Патрульные корабли проекта 22160

Достоинства и недостатки

Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:

  1. Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
  2. Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
  3. Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
  4. Наличие на борту вертолета;
  5. Радиолокационная малозаметность.

Транспортировка корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев» по Дону. Сейчас этот корабль уже введен в строй

Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:

  1. Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
  2. Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
  3. Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
  4. Низкая скорость.

Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.

«Василий Быков» на стоянке в Севастополе

Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.


Автор статьи:

Федоров Дмитрий

«Москитный флот»

Ожидается, что «Василия Быкова» передадут военным до конца 2018-го. Он станет частью «москитного флота» России, формирование которого давно обсуждают в экспертном сообществе. С 2014 по 2018 год ВМФ получил шесть малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М», еще пять должны вступить в строй в ближайшие годы. Кроме того, в настоящее время достраиваются два МРК проекта 22800 «Каракурт» (всего запланировано порядка 12 кораблей). Эти морские платформы объединяет водоизмещение менее 1000 тонн и мощное тактическое ударное вооружение — все те же «Калибры».

Эскадра небольших, малозаметных и быстрых ракетных кораблей — серьезная угроза даже для авианосца. Это понимают и на Западе. Вскоре после дебюта «Буянов» 7 октября 2015 года американский журнал Forbes писал: «Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения».

Вероятно, «Василий Быков» и другие корветы проекта 22160 с их большой длительностью автономного похода будут действовать в дальней морской зоне, а на «Буяны» и «Каракурты» ляжет задача охраны «домашней» акватории. В любом случае, если промышленности удастся поддерживать высокие темпы строительства этих кораблей, ни одно военно-морское соединение вероятного противника не сможет чувствовать себя в безопасности вблизи российских территориальных вод.

//

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.

Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Силовая установка

Первоначально на проекте предполагалась установка германских дизелей, но в связи с санкциями было выполнено импортозамещение и на корабли проекта устанавливаются дизели 16Д49 производства Коломенского завода (аналогичные установленным на корветы проекта 20380). Общая мощность ГЭУ — 12 000 л. с. (8826 КВт.). Силовая установка выполнена по двухвальной схеме, два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА6000 работают на винты фиксированного шага.

Вооружение

Артиллерийское вооружение проекта состоит из универсальной артиллерийской установки АК-176МА с возможностью поражения морских, береговых и воздушных целей. Боекомплект — 152 выстрела в башне и 152 выстрела в погребе.

Для противовоздушной и противоракетной обороны предполагается, кроме артиллерийской установки, использовать ПЗРК «Игла-С» (комплект до 8 шт) и аппаратуру РЭП.

На корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета, в том числе боевых Ка-29 и Ка-52К для которых оборудован постоянный ангар, погреба для боезапаса и зарезервировано 30 кубических метров топлива. Отдельный ангар оборудован в бортовой надстройке для базирующихся на корабле БПЛА.

В кормовом слипе корабля предусмотрено базирование бронированной десантно-штурмовой лодки проекта 02800.

Для противодиверсионной обороны на проекте установлено два дистанционно-управляемых гранатомёта ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Также корабль комплектуется двумя ручными противодиверсионными гранатометами ДП-64.

На корабле декларирована возможность установки модульного контейнерного вооружения и оснащения, в том числе крылатых ракет «Калибр» или ПКР «Уран» Х-35У, но в настоящее время на вооружении флота таких систем нет, из контейнерного снаряжения широко применяются только водолазные контейнеры.

Идут испытания контейнерной гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2»

Мореходность

Для проекта заявлены хорошая обитаемость и мореходность, а также возможность использования вооружения при волнении моря до 5 баллов. Заявленная автономность патрульного корабля проекта 22160 превышает автономность современных фрегатов проектов 11356Р и гораздо большей размерности.

«Василий Быков», головной корабль проекта 22160

Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.

«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Хорошо виден открытый лацпорт

Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.

Описание конструкции

Корпус

Основной отличительной особенностью кораблей проекта 22160 является модульная сборка. Такая методика постройки боевых кораблей впервые в России проходит обкатку на строительстве новых сторожевиков. Основная часть узлов и агрегатов, включая элементы вооружения, на кораблях однотипны, поэтому их монтаж и установка производится непосредственно на месте строительства. Универсальность конструкции кораблей заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может изменяться в процессе эксплуатации.

Корпус судна и форма надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что снижает радиолокационную заметность корабля. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, а компактная надстройка — угловатые формы. Надстройка на кораблях проекта 22160 в 2 раза меньше чем на кораблях типа «Стерегущий». Верхняя палуба и палубные пространства защищены с помощью композитных материалов с низкой отражающей поверхностью. Носовая артиллерийская установка имеет угловатую форму башни с минимальной площадью отражающей поверхности.

Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи как в открытом море, так и в морских заливах и на речных фарватерах.

Корпус корабля имеет отсек в кормовой части в котором возможно размещение двух 40-футовых контейнеров. В контейнерах могут содержаться модули и оборудование, необходимые для выполнения поставленной в данный момент задачи. Также в кормовой части размещён ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытии двери ангара, он наполняется водой и лодка имеет возможность выйти из корабля и зайти обратно своим ходом.

Позади надстройки расположен вертолётный ангар, позволяющий хранить базирующийся на корабле вертолёт в защищённом от воздействия погоды месте.

Бронирование

Бронирование на кораблях проекта 22160 отсутствует. Палуба и палубное пространство защищены композитными материалами.

Энергетическая установка и ходовые качества

На головном корабле серии, корвете «Василий Быков» установлены дизельные двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности смогут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

В качестве двигательной установки для кораблей проекта 22160 предусмотрены двигатели типа CODAG (комбинированный дизель и газ) с общей выходной мощностью 25 000 кВт. Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт.

Патрульные и максимальные скорости судна составляют соответственно 16 узлов и 30 узлов. Корабль имеет дальность хода 6000 миль на скорости патрулирования и может поддерживать автономный режим 60 дней.

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.

Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

Незаменимых нет

Испытания новых модульных систем пройдут на Северном флоте до конца года, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Их размещают в обычных 20- и 40-футовых морских контейнерах. Те, в свою очередь, устанавливают на борту разных типов кораблей, конструкция которых это позволяет.

Контейнер монтируют на палубе или в подпалубном пространстве, подключают к системе корабельного энергоснабжения и интегрируют в единую систему управления. При необходимости эти системы вооружения могут работать автономно, без подключения к корабельным энергосетям.

В настоящее время для ВМФ России строится несколько серий кораблей, специально спроектированных для применения контейнерных систем. В частности, это патрульные корабли проекта 22160 «Василий Быков», корветы проекта 20386 «Дерзкий», патрульные ледоколы проекта 23550 типа «Иван Папанин».

Серия проекта «Василий Быков» находится на стадии строительства. Два представителя этого семейства уже несут службу на Черноморском флоте. Новейшие корветы проекта «Дерзкий», строящиеся с применением стелс-технологий, по плану начнут пополнять ряды российского ВМФ после 2021 года. В настоящее время на «Северной верфи» заложен головной корвет «Меркурий».

В контейнерах, в зависимости от задач, могут быть установлены самые разные системы. К примеру, противолодочной обороны — гидроакустическая станция и торпедные аппараты. Другой вариант — противокорабельные или крылатые ракеты.

При необходимости на борту корабля в таком контейнере может быть смонтирована мощная система ПВО на базе комплексов «Редут» и «Панцирь-М». Зенитный ракетный комплекс «Редут» устанавливается на кораблях нового поколения. В его состав входит РЛС «Полимент» с четырьмя фазированными антеннами. Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Дальность действия комплекса — до 400 км. Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» в сухопутной модификации неоднократно применяли во время боевых действий в Сирии, и он зарекомендовал себя как крайне эффективное средство ПВО. С его помощью были уничтожены десятки целей, в том числе беспилотники, аэростаты, реактивные снаряды, планирующие бомбы и крылатые ракеты.

Помимо боевых модулей, разработаны также контейнеры для размещения воздушных беспилотников, подводных аппаратов, модуль для выполнения гидрографических работ.

Контейнеры с необходимым набором вооружения или оборудования можно доставить транспортным судном или самолетом в любой район Мирового океана, и там за считанные часы установить на борту. В результате можно оперативно создать в любом регионе мира район противовоздушной обороны или вести мониторинг активности подводных кораблей.

Разработан также медицинский контейнерный модуль, состоящий из операционной и реанимационной палат. Его можно будет развернуть в рамках гуманитарных операций возле берегов стран, пострадавших от стихийных бедствий.

«Надёжно войдёт в структуру ВМФ»

Все шесть кораблей проекта 22160 предназначены для Черноморского флота. В этом регионе традиционно складывается непростая обстановка с точки зрения безопасности, отмечают аналитики. Главная причина такого положения дел — постоянные попытки НАТО нарастить здесь своё присутствие.

Так, в первой половине июля глава украинского Минобороны Андрей Таран и генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе телефонного разговора договорились расширить присутствие «сил и средств» в Чёрном море. В то же время в черноморскую акваторию регулярно заходят боевые корабли стран НАТО, в том числе США.

  • Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»
  • Министерство обороны РФ

«Черноморский флот находится в достаточно непростой ситуации. Ему постоянно приходится соприкасаться с боевыми судами НАТО, которые регулярно обозначают там своё присутствие и проводят учения, в том числе с участием Украины. При этом они особо и не скрывают, против кого это направлено», — пояснил Кнутов.

«ВКонтакте» аккаунты мошенников закрывает, а Facebook и Instagram — нет»: как бороться со лжеволонтёрами в соцсетях

По словам экспертов, укрепление состава патрульных кораблей актуально и в свете возможного повторения провокаций наподобие той, что украинские моряки устроили в Керченском проливе в 2018 году. Напомним, тогда три украинских судна попытались незаконно пересечь границу России, после чего были задержаны российскими пограничниками.

В свою очередь, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов в интервью RT отметил, что такие корабли в целом довольно востребованы в российском флоте.

Последние новости о проекте

Предполагается, что к 2022-му году все шесть кораблей проекта 22160 будут введены в строй

Наиболее важной новостью, которую ждут создатели этих кораблей, может стать сообщение о завершении испытаний гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2». Этот комплекс был разработан в расчете на «контейнерное» исполнение, а это значит, что на патрульных кораблях проекта 22160 допускается его размещение

«Минотавр» позволит закрыть последний «пробел» — ни «Василий Быков», ни «Дмитрий Рогачев» сегодня не способны обнаруживать подводные лодки, что в значительной мере снижает их ценность в глазах командования ВМФ. Пока же оба корабля проходят период освоения их экипажами. «Василий Быков» уже довольно активно используется для сопровождения других судов, а «Дмитрий Рогачев» был продемонстрирован 8 сентября на морском параде в Новороссийске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector