В россии предлагают построить атомный авианосец. цена

Модернизации и переоборудования

Вид с кормы на трамплин и надстройку авианосца

За достаточно долгий срок службы авианосец прошёл несколько модернизаций.

С 1979 по 1982 год был проведён капитальный ремонт котлов с заменой турбин, при этом также установили новое радиолокационное и связное оборудование, усилили мощность кондиционеров для улучшения обитаемости, а также оборудовали корабль для обслуживания планируемых к закупке самолётов вертикального взлёта Sea Harrier.

С декабря 1982 по февраль 1983 года «Викрант» был ещё раз дооборудован для приёма «Си Харриеров» на палубу.

В 1989 году проведена ещё одна модернизация: в связи со снятием с вооружения самолётов «Ализе» с авианосца демонтировали катапульту и аэрофинишёры, а в носовой части полётной палубы установили трамплин с углом схода 9,75 градусов для обеспечения взлёта СВВП «Си Харриер» с разбега. Для сохранения противолодочных возможностей на прежнем уровне, корабль получил на вооружение тяжёлые вертолёты Sea King, производимые в Великобритании по американской лицензии. Помимо этого, на авианосце провели замену котлов, установили новые РЛС голландского производства.

В индийском флоте

В ноябре 2013 года в Северодвинске состоялась торжественная передача авианосца «Викрамадитья» (бывшего тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков») в состав ВМС Индии. С 26 ноября корабль совершал переход из Североморска на индийскую военно-морскую базу Карвар.
8 января 2014 года авианосец «Викрамадитья», без вооружения и самолётов прибыл к побережью штата Карнатака. Интеграция нового корабля в состав ВМС Индии заняла около четырёх месяцев. Все это время на корабле работали российские специалисты гарантийного обслуживания.

В августе 2017 года журналист Vivek Raghuvanshi распространил в интернет-изданиях информацию, со ссылкой на анонимный официальный источник, что индийский военно-морской флот сталкивается с острыми проблемами технического обслуживания МиГ-29К. Источник сообщал, что чрезмерно жесткая посадка на палубу приводит к частым структурным дефектам МиГ-29К. Однако в той же статье позже добавил официальный комментарий от представителя АО «РСК „МиГ“» Анастасии Кравченко, что ни корпорация, ни её партнеры не получали никаких уведомлений о проблемах: “Neither we, nor our partners have received any official claims about operational problems with the Russian MiG aircrafts.”

От Британии до России

Морская авиация, Naval Air Arm, является одним из ключевых родов сил ВМС Индии, и к строительству авианосного флота в этой стране относятся с большим вниманием, особенно сейчас, когда развитием этих кораблей занялся Китай. Безусловным мировым лидером в строительстве авианосцев и развитии морской авиации являются США, но в предыдущие десятилетия Индия использовала в качестве доноров сначала Великобританию, от которой были получены первые два авианосца индийского флота и самолеты для них, а затем Россию

Авианосец_1

Индийский авианосец «Вираат»

Фото: commons.wikimedia.org

«Британская эра» в индийской палубной авиации продолжалась более полувека, с 1961 года — когда Индия получила свой первый авианосец «Викрант» (бывший корабль Ее Величества «Геркулес»), до 2017-го, когда из состава флота был официально выведен второй индийский авианосец «Вираат» (также бывший корабль Ее Величества «Гермес», переданный Индии в 1985 году). В 2013 году, с передачей авианосца «Викрамадитья» (перестроенный советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»), началась российская, она же, очевидно, продолжится дальше, учитывая, что индийский авианосец проекта 71, получивший в честь предшественника название «Викрант», строился с использованием российского авиационно-технического комплекса и ряда других технологий и систем. Оба эти корабля — и поставленный в 2013 году «Викрамадитья», и строящийся «Викрант» — используют также и российскую авиатехнику: истребители МиГ-29К/КУБ, вертолеты ОКБ Камова.

Автор цитаты

В качестве потенциальных партнеров по строительству нового корабля (ряд источников полагает, что он получит имя «Вишал»), рассматриваются все ведущие западные державы с опытом строительства авианесущих кораблей, а также Россия. Фактически же речь идет о соревновании России, США и возможных вариантов консорциума с участием также и европейских держав.

Работа продолжается

Между тем, работа над совершенствованием отечественных авианесущих кораблей продолжается. Требования к ним со стороны военных моряков уточняются, в том числе и по урокам сирийской компании. Как показали боевые действия на территории САР, среди растущих угроз особое место занимают «беспилотники», включая варианты ударного исполнения. А ведь еще несколько лет назад никто всерьез на флоте не задумывался, как бороться с беспилотными летательными аппаратами, тем более при их массированном применении противником. Тратить дорогую ракету, чтобы сбить дешевый «беспилотник» — крайне расточительно. Сирийская компания показала: не только военные базы, но и отдельные корабли должны иметь современные средства разведки и радиоэлектронного противодействия, как пассивного, так и активного типа. Эти и другие моменты находят отражения в требованиях военных моряков к вновь закупаемой технике.

Подводя итог подчеркнем, что российская промышленность обладает значительным опытом строительства авианесущих кораблей, включая авианосцы, авианесущие крейсера и большие десантные корабли. А военно-морской флот накопил обширный опыт эксплуатации,  и вынес уроки из применения в условиях контртеррористической операции на Арабском Востоке. Скорректированные требования главного заказчика позволят промышленности создавать более совершенные корабли, как для собственных вооруженных сил, так и на экспорт, включая таковые с авиационным вооружением.

Невское ПКБ

Исследовательские организации, как правило, предлагают самые передовые разработки, основанные на новейших достижениях научно-технического прогресса. Обратная сторона медали: промышленность не всегда в состоянии быстро воплотить задумки изобретателей «в железе». Ведь для этого нужны соответствующие высокие технологии и овладевший ими квалицированный персонал непосредственно в цехах. Можно привести великое множество примеров, когда глубокие мысли и идеи ученых на десятилетия «загрузили» конструкторские бюро и заводы, перед тем как конечное изделие вышло на испытания и, затем, поступило на вооружение.

Сократить путь от задумки до реализации можно, идя путем эволюции, т.е. постепенно внося улучшения в изделия прошлого поколения и последовательно дорабатывая комплект чертежей для строительства следующего корпуса в серии. Именно такой подход предлагает Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ) — старейшее среди отечественных проектных организаций со специализацией на крупнотоннажных боевых кораблях. В стенах предприятия на Васильевском острове родились на свет чертежи всех без исключения тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР), а также универсальных и больших десантных кораблей и кораблей-доков, построенных по заказам Советского военно-морского флота.

Завершенный строительством в Николаеве незадолго до развала «Великого и Могучего», ТАВКР проекта 1143.5 пришел к месту постоянного базирования – ВМБ «Североморск» уже после того, как наш флот из «советского» стал «российским». Сегодня «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» не просто остается в списках ВМФ России, а выступает в качестве флагмана. Прошлым летом корабль направился на ремонт с модернизацией со сроком завершения 2021 год. По состоянию на прошлый месяц, НПКБ уже выпустило практически всю необходимую документацию. Сообщается, что замене подлежат паровые котлы и отдельные системы, связанные с обеспечением полетов авиации.

Поддержанием технической готовности корабля занимается Центр Судоремонта «Звездочка». Недавно стало известно, что ЦС заключил контракт с компанией «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» на сумму 20 миллиардов рублей по переделке сухого дока на судоремонтном заводе №35 в Мурманске. Ранее за неимением лучшего приходилось использовать плавучий док ПД-50, но в ночь на 30 октября 2017 г. тот затонул, – от старости (постройка 1979г.) и небрежного обращения. После укрупнения, сухой док на СРЗ №35 сможет принимать крупнотоннажные суда с корпусами большого удлинения. Это создаст хороший задел на будущее, коль скоро ремонт и модернизацию кораблей океанского класса можно будет решать с опорой на современную береговую инфраструктуру. Кроме прочего, улучшатся условия для проведения работ на «Кузнецове», что позволит еще некоторое время поддерживать единственный авианесущий крейсер нашего флота в исправном техническом состоянии.

История

После вывода из состава флота Индии в 1997 г. лёгкого авианосца «Викрант» встал вопрос о его замене, а также замене самолётного парка палубной авиации. Имеющийся и списанный авианосцы Индии могли принимать на борт самолёты массой не более 20 тонн, поэтому при рассмотрении вопроса о типе нового корабля было принято решение о приобретении небольшого авианесущего корабля с массой принимаемых летательных аппаратов до 30 тонн и количеством не более 40. Формально под этот тип попадал «Клемансо» (готовящийся пойти на слом во Франции), но ресурс этого корабля был исчерпан полностью. Ещё в середине 90-х годов индийское правительство заинтересовалось авианесущим крейсером «Адмирал Горшков» с перспективой комплектования его Як-141 или Harrier. К концу 90-х годов России удалось договориться с Индией о продаже полного комплекта: авианосца, авиакрыла, нового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также инфраструктуры на военно-морской базе приписки корабля. При этом в начале 2000-х годов уже стоял вопрос о дарении корпуса корабля при условии оплаты его модернизации в полноценный авианосец и закупки авиапарка для корабля.

В 2008 году в СМИ появился слух о возможной покупке Индией американского «Китти Хок» вместо российского «Адмирал Горшков» для использования в военных целях, но и этот авианосец свой ресурс (как и французский «Клемансо») выработал полностью.

После передачи корабля Индии авианосец выполнил переход из Северодвинска на базу в Карвар. 26 ноября 2013 года он покинул Северодвинск, 16 декабря находился в Лиссабоне. 8 января 2014 года «Викрамадитья» прибыл в Индию.

Вооружение

Зенитное вооружение

Изначально авианосец располагал шестнадцатью 40-мм автоматами «Бофорс» для самообороны, впоследствии их число сократили до восьми.

Авиационное вооружение

Основу авиагруппы изначально составляли закупленные в Англии лёгкие реактивные истребители Sea Hawk, уже к моменту вступления авианосца в строй считавшиеся устаревшими. Малые (для авианосца реактивной эпохи) размеры корабля не позволяли заменить этот самолёт на более современные и тяжёлые машины. Положение отчасти спасла закупка в 1980-х годах в Великобритании более современных палубных истребителей вертикального взлёта Sea Harrier, способных базироваться практически на любой корабль.

Помимо реактивных истребителей, корабль нёс на борту винтовые противолодочные самолёты «Ализе», а также вертолёты различных типов.

«Спрос будет возрастать»

Опрошенные RT эксперты полагают, что техника, представленная на военно-морском салоне в Петербурге, соответствует всем современным требованиям и обладает значительным экспортным потенциалом. Капитан 1-го ранга запаса, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков отмечает, что продукция ОСК может пользоваться спросом в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.

Заведующий кафедрой политологии и социологии, военный эксперт Андрей Кошкин в беседе с RT заявил, что отечественная морская техника способна удовлетворить запросы даже самого взыскательного заказчика. На мировом рынке российские корабли могут покупать страны, не испытывающие серьёзного давления со стороны США. Число таких государств, по его мнению, растёт.

«Сегодня российская военно-морская продукция соответствует уровню мирового рынка вооружения. Она относительно недорогая и при этом обладает высокими тактико-техническими характеристиками. Спрос на неё будет возрастать из-за ухудшения геополитической обстановки. Убеждён, что в сложившейся ситуации российская судостроительная отрасль развивается в верном направлении», — резюмировал Кошкин.

Состояние после перестройки

Авианосец построен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение и вместо авианесущего крейсера стал полноценным авианосцем. По словам президента «Объединённой судостроительной корпорации» Алексея Рахманова, авианосец был фактически построен заново: «Интересно, насколько живучей оказалась версия, что это было переоборудование авианесущего крейсера, построенного на верфях в Николаеве. На самом же деле мы его строили заново. Когда корабль поставили к причальной стенке „Севмаша“, вычерпали несколько десятков тонн мазута из трюма и разобрали хлам, то поняли: ничего, кроме частичной обшивки корпуса, в этом пароходе не осталось.»

В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное. Перестройке также подвергся ангар. На палубе корабля установлен трёхтросовый аэрофинишер, трамплин и оптическая система посадки, два подъёмника. Принимать на борт авианосец сможет самолёты массой до 25 тонн, среди них МиГ-29К, С-54/55/56, Rafale-M, F/A-18. Также на авианосце будут присутствовать вертолёты Ка-28 и Ка-31, возможно базирование индийских вертолётов HAL Dhruv и российских Ка-60 (Ка-62) «Касатка».

По состоянию на август 2009 года, на Севмаше в работах по модернизации авианосца было задействовано 45 индийских специалистов.

В феврале 2010 года генеральный директор Николай Калистратов и группа специалистов «Севмаша» посетили Черноморский судостроительный завод в Николаеве. По результатам переговоров на Севмаш для передачи опыта были приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода, в том числе и главный строитель перестраиваемого авианосца Евгений Михайлович Ентис.

В июне 2010 года на авианосец прибыл макет истребителя МиГ-29К массой 12 т. Макет предназначен для проведения межведомственных испытаний на палубе корабля. В частности, для проверки удерживающего устройства, используемого при старте самолёта.

Передача корабля индийскому ВМФ планировалась на 4 декабря 2012 года. В сентябре 2011 первый выход в море перенесён с ноября 2011 на конец мая 2012.

8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» впервые вышел в море на полномасштабные испытания. Испытания оказались крайне неуспешными — вышла из строя силовая установка из-за разрушения кирпичной теплоизоляции четырёх котлов, в результате потребовался серьёзный ремонт всей силовой установки корабля.

29 июля 2012 года авианосец «Викрамадитья» наряду с судами Северного флота участвовал в параде кораблей в Североморске, приуроченном к празднованию Дня Военно-морского флота России.

Повторные ходовые испытания в Белом и Баренцевом морях состоялись с 3 июля по 20 сентября 2013 года и прошли успешно. В частности, прошла корабельная практика индийского экипажа в количестве 875 человек и состоялись летные испытания палубной авиации, включая взлёты и посадки в ночных условиях.

16 ноября 2013 года Россия передала Индии авианосец «Викрамадитья». Торжественная передача корабля прошла на судостроительном предприятии «Севмаш». На авианосце спустили российский флаг и подняли индийский, а жена нового командира корабля Сураджа Берри разбила о борт «Викрамадитьи» кокос.

26 ноября 2013 года авианосец отправился из Северодвинска в Индию. На борту корабля, помимо индийского экипажа, находятся около 180 представителей «Севмаша» и представителей предприятий-субподрядчиков.

В рамках сотрудничества с ВМС Индии, ОАО «ПО „Севмаш“» обеспечил авианосец «Викрамадитья» запасными частями, инструментом и принадлежностями (ЗИП), предназначенными для обеспечения надёжной эксплуатации корабля. ЗИП был сформирован за 13 поэтапных отгрузок в период с 2011 по 2014 годы. В частности, летом 2014 года была произведена отгрузка гребных валов.

Vikramaditya

Между тем, НПКБ действительно оказывает консультационные услуги иностранным партнерам по их национальным авианосным программам. Правда, в данном конкретном случае речь идет не про Китай, а про Индию. Беседуя с журналистами на военно-морском салоне, заместитель Генерального директора по кораблестроению и ВТС Алексей Юхнин перечислил основные программы взаимодействия: авианосцы проектов 11430 и 71, а также наземный испытательный комплекс SBTF (shore-based test facility) для подготовки морских летчиков в штате Гоа (территория военно-морской базы INS Hansa).

Переданный индийской стороне в 2013-м, авианосец R33 Vikramaditya нуждается в ремонте и модернизации. Согласно планам индийского флота, следующим летом, намечена постановка его в сухой док. Если по ремонту некая ясность имеется, то с объемом и глубиной модернизации заказчику еще предстоит окончательно определиться. Есть понимание, что за период ремонта неплохо было бы заменить отдельное оборудование, на что конкретно – пока не выбрано. Российская сторона, в лице Рособоронэкспорта и НПКБ, предлагает всевозможные технические решения по его модернизации.

Авианосец «Vikramaditya»

Во-первых, работы можно провести на заводе «Севмаш», — производственном предприятии, где выведенный из состава российского флота тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был по проекту 11430 переделан в полноценный авианосец для ВМС Индии. Как показывает практика, крупные работы на столь крупном и сложном корабле всегда лучше проводить на предприятии его построившем. Длинный список реализованных программ не оставляет сомнений, что северодвинские мастера и на сей раз прекрасно справятся с заданием. Правда, встает вопрос удаленности: расстояние между местом постоянного базирования – военно-морской базой INS Kadamba и устьем Северной Двины составляет около десяти тысяч миль. Поэтому наиболее вероятным представляется проведение работ на одной из индийских верфей при содействии специалистов Севмаша и НПКБ.

Глядя с позиции разработчиков, представляется правильным замена авиационно-технических средств (АТС) корабля на более современный набор, построенный на новой элементной базе. Главным образом речь идет о системах семейства «Резистор», «Луна», «Ильмень» и др. Стоимость подобной модернизации оценивается в миллионы долларов США, и сравнима с закупочной ценой за подобные системы, приобретенные заказчиком во время строительства корабля. Сроки проведения модернизации в части АТС оцениваются от 18 до 24 месяцев.

Vikrant

Вслед за приобретением Vikramaditya у России, правительство в Дели запустило собственный Проект 71. Среди целей программы — освоить строительство подобных кораблей на мощностях местной промышленности. Основной площадкой выбрали Cochin Shipyard. По сути, строящийся авианосец Vikrant представляет вариант предшественника с сохранением количественного и качественного состава авиагруппы (до тридцати летательных аппаратов, включая истребители МиГ-29К/КУБ и вертолеты Ка-28/31), но несколько меньшей размерности. Нет большого смысла точно повторять размеры прототипа, коль скоро Vikramaditya – не спроектированный «с нуля» корабль, а перестроенный на Севмаше из крейсера проекта 1143.4 «Адмирал Горшков». Поэтому местные специалисты в тесном взаимодействии с НПКБ выпустили новый пакет документации для строительства Vikrant.

Первоначально сдача корабля заявлялась — 2015год, затем дату перенесли на 2018-й и, недавно, на 2021-й. «Мы знаем о переносе сроков индийской стороной. Корабль большой и сложный, так что затягивание работ — обычное дело. Задержки происходят не по вине российской стороны: никаких моментов, которые бы критично повлияли на сроки сдачи корабля, за нашей стороной не числится», — заявил Юхнин. «Нами накоплен очень ценный опыт взаимодействия с индийской стороной. По проекту 71 мы работаем хорошо и дружно: никаких нерешаемых, острых вопросов нет. Не хочу говорить за Cochin Shipyard, но никаких претензий к нам пока не было. Впереди у нас — завершение строительства, испытания и сдача корабля заказчику, и мы надеемся, что и здесь все пройдет на высшем уровне».

Авианосец «Vikrant»

Действуя в строгом соответствии с принятыми обязательствами, Невское ПКБ выпустило всю оговоренную контрактом документацию на АТС корабля проекта 71, и передала ее заказчику. Сейчас на Cochin Shipyard работает группа технического сопровождения в составе нескольких человек. Регулярно проводятся мероприятия совместно с индийской стороной по контролю строительства авианосца Vikrant. Все вопросы обсуждаются на постоянной рабочей группе российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Межправительственная комиссия по ВТС дает удобную площадку для содержательных переговоров и предложений. Очередная сессия планируется на октябрь. Кроме прочего, формат комиссии позволяет обсудить тему перспективных авианосцев. Можно ожидать, что российская сторона положит на стол переговоров новые предложения. «Мы готовы принимать самое активное участие в развитии национальной программы развития авианосцев Индии», — сказал Юхнин.

Последние новости

15 августа 2020 14:01

МИД предложил сделать платной эвакуацию россиян из-за границы Обновлено

15 августа 2020 7:01 – КПРФ

Белоруссия – последний оплот социальных завоеваний. Заявление Московского городского Комитета КПРФ

14 августа 2020 19:30 – КПРФ

Дмитрий Новиков: Выборы в Белоруссии важны для всего постсоветского пространства

Новости smi2.ru

14 августа 2020 18:00

Медицинские власти России заявили, что критику российской вакцины «Спутник-V» оплатили конкуренты

14 августа 2020 16:30

«Цирк». Уволившийся месяц назад президент ВФЛА вернулся снова руководить легкоатлетами

14 августа 2020 15:00

Лукашенко опроверг слухи о том, что находится за границей

14 августа 2020 13:30

Только четверть российских медиков согласна сделать себе прививку антикоронавирусной вакцины «Спутник-V»

14 августа 2020 12:00 – КПРФ

Геннадий Зюганов: Ситуация в стране сложная, но ее можно преодолеть

14 августа 2020 10:30 – КПРФ

Юрий Афонин: Если не принять срочные меры, вымирание страны достигнет ельцинских масштабов

13 августа 2020 21:40

Правление «Газпрома» заплатило себе рекордную премию на фоне рекордных убытков

13 августа 2020 18:00

Экономика России испытала сильнейший с 2009 года обвал

13 августа 2020 16:30

Короли лицемерия. Доход десятилетней дочери вдвое превысил заработок рязанского губернатора

13 августа 2020 15:00

За неделю москвичей оштрафовали на 27 млн рублей за отсутствие масок

13 августа 2020 12:00 – КПРФ

Избирательная система – не годна. «Единая Россия» – не конкурентна. Заявление Президиума ЦК КПРФ

13 августа 2020 10:30 – КПРФ

Агитатора КПРФ избили на встрече с избирателями в Новосибирске

Новости smi2.ru

12 августа 2020 19:00 – КПРФ

«Нет попытке государственного переворота в братской Белоруссии». Заявление ЦК КПРФ

12 августа 2020 17:05 – КПРФ

«Майдану» не бывать в Белоруссии! Заявление Общероссийского штаба по координации протестного движения

12 августа 2020 16:30 – КПРФ

Кандидату от КПРФ Роману Кияшко не позволили обжаловать отказ в регистрации на выборах главы Севастополя

Китайские авианосцы

Согласно задумке партии и правительства, идущие за «Кузнецовым» следующие корабли серии 1143 должны были пополнить советский флот в девяностые годы прошлого века. Реализации этих планов помешал развал Советского Союза. После передачи судостроительного завода в Николаеве под управление Киева, «незалежная» Украина нашла покупателя на недостроенный крейсер проекта 1143.6. При общей готовности порядка 70%, в 1998г. «Варяг» приобрела малоизвестная фирма из Макао для использования в качестве плавучей платформы под центр развлечений. Однако после буксировки в тихоокеанские воды его привели в Далянь (2002г.) и достроили по скорректированному проекту. Так Военно-Морской Флот Народно-Освободительной Армии Китая приобрел свой первый авианосец. Военные моряки приняли корабль под новым названием «Ляонин» в 2012 году. С тех пор он выступает флагманом ВМФ НОАК.

Авианосец «Ляонин»

А вот на крейсер проекта 1143.7 покупателей не нашлось. При готовности корпуса порядка 60% и общей около 18%, «Ульяновск» разобрали на металл в 1992 году. Однако на этом его история не закончилась. Частые гости в портовом городе, посланцы «поднебесной» шаг за шагом «выгребли» с местного завода приглянувшуюся им документацию. А «заодно» с аэродрома «Саки», который с 1991 по 2013гг. находился под властью украинского правительства, в Китай переместился и Т-10К-3 – опытный прототип палубного истребителя Су-27К (Су-33). Какие договоренности на данный счет были достигнуты украинскими политиками и судостроителями с представителями «азиатского дракона» нам неизвестно.

Российские смежники николаевских корабелов в один голос утверждают, что не имеют к вышеупомянутым «перемещениям» никакого отношения. Вместе с тем, прогресс, демонстрируемый китайскими корабелами в деле создания авианосцев по заказам ВМФ НОАК, дает основания полагать – они активно пользуются рабочей конструкторской документацией, по которой в свое время в Николаеве строились советские авианесущие крейсера. Представители НПКБ уверили нас, что выполненный в стенах конструкторского бюро полный комплект проектной документации на корабли серии 1143 не мог пересечь госграницу ни при каких обстоятельствах. Получается, что николаевских «кАлек» оказалось вполне достаточно. Поэтому не стоит удивляться внешнему сходству недавно построенного китайского авианосца проекта 001а с разработками советских специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector