Каким будет освоение космоса в 2069 году?

Поймать жесткие лучи Вселенной

Название «Спектр-Рентген-Гамма» («Спектр-РГ»). Организация Роскосмос при участии Германии и других стран. Запуск весна 2018-го. Стоимость точных данных нет, в 2013 году речь шла о 5 млрд рублей

Эта летающая в космосе астрофизическая обсерватория предназначена для изучения крупномасштабной структуры Вселенной в гамма- и рентгеновском диапазоне энергий. Предполагается, что «Спектр-РГ» откроет около 100 000 скоплений галактик, разберется с темной энергией и сделает массу других полезных дел. Обсерваторию разместят в точке Лагранжа L2 — там она будет находиться в гравитационном равновесии относительно Солнца и Земли, что гарантирует более четкие и точные изображения. «Спектр-Рентген-Гамма» состоит из двух телескопов: российского APT-XC для изучения гамма-диапазона и немецкого рентгеновского eROSITA. Такое оборудование позволит изучать космос на более тонком уровне, нежели при работе с видимым спектром

В общем, этот аппарат должен не только вернуть России космическую славу, но и «понять» что-то очень важное о Вселенной

Астрофизическая обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма»Фото: саров.рф

Dream Chaser — Потомок космического челнока

  • Тип: космический самолет с запуском при помощи ракеты-носителя Создатель: Sierra Nevada Space Systems
  • Планируемый запуск на орбиту: 2017 год
  • Предназначение: орбитальные полеты
  • Шансы на успех: хорошие

Конечно, у космических самолетов есть определенные достоинства. В отличие от обычной пассажирской капсулы, которая, падая сквозь атмосферу, может лишь слегка корректировать траекторию, шаттлы способны осуществлять при спуске маневры и даже менять аэродром назначения. Кроме того, их можно использовать повторно после краткого сервисного обслуживания. Однако катастрофы двух американских челноков показали, что и космические самолеты отнюдь не идеальное средство для орбитальных экспедиций. Во-первых, возить грузы на тех же аппаратах, что и экипажи, дорого, ведь, используя чисто грузовой корабль, можно сэкономить на системах безопасности и жизнеобеспечения.

Во-вторых, крепление шаттла сбоку к ускорителям и топливному баку повышает опасность повреждения от случайно отвалившихся элементов этих конструкций, что и стало причиной гибели челнока Columbia. Однако компания Sierra Nevada Space Systems клянется, что сумеет обелить репутацию орбитального космического самолета. Для этого у нее есть Dream Chaser – крылатый аппарат для доставки экипажей на космическую станцию. Уже сейчас компания борется за контракты NASA. В конструкции Dream Chaser избавились от основных недостатков, характерных для старых космических челноков. Во-первых, теперь грузы и экипажи намерены возить по отдельности. А во-вторых, теперь корабль будет монтироваться не сбоку, а наверху ракеты-носителя Atlas V. При этом все достоинства шаттлов сохранятся.

Суборбитальные полеты аппарата назначены на 2015 год, а на орбиту он будет выведен на два года позже.

Как там внутри?

На этом аппарате в космос могут отправиться сразу семь человек. Корабль стартует на верхушке ракеты.

На заданном участке он отделяется от носителя и затем может причалить к стыковочному узлу космической станции.

Dream Chaser еще ни разу не летал в космос, но уже готов, по крайней мере, для пробежек по взлетной полосе. Кроме того, его сбрасывали с вертолетов, испытывая аэродинамические возможности корабля.

Мобильная космическая станция наподобие «Звезды смерти»

Практически каждый любитель научно-фантастических фильмов знает, что такое «Звезда смерти». Это такая большая серая и круглая космическая станция из киноэпопеи «Звездные войны», внешне очень напоминающая Луну. Это межгалактический уничтожитель планет, который по сути сам является искусственной планетой, состоящей из стали и населенной штурмовиками.

Можем ли мы в реальности построить такую искусственную планету и бороздить на ней просторы галактики? В теории — да. Только на это потребуется невероятное количество человеческих и финансовых ресурсов.

Вопрос строительства «Звезды смерти» — без шуток — поднимался даже американским Белым домом, после того как общество отправило соответствующую петицию для рассмотрения. Официальный ответ властей гласил, что только на сталь для строительства потребуется 852 000 000 000 000 000 долларов.

Давайте предположим, что вопрос денег не является проблемой и «Звезду смерти» действительно построили. Что дальше? А дальше в дело включится старая добрая физика. И это окажется действительно проблемой.

Вода на Меркурии

В 2018 году была запущена миссия «БепиКоломбо» — совместный проект Европейского и Японского космических агентств. Ожидается, что на рабочую орбиту он выйдет в 2024 году. Полет будет долгим не из-за дальности Меркурия, а из-за сложной траектории, которая сводит потребности включения двигателей для торможения аппарата к минимуму. Несколько приборов на «БепиКоломбо» были сделаны с участием сотрудников ИКИ, и один — полностью разработан и изготовлен в Институте.

«Он будет измерять спектр гамма-излучения поверхности Меркурия и поток нейтронов с разными энергиями с поверхности планеты. Эти измерения позволят по гамма-спектру определить элементный состав», — пояснил Игорь Митрофанов.

Регистрация нейтронов, по мнению ученого, является успешным методом изучения состава вещества с точки зрения присутствия там воды, поскольку водород существенно влияет на спектральный поток нейтронов. «Изучая этот поток с поверхности, мы сможем определить, в каких местах (в основном, это будут окрестности полюсов) присутствует вода на Меркурии и какая массовая доля этой воды», — заверил он.

Что запускают китайцы?

Первоначально предполагалось, что китайская многомодульная станция будет небольшой и достаточно скромной. Три модуля — базовый модуль «Тяньхэ» (станцию часто называют по названию модуля, но это не совсем верно, скорее всего, имя собственное она получит ближе к запуску) с двумя лабораторными модулями «Вэньтянь» и «Мэнтянь». Два человека экипажа, до 40 дней пребывания на орбите. Всё вместе это действительно должно было потянуть на 60 изначально запускаемых тонн полезной нагрузки. (Станции стоит сравнивать именно по весу запускаемых «пустых» модулей, буквально за пару лет работы станция «обрастает» большим количеством полезных вещей, и ее вес серьезно увеличивается.) Базовый модуль предполагалось доставить на орбиту при помощи китайской тяжелой ракеты «Чанчжэн-5» CZ-5.

космос

Персонал Центра запуска спутников

Фото: Global Look Press/ChinaFotoPress/ZUMAPRESS

В целом в первоначальном варианте китайская станция не представляла собой ничего прорывного. 60 т веса — это в два раза меньше, чем у советского «Мира» (125 т) и лишь одна седьмая от Международной космической станции (417 т). Предполагалось, что станция начнет работу на орбите уже в 2022 году и проработает всего пару-тройку лет. Впрочем, пять стыковочных мест явно показывали, что у станции есть много серьезных возможностей для развития. Первая информация о китайской станции появилась еще в 2011 году. Предполагалось, что запуск состоится в 2018 году. Как сейчас мы знаем, этого не произошло.

Буквально через несколько лет китайские аппетиты выросли. Модулей осталось столько же, однако вес вырос до 80, а по некоторым источникам и до 100 т. На станции увеличилось количество панелей с солнечными батареями, появился манипулятор для работы в открытом космосе на одном из лабораторных модулей. Пусть и не такой большой, как Canadarm 2 на Международной космической станции, но вполне функциональный. Увеличились и планируемые сроки использования — с двух до десяти лет.

Совсем недавно на прошедшем в начале октября в немецком Бремене Международном конгрессе по астронавтике китайские специалисты смогли серьезно удивить всех присутствующих. Согласно презентации, китайская станция подросла до 150 т, количество модулей увеличилось более чем вдвое. Это уже больше, чем запущенный СССР «Мир» и более чем треть от Международной космической станции. Предполагается, что на китайской выставке в Чжухае (6–11 ноября 2018 года) широкой публике покажут не только отдельные модули, но и как будет выглядеть станция в начале работы и по прошествии нескольких лет.

космос

Центр аэрокосмического контроля в Пекине во время проведения первой ручной стыковки

Фото: Global Look Press/Zha Chunming/Xinhua

Есть и еще одно новшество. Предполагается, что на орбиту станции отдельно будет выведен автономный модуль-телескоп «Сюньтянь». Имея собственные двигатели, он будет корректировать свое положение самостоятельно, в случае необходимости сближаясь со станцией для ремонта и обслуживания. При необходимости он даже сможет с ней состыковаться. Идея хороша, большинство использующихся в настоящее время орбитальных телескопов очень страдают от поломок и невозможности осуществить ремонт прямо на орбите.

Диаметр зеркала телескопа «Сюньтянь» около 2 м, и его разрешение близко к разрешению космического телескопа «Хаббл», однако у него в 300 раз большее поле зрения. Предполагается, что за десять лет работы телескоп может отснять до 40% звездного неба, после чего уже на Земле ученые будут обрабатывать полученную информацию.

Самый дорогой корабль в мире

Затраты на строительство американского авианосца USS Gerald R. Ford в 12,8 млрд долларов делают его самым дорогим кораблем в истории. А еще это первое судно, при постройке которого применялось 3D-моделирование: инженеры могли «пройтись» по виртуальному авианосцу, оценив эргономичность тех или иных решений.

Фото: wikimedia.org

В отличие от предшественников — авианосцев типа Nimitz  — USS Gerald R. Ford, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, отличается меньшим экипажем за счет большей автоматизации корабельных систем.

Новые реакторы, созданные для USS Gerald R. Ford, вырабатывают на 250% больше электроэнергии, чем энергоустановки авианосцев предыдущего поколения, что позволяет быстрее запускать самолеты и размещать перспективное вооружение, например, лазеры.

Новые электромагнитные катапульты и турбоэлектрические аэрофинишеры позволяют не только увеличить максимально возможную скорость запуска и приема самолетов на 25%, но и сделать этот процесс более управляемым, снизив нагрузки на самолеты и пилотов.

Фото: worldct.wordpress.com

USS Gerald R. Ford адаптирован для работы как с пилотируемыми, так и с беспилотными летательными аппаратами.

Авиационная группировка корабля насчитывает до 90 самолетов и вертолетов различного назначения: стелс-истребители F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолеты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также БПЛА.

Водоизмещение корабля — порядка 100 тыс. тонн, длина — 337 метров, ширина — 78 метров. Максимальная скорость авианосца до 30 узлов, а его экипаж насчитывает порядка 4660 человек (включая военных авиагруппы).

Подземные города как в «Матрице»

События трилогии «Матрица» в действительности происходят на Земле. Однако поверхность планеты заселена роботами-убийцами, и поэтому наш дом выглядит как чужой и очень негостеприимный мир. Для выживания людям пришлось спуститься под землю, ближе к ядру планеты, где все еще тепло и более безопасно. Основная же проблема при таких реальных стечениях обстоятельств, помимо, конечно же, сложности при транспортировке оборудования, которое потребуется для создания подземной колонии, будет заключаться в поддержании контакта с остальным человечеством. Ду объясняет эту сложность на примере Марса:

Поиск примитивной жизни

Изучение космоса продолжается. Директор ИКИ напомнил, что оно включает исследования не только планет, но и астрофизических объектов — звезд, галактик, Вселенной, околосолнечного пространства, магнитных бурь, ионосферы Земли, а также изучение самой Земли из космоса и другие. Они, подчеркнул Петрукович, позволяют узнать что-то новое для жизни на Земле.

«Была информация о том, что гелий испытывали как средство для лечения коронавирусной инфекции. Гелий, как известно, был впервые был обнаружен на Солнце (потому и получил свое название). Потом уже на Земле нашли», — напомнил Петрукович.

Еще одной целью космических исследований является поиск примитивной жизни на одноклеточном или вирусном уровне на Марсе и в верхних облаках Венеры. Если такая внеземная жизнь будет обнаружена на «соседях Земли», это поможет понять, есть ли шансы встретить что-то подобное на более далеких планетах, добавил Петрукович.

Кроме того, подобные исследования нужны и для лучшего понимания нашего собственного дома: например, чтобы понимать, почему Земля сохранила условия, для человека весьма комфортные, в то время как Венера разогрелась и превратилась в «парниковый ад», а Марс, наоборот, переохладился и потерял почти всю атмосферу.

«Это важно, чтобы понимать долговременные закономерности развития климата Земли», — подытожил директор ИКИ. ​Екатерина Москвич

​Екатерина Москвич

Orion — Пассажирская капсула для большой компании

  • Тип: обитаемый корабль повышенного объема для межзвездных перелетов
  • Создатель: NASA / Конгресс США
  • Дата запуска: 2021–2025 годы

Полеты на околоземную орбиту NASA уже без сожаления уступило частным компаниям, однако от претензий на дальний космос агентство еще не отказалось. К планетам и астероидам, возможно, полетит многоцелевой обитаемый аппарат Orion. Он будет состоять из капсулы, состыкованной с модулем, который, в свою очередь, будет заключать в себе силовую установку с запасом топлива, а также жилой отсек. Первый испытательный полет капсулы состоится в 2014 году. Ее выведет в космос ракета-носитель Delta длиной 70 м. Затем капсула должна вернуться в атмосферу и приземлиться в воды Тихого океана.

Под дальние экспедиции, для которых готовится Orion, будет, видимо, построена и новая ракета. На заводах NASA в Хантсвилле, штат Алабама, уже ведутся работы над новой 98-метровой ракетой Space Launch System. Этот сверхтяжелый транспорт должен быть готов к тому моменту, когда (и если) астронавты NASA соберутся лететь на Луну, на какой-нибудь астероид или еще дальше. «Мы все больше думаем о Марсе, – говорит Дэн Дамбахер, заведующий в NASA отделом разработки исследовательских систем, – как о нашей главной цели». Правда, некоторые критики говорят, что подобные претензии несколько чрезмерны. Проектируемая система столь огромна, что NASA сможет использовать ее не чаще, чем раз в два года, так как один ее запуск будет обходиться в $6 млрд.

Марсианская станция как в фильме «Миссия на Марс»

В этом фильме присутствует очень много реального фантастического бреда. Торнадо на Марсе? Мистические обелиски пришельцев? Но больше всего смущает описанный в фильме факт того, что на Марсе очень просто обустроить себе жилище и обеспечить себя запасами воды и кислорода. Оставшийся в одиночку на Марсе герой актера Дона Чидла объясняет, что смог выжить на Красной планете благодаря созданию небольшого огорода.

Если это так легко, то что мы до сих пор делаем здесь, на Земле?

Несмотря на уверенность Чидла в том, что между растениями и человеком имеются тесные связи (на Земле оно, может, так и есть), в суровых климатических условиях Марса растения и человек будут находиться в совсем неестественной для них окружающей среде. Не следует также забывать и о таком аспекте, как различия в интенсивности фотосинтеза сельскохозяйственных культур. Для выращивания растений потребуются сложные закрытые системы для контроля за окружающей средой. И это весьма серьезная задача, так как в таком случае людям и растениям придется делить единую атмосферу. Решение этой проблемы на практике потребует использования изолированных парниковых камер для роста, но это в свою очередь повысит общую стоимость затрат.

Выращивание растений, может, и является хорошей идеей, но лучше запастись дополнительной провизией, которую можно будет взять с собой перед полетом в один конец.

«Стабильное и масштабное присутствие»

В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков обратил внимание на необходимость массового строительства кораблей крупного водоизмещения. В настоящее время на отечественных верфях ведётся производство девяти надводных судов данного класса

Однако эксперт назвал этот объём недостаточным.

Сивков считает, что для обеспечения устойчивого присутствия ВМФ в разных районах Мирового океана требуется заложить новые корабли первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т). 

Также по теме


«Гарантированный прорыв ПРО»: какими возможностями обладают новейшие российские подводные крейсеры

Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей» являются самыми современными атомными субмаринами ВМФ…

В задачи Минобороны РФ входит обеспечение постоянного присутствия около 100 кораблей ВМФ в дальней морской зоне. В октябре прошлого года задачи в Мировом океане выполняли около 100 судов различного класса. Такие данные приводились в поздравительной телеграмме адмирала Владимира Королёва (занимал должность главкома ВМФ с 7 апреля 2016 по 3 мая 2019 года. — RT). Однако, по актуальной информации главкомата ВМФ, сейчас вдали от родных берегов Андреевский флаг демонстрируют 70 отечественных кораблей. 

«Стабильное и масштабное присутствие в Мировом океане, безусловно, требует ввода в строй новых фрегатов, эсминцев, крейсеров, но что ещё важнее — авианосцев, выполняющих функцию плавучих аэродромов. Малоразмерные корабли при всех их достоинствах в океанской зоне не обладают достаточной боевой устойчивостью», — пояснил Сивков.

Положительные перемены эксперт связывает с окончанием ремонта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», а также началом строительства морских платформ нового поколения — универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой», новых авианосцев (проект 23000 «Шторм», проект 11430 «Ламантин»), эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер».

На сегодняшний день Минобороны РФ не анонсировало точных сроков начала строительства крупнотоннажных кораблей нового поколения. Однако, как ожидается, в ближайшие годы в состав ВМФ войдут два УДК и один авианосец. В «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) неоднократно говорили о готовности запустить производство кораблей различного класса для нужд ВМФ.

  • Макет эсминца проекта 23560 (шифр «Лидер»)

9 декабря президент ОСК Алексей Рахманов сообщил о том, что судостроительные предприятия РФ могут реализовать «длинную серию кораблей дальней морской зоны», имея в виду проект эсминца «Лидер». По его словам, эскадренные миноносцы будут оснащены атомной силовой установкой.

Как полагает Дмитрий Корнев, заявление Рахманова свидетельствует о том, что военно-политическое руководство РФ приняло принципиальное решение о реализации проекта 23560. Строительство первых эскадренных миноносцев может начаться после 2020 года. Об этом в июне прошлого года говорил журналистам заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

Производство эсминцев, как прогнозирует Корнев, может развернуться на нескольких верфях в разных частях страны, в том числе на новом заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Важным преимуществом «Лидера» станет атомная установка, которая позволит выполнять задачи в любом районе Мирового океана на протяжении нескольких месяцев, подчеркнул собеседник RT.

Тендер NASA выигрывает Lockheed Martin

Три крупные аэрокосмические компании были заинтересованы в развитии X-33. Крупные версии DC-X, DC-XA или Clipper Graham предлагала компания McDonnel Douglas. Улучшенное транспортное средство на базе челнока шаттла предложила корпорация Rockwell International. Но в июле 1996 года аэрокосмическое агентство приняло решение работать с компанией Lockheed Martin Corporation, исходя из того, что по плану компании предполагалось применение большого количества технологических инноваций. Кроме того, фирма обещала много интересных деталей в развитии многоразовых ракетоносителей.

Суть плана Lockheed Martin заключалась в оборудовании ракетоносителя многоразового использования клиновоздушным ракетным движком. Обычно для этого применялся стандартный кластер конусообразных ракетных сопел, а в данной конструкции использовались несколько сопел, которые были расположены вдоль краев прямоугольных клиньев. В этом случае дроссели на каждом из 7 двигателей самостоятельно регулировались бы автоматической системой управления. В данный план входила также конструкция «несущего корпуса», в котором транспортное средство выглядело бы как корпус с маленькими крыльями. А огромная площадь X-33 задействовала бы тепловые экраны нового типа и эффективно распределяла тепло при повторном входе в атмосферу.

Технические характеристики X-33 следующие: длина 20,4 метра, ширина 20,7 метра, скорость составляет 17 000 километров в час. Стоит отметить, что такая скорость недостаточна для выхода на орбиту. Запуск устройства планировался на март 1999 года.

Dragon — Такси до космической станции

  • Тип: обитаемая капсула Создатель: Space Exploration Technologies / Элон Маск
  • Дата запуска: 2015 год
  • Предназначение: рейсы на орбиту (до МКС)
  • Шансы на успех: весьма приличные

Когда в 2002 году Элон Маск учредил свою компанию Space Exploration Technologies, или SpaceX, скептики не видели в этом никаких перспектив. Однако уже к 2010 году его стартап стал первым частным предприятием, сумевшим повторить то, что было до того времени епархией государства. Ракета Falcon 9 вывела на орбиту беспилотную капсулу Dragon.

Следующий шаг на пути Маска в космос – разработка на базе капсулы многоразового использования Dragon аппарата, способного нести людей на борту. Он будет носить имя DragonRider и предназначается для полетов к МКС. Используя новаторский подход как в конструировании, так и в принципах эксплуатации, компания SpaceX заявляет, что перевозки пассажиров обойдутся всего по $20 млн за одно пассажиро-место (пассажиро-место в российском «Союзе» обходится сегодня США в $63 млн).

Путь к пилотируемой капсуле

Усовершенствованный интерьер

Капсула будет оборудована под экипаж из семи человек. Уже внутри беспилотной версии поддерживается земное давление, так что ее будет несложно адаптировать для пребывания людей.

Более широкие иллюминаторы

Через них астронавты смогут наблюдать процесс стыковки с МКС. В будущих модификациях капсулы – с возможностью посадки на реактивной струе – потребуется еще более широкий обзор.

Дополнительные двигатели, развивающие тягу 54 т для экстренного подъема на орбиту в случае аварии ракеты-носителя.

Есть ли жизнь подо льдом?

Название Аппараты серии «Лаплас». Организация Роскосмос, РАН, научно-исследовательские организации других стран. Запуск 2026-й. Стоимость нет данных

Среди кандидатов в пригодные для жизни планеты значится не только Марс, но и спутники Юпитера — Европа и Ганимед. Есть версия, что под слоем льда там плещется жидкий океан, в котором теоретически могут обитать организмы. Чтобы разобраться в этом, и США, и Европейский союз, и Россия давно уже собираются отправить туда несколько аппаратов. Так, например, в НПО им С.А. Лавочкина планируют создать космические комплексы «Лаплас-П1» и «Лаплас-П2». Первый нужен, чтобы наблюдать за спутником с орбиты, а второй сможет высадиться прямо на поверхность Ганимеда, где расплавит лед и начнет искать местные бактерии. Очень надеемся, что этому проекту суждено воплотиться в жизнь.

Суровый русский корабль

Сегодня Россия столкнулась с необходимостью модернизации своего флота. Действительно, многие корабли ВМФ России были построены еще в СССР и устарели как морально, так и физически. Руководство флота вынашивает амбициозные планы создания эсминца Проект 21956, который смог бы заменить сразу несколько типов боевых кораблей. Концепт российского эсминца будущего получил обозначение «проект 21956». Новый корабль придет на смену эсминцам типа «Современный», ракетным крейсерам типа «Атлант» и некоторым большим противолодочным судам.

О новом российском корабле Проект 21956 известно относительно мало. Проект эсминца был представлен в 2007 году и в наше время существует лишь на бумаге. Появление Проект 21956 на свет публика восприняла с изрядной долей скептицизма. Концепт Проект 21956 был мало проработан и требовал серьезных корректив.

Сейчас доподлинно известно одно – отечественные разработчики решили пойти по пути зарубежных коллег и сделать эсминец проект 21956 малозаметным. С технологической точки зрения «проект 21956» станет менее революционным, чем американский «Замволт». Хорошо это или плохо, сказать трудно: российский флот в любом случае не может позволить себе трат, сопоставимых с тратами американского флота.

«Проект 21956» будет универсальным кораблем и сможет действовать в составе как небольших групп, так и крупных флотилий.

Российский эсминец будущего – «проект 21956»

Новый корабль Проект 21956 будет иметь полное водоизмещение 9000 т. Его длина превысит 160 м, а ширина составит 19 м. На борту эсминца будут нести службу 300 матросов и офицеров. Главным орудием кораб­ля станут перспективные крылатые ракеты «Калибр», которые разместятся в 16 пусковых установках. Максимальная дальность полета таких ракет – 220 км. Эсминец получит и противолодочную модификацию этой ракеты – «Калибр-ПЛЭ». На борту Проект 21956 установят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф и зенитную артиллерийскую установку «Кортик». Крупнокалиберная артиллерия эсминца представлена одним 130-миллиметровым орудием.

О дальнейшей судьбе проекта судить сложно. Строительство первого эсминца Проект 21956 этого типа может быть начато уже в текущем году. Впрочем, руководство ВМФ России называть какие-либо сроки реализации проекта пока не спешит.

Но надежды российского флота связаны не только с этим кораблем Проект 21956. Сегодня ВМС разрабатывают два типа новейших фрегатов со столь же традиционными неромантичными названиями – «проект 22350» и «проект 11356». Эти корабли уже заложены и должны были быть введены в строй в конце прошлого года. Фрегаты «проекта 22350» несколько крупнее кораблей проекта 11356 (последний разработан на базе экспортного фрегата «Тальвар»).

«Проект 22350» – фрегат дальней морской зоны. В его конструкции нашли свое применение новейшие композитные материалы, снижающие радиолокационную заметность. Сейчас строятся три судна этого типа, а всего российский флот заинтересован в приобретении восьми таких кораблей.

Прорабатывается сегодня концепт и еще одного фрегата дальней морской зоны – «проект 22356». Перспективный корабль планируется оснастить ракетами «Ка­либр», а также зенитно-ракетными комплексами С-300Ф и «Штиль». Если концепт получит путевку в жизнь, то фрегат «проекта 22356» может стать самым мощным в мире кораблем этого класса.

Российский эсминец будущего – «проект 21956»

В будущем роль авиации во флотах ведущих мировых держав будет расти. Но к привычным палубным самолетам прибавятся еще и беспилотные летательные аппараты. В XXI веке боевые корабли и вовсе могут лишиться наступательного вооружения, поскольку нанесение ударов будет целиком отдано палубным беспилотникам.

Корабль «проекта 22350» и корабль «проекта 11356»

Разработка «проекта 21956» свидетельствует о коренном изменении в политике комплектации отечественного флота. Если в советское время строилось огромное количество самых разных боевых кораблей, то сейчас взят курс на максимальную унификацию. Такой подход можно считать правильным, ведь обслуживание большого количества различных кораблей – очень сложная задача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector