Многоцелевой истребитель су-30
Содержание:
Гиперзвук для истребителя
В России уже имеется опыт успешной адаптации тяжелых гиперзвуковых ракет для использования на истребителях. В послании Федеральному собранию в марте 2018 года Владимир Путин впервые сообщил о наличии у страны модернизированных перехватчиков МиГ-31К, оснащенных «Кинжалами».
В конце 2018 года первые 10 МиГ-31К с этими новейшими гиперзвуковыми боеприпасами заступили на опытно-боевое дежурство. Оснащенные ими самолеты с тех пор регулярно используют на учениях и демонстрируют на авиационных парадах в Москве.
Для оборудования МиГ-31К новым оружием и превращения его в ударную машину пришлось внести в конструкцию серьезные изменения. Как ранее сообщали «Известия», с самолета сняли радар и увеличили запас топлива. Пришлось изменить и набор приборов в кабине экипажа. Адаптация на Су-30СМ еще более тяжелых Х-32 или их аналогов потребует не менее серьезных изменений.
«Кинжалы» планируют применять в основном против сухопутных целей. Х-32 имеет по сравнению с ними еще больший вес и габариты и предназначена в основном для борьбы с отрядами кораблей противника.
Су-30СМ серийно поставляют в войска, начиная с 2013 года. На сегодня они стали самым многочисленным типом новых истребителей на вооружении. Более сотни единиц уже получили боевые части ВКС и ВМФ России.
Самолет обладает обширным арсеналом высокоточного оружия и бомб. Флотские истребители оснащают еще и противокорабельными ракетами Х-31 и регулярно тренируются уничтожать ими надводные цели.
Полки морской авиации с такими истребителями базируются в Крыму и Калининградской области, а также на севере страны. Флотские «Сухие» и их экипажи регулярно направляли для участия в сирийской операции. Там они не только прикрывали ударные машины, но и сами участвовали в атаках по наземным целям. В апреле 2018 года на совместных учениях с сирийской стороной Су-30СМ потопили противокорабельными ракетами списанный сторожевой корабль.
Самолеты семейства Су-30 являются одним из самых популярных экспортных продуктов отечественного ВПК. Помимо России, Су-30СМ состоят на вооружении Армении, Белоруссии, Казахстана. Экспортные варианты «тридцаток» имеются в арсеналах Китая, Индии, Вьетнама, Малайзии, Алжира и многих других государств.
Устройство Су-27
Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме – его крыло плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя единое целое. На самолетах с подобной компоновкой фюзеляж отсутствует как таковой: подъемную силу создают не только крылья, но и корпус машины.
Крыло самолета оснащено корневыми наплывами с большой стреловидностью, это значительно улучшает аэродинамические характеристики истребителя на больших углах атаки, по передней кромке стреловидность крыла — 42°. Крыло Су-27 оснащено флаперонами и двухсекционными носками крыла.
Горизонтально оперение самолета цельноповоротное, вертикальное – двухкилевое.
Фюзеляж Су-27 можно разделить на три части: переднюю, среднюю и хвостовую.
В передней части самолета находится бортовая РЛС, кабина пилота, носовая стойка шасси и некоторые системы электронного оборудования. Полностью герметизированная кабина пилота содержит кресло-катапульта К-36 ДМ, в двухместных модификациях истребителя кресла пилотов расположены тандемом.
Средняя часть фюзеляжа содержит центроплан крыла, топливные баки, отсек вооружения и тормозной щиток. Здесь же находятся стойки основного шасси. В хвостовой части истребителя находятся два двигателя, отсек оборудования, центральная балка с топливным баком и тормозные парашюты.
Шасси самолета трехопорное, с передней стойкой. Все три стойки имеют по одному колесу. Передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные – в центроплан крыла.
Силовая установка истребителя состоит из двух двухконтурных ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой.
Топливная система истребителя состоит из пяти баков, в которые вмещается 9400 кг топлива. Благодаря внушительному объему топлива Су-27 обладает значительным боевым радиусом, максимальная дальность полета составляет 3900 км.
В состав пилотажно-навигационного комплекса Су-27 входят: система инерциальной курсовертикали ИКВ-72, доплеровский измеритель скорости, радиокомпас, система навигации «Радикал», самолетный ответчик СО-72, вычислитель «Маневр», а также система автоматического управления, пилотажные приборы и радиовысотомер.
Бортовой комплекс обороны самолета состоит из станции предупреждения об облучении и системы выброса помех.
На самолете установлен комплекс РЛПК-27 «Меч», система единой индикации СЕИ-31, комплекс распознавания воздушных объектов и система управления оружием. Цели типа «истребитель» могут обнаруживаться в передней полусфере до 100 км, в задней – до 40 км. Су-27 может одновременно вести до десяти целей и атаковать одну из них. РПЛК-27 дополняет оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, которая состоит из лазерного дальномера и теплопеленгатора.
Единый истребитель ОДКБ
Начало закупок дома, конечно, не привело к потере интереса у иностранных покупателей, однако для дальнего зарубежья активнее стал предлагаться Су-35, были заключены контракты с Китаем и Индонезией, прорабатывается вопрос поставок в Египет и ОАЭ. «Тридцатый», теперь предлагаемый под индексом Су-30СМЭ, из отдаленных новых покупателей приобрела пока только Мьянма. Однако это не значит отсутствие заказов — просто фокус их сместился на ближнее зарубежье, в первую очередь на страны — члены ОДКБ.
Самолеты
Истребитель Су-35C Восточного военного округа во время тренировочного полета над бухтой Аякс во Владивостоке
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
По совокупности своих качеств, в первую очередь первоклассному соотношению «цена–качество», Су-30СМ практически безальтернативен для роли «единого истребителя ОДКБ». Су-35С, очевидно, слишком дорог и сложен для этого, а модернизированные МиГ-29/35, не обладая радикально меньшей стоимостью, качественно уступают по боевым возможностям. Сомнительную рекламу последним сделало и почти полное отсутствие экспортных контрактов последние годы (из значительного можно вспомнить только поставку 46 машин в Египет) и многолетняя эпопея слишком очевидных попыток ВКС России «отбиться» от их покупки, закончившаяся тем, что в госпрограмму вооружений до 2027 года по имеющимся сведениям включена закупка 24 машин, из которых пока что законтрактовано только шесть.
Одним из важных полезных качеств Су-30СМ для некоторых из покупателей является и отличная дальность — многочисленной сетью авиабаз на постсоветском пространстве может похвастаться мало кто. Неудивительно, что первым покупателем Су-30СМ стал Казахстан, который с 2014 года законтрактовал уже 24 машины, а к концу 2018 года получил 12 из них. Вскоре к нему присоединилась Белоруссия — известно о законтрактованных в 2017 году четырех машинах (первые две из которых и заметили недавно на фото), в общей сложности планируется закупка как минимум 12 машин для формирования эскадрильи.
Зимой 2018–2019 годов четыре машины законтрактовала Армения — закупка реактивных истребителей страной, территория которой полностью простреливается тяжелыми РСЗО потенциального противника, выглядит, конечно, странной, но иногда великодержавные политические соображения играют ключевую роль. Кроме того, может быть полезно заставить оппонента потратиться на средства противодействия.
Самолеты
Строй «Тактическое крыло» из истребителей Су-30
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
На фоне активизации военно-технического сотрудничества обсуждается закупка истребителей Узбекистаном. В целом закупка дружественными соседями унифицированной машины выглядит крайне удобной с точки зрения боевой слаженности и дешевизны для не самых богатых покупателей общих, централизованных программ обучения личного состава и ЗИПов. Общность по «железу» — один из проверенных методов «мягкой силы» в отношении военных.
Что до поставок в рамках ОДКБ по внутрироссийским ценам и льготному кредитованию, что особенно справедливо в отношении Минска и Еревана, то стоит отметить, что Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы на значительном протяжении западной границы через 10 лет образовалась полная дыра в сфере ПВО.
Альтернативой могло было бы стать ротационное базирование российских истребителей, и такие эксперименты проводились, но это стало бы лишним поводом для истерик политиков соседних государств, да и не похоже, чтобы в этом был заинтересован Минск. Обороноспособность Узбекистана имеет важнейшее значение в ожидании вывода американских войск из Афганистана. Что до Казахстана, то без Су-30 он, очевидно, просто бы купил китайские истребители (как купил транспорты и БПЛА, раз у России нечего было предложить в этих областях), еще больше увеличив влияние Пекина на свою политику.
Маневренность
Маневренность – это конёк для «Сухих». «Кобрирование» (скольжение на хвосте) для выбора угла атаки, было заложено конструкторской мыслью ещё при создании первой модели 1972 г.. А с разработкой в 1982 г. ПГО, это стало легко выполнимо в 1985 г.. «Колокол» пилоты выполняют на самолётах марки Су с 1977 г., зависнув вертикально, исчезают с системы наведения управляемых ракет (неподвижная точка на радаре). Эти элементы доступны самолётам США, Франции, Швеции и Англии только с 2000-х. За счёт возможностей двигателя и ПГО самолёт делает «Столб», уходя резко вверх от преследования ракеты или самолёта, способен развернутся на хвосте «Петля Фролова» и атаковать преследователя. Сложный элемент «Хук» наносит удар в бок противнику, делая аэродинамическое притормаживание на вираже.
Разворот на 900 и резкая смена положения в противоположную сторону выполняются без усилий пилота. Машина сбалансирована так, что при помощи автоматики вернёт себя в горизонтальное положение. Начиная с Су-30МКИ используется приём «Штопор», смертельный для неманевренных типов машин, снижаясь по спирали вниз (падение листа), «Сухой» планирует на 3600 вокруг вертикальной оси, обстреливая облетающую его жертву. Все эти элементы современного ближнего боя созданы на русском (советском) самолёте, который создан для боевых манёвров. С дозаправкой в воздухе можно преодолеть расстояние 8 – 10 км. На форсаже двигатель способен выдерживать высокие температуры 30 мин. Скорость на высоте 17 500м — 2350 км/ч, не самая большая. Высота на пределе не имеет значения для машины с любым углом атаки по тангажу, рысканию или накренению («Кобра Пугачёва» 1200 по вертикали).
История создания Су-35
Основой для разработки самолета послужил истребитель Су-27, созданный во времена СССР, который был значительно модернизирован с использованием новейших технологий, относящихся к 5-му поколению истребителей.
Первый образец собрали летом 2007 года на авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и в этом же году он был представлен на авиасалоне МАКС-2007. Впервые Су-35 совершил демонстрационный полет 19 февраля 2008 под управлением пилота Сергея Богдана. Единственная авария произошла 26 апреля 2009 при испытаниях третьего прототипа машины (причиной были неполадки в системе управления двигателем).
Окончательно летные испытания завершились к 2010 году, а первые серийные машины появились в 2011 году. С 2012 года начались плановые поставки истребителя для ВВС России, к 2016 году на вооружении уже состояли 48 таких самолетов.
Пара истребителей Су-35 в полёте.Су-35, модификация Су-35С.Су-35 на взлётно-посадочной полосе.
Возвращение на родину
Когда в начале 2010-х годов остро встал вопрос обновления парка ВВС России (а главное — на это появились деньги), внимание было обращено на экспортные машины. Российское Минобороны оказалось в максимально выгодном положении — промышленность была готова предоставить уже разработанные и вылеченные от «детских болезней» на иностранные деньги и отлаженные в производстве машины
Неудивительно, что многие изначально экспортные машины прижились в отечественных вооруженных силах — корабельный МиГ-29К/КУБ был изначально создан для ВМС Индии, МиГ-29СМТ пытались продвигать как замену МиГ-29 на мировых рынках и во многом он родственен также индийскому МиГ-29UPG. Даже наиболее продвинутый из серийных современных российских истребителей Су-35С изначально создавался из инициативных соображений, с прицелом на поставки за рубеж, и только несколько неудач в тендерах привели к тому, что первым покупателем стали отечественные ВВС.
Самолеты
Первые экземпляры Су-35С
Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин
Однако наиболее ярким примером стал именно Су-30МКИ. Пройти мимо этого самолета было просто невозможно — многоцелевой, высокоманевренный, с большим модернизационным потенциалом и достаточно близкий к имеющимся на вооружении Су-27 для комфортного переучивания
Большим преимуществом по сравнению с Су-35С была меньшая цена, второй член экипажа (актуально для длительных полетов и поражения наземных целей высокоточным вооружением) и свобода от, как говорится в разработке программного обеспечения, «багов» — спасибо работавшим 10 лет сотням иностранных «тестеровщиков»! Последнее особо важно по сравнению с Су-35С, остававшимся как минимум первую половину десятилетия достаточно сырой машиной
В 2012 году был подписан первый контракт на поставку ВКС России созданных на основе индийского и малайзийского облика Су-30СМ. Вскоре к сухопутной авиации присоединился и флот, нуждающийся в замене истребителей Су-27 и бомбардировщиков Су-24 береговой авиации. Последние, возможно, хорошо бы менять на Су-34, но, во-первых, на них большой спрос в ВКС, а во-вторых, и это более важный момент, — на авиацию флота, тем более береговую, деньги выделяются скорее по остаточному принципу. А так по крайней мере получается унификация, да и сама машина вполне годится не только для ПВО, но и для решения противокорабельных задач. К началу 2019 года ВКС и ВМФ России в общей сложности получили 114 машин, производство продолжится еще как минимум несколько лет.
Самолеты
Многоцелевые истребители Су-30СМ пилотажной группы «Русские Витязи» во время полета над аэродромом Кубинка
Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Неприятным следствием частично иностранного происхождения стало большое количество иностранных компонентов БРЭО, что особенно ощутимо было на фоне вскоре последовавшего охлаждения в отношениях с Западом. Впрочем, насколько можно судить, в отношении Су-30СМ процесс постепенного импортозамещения проходит относительно безболезненно — благо американских или украинских компонентов там и так не было, израильские поставляются свободно, а ЕС проявляет похвальную близорукость в отношении заранее заключенных контрактов на не бросающиеся в глаза вещи. Благо со стороны не специалисту узнать, что установлено на истребителе, практически невозможно, если, конечно, не подводят вещи вроде фирменных чехольчиков компании Thales на индикаторах на лобовом стекле.
Однако новые машины постепенно избавляются от западных излишеств, а со следующего года ожидается запуск в серию машины без преувеличения нового этапа развития семейства — с более мощным двигателем АЛ-41Ф-1С, аналогичным устанавливаемому на Су-35С. Повышение мощности силовой установки, кроме улучшения летных характеристик, даст больше энергии для бортового оборудования (а значит, и потенциал для установки, например, более мощной БРЛС) и унификацию парка. Прорабатывается вопрос с ремоторизацией ранее выпущенных машин. Модернизация российских машин стимулирует заключение потенциально дорогостоящих контрактов на модернизацию парков иностранных покупателей — вопрос с Индией стоит только в сроках и объемах программы, о Super 30 для нее говорили уже давно.
Тактико-технические характеристики Су-30
— Первый полёт: 1989 год- Годы производства: с 1992 года- Единиц произведено: около 600 (на ноябрь 2017 года)
Стоимость Су-30
— $83 млн (Су-30МКИ индийской сборки, 2012 год)- $50 млн (Су-30СМ для ВВС России, 2012 год)
Экипаж Су-30
— 2 человека
Размеры Су-30
— Длина: 21,9 м- Размах крыла: 14,7 м- Высота: 6,36 м- Площадь крыла: 62 м²- Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²- Нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²
Вес Су-30
— Масса пустого: 18800 кг- Масса нормальная взлётная: 24900 кг- Масса максимальная взлётная: 34500 кг- Масса предельная взлётная: 38800 кг- Масса топлива: 9640 кг
Двигатель Су-30
— 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)- Тяга максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс- Тяга на форсаже: 2 × 12500 кгс- углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости- скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с- масса: 1520 кг
Максимальная перегрузка: +9 G
Скорость Су-30
— Максимальная скорость у земли: 1350 км/ч (М=1,13)- Максимальная скорость на высоте: 2 350 км/ч (М=1,9603 )
Дальность полёта Су-30
— у земли: 1270 км- на высоте: 3000 км- боевой радиус: 1500 км- Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
Практический потолок Су-30
— 17300 м
Скорость взлета Су-30
— 13800 м/мин (230 м/с)- Длина разбега: 550 м- Длина пробега: 750 м
Тяговооружённость Су-30
— при нормальной взлётной массе: 1,00- при максимальной взлётной массе: 0,84- при предельной взлётной массе: 0,76
Вооружение Су-30
— Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1- Точки подвески: 12- Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).- 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;- Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);- Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);- Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
Особенности вооружения истребителя Су-30
Самолет Су-30 может нести вооружение состоящее из ракет и пушечно-стрелкового оборудования. Стрелковое вооружение установлено в наплыве правого крыла и представлено одноствольной скорострельной пушкой ГШ-301 с калибром 30 мм и боекомплектом в 150 патронов. Ракетное базируется на АКУ (авиационно-катапультных устройствах) и АПУ (авиационно-пусковых устройствах).
Управляемое вооружение состоит из ракет различных модификаций:
- средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27;
- с радиолокационными полуактивными головками самонаведения Р-27Р;
- с самонаводящимися тепловыми головками Р-27Т;
- ближнего боя с тепловыми головками Р-73;
- увеличенной дальности полета Р-27ЭР или Р-27ЭТ.
Ракетное вооружение может подвешиваться на 10 точках, 4 из которых расположены под консолями крыла, по 2-е находятся под: центропланами по схеме тандем, гондолами двигателя, законцовками крыла. Вес общей боевой нагрузки может быть — 8000 кг.
Сегодня военные истребители Су-30 производит ОАО Корпорация «Иркут». Ею в 2020 году был заявлен выпуск 60 единиц боевой машины, часть из которых пойдет на оснащение авиабаз в Крыму.
В учении и в бою
Як-130 — разработанный ОКБ имени Яковлева учебно-боевой самолёт, принятый на вооружение в России в 2010 году.
При максимальной взлётной массе 10,3 т, длине 11,49 м и размахе крыла 9,84 м Як-130 обладает дальностью полёта около 2 тыс. км, максимальная высота — 12,5 км. Двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-222-25 обеспечивает тягу 5 т. Самолёт способен развивать скорость до 1050 км/ч.
- Учебно-боевой самолёт Як-130
В условиях боевых действий самолёт может эксплуатироваться как лёгкий штурмовик. Для боевых целей Як-130 может быть оснащён ракетами «воздух — воздух» Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения, разнообразными бомбами калибра до 500 кг, неуправляемыми ракетами С-8, С-13, С-25.
Также по теме
«Единый контур управления»: какая новейшая военная техника усилила боевые возможности ВКС России
Ровно пять лет назад к выполнению задач приступили Воздушно-космические силы, объединившие авиацию, части ПВО и войска…
Кроме того, на машину можно установить автоматическую пушку ГШ-23Л. Суммарная масса боевой нагрузки Як-130 может достигать 3 т. Самолёт способен уничтожать наземные, морские и воздушные цели в сложных погодных условиях.
В 2019 году Як-130 был продемонстрирован на международной выставке авиационно-космической и морской техники LIMA в Малайзии, авиакосмическом салоне FAMEX в Мексике, военно-техническом форуме «Армия», Международном авиакосмическом салоне (МАКС) в Подмосковье и международном авиасалоне Dubai Airshow 2019.
Военный эксперт Юрий Кнутов в разговоре с RT отметил, что Як-130 в основном используется в ВКС РФ как учебно-боевой самолёт.
«С точки зрения манёвренных характеристик и вооружения данная техника является лёгким штурмовиком, машиной огневой поддержки в бою. Этот самолёт перспективен и пользуется большим спросом на мировом рынке», — подчеркнул эксперт.
При этом, по словам специалиста, Як-130 способен обучать военных лётчиков на разных режимах полёта и применения вооружений, характерных для самолётов четвёртого и даже пятого поколения. Иными словами, учебные возможности российской машины охватывают практически весь сектор современной боевой авиации.
Модификации
- Су-30К – базовая модификация.
- Су-30МК – экспортный вариант самолета, в котором были увеличены масса боевой нагрузки, ресурсы двигателя и планера.
- Су-30МКИ – вариант для ВВС Индии.
- Су-30КН – модернизированы и улучшены возможности РЛС индикаторов тактической обстановки.
- Су30-МКК – вариант для ВВС Китая. Улучшено вооружение для работы по наземным целям.
- Су30-СМ – новейшая модификация для ВВС России, созданная в 2012 году.
Существует еще ряд модификаций самолета для поставок в Алжир, Вьетнам, Малайзию и Венесуэлу.
Су-30МКИ армии Индии.Су-30МКИ.Су-30МКИ.Су-30МКИ.Су-30МКМ ВВС Малайзии.
Су-30МКИ
В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».
ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.
Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.
Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).
Автоматика и радиоэлектроника
В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.
В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.
Не канул в Лету
Не будет большим преувеличением сказать, что Су-30 не только главный экспортный бестселлер среди российской военной авиации, но и один из самых успешных постсоветских проектов отечественного ВПК вообще. Причем начало программе создания продвинутого многофункционального истребителя было положено родившейся в самом конце 1980-х годов скромной идее доработать учебно-боевую «спарку» Су-27УБ для задач ПВО.
Самолеты
Многоцелевой всепогодный истребитель-перехватчик для завоевания превосходства в воздухе — учебно-боевой самолет Су-27УБ
Фото: ТАСС/Ольга Ратькова
В то время дальние барражирующие перехватчики Ту-128 снимались с вооружения, что создавало известные трудности по прикрытию необъятных рубежей страны, особенно в регионах со слабой аэродромной сетью. Су-27 же и сам по себе был платформой с большой длительностью полета (запас топлива столь велик, что для него долгое время даже не делали подвесные топливные баки и даже сейчас они крайне редки), а с двумя членами экипажа и системой дозаправки в воздухе обеспечивал возможность патрулирования в воздухе до 10 часов и более.
Собственно отличия первых Су-30 — такой индекс получила доработанная «спарка» — и ограничивались штангой дозаправки в воздухе, улучшенными системами навигации, связи и жизнеобеспечения. В таком облике машина должна была быть запущена в серию для авиации ПВО СССР на собиравшем Су-27УБ Иркутском авиазаводе начиная с 1992 года, но по понятным причинам этого не произошло. Из задела учебно-боевых машин построили небольшое количество оригинальных Су-30, только пять из которых было выкуплено МО России.
Самолеты
Самолет Су-30МК во время предварительных полетов в преддверии открытия 8-го Международного авиакосмического салона МАКС-2007 в Жуковском
Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Су-30 мог бы стать одним из целого ряда перспективных позднесоветских разработок канувших в Лету, но выжил благодаря уникальной инициативности и деловой хватке представителей ОКБ Сухого и крупнейших промышленных объединений российского военного авиастроения — Иркутского и Комсомольского-на-Амуре. Было решено сделать на основе двухместного перехватчика многоцелевую ударную машину. Тематика благодаря успешному применению в ходе «Бури в пустыне» американских F-15E Strike Eagle (вскоре ВВС США даже списали специализированный тактический бомбардировщик F-111) была более чем модной. Активное продвижение на экспорт — по очевидным причинам в 1990-е годы новый Су-30МК имел шансы только там — началось с 1993 года. Объем изменений в итоге будет столь велик, что не будет преувеличением сказать, что современный нам Су-30 родился именно тогда.