Корветы проект 20385: военные корабли технологии стелс «гремящий» и «проворный»
Содержание:
«Принципиально новые технологии»
Проект многоцелевого корвета 20385 был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». «Гремящий» предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, охраны прибрежной зоны и сопровождения других кораблей.
Водоизмещение корвета составляет 2,2 тыс. т, длина корабля — 104 м, ширина — 13 м. «Гремящий» может развивать скорость до 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания составляет 3,5 тыс. морских миль (около 6,5 тыс. км) при автономности в 15 суток. Обеспечивает работу корабля экипаж в составе 99 моряков.
В марте 2018 года в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что в ближайшие годы ТОФ получит четыре таких корабля.
«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр»… Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. В планах довести их общее количество до восьми единиц», — рассказал адмирал Авакянц.
Также по теме
«Флот мощной океанской державы»: как в ближайшие годы усилятся боевые возможности российского ВМФ
Доля современных образцов вооружений на флоте превысила 62%. Об этом заявил президент России Владимир Путин на торжественном приёме по…
Корветы проекта 20385 вооружены 100-мм автоматической артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматами АК-630М, универсальными ракетными комплексами «Калибр-НК» с восемью крылатыми ракетами на борту, комплексом противовоздушной обороны ЗРК «Редут» с большим количеством пусковых ячеек и торпедным комплексом «Пакет-НК».
Кроме того, корветы проекта 20385 оснащены широким рядом радиолокационных систем и комплексов электронного управления системами корабля. Так, на «Гремящем» установлена боевая информационно-управляющая система «Сигма», а выявление противника на море и в воздухе осуществляется станцией «Фурке-2». Система управления огнём корабля работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». Обнаружение подводных целей осуществляют станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».
В конструкции корабля активно применялись композитные материалы, в том числе негорючий многослойный пластик, а в архитектуре главных надстроек использован принцип отражающих поверхностей, который позволяет значительно снизить радиолокационную и оптическую заметность. Эти же материалы и принципы применялись и при конструкции корпуса корабля, что снижает возможность его обнаружения подводными лодками. Всё это значительно повышает «живучесть» корвета, позволяя «Гремящему» на больших расстояниях выявлять корабли вероятного противника, самому оставаясь вне зоны обнаружения.
- Корвет «Гремящий»
Серия кораблей
В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля («Гремящий» и «Проворный») с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380.
— Головной корабль проекта 20380 «Стерегущий» (бортовой номер 530, заводской — 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на «Северной верфи», спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г.
— Первый серийный корвет — «Сообразительный» (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на «Северной верфи», спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г.
— «Бойкий» (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на «Северной верфи», спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г.
— «Совершенный» (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе» (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г.
— «Стойкий» (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на «Северной верфи», спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г.
— «Громкий» (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г.
— «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца «Быстрый» Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
— «Резкий» (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ.
— «Ретивый» (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на «Северной верфи».
— «Строгий» (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на «Северной верфи».
Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на «Северной верфи» (заводские номера 1010-1013), двух — на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.
Также на «Северной верфи» строятся два корвета по переработанному проекту 20385:
— «Гремящий» (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г.
— «Проворный» (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.
Еще один корвет строится на «Северной верфи» по проекту 20386:
— «Дерзкий» (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.
Предназначение
Корабли проекта 20385 – это многоцелевые корветы, предназначенные для обнаружения и ликвидации подводных и надводных судов противника. Кроме того, они способны решать различные боевые задачи в прибрежной зоне, а также служат для высадки десанта. На борту имеется артиллерийское, ракетное, противолодочное вооружение и усовершенствованные радиолокационные станции. Предусмотрена установка гидроакустических систем.
Новаторским решением стала возможность размещения на судне небольшой величины специального ангара, в котором может поместиться вертолет Ка-27. Это еще больше увеличивает вероятность обнаружения вражеских подводных лодок и расширяет боевые возможности судна. Особенность проекта российских корветов 20385 заключается в том, что они построены с использованием новейших технологий, снижающих их радиолокационное выявление.
Дополнительную прочность и защиту обеспечивает использование композитных материалов, которые разработаны мировым лидером в этой сфере – питерским ФГУП «Прометей». Свою практичность и надежность компоненты доказали еще при строительстве проекта 20380.
Строительство
«Государь Император Высочайше повелеть соизволил наименовать и зачислить в списки судов флота строящуюся в Новом Адмиралтействе лодку „Гремящий“», о чём 10 ноября 1890 года в Морском ведомстве был издан приказ.
Лодка заложена в эллинге Нового Адмиралтейства 21 декабря 1890 года. В январе 1891 года чертежи были откорректированы в связи с выявленными недостатками при испытаниях головной лодки «Грозящий». Были изменены: боевая рубка, жилые помещения, расположение вентиляционных труб. Но главное изменение коснулось гребных валов и фундаментов под машины в связи с переходом на вертикальный тип паровых машин. Данные изменения расширили сроки постройки и увеличили стоимость. Примерная стоимость переделки, уже изготовленных к тому времени частей корпуса «Гремящего», оценивалась в 7657 рублей 81,5 копеек. При строительстве все водонепроницаемые переборки проходили отдельные гидравлические испытания.
Броневые листы были изготовлены на английском заводе «Виккерс, Сыновья и К°» по контракту от 5 января 1891 года. Выборочно, но из каждой партии, плиты подвергались обстрелу. 7 февраля 1891 года был заключён контракт с другой английской фирмой — «Моделей, Сыновья и Фильд», на изготовление двух вертикальных паровых машин тройного расширения пара и семи котлов системы Бельвиля (один был изготовлен в России). Также фирма взялась изготовить дейдвудные валы, винты, некоторые механизмы, запасные части, доставить всё в Петербург и установить на лодку «Гремящий». Общая стоимость составила 32 050 английских фунтов. На «Гремящем», в отличие от «Грозящего», было установлено восемь котлов Бельвиля, по четыре в ряд, топками к бортам. Спуск на воду произошёл 7 мая 1892 года в 11 часов 15 минут в присутствии Государя Императора с супругою.
К началу сентября 1892 года был завершён монтаж котлов, машин и всех вспомогательных механизмов энергетической установки, и уже 9 сентября «Гремящий» своим ходом ушёл в Кронштадт на окончательную достройку, вооружение и бронирование.
В ходе вооружения лодки, в кормовой части, было установлено вновь принятое на вооружение российского флота 6-дюймовое орудие длиной 35 калибров, которое было изготовлено по английской системе Лонгриджа, при которой скрепление осуществлялось стальной лентой размером 6,6×1,3 мм, навивавшейся в холодном состоянии, что позволяло сократить массу на 20 % и снизить стоимость, в отличие от системы скрепления кольцами и цилиндрами.
Все этапы строительства лично контролировал управляющий Морским министерством Н. М. Чихачёв. В ходе испытаний «Гремящий» на мерной миле показал скорость в 14,2 узла. Общая строительная перегрузка составила 205 тонн. «Гремящий» принят в казну и вступил в строй в 1893 году.
P. M. Мельников был крайне недоволен и высказал следующее: «…это один из удручающих примеров домостроя. Факты таковы: „Кореец“ был сдан частным шведским заводом в полной готовности менее чем через год после начала постройки, частная верфь РОПиТ в Севастополе сдала лодку „Черноморец“ через полтора года, казенное Николаевское адмиралтейство лодку „Запорожец“ — через два с половиной года, а постройка „Грозящего“ на гораздо более оснащенной казенной верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге продолжалась более четырёх лет.»
Модернизации и переоборудования
В период с 1966 года по 29 декабря 1968 года корабль был модернизирован по проекту 57А на своём заводе-строителе в Ленинграде. Дорогостоящая модернизация с почти полным перевооружением была предпринята по причине низкой эффективности главного ракетного комплекса; после завершения всех работ эсминец переклассифицировался в большой противолодочный корабль — соответственно менялось и вооружение. В ходе модернизации обе пусковые установки для крылатых ракет вместе с ракетными погребами демонтировались, снимались также две из четырёх 57-мм зенитных установок. Взамен демонтированного вооружения в кормовой части устанавливался зенитно-ракетный комплекс «Волна» и добавлялись 30-мм зенитные автоматы АК-230 для самообороны, трёхтрубные торпедные аппараты заменялись на пятитрубные, а вместо двух устаревающих бомбомётов РБУ-2500 монтировались три более новых РБУ-6000. Для поиска подводных лодок была установлена новая гидроакустическая станция «Титан-2» с подкильной антенной в бульбовом обтекателе.
Конструкция
По проекту, утверждённому в МТК 4 октября 1888 года, лодка имела следующие характеристики:
- длина между перпендикулярами — 67,97 метра (223 фута)
- наибольшая ширина без обшивки — 12,69 метра (41 фут 7½ дюйма)
- водоизмещение — 1492 тонн
- средняя осадка в полном грузу — 3,35 метра (11 футов)
- две горизонтальные паровые машины, 6 котлов
После изменений, по факту после достройки:
- длина максимальная — 72,26
- наибольшая ширина — 12,7
- водоизмещение — 1700 тонн
- максимальная осадка — 4,4 метра
- две вертикальные машины тройного расширения (2500 л. с.), 8 котлов системы Бельвиля
- вооружение: 1 × 229/35, 1 × 152/35, 6 × 47-мм, 2 × 37-мм, 2 × 381-мм НТА
Проект
17 ноября 1887 года в Морском техническом комитете (МТК) Российской империи состоялось совещание на предмет строительства нового типа канонерских лодок для Балтийского флота. По резолюции И. А. Шестакова к разработке проекта броненосной лодки с ходом до 15 узлов, осадкой не свыше 3,35 метра (11 футов) и с вооружением из одного 8-дюймового орудия и известным числом скорострелок приступили 17 ноября 1887 года. В ходе проектирования вооружение было изменено на одно 9-дюймовое орудие в носовой части и одно 6-дюймовое в кормовой части.
24 августа 1888 года в МТК был утверждён окончательный вариант проекта, по которому предусматривалось строительство четырёх лодок — «Грозящий», «Гремящий», «Отважный» и «Храбрый» с изменённым составом вооружения. Наряд на постройку получили Новое Адмиралтейство и Балтийский завод.
Оценка проекта
Как отметил P. M. Мельников: «Канонерские лодки типа „Грозящий“ отразили качественно новый этап в развитии кораблей этого класса. В них воплотилась концепция малого артиллерийского корабля, предназначенного не только для обороны побережья, но и для активных операций на всем Балтийском театре. Идея свободы действия русского флота в Балтийском море, возрождавшаяся с началом постройки мореходных броненосцев, требовала значительных усилий — Германия устойчиво опережала Россию по количеству броненосцев и реально компенсировать это превосходство можно было лишь путем расширения функций канонерских лодок. Сделав эти корабли эскадренными, можно было надежно обеспечить охрану своих броненосцев от миноносцев противника, а при подходящих обстоятельствах ввести их в артиллерийский бой главных сил».
Параметры мореходности
Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.
Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы
Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 – первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.
В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.
Служба
Служба в 1989—1991 годах
С 1 по 6 мая 1989 года корабль выполнял показные мероприятия для делегации Бундесмарине во главе с адмиралом Веллерсхофом. С 19 мая по 1 июня 1989 года эсминец участвовал в учениях стран ОВД, находился в резерве, в ходе учений поразил 1 ракету-мишень. Спустя 1,5 месяца на тактических учениях обе мишени не были поражены.
17 июля 1989 года «Гремящий» посетил главнокомандующий ВМС Финляндии контр-адмирал Тикка Юхауг. В период с 20 по 25 июля 1989 года эсминец осуществил межфлотский переход из Балтийска в Североморск, перейдя в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры.
7 августа 1989 года корабль был включён в состав кораблей постоянной готовности первой линии, 23 августа корабль посетил с проверкой начальник штаба Инспекции Министерства обороны генерал-полковник Сычинский. По результатам года эсминец «Гремящий» получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу. 24 января 1990 года вышел на боевую службу в Средиземное море с эсминцем «Окрылённый», 5 марта совершал совместные манёвры и отрабатывал связь с итальянским фрегатом «Минерва». 26 апреля выполнил заход в Тартус (Сирия). В период с 25 июня по 1 июля нанёс визит в Гавану (Куба), участвовал в совместных с ВМС Кубы военно-морских учениях. 3 июля «Гремящий» взял пробы воды и произвёл осмотр района в районе гибели ПЛ К-219. 21 июля корабль прибыл в Североморск, пройдя за время боевой службы 24 000 морских миль за 176 ходовых суток. По результатам года эскадренный миноносец получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу.
С 26 по 31 августа 1991 года «Гремящий» в качестве флагманского корабля участвовал в акции «Дервиш», посвящённой памяти 50-летия первого северного конвоя. 23 сентября в составе КУГ выполнил призовую артиллерийскую стрельбу и учебную минную постановку на оценку «отлично»; 17 октября аналогично выполнил ракетную стрельбу ПКР «Москит». Совместно с эсминцем «Расторопный».
Служба после 1991 года
25 марта 1992 года в течение 4,5 часов вытеснял из территориальных вод России американскую подводную лодку. В феврале 1993 года принимал участие в учениях под флагом адмирала И. В. Касатонова, с 6 по 11 апреля находился в море на зачётном учении по ПВО в составе КУГ (флагман — адмирал О. А. Ерофеев), выполнил на «отлично» совместные упражнения с эсминцами «Окрылённый» и «Безудержный». 15 апреля при прохождении инспекторской проверки эсминец выполнил стрельбу ЗАК АК-630 и РЭП (оценена на «отлично»), кораблю дана общая оценка «хорошо».
16 мая 1993 года корабль опять вышел в море, под флагом вице-адмирала Ю. Г. Устименко посетил в период с 25 мая по 1 июня с официальным визитом Ливерпуль для празднования 50-летия Битвы за Атлантику. В Ливерпуле «Гремящий» посетили 46 000 англичан, в их числе первый лорд Адмиралтейства адмирал А. Уинфрид. По итогам года эсминец завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ по артиллерийской подготовке. В 1994 году был признан лучшим кораблём ВМФ России по артподготовке.
С 23 апреля по 27 октября 1994 года проходил текущий ремонт на судоремонтном заводе № 35 в Росте (заменены трубки котлов). 12 января 1995 года «Гремящий» был помещён в ПД-50 на судоремонтном заводе № 82 в Росляково для выполнения доковых работ. Докование было завершено 11 марта этого же года. С марта 1995 по январь 1996 года корабль выполнял задачи боевой подготовки; был награждён Дипломом Президента России за участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. В сентябре 1996 года из-за неудовлетворительного состояния трёх из четырёх котлов (1-го, 2-го и 4-го) эсминцу был запрещён выход в море. Из состава сил постоянной боевой готовности «Гремящий» был выведен 28 марта 1997 года с переведением в резерв второй категории. Сроки ремонта корабля истекли в декабре 1997 года. 16 февраля 1998 года переведён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. 15 июня на «Гремящем» был сокращён штат. Списан в 2007 году.
В апреле 2016 года объявлен утилизационный тендер от Минобороны РФ.
Общие сведения
Эскадренный миноносец «Гремящий» стал первым из четырёх ракетных эсминцев, строившихся в Ленинграде на судостроительном заводе имени Жданова по проекту проекта 57бис. Всего серия кораблей этого типа включала в себя восемь единиц и, кроме Ленинграда, строилась также в Николаеве и Комсомольске-на-Амуре. Эсминцы проекта 57бис были первыми в мире мореходными кораблями, специально спроектированными для управляемого ракетного оружия. Несмотря на опередившую своё время идею, в качестве ударных кораблей эсминцы проекта 57бис оказались неудачными вследствие недостатков главного ракетного комплекса с крылатой ракетой КСЩ. По этой причине была проведена их дорогостоящая модернизация с практически полным перевооружением; модернизированные боевые единицы получили шифр проекта 57А и были переклассифицированы в большие противолодочные корабли (БПК). Первым в этом ряду стоит именно «Гремящий», который модернизировали на заводе-строителе в период 1966-1968 годов.
«Гремящий» служил в составе Краснознамённого Северного флота, совершил ряд походов и визитов в зарубежные порты, а в 1971 году на боевой службе в Средиземном море побывал, фактически, в районе военных действий. В период службы корабль носил гвардейский Военно-Морской флаг, унаследованный от одноимённого эсминца проекта 7, заслужившего гвардейское звание в боях Великой Отечественной войны. В 1987 году прославленное название понадобилось для строящегося эсминца проекта 956, поэтому старый корабль вывели из боевого состава флота, разоружили и переклассифицировали в опытовое судно ОС-315. В 1994 году корпус бывшего БПК был продан в Индию для утилизации.
Литература
- Несолёный С. В. // Канонерские лодки первой эскадры флота тихого океана в русско-японской войне. 1904-1905 гг.. — СПб.: P. P. Муниров, 2011. — 96 с. — (Боевые корабли мира). — ISBN 978-5-98830-55-0.
- Мельников Р. М. [coollib.com/b/284475/read Минные крейсера России. 1886–1917 гг] / Технический редактор Арбузов В. В.. — СПб.: Издатель М. А. Леонов, 2005. — 128 с. — (Боевые корабли мира). — ISBN 5-902236-21-5.
- Андрей Лактионов. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — М.: АСТ, 2002. — 733 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-9578-1096-7.
- Широкорад А. Б. Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 512 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5–17–017796–8.
- Составители: Дивин В. А., Егоров В. Г., Землин Н. Н., Ковальчук В. М., Кровяков Н. С., Мазунин Н. П., Новиков Н. В., Никульченков К. И., Носов И. В., Селяничев А. К. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 год / Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н. В. Новикова. — М.: Воениздат МВС СССР. Академия Наук Союза ССР. Институт истории, 1948. — 492 с.
- Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. Дневник корреспондента «Нового Края» на театре военных действий в Китае в 1900 году Дмитрия Янчевецкого.. — СПб. — Порт-Артур: издание П. А. Артемьева, 1903. — 618 с.
- George Alexander Lensen. The Russo-Chinese War. — Diplomatic Press, 1967.
- Бубнов М. В. Порт-Артур. Воспоминания о деятельности 1-й Тихоокеанской эскадры и морских команд на берегу во время осады Порт-Артура в 1904 году. — СПб., 1907. — 294 с.
- «Гремящий» // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Веревкин Н. Н. Очерки из жизни осажденного Артура, СПб., 1904, с. 58
- Будиловский И. В. Военные флоты и морская справочная книжка за 1897 год; за 1899 год; за 1901 год; за 1903 год.
- Макаров С. О. Документы. Т. 1, 11. Военмориздат, 1953 г; 1960 г.
- Виктор Катаев. «Кореец» в лучах славы «Варяга». Все о легендарной канонерской лодке. — М.: Эксмо, 2012. — 128 с. — 1700 экз. — ISBN 978-5-699-61028-0.
Выбор оптимальной конфигурации
ОЧКИ | СТОЙКОСТЬ | АТАКА | ПОДДЕРЖКА | СМЕКАЛКА | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Порядок прокачки навыков:
1
2
3
4
5
6
7
Модернизации
1
2
3
Во второй слот рекомендуется к установке «Форсаж Мод. 1» для увеличения длительности данного снаряжения
Вариант 1:
1
2
3
Выбор камуфляжа: (кликабельно)
top
Тип 9 — Гремящий
Бонусы:
- +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
- -3% к заметности с кораблей;
- +50% к опыту, заработанному за бой;
- -10% к стоимости обслуживания после боя.
Стоимость: Бесплатно.
Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополнятся бесплатно.
1
Стандартный камуфляж — Тип 1
Бонусы: пятнистая окраска, которая снижает заметность корабля на 3%.Стоимость: 7500 .
Примечание: камуфляж приобретается на один бой.
2
Стандартный камуфляж — Тип 2
Бонусы: полосатая волнистая окраска, которая увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%.Стоимость: 7500 .
Примечание: камуфляж приобретается на один бой.
3
Стандартный камуфляж — Тип 5
Бонусы:
- -3% к заметности с кораблей;
- +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю.
Стоимость: 22500 .
Примечание: Этот камуфляж приобретается на один бой.
4
Стандартный камуфляж — Тип 6
Бонусы: окраска с наклонными линиями, которая снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает опыт за бой на 100%. Стоимость: 50 .
Примечание: камуфляж приобретается на один бой.
1
2
3
4
Так как стрелять мы будем постоянно, а значит находиться в засвете противника, то приемлемым вариантом будет камуфляж на увеличение рассеивания снарядов противника.
Итог
Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.