Сравнение танков ркка и вермахта

Организация Вермахта

Во главе родов войск стоят соответствующие верховные командования:

  • Верховное командование сухопутных войск — ОКХ;
  • Верховное командование ВМФ — ОКМ;
  • Верховное командование ВВС (люфтваффе) — ОКЛ.

Верховным главнокомандующим вермахта являлся рейхсканцлер Адольф Гитлер. Во главе Верховного командования — главнокомандующий соответствующего вида вооруженных сил. Каждый род войск имел своего главнокомандующего, начальника штаба и штаб, которые подчинялись начальнику штаба оперативного руководства вермахта, а тот в свою очередь начальнику штаба ставки во главе которого находился Гитлер, как верховный главнокомандующий.

Организационная структура Верховного командования вермахта (ОКВ)

  • Верховный главнокомандующий: фюрер и канцлер
  • Командующий Сухопутными войсками
  • Командующий Военно-морским флотом
  • Командующий Военно-воздушными силами

1938 — 1941 гг.

  1. Верховный главнокомандующий и военный министр: фюрер и канцлер
  2. Главнокомандующий вооруженными силами
  3. Командующий Сухопутными войсками
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами

1941 — 1945 гг.

  1. Верховный главнокомандующий, военный министр и главнокомандующий сухопутными войсками: фюрер и канцлер
  2. Начальник штаба Сухопутных войск
  3. Главнокомандующий Вооруженными силами
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами

Литература

  • И. П. Шмелёв. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.: Иллюстрированный справочник — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 271 с., л. цв. ил. ISBN 5-17-016501-3 (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-271-02455-5 (ООО «Издательство Астрель»);
  • И. П. Шмелёв Танк «Тигр» М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 128 с., ил. ISBN 5-17-010276-3 (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-271-02959-X (ООО «Издательство Астрель»);
  • Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.

Английский тяжелый танк «Черчилль Крокодил»Нелепый, ужасный, огненный

«Черчилль» был создан специально для Второй мировой и представлял из себя сверхбронированный тяжелый танк, несущий, однако не самую мощную, 57-мм, пушку.

Показал он себя неплохо, и даже поставлялся по ленд-лизу в СССР, где солдаты его любили. Особенно им нравилась броня, в лобовой части иногда доходившая до 152 мм. Например, известна история, как четыре подбитых в атаке танка Черчилль три дня отстреливались от немцев, уничтожив артиллерийскую батарею. При этом, все эти три дня их долбила артиллерия, но пробить броню и ранить экипаж у немцев так и не получилось.

К сожалению, при всей своей надежности, танк из-за низкой скорости и проблем с гусеницами и двигателем получал не лучшие отзывы в войсках самой Англии. Сам Уинстон Черчилль о нем так: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!».

Но нам гораздо интереснее его огнеметная версия — «Черчилль Крокодил», прозванный так из за своеобразного хвоста в виде бочки огнеметного горючего, которая была прицеплена сзади. Смесь подавалась по шлангу в танк, который выбрасывал ее под давлением на расстояние до 120 метров. Это было ужасное оружие, которое буквально дотла сжигало солдат, защищавших доты.

Этот танк настолько боялись, что немцы сдавались, просто увидев, как к ним подползает это огромное и нелепое, со своей странной тележкой, чудовище. Правда, если удачным выстрелом враги попадали в резервуар со смесью, она воспламенялась и почти гарантированно сжигала сам танк.

«Хвост» танка с горючей смесью.

Красноречивый факт: сами танкисты «Крокодила» при угрозе взятия в плен предпочитали стреляться, так как по традиции, идущей еще с Первой мировой, огнеметчиков расстреливали на месте. И это еще в лучшем случае. Очень уж солдаты не любили представлять себя на месте сгоревших заживо товарищей.

Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.

Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.

Pz. IV в Сирии

Трофейные

Помимо машин своего производства, Германия использовала захваченные, нанося на них свой камуфляж и модернизируя согласно требованиям немецкой армии.

Французские танки в вермахте – самые популярные иностранные машины, если закрыть глаза на чехословацкие. Они отличались не самой современной конструкцией и слабой огневой мощью, зато имели достаточное бронирование и хорошую надёжность. Из-за слабого вооружения их использовали преимущественно в тылу для охраны, обучения и так далее.

Также французскую технику переделывали в САУ, устанавливая на шасси рубки и немецкие пушки.

Трофейные советские танки вермахта, к удивлению многих неискушённых читателей, не пользовались большой популярностью. В период лета-осени 1941 года по немецким данным было захвачено и подбито 14079 танков СССР. Из них 1300 – 1700 БТ, КВ, Т-26, Т-28 и Т-34 находились на парковом хранении и были в отличном состоянии.

К октябрю того же года в строй ввели около 40 единиц бронетехники, совершенно смешную цифру. На бумаге отечественные танки в 1941 году превосходили все немецкие, за исключением Pz.Kpfw IV, по вооружению, на практике советские 45 мм пушки не соответствовали табличным данным и не представляли опасности для танков Панцерваффе на дистанциях от 400 метров.

Немцы пренебрежительно относились к Т-26 и БТ, поскольку внутри было тесно и неудобно, а брони не хватало для вменяемой защиты экипажа.

Не пошли немцы и по пути создания САУ на базе советских танков. Двигатели Т-26, БТ и Т-28 требовали дефицитный качественный бензин. При этом немецкие двигатели спокойно работали на синтетическом.

Т-34 и КВ, оборудованные дизельными двигателями, также не подходили немцам, пытавшимся заменить дизельное топливо смесью сырой нефти с керосином и маслом.

В итоге за годы Великой Отечественной войны вермахт использовал менее 300 советских танков и переоборудовал 10 Т-26 в САУ.

Лица смертиМаски и тяжелая броня

Эта устрашающая маска — не часть наряда для БДСМ-игр. Это элемент снаряжения танкиста Первой мировой войны. Дело в том, что металлургическая промышленность в то время не умела делать прочную гомогенную металлическую броню — и даже после закалки она оставалась достаточно хрупкой. Это приводило к тому, что из-за многочисленных попаданий пуль и осколков по внешней стороне брони танка, от ее внутренней стороны откалывались небольшие кусочки металла, безжалостно жалившие танкистов, подобно пчелам.

Люди сидели в консервной банке, где было жарко как на сковородке, воняло выхлопными газами, со всех сторон гремели различные механизмы и ревели двигатели — не самая комфортная обстановка для ведения боя, а тут еще ты рисковал получить куском железа прямо в зубы или вовсе лишиться глаза. Чтобы этого избежать и были придуманы эти шлемы с окулярами в виде металлических жалюзи и кольчужной маской, закрывавшей нижнюю часть лица.

Тогда же, во время Первой мировой войны, военные всех сторон вернулись к идее подзабытых средневековых доспехов, вышедших из употребления как минимум двести лет назад.

Как только война превратилась в позиционную, и солдаты на долгие годы скрылись в своих окопах, стало понятно, что необходимо защищать от осколков и шрапнели самую уязвимую часть солдатского тела — голову, так как она чаще всего подвергается опасности. Тогда и начали появляться первые металлические каски.До этого каски были кожаными, тканевыми или картонными. В начале 1916 года для замены своего нелепого Пикельхельма с торчащим рогом немцы разработали первую стальную каску, известную как Stahlhelm M1916. При этом первая немецкая каска имела узнаваемые рожки, на которые крепилась бронепластина, защищавшая лоб. От этой пластины солдаты избавлялись в первую очередь, потому что в случае попадания пули в нее шея солдата ломалась, и у него не оставалось никаких шансов на выживание.

Очень скоро идея индивидуальной бронезащиты получила свое логическое продолжение: в 1915 году появились первые окопные доспехи, представлявшие собой разные вариации металлических кирас, надевавшихся на тело с помощью кожаных ремней. Это были тяжеленные бронежилеты толщиной до нескольких миллиметров и весом до 20 килограмм, но они делали свое дело — защищали солдата от маленьких осколков артиллерийских снарядов и пуль, выпущенных со средних и дальних дистанций. Такими бронежилетами оснащались в первую очередь солдаты штурмовых рот и батальонов, что несколько повышало их шансы сохранить жизнь в бою. 

Модели немецких танков блицкрига

Версальский договор обязывал Германию прекратить все разработки в области танкостроения, а все танки, включая недостроенные прототипы, передать в руки победителей. Официально так все и было

Но германское руководство не могло смириться с проигрышем в Первой мировой и уже начало понимать важность танков в современной войне. Поэтому уже с 1919 года начались тайные разработки танков и их агрегатов под видом сельскохозяйственных приспособлений

Трансмиссии якобы конструировали под тяжелые гусеничные грузовики, а двигатели под трактора. Первые послевоенные танки Германия построила на зарубежных заводах контролируемых немецкими монополиями, например в Швеции. Сам танк собирался за рубежом, а трансмиссии и двигатели поставлялись из Германии. Тайные испытания техники проходили в дружественном тогда СССР.

Бытует ошибочное мнение, что нарушение Версальского договора началось с приходом к власти Гитлера в 1934 году, а до этого развитие шло исключительно в мирных рамках. И никого не смущает тот факт, что «малый трактор» и «большой трактор», выпущенные под большим секретом в 1927 году, имели бронирование и башню с 37мм пушкой в «малом тракторе» и 75мм пушку в башне «большого трактора».

С приходом Гитлера началось массовое производство танков, но оно было прекращено по указу того же Гитлера до момента принятия стратегической доктрины фашисткой Германии. Танки должны были конструироваться исключительно под теорию «молниеносной» войны.

Гейнц Гудериан

Одним из её основоположников стал Гейнц Гудериан. Суть заключалась в переосмыслении всей концепции ведения войн. До этого приоритет отдавался пехоте и кавалерии, здесь же основная роль отводилась танковым соединениям в тесном содействии с авиацией и авиационными восками.

Схема блицкрига

Танковые клинья, координируемые авиацией, должны на высоких скоростях прорывать оборону противника и рассекать ее армию на изолированные друг от друга части, которые должны будут ликвидированы следующими за танковыми соединениями другими сухопутными частями. Продвигаясь в глубь территории противника танковые подразделения должны захватывать жизненно важные центры до момента организации серьезной обороны последних. Так как успех операции зависел от молниеносности удара, то резервов как таковых не предусматривалось, а особенная роль отводилась подготовке личного состава и отработке взаимодействий разный частей и родов войск.

До Второй мировой войны в Германии сконструировали и прияли на вооружение три танка разных типов. В 1934г-легкий PzKpfw-I с исключительно пулеметным вооружением, в 1936г-легкий PzKpfw-II, а в 1937г средние PzKpfw-III и PzKpfw-IV. Согласно принятой концепции все они имели сравнительно высокую скорость, но при этом имели высокое давление на грунт и плохое сцепление гусениц, особенно при минусовой погоде. То есть, танки разрабатывались для ведения «магистральной войны» в теплое время года.

PzKpfw IPzKpfw-IIPz.Kpfw. III Ausf. J

По сути им отводилась роль уничтожителей и деморализаторов живой силы противника, поэтому при выборе вооружения отдавалось предпочтение скорострельности нежели калибру. Даже средний PzKpfw-IV разрабатывался для поддержки легковооруженных танков, его 75мм котороткоствольня пушка должна была, ведя огонь осколочно-фугасными гранатами, компенсировать недостаточную мощь снарядов легких танков. Как следствие — маркировка: танки с чисто пулеметным
вооружением получали в названии индекс «I», вооруженные 20мм пушкой -«II», с орудием 37-50мм-«III» и 75 мм пушка вела к появлению в названии индекса «IV». Командирские танки не имели никакого вооружения, для маскировки им приделывали деревянный ствол.

Тяжелых танков в Германии перед началом войны не было вовсе. В целях пропаганды в 1935 было выпущено 5 штук многобашенных, как афишировалось, тяжелых танков. На деле их масса оказалась всего 24 тонны. Борьба с танками противника отводилась САУ и истребителям танков.

Армейская номенклатура

Армейская номенклатура составлялась из сокращённого названия бронетехники с последующим обозначением порядкового номера римской цифрой и обозначения модификации. Модификация обозначалась буквой по порядку (обычно заглавной, иногда строчной) после сокращения «Ausf.» (нем. Ausführung, то есть «модель»). Пример обозначения модификации: Ausf. B (вторая модификация).

Были приняты следующие сокращённые обозначения для образцов бронетехники:

Тип бронетехники Полное наименование Сокращение
Линейный танк Panzerkampfwagen Pz.Kpfw.(иногда просто Pz.)
Командирский танк Panzerbefehlswagen Pz.Bef.Wg.
Зенитный танк (ЗСУ) Flakpanzer Flak Pz.
Танк прорыва Durchbruchswagen DW.
Противотанковая САУ на базе основного танка (истребитель танков) Jagdpanzer Jagd Pz.
Противотанковая САУ на базе устаревших танков, бронетранспортёров и т. п. Panzerjäger Pz.Jäg.
Штурмовое орудие Sturmgeschütz StuG.
Штурмовая гаубица Sturmhaubitze StuH.
Самоходная полевая артсистема Selbstfahrlafette Sfl.
Бронированная машина для корректировки артиллерийского огня Panzerbeobachtungswagen Pz.Beob.Wg.
Тягач Zugkraftwagen Zgkw.
БРЭМ Bergepanzer Berge Pz.
Транспортёр боеприпасов Munitionsschlepper Mun. Schl.
Дистанционно управляемый минный тральщик Minenräumwagen Min. RWg.
Бронетранспортёр Schützenpanzerwagen SPW.
Бронеавтомобиль Panzerspähwagen PzSpW.
Автомобиль (в том числе забронированный) Kraftfahrzeug Kfz.

Пример обозначения: Pz. II Ausf. L — лёгкий танк Panzer II модификации L («Лухс»).

Трофейные образцы бронетехники частично сохраняли «родной» индекс, добавлялось обозначение по приведённой выше схеме с добавлением порядкового номера начиная с 700 и однобуквенного кода страны:

  • a — США
  • b — Бельгия
  • e — Великобритания
  • f — Франция
  • h — Венгрия
  • i — Италия
  • ö — Австрия
  • r — СССР
  • t — Чехословакия (танки этой страны не нумеровались цифровым кодом).

Пример обозначения: Pz. Kpfw. T-34 747(r) — трофейный советский танк Т-34-76; Flak Pz. 38(t) auf Sf. 38(t) — ЗСУ на базе шасси чешского танка LT-38 (Flakpanzer 38(t))

Экспериментальные образцы обозначались индексом VK (нем. Versuchskonstruktion) с четырёхзначной группой цифр (первые две цифры проектный вес, следующие порядковый номер образца) и буквенным обозначением конструкторского бюро:

  • P — Ф. Порше;
  • H — фирма «Хеншель» («Геншель»);
  • DB — фирма «Даймлер-Бенц».

Пример обозначения: VK.3001 (H) — опытный тяжёлый танк конструкции Э. Адерса (фирма «Хеншель»).

Нереализованные проекты

Ratte

Разработка принадлежит немецкому инженеру Эдварду Гротте. По задумке вес машины должен был составлять 1000 т. При этом, танк разгонялся бы до 35 км/ч. В 1942 г чертежи представили Гитлеру и он дал добро на строительство машины. Работу над проектом прекратили через год – для его воплощения не хватало материалов.

ТГ-5

Проект разрабатывался в начале 1930-ых гг. в КБ «Большевик». Что примечательно, его автором был уже известный Эдвард Гротте. Тысячетонная машина должна была быть оснащена шестью башнями с десятком орудий. По расчетам инженеров максимальная скорость машины составила 60 км/ч. В результате изысканий постройку ТГ-5 признали невозможной.

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  •  Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Везёт тому, кто сам везёт

Танкостроение Германии к 1944 году находилось в очень непростой ситуации. Немцы практически полностью провалили развитие лёгких танков. Официальный заказ на новый единый танк-разведчик поступил ещё 15 сентября 1939 года, и в начале 1942 года фирма MAN предоставила первый образец VK 13.03, более известный как Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs или как Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN (Panzerspähwagen — «бронированный разведчик»).

Pz.Kpfw.II Ausf.L «Лукс» с 50-мм орудием в облегчённой башне от VK 16.02

Планировалось построить 800 «Луксов», причём первые 100 танков должны были выйти из цехов к апрелю 1943 года. Вместо этого их собирали до января 1944 года, а дальше производство и вовсе остановили. Катастрофический результат за четыре года войны! Чешские фирмы «Шкода» и BMM получили аналогичные задания гораздо позже, 31 июля 1940 года, но предоставили первые прототипы раньше, а Pz.Kpfw.38 n.A. получился едва ли не лучше, чем Pz.Kpfw.II Ausf.L.

При поддержке Управления вооружений немецкие фирмы устранили чешских конкурентов, но не смогли справиться со всеми заказами, и фактически оставили вермахт без новых разведчиков. На конец войны у германской танковой промышленности не было перспективного лёгкого шасси в серийном производстве. Такого результата танкостроители Третьего рейха сумели добиться своими силами, без помощи иностранных шпионов-вредителей.

В 20-тонном классе тоже были серьёзные просчёты. Единая база для среднего танка была задумана ещё в 1937 году, но немцы всю войну так и продолжали выпускать бронетехнику на шасси Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. При схожих характеристиках они имели принципиально разные конструкции, резервы которых были исчерпаны уже в 1943 году. Однако, даже имея «Тигры» и «Пантеры», немцы не могли полностью отказаться от постройки 20-тонных шасси, поскольку они требовались для массовых истребителей танков, самоходных зенитных установок и гаубиц, и т.д. Чтобы занять эту нишу, фирмы вели работы по замене устаревающих «троек» и «четвёрок», но в силу разных причин программы VK 28.01, Porsche Typ 245, Typ 250 и schwerer kleiner Panzerkampfwagen («малый тяжёлый танк») остались лишь на бумаге.

Что касается «Пантеры» и «Королевского тигра», то это были проблемные танки с невысокой надёжностью. Обычно её объясняют военным временем и крайней спешкой при проектировании и налаживании производства. Да, отчасти это так, но свой вклад вносил и неадекватный подход Управления вооружений, который давал сбои ещё до войны. Например, при разработке коробок передач для 700-сильного двигателя немцы какое-то время игнорировали трёхвальные и планетарные КПП в пользу очень дорогих и экзотических безвальных. В итоге для удешевления «Пантеры» пришлось в спешке создавать трёхвальную коробку передач, надёжность которой оставляла желать лучшего, а планетарную КПП и вовсе не успели испытать на «Тигре» до поражения в войне.

Schwerer kleiner Panzerkampfwagen со 105-мм пусковой установкой PAW 1000

В условиях надвигающейся катастрофы конца войны немцам нужно было выпускать как можно больше дешёвой унифицированной бронетехники, что упростило бы как производство на заводах, так и обслуживание в войсках. Но немецкое танкостроение продолжало давать вермахту проблемные «Тигры» и «Пантеры», а также целый зоопарк в лёгком и 20-тонном весовых классах. Требовалось улучшить конструкцию перспективных танков и провести запоздалую унификацию. Эти вопросы и решали немецкие танковые специалисты в последние месяцы войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector