На максе скрывают истребитель т-50
Содержание:
- Летные испытания
- Война поколений
- Ход работ над созданием ПАК ФА (Т-50)
- Ход работ над созданием ПАК ФА (Т-50)
- Прототипы российского истребителя пятого поколение Т-50 на земле публике не показывают. Самолеты можно увидеть лишь в небе. Судя по макету, Т-50 очень похож на американский аналог, который выпускается уже десять лет.
- Тактико-технические характеристики или ТТХ ПАК ФА
- Описание российского военного самолёта ПАК ФА Т-50
- Летные испытания
- Особенности конструкции
- Козыри в рукаве
- История создания
- Интересные факты
- Пара слов о незаметности
- История создания
- Тактико-технические характеристики Су-57
- Неокончательные выводы
Летные испытания
Первым поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА поручили заслуженному летчику-испытателю, Герою России Сергею Богдану. И случилось это 29.01.2010. Второй полет был датирован 12.02.2010 г., как и впервые, выполнен на аэродроме «Дземги». Спустя 3 дня, 15.02.2010, на том же аэродроме успешно удалось совершить третий проверочный полет ПАК ФА Т-50.
Для доработок авионики полеты решили прекратить и возобновили в середине марта. Как заявил глава КБ «Сухой» М. Погосян, уже за первые 3 полета на новом боевом самолете удалось достичь угла атаки в 27° − потрясающий результат, которого на Су-27 удавалось достичь лишь спустя полгода летных испытаний.
По состоянию на 6.04.2010 г. Т-50 ПАК ФА завершил 6 испытательных полетов, все – успешно. Как заявили специалисты оборонно-промышленного комплекса, существенных доработок самолету не понадобится.
8.04.2010 г. Самолетом Ан-124 «Руслан» перевезли первый образец ПАК ФА в Жуковский, где планировалось продолжить основной этап испытаний военного самолета 5-го поколения. Старт летных испытаний в Жуковском начался уже 29 апреля, и управлял машиной тот же Сергей Богдан. Первый этап летных и наземных испытаний «Сухого» Т-50 ПАК ФА завершился в середине июня 2010 г. Обошлось без происшествий.
Начиная с конца ноября 2010 г., к летным испытаниям подключают вторую машину ПАК ФА.
14 марта 2011 г. впервые удалось военным самолетом пятого поколения преодолеть сверхзвуковой барьер, после чего началась полноценная проверка возможностей Т-50 на сверхзвуковых скоростях.
На средину августа 2011 г. обоими экземплярами было совершено 84 полета. Для широкой публики первый полет продемонстрировали 17 августа 2011 г. на авиавыставке МАКС-2011.
Спустя 2 года в общей сложности было совершено более 450 вылетов, а на МАКС-2013 представили полет одновременно трех ПАК ФА с выполнением ряда трюков.
Война поколений
Говорят, что на войне все средства хороши
В итоге не важно, первым ты был или пятым, главное, чтобы к моменту боя твоя техника оказалась лучше, быстрее, прочнее и в большем количестве, чем у противника. Главное тут победить, второго места просто нет
И неважно — начал ты позже, как Япония в конце XVIII века с кораблестроением, главное, что к моменту Цусимы её флот оказался подготовленней, боеспособней, лучше.
Во многом поэтому развитие военных технологий идёт волнами. Какое-то государство изобретает новую технологию и вырывается вперёд. Затем все остальные покупают, похищают, доходят сами до подобного решения и продвигаются следом, сокращая отставание. Попутно изобретается эффективный способ противостояния, и уже другая страна на коне, а десятки конструкторских бюро по всему миру засыпают с единственной мыслью —»как же им это удалось».
AereiMilitari.org, «>
Если посмотреть советские и американские военные самолёты начиная со времён Второй мировой, то можно заметить, насколько они похожи. Можно даже подумать, что авиаконструкторы, как нерадивые школьники, просто списывают друг у друга. Но нет — максимум подглядывают, да и то не всегда. Чаще всего нельзя говорить о копировании, это лишь следование очередной волне технологий. Например, F-111 Aardvark и Су-24 похожи друг на друга внешне как близнецы-братья, однако говорить о прямом копировании со стороны наших инженеров нельзя — мода на изменяемую стреловидность крыла диктовала свои решения.
С истребителями пятого поколения дело обстоит так же. Да, все они создавались с оглядкой на F-22 Raptor (глупо не использовать чужой успешный опыт), но их общую внешнюю схожесть нужно объяснять не желанием сделать «как у других», а неумолимой физикой, требующей для уменьшения заметности применять одни и те же приёмы.
Поэтому, будучи похожими внешне и находясь на одном и том же уровне развития (пятое поколение), каждый из созданных разными странами самолётов по внутреннему содержанию и заложенным идеям разительно отличается от других.
Ход работ над созданием ПАК ФА (Т-50)
Проектирование истребителя 5-го поколения началось в 2002 г. Макет нового самолета в 2004 г. продемонстрировали перед президентом РФ В.В. Путиным, а в 2005 г. уже было выделено финансирование разработки.
Декабрь 2007 г. На своей пресс-конференции гендиректор ОКБ «Сухой» М. Погосян обнародовал перспективы, согласно которым летные и наземные испытания ПАК ФА (Т-50) должны были начаться в 2009 г., а серийный выпуск – в 2015.
26.12.2008 г. А. Зелин, главнокомандующий ВВС России, заявил, что первый готовый образец данного истребителя наша страна получит 12.08.2009 г., и в этом же году он впервые поднимется в воздух. Также, с его слов, в 2010 будет произведено еще 3 проверочных летательных аппарата.
11.08.2009 г. Собрано 3 самолета. Первый полет рассчитан на ноябрь, а второй – на декабрь 2009 г. (слова руководства ВВС России).
Тяжелые метеоусловия не позволили поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА в оговоренные сроки. В конце 2009 самолет только смог совершить пробежки по взлетной полосе аэродрома, первый полет перенесли на январь 2010. В секрете старались сохранить внешний вид самолета до официального пресс-релиза первого полета истребителя 5-го поколения КБ Сухого. Страницы прессы и интернета были переполнены недостоверными данными о новинке отечественного самолетостроения.
23.12.2009 г. Были выполнены первые пробежки ПАК ФА Т-50 на базе аэродрома «Дземги» (Комсомольск-на-Амуре).
25.05.2010 г. После визита делегации Общественной палаты РФ в Бразилию и Аргентину один из ее членов Иосиф Дискин заявил, что Бразилия очень заинтересована в совместном проектировании истребителя пятого поколения.
Ход работ над созданием ПАК ФА (Т-50)
Проектирование истребителя 5-го поколения началось в 2002 г. Макет нового самолета в 2004 г. продемонстрировали перед президентом РФ В.В. Путиным, а в 2005 г. уже было выделено финансирование разработки.
Декабрь 2007 г. На своей пресс-конференции гендиректор ОКБ «Сухой» М. Погосян обнародовал перспективы, согласно которым летные и наземные испытания ПАК ФА (Т-50) должны были начаться в 2009 г., а серийный выпуск – в 2015.
26.12.2008 г. А. Зелин, главнокомандующий ВВС России, заявил, что первый готовый образец данного истребителя наша страна получит 12.08.2009 г., и в этом же году он впервые поднимется в воздух. Также, с его слов, в 2010 будет произведено еще 3 проверочных летательных аппарата.
11.08.2009 г. Собрано 3 самолета. Первый полет рассчитан на ноябрь, а второй – на декабрь 2009 г. (слова руководства ВВС России).
Тяжелые метеоусловия не позволили поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА в оговоренные сроки. В конце 2009 самолет только смог совершить пробежки по взлетной полосе аэродрома, первый полет перенесли на январь 2010. В секрете старались сохранить внешний вид самолета до официального пресс-релиза первого полета истребителя 5-го поколения КБ Сухого. Страницы прессы и интернета были переполнены недостоверными данными о новинке отечественного самолетостроения.
23.12.2009 г. Были выполнены первые пробежки ПАК ФА Т-50 на базе аэродрома «Дземги» (Комсомольск-на-Амуре).
25.05.2010 г. После визита делегации Общественной палаты РФ в Бразилию и Аргентину один из ее членов Иосиф Дискин заявил, что Бразилия очень заинтересована в совместном проектировании истребителя пятого поколения.
Прототипы российского истребителя пятого поколение Т-50 на земле публике не показывают. Самолеты можно увидеть лишь в небе. Судя по макету, Т-50 очень похож на американский аналог, который выпускается уже десять лет.
Сегодня на Московском авиакосмическом салоне, который пока закрыт для посторонних, был, пожалуй, самый закрытый день. Он назывался днем официальных делегаций. В Жуковский съехались боссы авиаинудстрии и особо важные персоны компаний-покупателей. Многие с полномочиями подписать многомиллионные контракты.
Среди прочего подписан договор о продаже 10 «Суперджетов», 30 самолетов канадской компании Bombardier, а самым большим тиражом разошелся МС-21 «Аэрофлот» решил взять сразу полсотни этих существующих пока только в проекте российских машин.
Корреспондент НТВ Гарри Княгницкий передает из Жуковского.
Построено уже два прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50. До конца года обещают сделать еще два. На земле боевые машины публике пока не показывают, увидеть самолеты можно лишь в небе. Пилот ВВС США с любопытством разглядывает макет Т-50, ищет 10 отличий от родного F-22 Raptor. Американский истребитель пятого поколения уже десять лет выпускается серийно, и внешне Т-50 очень похож на него.
Майк Медер, пилот F-15 ВВС США: «Я не думаю, что его можно назвать копией, просто у него похожие характеристики. Поскольку уже давно определен оптимальный облик истребителя пятого поколения».
Особые внешние контуры и специальное радиопоглощающее покрытие помогают истребителю пятого поколения прятаться от радаров.
Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации: «Это тот облик самолета, в котором он будет серийно производиться, и я не планирую каких-то больших изменений».
Сергей Богдан, заслуженный летчик-испытатель: «Выполнено несколько десятков полетов. Мы еще не дошли до сотни испытательных полетов. Но, тем не менее, уже существенно самолет продвинулся, уже и в стратосфере, и в сверхзвуке самолет летает».
За пилотажем заслуженного летчика-испытателя Сергея Богдана сегодня наблюдал на МАКСе Владимир Путин.
Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Обращаю особое внимание: впервые в летной программе будет презентован истребитель пятого поколения. ПАК ФА
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Все это достижения современной России. Воплощение труда наших специалистов, которые возрождают и развивают лучшие традиции российского авиастроения и космической техники. Государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу. Для нас это абсолютный стратегический приоритет».
Т-50 должен достигать максимальной высоты 20 км и летать на скорости больше двух тысяч километров в час. Остальные технические характеристики пока военная тайна. Т-50 тщательно скрывают от посторонних глаз. Его не видно ни на одной из стоянок МАКСа, даже с неба, куда журналистов поднял «Суперджет» компании «АрмАвиа».
Кстати, в создании этого гражданского самолета КБ «Сухого» использовало многие военные технологии. Электронная система управления многое унаследовала от знаменитого истребителя Су-27. Поэтому пилот Сергей Харатян на свой «Суперджет» не нахвалится. Говорит, что после перехода с Airbus даже не ощутил разницы. Не почувствовали бы ее и летчики «ГазпромАвиа». Сегодня эта компания заключила контракт о покупке 10 «Суперджетов». Они должны прийти на смену старым Якам-42.
Сегодня же «Илюшин Финанс» подписал соглашение о приобретении 30 самолетов канадской компании Bombardier. Сумма сделки должна составить больше полутора миллиардов долларов.
Александр Рубцов, генеральный директор ОАО «Илюшин Финанс»: «Bombardier выходит на рынок на несколько лет раньше, чем „МС-21“. И мы считаем, что этот опыт, он чрезвычайно будет полезен и важен нашим коллегам и партнерам из ОАКа, потому что кто-то должен попробовать эти машины, эти двигатели первый раз и набрать их опыта прежде, чем они перейдут уже на эксплуатацию на самолетах российского производства».
Речь идет об импортных двигателях Pratt & Whitney, которые будут использоваться на самолете МС-21. Его крыло уже готово к статическим испытаниям и покупатели на новый российский лайнер имеются. Сегодня «Аэрофлот» договорился с Ростехнологиями о лизинге 50 новых бортов.
Новости СМИ2
Тактико-технические характеристики или ТТХ ПАК ФА
Технические характеристики
- Площадь крыла – 90 м2.
- Размах крыла – 14 м.
- Высота самолёта – 4,8 м.
- Вес неснаряженного самолёта – 18500 кг.
- Максимальный взлётный вес – 37 т.
- Запас топлива о внутренних баках – 11100 кг.
- Силовая установка – 2 х ТРДДФ АЛ-41Ф1 с управляемым вектором тяги.
- Тяга – на форсаже 2 х 15000 кгс, без форсажа – 2 х 8800 кгс.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость на высоте – 3,1 М.
- Максимальная скорость без форсажа – 2,72 М.
- Продолжительность полёта – 5,8 час.
- Перегоночная дальность – 7465 км.
- Дальность на крейсерской скорости 2,43 М – 4300 км, с двумя ПТБ – 5500 км.
- Дальность на сверхзвуковой скорости 2,84 М без форсажа – 2000 км.
- Скороподъёмность – 230 м/сек.
- Практический потолок – 20 тыс. м.
- Допустимая перегрузка – 10-11g.
- ЭПР по различным источникам – от 0,005 до 0,3 м2.
Вооружение
- Пушечное – 30-мм пушка 9А1-4071К.
- Боевая нагрузка – от 3100 кг до 10 т. Для воздушного боя 1620 кг – 8 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД.
- Для наземных целей 4220 кг – 8 х КАБ-500 + 2 х РВВ-МД.
- Характеристики точки подвески: внутренние 8 или 10, наружные – 8 или 2.
Описание российского военного самолёта ПАК ФА Т-50
ПАК ФА Т 50 схема
Трапециевидное крыло с высоким расположением плавно входит в сопряжение с корпусом и составляет основу интегрального планера традиционной компоновки. Механизация крыла – это отклоняемые носки и расположенные вдоль задней кромки флапероны, работающие на околозвуковых скоростях и элероны, создающие нужный крен на посадке и взлёте.
На дозвуковых скоростях подъёмную силу создаёт не только крыло, но и средняя часть фюзеляжа с аэродинамическими наплывами в корневых утолщениях каждой консоли.
На фюзеляже встроены боковые хвостовые балки с пилонами, на которых крепится вертикальное цельноповоротное оперение, способное разворачиваться в любом направлении. Так как аэродинамический тормоз на самолёте не предусмотрен, торможение осуществляется дифференцированным поворотом рулей направления и стабилизатора, создающих тем самым большое лобовое сопротивление.
За мотогондолами, размещёнными по обе стороны фюзеляжа, расположили друг за другом отсеки вооружения, за ними в хвостовой балке между соплами силовых установок – отсек тормозного парашюта. Справа в носу самолёта располагается авиационная скорострельная пушка, по левому борту устройство для дозаправки машины в воздухе.
Доля композитных материалов в поверхности планера равна 70%, что составляет четверть веса всей конструкции и общий вес машины снизился.
Двигатели ПАК ФА Т 50
ПАК ФА Т 50 схема двигателей
На первых самолётах, вышедших в серию и на опытных образцах установлены двигатели АЛ-41Ф1, достигающие без использования форсажа скорость звука. Эти силовые установки отличаются наличием системы цифрового управления и оборудования плазменного зажигания для более эффективного использования топливовоздушной смеси. Разработчики планируют установить новый модернизированный двигатель с тягой на форсаже свыше 20 тонн.
Схема шасси обычная трёхопорная, как у Су 27, стойки убираются внутрь фюзеляжа против набегающего встречного потока воздуха. На двух основных опорах по одному тормозному колесу, на передней опоре два нетормозных и стойка закрывается створкой, на которой размещены две посадочные фары.
Кабина ПАК ФА Т 50
ПАК ФА Т 50 фото кабины
Широкая просторная кабина нового истребителя по внутреннему оборудованию подобна кабине Су 35, на передней панели находятся два дисплея и один меньшего размера, применена широкоугольная коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Один индикатор резервный, информация о полёте проецируется на стекло шлема пилота. Управление машиной осуществляется боковой ручкой с коротким ходом и тензометрическим РУДом.
Из авионики, по заявлению производителей, будет поставлена РЛС в корне отличающаяся от аналогичных радаров. Помимо основной локационной станции, установят ряд других радио и оптиколокационных станций, работающих в режимах большой активности и пассивности, составляющих,так называемую, умную обшивку.
Пятое поколение самолётов должно соответствовать требованиям малозаметности.
Материалы, которыми покрыт планер Т 50 имеют радиопоглощающие и отражающие свойства, элементы крыла и фюзеляжа построены под определёнными углами, чтобы избежать эффекта уголкового отражателя. Остекление фонаря изготовлено из материала, снижающего отражение радиоволн на 30%.
Для снижения радиозаметности большая часть вооружения спрятана внутри фюзеляжа. Маскировочная окраска для слияния с фоном делает самолёт более невидимым в зрительном диапазоне – это защитная окраска, применятся ещё и демпфирующая, искажающая форму машины до неузнаваемости. Тепловая и звуковая незаметность имеет прямую зависимость от конструкции силовой установки.
Летные испытания
Первым поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА поручили заслуженному летчику-испытателю, Герою России Сергею Богдану. И случилось это 29.01.2010. Второй полет был датирован 12.02.2010 г., как и впервые, выполнен на аэродроме «Дземги». Спустя 3 дня, 15.02.2010, на том же аэродроме успешно удалось совершить третий проверочный полет ПАК ФА Т-50.
Для доработок авионики полеты решили прекратить и возобновили в середине марта. Как заявил глава КБ «Сухой» М. Погосян, уже за первые 3 полета на новом боевом самолете удалось достичь угла атаки в 27° − потрясающий результат, которого на Су-27 удавалось достичь лишь спустя полгода летных испытаний.
По состоянию на 6.04.2010 г. Т-50 ПАК ФА завершил 6 испытательных полетов, все – успешно. Как заявили специалисты оборонно-промышленного комплекса, существенных доработок самолету не понадобится.
8.04.2010 г. Самолетом Ан-124 «Руслан» перевезли первый образец ПАК ФА в Жуковский, где планировалось продолжить основной этап испытаний военного самолета 5-го поколения. Старт летных испытаний в Жуковском начался уже 29 апреля, и управлял машиной тот же Сергей Богдан. Первый этап летных и наземных испытаний «Сухого» Т-50 ПАК ФА завершился в середине июня 2010 г. Обошлось без происшествий.
Начиная с конца ноября 2010 г., к летным испытаниям подключают вторую машину ПАК ФА.
14 марта 2011 г. впервые удалось военным самолетом пятого поколения преодолеть сверхзвуковой барьер, после чего началась полноценная проверка возможностей Т-50 на сверхзвуковых скоростях.
На средину августа 2011 г. обоими экземплярами было совершено 84 полета. Для широкой публики первый полет продемонстрировали 17 августа 2011 г. на авиавыставке МАКС-2011.
Спустя 2 года в общей сложности было совершено более 450 вылетов, а на МАКС-2013 представили полет одновременно трех ПАК ФА с выполнением ряда трюков.
Особенности конструкции
ПАК ФА должен стать первой полноценной российской машиной 5-го поколения, включающей все признаки новейшего истребителя.
Двигатель позволяет разогнаться до сверхзвука, не применяя форсаж. Система управления полностью цифровая, а зажигание – плазменное, что позволяет двигателю работать без кислорода. Крейсерская скорость самолета – сверхзвуковая – 2500 км/ч.
В кабине истребителя монтируется уникальная для российских самолетов система жизнеобеспечения, которая позволяет пилоту производить сложные маневры при повышенных перегрузках.
Это первый российских самолет, на котором широко применяются стелс-технологии. Для достижения сверхмалой заметности самолета используются его форма, специальные отражающие материалы и средства РЭБ. Кроме того, часть вооружения скрыта внутри самолета.
В конструкции ПАК ФА используется большое количество композитных материалов, они составляют до четверти массы самолета.
Планер характеризуется расширенным фюзеляжем, переходящим в плоскость крыла. Само крыло имеет поворотную переднюю часть. В целом, аэродинамическая схема ПАК ФА делает самолет высокоманевренным.
Козыри в рукаве
Итак, какие же карты, способные удивить оппонента, может выложить на стол ПАК ФА? Начать стоит со сверхманёвренности. После выхода F-35, который даже на показательных выступлениях напоминал скорее летящего ежа, получившего крепкого пинка, евангелисты американской техники заговорили о ненужности сверхманёвренности для пятого поколения. Мол, это отвлекает пилота и вообще, лети себе по прямой и не отвлекайся, сопла по сторонам не отклоняй. О том, что F-22 имеет управляемый вектор тяги (правда только вертикально), сразу же забывают.
У ПАК ФА с этим всё замечательно. Имея всеракурсное управление вектором тяги, он способен показать себя как в ближнем бою, так и при уклонении от ракет противника. Ещё лучше ситуация станет после установки на самолёт «изделия 30», двигателей второго этапа. Они значительно усилят тяговооружённость ПАК ФА.
Лучше у нашего самолёта и с запасом топлива. 13 тонн «вкуснейшего» керосина позволяют действовать в полной боевой выкладке на радиусе свыше 1000 километров, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 километров.
Преимущество у ПАК ФА и в вопросах вооружения. Во внутренние отсеки можно загрузить до десяти ракет, в то время как F-22 имеет их лишь восемь штук. Причём от наружных подвесов конструкторы «Сухого» планируют отказаться, чтобы сделать самолёт незаметнее, а в перспективе довести число внутренних точек подвески до 12 штук.
Отдельно стоит рассказать и про ракеты. Лучшее из того, что у нас есть для дальней дистанции, — это Х-74М2 корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 Махов) скорости и поражать цель на расстоянии более 300 километров. Её вес около 400 килограммов, мощность боевой части достаточная, чтобы сделать встречу с самолётом противника последним для него событием.
История создания
Требование разработать высокоманевренный и незаметный истребитель впервые поступило в конструкторские бюро в конце 80-х годов. Как планировалось, он должен был заменить во фронтовой авиации Су-27 и МиГ-29. Поэтому во время разработки было создано 2 проекта. Один из них получил название 1.44, и разрабатывали его в РСК «МиГ», а второй – Су-47, разработкой которого занимались в ОКБ Сухого. Однако распад СССР и, как следствие, погружение страны в тяжелый экономический кризис привели к недостатку финансирования, и оба проекта пришлось сворачивать. Правда, Су-47 успели выпустить и использовали его как летающую лабораторию. Возможно, по этой причине возобновление разработок истребителя пятого поколения было поручено специалистам из КБ Сухого.
Интересные факты
На авиационной выставке МАКС-2011 при выполнении разбега на ПАК ФА Т-50 произошла вспышка, лётчик быстро среагировал и выпустил тормозной парашют, машина не сошла с ВПП и остановилась. Позднее выяснили, что это была неисправность топливной системы.
ПАК ФА Т 50
При заходе на посадку 10 июня 2014 года сначала появился дым над правым двигателем, потом внезапная вспышка и локальный пожар, лётчик С. Богдан срочно катапультировался и остался жив. 7 декабря 2015 года, восстановленная машина продолжила испытательные полёты.
Новое, что применили на Т-50 в конструкции силовой установки – это система плазменного зажигания.
Приобрести ПАК ФА российских самолётостроителей за 100 млн.долларов согласилось правительство Индии.
Пара слов о незаметности
Невидимость самолётов на радарах противника меряется показателем эффективной площади рассеивания (ЭПР). Чем она меньше, тем лучше. У бомбардировщика Ту-160 ЭПР достигает 25 метров квадратных, у танка Т-90 она около 30 метров, а у человека — 1 квадратный метр. В современных реалиях самолёт считается невидимкой, если его ЭПР меньше чем 0,4 квадратных метра.
Меряться размерами ЭПР давно стало любимым делом и дурным тоном любого спора о возможностях и проблемах современной авиации. Всё дело в том, что с ЭПР приходится, как «настоящим джентльменам», верить на слово. Никто ведь не даст самолёт противника пооблучать в боевых режимах и рассказать, с какого расстояния его реально удалось обнаружить. Вот и рассказывают о своей ЭПР кто что только может. Пока рекорд в подобных заявлениях за американцами, утверждающими, что F-22 имеет ЭПР, равную 0,0001 квадратного метра. Такой же показатель у пули или пятидесятикопеечной монетки.
Понятно, что никто никогда не расскажет, как были получены такие результаты. В какой проекции, с включенной РЛС или нет, была ли задействована внешняя подвеска? Например, с задней полусферы такое значение просто противоречит физике, двигатели явно будут светиться гораздо сильнее. Скорее всего, был взят локальный минимум замера в одном из положений. Вот и получается, что можно говорить что угодно — сравнивать эти числа просто бесполезно.
Скорее всего, ЭПР F-22 близок к значениям ПАК ФА. Наш самолёт только с задней полусферы будет «фонить» сильнее. Но и то исключительно до тех пор, пока не будут поставлены двигатели второго этапа (что случится уже в будущем году).
История создания
Работа над проектами истребителей 5-го поколения началась еще во времена СССР. В рамках этого направления были созданы прототипы машин МиГ 1.44 и Су-47, но из-за финансовых трудностей в серию они не пошли. Однако эти наработки были использованы ОКБ «Сухого» при получении задания на создание перспективного самолета проекта ПАК ФА в 2002 году.
Полетные испытания первой машины прошли в 2010 году. В 2011 проводились испытания при полетах на сверхзвуковых скоростях, а в 2012 на опытном экземпляре был испытан радар с АФАР – отличительный признак истребителей 5-го поколения. На 2016 год были построены и испытаны 7 экземпляров машины.
Тактико-технические характеристики Су-57
Экипаж Су-57
— 1 человек
Размеры Су-57
— Длина: 19,7 м — Размах крыла: 14 м — Размах заднего ГО: 10,8 м — Высота: 4,8 м — Площадь крыла: 82 м² — База шасси: 6 м — Колея шасси: 5 м
Вес Су-57
— Масса пустого: 18500 кг — Масса нормальная взлётная со 100 % топлива: 30610 кг — Масса максимальная взлётная: 37000 кг — Масса топлива: 11100 кг
Двигатель Су-57
— Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги — Модель двигателя: «АЛ-41Ф1» (на прототипе и самолётах первых партий, двигатель «второго этапа» имеет заводское обозначение «Тип 30») — Тяга максимальная: 2 × 8800 (около 10900 на «Тип 30») кгс — Тяга на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Тип 30») кгс — Масса двигателя: 1350 кг
Тяговооружённость Су-57
— Тяговооружённость при нормальной взлётной массе: со 100 % топлива 0,98 (~1,17 с «Тип 30») кгс/кг — Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,85 (~1,01 с «Тип 30») кгс/кг
Скорость Су-57
— Предельная скорость на высоте: 2600 км/ч — Максимальная крейсерская (бесфорсажная) скорость: M=2,1
Дальность полета Су-57
— Практическая дальность на дозвуковой крейсерской скорости: со 100 % топлива 4300 км; с 2 ПТБ: 5500 км — Практическая дальность на сверхзвуковой крейсерской (бесфорсажной) скорости: со 100 % топлива 2000 км
Продолжительность полёта Су-57
— до 5,8 часов
Практический потолок Су-57
— 20000 метров
Длина разбега/пробега Су-57
— 350 м (100 м)
Максимальная эксплуатационная перегрузка Су-57
+ 10—11 g
Вооружение Су-57
— Пушечное: 30 мм встроенная пушка 9А1-4071К (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились) — Боевая нагрузка: 1310—10000 кг — Для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД) — Против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД) — Точки подвески: внутренние 8 или 10; внешние 8 или 2.
Во внутренних бомбоотсеках будут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД, средней дальности РВВ-СД (Изделие 180) и большой дальности РВВ-БД (Изделие 180-БД). Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности, чувствительности, помехозащищённости и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полёта, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы.
Летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме, проходили в 2014 году на самолете Су-27СМ. На самолете пятого поколения Су-57 опытно-конструкторская работа по отработке этой пушки планируется в 2015 году после завершения испытаний.
Неокончательные выводы
Вот и получается, что сравнивать напрямую нельзя. Да, F-22 был первый (и останется лучшим по крайней мере в рекламных буклетах ещё долго). Однако некоторые его особенности могут усложнить использование, кроме как в случаях, когда «встретились два самолёта над океаном».
Здесь стоит упомянуть приём и передачу данных по каналу IFDL между F-22, помогающему им обмениваться информацией. А вот для других самолётов, включая F-35, канал работает только на приём, поэтому поделиться данными с радара не получится. Только если пересказывать хриплым от страха голосом: «Ребята, там четверо русских заходят с юго-востока».
ПАК ФА гораздо более приспособлен под нужды военных, требующих самолёт для активного ведения боевых действий. Самолёт, способный прорвать оборону противника, создать превосходство в воздухе или просто прикрыть бомбардировщики. Сказать, что он хуже, просто отталкиваясь от цифры ЭПР, было бы совсем глупо.
ПАК ФА — другой, он был создан позже и с иными целями. Неизвестно, сколько ещё прослужит F-22, так как количество «детских болезней» и вылезающих проблем у него очень велико. F-117 Nighthawk прослужил всего 25 лет, что по меркам авиации очень мало, из-за приблизительно таких же «проблем первого поколения».
В данный момент всех гораздо более интересует F-35 против ПАК ФА, однако об этом противостоянии стоит поговорить в другой раз.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Прочитать, как обстоят дела с истребителями пятого поколения, вы можете в статье Лайфа:
А узнать подробнее о том, получилось ли у Китая создать свой истребитель пятого поколения, в материале: