Корабли викингов

Интересные факты

Скандинавские драккары – деревянные коробли, которые оснащали парусами, изготавливаемыми из длинных овечьих волос. При этом использовалась только шерсть редкой североевропейской породы. Природный слой жира помогал парусу сохранить сухость даже в самую неприятную погоду.

Для того чтобы корабль лучше набирал ход при попутном ветре, ткань шилась исключительно в квадратной или прямоугольной форме. Большой парус для драккара мог достигать площади в 90 квадратных метров. На его производство уходило около двух тонн шерсти (при том, что одна овца давала в год в среднем по полтора килограмма этого ценного материала).

Строительство корабля и подбор команды

Для постройки дракаров использовали дуб, ясень и сосну, как наиболее надежные породы. Некоторые модели изготавливались из одной породы дерева, чаще происходила комбинация. Инженеры из древней Скандинавии старались подбирать стволы с естественными изгибами для того, чтобы корабль был максимально аутентичен. Срубленное дерево расщепляли пополам вдоль волокон много раз. Дерево в момент расщепления не было сухим, что позволяло сохранить гибкость досок. Для эффективного выгибания доски замачивали в воде и просушивали над огнем.

Для изготовления кораблей-драконов использовали топоры, долото и сверло применялись для дополнительных работ. Пилы не применяли, хотя этот инструмент использовался с VIII века. Некоторые корабли строили только лишь с помощью топора.

Паруса драккаров шили из овечьей шерсти. Жировой слой (ланолин) отлично защищал полотно от влаги, даже во время ливней парус промокал очень медленно. Все паруса были квадратными или прямоугольными, что гарантировало управляемость кораблем и хороший разгон с попутным ветром.

Для создания паруса среднего размера требовалось около двух тонн шерсти, площадь такого паруса занимала 90 кв. метров. Учитывая древние технологии, на изготовление одного паруса уходило 144 человеко-месяцев (4 мастера должны были ткать полотно 3 года, трудясь ежедневно).

Команду драккара набирал лично капитан, он брал с собой в плаванье только тех, кому доверял, самых испытанных воинов. Каждый из них был «прикреплен» к собственному веслу и скамье, квыполняющей роль дома для воина на все время похода. Скамья служила викингу кроватью, на которой он спал под шерстяным плащом, под ней лежали его личные вещи. Когда возникала возможность, корабли приставали к берегу, чтобы команда могла поспать на суше.

Во время военных действий команды на корабли набирали больше в 2-3 раза, чем при перевозке грузов, поэтому лагерь на берегу становился настоящим спасением. Капитан и его приближенные, а также рулевой не занимались греблей. На воде оружие викинги складывали на палубе, а щиты вывешивали за борт, используя специальные крепления. Корабль, украшенный щитами с обеих сторон, смотрелся угрожающе и вселял страх во врагов. Вместе с тем, количество щитов оповещало врагов о величине команды.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру – Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость – не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) – это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже – с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само  захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности – иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Теории и версии о символизме каменных кораблей, возможные аналогии

Согласно доминирующей версии, каменные корабли связаны с древней традицией, существовавшей у народов Скандинавского полуострова и Северной Германии, по которой усопших надлежало отправлять на ладьях в море. Каменный корабль – упрощенный вариант исконного ритуала. При этомсам  образ корабля закономерен, ведь вся жизнь викингов и смежных им народов была связана с кораблями и морем как таковым, водная стихия имела в их культуре особое значение (например, боги моря и плодородия Ньёрд и Эгир).

Существует версия (высказанная, в частности, Врагом Викернесом), по которой кремирование и ингумация существовали на территории раннесредневековой Скандинавии параллельно, то есть один ритуал не заменял и не отменял другой. По этой версии кремировали и отправляли на ладьях в море лишь тех, кто при жизни чтил асов, тогда как в каменных кораблях хоронили людей, преданных ванам. Асы и ваны – две группы богов из древнескандинавской мифологии, которые на равных управляли мирозданием (асы – Один, Тор, Фригг, ваны – Фрея, Фрейр, Ньёрд). При этом ваны существенно древнее асов и, вероятно, изначально воплощали стихийные силы природы.

Х. Элис в своей работе «Дорога к Хель» говорит о том, что каменные корабли викингов могли быть связаны с посмертным путешествием в Хель. Но Хель в данном случае используется в значении загробного мира как такового, а не одноименной локации (Хельхейм). Данную версию Х. Элис подкрепляет тем фактом, что в ряде случаев каменный корабль располагается у основания погребального кургана (некрополя) и предваряет собой большую открытую площадку, предназначенную, вероятно, для публичных церемоний.

Любопытную версию высказали Д. Хопкинс и Х. Торгейрссон в научной публикации «Корабль в поле», которая вышла в сборнике хельсинского университета в 2012 году. Хопкинс и Торгейрссон предполагают, что каменные корабли так или иначе связаны с образом богини Фрейи, а точнее с ее обителью – Фольквангом. Посреди Фолькванга, в который Фрея отбирает половину воинов, павших в битве (другую половину Один забирает в Вальхаллу), располагается чертог Сессрумнир. Этот чертог, по мнению исследователей, является поэтической метафорой корабля, тогда как весь Фолькванг – это образ моря. В результате, каменный корабль, установленный у «входа» в некрополь, фактически является своеобразным отражением посмертного мироустройства.

Также вполне вероятно, что каменный корабль выступает благоприятным символом мира и процветания, в подтверждение этому тезису Д. Хопкинс и Х. Торгейрссон приводят эпизод с захоронением Фрейра из «Саги об Инглингах».

Традиционные захоронения, связанные с кораблями, также обнаружены на территории России (Рюриково Городище, Сарское Городище, Тимерево) и Украины (курган Черная могила под Черниговом). Некоторые исследователи также пытаются провести аналогию между каменными кораблями викингов и солнечной ладьей (она же – Ладья Ра или Корабль Хуфу) из древнеегипетской мифологии.

Советуем почитать:

  • Гальдраставы – происхождение и типология
  • Руна Уруз
  • Древнескандинавский бог Локи
  • Утгард
  • Од – персонаж скандинавской мифологии

Управление

Маневренные драккары викингов приводились в движение с помощью весел (на особенно больших кораблях их могло быть до 35 пар). Грести должен был каждый член экипажа. Команды менялись по сменам, благодаря чему судно не останавливалось даже в самом долгом пути. Кроме того, использовался надежный парус. Он помогал ускориться и воспользоваться морским ветром.

Викинги, как никто, в свое время умели определять благополучную для путешествия погоду. Были у них и способы определения приближения земли. Для этого на кораблях держались клетки с птицами. Периодически крылатых выпускали на волю. Если земли рядом не было, то они возвращались в клетки, не найдя места для другого приземления. Если команда понимала, что она сбилась с пути, судно могло быстро поменять курс. Для этого драккары оснащались самым современным на тот момент румпелем.

Воссоздание морских драконов

По сей день воссоздают прекрасные драккары. Корабль-дракон (на фото выше) используется для путешествий, на нем плавает команда, маштур которой проложен вдоль берегов Великобритании. В его команду (32 человека) может попасть каждый, пройдя тщательный отбор и спецподготовку. На основе Гокстадского корабля в 1984 г. в Петрозаводске реконструировали драккар специально для съемок фильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году в Выборге также построили несколько драккаров, которые используются для съемок исторических фильмов.

Драккары до сих пор поражают воображение историков, любителей мифологии и даже любителей татуировок. Тату с изображением драккара представляет собой художественную резьбу по телу. Однако, нет никаких доказательств, что викинги украшали свои тела такими татуировками, но поклонники их образа жизни вполне могут украсить свое тело кораблем-драконом.

Изготовление драккаров

Уникальность и эффективность драккаров достигалась благодаря трем основным характеристикам: легкости, прочности и упругости древесины, из которой делалось судно. Таким образом, дальнейшая долговечность корабля достигались специально подобранной древесиной, а также опытом поколений мастеров-плотников, которых на побережье Скандинавии было немало.

Свилеватость древесины (неупорядоченное расположение волокон)

Если древесина была свилеватая (с естественным изгибом), то она шла, в основном, на изготовление шпангоутов (поперечное ребро корпуса судна) и киля. Главным аргументом здесь является непрочность свилеватого ствола при дальнейшем сгибании, что крайне нежелательно для обработки, скажем, бортовых досок. Их делали уже из радиально отрубленных(вдоль волокон) стволов дерева с более упорядоченным строением волокон у сердцевины, которые потом доводились до ума при помощи старого доброго топора. Основным материалом для строительства драккаров служили рода деревьев, отличающиеся повышенной прочностью, износостойкостью и, в то же время, «податливостью» в изменении формы. Для жителей Скандинавии это были сосны, ясень и, чаще всего, дубы. Нужны были деревья средней плотности, к которым и относились вышеперечисленные. На один средний по размерам драккар могло уйти, приблизительно, 200 стволов сосны или дуба. Весла и др. дополнительные приспособления для драккара могли изготовлять из ели, которая также была распространена по всему полуострову.

Для изготовления драккаров, в большинстве случаев, использовались только ножи и топоры (хотя это и не исключает того, что викинги могли применять известные уже тогда долота, сверла и др.). В зависимости от задач, топор мог быть разной формы. Почему не использовать пилы, ведь они эффективнее топоров и уже были весьма распространенным строительным инструментом в то время? Потому что удар топора не деформирует волокна дерева и ровно их разрубает, а вот дерево, распиленное пилой, впитывает больше влаги, что губительно для дальнейшей обработки. Существовал даже специальный широкий топор для обтесывания досок. Фактически, цельное бревно раскалывали пополам, а потом делили на четверти, осьмушки и шестнадцатые… И на обшивку шла как раз-таки шестнадцатая часть бревна. Вырубленные доски для бортов корабля, пока они не засохли, смачивали водой и клали плоской стороной над огнем, чтобы доска стала более гибкой, а готовые детали корабля тщательно смолились. Чаще всего, доски в обшивке кораблей викингов скреплялись деревянными и железными гвоздями, а также заклепками.

Фрагмент из документального фильма «Могилы викингов». Разновидность топора для обтесывания досок.

Паруса для драккаров изготовляли из шерсти горных овец или баранов, поскольку данный материал был достаточно прочным и, благодаря естественной животной жировой прослойке на шерсти, служил отличным водоотталкивающим материалом, что было самым важным для длительных морских походов.

Стригли животных исключительно в июне, поскольку именно в этот период их шкуры были сильнее пропитаны жиром. В среднем, с одной овцы в IX-X вв. можно было собрать около 5 кг шерсти, из которых только половина подойдет для дальнейшей обработки на изготовление парусов (На паруса для одного драккара, приблизительно, необходимо 200 кг овечьей шерсти). Чтобы создать парус лишь на один драккар, необходимо было постричь, как минимум, 80 овец! На ткачество уходило приблизительно 100 дней, поскольку за 1 рабочий день получалось соткать только 1 квадратный метр плотной и минимально продуваемой ткани, поэтому изготовление парусов было по трудоемкости было сравнимо со строительством самого драккара.

Фрагмент фильма В.В. Познера «Самые, самые, самые». Судоверфь у датского музея викингов.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того – этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась – это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев – гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн»,  «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема – кеннинга.

Характеристика

Изображение воинов в драккаре на Стура-хаммарском камне I

Размеры драккаров варьировались от десяти до 19 метров, а позже с развитием кораблестроения стали достигать и до 30 метров. Драккары использовались как и для повседневных задач,к примеру торговли, так и для военных целей (чаще всего для последнего), а также для дальних морских плаваний, которые стали возможными из за особой конструкцией корабля. На драккарах викинги впервые доплыли до берегов Исландии, Англии, Гренландии и Северной Америки.

Головы резных драконов установленные на носу часто давали понять какого было социальное и финансовое положение хозяина корабля. Т.к. в силу статуса и возможностей головы драконов украшались по разному. Голова дракона на носу корабля ещё использовалась для устрашения врагов.
Особенно это получалось при набегах на новые земли. К примеру когда викинги впервые отправились в Западные земли, они приплыли к берегам ещё не известной страны – это была Нортумбрия.

Когда корабль викингов подплыл к берегу, его заметили монахи и испугались одного лишь вида корабля с драконом на носу. Они тогда посчитали что это дьяволы спустились с на землю чтобы наказать христиан за их грехи. Солдаты же увидев такие корабли часто бросали свои посты и бежали.

Безопасность и успех в плавании во многом зависели от конструкции и свойств тех кораблей, которыми пользовались викинги – их прочности и устойчивости, мореходности, грузоподъемности. Именно в эпоху Средневековья кораблестроение меняет в корне мореплавание. Драккары легендарных северных воинов и путешественников – викингов, являются ярким примером этих изменений. Изобилие дерева – дуба и сосны, а также наличие первоклассной железной руды, позволявшей скандинавам делать отличные железные орудия, способствовали быстрому строительству множества кораблей. Которые и стали настоящей основой их цивилизации. Боевые корабли именовались «драккар» (дракон).

У многих хевдингов (знатных норманнов) корабли имели вышитые золотом пурпурные паруса, а на золоченых мачтах у них были золотые фонари или флюгера в виде птиц с расправленными крыльями. Важным достоинством драккара был киль – продольная балка из цельного ствола дуба, идущая по всему днищу от носа до кормы. Киль давал кораблю прочность и устойчивость на волне и позволял выволакивать судно на берег не повреждая обшивку.

Посреди судна была одна мачта высотой 10-12 метров, которую в безветрие можно было убрать и хранить на палубе. Длина весел могла составлять 4-6 м, количество гребцов от 14 до 20 рядов и даже более. Рулевое весло, которое поворачивали при помощи короткой поперечной рукоятки – румпеля, – обычно располагалось на корме справа.

Драккары были очень хорошо сконструированы что позволяло плавать по рекам и фиордам. По этой же причине драккары позволяли высадить войска в глубине вражеской территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сливаться с волнами.

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

Борта драккара прикрывались щитами, чтобы защитить гребцов. На палубе не было ничего, что утяжеляло бы корабль. Похожее по конструкции торговое судно викингов – кнорр могло перевозить даже скот.

Ученым известно об этом благодаря самой знаменитой вышивке Средневековья – «ковру королевы Матильды», обессмертившей подвиги своего мужа, короля Вильгельма I Завоевателя.

На сохранившейся до нашего времени огромной полосе холста длиной 68,3 м и шириной 50 см («Байенское полотно») вышиты 58 сцен завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем.

На этом полотне были вышиты и корабли, на которых Вильгельм I перевозил свое войско из Нормандии в Англию. Хорошо видны полосатые паруса, мачты, украшенные «золотыми» флюгерами – указателями ветра, сделанными, скорее всего, из прорезной позолоченной жести. Тогда, в 1066 г., для перевозки войск и конницы, Вильгельм I собрал целый флот из более чем 100 драккаров, на которых и пересек пролив Ла-Манш. Из за своей конструкции на драккарах было возможно заходить на самое мелководье, что позволяло воинам быстро покидать корабли.

Последние статьи

  •   Как в первую мировую появился «русский спецназ», и за что впоследствии казнили атамана «Волчьей сотни» сегодня, 20:09
  •   Как жилось пленным немцам в советских лагерях после Победы СССР в войне сегодня, 17:48
  • +1   Почему Бритни Спирс уже 10 лет находится под опекой отца, и фанаты уверены, что ей нужна помощь сегодня, 16:33
  •   Для чего в Индии в древности строили ступенчатые колоды, и Как они выглядят сегодня сегодня, 15:07
  •   Откуда взялось победоносное «ура», и Почему иностранцы перенимали боевой клич отважных русских сегодня, 13:23
  •   О чём молчит самая «холодная и закрытая» актриса российского кино: Алла Демидова сегодня, 11:56
  •   Как на самом деле звали Чука, Гека, Вольку и других персонажей из советского детства сегодня, 10:10
  •   Как уроженка Украины стала соперницей Деми Мур: Сбывшаяся американская мечта Милы Кунис сегодня, 09:08
  •   8 отечественных знаменитостей, которых не узнать после смены имиджа 17.07.2020, 20:31
  • +1   Что зашифровано в послании, которое хранит средневековый паззл из иероглифов в саду древней Галисии 17.07.2020, 17:23

Все статьи

Корабли викингов для войны и походов

Драконьи корабли или драккары – так назывались суда, на которых отважные мореплаватели отправлялись воевать. Согласно легенде, викинги на драккарах сумели пересечь Атлантический океан и дойти до берегов Канады.

Драккар — это самое привычное для нас название. Но ученые утверждают, что подвидов боевых кораблей было гораздо больше:

  • драккар – быстрый боевой корабль (их еще именовали «снекья»), увенчанный резной головой дракона или змеи для устрашения противника во время сражения;
  • лангскип – узкая длинная ладья, предназначенная для долгих военных походов;
  • карфи – самые маленькие корабли армады;
  • аски – вместительные суда, предназначенные для перевозки атакующих команд викингов

Жители европейских стран, подвергавшихся нападениям викингов, словом «аск» называли все корабли военной армады, а их команды соответственно назывались «аскеманнами». «Аск» – это ясень, прочный материал из которого строили суда, «аскеманны» — ясеневые люди, военные приплывшие на кораблях из ясеня.

Эволюция судов викингов

Развитие скандинавского судостроения происходило по общепринятым законам: сложные формы постепенно заменяли архаичные. Первые корабли викингов не имели паруса и управлялись исключительно гребками. Такие суда не требовали особенных конструкторских ухищрений. Надводный борт подобных моделей отличался малой высотой. Она ограничивалась длиной гребка.

Ранние драккары отличались малым размером, из-за чего малым был и руль таких транспортных средств. С ним мог совладать и один человек. Однако по мере увеличения кораблей и усложнения их конструкции руль становился все больше и тяжелее. Для его регулировки стали использовать трос, который перебрасывался через планширь. Постепенно появилась и стала всеобщей поддержка руля. К концу эпохи викингов (в XII столетии) корабли стали исключительно парусными. Изменился и метод крепления мачты: она получила подъемные модификации. Ее опускали при прохождении прибоя.

Современные реконструкции драккаров – опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но – только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль – это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар – это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

Советуем почитать:

  • Муспельхейм – мир света и пламени
  • Один
  • Мьельнир – молот Тора
  • Древнескандинавский бог моря
  • Ётуны (Йотуны)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector