Корабль россии

Энергетическая установка и ходовые качества

Корабельная энергетическая установка. За годы эксплуатации УДК выяснилось, что более 75 % времени скорость хода кораблей данного класса составляла 12 уз. В этом случае задействуется только 10 % общей мощности ГЭУ. При такой ее нагрузке удельный расход топлива ГТ достаточно велик (по сравнению с полными нагрузками). В связи с этим было принято решение оснастить УДК «Америка» двухвальной дизель-электрогазотурбинной ГЭУ (как у «Макин-Айленд»), в состав которой входят две газовые турбины (ГТ) LM2500+ компании «Дженерал электрик» мощностью по 35 000 л. с, шесть ДГ по 4 МВт и два ГЭД производства фирмы «Альстом» по 5000 л. с.

При скорости хода до 12 уз используется гребной электродвигатель (ГЭД). Номинальная частота его оборотов 1 800 об./мин. Регулирование скорости корабля обеспечивается как изменением частоты оборотов двигателя, так и углом поворота лопастей ВРШ (в основном на пониженных нагрузках) во избежание возникновения кавитации на лопастях гребного винта. При дальнейшем увеличении скорости в работу включается ГТ, которая приводит в движение линию вала по той же схеме, что и ГЭД.

Достижение необходимой частоты оборотов гребного вала обеспечивается при помощи муфты с автоматической синхронизацией, после чего ГЭД выводится из действия. При снижении скорости корабля до 12 уз происходит автоматическая синхронизация частоты оборотов ГТ и ГЭД, после чего турбина отключается.
Совместная работа ГЭД и ГТ проектом не предусмотрена. Максимальная частота оборотов гребного вала при работе ГЭД составляет 90 об./мин, что в 2 раза меньше, чем при работе ГТ. Контроль и управление ГЭУ, ВЭУ и ЭЭС осуществляются посредством единой для КЭУ цифровой автоматизированной системы контроля и управления как дистанционно, так и с местных постов.

Отмечается, что с целью снижения технического риска, а также стоимости жизненного цикла УДК конструкция главной зубчатой передачи была заимствована из паросиловой установки УДК типа «Уосп». Доработки коснулись лишь второй ступени, что было вызвано необходимостью обеспечения питания гидравлической системы ВРШ. При компоновке ГЭУ с учетом длины ГТ главная зубчатая передача была отодвинута в корму на длину одной секции гребного вала, которая была исключена из компоновочной схемы.

На повестке дня авианосцы

На МВМС впервые продемонстрирован авианосец проекта 11430Э «Ламантин» разработки ПАО «Невское ПКБ». Корабль предназначен для боевого применения смешанного авиакрыла (самолёты, вертолёты и беспилотники). Он способен выполнять задачи в океанской, морской и прибрежной зонах. Литера «Э» говорит о том, что на выставке представлена экспортная версия перспективного авианосца.

Водоизмещение «Ламантина» составляет 80—90 тыс. т, длина — до 350 м, ширина — 41 м, осадка — 12 м, скорость полного хода — 30 узлов (55,5 км/ч), автономность по запасам провизии — 120 суток, экипаж — 2,8 тыс. человек, численность лётчиков и техперсонала авиагруппы — 800 человек. На палубе корабля могут разместиться до 60 летательных аппаратов. «Ламантин» сможет перевозить до 2 тыс. т авиационных боеприпасов.

  • Макет авианосца проекта 11430Э «Ламантин»

Авианосец планируется оснастить интегрированной автоматизированной системой боевого управления, авиационно-техническими средствами (трамплин, электромагнитные разгонные устройства, аэрофинишёр), комплексом связи и обмена данными, атомной и вспомогательной энергетическими установками.

Концептуальный облик «Ламантина» был разработан на основе советского тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск». После распада СССР это детище Невского ПКБ ждала незавидная участь — в 1992 году он был разобран на стапеле Черноморского судостроительного завода из-за нехватки финансирования и отсутствия спроса со стороны Минобороны.

Менее дорогой альтернативой «Ламантина» является многоцелевой авианосец полукатамаранного типа, который создаётся в стенах Крыловского государственного научного центра (КГНЦ, Санкт-Петербург).

  • Макет многоцелевого авианосца Крыловского государственного научного центра

Корабль пока не получил названия, однако специалисты из Северной столицы раскрыли его основные тактико-технические характеристики. Водоизмещение авианосца составляет 44 тыс. т, длина — до 304 м, максимальная ширина — 74 м, высота — до 23 м, осадка — 8 м, скорость полного хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность — 7,5 тыс. миль (12 тыс. км), автономность — 45 суток.

Авианосец может вместить до 40 летательных аппаратов: 24 истребителя Су-33 и МиГ-29К, 12 многоцелевых вертолётов Ка-27 и четыре самолёта радиолокационного дозора и наведения (РЛДН). Авиационный боезапас корабля не превышает 600 т.

В отличие от «Ламантина», корабль Крыловского центра будет оснащён газотурбинной силовой установкой (ГТУ) с частичным электродвижением. В буклете организации сообщается, что для авианосца подходит двигатель нового поколения М90ФР разработки ПАО «ОДК-Сатурн» (Рыбинск). Его макет также представлен на МВМС. Данная силовая установка работает на дизеле и отличается высокой топливной эффективностью — КПД на режиме 27,5 тыс. л. с. составляет 36,8%.

Конструкция

Особенности конструкции

«Зубp» в плавучем доке

Корпус корабля полностью сварной и изготовлен из алюминиево-магниевого сплава.

В основе корпуса «Зубра» лежит платформа прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека. В средней части находится перевозимая техника. В кормовом отсеке располагаются главные и вспомогательные силовые установки, и системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава десантных подразделений и экипажа.

Конструкция «Зубpа» позволяет преодолевать вертикальную стену высотой до 1,6 м, и выходить с полной загрузкой на необорудованный берег имеющий уклон до 5°. Мореходность корабля позволяет выход в море при волнении до 5 баллов и использовать вооружение при движении на воздушной подушке при волнении до 2 м и скорости ветра любого направления до 12 м/с.

Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, «Зубp» может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДК «Зубp» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

«Зубp» схема.

Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели.

Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в не рабочем состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль имеет хорошую маневренность.

Центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа. Управляет судном один человек, официально называемый пилотом. Со своего рабочего места пилот с помощью пяти экранов контролирует состояние ходовых и подъёмных двигателей, генераторов и других систем корабля.

«Зубpу» свойственна легкая управляемость. За согласованную работу всех элементов управления отвечает АСУ «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами может быть централизованным дистанционным, дистанционным автоматизированным и автоматическим. Управление судном может осуществляться с выносных пультов управления, когда на мостике вообще никого нет.

Энергетическая установка

Лопасти нагнетателя

Двигатель судов проекта 12322 типа «Зубp» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубpа». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15 °C) или 40 уз (при 35 °C). В отличие от прототипа на «Зубpе» два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий.

Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой и третьей ступенях — через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа «Циклон», а на второй — через пористые фильтры с коагуляцией капель воды.

Максимальная скорость составляет 111 км/ч, дальность хода 555 километров.

Экипаж и обитаемость

Про обитаемость информации мало. Отсеки экипажа располагаются в носовой части судна. На корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Автономность составляет для экипажа 5 суток, для экипажа и десанта 1 сутки.
Видео (смотри раздел «видео») дает представление об уровне комфорта рядового состава «Зубpа».

Первая Мировая война

SS River Clyde, у мыса Геллес, Галлиополи 1915.

Вплоть до Первой мировой войны для высадки морских десантов использовались, обычные корабли самого разного назначения. Но во время Первой Мировой появились специально приспособленные для перевозки и высадки десанта корабли.

Одной из наиболее ярких десантных операций Первой Мировой была «Высадка на мысе Геллес» (англ. Landing at Cape Helles). Эта десантная операция была осуществлена силами британской армии 25 апреля 1915 года. При поддержке флота британские войска провели десантирование на побережье протяженностью 9,7 км. Планировалось, что после высадки десантов, они захватят береговые батареи и продвинутся вглубь полуострова. Специально для этой операции британский угольщик SS River Clyde был переоборудован в десантно-транспортное средство.

Исходя из опыта довоенных десантных манёвров, с началом Мировой войны для обеспечения планируемых десантных операций в состав Черноморского флота были введены два базных транспорта: пароходы «Тревориан» и «Бурдейль». Каждый из них нёс по 10 катеров на шлюпбалках и палубных блоках, а также по 40 ботов в трюмах.

Вертолетоносцы Франции: «Мистраль»

Всем хорошо известный тип универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, стал настоящим брендом после того как ВМС Российской Федерации заказал у французов 4 таких боевых корабля. ВМС Франции являются одним из передовых в кораблестроение надводного флота. УДК «Мистраль» яркий пример этому, пришедший на замену устаревшему типу «Жанна Д’арк».

«Мистраль» является примером современного универсального десантного корабля. Полная укомплектовка новейшего вооружения и технологии способствует этому типу быть лидером в этом аспекте. «Мистраль» одновременно может содержать 16 вертолетов классов NHI NH90 и Eurocopter Tiger, 70 бронированной техники, от 450 до 900 солдат морской пехоты (в зависимости от времяпровождения пехоты на корабле) и 4 десантных судна. Основными задачами корабля являются доставка до пункта назначение и высадка десантных групп (пехоты и боевой техники); содержание и обслуживание вертолетов; быть военным госпиталем; быть центром командного управления.

«Мистраль» имеет радиолокационное вооружение класса «DRBN-38» и «MRR-3D», ракетное вооружение класса «Simbad», зенитная артиллерия класса «Браунинг» и «Бреда-Маузер», артиллерия класса «АК-630».

Общая численность экипажа 160 человек, 20 из которых офицера.Предельное водоизмещение 32 000 тонн (21 000 тонн полное), длина 199 м, ширина 32 м, высадка 64,5 м, мощность 20 400 л.с, максимальная скорость 19 узлов (оптимальная 15 узлов), максимальная дальноходность 10 700 морских миль.

Первый корабль этого типа «Мистраль» был построен в 2005-ом году. На данный момент существует 5 кораблей этого типа: 3 находятся на вооружение ВМС Франции («Мистраль», «Тоннэр» и «Диксмюд»), 2 планируется продать ВМС Египта (после того как Франция отказалась продавать их Российской Федерации в связи с Крымским кризисом).

Продолжение строительства

Россия планирует продолжать строительство универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, но решение об этом будет приниматься на основании практики их применения, заявил Путин в ходе общения с рабочими завода «Залив».

«Да, мы планируем это делать, но по результатам практики применения», — сказал Путин, отвечая на вопрос, есть ли планы на продолжение строительства данного типа кораблей.

Президент отметил, что «в таком обновленном виде это первые корабли» и впереди еще «предусмотрены и программы испытаний, программы даже еще дополнительных конструкторских работ, изучения того, как они будут себя вести».

«Но они хорошие, современные. Мы думаем даже вот — не знаю, министр меня слышит сейчас в Питере — планировали даже немножко там кое-что переделать и использовать их для других целей. Практически то же самое, но только для других целей. Но сейчас не буду пока об этом говорить», — добавил глава государства.

Закладка универсальных десантных кораблей первоначально планировалась на 29 июня, но была перенесена. Как сообщил ТАСС в мае источник в оборонно-промышленном комплексе, Минобороны России заключило контракт на строительство двух вертолетоносцев стоимостью около 100 млрд рублей. Предполагается, что водоизмещение вертолетоносца составит 25 тыс. т, длина около 220 м. Один корабль сможет нести более 20 тяжелых вертолетов и перевозить до 900 морских пехотинцев. Ранее в СССР и России корабли подобного класса не строились.

Состав серии

Название Номер Заложен Спущен В строю Статус
Wasp LHD-1 30.05.1985 04.08.1987 29.07.1989 В строю
Essex LHD-2 20.03.1989 23.02.1991 17.10.1992 В строю
Kearsarge LHD-3 06.02.1990 26.03.1992 16.10.1993 В строю
Boxer LHD-4 18.04.1991 13.08.1993 11.02.1995 В строю
Bataan LHD-5 22.06.1994 15.03.1996 20.09.1997 В строю
Bonhomme Richard LHD-6 18.04.1995 14.03.1997 15.08.1998 В строю
Iwo Jima LHD-7 12.12.1997 04.02.2000 30.06.2001 В строю
Makin Island LHD-8 14.02.2004 22.09.2006 24.10.2009 В строю

Пожар на УДК «Боном Ричард»

12 июля 2020 года на борту корабля , пришвартованного к пирсу базы ВМС США в Сан-Диего штата Калифорния, начался пожар.

Возгорание произошло в грузовом отсеке корабля на нижней палубе Deep V, на которой хранилось большое количество имущества и техника морской пехоты. Затем огонь перекинулся на док и находящийся над ним ангар авиакрыла. Вероятной причиной пожара является взрыв, произошедший при выполнении работ.

На борту УДК отсутствует вооружение, но в танках находится более 3700 тонн топлива.

Огнем охвачен ангар и несколько палуб. Спустя сутки большая часть островной надстройки (в частности, мостик и мачта), выполненной из алюминиевого сплава, выгорела и обрушилась. Спустя 29 часов, в ходе тушения пожара, корабль дал осадку.

Для локализации возгорания были задействованы шесть пожарных катеров и несколько десятков береговых команд спасателей. Помимо пожарных судов, были задействованы три вертолёта.

В момент чрезвычайного происшествия корабль проходил плановое техобслуживание, на борту находилось 160 человек. Пострадало 63 человека, в том числе 40 моряков и 23 гражданских лица.

Их опыт и наши новации

Предполагается, что такие корабли УДК как наши два новых корабля должны неким образом сопрягать свои действия с действиями другими единиц. Этого мы делать очень долго не умели. Нам необходим был софт, нам была необходима некая система, которая позволяет сопрягать, то есть сетецентрически управлять низкими единицами как одним целым.

И тут, конечно, французский опыт был для нас ценен, потому что французы это умеют давно. Они создают даже полностью автоматические суда. Их минный тральщик, которому уже более 10 лет, работает полностью в автоматизированном режиме.

Есть еще одно очень важное различие — возможность действия в суровых арктических условиях. Наши УДК, скорее всего, будут привлечены и к охране и действиям вдоль Северного морского пути, поэтому они должны иметь противоледовую защиту

Предположительно в 2022–2023 году два «Прибоя» уже поступят на вооружение нашего флота.

Военный обозреватель Александр Артамонов

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

На собственном опыте и совершенно законных основаниях

К созданию подобных УДК наша страна впервые подошла около 40 лет назад, когда был утверждён проект 11780. Кстати, уже тогда американские военные аналитики подняли крик, что СССР решил скопировать американский вертолётоносец Tarawa.

При этом предполагаемая автономность плавания должна была быть равна 30 суткам.

Утверждённый проект УДК предполагал десантовместимость в 1.000 человек. Он замысливался именно как вертолётоносец с расчётом на 12 транспортно-боевых винтокрылов Ка-29 (или в варианте ПЛО — 25 единиц Ка-27).

К сожалению, проект не был реализован из-за распада СССР, но его существование подтверждают сразу несколько очень важных пунктов. Во-первых, получается, что, закладывая нынешние УДК, наши корабелы не начинали с нуля, а обладали уже серьёзными знаниями в этой области — причём не имеющими никакого отношения к Франции.

Во-вторых, потребность именно в таких плавсредствах всегда существовала, что, в частности, справедливо отметил ещё в 2018 г. заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук. Он прямо заявил: «Эти корабли будут, так как они предусмотрены программой кораблестроения и будут построены во втором этапе реализации этой программы, после 2020 г.».

Тогда, два года назад, адмирал отметил, что после расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях «чертежи, рекомендации и технологии для строительства». То есть ни о каком плагиате речь даже отдалённо не идёт.

С французским опытом российские инженеры ознакомились юридически легально. Французские же специалисты, с которыми удалось переговорить автору, вполне признавали, что россияне получили от коллег из Бреста разработки в области сетецентрического управления операциями. Такого программного обеспечения, по мнению натовцев, у россиян раньше не было. Впрочем, это предположение целиком на их совести.

В общей оценке необходимости создания собственных оригинальных УДК с адмиралом Бурсуком, кстати, согласен и главный редактор авторитетного военного журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он считает, что эти корабли необходимы в составе Балтфлота, ТОФ, а также Северного флота, что автоматически делает французские «Мистрали» непригодными для использования.

Согласно Мураховскому, речь вообще не идёт о вертолётоносце, а именно об универсальном десантном корабле, что, по его словам, является абсолютно другим классом плавсредств.

Разработка нового поколения

На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые представлена экспортная версия большого десантного корабля (БДК) проекта 11711Э «Кайман». Помимо обеспечения десантных операций, эта уникальная платформа предназначена для перевозки разнообразного вооружения, постановки минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буёв.

Также по теме

«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Изначально проект 11711 создавался с целью обновления российского флота БДК. В прошлом году состав ВМФ пополнил «Иван Грен», до конца текущего года Андреевский флаг должен подняться над вторым серийным кораблём — «Пётр Моргунов». Кроме того, в апреле на калининградском заводе «Янтарь» были заложены ещё два судна — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».

Эти корабли частично заменят БДК проекта 775 и проекта 1171, которые были построены в 1970—1980-х годах. Главные достоинства новых судов — увеличенная вместимость, более высокий уровень автоматизации, современные двигатели.

БДК проекта 1171 может перебрасывать на театр военных действий батальон морской пехоты (до 400 человек), 13 танков и более 30 единиц бронетехники. Палуба экспортной версии корабля предназначена для размещения нескольких вертолётов и беспилотников. Кроме того, на «Каймане» предусмотрена возможность перевозки 12 штурмовых и десантных катеров.

Полное водоизмещение БДК составляет 8 тыс. т, длина — 150 м, ширина — 19,5 м, высота — 11,8 м, скорость — до 18 узлов (33 км/ч), экипаж — 120 человек. Для самообороны корабль проекта 11711 может использовать ракетно-артиллерийскую установку и зенитный комплекс.

  • Макет универсального десантного корабля (УДК) «Прибой»

На МВМС вновь представлен проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой». Минобороны РФ планирует принять на вооружение две таких платформы. Как полагают в Крыловском научном центре, опыт сирийской операции продемонстрировал достаточно острую потребность Военно-морского флота в УДК.

Ключевые задачи «Прибоя» — войсковая перевозка и обеспечение десантной операции. УДК способен вместить до 900 морских пехотинцев, 50 единиц бронетехники, десять танков, 12 вертолётов и дюжину штурмовых и десантных катеров.

Водоизмещение корабля составляет 23 тыс. т, длина — 200 м, ширина — 34 м, осадка — 7,5 м, дальность плавания — 6 тыс. миль (9,6 тыс. км), автономность — 30 суток, экипаж — 400 человек. «Прибой» оснащён комплексами зенитного и радиоэлектронного вооружения, позволяющего обеспечить противовоздушную и противолодочную оборону.

Помимо десантных кораблей, ОСК продвигает на зарубежном рынке фрегат «Гепард-3.9», сконструированный на основе сторожевика проекта 11611. Он предназначен для борьбы с надводными, подводными и воздушными средствами противника. Также фрегат способен заниматься постановкой минных заграждений и участвовать в охране экономической морской зоны.

Водоизмещение «Гепарда» составляет 2,5 тыс. т, длина — 102 м, ширина — 15 м, осадка — 5,7 м, скорость полного хода — 29 узлов (53,7 км/ч), автономность — 20 суток, экипаж — 94 человека. Фрегат может выполнять задачи на дальности до 4 тыс. миль (6,4 тыс. км) и выдерживать волнение в пять баллов.

  • Ракетный корабль проекта 11661К (справа)
  • РИА Новости

На вооружении «Гепарда» находятся ракетный комплекс для пуска ракет X-35 или экспортных модификаций «Калибра» (3М-54ТЭ1 и ЗМ-14ТЭ), 100-мм пушка А-190-01, 76-мм артиллерийский комплекс А-176МА, система ПВО «Пальма» с управляемыми ракетами «Сосна-Р», малогабаритный торпедный аппарат «Пакет-Э».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector