Ледоколы россииатомное судостроение

Обойдемся без импорта

При создании этого атомохода будут решаться и вопросы импортозамещения. Прежний опыт свидетельствует, что доля импортного оборудования в стоимостном выражении составляла 15-20 процентов. При строительстве ледокола «Лидер» предполагается выйти на стопроцентную российскую локализацию, отметил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Основное оборудование энергетической установки разрабатывалось и изготовлялось российскими предприятиями специально для этого проекта.

— Реакторные и турбогенераторные установки, система электродвижения и система комплексной автоматизации — уникальные разработки отечественной промышленности, — подчеркнул глава атомной корпорации.

По «лидерскому» проекту планируется построить три ледокола. А всего, согласно планам, арктический флот России к 2035 году должен иметь не менее 13 тяжелых ледоколов, девять из которых — атомные. Мощный ледокольный флот — ключевое условие для того, чтобы реализовать план перевозок, включая транзит, по Северному морскому пути. К тому же в 2035 году грузопоток должен составить 160 миллионов тонн, подчеркнул заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.

Кто будет управлять новейшими российскими атомными ледоколами

Как ожидается, пройти всю дистанцию Севморпути за «Лидером» коммерческие суда смогут за 15-20 суток. При таком раскладе перевозка грузов из Европы в Азию (от Роттердама до Йокогамы) по арктическим трассам займет почти в два раза меньше времени, чем по маршруту через Суэцкий канал. Главная сложность, которая была всегда и сохраняется по сей день, — тяжелые ледовые условия, особенно в восточном секторе Арктики. Именно они не позволяли гарантировать доставку груза точно по расписанию. А это крайне важный фактор, поскольку за любую задержку предусмотрены большие штрафы.

Появление на ледовых трассах головного «Лидера», а за ним еще двух сделает риск таких задержек минимальным.

Официально

Строительство атомного ледокола проекта 10510 в Приморье начато на основании распоряжения правительства РФ от 27 марта 2019 года N 538-р «Об определении ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» единственным исполнителем по строительству а/л «Лидер». Вслед за головным там же, на «Звезде», планируется построить два серийных атомохода этого же проекта. Они станут самыми крупными в мировой истории — мощность силовой установки составит 120 МВт. На действующем ледоколе «50 лет Победы» она 55 МВт, на строящихся атомоходах проекта 22220 (головная «Арктика» завершила испытания) — 60 МВт.

Как это было

История ледоколов

Колёсный пароход «City Ice Boat No. 1» на реке Делавэр

В 1837 году в Филадельфии (США) был построен деревянный колёсный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани.

Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот», построенный в 1864 году. Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу поморской лодки носовой частью, позволявшей ломать лёд собственным весом.

Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти Гамбурга купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (нем. Eisbrecher I; буквально — «разрушитель льда»).

Построенный в 1895 году речной «Саратовский ледокол» на Волге у Саратова.

Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «Саратовский ледокол» построен в 1896 году английской фирмой Армстронг по заказу Рязано-Уральской железной дороги для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Той же фирмой были построены для России ледоколы «Байкал» () и «Ангара» () для обеспечения работы железнодорожной переправы через Байкал.

Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи Armstrong Whitworth «Ермак» (1898 год — эксплуатировался Балтийским флотом до 1964 года). В 1917 году в Англии был построен «Святогор» (с 1927 года носит имя «Красин» в честь советского полпреда в Лондоне Л. Б. Красина, добившегося его передачи СССР). В 1942 году в составе конвоя PQ-15 «Красин» прошёл из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством.

Балтийский завод (Санкт-Петербург) построил с по 1941 год 8 ледоколов, в том числе «И. Сталин», «В. Молотов», в период — завод построил 10 речных ледоколов, с 1974 года завод построил серию атомных ледоколов типа Арктика.

Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол «Ленин» построенный в 1959 году, в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола — «Арктика», который стал головным в одноимённой серии крупнейших ледоколов мира.

В 1988 году был построен советский лихтеровоз «Севморпуть», в мире крупнейшее ледокольно-транспортное судно и одно из четырёх торговых судов с ядерной силовой установкой.

В ноябре 2013 года был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 16 июня 2016 года был спущен на воду новый самый большой и мощный двухреакторный ледокол в мире, который вновь получил имя «Арктика» и стал головным из новой серии атомных ледоколов ЛК-60Я..

Атомные ледоколы для Арктики и Севморпути

По мнению большинства экспертов, с увеличением грузопотока по Северному морскому пути (СМП) и развитием крупных экономических проектов в Арктической зоне будет расти потребность в атомных ледоколах. В акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов: четыре атомных и столько же дизель-электрических, но флот стремительно стареет, отмечают опрошенные ТАСС эксперты. При этом ранее президент Владимир Путин заявил, что к 2025 году грузопоток на Севморпути должен вырасти в 10 раз — до 80 млн тонн. По мнению генерального директора Росатома Алексея Лихачева, до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации по Северному морскому пути нужно построить до 10 атомных ледоколов, инвестиции в строительство которых Росатом оценивает в 0,5 трлн рублей.

Как сообщил ТАСС представитель экспертного центра проектного офиса развития Арктики, доцент кафедры госрегулирования экономики президентской академии Александр Воротников, для реализации плана по увеличению грузопотока по Севморпути существующего флота недостаточно. «Арктике нужны современные мощные ледоколы, такие как ледоколы проекта «Лидер», но к их строительству еще не приступили», — сказал Воротников.

В рамках проекта «Лидер» РФ ведет разработку нового одноименного ледокола мощностью 120 МВт. Он должен стать единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по Севморпути при толщине льда свыше 4 м. Стоимость судна может составить 70 млрд рублей. По словам вице-премьера РФ Юрия Борисова, исполнителем по строительству нового ледокола «Лидер» (а таких судов планируется построить три) будет завод «Звезда» на Дальнем Востоке.

По словам начальника штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимира Арутюняна, в ближайшие годы число атомных ледоколов в Арктике должно увеличиться. «Три ледокола у нас в стадии завершения практически, это ЛК-60, первый войдет в эксплуатацию в 2020 году, и погодками еще два. Решение о строительстве дальнейших ледоколов ЛК-60 тоже принято, их будет в общем количестве 5 единиц. И будет ледокол «Лидер», его проект готов <…> ожидаемый ввод в эксплуатацию — 2027 год», — сказал он ТАСС.

История

История атомного ледокольного флота России ведет свой отсчет с 1959 года. Именно тогда состоялся торжественный спуск на воду первого на планете атомного ледокола, который назывался «Ленин». С тех пор 3 декабря отмечается День атомного ледокольного флота России.

Однако превращаться в настоящую транспортную артерию Северный морской путь стал только в 70-е годы, когда можно было говорить о появлении атомного флота.

После спуска на воду атомного ледокола «Арктика» в западном секторе Арктики навигация стала возможной на протяжении всего года. В это время ключевую роль в развитии этого транспортного пути сыграл так называемый Норильский промышленный район, когда на трассе появился первый в этих местах круглогодичный порт Дудинка.

Со временем были построены ледоколы:

  • «Россия»;
  • «Сибирь»;
  • «Таймыр»;
  • «Советский Союз»;
  • «Ямал»;
  • «Вайгач»;
  • «50 лет Победы».

Это список атомных ледоколов России. Ввод их в эксплуатацию на десятилетия вперед предопределил существенное превосходство в сфере атомного судостроения во всем мире.

Атомная энергетика

  • Атомная энергетика. Факты и мифы
  • Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС)
  • Росатом Информационные технологии в Росатоме
  • Русатом-Сервис, РАСУ
  • Атомстройэкспорт
  • Росэнергоатом
  • Консист-ОС
  • Атомдата (Atomdata)
  • Атомэнергомаш
  • Уральский электромеханический завод (УЭМЗ)
  • ТВЭЛ, ЦПТИ Центральный проектно-технологический институт
  • ОТЭК
  • Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии (ВНИИХТ)
  • Uranium One Holding
  • Точмаш
  • Гиредмет
  • ASE Группа компаний (АО АСЭ) Атомэнергопроект Атомпроект, Цифрум
  • Альянстрансатом
  • АтомЭнергоСбыт
  • Атомфлот, ФГУП, Ледоколы России (Атомное судостроение)
  • Атомтранс, ОАО
  • Атоммаш
  • Курская атомная станция
  • Смоленская атомная станция
  • Нововоронежская атомная станция Дирекция Строящейся Нововоронежской АЭС-2
  • Билибинская атомная станция
  • Астраханская энергосбытовая компания (Астраханьэнерго, АЭСК)
  • Балтийская АЭС
  • Калининская АЭС
  • Кольская АЭС
  • Ростовская (Волгодонская) АЭС
  • Ленинградская АЭС
  • Белоярская АЭС
  • Балаковская АЭС
  • РосРАО
  • Атомные станции Испании
  • Атомные станции Китая Тяньваньская АЭС (Tianwan Nuclear Power Plant)
  • Атомные станции Бангладеш
  • Аккую АЭС Турция
  • АЭС Белене Болгария
  • АЭС Пакш Венгрия
  • Украина Чернобыльская АЭС Энергоатом НАЭК Запорожская АЭС Ровенская АЭС Хмельницкая АЭС Южно-Украинская АЭС
  • Солнечная энергетика в России и мире
  • Ветроэнергетика и ветроэнергетические установки (Россия и мир)
  • Электроэнергетика в России
  • Smart Grid (Умные Сети)
  • Электрогенераторы (рынок России)
  • Экономика России

Ядерное оружие

Молодые капитаны поведут наш караван

Фото: Александр Емельяненков

В цикле репортажей «Ледокол в будущее» в августе прошлого года мы рассказали о необычном рейсе к Северному полюсу атомохода «50 лет Победы». Его участниками стали более 70 школьников из больших и малых городов России — победители конкурсов и олимпиад, получившие от «Росатома» подарок-приглашение побывать на «макушке» Земли.

Конечно, не все новоиспеченные полярники придут работать в «Атомфлот» или в другом качестве найдут себя в Арктике, но капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов был не против увидеть их лет через 7-8 на мостике атомохода — повзрослевших, но таких же любознательных, упорных и профессионально подкованных. По просьбе ребят и их наставников в том рейсе каникулы на ледоколе было решено повторить и нынче, в год 75-летия атомной отрасли. Пандемия коронавируса сдвинула, но, хочется верить, не отменила эти планы.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Александр Емельяненков

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Александр Емельяненков

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Александр Емельяненков

Перспективный проект — 10510 «Лидер»

ЛК-110Я крайне амбициозный проект, который постепенно набирает обороты и принимает очертания. На публике уже было представлено несколько вариантов внешнего вида, а так же были афишированы возможные технические характеристики, которые кажутся просто фантастическими. Однако если если пытаться осуществлять навигацию по Северному Морскому пути как можно дольше, и скорость перевозок сделать максимально быстрой, то судно такого класса просто необходимо. «Лидер» сможет пробивать лед толщиной до 4 метров, а максимальное значение у других ледоколов на данный момент это 3м, причем скорость будет не более чем 2 узла при такой толщине льда. Ожидается, что техническая часть проекта будет закончена в 2018 году.

Водоизмещение тонн — 71380

Длина/Ширина/Высота — 209 / 47,7 / 20,3

Осадка — 13 м

Мощность силовой установки  мВт (лс) — 62,5х2 (170000)

Максимальная скорость узлов — 20,8

Паровые

Ньюфаундлендские зверобои

  • Александр Сибиряков (корабль) — «Беллавенчур»
  • Владимир Русанов (ледокол) — «Бонавенчур»
  • Георгий Седов (пароход) «Беотик»
  • Семен Дежнев — «Адвенчур»

Ньюфаундлендские паромы

  • Садко (ледокол) — «Линтрос»
  • Малыгин (ледокол) — «Брюс»
  • Ф. Литке (ледокол) — «Канада»
  • Иван Сусанин (ледокол) — «Минто» (Minto), «Лейтенант Дрейер»

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач»

Вайгач (ледокол, 1909)

  • Вайгач (ледокол, 1909)
  • Таймыр (ледокол, 1909)

Российский заказ, британская постройка

  • Саратовский ледокол
  • Ермак (ледокол, 1898)
  • Ледокол 3
  • Тармо (ледокол, 1907)
  • Красин (Святогор)
  • Ленин (Александр Невский, Владимир Ильич)
  • Добрыня Никитич (ледокол)
  • Козьма Минин (Кастор)

Ледокол «Козьма Минин» в горле Белого моря. 1920 г. Фотоальбом ген. Миллера. 1920 г.

  • Илья Муромец (Поллукс)
  • Ледокол № 6
  • Ледокол № 7 (семерка)

Советской постройки

  • Торос (ледокол)
  • В. Молотов (Адмирал Макаров)
  • И. Сталин (Сибирь)
  • Л. Каганович (ледокол)
  • Анастас Микоян (ледокол) — «О. Ю. Шмидт»
  • Гидрографические суда типа «Океан»: Океан (ледокол), Охотск (ледокол), Мурман

Прочие и не установленные

  • Октябрь (Штадт Ревель, портовый ледокол)
  • Силач (портовый ледокол)
  • Каспий (ледокол)
  • Семен Челюскин (Айсланд)
  • Рогдай (ледокольный пароход)
  • Трувор (портовый ледокол)
  • Огонь (портовый ледокол)

Дизельные ледоколы для Дальнего Востока и Балтики

У России есть потребность не только в атомных ледоколах, но и в крупных дизель-электрических ледокольных судах, которые могли бы осуществлять самостоятельную проводку судов в однолетних льдах, например, в регионах Дальнего Востока и Балтики, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

«У нас кроме Арктики есть и Дальний Восток, и Балтика, где ледоколы тоже нужны, несколько лет назад даже пришлось отправлять в Балтику атомный ледокол, поскольку было сильное похолодание и дизель-электрических судов не хватало. <…> Кроме того, добавилась новая задача <…> это снабжение нашей группировки в Арктике, частично ее будут решать ледоколы, которые строит ВМФ, но, возможно, их будут страховать дизель-электрические ледоколы», — сказал Фролов.

Ранее сообщалось, что в РФ ведется строительство нескольких мощных дизель-электрических ледоколов. На 2019 год были запланированы испытания нового ледокола «Виктор Черномырдин», однако после пожара, произошедшего 27 ноября, эти сроки могут быть перенесены. Планируется, что «Виктор Черномырдин» станет самым большим и мощным из неядерных ледоколов в мире, он предназначен для проводки и буксировки кораблей во льдах толщиной до 2 м, а также для выполнения спасательных операций и подводно-технических работ.

По мнению Фролова, в скором времени Россия может запустить программу по строительству малых дизель- электрических ледоколов для нужд портов, погранслужбы и ВМФ. «Какое-то количество малых ледоколов, видимо, тоже придется строить. <…> Очевидно, что малые ледоколы не будут заменять на новые в пропорции один к одному, но, когда более насущные вопросы будут решены, вероятно, какое- то количество малых ледоколов будет заказно», — резюмировал эксперт.

По данным российского морского регистра судоходства, в России эксплуатируются дизель-электрические ледоколы и судна повышенной проходимости разных проектов и годов постройки. На протяжении многих лет одними из основных портовых ледоколов для неарктических акваторий были суда проекта 97 (разработанного в конце 1950-х годов ЦКБ-15, ныне ЦКБ «Айсберг»). В настоящее время большинство из них утилизированы, хотя ряд судов, в том числе «Иван Крузенштерн» и «Юрий Лисянский» (введены в строй в середине 1960-х годов), эксплуатируются до сих пор.

Первый атомный ледокол — Ленин

Прежде чем посмотреть на плавающие ныне Атомные ледоколы нельзя не обратить внимание на самый первый корабль подобного типа, построенный в СССР. Мало того что это был первый Ледокол с Атомной силовой установкой, это вообще был первый корабль в мире с Атомной силовой установкой

Проект был разработан в 1953-55 годах, заложен он был 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им.Андре Марти (Адмиралтейские верфи), на постройку ушло 3 года и в декабре 1959 года «Ледокол Ленин» принят министерством морского флота. 

Уже в первые годы «Ледокол Ленин» показал выдающиеся результаты, а его мощности и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. Однако несмотря на отличные результаты, следующий Атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет 

Атомный лихтеровоз Севморпуть

«Севморпуть» уникальное судно. Это не просто ледокол, но еще и транспортное судно, способное самостоятельно доставлять грузы без всякой проводки, если позволяют условия, а атомная силовая установка обеспечивает ему высокую автономность плавания. Введен в эксплуатацию он был в 1988 году, однако долгое время время работал не по прямому назначению, а перевозил грузы из Одессы во Владивосток, и только после нескольких лет подобной эксплуатации он был поставлен на рейсы из Мурманска в Дудинку. В 2013 году уникальный корабль почти вывели из эксплуатации, однако все же было принято решение о восстановлении судна. В мае 2016 года обновленный атомный лихтеровоз вышел в свой очередной рейс.

Водоизмещение тонн — 61880

Длина/Ширина/Высота — 260,1 / 32,2 / 18,3

Мощность силовой установки  мВт (лс) — 29,4 (39436)

Максимальная скорость узлов — 20,8

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

Так ледоколы прокладывают себе путь.

Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

Направления деятельности

Атомный ледокольный флот России направлен на решение конкретных задач. В частности, он обеспечивает прохождение кораблей через Северный морской путь в замерзающие порты России. Это одна из главных целей, которую выполняет российский атомный ледокольный флот.

Также участвует в научно-исследовательских экспедициях, обеспечивает проведение спасательных и аварийных операций в неарктических замерзающих морях и во льдах. Помимо этого, в обязанности компании «Росатомфлот» входит проведение ремонтных работ и техническое обслуживание ледоколов, реализация проектов по экологическому восстановлению северо-западной части страны.

Часть ледоколов даже участвуют в организации туристических круизов на Северный полюс для всех желающих, на них можно добраться на архипелаги и острова Центральной Арктики.

Важное направление деятельности атомного ледокольного флота России — безопасное обращение с радиоактивными отходами и ядерными материалами, которые составляют основу двигательных установок судов. С 2008 года «Росатомфлот» официально входит в состав государственной корпорации «Росатом»

Фактически сейчас корпорация владеет всеми судами атомного технического обслуживания и судами, оснащенными ядерной энергетической установкой

С 2008 года «Росатомфлот» официально входит в состав государственной корпорации «Росатом». Фактически сейчас корпорация владеет всеми судами атомного технического обслуживания и судами, оснащенными ядерной энергетической установкой.

Звезда Арктики

Надо сказать, что создание головного ледокола проекта 10510 «Лидер» будет достаточно сложным и затратным по времени начинанием. До сих пор никто в мире не строил столь могучих судов, способных осуществлять безусловную круглогодичную навигацию в Арктике, включая ее самую суровую, восточную часть.

Поэтому сроком сдачи первого «Лидера» сразу объявлен 2027 год — построить столь специфическое и сложное судно за несколько месяцев просто нереально. Но впоследствии опыт постройки и эксплуатации головного ледокола хотят распространить на целую серию судов — к 2033 году «Росатомфлот» планирует иметь в своем распоряжении флот из трех ледоколов этого проекта.

Проект «Лидера» имеет альтернативное название — ЛК-120Я. Буква «Я» означает ядерную силовую установку, а цифра «120» соответствует мощности на валу, которая для «Лидеров» будет составлять 120 МВт. Насколько это много?

Старые ледоколы еще советского проекта «Арктика», из которых в строю сегодня осталось только два самых новых, «Ямал» и «50 лет Победы», имели мощность 55 МВт. Новые ледоколы проекта ЛК-60Я, которые сейчас достраиваются в Санкт-Петербурге, мощнее: у них на валу «крутятся» целых 60 МВт. Но тут зависимость нелинейная: сама по себе мощность ледокола не связана напрямую с его ледовой проходимостью, на которую, кроме того, влияет масса иных факторов. В частности, при увеличении мощности ЛК-60Я по сравнению с «Арктиками» лишь на 9% их ледопроходимость возросла на целых 15% — с 2,25 до 2,8 метров.

Такое же увеличение ледопроходимости ожидают и от «Лидеров». Согласно расчетам, новые ледоколы смогут свободно идти в сплошном льду толщиной до 4,3 метров. На деле это означает «где и когда угодно, по всей Арктике»: согласно последним спутниковым наблюдениям, большая часть Северного Ледовитого океана покрывается зимой льдом толщиной лишь около 2 метров, а на наиболее сложных участках, у берегов Гренландии, Аляски и Чукотки, она может достигать 3,5 метров.

Впрочем, смысл 120 МВт еще и в другом. Если во льду толщиной 3–4 метра «Лидер» будет скорее «ползти» на скорости 1–2 узла, то при двухметровом льде, который был близок к пределу ледопроходимости старых «Арктик», он будет просто «лететь» на скорости 12 узлов. Это соответствует обычной скорости крупных надводных кораблей в караване — то есть суда ледового класса смогут идти в караване «Лидера» в тяжелых ледовых условиях практически с такой же скоростью, как и по чистой воде. Лишь успевая уворачиваться от громадных льдин в кильватере…

Об этом, кстати, проектировщики тоже подумали. Потребности растущего в тоннаже единичного судна флота арктических танкеров и газовозов уже учтены в эскизах предыдущего проекта ЛК-60Я. Новые ледоколы, четвертый и пятый в типе ЛК-60Я, будут на 5 метров шире — этот габарит поднимется с 33 до 38 метров. Это обеспечит более высокую скорость проводки танкеров-газовозов ледового класса, так как на сегодняшний день «Кристоф де Маржери» и однотипные с ним суда, имея ширину 50 метров, буквально «протискиваются» по ледовому маршруту вслед за «Арктиками», поскольку ширина старых ледоколов составляет лишь 30 метров.

По сути дела, сегодня арктические газовозы своими мощными, усиленными корпусами проделывают часть работы ледоколов. Это негативно влияет на их основную задачу — перевозку сжиженного природного газа — и снижает ресурс этих уникальных судов. Поэтому для «Лидера» изначально выбрана гораздо большая ширина корпуса, соответствующая крупным танкерам и газовозам: этот ледокол будет иметь ширину в 46 метров. В сочетании с уникальной ледопроходимостью такая конструктивная особенность сделает его уникальным арктическим инструментом, которого ни у одной из стран нет даже в самых смелых проектах.

Таким образом, Россия начала постройку уникального корабля, создание которого станет вехой и в освоении Арктики, и в создании новой судостроительной базы на Дальнем Востоке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector