанов в апреле-июне, позднее – у северных популяций. К месту гнездования первым прибывает самец и начинает подзывать самку, выполняя воздушные пируэты: кружится, ныряет, кувыркается. Если самка присаживается рядом, то формируется пара. В этом случае сапсаны долго сидят рядом, разглядывают друг друга, чистят перья. Самец часто прикармливает самку.

В гнездовом периоде сапсаны очень агрессивны по отношению к посторонним, будь то птицы, животные или люди. Соседние гнезда у них находятся на расстоянии от 2 до 6 км.

Гнездо сапсаны строят поблизости от водоёма, или занимают старые гнёзда других хищных птиц. В качестве гнезда выкапывается лунка в грунте или расчищается площадка. Подстилка отсутствует. Вокруг гнезда сапсана всегда скапливается большое количество костных останков добычи, и следы помёта птенцов.

Кладка яиц происходит в конце апреля или в начале мая. Самка откладывает три яйца через каждые 48 часов. Яйца яркие, буроватые или красные с тёмными красновато-бурыми пятнами. Период насиживания длится от 33 до 35 дней, а участие в нем принимают оба партнера, хотя большую часть времени в гнезде проводит самка.

Новорожденные птенцы покрыты серо-белым пухом, у них большие ноги, и они беспомощны. Самка выкармливает и согревает потомство, а самец занимается добычей пропитания для семьи. На крыло птенцы становятся в возрасте от 35 до 45 дней, но еще несколько недель продолжают зависеть от родителей, пока не научатся самостоятельно добывать себе корм. Гнездо молодые сапсаны покидают примерно в конце июня.

Происшествия за время работы поезда Сапсан

Сапсан способен развивать огромную скорость и, конечно же, случались несчастные случаи. Не зря в некоторых СМИ его прозвали Белой смертью. Одними из главных причин происшествий стали отсутствие переходов через железнодорожные пути и высокая скорость. Из-за бесшумного передвижения, по сравнению с другими поездами, пешеходы не всегда могли вовремя заметить его приближение.

Но во многих случаях причиной становилась обычная человеческая невнимательность и нарушение правил пересечения путей. За первый год работы поезда погибло порядка 20 человек. Даже с учетом проведенных мер по безопасности в 2010-2011 гг. Что включало: строительство заборов вдоль железнодорожных отводов, оснащение настилов специальным сигнальным оборудованием, патрулирование охраной опасных участков. На сегодняшний день процент несчастных случаев крайне велик.

Механическая часть

Общий вид тележки моторного вагона (кликабельно)1 — рама тележки; 2 — клещевой механизм дискового тормоза; 3 — рессорное подвешивание 1-й тупени; 4 — пневморессора 2-й ступени; 5 — гаситель поперечных колебаний; 6 — демпфер виляния; 7 — тяговый электродвигатель (ТЭД); 8 — опора пружины качания; 9 — форсунка песочницы; 10 — путеочиститель (только на головных вагонах); 11 — зубчатая муфта поперечной компенсации; 12 — тяговый редуктор; 13 — колесная пара; 14 — буксовый узел; 15 — гаситель вертикальных колебаний 1-й ступени; 16 — гаситель вертикальных колебаний 2-й ступени;Общий вид тележки прицепного вагона (кликабельно)1 — рама тележки; 2 — клещевой механизм; 3 — рессорное подвешивание 1-й ступени; 4 — пневморессора 2-й ступени; 5 — гаситель поперечных колебаний; 6 — демпфер виляния; 7 — опора пружины качания; 8 — колесная пара; 9 — букса колесной пары; 10 — гаситель вертикальных колебаний 1-й ступени; 11 — гаситель вертикальных колебаний 2-й ступени.

Охрана сапсанов

Фото: Птица сапсан из Красной книги

Хищники находятся в Красной книги России, где им присвоена 2 категория. Вид внесен в Конвенцию СИТЕС (Приложение I), Приложение II Боннской Конвенции, Приложение II Бернской Конвенции. Ведутся исследования, организовываются мероприятия по сохранению вида.

В ближайшем будущем планируется применение дополнительных усилий для восстановления древесно-гнездовой популяции пернатых в Европе, а также осуществление мероприятий, направленных на улучшение естественных мест обитания. До нынешних времен ведется борьба с некомпетентностью правоохранительных органов, выполняющих работу с браконьерством не должным образом.

В Канаде и Германии существуют программы по разведению птиц в вольерах с последующим перенесением в природные условия. Во избежании одомашнивания птенцов кормление осуществляется человеческой рукой, на которую надета маска головы сапсана. Постепенно особи мигрируют в города. В Вирджинии студенты создают искусственные гнезда для расселения пар.

Королевское общество защиты птиц Великобритании активно борется за восстановление численности сапсанов. В Нью-Йорке птицы удачно обосновались, здесь для них существует хорошая кормовая база в виде голубей. В аэропортах соколов применяют для распугивания скоплений птиц.

Птица сапсан — по истине уникальная птица. Являясь непревзойденными охотниками, хищники отличаются сообразительностью, терпением, отличной обучаемостью и молниеносными рефлексами. Полет его завораживает — грация и стремительность приводят в восторг наблюдателей. Грозный хищник удивляет своей силой и приводит в ужас его конкурентов.

Теги:

  • Вторичноротые
  • Двусторонне-симметричные
  • Дикие животные России
  • Дневные хищные птицы
  • Животные Австралии
  • Животные Австралии и Океании
  • Животные Африки
  • Животные болот
  • Животные Великобритании
  • Животные Германии
  • Животные гор
  • Животные Евразии
  • Животные Канады
  • Животные Красной книги
  • Животные Красной книги России
  • Животные леса
  • Животные лесостепи
  • Животные лесотундры
  • Животные на букву П
  • Животные на букву С
  • Животные России
  • Животные Северной Америки
  • Животные Субтропического пояса Северного полушария
  • Животные Субтропического пояса Южного полушария
  • Животные Субэкваториального пояса Северного полушария
  • Животные Субэкваториального пояса Южного полушария
  • Животные Тропического пояса Северного полушария
  • Животные Тропического пояса Южного полушария
  • Животные тундры
  • Животные Умеренного пояса Северного полушария
  • Животные Умеренного пояса Южного полушария
  • Животные широколиственного леса
  • Животные Южной Америки
  • Интересные птицы
  • Настоящие птицы
  • Новонёбные
  • Перелетные птицы России
  • Позвоночные
  • Птицы Австралии
  • Птицы Африки
  • Птицы Красной книги
  • Птицы Красной книги России
  • Птицы леса
  • Птицы России
  • Птицы Северной Америки
  • Птицы средней полосы России
  • Птицы тайги
  • Птицы Тундры
  • Птицы Южной Америки
  • Редкие животные
  • Редкие животные России
  • Редкие птицы
  • Соколиные
  • Соколообразные
  • Соколы
  • Хищные птицы
  • Хордовые животные
  • Челюстноротые
  • Четвероногие
  • Эукариоты
  • Эуметазои
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector