Атомный ледокол
Содержание:
Конструкция ледоколов
Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)
Корпус судна обычно делается бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.
Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая бочкообразная конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.
Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, потому что при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути).
Улыбка «Ямала»
Ледокол «Ямал» получил свое имя в 1992 году и тогда же был спущен на воду, а заложен — в 1986 году на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде как модернизированная версия проекта 10521 «Арктика» под именем «Октябрьская революция». В 2000 году ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» — девятое судно, достигшее Северного полюса, всего же он совершил 48 рейсов к макушке Земли.
— Нет больше нигде в мире ни одного ледокола с улыбающейся акульей пастью. По этой зубастой улыбке «Ямал» узнают везде, — рассказывает Марина. — Акулья пасть появилась у него в 1994 году, когда он возил детей из разных стран мира на Северный полюс, с тех пор так и ходит во льдах, «улыбаясь» встречным судам, эта улыбка уже стала мировым брендом.
Палубная авиация
На корме «Ямала» расположена вертолетная палуба. Вертолет — один из важных и мощных инструментов преодоления льдов. В этой экспедиции авиационное «прикрытие» обеспечивал Ми-8Т, управляемый вертолетчиками 2-го Архангельского объединенного авиаотряда. Полеты в Арктике — это и на глазах меняющаяся погода, и частые туманы, и «полеты на белизне» — когда небо закрыто облачностью, а земля снегом и все сливается в один серо-белый фон, в котором легко потерять ориентиры, так что приходится пилотировать по приборам. Снежный вихрь, поднимаемый несущим винтом при посадке, скрывает все ориентиры от взора пилота. Поверхность, покрытая снегом, делает выбор ориентира при посадке в Арктике серьезной проблемой. «Это может быть лужа, какой-нибудь характерный торос, иногда применяют сброс вымпелов, — говорит заместитель летного директора авиаотряда Владислав Вологдин. — Наш бортмеханик Николай Попов придумал свой фирменный способ — он сбрасывает автомобильные покрышки. На мой взгляд, это лучший ориентир, который только можно придумать: покрышку отлично видно на белом фоне и она неподвижна — ее не сносит и не колеблет ветром».
Арктические рубежи
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв ранее рассказывал о целях, которые стоят перед атомным ледокольным флотом. В частности, планируется добиться круглогодичного использования Северного морского пути (СМП). По словам Лихачёва, это значительно улучшит качество жизни на прилегающих территориях.
Северный морской путь — транспортная артерия, проходящая вдоль арктических берегов РФ. В настоящее время администрация СМП обеспечивает навигацию в акватории от мыса Дежнёва на востоке до архипелага Новая Земля на западе. Имущественным фондом Севморпути управляет корпорация «Росатом», правовое регулирование и надзорные функции выполняет Министерство транспорта.
Также по теме
Перспективные льды Арктики: как Россия планирует развивать Северный морской путь
Грузооборот Северного морского пути (СМП) к 2035 году должен увеличиться в восемь раз, достигнув показателя в 160 млн т. Об этом…
Замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, выступая 6 декабря на форуме «Арктика: настоящее и будущее», заявил, что к 2035 году объём перевозок по Северному морскому пути увеличится почти в восемь раз, достигнув показателя в 160 млн т. Для сравнения, в 2018 году этот показатель находился на отметке в 19,7 млн т.
В долгосрочных планах России — приспособить Севморпуть к международному транзиту.
По словам Юрия Кнутова, в последнее время не только Россия, но и другие державы активизировались в освоении арктических широт, проявляя интерес к СМП, потому что в Арктике находятся громадные запасы природных ресурсов.
«Технологии, которые существовали 30—50 лет назад, не позволяли к этим запасам приблизиться, но сейчас всё изменилось. Когда более дешёвые источники ресурсов окажутся исчерпаны, встанет вопрос об эксплуатации шельфа, который десятки, а может, и сотни лет будет обеспечивать потребности России в сырье и редкоземельных металлах», — пояснил эксперт.
Схожей точки зрения придерживается и Кошкин.
«Нельзя останавливаться на достигнутом, потому что приарктические государства весьма активно стали осваивать территории, которые находятся под их влиянием, в связи с тем, что много неарктических государств хотели бы участвовать в разработках углеводородных материалов. В арктических шельфах находятся запасы природных ресурсов, которые сегодня востребованы во многих экономически развитых государствах, в частности Китае, Австралии, Индии», — отметил он.
Юрий Кнутов обратил внимание, что именно ледокольный флот России обеспечивает ей уникальное преимущество в освоении арктических широт. «Россия обладает преимуществом в плане оснащения своего ледокольного флота перед другими странами, имеющими доступ в полярный круг
Сегодня у США всего два действующих ледокола, по сравнению с которыми даже советские ледоколы выглядят совершеннее и современнее. Если рассматривать ледоколы, которые сейчас строит Россия, то они на порядок лучше, чем у американцев», — подчеркнул эксперт.
«Россия обладает преимуществом в плане оснащения своего ледокольного флота перед другими странами, имеющими доступ в полярный круг. Сегодня у США всего два действующих ледокола, по сравнению с которыми даже советские ледоколы выглядят совершеннее и современнее. Если рассматривать ледоколы, которые сейчас строит Россия, то они на порядок лучше, чем у американцев», — подчеркнул эксперт.
Кошкин же отметил, что создание новых ледоколов — это только часть тех задач, которые надо решить для освоения СМП.
История ледоколов
Колесный пароход «City Ice Boat No. 1» на реке Делавэр
В 1837 году в Филадельфии (США) был построен деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани.
Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот», построенный в 1864 году. Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу поморской лодки носовой частью, позволявшей ломать лед собственным весом.
Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти Гамбурга купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (нем. Eisbrecher I; буквально — «разрушитель льда»).
Построенный в 1895 году речной «Саратовский ледокол» на Волге у Саратова.
Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «Саратовский ледокол» построен в 1896 году английской фирмой Армстронг по заказу Рязано-Уральской железной дороги для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Той же фирмой были построены для России ледоколы «Байкал» () и «Ангара» () для обеспечения работы железнодорожной переправы через Байкал.
Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи Armstrong Whitworth «Ермак» (1898 год — эксплуатировался Балтийским флотом до 1964 года). В 1917 году в Англии был построен «Святогор» (с 1927 года носит имя «Красин» в честь советского полпреда в Лондоне Л. Б. Красина, добившегося его передачи СССР). В 1942 году в составе конвоя PQ-15 «Красин» прошёл из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством.
Балтийский завод (Санкт-Петербург) построил с по 1941 год 8 ледоколов, в том числе «И. Сталин», «В. Молотов», в период — завод построил 10 речных ледоколов, с 1974 года завод построил серию атомных ледоколов типа Арктика.
Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол «Ленин» построенный в 1959 году, в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола — «Арктика», который стал головным в одноимённой серии крупнейших ледоколов мира.
В 1988 году был построен советский лихтеровоз «Севморпуть», в мире крупнейшее ледокольно-транспортное судно и одно из четырёх торговых судов с ядерной силовой установкой.
В ноябре 2013 года был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 16 июня 2016 года был спущен на воду новый самый большой и мощный двухреакторный ледокол в мире, который вновь получил имя «Арктика» и стал головным из новой серии атомных ледоколов ЛК-60Я..
Краткая история ледокола
Всего в Российской Федерации находится 10 разновидностей ледоколов, данная модель является предпоследней разработкой. Изначально ледокол «Ямал» должен был быть судном, которое поддерживало бы в Северном море морские пути в зимний период времени. Однако на сегодняшний день это впечатляющий круизный лайнер, который возит туристов по Северному морю.
В 1994 году на судно было нанесено изображение пасти акулы. Эта деталь внешнего оформления потребовалась для детского круиза, который состоялся в этом году на ледоколе. Затем туристические компании сообщили, что это весьма интересная особенность судна и поэтому было принято решение оставить рисунок навсегда. Благодаря ему «Ямал» является достаточно популярной и известной моделью ледокола во всей стране.
В 1996 году состоялось значимое событие для мореходства. Данное судно стало первым ледоколом, который достиг Полюса Недоступности. В последующие года всего было совершено немного меньше 50 рейсов к берегам Северного полюса.
В этом же году на борту судна случился пожар, в результате которого погиб 1 человек. Стоит отметить, что ядерные реакторы не пострадали, огонь был ликвидирован на протяжении получаса.
Осенью 2009 года ледокол провел спасательную операцию и произвел эвакуацию группы археологов. Они находились возле архипелага Новая Земля, там они проводили научное исследование — изучали место стоянки экспедиции, которая пришлась на XVI век. Группа археологов подала сигнал бедствия и в скором времени атомоход успешно произвел спасательную операцию.
2009 год для ледокола был достаточно насыщенным, также в этом году произошло столкновение с танкером. Когда случилось столкновение, танкер получил достаточно серьезные повреждения, образовалась трещина протяженностью немного меньше 10 метров. Благодаря тому, что танкер шел в балласте, загрязнения среды не случилось, «Ямал» сопроводил поврежденное судно для последующего ремонта в Северодвинск.
Конструкция
Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла.
Атомный ледокол «Ямал» на пути к Северному полюсу в августе 2001 года
Атомный ледокол «Ямал»
Судно имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Между внешним и внутренним корпусами помещён водный балласт, который может быть перемещён для поддержания остойчивости судна. Корпус судна разделён на 8 водонепроницаемых отсеков, по центру расположена пятиуровневая надстройка. Для защиты корпуса от обмерзания используется пневмообмыв.
Судно может колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Реверсирование двигателя (смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую) занимает 11 секунд, при весе винта 50 тонн.
Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 градусов по Цельсию, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Также потребуется снизить мощность установки до минимума.
Судно несёт на себе один и несколько лодок класса Зодиак. На нём установлены спутниковые системы, обеспечивающие навигацию, телефонную связь, факс и интернет, предназначенные для служебного пользования. На судне имеется большая столовая, библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и больница. На корабле имеется 155 кают для экипажа , в каждой из которых есть телевизор. Санузлы в каютах находятся только в каютах начинающихся с палубы бака. Для перевозки туристов ледокол не предназначен, с целью обеспечения туристов комфортными условиями и отдельными каютами, экипаж на время круизов расселяют на двух нижних, жилых палубах по несколько человек в каюту (практически все каюты на ледоколе одноместные за некоторым исключением (порядка 10 штук)), в своих каютах остаются только капитан и главный механик.
Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным.
Ледоколы в России сегодня
Прогулочный дизельный ледокол на реке Москва
Ледокольный флот России включает мощные атомные ледоколы а также дизельные ледоколы.
По данным на 2011 год, всего в России эксплуатировалось 5 атомных и 39 дизель-электрических ледоколов; один атомный ледокол «Советский Союз» находился в ремонте.
Из-за старения ледокольного флота и задержек построения новых ледоколов примерно к 2015 году в России могла возникнуть так называемая «ледовая пауза». 31 января 2007 года в России был достроен ледокол «50 лет Победы».
1 октября премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение о передаче ледокола «50 лет Победы» в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» до 27 августа 2008 года. После указанной даты ледокол перешёл в управление ФГУП «Росатомфлот».
Всего, по сообщениям Министерства транспорта, Россия нуждается в 6 атомных ледоколах. При этом срок строительства одного ледокола составляет около 8 лет.
Атомный ледокольный флот позволяет доставлять по Северному морскому пути ежегодно 5 млн. тонн груза; реальный грузопоток составляет 1,2 млн. тонн. Основная часть грузопотока приходится на Норильский промышленный район. В период с 2006 по 2009 год «Норильский никель» сформировал собственный арктический флот из нескольких крупных транспортных судов усиленного ледового класса, способных идти во льдах толщиной 1,5 метра, и практически перестал нуждаться в услугах ледоколов.
Действующие дизельные ледоколы мощностью 10 МВт и выше
Основная статья: Ледоколы России
Название | Год ввода в строй, страна/завод | Предполагаемый год выработки продлённого ресурса | Мощность | Доп. сведения |
---|---|---|---|---|
«Тор» | 1964,
Финляндия |
н/д | 10 МВт | Принадлежит ООО «Вспомогательный флот». Работает на Балтике (на начало 2007 г.). В начале 2014 года числился в резерве. |
«Дудинка» | 1970,
Финляндия |
н/д | 10 МВт | Принадлежит МТФ ОАО «ГМК «Норильский Никель». Работает на Енисее (на 2006 г.) |
«Ермак» | 1974,
Финляндия |
2015 | 26,5 МВт | На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике. |
«Адмирал Макаров» | 1975,
Финляндия |
2015 | 26,5 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
«Красин» | 1976,
Финляндия |
2017 | 26,5 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
«Капитан Сорокин» | 1977,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике. |
«Капитан Николаев» | 1978,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | Принадлежит ФГУП «Росморпорт». |
«Талаги» | 1979,
Канада |
н/д | 12 МВт | Куплен компанией «Роснефть» в 2003 г. для проводки танкеров. Бывший «Canmar Kigoriak». |
«Капитан Драницын» | 1980,
Финляндия |
2019 | 16,2 МВт | Принадлежит ФГУП «Росморпорт». Сертифицирован как пассажирское судно (для круизов). |
«Капитан Хлебников» | 1981,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
«Магадан» | 1982,
Финляндия |
2017 | 7 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Используется в рамках сахалинских нефтяных проектов и как портовый ледокол. |
«Владимир Игнатюк» | 1983,
Канада |
н/д | Ок. 17 МВт | Ледокол-буксир. Куплен ММП в 2003 г. Бывший «Arctic Kalvik». |
«ФЕСКО Сахалин» | 2005,
Финляндия |
н/д | 17,4 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Предназначен для обслуживания буровых платформ. |
Pacific Endeavour | 2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
Pacific Endurance | 2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
Pacific Enterprise | 2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и гонконгской Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
«Владислав Стрижов» | 2006, корпус —
Украина, начинка — Норвегия |
н/д | 20 МВт | Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения. |
«Юрий Топчев» | 2006, корпус —
Украина, начинка — Норвегия |
н/д | 20 МВт | Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения. |
«Москва» | 2008,
Балтийский завод |
н/д | 16 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике. |
«Санкт-Петербург» | 2009,
Балтийский завод |
н/д | 16 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике. |
«Владивосток» |
2015, |
н/д | 17,4 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт». |
«Мурманск» |
2015, |
н/д | 17,4 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт». |