Африканский музыкальный инструмент калимба
Содержание:
История происхождения
В наше время распространение «калимба» получил преимущественно в Африке – в центральной и южной, также можно встретить его на острове Мадагаскар. В Северную Америку и в страны Латинской Америки инструмент попал следующим образом: африканские рабы привезли первые примитивные модели на Кубу, где местные мастера занялись модернизацией и перевезли устройство на континентальную часть Америки. Сейчас многие профессиональные оркестры, группы и одиночные профессиональные музыканты используют калимбу для записи и исполнения своих композиций. Дело в уникальном звуке – недаром инструмент называют «ручным пианино». На нем можно играть аккордами, а также исполнять несложные мелодические рисунки. Нередко используется в медитативных целей, особенно в странах Востока.
Определим основные преимущества:
- оригинальное звучание;
- широкий спектр применения;
- простота использования;
- уникальность в своем роде;
- популярность, востребованность;
- компактность и др.
История происхождения калимбы
Археологи нашли подтверждения того, что калимба имела распространение на африканском континенте около двух тысяч лет назад. Народы, проживающие в Центральной и Южной Африке, использовали его в качестве инструмента для проведения различных культовых обрядов. В эпоху колонизации Америки он перебрался вместе с рабами сначала на Антильские острова, а затем и на побережье Южной Америки. Благодаря своим небольшим размерам, калимба была чуть ли не единственной вещью, которую рабы имели возможность взять с собой.
Кубинцы считают калимбу своим национальным музыкальным инструментом. На родине у него несколько десятков названий: лала, нданди, мбила, ликембе, санза. В европейском обществе закрепилось название Thumb piano, что означает «пианино для больших пальцев», на Западе – «калимба», а русские чаще всего употребляют слово «цанца».
Этномузыковед Хью Трейси в первой половине XX столетия проводил исследования на юге Африки. Ученого очаровывает звучание калимбы. Он выявил интересную особенность: в зависимости от местности инструменты отличаются по форме, размерам и характеру игры. Во второй половине столетия он основывает компанию, занимающуюся производством и продажей в Европу калимбы. В начале 70-х появляется большое количество производств, что расширяет возможности и окраски тональности.
Устройство музыкального инструмента
Самые большие настольные калимбы могут достигать размеров 120 см, размеры самых маленьких примерно 3 см. Существуют полые и сплошные музыкальные инструменты, что также влияет на музыкальное звучание. По форме выделяют прямоугольные и круглые калимбы.
Резонаторный корпус африканского инструмента калимба имел разную форму. От простого прямоугольного до затейливой фигуры животного или рыбы.
В прошлом чаще использовались бамбуковые или деревянные язычки пластин, теперь металлические находят большее применение. Пластины крепят на порожек, сам корпус делают из тыквы, дерева, панциря черепахи. Количество язычков варьирует от 4 до 100. Чем больше их число, тем сложнее в применении и искуснее игра. Диапазон звучания зависит и от полости внутри инструмента и количества пластин. Язычки могут быть от 2 см до 10 см.
Удивительное сочетание простоты и красоты звуков. Уникальность музыкального инструмента заключается в том, что несмотря на уровень познаний в музыке, любой человек сможет извлечь фантастические, чарующие звуки из калимбы. Импровизировать и играть может каждый, доверясь своей интуиции.
Виды
Как уже упоминалось, можно подразделить калимбы на цельные и полные, первый вид бюджетный и простой, а второй профессиональный, более дорогой. Но есть и другое разделение. Можно сказать, что один немецкий изобретатель и музыкант П. Хокема сконструировал новый инструмент на базе первичного, который стал называться Сансула. Его заводик в Гамбурге, Германия, стал производить подобные и иные виды калимбы, марка бренда Hokema. Сансула отличается только тем, что язычки располагаются на барабане.
Основные плюсы бренда:
- качественная сборка;
- мощный сбалансированный звук;
- точная настройка;
- гарантийное обслуживание;
- лучшая фабрика по производству сансулы.
Второй вид калимбы производят в Африке, фирма Хью Трейси – это традиционные модели, при изготовлении которых стремятся соблюсти все оригинальные природные стандарты, то есть использовать как можно меньше синтетики, в основном применяют различные сорта дерева, черепашьи панцири, орехи и другие природные материалы. При этом каждый инструмент аутентичен. Также сказывается то, что африканское дерево очень ценится своей крепостью и хорошими акустическими свойствами. То есть инструмент будет не только «звучащим», но и надежным, долговечным.
Отметим плюсы данного бренда:
- аутентичность каждого инструмента;
- оригинальность сборки, звучания;
- природные компоненты;
- возможность дистанционного заказа;
- применение африканских пород дерева.
Конструкция
Инструмент может иметь различную форму, все зависит от производителя и мастера. На корпусе, который является резонатором, находится ряд пластин, которые выполняют роль язычков, они и являются источником звука. Изготавливаются пластины классически из бамбука, а сейчас все чаще из металла. Резонатор может быть плоским и наполненным, а может быть полым, выполненным из панциря черепахи, выдолбленного дерева, тыквы – речь идет о профессиональных инструментах, более дорогих и хрупких. Количество язычков может варьироваться от 4-5 до 25-30. Чтобы ограничить звучащую часть у язычков устанавливают высокий порожек. Нотный ряд и количество нот, октав, будет зависеть от конкретного инструмента, каждый раз количество пластин может быть своим.
Звучание
Каждая калимба и сансула звучит по-разному, каждый инструмент уникален, но, кроме этого, существует различие и по народным модификациям, речь идет о том, что в каждом африканском народе используют свой особый инструмент, который и настроен своеобразно, такое встречается в мировой практике, и удивляться тут не стоит.
Перечислим основные виды звучания:
- лемба;
- баквена;
- бакве.
Звучание зависит от корпуса, от модификации, от язычков и их количества. Например, начинающий может приобрести инструмент с несколькими резонаторами и попробовать себя на нем, далее переходя на более серьезные модификации. Заказывать, разумеется, лучше все у производителей, но это не всегда дешево, поэтому приобретают подделки, которые несколько хуже звучат, но зато стоят гораздо дешевле. Калимбу иногда «поздвучивают», то есть устанавливают микрофон в непосредственной близости для снятия звука, в дальнейшем звук обрабатывается и усиливается, далее выводится на колонки или другую звуковоспроизводящую аппаратуру. Сансула сейчас также применима, как и её предок, особенно это касается европейских стран. Некоторые известные музыканты считают, что именно эта разновидность калимбы перспективна и будет набирать востребованность и популярность с течением времени.