Подводные лодки проекта 705(к) «лира»

Самая длинная лодка

Всего АПЛ проекта 705 было построено семь штук, они стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Первая лодка, К-64, заложенная в июне 1968 года в том же старинном эллинге, где за 70 лет до этого строился знаменитый крейсер «Аврора», в декабре 1971 года была передана ВМФ. Основные проблемы опытной эксплуатации были связаны с реактором, который принципиально отличался от хорошо знакомых водо-водяных. Дело в том, что сплав свинец-висмут кристаллизуется при +145°С, и при эксплуатации реактора с таким ЖМТ ни в коем случае нельзя допускать снижения температуры в первом контуре до этого значения. Именно в результате несоблюдения этого условия в трубопроводах одной, а затем и второй петли первого контура стали возникать пробки из застывшего расплава, вернуть который в жидкое состояние было уже невозможно. Произошло «закозление» паропроизводительной установки, сопровождаемое разгерметизацией первого контура и радиоактивным загрязнением лодки, которая в это время стояла у причала на своей базе. Вскоре стало ясно, что реактор безвозвратно загублен, и лодка уже не могла выходить в море. В результате в августе 1974 года она была выведена из состава флота и после долгих дебатов разрезана на две части, каждую из которых было решено использовать для тренировок экипажей и отработки новых технологий. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовая с реакторным отсеком осталась в Северодвинске на судоремонтном заводе «Звездочка». Там же скорбным памятником остался стоять черный крест отрезанного кормового стабилизатора К-64 с горизонтальными и вертикальными рулями. В среде военных моряков и кораблестроителей еще долго ходила шутка-загадка о «самой длинной в мире лодке».


АПЛ проекта 705 благодаря своим обводам и энерговооруженности были динамичными и необычайно маневренными. Лодка была способна разогнаться до полного хода за минуту, а циркуляцию с полным разворотом совершала на полной скорости за 42 секунды. Она могла часами «висеть на хвосте» у АПЛ условного противника (был реальный случай, когда лодка преследовала натовскую АПЛ в Северной Атлантике на протяжении 20 часов). Более того, лодка могла даже уйти от выпущенной в её направлении торпеды!

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение надводное (подводное) 2300 (3100) т
Размеры:
— длина 81.4 м
— ширина 10 м
— осадка 7.6 м
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Силовая установка АЭУ
ППУ БМ-40А
Кол-во х тип ЯР (суммарн. тепл. мощность) 2 х РЖМТ (155 мВт)
ПТУ ОК-7К, блочная
Количество х мощность ГТЗА 1 х 40 000 л.с.
Количество х мощность АТГ 2 х 1500 кВт
Количество х тип движителей 1 х ВФШ
Количество х мощность ДГ 1 х 500 кВт
Тип АБ Серебряно-цинковая
Количество групп АБ х элементов в группе 1 х 112
Количество х мощность вспомогательн. ЭД 2 х 100 кВт
Кол-во х тип вспомогательн. движителей 2 х ВФТ
Экипаж 32 чел.
Глубина максимальная 420 м
Глубина рабочая 350 м

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 42 узл неограниченная
Крейсерский
Экономичный
Малый
Надводный 14 узл

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Торпедное 6 533мм ТА 20 САЭТ-60 и СЭТ-65 (или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2)
ГАК МГК-1001 «Енисей»
АСУ БИУС МВУ-111 «Аккорд»
ПУТС «Сарган»
НК «Сож»
РЛК «Чибис»
КСС «Молния»
ТК ТВ-1

Аббревиатуры

Последняя «Альфа»

Ставшая исключением К-123 задержалась в строю до 1997 года вследствие непомерно затянувшегося ремонта после серьезной аварии в 1982 году. Когда лодка находилась в подводном положении в Баренцевом море, на пульте управления в центральном посту АПЛ неожиданно загорелся сигнал «Неисправность реактора». На разведку в необитаемый реакторный отсек отправился лейтенант Логинов, который через минуту доложил, что наблюдает серебристый металл, растекающийся по палубе: это был вырвавшийся из первого контура реактора высокоактивный ЖМТ. Одновременно включился сигнал «Загрязнение реакторного отсека. Покинуть отсек!», и, как вспоминал позже один из членов экипажа, переживший аварию, «о Логинове подумали уже в прошедшем времени». Но Логинов выжил. Выйдя в шлюз, через который реакторный отсек сообщается с остальными помещениями лодки, он оставил там всю одежду и прошел основательную помывку. Реактор был заглушен, АПЛ всплыла, продув свои балластные цистерны. Как установили позже, из первого контура успело вытечь порядка 2 т ЖМТ. Лодка была так загрязнена, что пришедший на помощь крейсер не решался приблизиться к ней, чтобы передать буксирный трос. В итоге трос все же завели при помощи палубного вертолета с того же крейсера. Ремонт К-123, в ходе которого был полностью заменен реакторный отсек, закончился в 1992 году, АПЛ вернулась в строй и благополучно прослужила до 1997 года. С ее списанием бесславно закончилась история проекта 705.

Представители

Северный флот
Номер Зав.№ Закладка Спуск Дата ввода Предприятие—изготовитель Списание Статус
К-64 900 02.06.1968 22.04.1969 31 декабря 1971 г. Завод Судомех № 196, г. Ленинград 1972 выведена в резерв

из-за поломки 1 контура ЯУ

Списана 1978

Утилизирована
К-316 905/01675 26.04.1969 25.07.1974 30 сентября 1978 г. 1990 Утилизирована в 1994
К-373 910/01680 26.06.1972 19.04.1978 29 декабря 1979 г. 1990 Утилизирована в 2009
К-463 915/01685 26.06.1975 31.03.1981 30 декабря 1981 г. 1990 Утилизирована в 1994
К-123 105 29.12.1967 04.04.1976 12 декабря 1977 г. Северное машиностроительноепредприятие,г. Северодвинск 1996 Утилизирована в 2008
К-432 106 12.11.1968 03.11.1977 31 декабря 1978 г. 1996 Утилизирована в 1996
К-493 107 12.02.1972 21.09.1980 30 сентября 1981 г. 1996 Утилизирована в 1996

«Атомному флоту — быть!»

Смерть Сталина вызвала, среди прочего, и радикальные перемены в судьбе советского флота

Во времена «вождя народов» основное внимание уделялось строительству крупных броненосных надводных кораблей, вооружённых мощной артиллерией главного калибра (впрочем, в большинстве своём оставшихся на бумаге либо на начальной стадии строительства), могущих бросить вызов в океане первостатейным флотам США и Британии. Однако в 1954 году руководство СССР, и прежде всего глава партии (а чуть позже и правительства) Н.С

Хрущёв, пришло к выводу о невозможности для более бедного СССР достичь успеха в этом противостоянии. Ответом должен был стать мощный подводный флот и ракетное оружие. И в принципе, надо признать эти рассуждения здравыми, так как к тому времени уже всем стало очевидно, что эпоха морских артиллерийских сражений осталась в прошлом. К тому же к середине 50-х годов и в США, и в СССР вступили в завершающую стадию работы по созданию принципиально новых подводных лодок — лодок с ядерной силовой установкой, позволившей радикально увеличить боевой потенциал кораблей. Так, в 1954 году первая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) «Наутилус» вошла в состав флота США, а в 1958 году последовал и советский ответ в виде АПЛ К-3, известной под почётным именем «Ленинский комсомол». Именно атомный подводный флот и должен был составить основу морской мощи СССР. На кадровом, личностном, уровне изменение флотской стратегии проявилось в отставке в конце 1955 года главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова, легендарного главкома периода Великой Отечественной войны, и заступлении в начале январе следующего года на должность главного флотоводца страны С.Г. Горшкова, не менее легендарного главкома периода войны холодной.

Примечания

  1. ↑ проект 705К
  2. ↑  (недоступная ссылка) (13 июля 2011). Дата обращения 14 июля 2011.
  3. Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — М: Моркнига, 2012. — С. 229. — ISBN 978-5-903081-43-1.
  4. Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 230.
  5. Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 231.
  6. Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 232.
  7. Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 233.
  8. .
  9. ↑ .
  10. Bonin, Bernhard; Klein, Etienne. Le nucléaire expliqué par des physiciens (неопр.). — 2012.
  11. . vpk-news.ru. Дата обращения 21 ноября 2015.
  12. ↑ . rocketpolk44.narod.ru. Дата обращения 16 ноября 2015.

«По-прежнему представляет загадку»

В СМИ неоднократно появлялась информация о возможном возрождении проекта 705. 

«На мой взгляд, «Лира», несмотря на свою революционность и необычайно высокий уровень автоматизации, осталась в прошлом. Создание лодки наподобие проекта 705 — слишком дорогая затея. Гораздо уместнее заимствовать отдельные технологические решения, которые воплощены в ней. Правда, этот процесс и так происходит», — отметил Корнев.

  • К-560 «Северодвинск» проекта 885

Российские АПЛ унаследовали от «Лиры» «лимузинную» форму ограждения выдвижных устройств (рубка) и обтекаемую форму корпуса. В частности, данные новации воплотились в подлодках проекта 971 «Щука-Б» (строились в 1980-е годы), а также в субмаринах проекта 885 «Ясень», которые сейчас поступают на вооружение ВМФ.

«Лира» была, наверное, самой красивой АПЛ в составе советского флота. Хотя использование обтекаемых форм было вызвано не эстетическим вкусом инженеров, а вполне практическими соображениями, так как это уменьшало шумность. Возможно, нашла своё применение и технология реактора с ЖМТ. Есть версия, что данный тип реактора установлен на автономном аппарате «Посейдон», который обладает невероятными скоростными и манёвренными характеристиками», — рассказал Корнев.

Вадим Козюлин также отмечает, что в «Лире» была воплощена в жизнь масса смелых технических решений, которые и сейчас применяются при разработке АПЛ и различных вооружений.

«О боевой вахте «Лиры» нам известно не много. Данная АПЛ по-прежнему представляет загадку для российских и зарубежных исследователей. Учитывая сроки утилизации, потенциал лодок этого проекта не был до конца раскрыт. Однако у меня нет сомнений, что создание «Лиры» и её эксплуатация обогатили оборонную промышленность и ВМФ знаниями, которые воплощены в новейших образцах подводной техники России», — резюмировал Козюлин.

Сплошные новшества

Еще одним радикальным новшеством стала численность экипажа. На других АПЛ (как советских, так и американских) службу несут по 80−100 человек, а в техническом задании на 705-й проект была названа цифра 16, причем только офицеров. Однако в ходе проектирования численность будущего экипажа подрастала и в итоге достигла 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, на которого возлагалась немаловажная роль кока, а по совместительству дневального-уборщика (изначально предполагалось, что обязанности кока будет выполнять корабельный доктор). Чтобы совместить такую малочисленность экипажа с огромным количеством оружия и механизмов, лодку пришлось очень серьезно автоматизировать. Позднее моряки даже прозвали лодки 705-го проекта «автоматами».


Атомные подводные лодки проекта 705 могли похвастаться фантастическими скоростными и маневренными характеристиками и множеством новшеств: титановый корпус, реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем и полностью автоматизированное управление всеми системами корабля. На АПЛ проекта 705 были впервые установлены пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения. Шесть торпедных аппаратов, и боезапас 18 торпед с учетом скорости и маневренности лодки представляли серьезного противника для подлодок стран НАТО.

Впервые в стране (а вероятно, и в мире) глобальная автоматизация охватывала все: управление движением корабля, применение оружия, главную энергетическую установку, все общекорабельные системы (погружение, всплытие, дифферентовку, выдвижные устройства, вентиляцию и т. д.). Одним из ключевых и очень спорных вопросов при разработке систем автоматики (этим занимался целый ряд НИИ и КБ, в том числе ЦНИИ «Аврора», «Гранит», «Агат») был выбор частоты тока для корабельной электросети. Рассматривались варианты 50 и 400 Гц, каждый имел свои достоинства и недостатки. Окончательное решение в пользу 400 Гц было принято на трехдневном совещании руководителей нескольких причастных к теме организаций при участии трех академиков. Переход на повышенную частоту вызвал немало производственных проблем, но зато позволил заметно сократить габариты электрооборудования и приборов.


Чтобы управлять подводной лодкой силами весьма ограниченного по тем временам экипажа в 30 человек, были разработаны многочисленные системы автоматизации, позволяющие управлять всеми системами корабля. Позднее моряки даже дали этим лодкам прозвище «автомат».

Сборка

Особо рассказывать нечего, все практически из коробки и по инструкции. Стыковка половин корпуса неважная, как всегда выручает шпаклевка и шлифовка. Местами углубил и восстановил расшивку, утраченную в процессе выведения стыка половин корпуса. Чуть доработал водозаборники, сточив кромки до приемлемой толщины и вклеив в них вертикальные стойки. Также сточил заднюю кромку у всех стабилизаторов, а на верхнем вертикальном еще и сделал вырез под ходовой огонь.

 
Немного отошел от инструкции при монтаже ветровика на мостик. Инструкция предполагает согнуть вдвое травленую деталь, вложив в нее прозрачную пленку (она есть в наборе). Мне показалось, что ветровик в этом случае получится излишне толстым и я принял решение его разрезать пополам по линии сгиба и использовать в работе только одну из получившихся половинок. Высверлил АСБ и изготовил его отдельной деталью из пластикового прутка D=3,2 мм. Технологию можно подсмотреть в стройке «К-19».

Объект 705А в игре

Боевая эффективность

Огневая мощь.
Это одна из особенностей «Объекта 705A». 152-мм орудие действительно разрушительное, а урон в 650 единиц за выстрел будет приводить противника в ужас (особенно в сравнении с другими орудиями тяжёлых танков). Но только на короткой и средней дистанции — до 250 м. Этот танк создан для ближнего боя, и точность не позволит эффективно вести огонь на расстоянии свыше 250 м.

На этой машине лучше не вести огонь с дальнего расстояния, а обзор в 390 м скорее пригодится вам в атаке. Если решите пострелять издали, помните: вероятнее всего, команде вас будет не хватать на первой линии.

Бронирование.
Броня танка идеально подходит для ближнего боя. «Объект 705A» способен отражать большинство снарядов противника благодаря верхней лобовой детали с приведённой толщиной 350 мм. Не говоря уже о башне, толщина брони которой начинается с 330 мм и достигает запредельного показателя 580 мм. Если вам зашли в борт, вас защитят боковые экраны, которые поглощают урон. Однако есть и участки брони с толщиной всего 100 мм. И об этом забывать не стоит — лучше не допускать захода соперника в борт.

Нижняя лобовая деталь также доставит некоторые проблемы: приведённая толщина достигает всего 244 мм, это минимальный порог для выживания на X уровне. Лучше всего прятать НЛД за укрытием.

Но если вы уже выехали полностью, делайте всё возможное, чтобы избегать пробитий спереди, но и не подставлять борта.

Масса машины — около 100 т, поэтому с динамикой у неё не очень. В скоростном заезде «тяжей» X уровня «Объект 705А» покажет средний результат, такой же будет динамика в бою. Однако при максимальной скорости 40 км/ч и удельной мощности 15 л.с./т вы сможете добираться до ключевых точек и безболезненно менять позицию при необходимости.

Играя на «Объекте 705А», стоит учитывать три основных фактора: башню, огневую мощь и точность. Именно они определяют геймплей этой машины.

Полный контакт. Если группа союзников начинает атаку, вам следует быть на её острие. Толстая наклонная броня способна отразить большое количество снарядов противника, позволяя союзникам вести прицельный огонь.
Улицы — ваши друзья. Городские и смешанные карты больше всего подходят для «Объекта 705A». Спрячьте НЛД и играйте от башни толщиной свыше 380 мм. Такую тяжело пробить.
Не ведите огонь с дальней дистанции. У вас достаточно брони, чтобы сближаться с противником и стрелять с комфортного расстояния.

Достоинства:
  • хорошая броня;
  • хорошие бронепробитие;
  • рикошетные борта;
  • хороший разовый урон.
Недостатки:
  • уязвимость БК и баков;
  • слабая НЛД;
  • долгое сведение;
  • долгая перезарядка;
  • слабая динамика.

Экипаж

  • Боевое братство улучшит характеристики танка.
  • Ремонт ускорит починку поврежденных модулей.
  • Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять время на сведение при движении и повороте башни.
  • Шестое чувство поможет определить, обнаружен ли танк или нет.
  • Снайпер повысит убойную силу пушки.
  • Король бездорожья улучшит подвижность по слабым грунтам.
  • Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.
  • Бесконтактная боеукладка повысит прочность боеукладки.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ББ10

КС18

ОФ2

1

ББ2

КС26

ОФ2

Стандартная комплектация

1
Максимальный результат

Оборудование
  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Стабилизатор вертикальной наводки уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики машины.
Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — ремкомплект, аптечка и огнетушитель.
Набор для игры «на результат» — Большой ремкомплект, Большая аптечка и Доппаёк.

Боекомплект

Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько премиумных кумулятивных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.

Оценка Объект 705А

  • Воин — за отличный урон и живучесть.
  • Стальная стена — за отличное бронирование башни и корпуса.
  • Коса cмерти — за отличный разовый урон.
  • Камикадзе — с массой танка в 100 тонн, можно уничтожать «шотные» вражеские танки.

История изменений

Основная статья: История изменений Объект 705А

История изменений

Обновление 0.9.22

Введён на основной сервер в качестве советского тяжёлого танка X уровня.

Представители

Северный флот
Номер Зав.№ Закладка Спуск Дата ввода Предприятие—изготовитель Списание Статус
К-64 900 02.06.1968 22.04.1969 31 декабря 1971 г. Завод Судомех № 196, г. Ленинград 1972 выведена в резерв

из-за поломки 1 контура ЯУ

Списана 1978

Утилизирована
К-316 905/01675 26.04.1969 25.07.1974 30 сентября 1978 г. 1990 Утилизирована в 1994
К-373 910/01680 26.06.1972 19.04.1978 29 декабря 1979 г. 1990 Утилизирована в 2009
К-463 915/01685 26.06.1975 31.03.1981 30 декабря 1981 г. 1990 Утилизирована в 1994
К-123 105 29.12.1967 04.04.1976 12 декабря 1977 г. Северное машиностроительноепредприятие,г. Северодвинск 1996 Утилизирована в 2008
К-432 106 12.11.1968 03.11.1977 31 декабря 1978 г. 1996 Утилизирована в 1996
К-493 107 12.02.1972 21.09.1980 30 сентября 1981 г. 1996 Утилизирована в 1996

Титановый автомат

Итак, в чём же заключалось новаторство корабля, позволяющее утверждать, что «Лира» опередила своё время, являясь, по сути, лодкой XXI века? Во-первых, было решено, что лодка будет построена из титановых сплавов, а не из стали. Хотя, надо заметить, титановый корпус, будучи новинкой в судостроении, не являлся уникальной особенностью именно этого проекта. Так, например, в это же время создавались лодки проекта 661, головная лодка которого К-222 и стала первой в мире построенной из титана. Именно эта лодка в декабре 1970 года установит рекорд подводной скорости — 44,7 узла (почти 83 км/ч)

Достоинства титана несомненны — он гораздо крепче стали (что важно для глубоководности) и при этом легче. Кроме того, он маломагнитен, что снижает возможность обнаружения лодки противником

Но при этом титан значительно дороже стали и гораздо сложнее в обработке. По сути, для намечавшегося строительства титановых АПЛ в СССР пришлось разворачивать титановую промышленность. Второй особенностью проекта был ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), вместо распространённых тогда водоводяных реакторов. На тот момент такие реакторы выглядели очень перспективными, так как обладали большей удельной мощностью (и соответственно были более компактными), и позволяли быстрее увеличивать обороты турбины и таким образом быстрее набирать скорость хода. Опять-таки АПЛ «Лира» не были первыми лодками с ЖМТ. В США уже была создана такая АПЛ — Seawolf. Впрочем, к тому времени, после ряда аварий, американцы признали эксперимент неудачным и заменили реактор с теплоносителем в виде жидкого натрия на обычный водо-водяной. В СССР же в это время строилась своя лодка с ЖМТ в виде сплава свинца и висмута — лодка проекта 645. Через несколько лет, в 1968 году, на головной и единственной лодке этого проекта К-27 произойдёт авария реактора, повлёкшая гибель 9 человек и облучение выживших членов экипажа. Но, разумеется, создатели пр. 705 этого знать не могли (да и американцы о своих проблемах, разумеется, не докладывали), и в 1960 году энергетическая установка с ЖМТ, повторимся, виделась очень многообещающей. Новаторством был и выбор частоты тока в электросети корабля — 400 Гц. До этого электросети всех отечественных лодок имели частоту 50 Гц. Переход на новую частоту позволял увеличить скорость вращения всех электромеханизмов, что позволяло, в свою очередь, уменьшить их габариты и вес. Это представляло возможность ещё немного уменьшить водоизмещение, но создало серьёзные проблемы для отечественной электротехнической промышленности. Но самым революционным решением было, несомненно, системное комплексно-автоматизированное управление ПЛ. Специально для этого проекта ЦКБ при заводе им. Кулакова была разработана боевая информационно-управляющая система «Аккорд», которая позволяла вести все управление кораблём с одного центрального поста. Неслучайно среди моряков новая лодка получила название «автомат». Введение БИУС позволило значительно сократить численность экипажа. Если у большинства АПЛ экипаж состоял, напомним, из около 100 человек, то экипаж «Лиры» изначально планировался в 15 человек. И хотя «за время пути» он подрос в итоге до 31 человека, это всё равно было серьёзным уменьшением численности. В свою очередь, малочисленный экипаж и его компактное размещение давали возможность эффективно решить проблему спасения моряков в случае аварии. Так, на лодке была предусмотрена специальная всплывающая камера, позволявшая морякам эвакуироваться из гибнувшего корабля. Использование всех этих новаций и определило характерный облик и характеристики новой лодки. Прежде всего, «Лира» имела небольшое водоизмещение. Изначально планировалось, что оно будет составлять 1500 т (в два раза меньше, чем у существующих АПЛ). В процессе работы и, без преувеличения, борьбы конструкторов с чиновниками, стоившей главному конструктору Русанову инфаркта, водоизмещение хоть и увеличилось в полтора раза — до 2300 т, но всё равно лодка осталась самой компактной АПЛ в мире, что позволило достичь превосходных динамических характеристик. Так, максимальная подводная скорость достигала 41 узла (76 км/ч), что давало возможность быстрее выйти на перехват цели и даже оторваться от выпущенной вдогонку противолодочной торпеды. А для разворота под водой на 180 градусов «Лире» требовалось всего 42 секунды. Кроме того, использование крепкого титанового корпуса позволило увеличить глубину погружения до 400 метров. Хотя, надо заметить, конструкторы изначально закладывали возможность погружения до 600 метров, но «чиновники от флота» сочли это излишним.

Оценка проекта

Подводные лодки проекта 705 (705К) стали в советском ВМФ примером, как концептуально передовая идея оборачивается полным провалом при её реализации. Попытка создания высокоэффективного и в то же время дешёвого подводного «истребителя» полностью провалилась.
ПЛ типа «Лира» обладали исключительными скоростными и маневренными качествами. По этому показателю они не имели равных в мире и стали первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклонятся от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности. Те же качества обеспечивали лодкам, при определённых условиях, и некоторые тактические преимущества при слежении за ПЛ противника. Однако на этом перечень достоинств проекта заканчивался.
Надёжность ПЛ проекта 705 (705К) оказалась ниже всякой критики. Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно. Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управление системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной. Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота. Более того, обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса. Личный состав относился к своим ненадёжным кораблям отрицательно, тем более, что условия обитания на «Лирах» также оставляли желать лучшего.

  
В итоге, советский ВМФ получил серию очень дорогих в эксплуатации и весьма ненадёжных ПЛ, чьи выдающиеся достоинства легко перекрывались многочисленными недостатками. Неудивительно, что в море эти подводные лодки выходили достаточно редко, а их активная служба оказалась весьма непродолжительной.
Что тут скажешь, специалистам и подводникам служивших на этих лодках виднее. Спорить смысла я не вижу. Я же получил на полку очередную модель нашей отечественной АПЛ, еще один маленький кусочек нашей истории. И на мой взгляд красивая лодка была все-таки!
В написании статьи использовал материалы с сайтов: Раз и Два.
Всем отличного настроения и приятного просмотра!

От замысла к воплощению

В этих условиях у сотрудника ленинградского АКБ-143 (ныне известного как «Малахит»), того конструкторского бюро, где и была создана первая советская АПЛ, Анатолия Петрова, возникла идея принципиально нового подводного корабля, построенного на основе самых современных (и даже прогнозируемых для ближайшего времени) научных и технических достижений. Замысел предполагал подводный ход 45 узлов (83 км/ч), глубину погружения 500 метров, водоизмещение 1500 т, экипаж всего 15 человек. Для сравнения: характеристики существовавших на тот момент советских и американских АПЛ были следующими: подводный ход около 30 узлов, глубина погружения 200-300 метров, экипаж около 100 человек. Иными словами, предполагалось создать компактную, скоростную, маневренную, вооружённую торпедами лодку, с высокой степенью автоматизации. При этом сами конструкторы ещё не предполагали, такую нишу может занять новый корабль; по мысли Петрова, первичны были технические достижения новой лодки, а задачи всегда найдутся. К слову, так оно и вышло. В августе 1958 года появилось постановление партии и правительства СССР, в соответствии с которым трём ленинградским КБ поручалось создание проекта скоростной АПЛ. В АКБ-143 работы, на основе замысла А. Петрова, возглавил М.Г. Русанов — талантливый инженер с непростой, но, к сожалению, вполне обычной для своего времени судьбой. В победном 1945 году он был осуждён на 7 лет по «контрреволюционной» 58-й статье и лишь незадолго до описываемых событий, в 1956 году, был реабилитирован. В мае 1960 года проекту, лично председателем госкомитета по судостроению Борисом Бутомой, был присвоен номер 705, под которым (а также под названием «Лира») он и остался известен в истории. А уже 23 июня было подписано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании опытной комплексно-автоматизированной скоростной торпедной АПЛ противолодочной обороны. Надо заметить, что вопрос противолодочной обороны стоял в это время весьма остро. Американцы, отказавшись от постройки привычных дизель-электрических подводных лодок, серьёзно нарастили темп строительства АПЛ. И наконец осенью того же 1960 года на своё первое боевое патрулирование вышла первая в мире АПЛ, вооружённая баллистическими ракетами, — американский ракетоносец «Джордж Вашингтон», несший 16 ракет, мощностью 600 килотонн каждая. Руководство страны изначально восприняло проект «подводного истребителя» с не меньшим энтузиазмом и надеждами, чем кораблестроители. Так, по словам министра обороны Дмитрия Устинова, пр. 705 стал общенациональной задачей, с целью осуществления рывка для достижения военно-технического превосходства над вражеским блоком. А главком ВМФ Горшков как-то категорично заявил на одном из совещаний: «АПЛ проекта 705 и её дальнейшее развитие — это стратегическая позиция ВМФ». Не случайно предусматривались и варианты лодки, вооружённые крылатыми ракетами (пр. 705 А) и баллистическими ракетами (пр. 705 Б). Иными словами, проект 705 должен был стать основой подводного флота. Несмотря на то, что от изначальных предложений Петрова до итогового проекта и воплощения в материи произошла значительная трансформация, лодка сохранила те технические решения, определившие её уникальность.

Выводы и перспективы

В чем же причина, что лодки, которые должны были стать основой флота, обеспечив ни много ни мало технологическое превосходство над США, и на которые возлагались такие большие надежды, не оправдали ожиданий? Если коротко, «Лиры» оказались слишком дорогими и сложными в постройке и эксплуатации. Так, спроектированные тем же КБ, примерно в те же годы, и строившиеся на тех же заводах торпедные АПЛ пр. 627 и пр. 671 стоили 15 и 60 млн, рублей соответственно, а расчётная стоимость пр. 705 составляла уже 105 миллионов. Как известно, наши недостатки — это продолжения наших достоинств. Это же можно сказать и о «Лире». И прежде всего, конечно же, об энергетической установке. Неудачный опыт и США, и СССР, сопровождавшийся частыми авариями, заставил отказаться от реактора с ЖМТ в пользу проверенного водо-водяного. При использовании реактора с ЖМТ необходимо ни в коем случае не допустить затвердевания теплоносителя, который всегда, даже на стоянке у причала, надо поддерживать в горячем состоянии, не ниже определённой температуры. Что, разумеется, достаточно трудозатратно для береговой службы на базах. К слову, и сейчас такие реакторы хоть и считаются перспективными, но на АПЛ не используются. Второй камень преткновения — это высокая автоматизация лодки, которая требовала самого тщательного обслуживания. Небольшая численность экипажа предъявляла повышенные требования к морякам, которые должны были обладать высочайшим профессиональным уровнем, а кроме того, вела к увеличению нагрузки. Даже в наше время, в XXI веке, несмотря на качественно другой уровень техники, экипажи АПЛ состоят из нескольких десятков человек. Гораздо меньше претензий можно предъявить к титановому корпусу. Более того, это решение можно назвать даже удачным. По крайней мере, и в последующем советские АПЛ некоторых других проектов также имели корпус из этого металла. Хотя, заметим, более богатые США титановых лодок не имели. Конечно, лодки проекта 705 не сыграли той роли, которая им изначально отводилась. Но навсегда остались памятником научно-технической мысли советских кораблестроителей, обелиском, если угодно, технического романтизма и энтузиазма 50-60-х годов прошлого столетия.

Метки: СССР, корабль, Историческая правда, АПЛ, подлодка, Титан, ВМФ, реактор, автоматизация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector