Бронемашина “каратель” впервые применена в ходе операции против исламистов

Расположение экипажа, обзорность

Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.

В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки.

Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.

Работы на ЗИЛе

АМО «ЗИЛ» сразу «ввязался» в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки по своему давнему проекту («Синей Птице»), перекинув всю ходовую без особенных изменений. В результате работы по обоим проектам попросту «заглохли», так как тянуть сразу два направления инженеры оказались не способны. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же смог появиться. Как ни странно, но решающую роль в этом сыграли московские власти.

Но, по ряду причин, дальнейшая его разработка была остановлена. В том же 2009 году мэр уходит со своего поста, но завод получает в качестве субсидии последний транш на разработки. Его хватило, и в 2012 году первый опытный образец увидел-таки свет. Некоторые считают, что имя его — «Клоп», но это не так. Это наименование носил предшествующий образец.

Грузоподъемность и прочее

Даже если отбросить водителя и командира, в машине должны сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого — явно не менее 100 кг. Так что, двоих придется выкинуть, дабы автомобиль справился с нагрузкой? В общем, много неясностей. Во всяком случае, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в плане увеличения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и получше…

Кроме того, не выдерживают никакой критики и посадочные места для экипажа: если под днищем взорвется что-то мощнее оборонительной ручной гранаты, то людям придется очень несладко. Нормальные машины такого класса имеют специальную систему подвески сидений, которая позволяет минимизировать эффект от взрывной волны в случае наезда на мину. В рассматриваемом нами варианте ничего подобного нет и близко.

Бронеавтомобиль ЗИЛ “Каратель” – технические характеристики и история разработки

Год назад на российских дорогах был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.

История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пле­нума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Ми­нистерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду ав­тозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого на­значения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг. АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех орга­низаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе.

Од­нако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства заво­да проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4×4 и 6×6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом. И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициатив­ном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны.

Получив сог­ласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскиз­ного проекта семейства автомобилей 4×4 мно­гоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Но­вый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.

С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных вой­сковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизиро­ванного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свобод­ный Ирак», 2003 г.).

С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и ре­лигиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, осна­щенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий. В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника.

Описание и сфера применения

По изначально поступившей информации, Каратель был разработкой автомобильного концерна КамАЗ для Вооруженных сил Российской Федерации. Вскоре выяснилось, что это не совсем верно, ведь основные работы по производству проходили на заводе ЗиЛ (см. ЗИЛ-131). Однако, вскоре стало известно, что КамАЗ имеет самое непосредственное отношение к проекту, ведь за основу данного броневика был взят КамАЗ 4911 Extreme.


КамАЗ Каратель участник ралли “Дакар”

Данная модель неоднократно участвовала в гонках ралли «Дакар», добившись впечатляющих результатов. Так же в гонках Дакар принимал участие капотный Камаз, о котором можно прочитать тут.

Проект автомобиля, выполненный на заводе ЗиЛ, представлял собой некую базу, что-то вроде первичного рисунка на бумаге. Позже к проекту подключилась фирма «Форт Технология», которая должна была отвечать за броневую защиту нового автомобиля.

Подобная текучка и привлечение все новых партнеров напускало ещё больше тумана вокруг данного проекта. Кроме того, судя по опубликованному фото, многих смутила аббревиатура ЦСН, которая красовалась на переднем плане, вместо привычного ЗиЛ. Позже стало известно, что эти буквы означают следующее – Центр Специального Назначения, но ясности это вряд ли добавило.

Кузов представленного автомобиля также вызывает немало вопросов. Особое недоумение вызвано тем остеклением кабины водителя, которое было на образце, ведь оно было под достаточно острым углом. Остается только догадываться, какой угол обзора у водителя и удобно ли ему следить за ситуацией на дороге.

Вообще, судя по опубликованным фотографиям, голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что должно решить проблему недостаточного обзора. Кроме водителя, имеется место на пассажирском сидении, а также, как минимум четыре места позади водителя. В десантном отделении, по определенным данным, имеется 10 мест – по 5 с каждой стороны.


КамАЗ класса бронивеков

Данный автомобиль относится к классу броневиков, что само по себе должно предъявлять определенные требования к защите и броне. Судя по фото, конструкторы существенно уменьшили размер стекол по бокам, добавив туда дополнительных броневых листов.

С другой стороны, большое лобовое стекло осталось на месте, что вызвало логичный вопрос – а оправдано ли это, особенно в условиях проведения боевых действий? Если присмотреть повнимательнее, то по краям этого стекла можно заметить черную бороздку, что говорит о пуленепробиваемости этого стекла.

О степени защиты остекления пока неизвестно, как неизвестно и о характере бронезащиты кузова автомобиля. Скорее всего, Каратель способен выдерживать обстрелы пулями калибра 7,62-мм, как минимум, что является вполне хорошим показателем. Днище автомобиля, судя по всему, имеет V-образное исполнение, опять же, если судить по фотографиям.

Исходя из этого, данный автомобиль будет находиться на службе у специальных подразделений Внутренних Войск РФ.

Кроме того, такие автомобили будут использоваться в десантных частях, несущих свою службу в различных проблемных регионах России – Дагестане и Чечне. Еще автомобиль, применяемый военными для транспортировки личного состава и грузов – Камаз-53501.

Основные технические характеристики

Помните, что мы сказали о санкциях? На ЗИЛ 4х4 «Каратель» устанавливается итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л/с. Сопряжен он с немецкой пятиступенчатой АКПП ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли хоть какие-то отечественные комплектующие?

Есть и такое. От полноприводных КамАЗов взяли раздаточную коробку, а также мосты и подвеску практически без изменений. В длину ЗИЛ «Каратель» равняется 6330 мм, ширина его составляет 2397 мм, а высота — 2566 мм. Без учета навешивания брони «чистое» шасси весит 4,5 т. В полностью же бронированном варианте вес его равен сразу 8 тоннам. Сообщается, что всего в машине могут уместиться до 10 человек (экипаж вместе с десантниками).

Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — порядка 30 км/ч. Проскальзывала в прессе информация, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может самостоятельно форсировать водные преграды за счет своей положительной плавучести, но производитель на этот счет особенно не распространяется.

Первоначальные требования к конструкции

Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны МО не было, так что участникам конкурса приходилось вести все изыскания исключительно за свой счет. Как бы там ни было, но завод начал проектирование машины, которая бы предназначалась для возможной эксплуатации в условиях бездорожья. В качестве основных пользователей предполагались как ВС РФ, так и прочие профильные ведомства.

Оттого сразу встала задача проектирования кузова таким образом, чтобы экипаж мог вести круговой обстрел из него, пользуясь собственным стрелковым оружием. Особого выбора в размещении команды не было: водитель на левом переднем месте, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для бортового стрелка, который, при необходимости, мог вести встречный огонь через поднимаемую центральную секцию лобового стекла.

Достоинства и недостатки

Проведенные испытания и применение в реальных боевых условиях показали достоинства броневика «Фалькатус». Машина способна не только преодолевать плотный огонь противника, но и доставлять десант к нужной точке, штурмовать и прорывать препятствия, расчищать путь в минных заграждениях.

С учетом небольшого количества информации о машинах «Фалькатус» говорить о недостатках сложно. Наиболее существенным моментом отмечают заметность такого автомобиля

Выполненный в черно-красной расцветке он привлекает всеобщее внимание на любых дорогах, что ставит под сомнение секретность проводимых операций

Обращают внимание и на названия машин, их негативный окрас и нерусское происхождение. «Каратель» у многих ассоциируется с немецкой оккупацией, хотя точных сведений об официальности данного наименования также не имеется

«Клоп» — кровосос, также не добавляющий людям веры в службу безопасности.

Фалькатой же называли серповидный меч времен Древнего Рима, получивший распространение в Иберии. Название ему дали только в XIX веке, им же назвали и доисторическую вымершую рыбу. Какая тут связь с броневиком пока остается загадкой.

Прочие «казусы»

И уж совсем нелепым выглядит количество отверстий в бронекорпусе: здоровенные проемы под двери и окна, люк на крыше… Скорее всего, у этого «монстра» нет никаких шансов противостоять более-менее мощному фугасу, так что для непосредственной работы в зоне боевых действий автомобиль явно не пригоден. Ни фары, ни зеркала, ни даже оптика видеокамер ровным счетом никак не защищены от огня даже ручного стрелкового оружия.

Кроме того, на фотографиях видно абсолютно обнаженные мосты, тяги и прочие детали. Это подходит для гражданского грузовика, но как-то не вяжется с обликом машины, которая должна передвигаться в зоне возможного военного конфликта.

Таким образом, в настоящее время перспективы этой разработки в войсках весьма и весьма сомнительные. Может ли появиться на вооружении армии ЗИЛ «Каратель»? Характеристики этой машины таковы, что вряд ли заинтересуют военных. Скорее уж, этот проект подходит для того самого «Дакара».


завода ЗИЛ.

Заключение

Каратель находится ещё в стадии производства и, вполне возможно, заявленные характеристики и особенности будут переделаны неоднократно. Да и те сведения, которые есть в открытом доступе, вызывают немало противоречий и нестыковок.


Каратель в стадии производства

В частности, есть несколько вопросов к разработчикам, например:

  1. Для какой именно роли конструировался данный автомобиль? Если судить по конструкции, то он явно не подходит для ведения реальных боевых действий, в силу того, что на кузове и кабине есть много уязвимых мест, которые явно не выдержать подрыва фугаса или другого взрывного устройства.
  2. Даже самая обычная граната, взорвавшаяся под днищем, может стать фатальной для экипажа и самого броневика.
  3. Почему было использовано такое количество стекла? Если автомобиль подразумевался для участия в каких-то конфликтных ситуаций с применением оружия и техники, то обилие стекол вряд ли будет способствовать увеличению безопасности экипажа.
  4. Понятно, что они бронированные, но никто не знает степеньэтой защищенности и массу других деталей.
  5. Почему не была предусмотрена установка какой-нибудь пулеметной турели наверху? Опять же, если машина предназначается для участия в беспорядках и конфликтах, такое отсутствие весьма странно.
  6. Почему не был проработан вопрос с двигателем?Отечественный аналог является очень неэкономичным в плане расхода топлива, которое может достигать немыслимых ста литров на 100 км. В конце концов, это не менее важный показатель военной техники наряду с броней и огненной силой.

Кроме того, судя по фото, оказались совершенно незащищенными различные технические узлы и мосты, что в условиях проведений боевых действий также вызывает недоумение.

Смогут ли разработчики ответить на эти вопросы или нет покажет, в любом случае, время. Хотя может данные противоречия являются следствием недостаточной информации по проекту, но тогда нужно как-то рассекретить данную разработку, что помогло бы понять основные и интересующие многих вопросы.

Владельцем и водителем какого бы автомобиля вы не были, вам необходимо знать,  что делать если эвакуатор забирает машину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К макетному образцу бронеавтомобиля «Каратель» еще на стадии под­готовки эскизного проекта проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды проводилась демонстрация изделия с участием бойцов этого подразделения, осна­щенных комплектом соответствующего об­мундирования и вооружения. В октябре 2009 г. машину показали первому заместителю мини­стра обороны — начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко.

Опыт, полученный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого назна­чения типа 4×4 по теме «Каратель», может быть использован при создании машин любого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного применения. Потенци­альными заказчиками в России данного типа являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др.

В настоящее время ЗИЛ-3901 передали Камскому автомобильному заводу, который изготовил опытный образец «Карате­ля» на своей агрегатной базе. Кстати, нынешний внешний вид бронеавтомобиля «Каратель» в лучшую сторону отличается от прототипа, изображенного на иллюстрациях к данной статье. Машина стала выглядеть еще более грозно и внушительно.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи В. Васильева в журнале «Техника и вооружение. Вчера. Сегодня. Завтра». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector