Что такое лифт

Содержание:

Электрический подъёмник

Время шло, и конструкции лифтов совершенствовались. В 1887 году А. Майлс из Америки получил патент на электрический подъёмник. В новой конструкции имелась система блокировки дверей шахты на случай отсутствия на этаже кабины.

В 1889 году Otis Elevator смонтировала первый лифт подобного типа в одном из нью-йоркских небоскрёбов. С этого момента пошло распространение электрических подъёмников по всем городам мира. Дальнейшие изобретения в области лифтов касались в основном автоматизации обслуживания и систем управления. Для эксплуатации самых первых подъёмников требовался плотный штат сотрудников (дежурные на этажах, лифтёр в кабине, инженер паровой машины). Но к началу XX века нужен был всего один лифтёр и один электромеханик на несколько шахт в здании. К ещё одному новшеству относилось введение униформы. Теперь одетые в неё лифтёры стали ключевыми фигурами персонала в каждом отеле того времени. В 1924 г. компания «Отис Элеватор» создала систему вызова лифта с помощью нажатия кнопки. А спустя два года инженер Хаугтон изобрёл автоматические двери. Появившиеся устройства позволили автоматизировать подъёмники и существенно упростить их обслуживание.

От металлического листа до лазерных рисунков

Одна из компаний, которая занимается установкой новых лифтов по программе капремонта, — Мослифт. Она же отвечает за ремонт и техобслуживание около 70 тысяч лифтов, подъемных платформ для инвалидов и систем диспетчерского контроля.

Есть у Мослифта и собственное производство: несколько его цехов расположено на улице Нижние Поля. Именно здесь из простых металлических листов получаются подъемники. Сначала металл обрезают на гильотине — станке для резки. Делаются чертежи и расчеты, составляется компьютерная программа для координатно-пробивного станка, на котором изготавливают детали: каркас, балки и купе кабины, двери шахты, рамы и другие.

В цехе гравировки лазер наносит на приказную панель кабины марку производителя, информацию о грузоподъемности лифта, номера этажей, прорезает отверстия для кнопок вызова. Через покрасочный цех детали отправляют на комплектацию и упаковку.

Короткий экскурс в историю лифта

Лифт в доме – это вовсе не привилегия, а вынужденная необходимость. Особенно если речь идет о многоэтажном здании. Ведь современные строительные технологии позволяют возводить жилые дома в сто и более этажей. Лифт в таком случае существенно упрощает жизнь. Представьте, как долго вы бы «топали» на свой 91-й этаж пешком?

Итак, что такое лифт? Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаем немного углубиться в историю.

Кто и когда изобрел первый лифт – доподлинно неизвестно. По одной из версий изобретателем этого «транспортного средства» был известный русский механик Иван Кулибин. Согласно другой, первый лифт появился во Франции, во дворе Людовика XV. С его помощью французский король поднимался в покои своей любовницы, которые были расположены этажом выше. По другим сведениям самый первый лифт был изобретен Архимедом еще в третьем веке до нашей эры. Об этом писал в своей книге древнеримский архитектор Марк Витрувий. Конструкция этого устройства была предельно простой: обычная веревка и вращающийся шпиндель.

В середине XIX века американский инженер Элиш Грейвс Отис презентовал свое изобретение – так называемые ловители. При помощи этого нехитрого приспособления кабина лифта автоматически останавливалась в случае аварийной ситуации и удерживалась в шахте. Первый лифт с такими уловителями был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Э. Г. Отис также является основателем компании Otis Elevator Company, которая существует и сегодня.

Принципы работы механизма закрытия

Как открыть лифт? Для этого нужно хотя бы поверхностно понимать принцип работы автоматических раздвижных створок. Большинство кабин спроектированы так, что их можно относительно легко открыть снаружи и невозможно изнутри.

Двери кабины открыть просто – они снаружи отжимаются любыми подходящими предметами. Изнутри это сделать труднее, но все же возможно.

С дверьми шахты сложнее. Когда створки закрепляются, то специальные отводки форсируют ролики, где движется запорный механизм. Все это устройство находится сверху кабины, и для открытия нужно сдвинуть эти отводки. Проблема в том, что у лифта есть множество токопроводящих деталей. И если залезть в эти механизмы подручными средствами, то можно навредить и себе, и людям, застрявшим в лифте.

Куда жаловаться на неисправный лифт

Сообщать о неисправностях и посторонних звуках в лифте можно в диспетчерскую своей управляющей компании или ТСЖ. Определить, кто именно управляет домом, и узнать контактные данные можно через сайт «Дома Москвы».

Также можно объединиться с соседями и принести в офис письменные заявления. В таком случае сотрудникам придётся отнестись к проблеме жильцов более серьёзно.

Если управляющая компания затягивает сроки ремонта или вообще не реагирует на жалобы, то об этом стоит сообщить в управу района и Мосжилинспекцию. Пожаловаться можно через электронную приёмную или на личной встрече с начальником окружной инспекции. После рассмотрения жалобы Мосжилинспекция обяжет управляющую компанию устранить неисправности.

Стоит помнить, что управляющая организация отвечает за оказание всех услуг и за надлежащее содержание, безопасность и техническое состояние всего общедомового имущества (в том числе и лифтов) многоквартирного дома. За состояние кабины внутри (зеркала, чистота) и эксплуатацию лифта отвечает управляющая компания.

Мосжилинспекция осуществляет контроль за тем, как управляющая компания содержит общедомовое имущество, в том числе как соблюдает обязательные требования по содержанию лифтов многоквартирного дома.

В частности, проверяет у управляющей компании наличие и работоспособность диспетчерской службы и наличие договора со специализированной организацией на техническое обслуживание лифтов и техническое освидетельствование.

Мосжилинспекция реагирует на обращения граждан в случае бездействия или некачественного предоставления услуг по содержанию в надлежащем виде и эксплуатации общедомового имущества.

Если в лифте не работает кнопка связи с диспетчером или нет полных данных (телефон, адрес, сайт) об обслуживающей лифт организации, то это уже повод обратиться в Мосжилинспекцию. Жители также вправе потребовать сменить обслуживающую организацию, если та не выполняет свои обязанности.

Проконсультироваться по проблемам, связанным с работой лифта, можно по телефону круглосуточной горячей линии Мослифта: +7 (499) 755-01-01.

Занятым москвичам легче будет описать проблему на портале «Наш город». Пользователи могут пожаловаться на неисправный лифт, освещение в кабине, а также сообщить о задержке срока замены лифта, некачественно проведённых работах или о том, что лифт не был заменён вовсе.

Если предыдущие обращения игнорируются, то стоит обратиться в столичное управление Ростехнадзора России. По каждой жалобе проводится внеплановая проверка, и если факт нарушения подтверждается, то ответственным за состояние лифта выдаётся предписание об устранении нарушений.

Тормоз лифта — история создания

Взобравшись на открытую площадку подъемного устройства (лифта), которая находилась на отметке в высоту четвертого этажа, он скомандовал своим ассистентам рубить канаты. Для наглядности присутствия нагрузки на площадку подъемного устройства загрузили тяжелые мешки.

Канат, разрублен, топа зевак затаила дыхание, но лифт после короткого рывка моментально останавливается. Так сработало самое первое устройства тормоза лифта (ловитель) в мире.

Здесь стоит напомнить, что это был далеко не первый лифт в мире. Эпоха строительства высотных домой как раз пришлась на 19 век, и лифты устанавливались в полный рост. Но с ростом их установок росла и статистика падений ну нулевую отметку. Надо было что-то делать!

Конструкция ловителя лифта Отиса

Итак, в чем же конструктив тормозной системы лифта Элайша Отиса?

Уловитель представлял собой плоскую пружину, которая сегодня активно используется в автомобильных рессорах.

Под действием натяжения троса пружина приобретала дугообразную форму и свободно передвигалась по вертикальным направляющим. В случае обрыва троса напряжение с рессоры снималось, и расклинившись она упиралась в направляющие, блокируя тем самым движение лифта.

Определение слова «Лифт» по БСЭ:

Лифт (от англ. lift — поднимать)стационарный Подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте.Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о Л. относятся к 6 в. (Египет), 13 в. (Франция), 17 в. (Англия, Франция). Первые пассажирские Л. в России были построены в середине 18 в. (Царское Село, усадьба Кусково). В 1793 в Зимнем дворце был установлен винтовой пасс. Л. конструкции И. П. Кулибина. Л. с паровым, гидравлическим, а затем электрическим приводом появились в связи с развитием многоэтажного домостроения в середине 19 в. (например, в 1852 был построен Л. в США). Механизмом подъёма Л. служили лебёдки, гидроцилиндры со штоками и грузовые винты. В 1880 в Германии Л. Сименс построил первый Л. с электрическим приводом и реечным механизмом подъёма. к началу 20 в. получил большое распространение электропривод с канатной тягой. Различают Л. грузовые (общего назначения и специальные — магазинные, тротуарные и др.) и пассажирские (обычные и скоростные). См. табл.

Тип лифта Грузоподъемность, кг Номинальная Высота подъема, м
скорость, м/сек
Грузовой 100-3200 0,17-0,5 5,2-45
Пассажирский 320-1600 0,7-4 45-150
(4-20 чел.)

скоростьдвижениявместимостичеловек,требования,безопасность,надёжность,плавностьторможения,точностьостановкиРаботасопровождатьсявызыватьпомехителе-показанокабинапроходящейчереззданиеПодъёмныймеханизмлебёдка,зданияВертикальноеположениескользящиероликовыебашмаки,шахтыбезопасностименееРавномерноенатяжениепружинныебалансирныезависимостирасположенияпланировкиразличныекинематическиенепосредственнойподвескойограничителипревышенииболееослабленииШирокосрабатываниивключениявверхостановкаустройствокогдапредельнойпримененияНаиболеесистемазначительноснижатьмикроприводбольшийдиапазонрегулированияразгон,замедление,изменениенаправленияБезопасностьпользованиясредстванеобходимостисветовойтакжеодновременнонесколькоУправлениеместаустановкибываетплощадки,ЧастособирательноеуправлениерегистрироватьвыполнятьсоответствиипоследовательностьюэффективностьиспользованиябезостановочнойдоставкеопределённыйуровеньсначаласовместнойработымаксимальнойожиданиядневнойнапряжённостиобслуживанияпомещениймеханическиелюбоерешениеПавловподъёмники,БродскийВишневецкийРемонт,модернизацияЭлектрооборудованиеМонтажСхемамашинноенаправляющиенатяжнойканатограничительмагнитнаяКинематическиепосленаправляющая

В ожидании помощи: что делать при остановке или падении лифта

Оказаться запертым в лифте из-за отключения света или поломки — не самое приятное занятие. Главное в этом случае не поддаваться панике и не пытаться выбраться самостоятельно. Не следует также прыгать, раскачивая кабину, раздвигать двери или нажимать на все кнопки подряд.

Для начала нужно связаться с диспетчером при помощи кнопки связи. Обычно такая кнопка выделяется на панели жёлтым цветом или значком колокольчика. Диспетчер отправит на указанный вами адрес бригаду ремонтников и при необходимости врачей скорой помощи.

Если кнопка вызова не работает, то можно самостоятельно позвонить по телефону компании, обслуживающей лифт. Контактные данные обычно указаны на специальной табличке в кабине. Также стоит связаться с родными или соседями. Если же телефона с собой нет, то можно просто громко позвать на помощь.

В ожидании ремонтников лучше сесть на пол, вытянув ноги перед собой, и расстегнуть (снять) верхнюю одежду, если вам жарко. Воду (при наличии) стоит пить мелкими глотками.

Падение лифта считается крайне редким явлением. Современные кабины подвешены на нескольких тросах и оборудованы системой аварийного торможения. Тем не менее всем жителям стоит знать о правилах безопасности.

Если лифт проскочил этаж или начал ускоряться, то нужно нажать кнопку «Стоп» и постараться принять безопасную позу. Чаще всего рекомендуется лечь на спину, подложив сумку под голову, и прикрыть голову руками. В этой позе удар распределится по всему телу, что позволит избежать критических травм. Однако быстро среагировать и лечь на пол неподготовленному человеку вряд ли удастся. Поэтому можно просто сесть на корточки спиной к стене и упереться руками в пол или взяться за поручень и согнуть колени. А вот подпрыгивать вопреки распространённому мнению не стоит. Скорость падения от этого сильно не уменьшится, а вот травм после приземления принесёт ещё больше.

Основные элементы лифта

Перечислим главные составные части любого лифта. К ним относятся:

  • Кабина. Она бывает трех видов – каркасная, самонесущая или же панорамная. Верхняя часть любой кабины оснащена «ловушками торможения» – специальными устройствами безопасности.
  • Стальные тросы. С их помощью кабина крепится к приводному механизму лифта.
  • Лебедка. Она установлена в машинном отделении и обеспечивает движение лифтовой кабины вверх или вниз.
  • Противовесы. Обеспечивают балансировку кабины во время ее движения в шахте.
  • Ловители. Это устройства, предназначенные для экстренного удержания кабины лифта в шахте в случае обрыва тросов или каких-либо других аварийных ситуаций.
  • Ограничители скорости. Это один из основных элементов безопасности в конструкции. Если скорость движения кабины превышает установленную, то лифт автоматически останавливается.
  • Направляющие. Они имеют вид рельс, по которым движется кабина и противовесы лифта.
  • Амортизационные буфера. Их задача – смягчать удары во время остановки кабины.

Помимо этого, любой лифт оснащен разнообразным электрооборудованием и станцией управления, которая контролирует работу всех механизмов машины.

Кто первый изобрел лифт и когда это случилось?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, нам необходимо перенестись в Древний Рим. Именно там, в местечке Геркулануме, появился первый прообраз лифта. Так как город находился у подножия Везувия, вскоре он пал жертвой вулкана. На раскопках одного дома археологи, которые точно знают, кто изобрел лифт, нашли отлично сохранившиеся детали подъёмника, использующегося для поднятия готовых блюд из кухни в столовую. Найденные элементы датируются 79 годом н. э. Именно в это время и произошло извержение Везувия.

Однако в некоторых источниках существуют письменные упоминания о более ранних прообразах подъёмников. Так, архитектор из Рима по имени Витрувий указал в своём трактате, что заказывал разработку конструкции лифта Архимеду из Сиракуз. Рукопись датируется 236 годом до н. э.

Компания «Отис»: XIXвек

В 1861 году Отис умер. Но его последователями стали сыновья, которые в 1867 году стали основателями компании «Отис». До 1873 года компания установила в гостиницах, универмагах и офисах США более 2-х тысяч лифтов.

Но технологии идут в ногу со временем и в 1878 году компания «Отис» вводит в эксплуатацию первый гидравлический лифт, а в1889 году – лифт с электрическим приводом. Такие лифты и по сей день устанавливают в небоскребах и многих высотных домах.

1890 год положил начало строительству небоскребов и лифт входит в практику домостроения. По мнению специалистов, небоскребы появились только благодаря созданию безопасных подъемников.

1900 год. Всемирная Парижская выставка во Франции. Компания «Отис» демонстрирует первый ступенчатый эскалатор, Этот эскалатор появился благодаря американскому изобретателю Чарльзу Д. Сибергу. Компания «Отис» в 1910 году купила права на его изобретение и на долгие годы стала фактически монополистом по производству эскалаторов.

Как меняют столичные лифты: нормативы

В 2018 году в городе не должно остаться морально и физически устаревшего лифтового оборудования, то есть лифтов старше 25 лет. В первую очередь заменят оборудование с распашными дверьми и лифты в каркасно-приставных шахтах.

Срок работы лифта составляет 25 лет, после чего проводится диагностика и принимается решение, заменять лифт или продлевать разрешение на его эксплуатацию. Расходы на замену оплачиваются Фондом капитального ремонта города Москвы.

С начала реализации региональной программы капитального ремонта в 2015 году до конца текущего года Фондом капитального ремонта города Москвы будет заменено более 11 тысяч лифтов. Всего же с 2011 года полностью заменено более 24 тысяч подъемников. Только в 2017 году заменят свыше пяти тысяч подъемников более чем в 1080 домах.

Новые лифты должны отвечать современным требованиям безопасности, комфорта и энергоэффективности.

Новые кабины, которые появляются в московских подъездах, должны быть антивандальными: покрытие панелей позволяет легко смывать рисунки. Кнопки в таких лифтах нельзя вырезать или поджечь, а лампочки невозможно выкрутить. Новые модели лифтов более удобны и для людей с ограниченными возможностями. Номера этажей на кнопках обозначены символами системы Брайля и имеется звуковое оповещение о прибытии на этаж.

Более детально продуманы и вопросы безопасности. Например, фотоэлемент, который обнаруживает посторонний предмет и не даёт лифту закрыться, теперь расположен по всей высоте дверей. 

Сроки установки оборудования для каждого здания индивидуальны. Если в доме до 12 этажей, то на установку уйдёт порядка 45–55 календарных рабочих дней, для домов от 13 до 17 этажей этот срок составит 55-75 дней.

Глубокие корни

На входе в здание предприятия выставлены для осмотра два устройства. Одно из них — лебедка лифта, которая была установлена на одном из питерских сахарных заводов в 1903 году и прослужила верой и правдой 80 лет. Да-да, Otis был в России и в те времена и даже оборудовал подъемными устройствами Зимний дворец. Старая лебедка черна и громоздка. В ней использовался редуктор в виде червячной передачи. Рядом современная лебедка. Она куда компактнее, и редуктора там нет. Лебедку приводит в действие электродвигатель с частотным преобразователем, который позволяет плавно управлять скоростью вращения вала без всяких редукторов. Именно такие используются в лифтах современного поколения.

Наша поездка в Петербург была приурочена к началу производства в России лифта под названием GeN2, в котором как раз и воплотились все новейшие «зеленые» инновации в области подъемных устройств. Кто давно не заглядывал в шахты лифтов, наверняка бы сильно удивился, узнав о том, что GeN2 передвигается, будучи подвешенным с помощью не традиционных канатов из стальной проволоки, а плоских ремней, которые состоят из ряда тонких стальных канатиков в окружении оболочки из полиуретана. Такой ремень по прочности не уступает традиционному витому канату, но имеет два важных преимущества. Во‑первых, он не требует смазки, а смазка — это фактор экологического загрязнения. Она пачкает помещение, к ней липнет грязь. Во‑вторых, у толстого витого каната есть значительные ограничения по радиусу гиба — шкив, на который его наматывают, должен иметь диаметр не менее нескольких десятков сантиметров, иначе канат начнет себя перетирать. Ремень намного гибче, его можно наматывать на шкив диаметром примерно 6,5 см. И это, наряду с отсутствием редуктора — один из факторов, позволивших миниатюризировать лебедку, так что для ее размещения уже не требуется специальное машинное отделение. Все оборудование можно разместить прямо в шахте. Поэтому сегодня Otis выпускает в нашей стране две версии GeN2 — с использованием машинного помещения и без него.

Что нужно делать, если лифт необходимо открыть из кабины

Как открыть лифт изнутри? Нужно понимать, что в помощь всем застрявшим был разработан специальный алгоритм действий, и первоначально нужно придерживаться именно его:

Не паниковать. Порой от массовой истерии люди страдают больше, чем от самого факта нахождения в кабине между этажами. Поэтому нужно расслабиться, подышать и приготовиться к ожиданию. Достать источник света. Часто остановка кабины связана с отсутствием электричества в доме, а аварийное питание работает не во всех лифтах. Поэтому нужно достать фонарик или телефон, чтобы осветить пространство. Свет нужен не столько как психологический фактор для сохранения спокойствия, сколько для подсвета кнопок. Нажать спецкнопку вызова. Ею оборудован каждый лифт, и в любое время суток можно связаться с представителем лифтового хозяйства. Это самый надежный и безопасный вариант того, как открыть лифт. Когда спецкнопка не срабатывает, можно позвонить в службу спасения. Единый номер по всей стране – 112. Работает на всех сотовых операторах. Если оба варианта не сработали, нужно найти на панели кнопку «открыть двери». Она маркирована знаком с расходящимися стрелками. Если кнопка не срабатывает, то нужно попробовать нажать кнопку «закрыть двери». Она обозначена сходящимися стрелками. Возможно, произошло ее «залипание», и из-за этого сигнал «открыть двери» не срабатывает. Затем повторно нажать «открыть двери». Другой вариант, как открыть двери лифта, – попробовать нажать на панели цифру с номером этажа, который находится сразу под кабиной

Если не удается вызвать лифтера или дозвониться в службу спасения, то нужно привлечь внимание тех, кто снаружи. Для этого можно покричать или постучать

Прыгать в лифте нельзя – это запрещено, так как вызывает весовой перепад. Если ничего не работает, то нужно ждать. Это самый безопасный вариант.

Все дело в том, что открыть дверь изнутри лифта очень сложно, практически невозможно. Двери кабины при наличии подходящего инструмента можно отжать, но с дверьми шахты сложнее. Они часто открываются только спецключом и снаружи.

«Отис Элеватор»

Вскоре Грейвс открыл свою компанию Otis Elevator. Продаваемые подъёмники он называл самыми безопасными лифтами в мире. В 1854 году, чтобы увеличить сбыт своей продукции, Отис придумал рекламный трюк. В Нью-Йорке, в одном из выставочных залов с высоким куполом (12 метров), изобретатель разместил между двумя опорами подъёмную платформу. На вершине конструкции стоял помощник Отиса с длинным мечом в руке. Сам Грейвс в цилиндре и смокинге находился на платформе среди ящиков и бочек. Когда лифт при помощи паровой машины поднимался на самый верх, ассистент по команде Элишы обрубал канат. Платформа падала вниз, но через пару метров со страшным скрежетом срабатывала автоматика и останавливала её. Зрители рукоплескали тому, кто изобрел лифт. Элиша Грейвс Отис снимал цилиндр и раскланивался во все стороны.

Безопасный вид транспорта

И здесь мы подходим к ответу на вопрос: «Кто изобрел лифт в 18 веке?» Отис Элиша Грейвс – вот имя этого инженера. Именно он придумал самый безопасный подъёмник в мире. За свою жизнь американец сменил много профессий: строил кареты, трудился на лесопилке, был чернорабочим, служил на фабрике мебели. Именно здесь его попросили сделать подъёмник для доставки пиломатериалов на второй этаж. Во время работы над данным проектом Грейвс и придумал своё изобретение.

До Отиса трос крепился непосредственно к кабине, а Элиша зафиксировал его с помощью упругой пластины-рессоры из стали. По бокам подъёмника изобретатель установил зубчатые рельсы. Даже под весом пустой платформы сама пружина легко выгибалась и проходила между ними. Если же канат обрывался, то пружина распрямлялась и застревала своими концами в зубцах рельсов, не давая кабине упасть. Тот, кто изобрел лифт до Элишы, даже и мечтать не мог о подобной системе безопасности.

От обращения до пуска: кто и как должен ремонтировать лифты

За состояние лифтов в столице теперь отвечают управляющие компании. Они заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов, и следят за выполнением работ. Самые крупные такие фирмы — ОАО «Мослифт», ООО «Практика», ООО «Подъём», ООО «Первая лифтовая компания» и ОАО «МОС ОТИС».

В случае внезапной поломки лифта из-за пожара, затопления, хищения, стихийного бедствия или вандализма проводится неплановый ремонт.

Описание повреждений и смета работ предоставляются подрядчиками в ТСЖ, ЖСК или управляющую компанию в течение одного рабочего дня. Далее об аварии уведомляется управа района и создаётся совместная комиссия для обследования лифта. По его результатам в течение трёх рабочих дней должен заключаться госконтракт, и только тогда начинается ремонт.

К аварийному ремонту относится замена одной или нескольких деталей: лебёдки или электродвигателя главного привода, гидропривода, привода дверей кабины, кнопочных постов, кабины и её составных частей, опорных роликов, дверей шахты и кабины, станции управления, устройств безопасности, преобразователя частоты, натяжного устройства, ограничителя скорости.

Чтобы исключить аварии из-за технического состояния, проводятся ежегодные технические освидетельствования, а также ремонт и плановое техническое обслуживание лифтов. Лифты последнего поколения оснащены микропроцессорными системами управления. Ежемесячно на них проводится технический осмотр, а специальный прибор позволяет электромеханику быстро анализировать состояние всей системы.

Отдельно платить за обслуживание лифтов жителям не надо. Эти расходы уже заложены в единый платёжный документ.

Как устроены лифты?

Многие жители больших городов ежедневно пользуются этим транспортным средством, но даже не задумываются о том, как оно устроено. В целом разобраться с принципом работы данного подъемного устройства совсем несложно.

Кабина лифта приводится в движение при помощи стальных тросов, которые перекинуты через шкив привода. Этот механизм находится в специальном машинном отделении, расположенном, как правило, в верхней части шахты. Туда из лифтовой кабины отправляется сигнал (по кабелю), и машина отправляется на тот или иной этаж. Внутри кабины закреплена кнопочная панель управления.

На противоположных концах стальных тросов расположены так называемые противовесы, цель которых – уравновешивать кабину. Когда она движется вверх, то грузы спускаются вниз. И наоборот, противовесы поднимаются, когда лифтовая кабина начинает движение вниз. Стоит отметить, что противовесы не используются в том случае, если устройство оснащено гидравлическим или пневматическим приводом.

Аппарат управления лифтом чаще всего расположен в отдельном закрытом помещении. В некоторых моделях он находится непосредственно в лифтовой кабине.

Самые интересные рекорды из мира лифтов

Какой лифт самый большой в мире? А какой самый быстрый? Об этом читайте далее.

  • Самое большое и мощное подобное устройство в мире работает в Китае. Это лифт Байлонг в провинции Хунань (см. фото ниже). Он поднимает туристов на вершину живописной скалы высотой в 360 метров и состоит из трех подъемников, грузоподъемность каждого из которых – 3750 кг! Лифт за один раз может поднять до 50 человек.
  • Самый быстрый лифт функционирует в Тайване, в небоскребе Тайбэй-101. Его максимальная скорость – 16,8 м/с.
  • Самое большое количество лифтов в одном здании зафиксировано в чикагском небоскребе Уиллис-Тауэр. Их общее число – 106. Причем 16 из них являются двухэтажными.
  • В 1999 году работник редакции журнала BusinessWeek Николас Вайт застрял в лифте на 41 час. Причиной стал резкий скачок напряжения в системе. Это было самое длительное в истории пребывание человека в лифте.
  • Пожалуй, самый экстремальный и самый живописный лифт находится в Швейцарии. Его высота – 160 метров. Он поднимает туристов на крохотную обзорную платформу, с которой открываются великолепные виды на озеро Люцерн.

Лифт в кинематографе

Подобные устройства нередко фигурируют в киноискусстве, и иногда в довольно неожиданных образах. Так, в голландском фильме De Lift 1983 года главную роль играет именно лифт. Причем он запрограммирован каким-то злым гением на убийство людей.

Ограниченное пространство лифтовой кабины – отличный «фон» для всякого рода триллеров и ужастиков. Именно там происходит все действие мистической киноленты М. Найта Шьямалана под названием «Дьявол». Именно в лифте происходят ключевые сцены довольно жуткого российского триллера «Поклонник».

Однако не стоит думать, что лифт в кинематографе фигурирует исключительно в триллерах. Появляется он и в комедиях. Самый яркий пример – американская молодежная комедия «100 девчонок, и одна в лифте» (100 Girls) 2000 года.

Напоследок еще один любопытный факт: в 1971 году студия «Союзмультфильм» выпустила рисованный мультфильм «Три банана». По его сюжету мальчик Петрик садится в нерабочую лифтовую кабину и отправляется на ней прямо в Космос. Мультфильм был создан по мотивам сказки чешского писателя Зденека Слабого. Чем не «космический лифт», над созданием которого в нынешнем веке трудятся лучшие умы современности?

Из истории подъемных механизмов

История лифтов уходит своими корнями в древние времена. Еще римский архитектор Витрувий упоминал в своих записях, ссылаясь на Архимеда, подобные устройства. Получается, что подъемные механизмы появились уже в 236 году до н.э. Через несколько столетий лифты появились в Египте, а уже в XVIII веке их начали строить и в Российской империи. Настоящий прорыв в области создания лифтов был совершен изобретателем из США Отисом в 1854 году, который придумал своеобразные устройства безопасности. Их применение дало толчок развитию строительства высотных зданий. Примечательно, что впервые пассажирский лифт был использован в одном из зданий Нью-Йорка уже в 1857 году. Через несколько лет Отис оформил официальный патент на электрический лифт. С тех пор прошло много лет, наука и технология развивались, что приводило к неминуемым изменениям и улучшениям первоначальной конструкции лифта. Сегодня мы рассмотрим принцип работы электрических лифтов, которые применяются повсеместно в наши дни. 

Устройства безопасности лифта

Элайша Отис после проведения своего демонстрационного шоу воскликнул — «Все безопасно , господа!» и задал темп в обеспечении безопасности лифтов до настоящего времени. И ведь если бы сегодня были многочисленные обрывы лифтов с людьми, то наш инстинкт самосохранения не позволил бы нам пользоваться лифтом. Да и органы контроля за лифтовым хозяйством не позволили бы перевозку в случае большой вероятности обрыва троса лифта без систем безопасности.

Безусловно с 19 века система ловителя лифта потерпела многочисленные изменения. Помимо технических средств добавилась электронная система управления безопасного передвижения лифта в наряду с оконечной периферией в виде разнообразных датчиков. Несмотря на наличие многочисленной электроники в конечном итоге срабатывает механический ловитель, который имеет отличное конструктивное решение от изобретение Отиса.

Давайте остановимся на примере системы безопасности лифтов, которые устанавливались в высотных домах еще в советское время. Данная система система еще не включала в себя сложные электронные блоки управления и действовала механически. По принципу — чем проще, тем надежнее.

Систему безопасности лифта можно разделить на следующие основные узлы:

  • механический ограничитель скорости.
  • ловитель, расположенный на кабине лифта.
  • канат связывающий ограничитель с ловителем.

Канат уловителя

В случае, когда конструкцию демонстрировал Отис, тянущий трос был одновременно и тросом уловителя. В современной системе безопасности трос, связывающий ловитель на кабине лифта с ограничителем, расположен отдельно от основного.

Ограничитель скорости лифта

Ограничитель скорости расположен как и основной электрический двигатель в машинном отделении над лифтовой шахтой. Роль механического ловителя заключается в контроле скорости лифтовой кабины.

На ограничителе расположен шкив с тросом, который связан с конструкций ловителя на кабине лифта.

Принцип действия ограничителя скорости лифта

В случае обрыва троса лифтовой кабины, скорость кабины увеличивается и соответственно это ускорение через трос передается на шкив ограничителя. Внутри ограничителя расположены грузы, которые под действием центробежной силы вследствии ускорения расходятся преодолевая усилие пружины и упираются в неподвижные упоры.

Шкив ограничителя блокируется и трос натягиваясь приводит в действие устройство ловителя на кабине лифта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector