Самые необычные музыкальные инструменты в мире
Содержание:
Варган
Первые варганы были найдены в Азии, а некоторые — и в Океании. Самому древнему варгану, найденному в руинах города Шимао уезда Шеньму в Китае в 2018 году, около 4 тысяч лет. Но это не значит, что этому типу инструмента только 4 тысячи лет, так как варганы делались из примитивных сплавов, легко ржавеющих в земле. За короткое время они полностью истлевали, и оставались только декоративные элементы из костей. Варган из Шимао же был сделан из кости, поэтому он так хорошо сохранился.
Кстати, у многих людей этот музыкальный инструмент, благодаря вестернам вроде «Долларовой трилогии» и музыке для этих фильмов, написанной Эннио Морриконе, ассоциируется с индейцами. Но на самом деле в Северную Америку варганы привезли только во времена колонизации в XVI–XVII веках. На них выменивали пушнину и другие интересные испанцам, британцам и французам товары. В Европе варган был распространён с XI по XIX век, а в России этот инструмент появился приблизительно в XIII веке.
Варган — это инструмент, из которого звук извлекается с помощью колеблющегося в проёме рамки язычка. Инструмент состоит из металлического язычка, закреплённого одним концом на металлическом каркасе, деки и крючка. Каркас служит для закрепления варгана перед зубами. Чтобы извлечь звук, нужно установить варган в ротовую полость, прижать к передним зубам и начать двигать пальцем по язычку. При этом между зубами должен оставаться промежуток, который позволит беспрепятственно проходить язычку варгана.
Варган всегда считался инструментом шаманов. Благодаря умелому изменению тембра, можно ввести человека даже в подобие транса, чем и пользовались многие северные народы, вызывая таким образом духов. Резонатором в данном инструменте служит не его конструкция, как, к примеру, в гитаре, а ротовая полость: изменяя положение рта и дыхание, можно достигать разного звукового спектра — от достаточно тонких звуков до «сочного» баса.
Если ты хочешь научиться играть на варгане, но не знаешь что выбрать, то можешь воспользоваться советами экспертов. К примеру, на сайте в разделе FAQ достаточно подробно описаны виды этого инструмента и то, какой звук из них можно извлечь. Кстати, у Обертон Про есть школа, где обучают игре на варгане. И если ты хочешь не просто дёргать язычок и прыгать вокруг костра, а извлекать ровный красивый звук, то стоит поучиться игре на этом инструменте.
Омникорд
Омникорд был создан в 80-х годах прошлого столетия. С его помощью можно сочинять собственные песни тем, у кого нет музыкальных знаний. Нажатие на кнопки создаёт звуки, а металлические пластины нужны для искажения переливов. Обидно, но этот инструмент не обрёл широкого распространения, и редко используется музыкантами. А ведь услышав его звучание, многие испытывают ощущение «дежа-вю». Определённо, что-то подобное они уже слышали. Причина в том, что омникорд — по сути, модернизированная смесь гуслей и арфы. Волшебные мелодии, которые он умеет издавать, цепляют за живое.
Струнно-смычковые
Скрипка, виолончель, контрабас, альт – одна красота. Вот только все перечисленные инструменты относятся к самым сложным в освоении. Если учиться с детства, то можно миновать все трудности, даже не приметив их, но для взрослых обучение с большой долей вероятности превратится в тяжкие муки. Дело в том, что смычковые требуют абсолютного слуха, а заиметь его в домашних условиях просто нереально. Репетиторы, как правило, не учат с нуля, а помогают отстающим в обучении. Самоучители и уроки бесполезны. Приемов звукоизвлечения на этих инструментов больше, чем звезд на небе. Сомневающиеся могут полистать ноты и партитуры сочинений современных композиторов.
Процесс обучения – беспрерывное преодоление самого себя. Если не хватит мотивации, можно на выходе из школы не суметь сыграть элементарные пьесы. Плюсов для желающих быстро научиться игре на экзотическом инструменте не вижу. Минусы все не перечислить. От цен на хорошие инструменты и необходимости ухода за ними, до сумасшедших нагрузок в обучении. Вывод: идти только при условии призвания.
В целом же, как и в любом другом виде деятельности, для достижения каких-то высот в музыке необходимо будет много трудиться
Но если есть желание освоить инструмент для себя, чтобы суметь наиграть пару мелодий в скучные зимние вечера, то стоит обратить внимание на первые позиции списка. Кроме того, я обделил вниманием такие инструменты, как карманный синтезатор варган, ложки, трещотки и кастаньеты
Как видим, выбор огромен – осталось только его сделать.
Превью: Depositphotos
Симфонический дом (Symphonic House)
Симфонический дом (Symphonic House). Вид снаружи.
Симфонический дом (Symphonic House) — это загородный коттедж на берегу озера Мичиган (США). Необычный проект дома-инструмента реализовали архитектор Дэвид Ханауолт и музыкант и мастер по изготовлению музыкальных инструментов Билл Клоз. Работа над симфоническим домом потребовала от создателей проведения исследования на предмет поиска идеальных гармоний в вибрациях, резонансе и геометрии помещений.
По признанию Клоза и Ханауолта, ими двигало желание узнать, возможно ли увеличить размер музыкального инструмента настолько, что внутри него сможет свободно перемещаться человек. «Находиться внутри инструмента и одновременно играть на нем позволяет почувствовать звук всем телом», — делятся авторы проекта.
Внутри и снаружи дома натянуты струны, длина которых достигает шести метров. В целях безопасности сила натяжения струн не превышает 43 килограммов. Для игры нужно надеть пропитанные специальным порошком хлопковые перчатки, защищающие струны от пота и частичек грязи, которые могут стать причиной коррозии и других разрушительных процессов.
Звучание симфонического дома отличается глубиной и богатством и чем-то напоминает виолончель или альт с более насыщенным верхом. Помимо физического воздействия на человека, дом начинает «петь» от порывов ветра, вызывающих колебания струн.
10 Октобас
Октобас – инструмент, выдающийся, в первую очередь, своими размерами: самые большие экземпляры могут достигать высоты 4,5 метра и быть шириной в 2 метра. Появился он в результате экспериментов скрипичных мастеров, считавших, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков. С созданием этого внушительного инструмента им удалось решить поставленную задачу: диапазон октабса – от до субконтроктавы (16.4 Гц) до ля контроктавы (55 Гц), тем самым, создавать более низкозвучащие инструменты такого рода не имело смысла, так как достигнута нижняя граница слышимого диапазона для человека (16 Гц — 20 кГц), и более низкие звуки было бы просто не слышно. Однако широкого распространения октобас не получил в связи с тем, что не обладал ожидаемой силой и насыщенностью звучания. Но тем не менее этот инструмент и сегодня можно встретить в некоторых музыкальных представлениях. Из-за внушительных размеров техника игры на октобасе имеет свои особенности. На нем играют стоя, встав на специальную табуретку. При этом прижатие струн осуществляется при помощи специального ручного механизма — для этого в октобасе сделаны 7 рычагов, которые позволяют прижать одновременно все струны на каком-либо из ладов, с 1 до 7 соответственно.
Октобас
Гуро Мё играет на октобасе в рамках фестиваля Only Connect, Осло, Швеция.
Самым крупным по размерам и низким по звучанию смычковым инструментом считается октобас, также именуемый октавный контрабас или субконтрабас.
В основе инструмента лежит суждение некоторых мастеров о том, что размеры контрабаса слишком малы для произведения достаточно низких звуков. Первый экземпляр октобаса был создан французским скрипичным мастером Жаном Батистом Виййомом в 1850 году.
Инструмент поражал воображение размером и низким звуком, но большой популярности не снискал — тяжелый и громоздкий, предназначенный для игры вдвоем (один октобасист зажимает струны, второй использует смычок) октобас был дорог и неудобен, да и необходимость наличия в оркестре вызывала много вопросов. Тем не менее, некоторые композиторы писали партитуры специально для октобаса: услышать звучание инструмента можно в произведениях Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса.
История современного октобаса начинается с американского мастера Джона Гейера, создавшего четырехметровую версию инструмента ближе к концу XX века. Гойер оснастилоктобас тремя струнами, настроенными на ноты C0 (До субконтроктавы, находится за гранью возможностей человеческого слуха), G0 (Соль субконтроктавы) и D1 (Ре контроктавы). Что же касается практического диапазона инструмента, то он невелик — от С0 (До субконтроктавы) до А1 (Ля контроктавы).
Из-за огромных размеров октабаса, играть на нем можно как самостоятельно, так и вместе с другим музыкантом, стоя на специальном табурете. Техника игры аналогична игре на контрабасе или скрипке.
Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника с модифицированной конструкцией: вместо стаканов внутри используются фарфоровые чаши.
Прародителями стеклянной гармоники послужили самые обыкновенные стаканы, игра на которых была известна в Европе с середины XVII века. С годами изобретательность и уровень мастерства музыкантов неустанно рос, а вместе с ними росла и популярность инструмента.
Прибывший в 1757 году в Лондон Бенджамин Франклин не смог устоять перед необычным звучанием стаканов, что вдохновило его на создание стеклянной гармоники. Заменив посуду на стеклянные полусферы, Франклин поместил полусферы на железную ось, которая вращалась при помощи ножной педали.
Нижние края полусфер погружались в ящик-резонатор, наполненный водой, что позволяло равномерно увлажнять стеклянные емкости. В свою очередь прикосновения пальцев музыканта к влажным полусферам приводило к появлению нежного и приятного звука.
В течение XVIII-XIX вв. обновленный инструмент пользовался огромной популярностью. Так, стеклянную гармонику в партитуры собственных произведений вводили Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Рихард Штраус и многие другие композиторы. Тем не менее, в среде композиторов находились и противники гармоники, считавшие, что звук инструмента пугает животных, негативно влияет на душевное состояние людей, приводит к преждевременным родам и расстройству рассудка. Дело дошло до того, что в начале XIX века в некоторых городах Германии использовать стеклянную гармонику запретили, что вскоре привело к «вымиранию» музыкального инструмента.
В XX веке к стеклянной гармонике вновь начали проявлять интерес, а инструмент смог покинуть стены музеев и частных коллекций. С течением времени внешний вид инструмента всячески изменялся, но идеи Франклина оставались основополагающими.
Гусли
Сергей Плотников: «У меня есть два любимых инструмента — гусли и колесная лира. Гусли — инструмент, на котором можно играть практически все. Можно петь духовные стихи, былины складывать, исполнять плясовые, протяжные наигрыши или просто музицировать. Не все современные песни подходят под гусли, но хорошо звучат песни Виктора Цоя.
Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самый древний вариант — лирообразные гусли, которые вышли из употребления в XIV веке. У них малое количество струн — 5–6 штук и не очень большой диапазон звучания. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич — все былинные герои, по идее, должны были играть на лирообразных гуслях. Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до 1980-х годов. Шлемовидные гусли были очень популярны на картинах и в кино. Но они относились к народной традиции марийцев и чувашей. У русских в народной традиции — крыловидные гусли, а шлемовидные считались инструментом благородного общества, поэтому крестьянами не использовались.
Раньше, когда еще не умели производить проволоку, для гуслей использовались кишечные и жильные струны или струной служил скрученный конский волос. Затем струны стали металлическими, они намного громче звучат. Кстати, в Средние века во время игры на танцах громкость была одним из главных достоинств инструмента.
Колесная лира (Hurdy-Gurdy)
Уличный музыкант с колесной лирой.
Струнный язычковый инструмент известен в Европе с конца XII века под названием «органистр», а древнейшие изображения колесной лиры, датирующиеся 1175 и 1188 годами, были обнаружены в английской книжной миниатюре и на барельефе собора Святого Иакова в Испании. Самая старая колесная лира, дошедшая до наших дней, относится к XII веку и представляет собой громоздкий инструмент для игры двух человек — один вращает ручку, а второй изменяет положение стержней.
С появлением в XIII веке облегченной колесной лиры, инструмент стал обязательным атрибутом средневековой культуры менестрелей. Лира потеряла популярность в XV веку: к тому времени колесная лира считалась инструментом бродяг и нищих. Возвращение популярности инструмента пришлось на XVIII век, когда лира приобрела популярность среди французской аристократии.
В России колесные лиры появились около XVII века, также ассоциируясь с бродягами, нищими и скоморохами, исполняющими незатейливые и шутливые песни под аккомпанемент инструмента. Несмотря на непростое отношение со стороны людей, в России колесная лира приобрела статус русского народного инструмента.
Во время игры лиру кладут на колени, извлекая звуки при помощи вращения ручки колеса и изменения положения стержней, с которыми связаны струны. Количество струн достигает 11 штук: большая часть из них вибрирует монотонно и одновременно в результате трения о колесо, а 1-4 отдельных струны воспроизводят мелодию.
Звучание колесной лиры отличается мощью, монотонностью и минорным гнусавым оттенком, вызывая ассоциации с музыкой народов Среднего Востока. Во многом качество звука зависит от точного центрирования колеса и гладкости его поверхности.
Терменвокс
Терменвокс создан в Петрограде в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Фактически, Термен изобрел первый в истории человечества электронный музыкальный инструмент, но на этом уникальность терменвокса не заканчивается: звукоизвлечение происходит не за счет физического воздействия на инструмент, а благодаря движению рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи специальных антенн.
Терменвокс предназначен для исполнения музыкальных композиций любых музыкальных жанров. При этом популярностью инструмент пользуется не только в среде любителей-экспериментаторов, но и профессиональных музыкантов. Помимо исполнения музыки, терменвокс может создавать разнообразные звуковые эффекты, находящие применение в кинематографе, мультипликации, театральном и цирковом искусстве.
Существует несколько разновидностей терменвокса, отличающихся особенностями конструкции и функционалом. В классическом терменвоксе изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как левая антенна отвечает за громкость звука. В более поздних моделях, спроектированных другими инженерами, в конструкцию инструмента добавили регуляторы, позволяющие производить куда больше манипуляций со звуком. Несмотря на кажущуюся простоту, освоение терменвокса требует немалых усилий.
Приборы управления видеоиграми
Однажды Роберту Делонгу пришла в голову потрясающая мысль: использовать игровые джойстики, манипуляторы и дистанционные пульты для создания музыки. Затея принесла бывшему игроману успех. Как говорит сам Роберт, управлять таким оборудованием очень трудно. Нужно ловко воспроизводить звуки из не предназначенных для этого приборов. Диджей — геймер обучился этому благодаря многочасовым играм в детстве на приставках Dendy и Wii. Инновация сделала парня очень известным, а это значит, что люди нуждаются и в такой музыке.
Такие новинки наталкивают на размышления: что же ждёт нашу музыку лет через сто? Какие мелодии и стили станут популярными? Хорошая музыка способна возвышать людей, рушить межличностные барьеры. Надеемся, что обе этим функции она будет выполнять все лучше.
Никельхарпа
Современная никельхарпа.
Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».
Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.
В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.
Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.
Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.
10 Литавры и большой барабан
Максимальное звуковое давление: 106 дБ
Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. В трактате «Устройство музыки» («Syntagma musicum», часть II «De Organographia», 1619) Преториуса литавры упоминаются как «ungeheure Rumpelfässer». С XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались для передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.
Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.
Большой барабан представляет собой широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных ритмических фигур или тремоло используются также палочки от литавр, от малого барабана и других ударных инструментов.
Основной приём игры на большом барабане — простые ритмические фигуры и одиночные удары в огромном динамическом диапазоне — от едва слышного пианиссимо до подобного пушечным выстрелам фортиссимо.
Большой барабан — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, в состав которого вошёл во второй половине XVIII века (одним из первых его применил в одной из своих опер Глюк), также используется в духовом оркестре, где к нему крепится одна из тарелок. Исполнитель одной рукой ударяет колотушкой по барабану, а другой держит свободную тарелку, которой ударяет по закреплённой. Обычно в духовом оркестре большому барабану отводится роль своеобразного «метронома», отбивающего сильные доли такта.
В партитуре симфонического оркестра партия большого барабана пишется на «нитке» (линии, на которой указывается только ритм) под партией тарелок, над партией там-тама.
Реактейбл
Реактейбл.
Реактейбл (Reactable) — мультимедийный музыкальный стол, поверхность которого одновременно служит для ввода и вывода информации. Интуитивно понятный интерфейс не требует от пользователя специфических знаний и позволяет в буквальном смысле прикоснуться к созданию музыки.
Основной принцип работы инструмента позаимствован у модульных аналоговых синтезаторов фирмы Moog, в которых для синтеза звука используется система специальных сот, связанных при помощи кабелей. В случае с реактейблом, в качестве основы используются программные патчи, а роль сот выполняют специальные блоки, выполненные в форме разнообразных геометрических фигур.
Каждый из блоков содержит определенную информацию. При контакте с рабочей поверхностью стола на процессор системы поступает сигнал, преобразующийся в звуковое и визуальное сообщение. Положение и ориентация блока в пространстве изменяют параметры звучания — так, разные положения одного блока влияют на итоговую громкость, тональность и скорость извлечения звука.
Реактейбл создан группой европейских инженеров из барселонского университета Помпеу Фарба, а за разработку опытного образца отвечали Сержи Жорда, Маркос Алонсо, Мартин Кальтенбруннер и Гюнтер Гейгер.
Сталактитовый орган
Сталактитовый орган (The Great Stalacpipe Organ).
Уникальный и необычный музыкальный инструмент, расположенный в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США. По сути — это полноценный орган, созданный внутри пещеры из естественных природных материалов. В книге рекордов Гиннеса сталактитовый орган признан «Самым крупным подземным инструментом естественного происхождения».
Инструмент создан математиком Лиландом Спринклом в 1956 году. По легенде, сын Спринкла ударился головой о низко висящий сталактит, а звук удара произвел впечатление на ученого, оценившего акустические характеристики пещеры.
У Спринкла ушло несколько лет работы на то, чтобы добиться идеального звучания инструмента и полноценного функционирования сталактитового органа. Звуки, производимые инструментом, слышны на всей площади пещеры, составляющей 14 км².
Управляющая консоль органа была разработана компанией Klann Organ Supply по проекту Спринкла. К обработанным камням подведены провода, по которым на закрепленные молоточки передаются специальные сигналы, появляющиеся после нажатий на клавиши инструмента. Молоточки ударяют по камням, извлекая звук.
В 2011 году шведско-финский музыкальный коллектив «Pepe Deluxe» стал первой группой, записавшей собственную музыкальную композицию с использованием сталактитового органа. Композиции с применением органа вошли на альбом «Queen Of The Wave», вышедший в 2012 году.
Сегодня внутри пещеры проводятся экскурсии, по окончанию которых любой желающий может приобрести диски с записью музыки, исполняемой органистом Монти Максвеллом.
Гармонь
На фестивале «Живая старина» в Ростове Великом
Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине ХIХ века.
На территории России — 50 видов гармоней. Внешне все они похожи, но имеют разный строй и разное звучание. Каждая губерния пыталась придумать свой вариант гармони или переделать уже имеющийся инструмент под свою исполнительскую традицию. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Гармошка была самым дорогим инструментом. Даже существовало такое понятие «цена гармошки». В Ельце спрашивали: «Сколько стоит гармошка?» Продавец отвечал: «30 свадеб». Свадебный аккомпанемент гармониста стоил 10 рублей. 30 свадеб отработал — и окупил цену гармони.
Арфа The Earth Harp
Идея изобрести самую большую арфу в мире принадлежит Уильяму Клоузу, руководителю коллектива MASS Essemble. По его словам, он хотел превратить всю планету в щипковый музыкальный инструмент, но все, что он смог сделать – построить огромную арфу под названием «The Earth» (Земля).
Длина струн «Земли» – свыше 290 метров. Они с одной стороны закреплены на деревянной платформе, а с другой присоединены к железным кольцам, приделанным к склону горного хребта в Санта-Монике (штат Калифорния).
Несмотря на огромные размеры, для игры на арфе нужен один человек. Он обеими руками дергает за 16 струн и извлекает из них необычные для слушателей звуки. Концерты Уильяма Клоуза на The Earth Harp в Америке стали настолько популярными, что он сделал еще десяток музыкальных установок и разместил их в густонаселенных городах США. Правда, их размеры намного скромнее, чем у «Земли».