Корветы проекта 20380

История проекта

Новый российский многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 был спроектирован для отечественного ВМФ в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге. Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией предыдущего многоцелевого корабля аналогичного класса  пр. 12441, так как головной корабль «Новик», заложенный еще в 1997 г. на верфях ССЗ «Янтарь», в свое время так и не был достроен. В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командование ВМФ России приняло решение начать строительство более простого и дешевого корабля пр. 20380, который стали классифицировать как корвет (ранее в ВМФ СССР такого класса не существовало, а аналогичные корабли классифицировались как СКР). Непосредственное военно-научное сопровождение создания этого корабля осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. А всего в создании корвета пр. 20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский ССЗ и др.).

Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр. 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380. Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

Проект 20386. Схема

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

https://youtube.com/watch?v=v5vSZ6wmy60

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

Несмотря на все перипетии вокруг нового российского корвета, Министерство обороны РФ еще в апреле 2014 года подписало контракт с Центральным МПКБ «Алмаз» на выполнение опытно-конструкторских работ.

Что послужило причиной рождения корветов проекта 20385

Имея в своем распоряжении огромный опыт практического применения и эксплуатации боевых кораблей проекта 20380, Высшее Военно-морское руководство приняло решение о необходимости внести некоторые коррективы в состав вооружения. Результатом внесения целого ряда технических новшеств и усовершенствований стал проект 20385 – модификация базового проекта 20380.

После того, как в строй были введены 5 кораблей проекта 20380, было решено изменить состав вооружения. В новом виде корабли проекта, как и их предшественники, также считались кораблями 2-го ранга, рассчитанные на действие в ближней морской зоне. Новыми судами предполагалось пополнить состав Тихоокеанского флота, в котором на тот момент имелся только корвет «Совершенный» — корабль базового проекта 20380.

Корвет 20385

Неся такое мощное вооружение, корабль соответственно нуждался в мощной противовоздушной обороне. На корветах проекта 20385 ЗРК «Редут» получил большее количество пусковых ячеек. Боекомплект комплекса увеличен с 12 до 16 единиц. Имея на оснащении такое мощное вооружение, корветы проекта могли уже действовать не только в ближней морской зоне, но и спокойно находиться в любой точке Мирового океана. Дальность полета крылатых ракет «Калибр-НК» позволяли держать под прицелом все военные суда на огромном морском театре и наземные объекты в радиусе 1500-2000 км.

https://youtube.com/watch?v=H8G35GwoZ-U

Несмотря на то, что с установкой на боевой корабль крылатых ракет его боевые возможности значительно расширились и увеличились, корвет проекта 20385 являлся универсальным, многоцелевым кораблем. По водоизмещению, дальности хода и составу вооружения новый корабль тяготел к эсминцам — самому универсальному классу кораблей в составе современных флотов. Корабль должен был способен решать целый комплекс боевых задач:

  • поиск и уничтожение подводных лодок вероятного противника;
  • противодействие военным кораблям всех типов и классов в прибрежной и в дальней морской зоне;
  • огневая поддержка десантных операций;
  • проведение патрульных и экспортных операций.

Корвет спуск на воду

Корабль получил на оснащение вертолет Ка-27, способный вести активную воздушную разведку, патрулирование и выполнять спасательные работы. В отличие от своих предшественников, головной корабль — корвет «Гремящий» должен был стать кораблем, обладающим значительно сниженной радиолокационной заметностью. В комплексе с мощным вооружением, малозаметный для вражеских радаров боевой корабль, являлся грозным противником для любого военного корабля. В сравнении с серийными корветами проекта 20380 новый корабль является более мощным и технически современным. У нового судна иные тактико-технические характеристики и соответственно выше боевые возможности. Это касается не только системы вооружений, но и силовой установки, навигационного оборудования.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

Также по теме

«Большой задел»: почему разработки 1980-х годов снова актуальны для российской авиации и флота

Россия продлит срок службы старых «Русланов» и начнёт разработку собственного супертяжёлого транспортного самолёта в качестве замены…

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

  • Макет перспективного корвета 20386

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.  

«В честь легендарного эсминца»

«Гремящий» предназначен для выполнения широкого круга боевых задач на морских просторах. Корвет способен обнаруживать и уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, поражать наземные цели, обеспечивать высадку десанта.

«Наименование «Гремящий» дано корвету в честь легендарного эсминца Северного флота времён Великой Отечественной войны, которому за успешные действия на море было присвоено гвардейское звание, а его командир — капитан 1 ранга (в дальнейшем контр-адмирал) Антон Гурин стал Героем Советского Союза», — поясняют в Минобороны РФ.

Также по теме

«Вобрал в себя новейшие достижения»: какими возможностями обладает ракетный корабль ВМФ «Каракурт»

В Санкт-Петербурге завершено строительство малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Одинцово». Об этом сообщает…

«Гремящий» — усовершенствованная версия кораблей проекта 20380. По сравнению с предшественниками новейший корвет обладает более мощным ударным и зенитно-ракетным вооружением. Также «Гремящий» отличают меньшая оптическая, радиолокационная и акустическая заметность.

По информации Минобороны РФ, снизить радиолокационную заметность корабля удалось «за счёт применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счёт архитектурной компоновки корпуса и надстройки».

Водоизмещение корвета проекта 20385 составляет более 2 тыс. т, длина — 104 м, ширина — 13 м, скорость — до 27 узлов, дальность плавания — около 4 тыс. миль, экипаж — 99 человек.

Возможности «Гремящего» по поиску и уничтожению подлодок значительно повышает вертолёт Ка-27ПЛ (Ка-27ПС), для которого на судне предусмотрены специальная площадка и ангар.

Новейший корвет оснащён универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК), который позволяет совершать пуски «Калибров», «Ониксов», зенитных ракет и гиперзвуковых «Цирконов».

От атак с воздуха «Гремящий» защищён зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Полимент-Редут», способным поражать авиацию и крылатые ракеты противника на дальности до 150 км. Боеприпасы этой системы ПВО благодаря активной головке самонаведения уничтожают цель на финальном участке полёта без получения данных от радиолокационной станции, что заметно упрощает процесс боевой работы.

Помимо ракетного вооружения, арсенал «Гремящего» представлен 100-мм артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматическими пушками АК-630М, малогабаритным противолодочным комплексом «Пакет-НК», который не имеет аналогов в мире.

  • Корвет «Гремящий» перед спуском на воду

Главная энергетическая установка (ГЭУ) «Гремящего» состоит из двух дизельных агрегатов 1ДДА-12000 производства АО «Коломенский завод», которые были доработаны по требованию Минобороны после введения санкций против России. 

Ещё одной важной особенностью «Гремящего» является боевая информационно-управляющая система (БИУС) нового поколения «Сигма». Она объединяет всё бортовое вооружение, а также средства разведки и наблюдения

«Гремящий» пополнит состав Тихоокеанского флота (ТОФ). Об этом в июне прошлого года сообщил контр-адмирал Игорь Королёв, заместитель командующего ТОФ по вооружению. Также данное оперативно-стратегическое объединение ВМФ получит второй корабль проекта 20385 «Проворный». Предположительный срок передачи — 2021 год.

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр», который отлично зарекомендовал себя во время эксплуатации на Черноморском флоте и в Каспийской флотилии», — говорится в материалах пресс-службы Восточного военного округа.

Незаметные, обтекаемые – «невидимки»

По сравнению с предыдущими, проект 20380 уже в наши дни называют удачным. Некоторым журналистам даже повезло подняться на «Бойкий», который стоял у заводского причала завода «Северной верфи», когда была завершающая стадия заводского испытания. Другие, «Стерегущий» вместе с «Сообразительным», уже находятся на вооружении российских ВМС. Еще несколько корветов, включая «Стойкий» заложила «Северная верфь» и Амурский судостроительный завод.

Главными составляющими успеха проекта 20380 были со всей тщательностью проработанные конструкции в корпусе, а также единый электронный комплекс автоматизации. Это в основном выразилось и в боевых качествах, и составе вооружений, и комфортности для экипажа, а также надежности, ремонтопригодности и возможности модернизирования машин.

Обводами в стальном корпусе корабля занимались, не имея опыта их разработок. Однако все прошло так успешно, что справились с уменьшением гидродинамического сопротивления на 25%. Благодаря этому использовалась не такая мощная, а легкая главная энергетическая установка. Это повлекло за собой высвобождение более 15% водоизмещения и увеличило боевую нагрузку, а также солидный для 1500-ти тонного корабля перечень разнообразных вооружений, включая вертолетную площадку. Более того нашлось место противолодочному вертолету «Ка-27», место для ангара и двадцать тонн запаса горючего для вертолета.

https://youtube.com/watch?v=ODgSpCGdLXE

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-дизельных агрегатов, которые специально разрабатывали на «Коломенском заводе», взяв за основу проверенный дизель Д49 на микропроцессорном управлении. Мощность главной энергетической установки может достигать до 24 000 лошадиных сил. При четырех дизель-генераторах по 630 кВт, от каждого из них обеспечивается бортовая сеть.

«Стерегущий» не просто так стали называть – невидимка. При строительстве были применены принципы стелс-технологий, которые являются непременным атрибутом в современных кораблях таких классов. Широкую корабельную надстройку сделали из трудногорючего радиопоглощающего стекло-углепластика. Посты антенн с ракетным вооружением убрали внутрь корпуса. С «Пакетом-НК», четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами ПТЗ поступили грамотно: скрыли в лацпортах. В общей сложности среднюю круговую эффективную поверхность рассеяния в корабле уменьшили втрое, если сравнивать с предшественниками. Благодаря этому вероятность наведения и попадания в него противокорабельными крылатыми ракетами снизилась с 0,5 до 0,1.

Подведя итог:

1. Проект 20386 не имеет сколько-нибудь серьезного военного и технического обоснования. ВМФ, получивший его, «мягко выражаясь», с «черного хода», не имеет и не в состоянии привести никаких серьезных и достойных внимания аргументов в его пользу. Серийное его строительство нецелесообразно.

2. Промышленностью проведена большая, тяжелая и в значительной мере успешная работа по доводке проекта 20380, освоено его серийное строительство (даже на «проблемном» Амурском судостроительном заводе).

3. Корабли проекта 20380 начали надежно ходить (в т.ч. в дальнюю и океанскую зону).

4. Необходимо продолжение серии корветов проекта 20380(5), с безусловным полным устранением их недостатков (в т.ч. доработкой первых кораблей серии).

5. С целью снижения стоимости целесообразна унификация РЛК проектов 20380 (новых корпусов) и 22800 (первых двух корпусов серии) и использование (в перспективе) унифицированных стоек управления для различных комплексов оружия.

6. Применение изделий комплекса «Калибр» должно быть обеспечено с наклонных пусковых установок всех корветов (в т.ч. первых корпусов). В первую очередь это касается противолодочных ракет (корвет ОВР должен быть не «дичью» для подлодок, а «охотником» на них!), как это сделано, например на китайских корветах ОВР проекта 056.

7. Необходимо размещение перспективных робототехнических комплексов и современных катеров на борту корветов проекта 20380.

8. Изыскание «внутренних резервов» снижения водоизмещения кораблей проекта 20380 для проведения его доработки (с устранением недостатков), например, замена тяжелых пусковых комплекса «Пакет» на легкие пневматические торпедные аппараты.

Строительство кораблей проекта 20386 необходимо прекратить и не допускать впредь расходования денег на подобные технические авантюры.

Послесловие 2019 года

Эта статья должна была выйти под Новый год в одном крупном издании и писалась специально для него. Однако, с учетом значительного резонанса предшествующей серии статей авторов, были предприняты меры по ее невыходу в СМИ.

Негативные последствия прекращения строительства серии корветов проекта 20380 (20385) начинают осознавать и руководители. В августе 2018-го А.В. Шляхтенко, Гендиректор ЦМКБ «Алмаз», дал интервью ТАСС, в котором заявил:

«В этом году закладка корветов 20380 и 20385 на судостроительном заводе «Северная верфь» и Амурском судостроительном заводе не планируется. Однако в ЦМКБ «Алмаз» убеждены, что эти боевые надводные корабли за счет ограниченной стоимости и достаточно мощного вооружения, позволяющего им решать широкий круг боевых задач, в том числе в удаленной морской и океанской зоне, являются основой для формирования корабельного состава надводного флота….Поэтому их строительство должно вестись непрерывно и максимально возможными темпами. Мы надеемся, что решение о закладке новых кораблей этого класса будет принято государственным заказчиком в ближайшее время.»

А что же ВМФ? «Ответ» (точнее его полное отсутствие) – в отписке начальника кораблестроения ВМФ В.Тряпичникова…

Главнокомандующий ВМФ Королев В.И. и его предшественник Чирков В.В. у макета корвета проекта 20386

Уже через три года «Дерзкий» останется на стапеле один на неопределённо долгое время, как памятник тому, чем заканчиваются такие авантюры.

//

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector