Линейные корабли ссср: история советских линкоров 1920-1988

Литература и источники информации

Литература

  • Заблоцкий В. Крейсера «холодной войны». — Москва. — Яуза: Коллекция, 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-699-26175-8
  • Скалкин Ф. Газета «Московская правда». — 4.06.1996 г..
  • Аммон Г. А. Морские памятные даты.. — 1987 г..
  • Дважды Краснознамённый Балтийский флот. — Москва. — 1978 г.
  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. — Москва. — 1979 г..

Ссылки

Лёгкие крейсера типа «Свердлов» проекта 68-бис

https://battleships.spb.ru/0581/Sverdlov.html (ТТХ лёгкого крейсера «Свердлов»)

https://worldweapon.ru/flot/68bis.php (Крейсера проекта 68-бис)

https://izvestia.ru/news/327100 (Рассказ о крейсере «Свердлов» от корреспондента)

https://voentorgmag.ru/catalogue/cat468/prod17063.html (Медаль За поход в Англию)

https://ertata.ru/post169893740/ (Визит крейсера «Свердлов» в Англию)

https://www.moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/199-rudak?showall=1 (Биография капитана 1 ранга Адмирала Рудакова О. И.)

https://cont.ws/post/77251/ (Тайна Лайонела Крэбба)

Конструкция

Схема крейсера.

Проект крейсера создавался исходя из следующих требований: водоизмещение 10 160 тонн, скорость 36 узлов, артиллерия главного калибра из 8 203-мм орудий (той же модели, что и на типе «Зара»). Крейсер должен был оставаться на плаву при затоплении 3-х смежных отсеков. Бронирование такое же как на типе «Тренто».

Корабль имел достаточно большую строительную перегрузку. Воодоизмещение: 10 890 т (стандартное), 13 885 т (в полном грузу). Размерения: длина наибольшая 196,9 м, ширина 20,6, осадка 6,57 м (при нормальном водоизмещении).

Бронирование

Бронирование состояло из 70-мм главного броневого пояса, замыкавшегося перед барбетом первой и у последней башни главного калибра траверзами 60 мм толщины, и 50-мм плоской броневой батарейной палубы (отличие от типа «Тренто» в том, что пояс заходил в нос за барбет первой башни). Барбеты башен главного калибра над верхней палубой имели толщину 70 мм, под ней 60 мм, боевая рубка 100 мм, командно-дальномерный пост 70 мм, башни главного калибра лоб — 100 мм, бока и крыша 80 мм. Бронирование давало зону свободного маневрирования от 152-мм бронебойных снарядов на дистанций от 75 до 120 каб.

Вооружение

Главный калибр состоял из восьми 203-мм орудий образца 1929 года системы «Ансальдо» с длиной ствола 53 клб, заключенных в четыре двухорудийные башни, располагавшиеся парами на носу и корме по линейно-возвышенной схеме. Ствол орудия состоял из лейнера, внутренней трубы обработанной с применением афтофритажного процесса Шнейдера, по всей длине заключенной в кожух, и скрепляющего кольца. Нарезка — однородная, с шагом 30 клб. Замена лейнера могла производиться прямо на корабле. Орудие снабжалось горизонтальным поршневым затвором Велина с гидравлическим приводом. Гидравлические досылатели крепились к люльке, поэтому заряжание могло производиться при любом угле возвышения. Цикл стрельбы составлял 16 с, что обеспечивало техническую скорострельность 3,8 выстр./мин, практическая составляла 3 выстр./мин.
Универсальный калибр состоял из восьми двухствольных установок 100-мм орудий.
Мелкокалиберная зенитная артиллерия состояла из четырёх 40-мм автоматов Виккерса и восьми 13,2-мм пулемётов «Бреда» в четырёх двухствольных установках.

Система управления огнём такая же, как на крейсерах типа «Пола».

Энергетическая установка

В состав силовой установки входили десять водотрубных котлов изготовленных заводом Ансальдо и четыре турбины Парсонса. Схема размещения установки — эшелонная. Котлы производили пар под рабочим давлением 22 кГ/см². Мощность каждой турбины — 37 500 л. с. Общая мощность главной энергетической установки составила 150 000 л. с. Крейсер имел шесть турбогенераторов постоянного тока мощностью по 180 кВт напряжением 220 В (суммарная мощность 1080 кВт) и два вспомогательных дизель-генератора. Электрооборудование было аналогичным с тем которое было установлено на тяжёлых крейсерах типа «Зара». На испытаниях «Больцано» имея водоизмещение 11 021 тонну показал рекордную для тяжёлого крейсера скорость 36,81 узла на мощности 173 772 л. с. при 366 об/мин. Нормальный запас топлива составлял 1800 тонн, полный — 2260 тонн. Полностью укомплектованный, с нормальным запасом топлива на борту крейсер развил 35 узлов. Во время службы он показывал скорость 33-34 узла, во время войны длительно развивал скорость 33 узла, в то время как «Тренто» и «Триесте» длительное время могли поддерживать только 30-31 узел. Практическая дальность плавания «Больцано» составляла 4432 мили на 16 узлах, 2925 миль на 25 узлах и 910 на 35 узлах.

Боевая эффективность

Схема бронирования:

700px
bottom

Толщина брони, мм:

1

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Обшивка 25
Носовой бронепояс 113…200
Кормовой бронепояс 113…125
Палуба Оконечности 25
Центральная часть 25…35

2

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Надстройки 16
Боевая рубка 200…300

3

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 21…300
Кормовой траверс 21…300
Борт 75…300
Палуба 25…35

4

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Башни ГК Лоб 400
Бок 400
Тыл 400
Крыша 200
Барбеты 250…375

5

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 32…300
Кормовой траверс 32…300
Борт 50…100
Палуба 70

Общая

1
Обшивка

2
Надстройки

3
Каземат

4
Установки ГК

5
Цитадель

Достоинства и недостатки:

Достоинства:

  • хороший запас очков боеспособности;
  • хороший урон ББ снарядов;
  • хорошая точность стрельбы;
  • хорошее время перекладки рулей.

Недостатки:

  • долгое время перезарядки орудий ГК;
  • долгое время поворота башен ГК;
  • большой радиус циркуляции;
  • уязвимость цитадели;
  • посредственная противоторпедная защита (16%).

Описание конструкции

Основная статья: лёгкие крейсера типа «Свердлов».

Корпус и бронирование

Общий вид лёгкого крейсера проекта 68-бис

Лёгкие крейсера проекта 68-бис имели стальной корпус с удлинённым полубаком. От предшественников — крейсеров проекта 68К — корпус отличала полностью сварная конструкция, с отказом от клёпаных соединений.

Для защиты жизненно важных частей корабля была применена стальная гомогенная броня. Цитадель, башни главного калибра и боевую рубку прикрывали 120…100-мм бронеплиты, рассчитанные на защиту от главного калибра лёгких крейсеров противника; боевые посты верхней палубы и надстроек защищало только противоосколочное бронирование. При постройке крейсеров проекта впервые в СССР была освоена сварка толстой корабельной брони, а сама она при этом полностью включалась в корабельные конструкции, позволяя облегчить за счёт этого набор корпуса.

Конструктивная подводная защита включала в себя, кроме традиционного двойного дна, также систему продольных переборок и бортовых отсеков для хранения жидких грузов.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка крейсера — котлотурбинная, двухвальная. Пар для главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) обеспечивали 6 водотрубных котлов типа КВ-68. Энергоустановка располагалась в восьми смежных отсеках средней части корпуса; для большей живучести машинные и котельные отделения размещались двумя автономными эшелонами, что уменьшало вероятность выхода из строя сразу всех котлов или обоих ГТЗА при попадании одной торпеды или снаряда. Носовой ГТЗА работал на гребной вал правого борта, а кормовой — на вал левого. Движителями служили два бронзовых трёхлопастных винта фиксированного шага диаметром 4,58 м.

Топливом для котлов служил флотский мазут марки «Ф»; полный его запас состоял из 2236 тонн в междудонном пространстве и расходных цистернах бортовых отсеков. На этом топливе крейсер мог пройти около 9000 миль при экономической скорости хода в 17 узлов.

Полная мощность главной энергетической установки составляла 128000 лошадиных сил, что позволяло крейсеру развивать скорость свыше 33 узлов.

Вооружение

152-мм артустановка МК-5-бис главного калибра

В качестве главного калибра применены четыре трёхорудийные 152-мм полуавтоматические артустановки МК-5-бис. В состав боекомплекта (150 выстрелов на ствол) входили полубронебойные, осколочно-фугасные, практические снаряды и дистанционные гранаты весом 55 кг с зарядом взрывчатого вещества весом 24 кг. Угол максимального возвышения орудий составлял 45°, а начальная скорость снаряда в 950 м/с обеспечивал максимальную дальность стрельбы 31,5 км. После доработок системы управления в конце 1950-х годов стало возможно вести стрельбу главным калибром и по воздушным целям, получая данные от СУАО универсального калибра крейсера.

Универсальный калибр был представлен шестью спаренными 100-мм стабилизированными башенными установками СМ-5-1С с длиной ствола 70 калибров. Эти орудия расположили на полубаке, по три башни на борт. Время заряжания одного ствола составляло около 3-4 секунд. Боезапас (331 выстрела на ствол) включал в себя фугасные, осколочно-фугасные, зенитные, осветительные беспарашютные и радиолокационные снаряды массой 15,6 кг и 15,9 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -8° до +85°. При начальной скорости снаряда в 985 м/с максимальная дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла 24 км, а предельная высота полёта воздушных целей — 16 км.

100-мм универсальная артустановка СМ-5-1

Также крейсер располагал 16-ю спаренными зенитными 37-мм автоматическими щитовыми установками В-11М, размещёнными на кормовой надстройке, баке и носовой надстройке. Заряжание установки унитарно-обойменное, по 5 патронов в обойме; темп стрельбы составлял 100 выстрелов на ствол с последующим охлаждением в течение 15-20 секунд. Боезапас (1396 выстрелов на ствол) включал в себя осколочно-трассирующие снаряды весом 0,732 кг с ВВ массой 36 грамм бездымного пороха и бронебойно-трассирующие снаряды весом 0,758 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -15° до +90°. При начальной скорости снаряда в 880 м/с максимальная дальность стрельбы по морской цели составляла 8,4 км, а по воздушной цели — 4 км.

Торпедное вооружение крейсера включало в себя два 553-мм пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-68бис, наводящихся в горизонтальной плоскости. Торпеды 53-39ПМ — парогазовые, с БЧ массой 300 кг при весе самой торпеды в 1,875 тонны. Скорость хода торпеды 51 узел при дальности хода 4 км и 39 узлов при дальности 8 км. Боезапас корабля состоял из 10 торпед в аппаратах и 5 торпед в погребе.

Первое поколение атомных ракетных крейсеров

Атомные ракетные крейсеры США

Атомный ракетный крейсер «Лонг Бич»

К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9 Long Beach) в США приступили в 1955 году. Следует заметить, что американцы вовсе не стремились создать именно «крейсер». Основной задачей будущего корабля виделась ПВО авианосного соединения во главе с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». Таким образом предполагалось создать фактически эскортный корабль. Однако в тот момент американские судостроители ещё не располагала достаточно компактными ЯЭУ. Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на базе реактора S5W, применявшихся на первых серийных ПЛ ВМС США. Мощность оказалась недостаточной и на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес энергетической установки оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. Результатом этого стал резкий рост размеров и водоизмещения корабля.

Вооружение корабля отражало его эскортную сущность — 1 спаренная ПУ ЗРК «Талос» (Talos), 2 спаренных ПУ ЗРК «Терьер» (Terrier) и восьмизарядная ПУ противолодочных ракето-торпед ASROC. Для самообороны от ПЛ предназначались 2 трёхтрубных ТА для 324-мм противолодочных торпед. «Лонг Бич» первоначально не имел ни одного артиллерийского орудия и не случайно классифицировался двойственно — и как Fleet escort и как Missile cruiser.

Атомный ракетный крейсер «Бейнбридж»

Следующим представителем атомных ракетных крейсеров ВМС США стал «Бейнбридж» (CGN-25 Bainbridge), вошедший в строй в 1962 году. К моменту начала строительства этого корабля удалось разработать заметно более компактный реактор D2G. что позволило разместить две такие установки в корпусе крейсера типа «Леги», чьим атомным вариантом и являлся «Бейнбридж». Вооружение атомного крейсера полностью соответствовало «Леги» — 2 спаренных ПУ «Терьер», восьмизарядная ПУ ASROC и 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата. В отличие от «Лонг Бич», «Бейнбридж» изначально получил артиллерию — 2 спаренные 76-мм установки, разработанные ещё в годы Второй мировой войны.

В итоге американский флот получил небольшое соединение атомных кораблей в составе «Энтерпрайза», «Лонг Бича» и «Бейнбриджа», которое рассматривалось командованием флота как экспериментальное. Предполагалось, что следует накопить опыт эксплуатации атомных кораблей и лишь потом принимать решение о развитии атомных надводных сил. В связи с этим американское военно-морское ведомство намеревалось сделать паузу в строительстве атомных крейсеров. Оценки эффективности атомного надводного флота были крайне осторожными. Так в 1961 году оперативное управление штаба ВМС представило Конгрессу доклад, где в частности утверждалось:

Атомный ракетный крейсер «Тракстан»

Тем не менее, Конгресс США по собственной инициативе заказал для моряков корабль, о котором они не просили. Им стал крейсер «Тракстан» (CGN-35 Truxtun) — атомный вариант ракетных крейсеров типа «Белкнап», полностью соответствовавший по вооружению своим паротурбинным двойникам. Основное вооружение сократилось до 1 спаренной ПУ с которой можно было запускать и зенитные ракеты «Терьер» и противолодочные ракето-торпеды ASROC, но корабли получили новую автоматизированную артустановку калибра 127 мм.

Следует заметить, что классификация этих кораблей оказалась крайне запутанной. Официально они числились в составе флота как DLG (Destroyer leader guided) — лидерами эскадренных миноносцев (атомные соответственно — DLGN), также часто именовались Fleet escort — эскортными кораблями флота, что дало повод называть их фрегатами. Лишь в 1975 году все эти боевые единицы стали классифицироваться как ракетные крейсеры.

Проект советского атомного ракетного крейсера

В 1955—56 годах руководство советского ВМФ выдало два задания на проектирование надводных кораблей с ЯЭУ. Предполагалось разработать лёгкий крейсер проекта 63, вооружённый стратегическими и противокорабельными ракетами, а также ЗРК ближнего действия М-1. Одновременно разрабатывался корабль ПВО проекта 81, оснащённый ЗРК дальнего действия М-3. В начале 1957 года обе разработки были объединены на базе крейсера проекта 63.

Разработка крейсера была поручена ЦКБ-17, но фактически дело не пошло дальше эскизного проекта, который оказался весьма приблизительным, так как большая часть запланированного вооружения и оборудования существовала только на бумаге. Кроме того, вызывала большие сомнения боевая устойчивость кораблей проекта в открытом океане, особенно при воздушном нападении. В результате работы были прекращены в марте 1959 года.

История создания

Предшественники

Две проекции крейсера типа Baltimore

Первыми тяжелыми крейсерами США были корабли типа Pensacola, появившиеся в конце 20-ых годов ХХ-го века. Затем на его основе были созданы тяжелые крейсера типа Northampton и Portland, а вот тип New Orleans уже отличался от них.

Но примерно в то же время, во второй половине 30-ых годов, появились легкие крейсера типа Brooklyn и при создании уже тяжелого крейсер было решено взять за основу именно их конструкцию. Так появился в 1937 году USS Wichita (1937) — вместо пяти башен с орудиями 152 мм он имел три с орудиями 203 мм, также было улучшено бронирование.USS Wichita (1937) остался единственным кораблем своего типа, но послужил базой для следующего, одного из основных типов тяжелых крейсеров США Второй Мировой Войны — Baltimore.

Корабли типа Baltimore отличались от USS Wichita (1937), прежде всего:

  • увеличенным водоизмещением из-за использования дополнительного балласта для улучшения остойчивости;
  • использованием башен со спаренными орудиями 127 мм;
  • улучшением бронирования;

Предпосылки к созданию

Как уже было написано ранее, базой для тяжелых крейсеров типа Baltimore, проектирование которых началось в 1939 году, послужила USS Wichita (1937), созданная на основе легких крейсеров типа Brooklyn второй половины 30-х годов ХХ века.

Поэтому с июля 1940 года начались работы по созданию корабля данного класса новой конструкции, который должен был иметь усиленное бронирование по сравнению с Brooklyn.

Рассматривались 3 варианта:

  • корабль с девятью орудиями с бронированием, которое может выдержать попадание 152 кг снаряда;
  • корабль с 12 орудиями;
  • корабль также с 12 орудиями, но уже стандартным водоизмещением 17000 тонн и скоростью 35 узлов. Но это было развитие проекта февраля этого же года, который представлял собой крейсер водоизмещением 14250 тонн на базе USS Wichita (1937), но с улучшенным бронированием.

При этом каждый проект должен был обладать:

  • бронированием палубы 76 мм;
  • дальностью плавания морских миль при скорости хода 15 узлов.

Варианты проекта получили обозначения CA-A, CA-B и CA-C соответственно.

Проектирование

В первой половине сентября 1940 года были подготовлены проекты CA-A и CA-B и 18 сентября Корабельное Бюро отправило их предварительные характеристики. При этом был готов эскиз только проекта CA-B, хотя известно, что CA-A должен был представлять собой, по сути, Baltimore с усиленным бронированием.

Параметр Вариант
CA-A CA-B
Стандартное водоизмещение, т 15400 17000
Полное водоизмещение, т 18300 200
Длина по ватерлинии, м 213 210
Ширина, м 22,3 23,5
Осадка, м 7 7,3
Мощность ЭУ, л.с. 120000
Скорость, узлов 34 33
Дальность плавания при скорости 15 узлов, морских миль

Состав вооружения был схожим:

  • главный калибр:
    • 3х3 203 мм на CA-A;
    • 4х3 203 мм на CA-B.
  • универсальная артиллерия – 6х2 127 мм;
  • зенитная артиллерия – 4х4 28 мм.

Но вот по размещению авиационного вооружения было серьезное отличие – на крейсерах типа Baltimore оно размещалось на корме, поэтому скорее всего, на CA-A оно размещалось бы там же. А вот на CA-B ангары и катапульты размещались уже в центральной части корпуса.

Проект же CA-C появился позже, 18 марта 1941 года, причем для достижения скорости 35 узлов ему потребовалось бы иметь энергетическую установку мощностью 150000 л.с. – поэтому даже стандартное водоизмещение составило бы 20000 тонн против первоначальных 17000 тонн. Полное же при этом было равно 23500 тоннам.

450px
bottom

1

Две проекции варианта CA-B

1
Две проекции варианта CA-C

Поэтому он был и самым длинным среди этих трех проектов:

  • длина по ватерлинии – 235 м;
  • ширина – 23,5 м;
  • осадка – 7,6 м.

Дальность плавания была той же самой.

По архитектуре и по вооружению проект CA-C был похож на CA-B.

Тем не менее, ни один из этих трех вариантов проекта не был воплощен в металле, да и вообще разработка новых проектов тяжелых крейсеров прекратилась до 1943 года, когда началось создание крейсеров типа Des Moines. Следующим же типом за Baltimore являлись корабли типа Oregon City, которые являлись его развитием и не имели кардинальных отличий от него.

Политика и менеджмент

Все инциденты, происходившие во время строительства и испытаний корабля, легко объясняются «болезнями роста». «Урал» был уникальным творением, не имевшим аналогов или прототипов. Наверняка при строительстве его систершипа проблем было бы меньше. На Балтийском заводе «Урал» имел номер заказа 810. Был и заказ 811 — на второй большой разведывательный корабль, предназначенный, видимо, для дежурства в водах Атлантики. Они могли бы работать на пару — например, наблюдая в непрерывном режиме вращающиеся вокруг Земли спутники. Для заказа 811 была собрана лишь одна секция, но этим все и закончилось: наступило время, когда и уже построенному «Уралу» дел практически не нашлось.

В строю и не в строю

Дальнейшая судьба «Урала» неплохо известна по появившимся в последние годы публикациям. После принятия на вооружение, корабль совершил двухмесячный переход к месту дислокации на Дальнем Востоке — в Фокино (Приморский край), да так навсегда там и остался. Инфраструктуры (хотя бы в виде причальной стенки) для океанского гиганта не нашлось, и его держали фактически на рейде, без энергетического обеспечения с берега (вода, пар, электричество). Корабль постепенно вырабатывал ресурс своих энергоустановок и деградировал: происходили аварии, последствия которых не устранялись. В 1992 году были заглушены ядерные реакторы. Страна была больше не готова эксплуатировать и поддерживать в боевом состояния гигантов «холодной войны». И дело не только в деньгах и политической воле: собрать в поход корабль с таким колоссальным экипажем, часть которого должны составлять высококвалифицированные специалисты, оказалось уже неподъемной управленческой задачей.

С 2010 года «Урал» утилизируют. Что-то пойдет на металлолом, однако некоторые узлы (в виду того, что корабль почти не ходил в море) имеют еще приличный невыработанный ресурс. В частности, «Атомфлот», базирующийся в Мурманске, очень интересуется трубными системами парогенераторной установки (парогенератор «Урала» ПГ-28 аналогичен парогенераторам, используемым в ледоколах типа «Арктика»).

Примечания

  1. Реально на борт брали только один самолёт. // Кофман В. Л. Карманные линкоры фюрера. Указ. соч. — С. 37.
  2. Кофман В. Л. [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1997_05/01.htm «Версальский барьер»] // Карманный линкор «Адмирал граф Шпее».
  3. Во время Первой мировой войны он командовал линейный крейсером «Фон-Дер-Танн».
  4. Михайлов А. А. [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Karm_BB/01.htm Проектирование] // Броненосные корабли типа «Дойчланд».
  5. При проектировании корабль именовался броненосным крейсером. Кофман В. Л. Карманные линкоры фюрера. Указ. соч. — С. 9.
  6. Михайлов А. А. [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Karm_BB/02.htm Как были устроены карманные линкоры] // Броненосные корабли типа «Дойчланд».
  7. Михайлов А. А. [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Karm_BB/07.htm Заключение] // Броненосные корабли типа «Дойчланд».
  8. Кофман В. Л. Карманные линкоры фюрера. Указ. соч. — С. 141.
  9. Из 6 немецких лёгких крейсеров 5 были признаны непригодными для действий в океане.
  10. Официально орудие называлось 28-см, поэтому в литературе их нередко именуют 280-мм.
  11. По германской терминологии — фугасный с замедлением.
  12. Конкретные значения броневой защиты до сих пор остаются предметом спора. См.: Кофман В. Л. [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1997_05/03.htm Бронирование] // Карманный линкор «Адмирал граф Шпее».
  13. По мнению современных специалистов, более слабую преграду желательно ставить первой. // Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — С. 242. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
  14. На лёгких крейсерах типа «К» дизели применялись лишь для экономического хода.
  15. Реально у устья Ла-Платы британцы имели кроме «Аякса» и «Ахиллеса» только тяжёлый крейсер «Камберленд».
  16. Кофман В. Л. Карманные линкоры фюрера. Указ. соч. — С. 140.

История службы в ВМФ СССР

Линкор Архангельск под советским флагом

3 марта 1944 года наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым был подписан приказ № 0062, в котором говорилось о формировании отряда кораблей, из числа тех, которые принимаются от союзников, а также экипажей для них, после чего 9 марта линейный корабль Royal Sovereign и другие получаемые корабли были зачислены в списки кораблей Военно-морского флота СССР.

Командиром линкора был назначен контр-адмирал В. И. Иванова (бывший командир линкора «Марат»). Подготовка к приему корабля осуществлялась инженер-капитанами 1-го ранга А. Е. Брыкиным и П. П. Шишаевым — членами советской военно-морской миссии.

Команду сформировали в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем ее отправили в Англию на пароходе «Новая Голландия». 7 мая моряки прибыли на ВМБ Гринок близ Глазго, откуда по железной дороге добрались до ВМБ Розайт, где стоял линкор. По прибытию команды она приступила к ремонту корабля, также проводилось обучение команды. Линкор оказался в относительно приличном состоянии даже несмотря на тот факт, что были обнаружены дефекты в гидравлике. Во время тренировочных стрельб был выявлен большой расстрел стволов главного калибра, а также полное отсутствие фугасных снарядов. Командованием отряда был поставлен вопрос о смене лейнеров и об обеспечении корабля фугасами.

Церемония передачи корабля 30 мая состоялась, в 11 часов 15 минут на его мачте был поднят флаг ВМФ СССР. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».

В июне 1944 года «Архангельск» перешел в Скапа-Флоу, где была начата боевая подготовка. Команда провела более 150 разнообразных стрельб, из которых только 7 были признаны неудовлетворительными. 17 августа «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Ваенгу (ныне Североморск). Сначала линкор с восемью эсминцами держался вместе с конвоем, который подвергся атакам подводных лодок. Командованием было принято решение увеличить ход, и линейный корабль оторвался от конвоя, после чего он проследовал к северу от него, отражая атаки подводных лодок. Линкор благополучно прибыл в Ваенгу 24 августа, пройдя 1880 миль, где стал флагманом эскадры, созданной из переданных союзниками кораблей.

До конца войны линкор не покидал Кольского залива, он даже не был привлечен для огневой поддержки наступления советских войск в октябре 1944 года. Главный калибр «Архангельска» выстрелил лишь однажды — холостым залпом в День Победы. Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провел, в основном, стоя на якоре, лишь в ноябре у него было 10—12 ходовых суток (непродолжительные выходы из базы, которые ограничивались пределами Кольского залива для боевой подготовки: учебные стрельбы зенитными калибрами, радиодальномерные учения и т.п.). Максимальное ходовое время, которое линкор набрал за год — 40 суток, столько корабль ходил в 1945 году, за это время было пройдено 2750 миль, в дальнейшем корабль эксплуатировался вдвое менее интенсивно, лишь периодически выходя для отработки учебно-боевых задач в Баренцево и Белое моря. В 1946 году линкор прошел 1491 милю за 19 ходовых суток, а в 1947 году за 21 ходовые сутки было пройдено 1826 миль.

Заводских ремонтов и докований корабль за время пребывания в советском флоте не проходил.

Линкор был разобран на военно-морской базе Розайт, куда он прибыл 4 сентября из Ваенги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector