Операция х. первый танковый бой в истории ркка: т-26 против итальянских огнеметных танкеток

Бронированный кулак с изъянами

К началу июня 1944 года в 21-й дивизии было 124 исправных танка (абсолютное большинство — Pz IV) и около 10 штурмовых орудий. Соединение остро нуждалось в запчастях и топливе, а его командующий, генерал-лейтенант Э. Фейхтингер, слабо разбирался в танковой тактике, потому что был артиллеристом. 

Только к 16:00 немцы бросили танки против английских войск на пляже «Суорд»

К четырём часам вечера, когда дивизия наконец-то получила приказ о наступлении, англичане уже успели подавить все береговые батареи и обезвредить более 20 дотов на пляже «Суорд». Вскоре их войска должны были соединиться с канадцами, десантировавшимися на соседний пляж «Джуно», и ударить в направлении города Кана — важнейшего немецкого узла коммуникаций недалеко от побережья. Именно этому и собирались помешать немцы, бросая в бой танки 21-й дивизии. Две группы танков, одной из которых командовал полковник Йозеф Раух, а второй — полковник Герман фон Оппельн-Брониковски, должны были пробиться к побережью Ла-Манша на участке между городами Лион-сюр-Мер и Люк-сюр-Мер.

Немецкий офицер Ганс Люк вспоминал события «Дня Д» недобрыми словами: «Результатом несогласованности действий и проволочек стала потеря времени и людей, погибавших на марше под огнём авиации. Перегруппировка дивизии заняла часы. Большинству частей из района восточнее Кана и реки Орн приходилось, точно верблюду через игольное ушко, просачиваться через единственный мост, имевшийся в наличии на данном участке». Помимо всего прочего, танкистам пришлось преодолевать тот самый Кан, который союзная авиация жестоко разбомбила, превратив многие здания в груды обломков. Это обошлось немцам в несколько танков, вышедших из строя, а также в часы потерянного времени, каждая секунда которого 6 июня была для них на вес золота. В довершение всех зол, колонну Брониковски, прошедшую Кан, атаковали британские самолёты-штурмовики, подбившие около шести танков.

На что обратить внимание

Игры про танки невероятно разнообразны. Их сюжетные линии, графические декорации и, собственно, сами машины настолько не похожи друг на друга, что ты будешь приятно поражен. Но есть момент, обязательный для всех — это наличие орудия и необходимости из него стрелять. Причем делать это метко и с правильной частотой выстрелов. Мы уже писали о том, что танковая пушка очень подвижна и обладает круговым сектором обстрела. Чтобы произведенный из нее выстрел поразил именно ту цель, которая нужна, следует тщательно подготовиться. Прежде, чем жать на гашетку, определи траекторию движения снаряда и скорость, с которой он будет двигаться. Для этого установи правильный угол наклона дула пушки. Сложность в том, что времени на долгие раздумья после запуска даже самой простенькой онлайн игры Танки у тебя не будет: вражеская артиллерия со всех сторон поливает градом пуль, с неба атакуют истребители, а гусеницы на машинах противника ничуть не уступают твоим. Так что решение куда и как стрелять нужно принимать не быстро, а очень быстро. И стараться не ошибиться, если не хочешь, чтобы твоего боевого коня подбили в самом начале миссии.

Кстати, если по натуре ты довольно медлителен и страдаешь от этого, советуем играть в танчики почаще. Необходимость быстро ориентироваться в ситуации и принимать важные решения буквально за секунды сослужит тебе хорошую службу, сделав более решительным и в реальном мире. Немного перефразировав известное утверждение Гиппократа про «жизнь есть то, что мы едим», вполне можем утверждать, что она и то, во что мы играем. И необходимость быть в игре отважным и мудрым постепенно становится привычкой, проявляющейся в обычной жизни. Так что желаем тебе побольше подвигов не только в виртуальных сражениях игрушек с танками, но и во дворе, школе и проч. Поверь, быть героем хоть иногда и хлопотно, но чрезвычайно приятно.

В неведении…

Первая загадка — сам факт полного отсутствия информации о новых советских танках в вермахте. Т-34 и КВ поступали в танковые соединения приграничных округов с конца 1940 года. К июню 1941-го счет шел уже на сотни. В Алитусе они стояли в открытых парках недалеко от железной дороги, по которой ходили поезда из Восточной Пруссии. Более того, в Ленинграде танки КВ ездили на заводские испытания у всех на виду. Можно было даже оценить объемы их производства. Тем не менее в изданном в июне 1941 года карманном справочнике для вермахта по советской бронетехнике танки Т-34 и КВ не упоминаются. Помимо Т-38, Т-26, Т-28, Т-35 и БТ там присутствует только опытный тяжелый танк СМК под названием Т-35С. Информация об этой машине поступила к немцам от финнов — в декабре 1939 года СМК подорвался на фугасе в глубине финской обороны. В документах OKH/FHO (Отдела изучения армий востока ОКХ) есть танк Т-32, не вошедший в справочник. Как мы знаем, так в СССР именовался один из опытных образцов «тридцатьчетверки». Однако ТТХ танка «Т-32» по версии OKH/FHO не имеют ничего общего с Т-34 и настоящим А-32. Перед нами предстает все тот же Т-35: одна 76,2-мм пушка, две 45-мм пушки, пять пулеметов, броня 30 мм. При этом масса обозначена заведомо заниженная для пятибашенного гиганта — 35 т.


СМК. Двухбашенный экспериментальный тяжелый танк «Сергей Миронович Киров» не стал серийным, зато вошел в немецкий справочник.

Штурмовые группы

Ликвидировать неприступные города-крепости одними лишь самопожертвованием и отвагой было нельзя. К счастью, к 1945 году промышленность СССР работала в полную силу, и нашим было чем ответить. Визитной карточкой РККА и настоящим козырем стали артиллерия и танки: теперь советские дивизии могли концентрировать по 200 стволов на километр фронта, насылая на неприятеля огненные шквалы. Используемые массово танки прокладывали дорогу пехоте, буквально проламывая дыры в немецкой обороне.

Из атакующей пехоты организовывали штурмовые группы. На 1945 год они не были чем-то новым, но теперь их следовало приспособить к городским боям. Обычно группа состояла из 30−40 бойцов с автоматическим оружием. Их усиливали саперами, огнеметчиками, 45-мм или 76-мм орудиями, а также танками ИС-2 или Т-34. Штурмовиков щедро снабжали гранатами или бутылками с горючей смесью. Неожиданной находкой стала гаубица образца 1909−1930 годов, разработанная еще во времена Первой мировой. Это было единственное орудие калибра 152 мм, которое можно было перекатывать вручную. Преимущество, сыгравшее важную роль на городских улицах, теснота которых резко усложняла применение артиллерийских тягачей. Ценились и тяжелые минометы: всего одна 160-мм мина могла полностью обрушить небольшой немецкий дом.


ИС-2 1-й Чехословацкой танковой бригады, воевавшей в составе РККА. Танк участвовал в уличных боях — штыри на башне говорят о наличии в прошлом противокумулятивных экранов. Они редко помогали, но в этот раз, похоже, сработали — на башне виден след от преждевременно сработавшего фаустпатрона, не сумевшего пробить броню.

Основой выживаемости танков в городе стало взаимодействие с пехотой. Немцы разработали фаустпатрон — смертельное на ближней дистанции оружие кумулятивного действия. Спасти от спрятавшегося в городских обломках «фаустника» могла лишь группа внимательных автоматчиков, неизменно сопровождавшая каждый танк. Для городских боев танкисты разработали схему «елочка». Два танка прижимались к краям улицы, и каждый держал под прицелом противоположную сторону — так был больше сектор обстрела. Эта пара продвигалась вперед, поддерживаемая еще двумя танками, остававшимися позади — на случай внезапного появления противника над головами первой двойки. И все танки, разумеется, дополнительно прикрывались пехотой.

Все это не давало фаустпатронам стать неким абсолютным оружием — доля потерь от их огня, как правило, не превышала 30%. Правда, новое оружие действовало психологически. Впечатленные танковые экипажи пытались монтировать на машины сетки, призванные вызвать преждевременный выброс кумулятивной струи, но тщетно: устройство не помогало. Самым надежным способом обезопасить себя от фаустпатрона по‑прежнему оставалось грамотное взаимодействие с пехотой.

Курт Книспель

С 1941 по 1944 год уничтожил 168 танков. Воевал Курт Книспель в основном на Восточном фронте, так что почти все им подбитые танки и убитые танкисты — советские.

Осенью 1941-го под Ленинградом он открыл счет, будучи наводчиком в Pz Kpfw IV. В отличие от большинства других танковых асов, лишь отдающих в бою приказы, Книспель большую часть своей статистики набрал, лично наводясь и прицеливаясь. В 1943-м он был назначен командиром нового танка Pz Kpfw VI Tiger и в составе 503-го тяжелого батальона был переброшен во Францию.

Книспель четыре раза представлялся к награждению Рыцарским крестом Железного креста, но так его и не получил. Штабистов бесил подчеркнуто раздолбайский вид Курта и его рискованные выходки. Франц Куровский вспоминал, как по дороге на Восточный фронт, на железнодорожной станции недалеко от Кракова, Книспель увидел, как эсэсовец из местного концентрационного лагеря бьет прикладом винтовки советского военнопленного. Курт вмешался. В ходе солдатского разговора, слово за слово, танкист дал эсэсовцу в морду.

Скандал замяли, потому что на фронте Курт был уникальным воином. Но не забыли. Награды и повышения с тех пор обычно обходили его стороной, героем пропаганды стал образцовый нацист Виттман. Впрочем, Книспель никогда и не стремился ни к званиям, ни к должностям. И к своим победам он относился очень легко, в спорных случаях всегда соглашаясь записать подбитый танк на счет товарищей по оружию.

В 1944 году 503-й тяжелый танковый батальон был переброшен фюрером на Восточный фронт, и Книспель снова воевал против нас. Он бился до самого конца, даже когда уже все было потеряно. В своем последнем бою 28 апреля 1945 года под чешским Дербенцем он подбил три танка, 168-й перед взрывом боекомплекта сжег его «Тигр».

Долго считалось, что Курт сгорел в танке, но недавно поисковики нашли его останки, и выяснилось, что погиб Книспель, сражаясь в пехотном строю. Причем так же, как Дмитрий Лавриненко и Иван Панфилов: осколок мины пробил его череп.

Танковое сражение под Сенно

6 июля 1941 года.  В 50 км от Витебска, произошло одно из крупнейших танковых баталий Великой Отечественной войны. Цель советских войск, остановить, а ещё лучше разгромить, войска вермахта, которые рвутся на Москву.К июлю 41-го, ситуация для советских войск складывалась не в их пользу. Немцами уже был захвачен Минск и немецкий генштаб потирал руки, в предвкушении, когда они выйдут на прямую дорогу к Москве.Как казалось немецким генералам, теперь им ничего не сможет помешать. Из дневника генерал-полковника Гальдера“ В целом всё складывается довольно удачно для германских войск. Мы смогли разбить советы перед Западной Двиной и Днепром, теперь нас ничего не сдерживает…”Но Гальдер ошибся. 5 июля 41-го, передовые немецкие части, наткнулись на очень ожесточённое сопротивление русских.Но самым неприятным сюрпризом для вермахта, стал удар русских в направлении Лепеля. Два механизированных корпуса 20 армии Западного фронта, 6 июля 1941-го года, выдвинулись на перерез немецким войскам, стремясь отрезать дорогу на Витебск.У небольшого городка, под названием Сенно, и произошло, одно из самых крупных танковых сражений ВОв, начального периода войны.Тысячи моторов, выбрасывая в небо чёрный дым, взревели и танки сошлись в смертельной карусели. Залпы орудий, крики людей, разрывы от снарядов, всё слилось в один протяжный стон.Город переходил из рук в руки трижды. Но удача улыбнулась советским воинам, и к исходу дня, советские войска полностью овладели городом Сенно.8 июля, немцы решили взять реванш, и бросили на город, всё что у них имелось на данном участке фронта, включая резерв.После тяжелейших боёв, советские войска вынуждены были отступить.В то же время, советские танки развевали наступление в сторону Лепеля. Возможно, нашим танкистам, удалось бы войти в Лепель и захватить город, но приказ генерал-лейтенанта Курочкина, развернул танки назад.Дело в том, что немцы, к тому времени, сумели прорвать оборону и обойти советские войска, захватив Витебск.Дальнейшего смысла в развитии атаки на Лепель, командование не видело, потому и был отдан приказ, об оставлении позиций и отступлению на запасные позиции.Окружённые советские солдаты, выходили по ночам, лесными тропами и болотами. У многих танков закончилось горючие и боеприпасы, такие машины бросали, предварительно заминировав.По итогам этого танкового сражения, стало ясно, что очень трудно руководить войсками, когда нет нормальной связи. Танковые соединения, порой не знали, что происходит у соседей. Советские танкисты рвались вперёд, тогда, когда, немцы уже были у них в тылу. Как итог-окружение и полный разгром. Интересный факт.Как говорят историки, именно в боях за город Сенно, попал в плен, сын И.В. Сталина-Яков Джугашвили, который служил в гаубичном артполку, при 14-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса.Но всё же, в ходе той операции, на некоторых участках фронта, удалось отбросить противника на 40 км., а темп немецкого блицкрига замедлился, немцы потеряли больше недели, восстанавливая потери.Это время, очень пригодилось советскому командованию, для подготовки, качественной обороны на Смоленском и Московском направлениях.

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии

На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду

Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Неуязвимый таран

Куда более драматично прошла встреча немцев с танками КВ в количестве больше одного. Они вступали в бой на разных участках фронта и действительно вызывали у противника шок. Первой вновь была Прибалтика. Передовой отряд 6-й танковой дивизии 4-й ТГр утром 24 июня захватил плацдарм на реке Дубиссе рядом с городком Расейняй. Вскоре плацдарм оказался под ударом танков советской 2-й танковой дивизии, в том числе тяжелых КВ-1 и КВ-2. Быстро выяснилось, что они «полностью неуязвимы для противотанковых средств калибром до 3,7 см». Советское контрнаступление перекатилось через Дубиссу и танковый удар обрушился на главные силы боевой группы Зекендорфа 6-й танковой дивизии. У нее не оказалось спасительных зениток, и для борьбы с новыми танками использовались обычная артиллерия и реактивные минометы. В 13:00 первый КВ в Прибалтике был подбит 150-мм снарядом полевой гаубицы. Тем не менее КВ давили позиции артиллерии, расстреливали и таранили легкие танки 35 (t) чехословацкого производства.


Подбитый и сгоревший Т-34 ранних серий выпуска. В носовой балке корпуса видны две пробоины от снарядов 88-мм зенитки.

В 17:30 в район действий боевой группы Зекендорфа прибыли «ахт-комма-ахты» — 88-мм зенитки. Немцам удалось остановить и даже повернуть вспять советскую танковую атаку и уничтожить несколько стальных гигантов. Изучение оставшихся на поле боя подбитых советских танков и допрос взятых в плен танкистов дал им достаточно полное представление о технических характеристиках КВ-1 и КВ-2.

Бой у Соммы и первые танковые атаки

В полшестого утра новенькие британские танки – всего 49 машин – выстроились для атаки. В атаку смогли пойти только 32 машины, остальные банально сломались. Французские же «Шнейдеры» вообще не участвовали в первых танковых боях, поскольку не были готовы экипажи.

Захват британской пехотой немецких позиций

До немецких позиций, разрывая ненавистную солдатам «колючку», доползло всего 18 машин, но и их усилий хватило для прорыва фронта. Немецкая пехота в панике отступала, танки «держали» пули, осколки и ручные гранаты. Немцы быстро приходили в расстройство, видя, что их оружие лишь царапает стальную шкуру «ромбов», началась сдача в плен.

Mk-1 в атаке

В первые сутки было взято много пленных и трофеев, но выяснилась и неприятная особенность: крупнокалиберный 150 мм снаряд танк всё-таки не «держал». Тем не менее захват участка вражеской обороны 5х5 километров произвел большое впечатление на командование союзников. Это при том, что туши стальных монстров, за которыми укрывалась от губительного огня пехота, снизили солдатские потери в целых 20 раз(!).

Захват танка немцами

Только массированный огонь немецкой тяжелой артиллерии и неуклюжесть первых танков не дали расширить новый плацдарм во вражеской обороне. Танки показали свою эффективность даже самым ярым скептикам. Маршал Жоффр высоко оценил эффективность новых машин. Уже через год в битве у Камбре в бой пойдет почти полтысячи союзнических танков, а во время «Бойни Нивеля» в апреле 1917 года французы пошлют в бой 128 танков.

Renault FT-17

Несмотря на первые неудачи и порой неправильное применение, танк остался на поле боя вплоть до наших дней. Французским инженерам фирмы «Рено» удалось придумать легендарный танк FT-17, который стал прообразом всех современных машин. Трансмиссия и водитель – спереди, поворотная башня и боевое отделение – в середине, двигатель – в корме.

Т-34 атакует немецкие позиции в ходе Битвы под Москвой

Первая мировая война и первые попытки применения танков дали тот опыт, благодаря которому в следующей войне немецкие солдаты, мерзнувшие в окопах Восточного фронта, так же как их предки на Сомме, судорожно сжимали свои винтовки, заслышав лязг гусениц и шум моторов наших легендарных «тридцатьчетверок».

Обложка: pinterest.ru

Зиновий Колобанов – бой против 22 танков

Многие считают до сих пор, что в начале войны в 1941-1942 годах Красная Армия почти не сражалась, а только отступала. Безусловно, такое мнение ошибочно. Солдаты вели ожесточённые бои, но поначалу немцы были более подготовлены как физически, так и морально, поэтому они пользовались моментом замешательства и захватывали позиции.

Одним из доказательств, что СССР противостоял даже в эти сложные годы фашисткой угрозе, является подвиг командира роты танков – Зиновия Григорьевича Колобанова.

Подлинные фотографии Колобанова Зиновия Григорьевича (слева — в молодости, в центре — во время службы, справа — после войны)

Поставленная задача

Третья танковая рота Колобанова, состоящая из 5 танков, получила приказ обеспечить надёжную оборону 3-х дорог, ведущих к городам Луки, Волосово и Кингисепп. Оборона данных подступов была необходима, чтобы предотвратить быстрый захват главного опорного пункта – города Ленинграда.

Защитить сразу 3 дороги – задача очень сложная. Однако Зиновий Григорьевич прошёл Финскую войну, 3 раза горел, но оставался в строю, поэтому с таким опытом за плечами он придумал план.

Карта боя: расположение колонны немцев и КВ-1 Колобанова

Командир роты выбрал для танков самые оптимальные позиции. Особенно он правильно расположил свой тяжёлый танк КВ-1. Получилось, что с его точки прекрасно просматривались все развилки, перекрёсток, а в 300 метрах длинная дорога была как на ладони. Откуда бы немцы ни поехали, Колобанов их достал бы везде. Так и получилось.

Вскоре появилась колонна – 22 танка легкого образца. У командира роты тут же возник план. Он подбивает первый и последний танки колонны, чтобы застопорить ход всех остальных. Затем уже перестреливает оставшиеся машины по одному. Благодаря отважным действиям всего экипажа и командира, один только КВ-1 смог за 30-тиминутный бой уничтожить 22 танка противника. А ведь в роте было 5 наших танков. Если учесть славную работу всех, то примерно выходит: 43 уничтоженных или подбитых фашистских танка, ликвидированная полностью артиллерийская батарея, легковая машина и ещё 200 человек в придачу.

Наградной лист Колобанова Зиновия Григорьевича (хотели ведь дать звание Героя Советского Союза, жаль, что поменяли на орден «Красного знамени»)

Крепости фюрера

Появление крупных калибров имело смысл, потому что 1945-му предстояло стать годом городских боев. Причиной тому стала высокая урбанизированность Германии и вытекающая из нее оборонительная стратегия немцев. Стремительно теряя почву под ногами, они ухватились за идею фестунгов, или городов-крепостей. На их роль выбирались крупные города с кирпичными заводскими постройками или старыми домами с толстыми стенами. Фестунг заранее укрепляли баррикадами, траншеями и бетонными бункерами, создавали запасы провизии и боеприпасов. В случае продвижения противника гарнизон не отступал вместе с линией фронта, а оставался внутри, отчаянно сражаясь за каждый метр. Обороняющие город-крепость не имели шансов на деблокирование, но при этом выполняли важную задачу.

Оружие
Бронепоезда в ходе гражданской и мировых войн: как это устроено

Фестунги всегда стояли на пересечении удобных линий снабжения — железных или автомобильных дорог. Советские войска обходили город-крепость и продвигались дальше, но их наступательный порыв слабел с каждым шагом. За любой армией Второй мировой всегда следовали колонны снабжения, численно превышающие воюющие части. На каждый танк требуется десяток грузовиков с горючим, запчастями и боеприпасами. Меньше грузовиков — слабеет ударная сила, замедляется продвижение. С потерей темпа растут шансы попасть под успешный контрудар. Через районы уличных боев нельзя пустить колонны грузовиков и эшелоны с боеприпасами, поэтому приходилось прокладывать маршруты в обход городов-крепостей, по проселочным дорогам с меньшей пропускной способностью. Ручейки снабжения становились тоньше — фестунг влиял на положение на фронтах одним фактом своего существования.

Кроме того, на окружение и штурм городов-крепостей отвлекались значительные силы, которые не могли участвовать в наступлении. В лучшем случае речь шла о стрелковом корпусе, обильно снабженном артиллерией и танками. При штурме же крупного фестунга наряд сил становился еще больше — так, Кенигсберг отвлек более 130 тыс. человек, 5 тыс. орудий и минометов и 500 танков.

Укреплялись города-крепости усердно и со знанием дела. Простым, но эффективным средством была, например, противотанковая баррикада. Поперек улицы возводился каркас из рельсов или брусьев глубиной 4 и высотой 2 м. Затем следовало заполнение спрессованной землей и камнями, и в результате получалось непреодолимое для танков препятствие, выдерживающее попадания 122-мм снарядов. От саперов осажденные защищали баррикады пулеметным и минометным огнем, а улицы, не перекрытые такими укреплениями, вели к позициям противотанковых орудий. Недостатка в артиллерии у гарнизонов фестунгов не было. У отступающих немцев было мало горючего, поэтому пушки часто бросали по пути, после чего коменданты городов-крепостей тут же забирали их к себе.


ИС-2 в центре Берлина Герман-Геринг-Штрассе (ныне названа в честь Фридриха Эберта)

Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах

Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги, эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.

Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.

Бронепоезд Буйена

Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.

Битва двух майоров

Во второй половине дня немцы, придя в себя и перегруппировавшись после советского контрудара, снова перешли в наступление. К этому времени танковый батальон «Викинга» потерял примерно треть своих машин, а Мюленкампа, пересевшего на другой танк, успели подбить ещё раз.

Битва разгорелась с новой силой и вскоре «расползлась» на несколько отдельных схваток. По документам 52-й танковой бригады, дюжина немецких «панцеров» прорвалась к командному пункту и комбриг Филиппов на своём танке вступил в бой, записав на счёт экипажа пять вражеских машин.

Ситуация оставалась тяжёлой, поэтому Филиппов бросил в бой резерв — роту из семи танков, которая атаковала эсэсовцев фланга и подбила несколько машин. Умелый маневр высоко оценил даже Мюленкамп: «И тут я увидел, что русские Т-34 нас обошли и вклиниваются между танковым батальоном и полком “Вестланд”. Замечательно кто-то командовал этой русской танковой частью». Кстати, эсэсовского командира к этому времени подбили уже третий раз за день!

Командир противотанкового артиллерийского полка Долинский тоже лично встал к орудию, расчёт которого погиб в бою. Майор подбил два танка. Отличилась батарея старшего лейтенанта П. Дыма, уничтожившая за день несколько автомобилей, немецкую артбатарею и несколько танков (по документам — 17, но это явное преувеличение). Советская пехота схватилась с немецкой, бронебойщики расстреливали из противотанковых ружей самоходки и бронетранспортёры. Понеся большие потери, но так и не прорвав нашу оборону, немцы отошли и до ночи строили оборонительную позицию в низине перед Сагопшином.

Невероятный калибр

24 июня 1941 года стало днем массового вступления в бой новых танков — разница во времени составляла считаные часы. Последовали советские контрудары под Гродно (6-й мехкорпус), Немировом (4-й мехкорпус). Однако атаки Т-34 и КВ не стали всесокрушающими. Позднее командир воевавшей под Гродно 4-й танковой дивизии генерал Потатурчев на допросе в плену говорил: «Легкие немецкие противотанковые орудия были неэффективны против тяжелых русских танков (50−68 т), с другими танками, в том числе Т-34, они боролись успешно».


Карта показывает развертывание немецкой 3-й танковой группы под командованием Германа Гота 22.06.1941 и ее действия впериод до 24.06.1941. По воспоминаниям Г. Гота, «для 3-й танковой группы явилось большой неожиданностью то, что все три моста через Неман, овладение которыми входило взадачу группы, были захвачены неповрежденными».

Именно 24 июня в дневнике генерала Гальдера появилась запись: «На фронте групп армий ‘Юг’ и ‘Север’ появился русский тяжелый танк нового типа, который, видимо, имеет орудие калибра 80 мм (согласно донесению штаба группы армий ‘Север’ — даже 150 мм, что, впрочем, маловероятно)». На самом деле это было чистой правдой: под Расейняем действовали танки КВ-2 со 152-мм орудиями в установке МТ-1.

25−26 июня масштабы использования новых танков увеличились. Они контратаковали немецкую пехоту, танки и самоходки на Нареве, на подступах к Львову, у Расейняя, под Бродами — Дубно и Радзеховом. «Неуязвимость» новых танков оказывалась достаточно условной. Так, потери боевых машин 12-й танковой дивизии в контрударе под Бродами 26 июня составили 33 танка, в том числе пять КВ и восемнадцать Т-34. 26 июня был поставлен своеобразный рекорд: под Радзеховом в одном бою было подбито сразу девять танков КВ. Сказывался и маневренный характер приграничного сражения, что приводило к постепенному выходу Т-34 и КВ из строя по техническим причинам. Их надежность и моторесурс в то время оставляли желать лучшего.


Лето 1941 года. В придорожном кювете лежит брошенный нашими войсками КВ-2, оснащенный гаубицей М-10Т калибра 152 мм. Мимо проезжает немецкая САУ sIG-33. Несмотря на внушительный внешний вид обеих машин, sIG-33- это всего лишь полевая гаубица, поставленная на шасси танка PzKpfw-I и защищенная 10-мм бронелистами. При этом лоб корпуса и башни тяжелого танка КВ-2 прикрывала 75-мм броня.

Цистерна

Конструкция британских танков – героев нашей первой танковой атаки, в отличие от «французов», была оригинальной. На основе первого образца, именовавшегося «Маленьким Вилли», который представлял собой бронекоробку на гусеницах, решено было сделать новую машину. Она получила название Mark-1. Известный многим «ромбовидный» образ первого танка специализированной постройки действительно внушал уважение. Почти тридцатитонный «ромб» легко преодолевал окопы благодаря большой длине, а сзади крепилась двухколесная тележка, помогающая избегать опрокидывания танка назад. Танк изготавливали в двух вариантах: Female и Male. «Самка» была вооружена 6-ю пулеметами, а «самец» – двумя 57-миллиметровыми орудиями и четырьмя пулеметами. В корпусе имелось много бронезаслонок, через которые экипаж отстреливался из револьверов.

Mk-1 в атаке на Сомме

Танк стали так называть морские офицеры во главе с будущим премьером У. Черчиллем, участвовавшие в разработке машины. Он действительно напоминал сухопутный корабль. Орудия располагались в боковых спонсонах, а 8 человек экипажа находились внутри (как в эсминце или подводной лодке) вокруг двигателя. Температура в корпусе могла подниматься до 50 градусов, танкисты травились выхлопными газами, стальная стружка от попадавших в танк пуль ранила лицо и руки, так что танкисты поочередно меняли кольчужные маски и перчатки на противогазы. Бензин шел в двигатель самотеком из баков в крыше, иногда, если танк наклонялся, моторист был вынужден использовать флягу или бутылку, вручную заливая бензин в машину. Вот такие были условия службы экипажей и первого применения новых машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector