Искусственный интеллект vs человек

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Они любят решать проблемы

Как сказал тренер команды NFL «Hall of Fame» Джимми Джонсон, «успех наступает в тот момент, когда возможность отвечает уровню подготовки». Эта цитата настолько справедлива, что большинство успешных людей буквально живут ею, даже не подозревая об этом.

Те, кто просто верит в удачу и живет в надежде, что завтра она им улыбнется, не достигают многого. Они не относятся к интеллектуалам, потому что ставят удачу выше ума и усилий.

«Умники» же, напротив, всегда решают свои проблемы. Их нередко можно встретить за решением тех ситуаций, которые кажутся безвыходными. Интеллектуалы анализируют все вокруг, применяя свои знания для устранения любых препятствий.

В итоге всех людей можно поделить на тех, кто мечтает о выигрыше в лотерею, и на тех, кто зарабатывают миллионы, полагаясь только на себя.

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же  в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку –  будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая –  приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Гендерные различия

Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:

  • девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
  • математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
  • приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.

Почему интеллект разный

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других способностях, недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и творческое мышление – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

9 видов интеллекта: что с ними делать?

И все эти девять видов интеллекта у тебя уже есть. Серьезно! В той или иной степени в тебе развиты все стороны ума. Это не означает, что ты хорош во всем (такие гении редко встречаются), но определенные способности в каждой из областей у тебя, безусловно, имеются.

И еще кое-что, что тебя обрадует.

Каждый из видов интеллекта отличается от остальных, но все они равноценны. Ни один не лучше и не важнее другого.

Какими бы ни были твои способности и в какой бы сфере они ни проявлялись, их можно изучать, укреплять и развивать. Развить вербальный интеллект может как тот, кто даже не знает, как пишется «вербальный», так и будущий автор бестселлеров. Это всего лишь один пример, но, надеюсь, ты понял, о чем я.

Даже в одной области интеллект проявляется по-разному. Например, при развитом вербальном интеллекте можно быть прекрасным оратором, но не слишком хорошо владеть письменной речью. При развитом телесном интеллекте — отлично плавать, но посредственно играть в футбол. Поработав над собой, ты сможешь усовершенствовать как сильные, так и слабые стороны.

Любое действие вовлекает разные виды интеллекта. Например, может показаться, что для того, чтобы нарисовать картину, достаточно иметь образный интеллект. Но это не так! Тут нужен и телесный интеллект — чтобы овладеть различными техниками живописи; и природный интеллект — чтобы глаз замечал даже мелкие детали; и внутренний интеллект — иначе откуда возьмутся идеи? Так и со всеми другими видами деятельности, будь то актерская игра, сочинение рассказов, хоккей или компьютерное программирование.

Девять видов интеллекта присущи всем людям

Неважно, кто ты, откуда родом, сколько тебе лет, где ты вырос, — в тебе в той или иной степени присутствует каждый из видов интеллекта. Будешь ли ты их развивать, зависит только от тебя.

Свидетельства применения множественного интеллекта можно обнаружить в любой жизненной ситуации. Например, посмотри на своего соседа, у которого прекрасный сад, — это природный интеллект и образный. Или на своего брата, который постоянно что-то пишет в дневнике, — это вербальный интеллект. Или на маму, которая любит петь, — вот тебе и музыкальный интеллект.

Возможно, у твоего школьного учителя математики есть логический интеллект, а у учителя обществоведения — социальный. У твоего друга, умеющего жонглировать, развит телесный интеллект, а у того, кто начал свое дело, — внутренний. Проявления множественного интеллекта можно заметить и у водителя школьного автобуса (телесный), и у продавца в магазине (социальный).

Куда ни посмотри — дома, в школе, на улице — везде люди задействуют разные грани своего интеллекта. У каждого человека есть сильные стороны и каждый по-своему подходит к решению тех или иных задач.

Отличие искусственного интеллекта от естественного

Интеллект можно определить как общую умственную способность к рассуждению, решению проблем и обучению

В силу своей общей природы интеллект интегрирует когнитивные функции, такие как восприятие, внимание, память, язык или планирование. естественный интеллект отличает осознанное отношение к миру

Мышление человека всегда эмоционально окрашено, и его нельзя отделить от телесности. Кроме того, человек — существо социальное, поэтому на мышление всегда влияет социум. ИИ не имеет отношения к эмоциональной сфере и социально не ориентирован.

Как сравнить человеческий и компьютерный интеллекты?

Сравнить мышление человека с искусственным интеллектом можно исходя из нескольких общих параметров организации мозга и машины. Деятельность компьютера, как и мозга, включает четыре этапа: кодирование, хранение, анализ данных и выдачу результата. Кроме того, мозг человека и ИИ могут самообучаться в зависимости от данных, полученных из окружающей среды. Также человеческий мозг и машинный интеллект решают проблемы (или задачи), используя определенные алгоритмы.

У компьютерных программ есть IQ?

Нет. Показатель IQ связан с развитием интеллекта человека в зависимости от возраста. ИИ в чем-то превышает некоторые человеческие способности, например может удерживать в памяти огромное количество цифр, но это не имеет отношения к IQ.

Что такое тест Тьюринга?

Алан Тьюринг разработал эмпирический тест, который показывает, способна ли программа уловить все нюансы поведения человека до такой степени, что человек не сможет определить, с кем именно он общается — с ИИ или с живым собеседником. Тьюринг предложил, чтобы сторонний наблюдатель оценивал разговор между человеком и машиной, которая отвечает на вопросы. Судья не видит, кто именно отвечает, но знает, что один из собеседников — ИИ. Разговор ограничен только текстовым каналом (компьютерная клавиатура и экран), поэтому результат не зависит от способности машины отображать слова как человеческую речь. В случае, если программе удается обмануть человека, считается, что она эффективно справилась с тестом.

Символьный подход

Символьный подход к ИИ — совокупность всех методов исследования искусственного интеллекта, основанных на высокоуровневых символических (читаемых человеком) представлениях о задачах, логике и поиске. Символьный подход широко применялся в исследованиях ИИ в 1950–80-х годах. Одной из популярных форм символьного подхода являются экспертные системы, использующие сочетание определенных правил производства. Производственные правила связывают символы в логические связи, которые подобны алгоритму If-Then. Экспертная система обрабатывает правила, чтобы сделать выводы и определить, какая дополнительная информация ей нужна, то есть какие вопросы задавать, используя удобочитаемые символы.

Логический подход

Термин «логический подход» предполагает апеллирование к логике, размышлениям, решению задач с помощью логических шагов. Логики еще в XIX веке разработали точные обозначения для всех видов объектов в мире и отношений между ними. К 1965 году существовали программы, которые могли решить любую логическую задачу (пик популярности данного подхода пришелся на конец 1950–70-х годов). Сторонники логического подхода в рамках логического искусственного интеллекта надеялись выстроить на таких программах (в частности, записанных на языке Prolog) интеллектуальные системы. Однако у такого подхода два ограничения. Во-первых, нелегко взять неформальное знание и изложить его в формальных терминах, которые требуются для обработки ИИ. Во-вторых, есть большая разница между решением проблемы в теории и ее решением на практике. Даже проблемы с несколькими сотнями фактов могут исчерпать вычислительные ресурсы любого компьютера, если у него нет каких-либо указаний относительно того, какие рассуждения надо использовать в первую очередь.

Агентно-ориентированный подход

Агент — это то, что действует (от лат. agere, «делать»). Конечно, все компьютерные программы что-то делают, но ожидается, что компьютерные агенты будут делать больше: работать автономно, воспринимать сигналы окружающей среды (с помощью специальных датчиков), адаптироваться к изменениям, создавать цели и выполнять их. Рациональный агент — это тот, кто действует так, чтобы достичь наилучшего ожидаемого результата.

Гибридный подход

Предполагается, что этот подход, который стал популярным в конце 80-х, работает наиболее эффективно, так как представляет собой сочетание символьных и нейронных моделей. Гибридный подход увеличивает когнитивные и вычислительные возможности машины.

Другие понятия

Что такое сознание? Его можно определить как процесс функционирования интеллекта, процесс получения информации и обновления модели реальности. Оно тесно связано с понятием «Я». «Я» это элемент в модели, представляющий саму информационную систему. Есть ли понятие «Я» у собак? Да, это тот объект, с которым они связывают команды «Сидеть-Лежать». Это означает, что у собак есть сознание и интеллект. Но умножать например собаки не умеют. Возможно, это связано с тем, что для более высоких уровней абстракции нужны дополнительные информационные элементы, которые будут наблюдать более низкие уровни и строить их модель.
Сознание связано с самонаблюдением. То есть имеет место не просто получение информации о мире и обновление модели, а также и регистрация самих фактов получения, отражение их в модели, связь с объектом «Я». «Если мне тыкают под ребра, мне щекотно». «Вчера я не знал этого, сегодня знаю». То самое «Я мыслю — следовательно, я существую». Получается замкнутая система, часть элементов с выхода анализирующего блока передается на его вход. Можно предположить, что сознанием могут обладать только сложные существа, у которых достаточно информационных элементов для организации такой связи.
Что такое понимание? Что означает, когда мы говорим, что человек понял что-то? Это означает, что у него появилась правильная модель того, что он анализировал. Информационные элементы модели соответствуют элементам реальной системы. Понимание это построение правильной модели. Почему так важен опыт? Это модель. Она позволяет моделировать процессы в информационном виде, а потому планировать и выбирать нужный вариант.
Есть нейросети, они сами строят модель по входящей информации. Строят ли они правильную модель? Результаты показывают, что как-то не очень. Для них обычно требуется специальная выборка, это тоже подготовленная модель. Но какую-то модель они могут построить, поэтому некоторый уровень интеллекта у них есть.

Update:

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
  • Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Как узнать человека с высоким интеллектом

Как выражается высокий интеллект у девушки или парня? Что выдаёт умного человека?

Несколько признаков высокого уровня интеллекта.

Умение не отвлекаться на посторонние раздражители
Умные люди способны фокусировать внимание на важном на протяжении длительного времени.
Поздно ложится спать и поздно вставать. Считается, что «совы» умнее «жаворонков»
Были проведены два исследования, в которых участвовало больше 1000 человек

В ходе тестирования доказано, что высоким интеллектом обладают именно «совы».
Способность быстро приспосабливаться к новому. Это связано не только с новой работой, но и с поиском оптимального пути, который сможет более эффективно изменить ситуацию.
Человек с высоким интеллектом умеет признавать, что многое не знает. Он не боится сказать, что не имеет ответа на заданный вопрос, понимает, что чем больше знаешь, тем чаще сталкиваешься с неизвестным.
Умные люди невероятно любопытны. Именно любознательность — один из основных признаков высокого интеллекта.
Способность искать и принимать новые идеи, возможности. Такие люди не мыслят стандартно, они всегда ищут альтернативу, которая сможет привести к цели с наименьшими потерями.
Они чувствуют себя комфортно в одиночестве. Им не нужно чье-либо общество, чтобы чувствовать себя нужным, они самодостаточные личности.
Умеют взять собственные эмоции под контроль в тяжелой ситуации. Интеллектуалы могут планировать собственное время, умеют строить стратегии и оценивают результаты. Они не импульсивны, всегда принимают решение после тщательного обдумывания возможных последствий.
Хорошее чувство юмора. Было доказано, что умные люди имеют отличное чувство юмора, это подтверждают тестирования, которые проходили комики.
Эмпатия. Умный человек может поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Он сможет просчитать реакцию и повернуть ситуацию под выгодным для себя углом.
Умение находить связи, которые не видны с первого взгляда. Интеллектуалы могут найти различия и общие характеристики любых предметов, ведь они мыслят в более широком масштабе и никогда не используют шаблоны.
Задумываются о глобальных вопросах. Часто думают о смысле жизни, собственном предназначении, о существовании параллельных вселенных. Они размышляют, почему произошло так, а не по-другому, и что можно было изменить, чтобы не допустить такое разрешение ситуации.

Такие признаки не являются аксиомой, ведь люди разные, их нельзя грести под одну гребенку. Встречаются совершенно уникальные индивидуумы, которые не влезают ни в одну созданную рамку, и при этом считаются гениями.

Существует несколько неожиданных признаков высокого интеллекта, к которым относятся скептически, но они реально правдивые:

  • неопрятность и склонность к беспорядку — признаки высокого интеллекта;
  • умные люди имеют большой словарный запас, поэтому больше сквернословят;
  • стройные люди имеют более высокий ай кью, чем полные;
  • скромность, ведь они не способны хвастаться или переоценивать собственные силы;
  • больше любят котов, чем собак;
  • сохранение девственности в подростковом возрасте — один из показателей умного человека.

Примечания

  1. . slovarozhegova.ru. Дата обращения 6 января 2017.
  2. . slovardalja.net. Дата обращения 6 января 2017.
  3. Интеллект // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  4. Cattell, R. B. (1971). Abilities: Their structure, growth, and action. New York: Houghton Mifflin. ISBN 0-395-04275-5.
  5. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  6. Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа. М.:Астрель. 2011. — 512 с. ISBN 978-5-271-36294-1
  7. Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.:ООО «И. Д. Вильямс, 2007. — 240 с. ISBN 978-5-8459-1139-1
  8. Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 224 с. ISBN 5-9693-0022-5
  9. Кандель Э. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике. М.:Астрель. 2012. 736 с. ISBN 978-5-271-36938-4
  10. Dan Hurley. Smarter.The New Science of Building Brain Power. 2013 г.
  11. Conway A.R., Kane M.J., Engle R.W. Working memory capacity and its relation to general intelligence. // Trends Cognitive Science, — 2003. — Vol. 7. — P. 547—552.
  12. Spearman C., (1904) General intelligence, objectively determined and measured. American Journal of Psychology, 15, 201—293.
  13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. — С. 25. — (Мастера психологии). — ISBN 5-314-00121-7.
  14. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. — СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — С. 496. — (Миф, кругозор). — ISBN 978-5-00057-810-0.
  15. ↑ , с. 244.
  16. ↑ , с. 245.
  17. , с. 110.

Социальный интеллект

Основная статья: Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.
Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector