История службы малых ракетных кораблей проектов 1234, 1234.1,1234.7,1234.э («овод»)

Ударят из засады

Предварительное решение о распределении МРК проекта 22800 «Каракурт» было принято Главкоматом ВМФ. Впрочем, оно еще может быть скорректировано — это зависит от сроков реализации кораблестроительной программы, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. МРК уже не раз неожиданно перебрасывали из состава одного флота в другой. В частности, в 2016 году два ракетных корабля «Серпухов» и «Зеленый дол» проекта «Буян-М» наделали много шума в Европе во время перехода из Севастополя на Балтику. Европейские СМИ не ожидали увидеть у своих берегов носителей крылатых ракет «Калибр». Оба МРК, кстати, так и остались в составе Балтфлота.

Летом 2018 года МРК «Град Свияжск» и «Великий Устюг» совершили переход из Каспийского моря в Черное, а оттуда в Средиземное, где на время присоединились к группировке кораблей ВМФ России. Через год моряки Каспийской флотилии этот поход повторили.

Всего флоту будет передано 18 «Каракуртов». Сейчас в составе ВМФ числятся два МРК — «Мытищи» и «Советск», которые входят в состав 36-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады ракетных катеров Балтфлота. Она базируется в Балтийске и считается одной из самых заслуженных.

Ранее «Известия» писали, что в этом году соединение получит третий по счету «Каракурт» — «Одинцово». Сейчас он находится на заводских ходовых испытаниях и готовится к стрельбам по морским и воздушным целям.

Новые МРК строят на судостроительных заводах Санкт-Петербурга, Зеленодольска, Крыма и на Дальнем Востоке, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— В составе флотов сейчас есть бригады, где сосредоточены ракетные «малыши», — рассказал он «Известиям». — В Черноморском флоте — это 41-я Севастопольская ордена Нахимова бригада. Новые «Каракурты» вольются в ее состав. У тихоокеанцев есть 165-я Краснознаменная бригада надводных кораблей. Сейчас в ней, кроме малых ракетных кораблей, числятся противолодочные корабли и тральщики, а командовать соединением, куда входят разнородные боевые единицы, тяжело. По этой причине на Тихоокеанском флоте могут восстановить 47-ю бригаду охраны водного района, куда ранее входили ракетные корабли.

Изначально предполагалось создать на одном из флотов мощную ракетную группировку «Каракуртов», также напомнил эксперт.

МРК усилят все три флота. Небольшие по размерам корабли созданы для действий во внутренних морях: Балтийском, Черном или Японском, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— МРК, как правило, действуют из засады — выскочат из бухты, сделают залп и опять спрячутся, — отметил эксперт. — Крылатые ракеты «Калибр», которыми они вооружены — дальнобойные, что делает их очень опасными для любых кораблей противника. На каждом из флотов для них будет поставлена своя задача. Например, они смогут закрыть большим кораблям НАТО вход в Балтийское море из Атлантики, атаковав противника, как только он появится рядом с островом Борнхольм или в районе датских проливов. А на Черном море – держать под прицелом Босфорский пролив. Также их можно будет перебросить в Средиземное море.

Кроме того, МРК смогут нанести удары и по наземным объектам — военно-морским и сухопутным базам, штабам, аэродромам и другим целям. Дальность полета «Калибров» позволяет атаковать противника в глубине континента, отметил Валентин Селиванов.

ПОЧЕМУ ТАК ВЫШЛО?

Начало ХХ века для Русского Флота было ознаменовано трагедией Русско-Японской войны. Одной из определяющихпоражение причин была ошибочность кадровой политики Императорского Флота Российской империи. В этой связи особого внимания заслуживают слова Куропаткина: «Аттестации мирного времени во многом оказались несоответствующими при боевом испытании. Начальники, которые проходили службу всюду с отметками «выдающийся», «вне очереди», на боевом поле по физическим и духовным качествам не выдерживали боевого испытания. Наоборот, проходившие служебный путь незамеченными, в боевой обстановке неожиданно развертывали свои глубокие духовные силы, обнаруживали выдающиеся военные качества».

К началу Первой мировой войны сформировалась плеяда адмиралов, которыми могли бы гордиться флоты любого государства – в первую очередь это Колчак и Эссен. Однако, Революция, Гражданская война и политика сталинских репрессий не разрешила, аусугубила кадровые проблемы, доставшиеся Флоту молодой республики по наследству от Империи. Подавляющая часть кадровых решений в ходе «чистки» оказалась ошибочной. В результате из-за недостаточного опыта нового командного состава всех рангов снизилась боевая подготовка на флотах. Кроме того, репрессии отучили командиров от принятия самостоятельных решений, заставляя постоянно согласовывать их с вышестоящими руководителями.

Флотские артиллеристы имели хорошую подготовку в стрельбах по морским целям, чему в военно-морских училищах отводилось много времени. Стрельбам же по береговым целям уделялось мало внимания. Между тем именно береговые стрельбы стали преобладающими в ходе боевых действий флота.

Судостроительная программа в период с 1927 по 1941 многократно менялась, в том числе с печальными последствиями для ее авторов. Технические задания на образцы ВВТ не всегда отражали современные требования, а также реальные возможности советской экономики и промышленности.

Отдельной чертой оборонной промышленности СССР являлся и во многом остался до конца ХХ векаупрощенный подход к созданию вооружения и военной техники (ВВТ): Основное внимание было направлено на средства огневого поражения целей и снижение себестоимости ВВТ, при этом недостаточное внимание уделялось средствам связи, средствам обнаружения целей, средствам автоматизации управления, а также комфорту военнослужащих. Если в танкостроении и создании сухопутных артиллерийских орудий этот подход оказался верным («в Т-34 были широкие гусеницы, крепкая броня и хорошая пушка, а больше ничего примечательного»), то в кораблестроении, в целом, нет

Как раз наогромных морских просторах методы обнаружения целей определяют боевую эффективность корабля в большей мере, чем дальность стрельбы артустановки.

Подводные лодки обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, мощным вооружением, живучестью, но до последнего периода войны не получали скоростных и бесследных торпед. Приборы управления торпедной стрельбой требовали кардинального улучшения. В связи с отсутствием качественных гидролокаторов лодки не могли обнаружить противника на достаточных дистанциях. Тактика использования подводной лодки как боевого охранения военно-морской базы, и последовавшее из такой тактики ТЗ натип Малютка, оказалась ошибочной.

К недостаткам боевого состава флотов предвоенного периода нужно отнести отсутствие десантных кораблей и малое количество тральщиков. Боевые корабли и суда оказались незащищенными от неконтактного оружия. Первые отечественные неконтактные тралы появились в нашем флоте в конце 1942 г.

Малые ракетные корабли проекта 1234Э («Овод-Э») и 1234ЭМ

Экспортный вариант «Овода» отличался от базового проекта 1234 составом вооружения — вместо 6х ПУ ПКР «Ма­лахит» на них имелось 4х ПКР П-15М «Термит».

В апреле 1977 г. вступил в строй МРК «Ураган» (Заводской номер С-65, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-73), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К71 «Vijay Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 30 сентября 2002 года корабль сдан на слом.

В сентябре 1977 г. вступил в строй МРК «Прибой» (Заводской номер С-66, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-74), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К72 «Sindhu Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 24 сентября 2003 года корабль сдан на слом.

В апреле 1978 г. вступил в строй МРК «Прилив» (Заводской номер С-67, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-75), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К73 «Hos Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 5 июня 1999 года корабль сдан на слом.

22 февраля 1978 г. продан построенный для Алжира «МРК-21» (заводской №С-201э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais Hamidou» (№801).

21 мая 1981 г. продан построенный для Алжира «МРК-23» (заводской №С-202э), в алжирском ВМФ носил имя «Salah Reis» (№802). В 1999-2000 г.г. корабль прошел модернизацию до уровня 1234ЭМ и получил полностью обновленное оборудование и вооружение. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М. На крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э», в результате чего внешний вид этого МРК претерпел значительные изменения.

8 февраля 1982 г. продан построенный для Алжира «МРК-22» (заводской № С-204э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais АН» (№803). В мае 1997 г. корабль проходил ремонт в Кронштадте.

1 мая 1982 г. передан Ливии «МРК-9» (заводской №С-203), в алжирском ВМФ носил имя «Эйн Мара». 25 марта 1986 года в порту Триполи поврежден американской авиацией и отбуксирован в Ленинград для ремонта. В 1991 г. после ремонта переименован в «Тарик ибн Зияд» и снова включен в состав флота. Бортовой №416.

19 января 1983 г. передан Ливии «МРК-24» (заводской №С-205), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн аль Газала». Бортовой №417.

15 марта 1984 г. передан Ливии «МРК-25» (заводской №С-206), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Зара». Бортовой №418.

В сентябре 1985 г. передан Ливии «МРК-15» (заводской №С-207), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Закит». Бортовой №419. 25 марта 1986 года потоплен американской авиацией в 20 милях к западу от порта Бенгази.

• Справочник ВМФ • Корабли того же периода • ВМФ России •

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Пункты базирования

В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):

  • Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
  • Влера, Албания (1955-1962);
  • Сурабая, Индонезия (1962);
  • Бербера, Сомали (1964–1977);
  • Нокра, Эфиопия (1977–1991);
  • Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
  • Камрань, Вьетнам (1979-2002)

И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:

  • Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
  • Росток, ГДР;
  • Сплит и Тиват, Югославия;
  • Свиноустье, Польша;
  • Ходейда, Йемен;
  • Александрия и Марса-Матрух, Египет;
  • Триполи и Тобрук, Ливия;
  • Луанда, Ангола;
  • Конакри, Гвинея;
  • Бизерта и Сфакс, Тунис;
  • Тартус и Латакия, Сирия;
  • Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.

Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.

Конструкция ракетного катера

Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:

  • Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
  • Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
  • Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
  • Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
  • Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
  • Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
  • Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
  • В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
  • Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев. В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока — СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

По требованиям морского боя

«Ретивый» — седьмой по счёту корабль проекта 20380. По информации Минобороны, данный корвет будет превосходить некоторых своих предшественников «по степени радиоэлектронного оснащения». 

Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» находится на службе ВМФ с 27 февраля 2008 года. В 2011 году флоту был передан «Сообразительный», в 2013-м — «Бойкий», в 2014-м — «Стойкий», в 2017-м — «Совершенный», в 2018 году — «Громкий».

Также по теме

«Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России

Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…

Проект 20380 — детище Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Строительство кораблей развёрнуто на «Северной верфи» и ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).

Полное водоизмещение корвета проекта 20380 — 2,22 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, осадка — до 7,95 м, максимальная скорость хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3500—4000 миль (5632—6437 км) на 14 узлах (25,9 км/ч). Автономность корабля по запасам провизии оценивается в 15 суток.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представлена четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства АО «Коломенский завод». Совокупная мощность силовых агрегатов — 23 320 л. с. (17 140 кВт).

Корабли проекта 20380 предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Вооружение корветов позволяет бороться с подлодками, надводными кораблями, оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту, патрулировать водные районы.

При производстве кораблей используется технология «стелс», которая позволяет уменьшить их радиолокационную заметность. В частности, надстройки корветов имеют характерные для современной военно-морской платформы изломанные геометрические очертания, а в качестве основного строительного материала используется радиопоглощающий стеклопластик.

Ещё одним достоинством архитектуры корабля является модульный принцип, дающий возможность при модернизации устанавливать новые комплексы вооружения. В целом корветы проекта 20380 отличаются от других противолодочных платформ многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации бортовых систем, отмечают в Минобороны.

  • Корвет проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе

В арсенал кораблей проекта 20380 входят противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, малогабаритная противолодочная система «Пакет», артиллерийские установки А-190 и АК-630М, два гранатомёта ДП-64. Для противовоздушной обороны используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Редут», «Кортик-М», «Игла». На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолёта Ка-27.

«Внедрённые в данный проект кораблей системы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, комплексы боевого управления, обнаружения и целеуказания, связи и защиты делают этот класс кораблей самодостаточным и отвечающим самым высоким требованиям современного морского боя», — говорится в материалах Минобороны РФ.

По информации военного ведомства, комплексы ракетно-артиллерийского вооружения корветов проекта 20380 позволяют «наносить удары по надводным кораблям как в море, так и в пунктах базирования, осуществлять патрулирование назначенных районов».

Предпосылки к возникновению класса

После окончания Второй мировой войны стало ясно, что военные флоты ожидает масштабная модернизация. Появление таких новшеств, как ядерное оружие и управляемые ракеты, потребовало революционных изменений как к тактике морского боя, так и в конструкции кораблей. При этом сильнейшие флоты мира — ВМС США и ВМС Великобритании — в ходе завершившейся войны устранили всех возможных конкурентов по господству над морем, располагали многочисленными кораблями традиционных классов и не были заинтересованы как-то пересматривать эту ситуацию. Довооружив несколько артиллерийских кораблей зенитными управляемыми ракетами, в США ограничились приставкой (англ. G, guided missile) к названию их класса — «крейсер УРО», «фрегат УРО» и т. п. В совершенно иной ситуации оказался ВМФ СССР: страна столкнулась с угрозой ядерных ударов как с суши, так и с моря, при этом противопоставить англо-американским авианосным эскадрам было почти нечего — и без того немногочисленный флот был сильно выбит в боях Отечественной войны. Попытка прямого соревнования с англо-американским судостроением в создании симметричных по составу и характеристикам корабельных соединений потребовала бы многих десятилетий и вложения колоссальных средств. В то же время принципиально новые подходы к войне на море давали шанс начать состязание с чистого листа, сделав многочисленные флоты обычного типа устаревшими

Поэтому в СССР обратили пристальное внимание не только на зенитные, но и на противокорабельные управляемые ракеты. В то время как на Западе привычно полагались на возможности традиционной палубной авиации, сведя роль всех остальных надводных кораблей к эскорту авианосцев и бомбардировкам побережий, в СССР начали развивать новый тип — ударного ракетного корабля, главным назначением которого была борьба с надводными кораблями противника

Новаторский подход в строительстве океанского флота должна была подчеркнуть и новая классификация кораблей, введённая в 1960-е годы: место традиционных крейсеров и эсминцев в советском ВМФ заняли ракетные крейсера, БПК, МПК, а также малые и большие ракетные корабли.

Источники.

  • Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма: Малые ракетные корабли проекта 1234. — М.: Военная книга, 2006.
  • Jane’s Fighting Ships by Stephen Saunders, 2015—2016. — United Kingdom: IHS, 2015.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 4. Удар из-под воды. // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2009. — № 6.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996.

Ракетные корветы

Малые ракетные корабли «Каракурт» являются судами класса «река-море», которые способны выполнять боевые задачи как в открытом морском пространстве, так и во внутренних водных артериях. Основной боевой задачей кораблей проекта 22800 является поражение критически важных объектов в береговой зоне и уничтожение надводных сил противника, отмечают разработчики. Такие задачи «Каракурт» может выполнять как в одиночку, так и в составе ударных групп ВМФ России.

Виктор Литовкин отметил, что способность навигации по рекам позволяет кораблям этого класса выполнять разнообразные боевые задачи как у берегов РФ, так и за пределами Балтийского моря.

  • Малый ракетный корабль проекта 22800 «Советск»
  • РИА Новости

«Например, эти корабли по внутренним водам России могут быть переброшены в Азовское, Чёрное и Средиземное моря», — подчеркнул эксперт.

Разработчиком этих кораблей является петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Водоизмещение корабля — около 800 тонн, длина — 67 м, ширина — 11 м, максимальная скорость — 30 узлов (55,5 км/ч), автономность — 15 суток, дальность плавания — 2500—2800 морских миль (4023—4506 км), экипаж — 39 человек.

Также по теме


Укус «Каракурта»: в чём уникальность новейших ракетных кораблей ВМФ России

Зеленодольский завод имени А.М. Горького ведёт строительство двух малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт». Это стало…

Как отмечают в Минобороны РФ, «Каракурт» оснащён современными средствами управления, связи, навигации, радиоэлектронной борьбы, радиотехническим и противодиверсионным вооружением. Мониторинг окружающей обстановки экипаж корабля проекта 28000 осуществляет благодаря многофункциональному комплексу «Минерал-М», включающему активную и пассивную радиолокационные станции загоризонтной дальности.

Основным вооружением «Каракурта» являются крылатые ракеты «Калибр-НК». Эти ракеты с боевой частью массой 500 кг могут поражать цели на дальности до 2,6 тыс. км.

Роль вспомогательного вооружения на кораблях 22800 выполняет универсальная артиллерийская установка К-176МА калибра 76 мм. Также в оснащение «Каракурта» входит тактический разведывательный беспилотник «Орлан-10».

«Благодаря установленным крылатым ракетам «Калибр», которые летают на дальность до 2,5 тыс. км, рука Балтийского флота теперь сможет дотянуться до самых дальних натовских рубежей. Дальность, точность, надёжность, эффективность — эти преимущества даст кораблям такого класса оснащение крылатыми ракетами «Калибр», а благодаря надёжным ракетным комплексам «Панцирь-М» они будут защищены ещё сверху от воздушной атаки», — подчеркнул эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector