Гоночный болид — это самый технологичный автомобиль
Содержание:
- Болид «Формулы-1»: характеристики
- Пилотирование
- Комплектация
- Безопасность
- Самые известные болиды в истории планеты
- Метеориты
- KERS
- Tyrrell P34
- Lancia 037
- Различия современных видов гонок
- Установка специалистами
- Как долго длится гонка?
- Audi S1
- ‡амечание
- Астрономия
- §19.2. Болиды и метеориты
- Фатальный случай
- Противоаварийные устройства
- Производитель
- Brabham BT46
- Lancia Delta S4
Болид «Формулы-1»: характеристики
Ниже приведены основные технические данные гоночной машины:
- Двигатель. Рекомендуемая мощность — 750-770 л. с. при объеме до 3,0 литра, число цилиндров — 10, расположение V-образное.
- Шасси — длина 4,8 метра, ширина — не более 1,8 метра, высота — не более 525 миллиметров.
- Минимальный вес болида «Формулы-1» вместе с гонщиком — 702 килограмма.
- Тормозная система — гидравлическая, высокого давления, любые усилители, а также применение антиблокировочных механизмов запрещены.
- Электроника — применение ограничено с целью придания большей функциональности гонщику. Электронные средства используются только для телеметрии — передачи контрольных данных о состоянии всех систем болида, находящегося на трассе, информация поступает на мониторы в инженерном секторе команды. Обратная связь по телеметрическим каналам запрещена.
- Шины — допускаются резиновые, полиэстеровые и нейлоновые. Чем мягче протектор, тем лучше его сцепление с дорогой, но тем быстрее он изнашивается. Гонщики стараются не злоупотреблять мягкой резиной, так как может сложиться ситуация, когда придется использовать дополнительный пит-стоп, а заезд для смены покрышек — это потерянное время.
- Горючее — болид «Формулы-1» заправляется обычным высокооктановым бензином АИ-98 тройной очистки. В баки попадает уже кристально чистое горючее, и все-таки бывают случаи, когда мотор глохнет. Также нередки случаи возгорания двигателя.
- Скорость болида. Максимально допустимая — 363 км/час, в соответствии с техническим регламентом FIA.
- Управление. Штурвал болида «Формулы-1» — это сложное устройство, связанное с реечным поворотным механизмом высокой чувствительности. С рулевого колеса также передаются команды на трансмиссию для переключения скоростей. На обратной стороне штурвала установлены лепестковые сенсоры, которые активируются легким касанием пальцев гонщика. Акселератор находится на полу кокпита, педаль тормоза расположена там же.
Пилотирование
Lola Формулы-5000 Пола Ньюмана, перестроенная в спортпрототип Can-Am
Подброс машин при контакте колёс (Гран-при Нидерландов 1977 года)
Автомобили с открытыми колёсами обычно имеют наименьшую массу среди всех гоночных машин своего класса мощности и наибольшую концентрацию мощности среди автомобилей своего веса. Массы монопостов находятся в пределах 455—700 килограммов, а мощности могут достигать и превосходить 1 000 лошадиных сил. Это, а также высокая аэродинамическая оснащенность, определяет их наибольшие возможности по ускорению в поворотах и делает их наиболее быстрыми среди всех гоночных автомобилей.
Прототипы в принципе отличаются лишь закрытыми колесами, а потому теоретически тоже могут достигать таких динамических показателей, но на данный момент такие машины используются лишь в гонках на выносливость, а потому не могут сравниться с монопостами в скорости. В то же время возможна постройка прототипа из монопоста путём установки на него легкого кузова, закрывающего колёса — именно так были построены прототипы второй половины 70-х.
Высокие динамические характеристики монопостов накладывают повышенные требования к физической подготовке пилотов. Также автомобиль с открытыми колёсами даёт небольшое преимущество, так как пилоту проще строить траекторию движения из-за того, что он видит колеса авто. Кроме того, пилотирование требует большей аккуратности, монопосты практически не способны переносить без повреждений контакты, а контакт колесо-на-колесо очень опасен ввиду того, что один из автомобилей может взлететь и перевернуться.
Комплектация
Приборы станции «Болид» С2000 — это механизмы, которые связывают все датчики в единую систему и управляют ими. Прямая связь дает возможность сигнал датчиков через адресный аппарат доставлять к центральному пульту. Но ведь бывают и ложные сигналы. Система предусматривает даже эти случаи или сбои в работе. Можно настроить извещатели так, чтобы они сообщали о таких проблемах.
«Болид» С2000 быстро обнаруживает возгорание и передает информацию на сервер за несколько секунд. Сразу же после получения такого сигнала включается аппаратура, которая занимается ликвидацией пожара.
С2000 устроен так, что может работать от центрального пульта и самостоятельно, если этого пульта нет или он по каким-либо причинам не работает. Если сигнала от сообщающего устройства нет, то он переходит на работу в автономном режиме. Поэтому сбой в общей системе не помешает справиться с проблемой. Тушение пожара осуществляется при помощи порошковых или газовых тушителей. Он включает приборы удаления дыма и вентиляции. Одновременно система может задействовать почти сотню приборов. Поэтому не нужно устанавливать устройства, которые бы руководили каждым из них.
Определенное количество реле и шлейфов, связывающих их в единый комплекс, может решать такие задачи:
- ликвидировать возгорание автоматически или в ручном режиме;
- управлять всей Системой Контроля и Управления Доступом (СКУД), если центральный пульт вышел из строя;
- автоматически контролировать внутреннее и внешнее освещение;
- защищать кровлю от обледенения;
- оповещать звуковыми и световыми сигналами оповещателей о возникших проблемах;
- управлять тепло- и водоснабжением помещения;
- контролировать температурный режим в здании.
Кроме этого, система выполняет еще одну функцию. С помощью видеонаблюдения можно не только искать очаги возгорания, но и контролировать работу и действия сотрудников организации и посетителей.
Если организация имеет свой транспорт и стоянку для него, можно возложить контроль за ними на оборудование «Болид».
Пульт С2000-М – главный в системе. Именно там находятся программы на все предусмотренные случаи. Туда поступают сигналы о неполадках, оттуда же идет включение соответствующих программе приборов. 511 разделов, зон — более 2 тысяч.
С2000-КДЛ принимает информацию от более чем 120 адресных извещателей и расширителей, из которых пользователи советуют использовать не больше сотни. Они же питаются от двухпроводной линии связи.
С2000-К клавиатура выводит 485 команд о взятии и снятии с охраны, отображает сообщения. Работает с автоматизированным рабочим местом «Орион».
С2000-СП1 – реле, размыкает линии при напряжении после 60V.
С2000-КПБ – блок контроля и пуска, к которому подключаются 6 линий. Напряжение — от 12 до 24 V. Находит обрывы линий или возможные случаи коротких замыканий.
С2000-БЗК – защитный коммутационный блок.
Адресные датчики «Болид» ИПР 513-3А, позволяющие сообщать о пожаре в ручном режиме, работают от С2000-КДЛ, могут иметь около 130 адресов.
Пожарные датчики Дип-34А, реагирующие на дым, адресные. Размещаются на высоте до 9 м. Если помещение повыше, можно использовать линейные датчики. Из-за того что они предназначены для других систем, используют адресные расширители.
Охранные инфракрасные аналоговые датчики С2000-ИК позволяют обнаружить место пожара с высокой точностью.
Безопасность
Поскольку болид – это скоростная машина, одной из главных задач конструкторов при её разработке является обеспечение безопасности пилота. Ни один автомобиль не допускается к эксплуатации до того времени, пока им не будут пройдены краш-тесты. После нескольких трагических случаев на соревнованиях самого высокого уровня был установлен целый ряд требований относительно безопасности в боковых столкновениях и на случай опрокидывания машины. Болид проектируется так, чтобы в случае возгорания или аварии гонщик был способен покинуть его за пять секунд. Для этого ему достаточно отстегнуть ремни безопасности и вытащить руль. Пилоты, участвующие в «Формуле-1», даже регулярно проходят соответствующий тест. В случае его провала они просто не допускаются к соревнованиям.
Самые известные болиды в истории планеты
— Болид Галлея, за которым наблюдал ученый Галлей, по его словам, блестел, подобно Солнцу, и имел диаметр 2,5 версты на 476 верст. Наблюдения велись в марте 1718 года.
— Тунгусский метеорит, ворвавшийся в атмосферу в июне 1908, произвел нешуточные разрушения в районе реки Подкаменная Тунгуска. Загадку метеорита и последствия от его падения ученые исследуют до сих пор.
— Катавский болид в Челябинской области пролетел к Земле в апреле 1941-го. После этого были найдены не сгоревшие фрагменты небесного «гостя».
— В сентябре 2002 года в Иркутской области упал метеорит от пролетевшего Витимского болида. Последствия – уничтоженный на территории 10 на 6 километров лес. — В ноябре 2013-го над Крымом взорвался болид высокой яркости. Предположительно, это тело имело отношение к метеорному потоку Леониды.
— В феврале 2015-го болид первоначальной массой 10 тысяч тонн диаметром 17 метров вошел в земную атмосферу над Челябинской областью. Скорость его составляла 18 километров в секунду. Через полминуты небесное тело разрушилось.
Метеориты
Чаще всего болиды полностью сгорают, проходя через атмосферные слои. Но если яркость космического тела свыше -6m, а скорость сравнительно низкая, то полностью болид в атмосфере не сгорит – до поверхности долетят его фрагменты, называемые метеоритами.
Чтобы болид не сгорел без остатка, его скорость не должна быть выше 22 километров в секунду, и в конце его траектории не должно быть яркой вспышки (она означает разрушение болида). Именно медленные болиды оставляют после себя не сгоревшие части, долетающие до поверхности нашей планеты.
Признаком упавшего на землю метеорита является хорошо различимый гул, похожий на далекий взрыв – его слышно спустя короткое время после полета болида по небу. Метеориты, падающие на Землю, образуют вокруг себя воронку, похожую на след от снаряда. Внутри этой воронки и будет покоиться оплавленный фрагмент яркого болида – метеорит.
KERS
Финансовый мировой кризис 2008 года не мог не сказаться и на спорте, в частности, Формуле-1. В виду ухудшения финансовой составляющей команд, было принято решение добавить особую систему, увеличивающую мощность болида в некоторых случаях. Система рекуперации кинетической энергии или сокращённо KERS, позволяет накапливать кинетическую энергию в местах торможения болида и передавать её двигателю при разгоне. Более того, для увеличения скорости автомобиля на прямых, была реализована система антикрыла. Снизив сопротивление воздуху, можно добавить скорости, что приведёт к возможности обгона впереди идущего автомобиля.
Tyrrell P34
Когда гонялся: с 1976 по 1977 год. «Шестиколесный болид? В F1? Бред!» – подумаешь ты, но в далеких 70-х чего только не было, в том числе и шестиколесных болидов. По замыслу создателей, маленькие колеса были призваны уменьшить лобовое сопротивление больших передних колес. Вторая пара передних колёс была призвана увеличить пятно контакта и обеспечить необходимые тормозные качества. Они, конечно, показывали неплохие результаты, но особого преимущества перед четырёхколесными «скакунами» у них не было. Да и спонсору покрышек Goodyear стало накладно поставлять такое количество шин.
Lancia 037
Пожалуй, самый красивый представитель группы, просуществовавшей недолгие 5 лет — с 1982 по 1986 год. Lancia стала ответом доминировавшим тогда в ралли полноприводным моделям Audi Quattro. Полный привод тогда только начал появляться на легковушках, и итальянские конструкторы не поверили в его силу, оставив Lancia моноприводной. Однако из-за не слишком высокой мощности в 325 лошадиных сил на колесах, эту энергию можно было реализовать и через задний привод. К тому же, итальянский конкурент Audi был куда более надежным и не ломался так часто, как немецкие болиды. Хорошей управляемости итальянского болида способствовала центрально-моторная компоновка и легкие панели кузова из кевлара, снижающие общий вес авто. Все вместе это позволило Lancia выиграть чемпионат по ралли 1983 года, став последним моноприводным авто, взобравшимся на верхнюю ступеньку чемпионата.
Различия современных видов гонок
В современном автоспорте существует достаточно большое количество дисциплин. Кроме привычной и всем известной Формула-1, существуют несколько “формул”, таких как “Формула-2”, “Формула-3”, “Формула 3000” и ”Формула-Е”. В чем же отличия между этими видами автогонок?
Формула-1
Первая формула является самым престижным форматом гонок на сегодня, своеобразной вершиной пирамиды. В Ф1 хотят попасть абсолютно все гонщики, автоконструкторы, механики и инженеры. На “Формула-1” выступают сильнейшие автогонщики планеты.
Этот вид спорта не терпит ошибок и быстро отсеивает слабых и неудачных спортсменов. Постоянное состязание проводится и на уровне команд. Огромное значение имеет не только навык вождения пилота, но и сам болид. То, как автомобиль сконструирован и настроен механиками, играет очень важную роль.
Именно Ф1 породила Ф2, Ф3, Ф3000 и ФЕ.
Формула-2 и 3
На первых этапах F1 участие в заезде могли принимать все желающие. Именно этот фактор и заставил организаторов открыть новый формат гонок, который получил название “Формула-2”. Отличиями данной дисциплины от прародителя являются другой размер и мощность автомобилей участников. Автогонки пользовались огромнейшей популярностью во всем мире в середине прошлого века. В результате свет увидела Ф3. Гонки, в которых смогли участвовать автомобили с еще более слабыми характеристиками.
Ближе к концу 80-х гонки “Формула-2” утратили былой интерес со стороны публики и участников соответственно. Однако в 2009-2012 годах были вновь учреждены.
Формула 3000
Сегодня на смену неактуальной Ф2 пришли гонки, получившие название “Формула-3000”.Три тысячи — это объем двигателей автомобилей-участников заезда. Что касается третьей формулы – она не утратила своей актуальности и пользуется популярностью по сей день.
Аналоги во всем мире
Европейские формулы отличаются от популярных гонок в Америке. Лишь на первый взгляд особая разница не улавливается. В популярных американских гонках IndyCar все автомобили производятся на автоконцернах и закупаются командами, в отличие от формул, в которых команды самостоятельно проектируют автомобили. В результате максимальная мощность и прочие важные характеристики в болидах “Формула-1” существенно выше, нежели у американских IndyCar.
Гоночные треки так же имеют существенное отличие. В Америке гонки проводят на трассах овального типа. Что касается F1, тут используются специально построенные автодромы со множеством поворотов либо обычные городские дороги.
Кузовные гонки
Более приземленными для несведущего являются всевозможные кузовные гонки. Главным отличием можно назвать вид используемых авто. Если в “Формуле” конструкция болида граничит с чем-то космическим, то в кузовных гонках все выглядит куда более привычным. На треках соревнуются автомобили с обыденной “гражданской” формой. Но так просто все выглядит только снаружи: начинка автомобилей ничуть не уступает лучшим болидам Ф1. Среди кузовных гонок самыми престижными являются:
DTM – чемпионат Германии среди прототипов легковых автомобилей.
Nascar – Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей. Ежегодно устраивает множество одноимённых чемпионатов в Америке.
V8 Supercars – разновидность кузовных гонок, популярны в Австралии и Новой Зеландии.
Большинство пилотов попадают в “Формула-1” после успехов в кузовных гонках.
Формула-Е
Самая молодая из официальных гоночных дисциплин, первый сезон стартовал в 2014 году. Является своеобразным аналогом привычных гонок “Формула-1”, но все гоночные болиды оснащены электродвигателями.
Идея создания отдельного класса гонок на электромобилях зародилась в 2012 году. Сегодня успешно проведено четыре сезона гонок нового формата и в самом разгаре сезон 2018/2019.
Гонки на электромобилях привлекают все большее количество именитых участников. Один из титанов автомобилестроения Mercedes-Benz недавно заявил, что уходит из DTM после сезона 2018 года и дебютирует на “Формула-Е” в 2019 году.
Установка специалистами
Купленное оборудование нужно установить. Монтаж проводится специалистами. Сначала осматривают помещение, измеряют площадь, высоту зданий. Вычисляют, сколько и каких элементов нужно для выполнения качественной охраны.
Если устанавливаемый прибор «Болид» адресный, то перед установкой меняют адрес и конфигурацию.
Определенной цены на монтаж нет. Специалисты на месте определяют уровень сложности, учитывают площадь и высоту помещения, определяют методы установки, количество каждого вида датчиков и другой аппаратуры. Рассчитывают необходимое количество специалистов и техники, нужных для монтажа оборудования.
Как долго длится гонка?
Как бы неказисто это ни звучало, но гонка длится 305 км. И в зависимости от трассы пилоты могут проезжать эту дистанцию как за час с небольшим, так и почти за два. Таким образом, Гран-при «Формулы-1» – это соревнование «кто быстрее проедет 305 километров». Такая дистанция была выбрана как наиболее оптимальная для того, чтобы смотреть гонку по телевизору. Меньше – будет мало, а дольше – никто уже смотреть не станет.
Исключение – Гран-при Монако. Там дистанция гонки составляет 260 км. Просто если бы пилоты проезжали всю дистанцию, то гонка длилась бы чуть меньше трех часов – слишком уж на Лазурном Берегу узкая и медленная трасса. Ну и гонщики сами устают: в Монако предельно высокая концентрация, потому что на этой трассе малейшая помарка может стать роковой.
Audi S1
Доработанная версия обычного Quattro увидела свет в 1984 году как ответ чемпионской Lancia. Машину снабдили полным приводом и безумным 5-цилиндровым турбомотором на 500 лошадиных сил. При этом, машина весила меньше 1100 килограммов и отличалась от остальным неземным аэродинамическим обвесом. Автомобиль буквально был облеплен всяческими спойлерами и антикрыльями, что делало его похожим на инопланетный корабль. Ехал болид тоже нереально быстро — многократный чемпион мира по ралли Вальтер Рерль как-то признался, что думает слишком медленно для этой машины. А ошибаться пилотам в то время было нельзя — на каждом повороте трассы стояли сотни зрителей, буквально падающих под колеса. Порой автомобиль на скости под 200 км/ч несся по узкому коридору из живых людей, который расступались лишь перед самым бампером болида. Увы, S1 не довелось стать чемпионским авто под руководством немецкого завода из-за скоро закрытия группы Б в 1986 году.
‡амечание
‘егоднЯ, камень 84001 говорит с нами сквозь все
эти миллиарды лет и миллионы миль. Ћн говорит о возможности жизни.
…сли это открытие подтвердитсЯ, это, конечно, будет одним
из самых ошеломлЯющих открытий в нашем мире,
которые наука когда-либо обнаруживала.
Џромежутки времени, пространства и то количество информации,
которое он несет, настолько недосЯгаемы и завораживающие,
на сколько мы только можем себе представить.
€ хотЯ он обещает ответить на некоторые
из наших старых вопросов,
он ставит новые, еще более фундаментальные.
€так, мы будем продолжать слушать то, что он может сказать,
как и продолжать поиски ответов и новых знаний о том,
что так же старо, как само человечество, но существенно длЯ
будущего нашего народа»
‘олнцеЊаленькие телаЊатильдаЊежпланетнаЯ среда„евЯть Џланет‚ильЯм Ђ. Ђрнетт
Џубликации с ключевыми словами: космические аппараты — солнечнаЯ система — планеты — малые тела Џубликации со словами: космические аппараты — солнечнаЯ система — планеты — малые тела |
|
‚се публикации на ту же тему >> |
ЊнениЯ читателей
ЂстрометриЯ
—
Ђстрономические инструменты
—
Ђстрономическое образование
—
Ђстрофизика
—
€сториЯ астрономии
—
Љосмонавтика, исследование космоса
—
‹юбительскаЯ астрономиЯ
—
Џланеты и ‘олнечнаЯ система
—
‘олнце
Астрономия
Учебник для 10 класса
§19.2. Болиды и метеориты
Болидом называется довольно редкое явление — летящий по небу огненный шар (рис. 65). Это явление вызывается вторжением в плотные слои атмосферы крупных метеорных тел, окруженных обширной оболочкой раскаленных газов и частиц, образующихся при нагревании вследствие торможения в атмосфере. Болиды часто имеют заметный угловой диаметр в 0.1—0.5 видимого диаметра Луны и бывают видны даже днем. Суеверные люди принимали такие огненные шары за летящих драконов с огнедышащей пастью. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается и с грохотом выпадает на Землю в виде осколков. Упавшее на Землю тело называется метеоритом.
Рис. 65. Полет болида.
Метеорит, имеющий небольшие размеры, иногда целиком испаряется в атмосфере Земли. В большинстве случаев масса метеорита за время полета сильно уменьшается. До Земли долетают лишь остатки метеорита, обычно успевающие остыть, когда космическая скорость его уже погашена сопротивлением воздуха. Иногда выпадает целый метеоритный дождь. При полете метеориты оплавляются и покрываются черной корочкой (рис. 66). Один такой «черный камень» в Мекке вделан в стену храма и служит предметом религиозного поклонения.
Рис. 66. Железный метеорит.
Бывает три вида метеоритов: каменные, железные и железо-каменные. Иногда метеориты находят через много лет после их падения. Особенно много находят железных метеоритов. В СССР метеорит — собственность государства и подлежит сдаче в музеи для изучения. По содержанию радиоактивных элементов и свинца определяют возраст метеоритов. Он различен, но самые старые метеориты имеют возраст 4,5 млрд. лет.
Некоторые наиболее крупные метеориты при большой скорости падения взрываются и образуют метеоритные кратеры, напоминающие лунные. Самый большой кратер из хорошо изученных находится в Аризоне (США) (рис. 67). Его диаметр 1200 м и глубина 200 м.
Рис. 67. Аризонский метеоритный кратер.
Этот кратер возник, по-видимому, около 5000 лет назад. Найдены следы еще больших и более древних метеоритных кратеров. Все метеориты — это члены Солнечной системы.
Судя по тому, что число астероидов растет с уменьшением их размеров, и по тому, что открыто уже много мелких астероидов, пересекающих орбиту Марса, можно думать, что метеориты — это очень мелкие астероиды с орбитами, пересекающими орбиту Земли. Структура некоторых метеоритов
Свидетельствует о том, что они подвергались высоким температурам и давлениям и, следовательно, могли существовать в недрах разрушившейся планеты или крупного астероида.
Метеориты содержат только известные на Земле химические элементы что снова показывает материальное единство Вселенной. Соединения, входящие в состав метеоритов, отличаются от земных пород и дают сведения о начальном этапе формирования планет Солнечной системы.
Фатальный случай
Подобное произошло с трехкратным чемпионом мира Айртоном Сенной в 1994 году, когда он на скорости более трехсот километров в час не справился с управлением и врезался в бетонную стену.
Руководство FIA регулярно предлагает меры по повышению безопасности соревнований «Формулы-1», однако технические просчеты, погода, человеческий фактор и другие обстоятельства время от времени приводят к авариям. Особенно напряженная ситуация возникает во время старта, когда свыше десятка болидов одновременно берут с места в карьер. Каждый гонщик старается на первой секунде выйти вперед и занять крайний правый ряд, наиболее удобный для дальнейшего движения. Вот тут-то и происходят столкновения, оторванные колеса улетают на десятки метров, в пострадавшую машину врезаются идущие следом, возникает хаос и гонка останавливается, чтобы через полчаса начаться заново.
Противоаварийные устройства
Меры безопасности, применяемые к болидам «Формулы-1», достаточно радикальны: кокпит оснащается специальными дугами, которые защищают гонщика от травм при переворачивании. Если машина осталась на колесах, но загорелась, то у него есть несколько секунд, чтобы снять рулевое колесо, отстегнуть ремни и покинуть машину. Комбинезон гонщика «Формулы-1» сделан по специальным технологиям, между слоями ткани проложен огнеупорный композит, который позволяет находиться в огне в течение 17 секунд и при этом не пострадать. При аварии на место происшествия немедленно прибывают бригада техников и служба неотложной медицинской помощи.
Производитель
Системы производит Научно-внедренческое предприятие из г. Королев. НВП «Болид» является лидером в России среди предприятий, выпускающих изделия такого рода. Кроме этого, оно выпускает системы видеонаблюдения, контроля доступа. За двадцать пять лет своей деятельности инженеры-разработчики оборудования значительно улучшили его функциональные возможности и технические характеристики.
К оборудованию НВП «Болид» из раздела систем для охраны и противопожарной сигнализации относятся пожарные, охранные и комбинированные датчики, приемо-контрольное оборудование, аккумуляторы, монтажно-установочные приборы.
С помощью систем НВП «Болид» можно управлять машинами на парковках, отоплением и другими инженерными сетями, проводить учет всех потребляемых энергоресурсов. Можно отслеживать все движущиеся объекты.
Охранная система «Орион» используется на 800 тысячах предприятий. Не случайно ее считают самой популярной в России. Полсотни наград на различных выставках, в том числе международных, подтверждают это звание.
Brabham BT46
Когда гонялся: 1978 год. Это был первый в истории автоспорта болид, оснащенный электронным указателем времени прохождения каждого круга. Но тебя ведь привлекло не это, а странная турбина сзади. Так вот, это не турбина и не лазерная пушка. Это всего-навсего большой вентилятор, призванный высасывать воздух из-под днища машины, создавая тем самым низкое давление и требуемую прижимную силу. Официально команда объясняла его появление необходимостью охлаждения двигателя. Болид провел всего одну гонку под руководством того же Лауды и, разумеется, выиграл её, не оставив соперникам шанса. Лауда назвал эту победу самой лёгкой в его карьере. Но в связи с политикой F1 и многочисленными протестами потерпевших, болид пришлось снять с соревнований.
Lancia Delta S4
Как мы помним, Lancia 037 стала последним авто с задним приводом, выигравшим чемпионат — итальянцам срочно требовалось новое полноприводное оружие. И им стал хэтчбек S4 с монструозным турбомотором на 1,8 литра, выдававшим под 500 лошадиных сил. Изюминка модели была не только в каркасе безопасности из сплава титана, вокруг которого были навешены панели из революционного для того дня кевлара. для обеспечения высокой мощности и отсутствии турбоямы конструкторы одновременно применили и турбонаддув, и приводной компрессор на одном моторе — для тех лет это было почти чудом. Машина обладала нереальной скоростью, но появилась лишь в 1985 году и также стала причиной заката группы Б. В 1986 году на одном из спецучастков экипаж Хенри Тойвонена и Серджио Кресто на огромной скорости вылетел в пропасть. От удара о землю машина загорелась, гонщики не успели покинуть авто — это трагедия стала концом группы Б и началом жестких регламентов, ограничивающих скорость и безопасность болидом мирового чемпионата по ралли.