Библейские музыкальные инструменты
Содержание:
Варган
Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России.
За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы.
Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент.
Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил.
Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.
Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук.
Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания.
С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне.
Игра на варгане осуществляется следующим образом:
· металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам;
· через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух;
· одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок.
В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте.
Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких Предков.
Укулеле
Может быть, укулеле – не самый компактный в мире музыкальный инструмент и поместится далеко не в самый обычный карман, но его гораздо проще носить с собой, чем, скажем, тубу, обычную гитару и фортепиано.
Своеобразная вариация португальской брагиньи, завоевала мир ещё в начале прошлого века, а в Тихоокеанских странах стала настоящим национальным музыкальным инструментом, примерно как балалайка в России. Легкая, с очень самобытным звуком, довольно простая для осваивания укулеле, несмотря на свой строй и 4 струны, всё же остаётся гитарой. На ней можно саккомпанировать всё что угодно, а не только мелодии из «Спанч Боба»: хоть Scorpions, хоть «Сатана печёт блины», хоть «Калинку-малинку», но звучать она будет по-особому, потому как у этого инструмента своя необыкновенная, добрая и немного легкомысленная душа, прямо как у любимой девушки.
Где-то в потаённых влажных мечтах рисуется образ, в котором ты забросил укулеле, пару книг и сменную майку в маленькую наплечную сумку, сел в автобус и приехал на берег ближайшего океана (пускай даже Северного Ледовитого), сел на берегу и начал играть, смотря в синюю даль.
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).
1. Скрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.
2. Виолончель — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.
3. Гиджак — струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).
4. Кеманча (каманча) — 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.
5. Арфа (от нем. Harfe) — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.
6. Гусли — русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.
7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) — струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.
8. Балалайка — русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее — С. И. Налимовым.
9. Цимбалы (польск. cymbaly) — многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.
10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.
11. Клавесин (франц. clavecin) — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.
Швейцарская музыкальная шкатулка
В Невьянском государственном историко-архитектурном музее хранится шкатулка, которую изготовили в 1908 году в Швейцарии. Именно в этой стране стали изготавливать первые в Европе музыкальные ящики. В 1796 году женевский часовщик Антуан Фавр сконструировал металлическую гребенку, на которой с помощью зубчиков можно было проигрывать короткую мелодию. Сначала ее вставляли в часы и флаконы для духов — тогда изящные емкости с парфюмом прятали в статуэтки, которые открывались с помощью механизмов. Затем конструкцию усложнили и стали размещать в отдельных коробочках — так появились музыкальные шкатулки. В 1815 году в Швейцарии открылась первая фабрика по их изготовлению, из этой страны шкатулки поставляли в том числе и в Россию.
Механизм шкатулки из Невьянского музея выполнен из специальной стали — язычки гребенки издают тонкий, с хрустальным оттенком звон. Короб из темного дерева покрыт растительными орнаментами, а на крышке изображены музыкальные инструменты. Ее и сегодня можно завести, рукоятка находится на правой боковой стороне корпуса. Сверху, через стекло, можно понаблюдать за движением главного вала с зубчиками. Музыкальная шкатулка может проигрывать шесть разных мелодий подряд.
Варганы разных народов
Алтайский комус
К 80-м годам XX века алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая. Серийный выпуск комусов начали в 1987 году мастера С. А. Дейн и Владимир Петрович Поткин.
В последующие годы производство продолжили Владимиру Петрович и Павел Петрович Поткины, создав наиболее известные и продаваемые по всей России и за рубежом инструменты[источник?]. В наши дни алтайский комус — небольшой, латунный — воспринимается как наиболее типичный варган.
Балийский варган
Индонезийский варган с острова Бали называется генггонгом (genggong). Он состоит из деревянного каркаса и язычка, вырезанных из сахарной пальмы. Отличительной особенностью инструмента является наличие прикреплённой к язычку струны, используемой для звукоизвлечения.
Башкирский кубыз
Известен башкирский варган — кубыз. Наиболее знаменитый мастер, изготавливавший башкирские кубызы, — Роберт Абдрахманович Загретдинов (1932—2016 гг.), варганист-виртуоз, исполнитель на курае, заслуженный работник культуры РФ и РБ.
Белорусский варган
Белорусский варган носил различные названия. В западных областях было популярно название «друмла», в южных (Полесье) и центральных — «дрымба», в восточных — заимствованное «варган», в центральных и северных — «вурган», «варганизма».
Археологические архивы, свидетельствуют о 6 найденных на территории Белоруссии варганах, датируемых от XII до XVIII вв. Среди них варган, найденный на территории археологического заповедника «Берестье» а также самый поздний варган, найденный под Друцком.
Этнографические упоминания варгана в Белоруссии: Из народной шутливой песни «Як верабейка жанiуся»
«…Сабралiся музыканты, ударылi у барабаны,
А сiнiца — у варганицу, а варона — у гармону…»
Камбоджийский ангкуть
На самом деле ангкуть (камбоджийский варган), родом не из Камбоджи — он относится к пнонгским бамбуковым инструментам. Пнонгские племена населяют территорию практически всей юго-восточной Азии. Пнонги, как и афганские пуштуны, не признают границ, чем вызывают недовольство тайских и вьетнамских пограничников, свободно и без особого напряжения пересекая их в любое время. Зажимается он губами, как раз посередине. Комус умещается в руке — в зависимости от того, левша вы или правша. А противоположная часть — для боя. Материалом является бамбук.
Мурчунга
Нераспространенная разновидность варгана, у которой язычок очень жесткий и выходит за место крепления.
Существуют мурчунги разных размеров, от 2 см до 4. Распространены в Непале, Индии, также делаются голландскими и словацкими мастерами
Русский варган (зубанка)
Кованый варган мастера Валерия Ерошева
Ещё в XIX веке музыковед Владимир Фёдорович Одоевский писал:
Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина. |
До XVII века слово «варган» употреблялось по отношению к походному ударному (барабан) или клавишному духовому инструменту (орган).
В стихотворении Николая Алексеевичя Некрасова «В дороге» также упоминается варган:
…На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам. |
Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в XIX—XX веках, в особенности в Поволжье.
Татарский кубыз
Является татарской версией варгана. В современной татарской музыке употребляется нечасто, но раньше был одним из главных музыкальных инструментов. Отличаются татарские кубызы относительно тонким корпусом.
В наши дни татарские кубызы изготавливает мастер Тимур Вахитов, и они являются наиболее удачными моделями варганов, сочетающими чистоту звука и богатство обертонов.
Якутский хомус
Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов.
Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение.
Якутские хомусы отличаются характерным «трещащим» тембром.
Различают несколько типов хомусов:
- Мас хомус — плоская, тонкая, сужающаяся к концу лучина из лиственницы;
- Муос хомус — плоская рамка с вырезанным язычком из кости;
- Биhилэхтээх хомус — металлический варган с кольцевой держалкой на корпусе;
- Икки тыллаах хомус — варган с двумя язычками.
Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске.
Ложки как русский музыкальный инструмент
Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент.
Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука.
Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору.
Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.
Однако, ложки стали популярными не только благодаря своей распространенности и доступности.
Ложки – один из самых колоритных и самых узнаваемых музыкальных инструментов, пришедших к нам из Древней Руси.
Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные иностранцы.
Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников.
Теперь они покупаются в качестве сувениров, которыми забиты все базары и магазины.
Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием.
Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание.
Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности.
Немного видео:
Духовые
Основная статья: Духовые музыкальные инструменты
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, источником звука в которых является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента.
Медные духовые
Основная статья: Медные духовые музыкальные инструменты
Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, относящихся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.
К ним относятся:
- труба
- тромбон
- валторна
- туба
- геликон
- сузафон
Деревянные духовые
Основная статья: Деревянные духовые музыкальные инструменты
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.
Язычковые деревянные духовые
- Кларнет
- Бас-кларнет
- Фагот
- Контрафагот
- Гобой
- и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычок в нём деревянный).
- Дудук
Немного истории
Во все времена и цивилизации людская душа требовала чего-то большего, извините за сравнение, чем простое удовлетворение плотских потребностей. И одно из этих хотений была потребность в музыке…Много-много лет тому назад, в древности, музыка брала свое начало у первобытных людей в виде хлопков и притопов, чуть позже люди научились извлекать звуки из окружающей их естественной среды, с помощью повседневных предметов обихода, и наконец, люди стали усовершенствовать эти же предметы до получения первых музыкальных инструментов. В разных уголках мира люди по-разному учились извлекать звуки из предметов, и древние музыкальные инструменты по всему миру достаточно непохожи друг на друга. Древнейшие музыкальные инструменты изготавливались из подручных средств: камня, глины, дерева, шкуры убитых животных, а также использовались рога убитых животных для всяких ритуальных обрядов.
Развитие древних цивилизаций Европы привело к созданию музыкальных инструментов, использовавшихся для увеселения и развлечения. Особенно большой вклад в современные искусства сделали древние греки и римляне, у коих музыкальное ремесло было очень в почете. Об этом говорят сохранившиеся многочисленные музыкальные инструменты и даже летописи. А вот в культуре славян музыкальные инструменты уважались и ценились не во все времена, и далеко не у всех. Надо отметить, что овладением любой техникой музыкального искусства в древности имели право только мужчины, так как это считалось ремеслом.
Славяне придавали музыкальным инструментам сакральный смысл. Считалось, чтобы играть на музыкальных инструментах, надо продать душу дьяволу…Также древние музыкальные инструменты часто использовались для сигнальных целей или для исполнения обрядов, как например, карпатская трембита — самый длинный в мире музыкальный инструмент, длина его может составлять 2,5 м.
Материал трембиты не меняется и по сей день: это смерека (пихта европейская). Особенно богат на предания славянский народ…..Считается, что трембиту надо делать из смереки, в которую попала молния, а такое в Карпатах происходит часто.
Наши предки думали, что у каждого музыкального инструмента есть душа, и если человек, игравший на этом инструменте, умирал, то с ним хоронили и инструмент. Исконно русскими народными инструментами еще можно считать травяную дудку (обертоновая флейта), двойную свирель (двуствольная флейта — на рис. ниже) — одни из древнейших инструментов кустарного изготовления.
Также наши предки заменяли музыкальные инструменты бытовыми предметами, создавая звучание. Такими предметами часто были ложки, заслонки, ведра и т.п., а еще они использовали природные материалы ( кору деревьев, рога животных, стволы растений, бересту).
На Руси первое музыкальное искусство как-то не было особо развито, им занимались в основном пастухи. А вот такие народы, как украинцы и белорусы, очень любили повеселиться, а в Белоруси даже обозначили музыку как профессию: создавались древнейшие ансамбли, приглашались на праздности, веселья, свадьбы. И даже был обязательный набор звучавших вместе инструментов, у западных славян это были скрипки, контрабасы, цимбалы, бубны, а у южных славян — волынки и флейты.В конце XIX — начале XX веке многие традиционные музыкальные инструменты у русского народа были заменены балалайками (струнные), а затем гармошками.
Музыкальные инструменты нашего времени — это результат работы не одного поколения музыкантов и мастеров, это долгий процесс развития культуры и цивилизации в целом. Так давайте ценить и уважать то, что прошло через годы усовершенствований, прежде чем попасть к нам в руки — искусство воспроизводить музыку!
А сейчас немного картинок и фото на тему древние музыкальные инструменты
Тут вы можете посмотреть сколько сейчас стоят самые дешевые гусли
Что ищут в интернете по запросу диджей(очень интересно)
Также возможно вам будет интересно почитать:
- портативные колонки для компьютера
- что такое профессиональное звуковое оборудование
- как сыграть собачий вальс на пианино
- музыкальные инструменты для детей
Казахские национальные струнные инструменты
Такая категория музыкальных устройств в казахской культуре широко представлена. Среди этих инструментов особо почитаются такие:
Домбра.
Этот щипковый инструмент — визитка казахской музыкальной культуры. Для его изготовления используют древесину.
Есть две манеры игры на домбре: одни исполнители ударяют по струнам, а другие —пощипывают их.
Такая музыка передает чувства и переживания разного регистра: радость и любовное переживание, грусть и нежность.
Адырна — один из древнейших инструментов.
В его форме отобразилась воинственность кочевников-казахов: он напоминает изогнутый лук воина. Принципы игры на адырне такие же, как и на арфе.
Деревянный корпус инструмента легкий, потому что пустотелый. Роль струн выполняют куски специально выделанной кожи, сухожилия, нити, сплетенные из верблюжьей шерсти. Перебирая струны, музыкант создает мелодию.
Кобыз.
Этот струнный музыкальный инструмент смычкового типа делали из куска дерева, изгибая таким образом, чтобы он напоминал ковш.
Кобыз — инструмент, наделенный магическими и даже мистическими свойствами. Его звуки напоминают голоса животного мира. Казахи верили в тотемы, поэтому считали, что в этой музыке звучат голоса духов предков.
Казахская легенда повествует, что создателем кобыза был Коркыт-ата — известный сказитель.
Шертер — тюркский и казахский музыкальный струнный инструмент.
Внешне он напоминает уменьшенную домбру. У него есть гриф, но отсутствуют лады.
Для его изготовления использовали сырое дерево, которое изгибали до нужной формы и высушивали. На нее натягивали обработанную кожу. Струнами служили конские волосы. В шертере их всего две. Этот инструмент издает сильный звук.
Жетыген — популярный сегодня инструмент.
Его часто используют в современных народных оркестрах. Он имеет прямоугольную форму, изготовлен из дерева.
Внешне жетыген чем-то напоминает семиструнные гусли. Струны, к слову, делали из конского волоса.
Легенда о жетыгене раскрывает закономерность использования именно семи струн. Старик, потерявший семерых сыновей, вылил свое горе в поминальных песнях. Исполняя кюи по каждому из сыновей, он натягивал новую струну на музыкальном инструменте.
Казахские струнные инструменты щипкового типа — это отображение лирической души народа. Они имеют оригинальное строение и издают разнообразные звуки.
Балалайка
После того как из употребления вышла домра, на Руси появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (андреевскую) балалайку и не можем представить, что она когда-то была совсем другой. Предок нашей балалайки вероятнее всего калмыцкая домбра, двухструнная балалайка с очень длинным грифом, где одна из струн игровая. Звучала она больше на азиатский манер.
Со временем русские гриф укоротили и добавили третью струну. Балалайка в народном варианте появилась в конце XVII века. Якоб фон Штелин пишет, что редко когда не встретишь в каком-нибудь дворе мужичка, который на этом антихудожественном музыкальном инструменте наигрывает свои вещички дворовым девкам. Инструмент был легкодоступен, его можно было купить в любой лавке или изготовить самому.
Клавишные инструменты
Одним из наиболее известных инструментов, который дошел до наших дней, считают орган. Его первоначальное устройство имело cвои особенности: клавиши органа были настолько большими, что нажимать их нужно было кулаками. Звук органа неизменно сопровождал службы в церкви. Этот инструмент появился еще в Средние века.
Клавикорд — очень похож на фортепьяно, но его звук был тихим, поэтому играть на клавикорде перед большим количеством людей не имело смысла. Клавикорд использовали для вечеров и музицирования в домашних условиях. Инструмент имел клавиши, на которые нажимали пальцами. Клавикорд был у Баха, он играл на нем музыкальные произведения.
Орган
На смену клавикорду в 1703 году пришло фортепьяно. Изобретателем этого инструмента стал мастер из Испании Бартоломео Кристофори, он занимался изготовлением инструментов для семейства Медичи. Свое изобретение он именовал «инструмент, который играет тихо и громко». Принцип работы фортепьяно был таков: по клавишам нужно было бить молоточком, также имелся механизм для возвращения молоточка на свое место.
Молоток ударял по клавише, клавиша задевала струну и заставляла ее вибрировать, вызывая звук; ни педалей, ни демпферов не было. Позднее фортепьяно модифицировали: было изготовлено устройство, которое помогало молоточку опускаться наполовину. Модернизация значительно улучшила качество звука и облегчила процесс музицирования.
Старинных инструментов достаточно много, под это понятие попадают модели культуры славян, аккордеоны, сделанные в СССР и скрипки времен Антонио Страдивари. В частных коллекция встретить такой экспонат сложно, в большинстве своем полюбоваться на редкие инструменты можно в различных музеях. Но некоторые модели успешно продают на аукционах, предлагая покупателям заплатить за инструменты не слишком высокую цену. Если речь, конечно, не идет об экземплярах, которые попадают под понятие «антиквариат».
Губная гармоника
Пожалуй, самый популярный карманный инструмент в мире для тех, кому лень осваивать флейту и большую гармонь. Одними из первых, кто отметил удобство использования гармоники в походах, были фашистские захватчики, которые, если верить фильмам про войну, катались по оккупированным территориям на мотоциклах и наигрывали на губных гармониках «Ах, мой милый Августин». Не Валерия Леонтьева, а скучную народную песню. Но захватывать чужие территории у нормальных людей не принято, зато вполне можно наиграть какой-нибудь дорожный блюз во время долгой дороги.
Впервые миниатюрная под названием Little Lady была сделана в Германии на рубеже ХІХ–ХХ столетий. Длина современного инструмента составляет 3,5 см, толщина – 0,95 см, а ширина – 1,27 см. Весит такая мини-гармошка всего 18 грамм. Нынче их многообразие заметно увеличилось. Самих гармоник много: с разными диапазонами, строем, отверстиями и положением звуковых пластин, выбирай себе по вкусу. Хочешь играть блюз – бери блюзовую, хочешь играть все – бери диатоническую или хроматическую. Строй и тональность выбирай уже по своему вкусу.
Кстати, губная гармоника – это не только удобно и интересно, но ещё и полезно для здоровья. Врачи отмечают, что занятия на гармонике помогают развивать сильную диафрагму и глубокое дыхание с использованием всего объема легких. Многие легочные программы реабилитации включают гармонику. Так что твои кантри и блюз смогут тебя ещё и оздоровить.