Помощники в настройке винилового проигрывателя, клемпы и маты, стробоскоп и тестовые пластинки (часть 2)
Тонарм
Это один из двух элементов, оказывающих наиболее сильное влияние на звуковой почерк проигрывателя. В нём должны быть предусмотрены регулировки рабочей нагрузки на иглу, компенсации скатывающей силы («антискейтинга») и вертикального угла воспроизведения. В самых совершенных тонармах допускается регулировка горизонтального угла и даже угла перекоса (азимута) головки. Последние две регулировки предназначены для компенсации несовершенства головки и требуют наличия специального измерительного оборудования. А потому их вводили только в студийные тонармы.
Подшипники тонарма не должны допускать его свободный люфт в любом из направлений. В частности, при наличии вертикальной подвижности подвеса может меняться звуковой почерк от начала к концу диска, звучание может быть «быстрым» или «медленным».
В теории от рабочей длины тонарма зависит чёткость фокусировки музыкальных инструментов, особенно на внешней части диска. С этой точки зрения, чем тонарм длиннее, тем лучше, однако при этом увеличивается его масса, и возникают проблемы с использованием современных головок.
При недостаточной силе нагрузки на иглу звучание становится «плоским», напоминая компрессированные записи. При чрезмерном усилии прижима увеличивается износ диска и иглы.
При неправильной установке антискейтинга звучание теряет прозрачность, а диск и игла изнашиваются неравномерно. В общем случае «недокомпенсация» скатывающей силы лучше, чем обратная ситуация.
При неправильной установке вертикального угла в звучании высокочастотных инструментов (ударная медь, колокольчики) появляется жёсткость. Правильная установка вертикального угла возможна лишь в сочетании с точной установкой силы прижима, и тут будут полезны такие опции, как весы и маленький пузырьковый уровень.
Сильнее всего влияет на характер и качество звука воспроизводящая головка, она же картридж. Но это тема для отдельного рассказа.
Материал диска и мата
Поворотный диск может быть отлит из металла (обычно из алюминиевого или магниевого сплава), либо изготовлен из акрила, стекла или MDF. Если диск развязан со столом, его масса больше влияет на характеристики, нежели материал, из которого он изготовлен. В прежние времена маты делались почти исключительно резиновыми, и лишь в студийных проигрывателях встречались фетровые маты. В зависимости, от сочетания материала диска и мата звучание проигрывателя может становиться либо наполненным, либо пустым на средних частотах. Бас может приобретать некую вальяжность, либо, наоборот, становиться нервным. По некоторым данным, «твёрдый» мат лучше работает с «твёрдым» опорным диском, и наоборот. По этому правилу к металлу и стеклу лучше идёт резиновый мат, а к акрилу или MDF подходит пробка или фетр. Диск на мат должен опираться большей частью своей поверхности. Если мат имеет лишь внешнее и внутреннее опорное кольцо, при воспроизведении могут возникнуть проблемы с чёткостью контроля баса. Мат должен исключить проскальзывание диска, а в проигрывателях с быстрым стартом фетровый мат может потребовать использования дополнительного прижима диска (clamp). Кстати, присутствие «клэмпа» во многих случаях благотворно влияет на плавность воспроизведения.