Как построить космический лифт?

Концепция постройки космического лифта

Если лунный трос опустить в земную атмосферу, то его конец будет испытывать колоссальные нагрузки из-за сверхзвуковой скорости относительно воздуха, испытывая колоссальное трение, и, соответственно, нагревание.

Чтобы избежать данной проблемы, некоторые ученые предлагают опустить космический лифт лишь до стратосферы на расстояние 50 км до поверхности Земли. В таком случае нижний конец троса будет обдувать настолько разряженный воздух, что не сможет его повредить.

В этой концепции пассажиры и грузы будут доставляться к лифту на стратопланах – летательных аппаратах, предназначенных для полетов в стратосфере.

Луна вращается вокруг Земли не по окружности, а по эллипсу. Следовательно, расстояние между планетой и спутником не является постоянным и составляет в среднем 384,4 тыс. км.

Длина троса, по которому будет перемещаться кабина лунного лифта, должна быть переменной и изменяемой в соответствии с положением. Очевидно, что трос длиной в 400 000 км будет обладать крайне большим весом, а значит чрезвычайно прочным, чтобы выдержать нагрузку.

В разных его точках нагрузка будет не одинакова. В одном случае, ему придется выдерживать вес только нижних сегментов, в другом – тяжесть всего троса. Поэтому толщина лифта должна быть не постоянной.

Например, по расчетам ученых, трос из кевлара у земной поверхности был бы толщиной всего 3 мм, тогда как на естественном спутнике – более 25 км. По этой причине на данный момент учёные заняты поиском материала, позволившего бы сделать оптимальную конструкцию.

Зловещие планы Пентагона

Разумеется, идея орбитального лифта не могла не заинтересовать космических стратегов из Пентагона. Когда в начале нашего века началось подспудное возрождение концепции рейгановских «звёздных войн», NASA совместно с Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) объявило конкурс на разработку многоцелевой тросовой космической системы. Изначально предполагалось, что канатная транспортная система будет связывать наземные базы противоракетной обороны (ПРО) с орбитальными «звёздами смерти» в виде космических станций, насыщенных лучевым, пучковым и термоядерным оружием. Подобные планы, хотя и были признаны во многом фантастическими, вызвали негативный общественный резонанс, так что ракетно-космическое командование Пентагона заявило о сворачивании всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данном направлении. Между тем несколько организаций уже не только получили гранты NASA и DARPA, но и освоили выделенные средства. Необходимо было срочно перестраиваться. И тут пример подала фирма Star Corporation, возглавляемая всё тем же Джеромом Пирсоном

Создатель «космического поводка» обратил внимание на проблему… космического мусора. Дело в том, что на земной орбите сегодня возникла настоящая свалка

Там скопилось множество неработающих спутников, ступеней ракет и прочих отходов космонавтики. На данный момент на низкой околоземной орбите вращаются тысячи объектов массой более одного килограмма. Вероятность их встречи с действующими спутниками, космическими кораблями и орбитальными станциями постоянно растёт. Подобная ситуация была прекрасно показана в голливудском блокбастере «Гравитация».

Проекты космического лифта

Существует множество проектов космического лифта, и все они мало отличаются от того, что предлагал Арцупанов, но теперь учёные исходят из того, что материалы из нанотрубок станут доступны. Вот, например, рецепт космического лифта по-индийски. Заместитель начальника индийского космического центра VSSC Сентхил Кумар на одном из научных конгрессов рассказал о проекте лифта, в основании которого будет высотное здание. К нему прикрепят трос из композитного волокна на основе углеродных нанотрубок. На втором конце будет расположен противовес, уходящий за пределы геостационарной орбиты. Кабину лифта разделят на две части: отсек для грузов и помещение для людей. Индийцы уже даже рассчитали скорость подъёмника — 200 км в час. Достигнет своей цели кабина за восемь дней. Правда, господин Кумар не пояснил, как его соотечественники предлагают решать проблему радиации, молний, ветров, метеоров и космического мусора.

Смелее всех фантазии оказались, пожалуй, у канадцев. Из всех предложенных проектов у них получился самый необычный вариант. Они решили, что можно сделать лифт в виде огромной надувной башни. Башню канадцы предлагают собирать из модулей. Модуль в данном случае означает три скреплённые между собой трубы двухметрового диаметра, надутые гелием или другим лёгким газом. Между трубами предполагается вертикальный «проход», по которому будет двигаться кабина. Чтобы не быть голословными, канадцы спроектировали модель лифта.

Но больше всех идея космического лифта интересует американцев. Например, Лос-Аламосская национальная лаборатория (та самая, где была сделана первая атомная бомба) активно занимается этим вопросом. Её сотрудники предложили свой вариант космического лифта, правда, принципиально он ничем не отличается от большинства других. На экваторе предлагается расположить океанскую платформу. Трос сделают в виде ленты из углеродных нанотрубок. Подавать энергию к лифтовой кабине планируется с помощью мощных лазеров, которые с Земли будут «подсвечивать» панели, преобразующие энергию обратно в электрический ток.

В качестве троса американцы тоже предполагают использовать углеродные нанотрубки: «С открытием углеродных нанотрубок и их поразительных свойств время космического лифта не за горами. Можно провести аналогию с Трансконтинентальной железной дорогой. Её строительство началось сразу же, как только был разведан последний маршрут через горы Калифорнии. И я надеюсь, что космический лифт начнёт свою работу, как только будет создана лента из нанотрубок длиной в сто тысяч километров», — сказал учёный лаборатории Брайан Лобшер (Bryan Laubscher).

Петля Лофстрома

Недостатков космической пушки и космолифта лишена конструкция пусковой петли, предложенной инженером Кейтом Лофстромом в 1981 году. Эта идея предполагает использование только существующих и освоенных технологий, в частности электромагнитной левитации (маглева), однако требует постоянного поддержания динамической структуры в движении для сохранения формы.


Петля В высшей степени гипотетический транспорт для вывода на орбиту космических аппаратов. Аппараты будет закидывать в космос закольцованный шнур, непрерывно движущийся со скорость 12−14 км/с в магнитном поле. Проблема в высоких энергозатратах и отсутствии потребности в непрерывных запусках на орбиту.

Основой пусковой петли является закольцованный металлический гибкий кабель, протянутый между двумя станциями на Земле на расстоянии 2 тыс. км. Кабель находится в подвешенном состоянии между кольцевыми магнитами внутри трубы и раскручивается между станциями. За счет момента инерции вращающегося кабеля вся конструкция должна подняться в воздух на высоту 80 км. Направляющие растяжки должны сформировать часть дуги параллельно земной поверхности. Таким образом, получится гигантская арка, позволяющая поднимать грузы над поверхностью Земли в околокосмическое пространство и задавать им ускорение по направляющим, построенным тоже по принципу маглева.

Несмотря на кажущуюся доступность технологий, этот проект еще менее реален, чем космические пушка или лифт. Проблема даже не в начальных инвестициях — по оценкам разработчика, должно хватить 10 млрд долларов, а в расходах на поддержание структуры в работоспособном состоянии. Подобная система требует нескончаемого потока грузов в космическое пространство и высокой надежности, не допускающей и секундного простоя.

Проектов альтернативных средств достижения космоса предложено немало. Однако все они проигрывают ракетам из-за своей сложности и отсутствия реальной потребности в них. Человечеству пока не требуется постоянный грузопоток на сотни тонн в космос и из космоса, а ракеты еще не исчерпали ресурс снижения стоимости.

Статья «В космос без ракеты» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№3, Март 2018).

Что можно получить за эти деньги?

Как только ширины кабеля хватит для запуска тяжёлых грузовых кабин, возле геостационарного блока можно построить большую космическую станцию. На её борту вращением получится имитировать земную силу тяжести.

Большие вахты инженеров, учёных и военных смогут работать там буквально годами без малейшего ущерба для здоровья.

Рядом можно разместить космические лаборатории и растить идеальные кристаллы в невесомости. Любые: от сверхпрочных марок «космической стали» до космических же компьютерных процессоров.

Если от этой станции подняться дальше уже по кабелю-противовесу, с него можно будет запускать спутники в космос.

На высоте 60000 километров орбитальная скорость составляет всего 2,4 км/с. Отстыковываем спутник от лифта, и он улетает прочь на 4,4 км/с, словно камень из пращи. И это без расходов топлива.

Если хорошо прицелиться в Луну, горючее понадобится спутнику только для торможения.

Когда противовес дотянут к 100 000 километров, «стрелять» ракетами и спутниками станет возможно хоть в Марс, хоть в Цереру, хоть к внешним планетам системы. Настоящие ворота дальнего космоса!

Рекультивация Луны

В прошлом году ученые-селенологи отправили письмо в Конгресс США, призывающее к освоению Луны для научного и коммерческого использования.

В частности в письме говорится, что исследование и использование «не просто ящик, в который нужно заглянуть

Мы считаем, что если принять во внимание убывающее превосходство нашей нации в освоении космоса, если мы будем игнорировать Луну, это будет самым неблагоприятным воздействием на экономический рост США и национальную безопасность»

Среди ключевых тем для разговора в письме говорится, что Луна обладает богатыми ресурсами, которые можно использовать для значительного снижения стоимости освоения Солнечной системы, и она также сможет стимулировать новые отрасли промышленности и технологии (в том числе создавая новые рабочие места) — добычу ископаемых, извлечение, хранение и использование этих ресурсов для обеспечения окололунной промышленности и исследования пространства за пределами Луны.

Материал для троса

Даже самые прочные из известных материалов, такие, как сталь, или алмазная нить, не подходят для троса космического лифта. Главная надежда в этом смысле на углеродные нанотрубки. За счёт своей структуры (они могут быть однослойные и многослойные, прямые и спиральные) нанотрубки имеют необычные свойства, и самое примечательное из них — это прочность. Помимо того что они обладают невероятно большой прочностью на растяжение и изгиб, это ещё и неплотный материал, а значит, весит он совсем немного, что является его явным преимуществом. Отношение предела прочности к весу у нанотрубок достигает 74000 кНм/кг. По этому показателю они превосходят сталь в 117 раз, а кевлар — в 30 раз (подробнее об этом можно прочитать в статье «A New Lower Limit for the Ultimate Breaking Strain of Carbon Nanotubes»).

Но промышленное применение нанотрубок пока невозможно из-за ряда проблем. Первая причина — наука пока не нашла экономически приемлемого способа выращивать нанотрубки в нужных количествах. Также пока невозможно создавать углеродные нанотрубки неограниченной длины с однородными физическими свойствами, то есть без структурных дефектов (хотя успешные попытки и делаются).

Несмотря на огромные перспективы этого материала, пока оценки специалистов относительно применения нанотрубок в проекте космического лифта пессимистичные. Итальянский учёный Никола Пуньо сделал вычисления, согласно которым неизбежные дефекты нанотрубок сделают их недостаточно прочными для космического лифта (за подробностями стоит обратиться к его докладу.)

Учёный рассчитал, что предел прочности троса должен составлять 62 гигапаскаля. Для сравнения: 1 ГПа — это 10 тонн на 1 см2. Предел прочности отдельной нанотрубки, по некоторым данным, составляет 100 гигапаскалей. Но если сплести из них трос, то за счёт дефектов он существенно снизится. Если это действительно так, то выходит, что современный уровень развития материаловедения не позволяет построить космический лифт.

Башни, канаты и пауки

Идея создания лифта, на котором можно добираться до космического пространства, возникла еще до того, как люди действительно туда попали. Первый проект такого средства передвижения был создан русским ученым, основоположником космонавтики Константином Циолковским в 1895 году. Космический лифт Циолковского напоминал построенную вскоре после этого в Париже Эйфелеву башню, только был в сто тысяч раз выше.

Верхушка такой башни двигалась бы со скоростью 11 километров в секунду — такая скорость получила название второй космической. Именно с такой скоростью летят запущенные с Земли на другие планеты аппараты. А значит, их можно было бы запускать прямо с вершины башни.

Идея Циолковского при всей своей заманчивости была абсолютно нереализуема: даже сделанный из самой прочной стали лифт не смог бы выдержать собственный вес. Второе рождение космический лифт получил в 1960 году, теперь уже не в России, а в Советском Союзе. В интервью газете «Комсомольская правда» ленинградский инженер Юрий Арцутанов изложил новую концепцию «пуповины», связывающей Землю и небо.

Арцутанов отказался от громоздких и тяжелых конструкций. По его замыслу, лифт должен был состоять из тонкой нити, один конец которой закреплен на поверхности нашей планеты, а к другому привязан противовес на орбите. В натянутом состоянии нить будет поддерживать центробежная сила: на высоте около 35 тысяч километров она компенсирует силу притяжения Земли, и противовес неподвижно зависнет над одной точкой. Благодаря этому же закону на орбитах удерживаются спутники.

Сборка нити будет осуществляться поэтапно. Сначала спутник, находящийся на геостационарной орбите, выпустит первую нить «тоньше человеческого волоса». Свободный конец нити нужно закрепить на «первом этаже» — на Земле. Чтобы превратить эту тоненькую затравку в полноценный трос, на нить необходимо выпустить специальных роботов-пауков. Двигаясь по нити, они будут навивать на нее дополнительные слои материала.

«Комсомольская правда» не является признанным научным изданием. Кроме того, газета выходит только на русском языке. Эти два обстоятельства не позволили идее Арцутанова получить широкую известность. Международное научное сообщество всерьез задумалось о лифте, ведущем в космос, в 1966 году, когда посвященная этому проекту статья вышла в журнале Science. Помимо обоснования нитевой конструкции лифта, авторы предложили возможные материалы, из которых можно эту нить «спрясть». В числе прочих упоминались графит, кварц и алмаз.

Далекая от науки, но интересующаяся научной фантастикой публика узнала о космическом лифте и об инженере Арцутанове в 1979 году, когда вышел роман британского ученого и писателя-фантаста Артура Кларка «Фонтаны рая». В предисловии к роману Кларк признавался, что и сам пытался рассчитать параметры лифта на почтовом конверте в 1964 году, но отбросил эту идею как бесперспективную. Позже писатель сокрушался, что у него под рукой не оказалось конверта побольше.

Помимо ведущей в космос нити, и Кларк, и Арцутанов, и авторы статьи в Science раздумывали над собственно кабиной лифта. Для того чтобы поднять ее на высоту 35 тысяч километров над Землей, предлагалось, например, использовать энергию Солнца, лазеров, микроволновых лучей. Спуск кабины тоже является непростой задачей: если просто отпустить ее вниз, она сгорит от трения об атмосферу, не пройдя и половины пути.

Инженеры и ученые вяло предлагали различные варианты преодоления этих трудностей, но занимались этим, скорее, из академического интереса. До 1991 года у конструкторов лифта не было идей, из чего сделать основную деталь — трос. Без троса все остальные расчеты были просто упражнениями в прикладной математике.

Чтобы выдерживать нагрузки по регулярному подъему и спуску космических грузов, прочность троса должна лежать в пределах от 65 до 120 гигапаскалей. Этот параметр для большинства видов стали (которые, к тому же, очень тяжелые) не превосходит 5 гигапаскалей, для кевлара — 2,5-4 гигапаскалей, у кварцевого волокна чуть превосходит 20 гигапаскалей.

В 1991 году были изобретены нанотрубки — полые цилиндры, стенки которых выполнены из одного слоя атомов углерода. Быстро выяснилось, что нанотрубки могут применяться практически везде, в том числе и в космическом лифтостроении. Теоретически, трос, построенный из нанотрубок, может быть в 3-5 раз прочнее, чем требуется для надежной работы.

В годовщину первого путешествия человека в космос умы ученых занимают новые идеи. 16+

Сегодня годовщина первого путешествия человека в космос. Спустя 43 года после полета Юрия Гагарина, умы ученых занимают новые идеи. Один из самых обсуждаемых проектов  космический лифт. Он должен соединить землю с космосом при помощи принципиально новых технологий.

Создание космического лифта уже называют проектом тысячелетия, но не все знают, что автором идеи был наш соотечественник. Он описал космический лифт еще до полета Гагарина на орбиту. О российском изобретателе, и о том, как его идею воплощают на Западе  репортаж корреспондента НТВ Антона Войцеховского.

Видеоклип на песню «Поверь в мечту, в будущее и в космический лифт» стоил 35 тысяч долларов. В нем все поражает  и графика, и спецэффекты, и даже поют так возвышенно, что невольно веришь  вот оно будущее всей космонавтики.

В квартире человека, который это будущее придумал, недавно прорвало трубу. Вещи свалены где попало, но исторические фотографии не пострадали. Слева  фантаст Артур Кларк, справа  ученый Юрий Арцутанов.

В 1982 году американский фантаст приехал в Советский Союз, чтобы лично поговорить с изобретателем космического лифта. В итоге  появился роман «Фонтаны рая». Кларк заработал несколько миллионов долларов, ученый  14 рублей.

Юрий Арцутанов, изобретатель космического лифта: «Вот, смотрите, одна станция в космосе, другая  на Земле. Между ними трос шириной в один метр, но не толще листа бумаги. Это и есть концепция космического лифта, который мы придумали».

Штат Нью-Мексико. Конференция, посвященная разработкам космического лифта.

Брэдли Эдвардс, ученый НАСА: «Арцутанов и Циолковский что-то там писали по этой теме, но именно мы нашли целый ряд решений, благодаря который космический лифт теперь может быть построен».

Вот идея лифта  спутник на геостационарной орбите опускает трос на землю, компенсируя земное притяжение вторым тросом. Основная станция строится на высоте 100 тысяч километров. Как шарик на веревочке станция висит в космосе, отталкиваясь от земли центробежной силой вращения планеты. Простой принцип пращи  осталось подвести электричество и запустить лифт.

Главная проблема космического лифта  это не сам лифт, а трос, на котором тот будет подниматься и опускаться. Это даже представить себе сложно. 100 тысяч километров углеродного наномолекулярного соединения  два с половиной раза можно экватор обогнуть.

Если раньше говорили «стройка десятилетия», «стройка века», то производство этого троса будет «стройкой тысячелетия». После легендарной Вавилонской башни  это самая высотная конструкция, которую решил создать человек.

Нанотрубки придумали в Японии в 1991 году. НАСА делает их по лицензии  700 долларов за грамм. Длиннее сантиметра пока не получается, а чтобы сплести трос, нужны куски метровой длины.

Вендель Мендель, ученый НАСА: «Я не читал работы Арцутанова. Что-то слышал, но не читал. И вообще, идея на бумаге и воплощенная идея  это большая разница. Мы реально вкладываем в этот проект деньги».

Профессор Брэдли Эдвардс получил от НАСА шесть миллионов долларов на разработку проекта. Он сделал прототип лифта и прототип троса. Движение вверх и вниз под восторженные возгласы.

Но в НАСА проект по-прежнему считают сверхперспективным. На лифте без ракеты доставка килограмма груза на орбиту будет стоить 250 долларов вместо нынешних нескольких тысяч. Строительство намечено на 2017 год. Арцутанов по-прежнему хранит статью 60-го года, с которой всё началось. Но тягаться с американским клипом у него вряд ли получится.

Новости СМИ2

Достижения

В США с 2005 года проводятся ежегодные соревнования Space Elevator Games, организованные фондом Spaceward при поддержке NASA. В этих состязаниях существуют две номинации: «лучший трос» и «лучший робот (подъёмник)».

В конкурсе подъёмников робот должен преодолеть установленное расстояние, поднимаясь по вертикальному тросу со скоростью не ниже установленной правилами (в соревнованиях 2007 года нормативы были следующими: длина троса — 100 м, минимальная скорость — 2 м/с скорость которой нужно добиться 10 м/с). Лучший результат 2007 года — преодолённое расстояние в 100 м со средней скоростью 1,8 м/с.

Общий призовой фонд соревнований Space Elevator Games в 2009 году составлял 4 млн $.

В конкурсе на прочность троса участникам необходимо предоставить двухметровое кольцо из сверхпрочного материала массой не более 2 г, которое специальная установка проверяет на разрыв. Для победы в конкурсе прочность троса должна минимум на 50 % превосходить по этому показателю образец, уже имеющийся в распоряжении у NASA. Пока лучший результат принадлежит тросу, выдержавшему нагрузку вплоть до 0,72 т.

В этих соревнованиях не принимает участие компания Liftport Group, получившая известность благодаря своим заявлениям запустить космический лифт в 2018 году (позднее этот срок был перенесён на 2031 год). Liftport проводит собственные эксперименты, так в 2006 году роботизированный подъёмник взбирался по прочному канату, натянутому с помощью воздушных шаров. Из 1,5 км подъёмнику удалось пройти путь в 460 м. В августе-сентябре 2012 года компания запустила проект по сбору средств на новые эксперименты с подъёмником на сайте Kickstarter. В зависимости от собранной суммы планируется подъём робота на 2 или более км.

В LiftPort Group также заявляли о готовности построить экспериментальный космический лифт на Луне, на базе уже существующих технологий.
Президент компании Майкл Лэйн утверждает, что на создание такого лифта может уйти восемь лет

Внимание к проекту заставило компанию поставить новую цель — подготовку проекта и сбор дополнительных средств на начало технико-экономического обоснования так называемого «лунного лифта». По словам Лэйна, сооружение такого лифта займет один год и обойдется в 3 млн $

На проект LiftGroup уже обратили внимание специалисты NASA. Майкл Лэйн сотрудничал с космическим ведомством США, работая над проектом космического лифта.

На соревнованиях Space Elevator Games с 4 по 6 ноября 2009 года прошло состязание, организованное Spaceward Foundation и NASA, в Южной Калифорнии, на территории центра Драйдена (Dryden Flight Research Center), в границах знаменитой авиабазы Эдвардс. Зачётная длина троса составила 900 м, трос был поднят при помощи вертолёта. Лидерство заняла компания LaserMotive представившая подъёмник со скоростью 3,95 м/с, что очень близко к требуемой скорости. Всю длину троса лифт преодолел за 3 мин. 49 с, на себе лифт нес полезную нагрузку 0,4 кг..

В августе 2010 года компания LaserMotive провела демонстрацию своего последнего изобретения на AUVSI Unmanned Systems Conference в Денвере, штат Колорадо. Новый вид лазера поможет более экономично передавать энергию на большие расстояния, лазер потребляет всего несколько ватт.

В феврале 2012 года строительная корпорация «Обаяши» (Япония) объявила о планах по созданию космического лифта к 2050 году посредством использования углеродных нанотрубок.

В сентябре 2018 год Япония объявила о планах запустить в космос прототип троса для проверки технологии космического лифта. Кабина размером 6х3х3см будет перемещаться по 10-метровому кабелю, натянутому в космосе между двумя мини-спутниками. Запуск мини-спутников JAXA планирует осуществить в сентябре 2018 года с острова Танэгасима на ракете H-2B. 22 сентября 2018 в 20:52 по Москве, запуск ракеты с мини-спутниками на борту был благополучно осуществлен.

Небесные товары

На этот счет Рэдли предусмотрел несколько небесных товаров, которые будут доступны благодаря Луне. К примеру, использование лунного кислорода, говорит он, снизит расходы на запуск геостационарного спутника примерно в семь раз.

Потом есть гелий-3, который сегодня продается за миллионы долларов за унцию на вторичном рынке. Спрос намного превышает предложение. Он есть в изобилии на Луне, но крайне редок на Земле. В США гелий-3 закончится к 2030 году.

В-третьих, есть редкоземельные элементы, которые жизненно важны для оборонной и высокотехнологичной промышленности. 96 % редкоземельных элементов сегодня добывается в Китае. Луна может стать ценной альтернативой.

Проблемы безопасности

Однако построить космический лифт будет непросто. «Начать с того, что трос необходимо изготовить из суперпрочного, но гибкого материала, обладающего необходимыми весовыми и плотностными характеристиками, чтобы поддерживать вес движущихся по нему аппаратов, и одновременно способного выдерживать постоянные поперечные воздействия. Сейчас такого материала просто не существует, — говорит Фонг. — Кроме того, строительство такого лифта потребует самого интенсивного использования космических кораблей и самого большого количества выходов в открытый космос за всю историю человечества».

По его словам, нельзя сбрасывать со счетов и проблемы безопасности: «Даже если нам удастся преодолеть огромные технические сложности, связанные с постройкой лифта, получившаяся конструкция будет представлять собой гигантскую натянутую струну, сводящую космические аппараты с орбит и постоянно подвергающуюся бомбардировке космическим мусором».

Image caption

Смогут ли когда-нибудь туристы воспользоваться лифтом, чтобы отправиться в космос?

За последние 12 лет в мире опубликованы три подробных проекта космического лифта. Первый описан Брэдом Эдвардсом и Эриком Уэстлингом в книге «Космические лифты», вышедшей в 2003 г. Этот лифт предназначен для транспортировки 20-тонных грузов за счет энергии расположенных на Земле лазерных установок. Расчетная себестоимость перевозки — 150 долларов за килограмм, а стоимость проекта оценивается в 6 млрд долларов.

В 2013 г. академия IAA развила эту концепцию в собственном проекте, обеспечивающем повышенную защиту лифтовых кабинок от атмосферных явлений до высоты в 40 км., при достижении которой движение кабинок на орбиту должно происходить уже за счет солнечной энергии. Себестоимость транспортировки — 500 долларов за килограмм, а стоимость постройки первых двух таких лифтов — 13 млрд долларов.

В ранних концепциях космического лифта приводились разнообразные возможные решения проблемы космического противовеса, призванного удерживать трос в натянутом положении — в том числе предлагалось использовать в этих целях захваченный и доставленный на нужную орбиту астероид. В отчете IAA отмечается, что когда-нибудь такое решение, может быть, и удастся реализовать, но в ближайшем будущем это невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector