Лунный автомобиль
Содержание:
Астронавт «Аполлон-16» Чарльз Дюк стоит у луномобиля
Первое, что бросается в глаза, – откровенная «хилость» луномобиля. Все четыре двигателя на его колесах в сумме дают аккурат 1 (одну) лошадиную силу. Но это – исполнительные двигатели, они бы такую мощность, может, и взяли бы, да только кто же им позволит? Ведь суммарная мощность двух батарей – 300 Вт, т. е. всего 0,4 л. с. Масса этой «шайтан-арбы» – как у «Запорожца», и всего на центнер меньше, чем у «Жигулей», а мощность – 0,4 л. с.? Я поискал в доме бытовой прибор с мощностью как у американского луномобиля. Дрель – 750 Вт, принтер – 700 Вт, мясорубка – 420 Вт, наконец, старая кофемолка – 115 Вт. Вы можете себе представить «Запорожец», который ехал бы по сухому песку с двигателем не в 30 кВт, а 0,3 кВт? Специалисты НАСА скажут, что я ничего не понимаю в луномобилях, что на Луне «Ровер» быстро ездил по песку, оставляя глубокие колеи, лихо взбирался на горки и т. д. Я это тоже видел. Но то – кино! А я – про жизнь.
Возьмите секундомер с рулеткой и взбегите на один пролет лестничного марша как можно быстрее. Замерьте время, которое понадобилось, и высоту пролета. Затем свой вес (в килограммах) умножьте на высоту пролета (в метрах) и разделите на время (в секундах) и на 75. Уверен, что результат (ваша мощность в лошадиных силах) будет больше единицы. И в этом нет ничего странного: любой человек без проблем может развить мощность в 1 л. с., тренированные люди развивают мощность в несколько лошадиных сил, а спортсмены – до 10. Спросите себя: зачем было тащить на Луну телегу массой в 210 кг, т. е. в полтора раза больше, чем масса обоих астронавтов, если каждый из них может длительно развивать мощность (скажем, при ходьбе) большую, чем мощность этой «тачки»?
Велосипедист-любитель без проблем развивает скорость 30 км/ч. При скорости луномобиля (10 км/ч) велосипедист тратит энергии столько же, сколько и при обычной ходьбе, при скорости 5 км/ч – в 4 раза меньше. Т. е. если бы дело действительно шло о Луне, то американские инженеры соединили бы вместе два велосипеда и заставили астронавтов крутить педали, при этом тележка была бы в 10 раз легче «Ровера», а мощность ее – в 10 раз больше.
Впрочем, подобное сооружение наверняка не впечатлило бы Стэнли Кубрика (напоминаем, есть заслуживающая доверия информация, что грандиозную лунную постановку-мистификацию по просьбе американского руководства срежиссировал именно он): ему требовалось показать автомобильную мощь США. Но чтобы придать той телеге мощность хотя бы в 4 л. с., на нее нужно было грузить 300 кг батарей. Вот американские жулики и выкрутились: батарей загрузили 30 кг, а эфир заполнили болтовней о бешеной скорости этого агрегата. Перефразируя известный анекдот: луномобиль был «сильный», но не мощный.
Конструкция
Колесо лунного автомобиля
Приборная панель Лунного автомобиля
Лунный автомобиль был снабжён четырьмя ТЭДами постоянного тока Delco (каждое колесо луномобиля приводилось в действие индивидуальным ТЭДом) мощностью по 190 Вт каждый при оборотах до 10 тыс. оборот/мин. Передача крутящего момента осуществлялась через понижающий волновой редуктор 80:1, а также — двумя рулевыми двигателями (по одному для передних и задних колёс). Источник электроэнергии — две неперезаряжаемые серебряно-цинковые батареи напряжением 36 вольт и ёмкостью 121 А·ч каждая. Конструкцией предусматривалась возможность питания от батарей электромобиля устройства связи или телекамеры. Батареи и электроника были снабжены системой пассивного охлаждения.
Колёса луномобиля были разработаны компанией General Motors. Конструкция колеса включала алюминиевый диск и покрышку диаметром 810 мм и шириной 230 мм. Покрышка была выполнена из плетёной стальной проволоки (волокон) толщиной 0,84 мм с цинковым покрытием. Порядка 50 % площади покрышки занимал специальный титановый протектор для надёжного контакта с грунтом. Над колёсами располагались пылевые щитки.
Лунный автомобиль обладал массой в 210 кг и грузоподъёмностью в условиях лунной силы тяжести в 490 кг. Рама шасси длиной в 3 м с колёсной базой в 2,3 м была сварена из алюминиевых труб (алюминиевый сплав 2219).
Рама состояла из трёх частей, скреплённых шарнирами, благодаря чему она складывалась и во время полёта к Луне была закреплена снаружи, в отсеке 3 в сложенном виде, занимая объём 0,85 м3. Машина опускалась на грунт двумя астронавтами с помощью блочно-тросовой системы, шасси и сиденья раскладывались и фиксировались.
Остронаправленная антенна хранилась в другом отсеке. Максимальная высота автомобиля составляла 1,1 м. Дорожный просвет при полной загрузке — 350 мм. Радиус разворота — около трёх метров.
Управление машиной осуществлялось T-образной рукояткой, расположенной между сиденьями:
- подача ручки вперёд — движение вперёд (назад — в режиме заднего хода);
- влево-вправо — поворот, соответственно, влево или вправо;
- назад — торможение;
- полностью назад — стояночный тормоз.
На ручке имелся переключатель направления хода (вперед/задний ход). Приборное оборудование было смонтировано на отдельном щитке и включало в себя следующие приборы: спидометр, указатель пройденного расстояния, азимут движения (курс), наклон, индикаторы запаса мощности батарей и температуры.
Скорость передвижения составляла около 8—10 км/ч, хотя на отдельных участках луномобиль мог разгоняться до 16 км/ч и даже, поставив рекорд, в 18 км/ч, что впрочем, создавало лишь проблемы, так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше таковой на Земле, и, несмотря на полную нагруженность лунного вездехода, его ощутимо подбрасывало на неровностях грунта.
Навигация обеспечивалась гирокомпасом и одометром. Кроме того, на приборной панели было смонтировано простое устройство для определения азимута движения по тени штыря-гномона. Учитывая крайне малую скорость движения Солнца по лунному небу, точность прибора получалась вполне удовлетворительная.
Лунный автомобиль был оборудован собственной системой радио- и телевизионной связи. Имелась остронаправленная сетчатая параболическая антенна для прямой связи с Землёй, также ненаправленная антенна. На борту были установлены цветная телекамера и 16-мм кинокамера, а также 70-мм фотокамера. Для них имелся и запас плёнок в кассетах.
Использование
Каждый луномобиль использовался для трёх поездок — по одной в каждый из трёх дней экспедиции.
Экспедиция | Пробег | Общее время | Наибольшее удаление от лунного модуля |
---|---|---|---|
Аполлон-15 | 27,76 км | 3 ч 02 мин | 5,0 км |
Аполлон-16 | 26,55 км | 3 ч 26 мин | 4,5 км |
Аполлон-17 | 35,89 км | 4 ч 26 мин | 7,6 км |
Максимальное удаление луномобиля от лунного модуля ограничивалось ресурсами индивидуальных систем обеспечения астронавтов, которых должно было хватить для пешего возвращения к модулю в случае поломки луномобиля. После того как лунные автомобили и скафандры астронавтов продемонстрировали свою надежность, это ограничение было смягчено во время последней экспедиции (Аполлон-17), что позволило удалиться от лунного модуля на максимальное расстояние в 7,6 км.
Поврежденное крыло лунного автомобиля (Аполлон-17)
В ходе эксплуатации LRV на Луне астронавты испытали ряд трудностей. Так, во время экспедиции Аполлон-16 при втором выходе на грунт (место — точка № 8) астронавт Янг случайно задел пылевой щиток луномобиля и оторвал его. Пыль, поднятая колёсами луномобиля, осыпала астронавтов, консоль управления и оборудование радиосвязи. Батареи стали нагреваться, и расход энергии превысил штатную норму. Ремонт, однако, не производился. Та же деталь была оторвана в ходе экспедиции Аполлон-17 (Юджин Сернан задел её ручкой геологического молотка). Астронавты закрепили её клейкой лентой, однако из-за пыли лента держалась плохо, и через час щиток был потерян окончательно. Луномобиль снова осыпал себя пылью. Было принято решение исправить поломку собственными силами. Астронавты сделали пылевой щиток из подручных материалов, используя карты местности, клейкую ленту и зажимы — фиксаторы осветителей, снятые с лунного модуля. Карты со следами эрозии от лунной пыли были возвращены на Землю и экспонируются в музее National Air and Space Museum.
Установленная на луномобиле цветная телевизионная камера с 6-кратным объективом-трансфокатором была оснащена электроприводом для поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях и изменения фокусного расстояния, благодаря чему ей могли управлять не только астронавты, но и оператор с Земли. Это значительно расширило возможности видеосъёмок и, в частности, позволило заснять старт лунного модуля с Луны. Для такой съёмки луномобиль заранее оставлялся в позиции на таком расстоянии от модуля, чтобы в поле зрения его телекамеры попадал он весь. Оператор на Земле, ориентируясь на телевизионную картинку с камеры, управлял её приводом, сопровождая взлёт модуля. Хотя время старта было известно с точностью до секунд, в силу заметно долгого прохождения сигнала по цепочке Луна—Земля—Луна оператору приходилось работать с упреждением по времени. Так, вертикальное панорамирование приходилось начинать, когда на телекартинке оператора модуль ещё стоял на грунте. Это затрудняло съёмку, вследствие чего в экспедициях Аполлон-15 и Аполлон-16 старты лунных модулей были засняты плохо. Однако в экспедиции Аполлон-17 старт лунного модуля был заснят удачно.
Юджин Сернан на луномобиле
Есть и еще нестыковочки
На некоторых фотографиях луномобиля обращаешь внимание на колеи от колес. Вернее, на полное их отсутствие
Следов от ног астронавтов – сколько угодно, а от колес – нет! Ни спереди, ни сзади! Как луномобиль оказался в данном конкретном месте, не оставив следов своего прибытия? Не иначе по воздуху прилетел. Точнее, по вакууму: на Луне ведь нет воздуха… А скорее всего, это – просто макет, который принесли на руках и установили в качестве декорации. Кроме того, при лунном притяжении пыль из-под колес должна лететь на метры вверх, а она, чертовка, поднимается совсем невысоко, как и положено на Земле. И еще: луномобиль трехметровой длины никак не мог поместиться в тот отсек лунного модуля, где, согласно отчетам НАСА, находился во время полета. Длина того отсека – всего-то полтора метра.
Конструкция, габариты и внешний вид электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»
Конструкция лунохода «Лунный Ровер»
Конструкция «Лунного Ровера» была достаточно простой. Каждое колесо снабжено тяговым электродвигателем постоянного тока, всего их 4, мощность каждого 190 Вт. Крутящий момент передается через понижающий волновой редуктор 80:1, также имеются 2 рулевых двигателя на каждую пару колес (задние и передние).
Электроэнергию луноход «Лунный Ровер» получает от двух неперезаряжаемых серебрянно-цинковых батарей, напряжение каждой — 36 Вольт. Это очень дорогие батареи, которые применяются именно в космической и военной технике благодаря их высокой удельной емкости и невзрывоопасности. От этих же батарей питались устройства связи и телекамеры. Батареи лунного электрокара были неперезаряжаемыми — их хватало всего на три поездки, после чего ровер просто оставляли на поверхности Луны. В будущем аккумуляторы луномобилей смогут подзаряжаться, например, от солнечных батарей, но при первых высадках на Луну, в силу кратковременности экспедиций, это не требовалось.
Как мы видим, достаточно специфичный автомобильчик получился! Настоящий электромобиль-луноход! Еще одна его особенность заключалась в том, что охлаждение всех узлов было сделано пассивным — поскольку на Луне в условиях вакуума вентиляторы не работают.
Колеса электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»
Шина Лунного Ровера
Колеса электромобиля — лунохода имели оригинальную конструкцию — на алюминиевый диск была надета покрышка из плетеной стальной проволоки с цинковым покрытием. Почти половину площади покрышки занимал специальный протектор из титана — для жесткого сцепления с грунтом. Конструкция колеса включала алюминиевый диск и покрышку диаметром 810 мм и шириной 230 мм. Конструкция колес разработана небезызвестной General Motors.
Рама электромобиля — лунохода «Лунный Ровер»
Рама «Лунного Ровера» была сварена из алюминиевых труб и имела колесную базу в 2.3 м. Рама электрокара — лунохода была складной и в сложенном виде перевозилась в грузовом отсеке лунного модуля. При установке на грунт электромобиля сиденья и шасси раскладывались и фиксировалась в нужной форме.
Конструкция
Колесо лунного автомобиля
Приборная панель Лунного автомобиля
Лунный автомобиль был снабжён четырьмя ТЭДами постоянного тока Delco (каждое колесо луномобиля приводилось в действие индивидуальным ТЭДом) мощностью по 190 Вт каждый при оборотах до 10 тыс. оборот/мин. Передача крутящего момента осуществлялась через понижающий волновой редуктор 80:1, а также — двумя рулевыми двигателями (по одному для передних и задних колёс). Источник электроэнергии — две неперезаряжаемые серебряно-цинковые батареи напряжением 36 вольт и ёмкостью 121 А·ч каждая. Конструкцией предусматривалась возможность питания от батарей электромобиля устройства связи или телекамеры. Батареи и электроника были снабжены системой пассивного охлаждения.
Колёса луномобиля были разработаны компанией General Motors. Конструкция колеса включала алюминиевый диск и покрышку диаметром 810 мм и шириной 230 мм. Покрышка была выполнена из плетёной стальной проволоки (волокон) толщиной 0,84 мм с цинковым покрытием. Порядка 50 % площади покрышки занимал специальный титановый протектор для надёжного контакта с грунтом. Над колёсами располагались пылевые щитки.
Лунный автомобиль обладал массой в 210 кг и грузоподъёмностью в условиях лунной силы тяжести в 490 кг. Рама шасси длиной в 3 м с колёсной базой в 2,3 м была сварена из алюминиевых труб (алюминиевый сплав 2219).
Рама состояла из трёх частей, скреплённых шарнирами, благодаря чему она складывалась и во время полёта к Луне была закреплена снаружи, в отсеке 3 в сложенном виде, занимая объём 0,85 м3. Машина опускалась на грунт двумя астронавтами с помощью блочно-тросовой системы, шасси и сиденья раскладывались и фиксировались.
Остронаправленная антенна хранилась в другом отсеке. Максимальная высота автомобиля составляла 1,1 м. Дорожный просвет при полной загрузке — 350 мм. Радиус разворота — около трёх метров.
Управление машиной осуществлялось T-образной рукояткой, расположенной между сиденьями:
- подача ручки вперёд — движение вперёд (назад — в режиме заднего хода);
- влево-вправо — поворот, соответственно, влево или вправо;
- назад — торможение;
- полностью назад — стояночный тормоз.
На ручке имелся переключатель направления хода (вперед/задний ход). Приборное оборудование было смонтировано на отдельном щитке и включало в себя следующие приборы: спидометр, указатель пройденного расстояния, азимут движения (курс), наклон, индикаторы запаса мощности батарей и температуры.
Скорость передвижения составляла около 8—10 км/ч, хотя на отдельных участках луномобиль мог разгоняться до 16 км/ч и даже, поставив рекорд, в 18 км/ч, что впрочем, создавало лишь проблемы, так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше таковой на Земле, и, несмотря на полную нагруженность лунного вездехода, его ощутимо подбрасывало на неровностях грунта.
Навигация обеспечивалась гирокомпасом и одометром. Кроме того, на приборной панели было смонтировано простое устройство для определения азимута движения по тени штыря-гномона. Учитывая крайне малую скорость движения Солнца по лунному небу, точность прибора получалась вполне удовлетворительная.
Лунный автомобиль был оборудован собственной системой радио- и телевизионной связи. Имелась остронаправленная сетчатая параболическая антенна для прямой связи с Землёй, также ненаправленная антенна. На борту были установлены цветная телекамера и 16-мм кинокамера, а также 70-мм фотокамера. Для них имелся и запас плёнок в кассетах.
Использование
Каждый луномобиль использовался для трех поездок — по одной в каждый из трёх дней экспедиции.
Экспедиция | Пробег | Общее время | Наибольшее удаление от лунного модуля |
---|---|---|---|
Аполлон-15 | 27,76 км | 3 ч 02 мин | 5,0 км |
Аполлон-16 | 26,55 км | 3 ч 26 мин | 4,5 км |
Аполлон-17 | 35,89 км | 4 ч 26 мин | 7,6 км |
Максимальное удаление луномобиля от лунного модуля ограничивалось ресурсами индивидуальных систем обеспечения астронавтов, которых должно было хватить для пешего возвращения к модулю в случае поломки луномобиля. После того как лунные автомобили и скафандры астронавтов продемонстрировали свою надежность, это ограничение было смягчено во время последней экспедиции (Аполлон-17), что позволило удалиться от лунного модуля на максимальное расстояние в 7,6 км.
Поврежденное крыло лунного автомобиля (Аполлон-17)
В ходе эксплуатации LRV на Луне астронавты испытали ряд трудностей. Так, во время экспедиции Аполлон-16 при втором выходе на грунт (место — точка № 8) астронавт Янг случайно задел пылевой щиток луномобиля и оторвал его. Пыль, поднятая колесами луномобиля, осыпала астронавтов, консоль управления и оборудование радиосвязи. Батареи стали нагреваться, и расход энергии превысил штатную норму. Ремонт, однако, не производился. Та же деталь была оторвана в ходе экспедиции Аполлон-17 (Юджин Сернан задел её ручкой геологического молотка). Астронавты закрепили её клейкой лентой, однако из-за пыли лента держалась плохо, и через час щиток был потерян окончательно. Луномобиль снова осыпал себя пылью. Было принято решение исправить поломку собственными силами. Астронавты сделали пылевой щиток из подручных материалов, используя карты местности, клейкую ленту и зажимы — фиксаторы осветителей, снятые с лунного модуля. Карты со следами эрозии от лунной пыли были возвращены на Землю и экспонируются в музее National Air and Space Museum.
Установленная на луномобиле цветная телевизионная камера с 6-кратным объективом-трансфокатором была оснащена электроприводом для поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях и изменения фокусного расстояния, благодаря чему ей могли управлять не только астронавты, но и оператор с Земли. Это значительно расширило возможности видеосъемок и, в частности, позволило заснять старт лунного модуля с Луны. Для такой съёмки луномобиль заранее оставлялся в позиции на таком расстоянии от модуля, чтобы в поле зрения его телекамеры попадал он весь. Оператор на Земле, ориентируясь на телевизионную картинку с камеры, управлял её приводом, сопровождая взлёт модуля. Хотя время старта было известно с точностью до секунд, в силу заметно долгого прохождения сигнала по цепочке Луна—Земля—Луна оператору приходилось работать с упреждением по времени. Так, вертикальное панорамирование приходилось начинать, когда на телекартинке оператора модуль ещё стоял на грунте. Это затрудняло съемку, вследствие чего в экспедициях Аполлон-15 и Аполлон-16 старты лунных модулей были засняты плохо. Однако в экспедиции Аполлон-17 старт лунного модуля был заснят удачно.
Комментарии читателей.
Все комментарии
zif.samarkandskiy
да, были Люди в наше время,
не то, что нынешнее племя….
Богатыри, не мы(с)
они не читали, ссутулясь, в метро, Гари Потного, не смотрели там-же «Криминальное чтиво»….
Они были уверены за свой завтрашний день, за спокойную старость, за учёбу детей…
да, как всегда, чего-то не хватало, но, эти трудности некоторые сами себе устраивали….
Помню, как сейчас, такого чела: «Я работаю осветителем в театре(название театра), но зарплата маленькая, приходится по очередям толпится со всякой сволочью…»
на моё предложение пойти шахтёром -и будет тебе и денег и санаториев в Крыму за профсоюзный счёт — «да вы что, я- шахтёром -никогда…пусть дураки работают»…
Дураки, тем не менее, работали, не понимая, как счастливо они живут, как будут вспоминать сделанное, написанное, выращенное…и смотреть, как этим пользуется кто-то из «осветителей»….
простите, не сдержался….
Дорогая передача, нам бы лучше про реактор, про любимый лунный трактор(с)…трактор действительно был любимым…..
service_cbs
В 1960-х годах соединенные Штаты и Советский Союз были вовлечены в «космическую гонку», и каждая из сторон стремилась первой направить человека на Луну, что было способом демонстрации миру своих технологических возможностей. В результате каждой из сторон что-то удалось сделать первой — был запущен в космос первый человек (Советский Союз), были произведены первые запуски двух и трех человек в космос (Соединенные Штаты), осуществлена первая стыковка на орбите (Соединенные Штаты) и, наконец, высадка первого экипажа на Луну (Соединенные Штаты).
Ой, амеры, ну хоть первого человека в космосе назвали и то ладно. А первого человека, вышедшего в открытый космос, а первый спутник и т. д. И вообще, американцы на Луне не были — это уже известно всем. Потеряли 40 кг. лунного грунта, которого якобы привезли с Луны. То все хвастались, а как потребовали предъявить — ой мы потеряли. Потеряли чертежи двигателя к ракете (sic!) и теперь летают на наших РД-190.
aist99
Сегодняшняя пресса к России милостива. Вот и советский луноход американцы вспомнили, только о выдающихся разработчиках ни слова. Хоть бы Георгия Николаевича Бабакина упомянули, некрасиво.
Grifon
Так, например, на сделанных в 2012 году снимках отчетливо виден спускаемый аппарат, сам Луноход и его след на поверхности Луны.
——————
А что, зонд не смог обнаружить следы американской высадки? А то некоторые из мировой общественности сомневаются американскому достижению… а.. погодные условия помешали)
service_cbs
И я еще раз во всеуслышание утверждаю, что американцы на Луне не были, а когда заставили предъявить доказательства — лунный грунт, тут же «потеряли» его. И вы этому верите?
nika_zhukova_00
По данным NASA, к моменту окончания своей миссии Луноход-1 преодолел примерно 10,54 километра (6,5 мили), он передал на Землю 20 тысяч телевизионных изображений и 200 телевизионных панорам. Кроме того, с его помощью было проведено более 500 исследований лунного грунта.
———
Уж извините, не могу удержаться: светлая память создателям этого чуда (даже и по нынешним меркам) техники! (Наверное, почти никого из «мастодонтов» уже и не осталось в живых…). Тем, кто еще жив — здоровья! А «Луноходу-1», оставшемуся в одиночестве в лунной пустыне, спасибо за работу! (хоть он и «железяка», а жалко его, как живого)…
ural2016
Осталось дождаться момента, когда поржём, увидев отсутствие следов амерских на Луне…
Забойщик с полундры
«Изображение места посадки Лунохода-1 было получено с помощью лунного космического зонда Lunar Reconnaissance Orbiter с камерой высокого разрешения на борту. Так, например, на сделанных в 2012 году снимках отчетливо виден спускаемый аппарат, сам Луноход и его след на поверхности Луны.»
И что мешало сфотографировать место высадки американцев на Луну? Подозрительно всё это как-то…
«Луноход-2» на снимках
Внешние изображения |
---|
В марте 2010 года профессор Филипп Стук из Университета Западного Онтарио обнаружил на снимках, сделанных LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), «Луноход-2», уточнив тем самым координаты его местонахождения. Координаты оказались близки к тем, которые указывали советские учёные.
Позже стало известно, что канадский учёный Филипп Стук неверно определил местонахождение «Лунохода-2». «То тёмное пятно, которое он принял за „Луноход-2“, — это место около кратера, в который луноход заехал и с некоторым трудом выехал. Там он много двигался вперёд и назад и разворачивался, и нарушенный грунт виден, как тёмное пятно», — сказал Александр Базилевский, участвовавший в проекте как селенолог, заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского (ГЕОХИ).