Сверхмощная артиллерия: в российские войска поступила первая обновлённая сау «малка»
Содержание:
- Согласования и утряски
- Конструкция и технические решения
- История создания
- Боеприпасы
- Тактическая задача
- Боевое применение САУ
- Дальность стрельбы и применяемые боеприпасы
- Конструкция установки
- САУ 2С7М «Малка»
- История разработки самоходной артиллерийской установки «Пион»
- Компоновка бронекорпуса
- Вооружение
- История создания
Согласования и утряски
Сухие факты сообщают современному читателю о том, что разработка самоходного орудия началась в 1967 году, к весне 1970-го техническое задание было окончательно сформулировано, а к середине 70-х первые экземпляры нового образца начали поступать в части Советской Армии. Однако скоро сказка сказывается, а дело делается намного дольше. Гаубица «Пион» рождалась в муках. Первый макет, выполненный из дерева в натуральную величину, руководством МО СССР и специалистами Ленинградской артиллерийской академии был забракован. Потом возникли споры по поводу калибра, ведь орудие предназначалось не только для стрельбы спецзарядами, но и обычным массово производимым оборонным комплексом снарядов. После долгих дискуссий заказчики остановились на 203-х миллиметрах, предложенных представителями завода «Баррикады» как оптимальный типоразмер. Выбор шасси тоже был непростым, ходовые части танков Т-10 и Т-64 не подходили из-за сильного отката. В конечном счете консенсус был достигнут. Кировскому заводу, как головному разработчику, была поставлена задача спроектировать гаубицу «Пион». Пушка поручалась заводу «Баррикады» (г. Волгоград). Забегая вперед, можно отметить, что оба предприятия с правительственным заданием успешно справились.
Конструкция и технические решения
В основном электровоз является вариантом электровоза 2ЭС10 с установленным тяговым оборудованием, предназначенным для работы на однофазном переменном токе номинальным напряжением 25 кВ. В более общем плане машина представляет собой отечественную базовую платформу электровоза 2ЭС6 разработки «Группы Синара» с интегрированным тяговым оборудованием производства Siemens.
Основные характеристики электровоза (в частности, тяговые характеристики) в основном соответствуют электровозу 2ЭС10. Существенным отличием является рекуперативное торможение вместо рекуперативно-реостатного на 2ЭС10.
На электровозе применена принципиально новая для отечественного электровозостроения конструкция крышевого оборудования, при которой высоковольтные шины на массивных изоляторах заменены более компактными высоковольтными кабелями.
Также из современных технических решений можно отметить:
- Применение микропроцессорной системы управления МПСУиД, включающей в себя функции регистрации параметров, диагностики с передачей данных по каналам технологической радиосвязи
- Оснащение модульной кабиной нового образца с улучшенными эргономическими и гигиеническими параметрами
- Снижение расхода электроэнергии за счёт применения светодиодного освещения
Предусмотрена возможность работы электровоза по системе многих единиц, а также автономная работа одной секции электровоза.
История создания
Во времена Хрущёва большая часть усилий была направлена на разработку ракетной техники и об артиллерии забыли до его смещения.
В 1967 году появился проект САУ, предназначенной для стрельбы ядерными тактическими боеприпасами. Эта машина с закрытой рубкой на базе объекта 434 оказалась не слишком удачной, но сама идея министерству обороны понравилась.
В последнем месяце этого же года начались работы по воплощению в металл новой артиллерийской установки, обладающей дистанцией стрельбы не менее 25 километров. Для унификации с предыдущими пушками выбрали калибр 203 миллиметра.
В качестве шасси рассматривалось несколько вариантов:
- основной боевой танк Т-64А;
- тяжёлый танк Т-10;
- новая ходовая часть на основе узлов уже существующих танков.
Во время стрельбы сила отката достигала 135 тс (тонна-сила), что поставило крест на существующих шасси и было выбрано создание специального.
8 июля 1970 года начались официальные работы по созданию «Пиона», завершившиеся испытаниями в 1973 году. На них выявились проблемы с дистанцией стрельбы, не дотягивающей до официальных требований. Это решили изменением состава порохового заряда.
В 1975 году САУ «Пион» приняли на вооружение армии СССР, а в 1977 году завершилось создание и принятие на вооружение ядерных боеприпасов для новинки.
Боеприпасы
САУ «Пион» в основном использует осколочно-фугасные ОФ43 и активно-реактивные боеприпасы. Вес осколочно-фугасного снаряда 110 кг, в нём находится почти 18 кг взрывчатого вещества. Такой снаряд 203 мм орудие способно отправить на дистанцию до 37,5 километров.
Активно-реактивный снаряд с почти 14 кг взрывчатого вещества мог пролететь рекордную для своего времени дистанцию 47,5 километров.
Для уничтожения серьёзно защищённых объектов существуют бетонобойные снаряды, врезающиеся в цель на скорости более 2 Махов.
Ядерные снаряды хранились на складах, доставлялись только после приказов командования и предназначались для поражения скоплений вражеских войск или крупных объектов вроде заводов. Дальность стрельбы ими достигала 30 километров.
Тактическая задача
Во время проведения масштабной стратегической наступательной операции, как считают военные теоретики и полководцы, в первой же ее фазе необходимо подавить очаги сопротивления, ввергнуть в хаос системы связи и управления противника, тем самым нанести его обороноспособности наибольший ущерб. Для выполнения этой задачи в наше время используются тактические ракеты, бомбардировочная и штурмовая авиация и другие средства огневого воздействия, в том числе дальнобойная артиллерия. Преимущество последней состоит в относительной дешевизне каждого выстрела (по сравнению с ракетами) и проблематичностью поражения снаряда с атомным зарядом в полете. Орудие должно обладать рядом технических показателей, среди которых главные: дальность стрельбы (не менее 25 км, иначе в облако радиологического заражения попадут свои войска), достаточная масса забрасываемого заряда (примерно центнер) и довольно высокая точность. Гаубица 2С7 «Пион» соответствует этим требованиям, более того, она и сегодня считается самой мощной в мире артиллерийской системой.
Боевое применение САУ
Несмотря на длительный период эксплуатации в СССР, САУ «Пион» не применялись в боевых условиях. Большое количество установок находилось в составе Группы советских войск в Германии (ГСВГ), однако, в 1990-91 годах все они были передислоцированы в Сибирский и Дальневосточный военный округа.
Есть сведения о применении установок 2С7 грузинской стороной во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Была задействована батарея из шести САУ, но в ходе отступления они были оставлены. Одна такая установка гаубицы была взята российскими войсками в качестве трофея, остальные уничтожены.
Данный случай — единственное зафиксированное боевое применение артиллерии «Пион». Есть сведения о применении установок со стороны Украины на востоке страны, однако, документальных подтверждений они не имеют. В настоящее время САУ 2С7 «Пион» стоят на вооружении Анголы, Азербайджана, Грузии, России, Узбекистана и Украины.
Автор статьи:
Парпурин Вадим
Дальность стрельбы и применяемые боеприпасы
Номенклатура боеприпасов | |||||||
Индекс выстрела | Индекс снаряда | Индекс заряда | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, кг | Масса заряда, кг | Начальная скорость снаряда, м/с | Максимальная дальность стрельбы, км |
Бетонобойные | |||||||
3ВГ11 | |||||||
Кассетные | |||||||
3ВО15 | 3-О-14 | 4-з-2 | 110 | 24×0,23 | 43,2 | 30,4 | |
3ВО16 | 3-О-14 | 4-з-3 | 110 | 24×0,23 | 25 | 13 | |
Осколочно-фугасные | |||||||
3ВОФ34 | 3ОФ43 | 4-з-2 | 110 | 17,8 | 43,2 | 960 | 37,4 |
3ВОФ35 (активно-реактивный) | 3ОФ44 | 4-з-2 | 102 | 13,32 | 43,2 | 47,5 | |
3ВОФ42 | 3ОФ43 | 4-з-3 | 110 | 17,8 | 25 | 25,4 | |
Ядерные | |||||||
«Клещевина» | |||||||
«Саженец» | |||||||
«Перфоратор» | |||||||
Учебные | |||||||
Холостой | — | 4Х47 | — | — | 17,5 | — | — |
Дальность стрельбы САУ Пион зависит от используемого боеприпаса.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72.
Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности.
Для облегчения запуска двигателя зимой есть система подогрева.
Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота.
Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.
Средства наблюдения и связи
Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям.
Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.
Оборудование для связи и наблюдения
Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.
Ходовая часть гаубицы
Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие.
В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.
Ходовая часть 2С7
Специальное оборудование
Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с.
Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.
Конструкция установки
Схема конструкции САУ «Пион»
Конструкция САУ «Пион» спроектирована по безбашенной схеме. Установка состоит из механизированного орудия в задней части машины и основного корпуса. Последний состоит из четырех отделений, в которых размещается экипаж во время марша.
Отделение управления находится спереди, в нем размещается командир, механик-водитель и еще один боец. Далее следует моторный отсек с двигателем, за ним отделение расчета с боекомплектом и местами на четырех человек, включая наводчика. В задней части расположено орудие и сошник.
Еще в процессе разработки предлагались различные варианты шасси на базе тягача МТ-Т и танка Т-10. Однако имевшиеся образцы не подошли для артиллерийской стрельбы, вследствие чего была разработана собственная установка. Ключевое условие ее конструкции — максимальная унификация с узлами и комплектующими, имевшихся на вооружении танков.
Броневой корпус
Корпус САУ «Пион» выполнен из внешней и внутренней брони толщиной в 13 мм и 8 мм соответственно. Благодаря такой защите, расчет внутри машины защищен от пуль и мелких осколков. Также учтена вероятность применения оружия массового поражения — корпус снижает действие проникающей радиации в три раза.
Вооружение самоходного миномета
Ведение огня из установки «Пион»
Вооружение артиллерийской установки имеет следующие особенности:
- пушка калибром 203 мм имеет скорострельность 1,5 выстрела в минуту, у модифицированной версии — 2,5;
- ствол орудия разборный, представляет собой свободную трубу, соединенную с казенной частью, в которой расположен поршневой затвор;
- вместе с противооткатными устройствами ствол находится в люльке качающейся части, закрепленной на верхнем станке;
- противооткатные устройства включают гидравлический тормоз и два симметрично расположенных пневматических накатника;
- наведение обеспечивается как гидравлическими приводами от станции управления САУ, так и механизмами на ручном приводе;
- для ускорения перезарядки предусмотрен механизм, подающий боеприпасы на уровень заряжания, и обеспечивающий их досылку в камору орудия;
- имеется откидная экскаваторная плита, зарываемая в грунт и обеспечивающая устойчивость при стрельбе.
Длина отката при стрельбе составляет 1400 мм. Подъемно-поворотный механизм обеспечивает секторный обстрел в диапазоне 0-60 градусов по вертикали и от -15 до +15 градусов по горизонтали. Собственный перевозимый комплект — 4 боеприпаса, у 2С7М — 8. В транспортной машине перевозится до 40 боеприпасов. Помимо пушки, имеется пулемет калибром 12,7 мм с боезапасом в 300 патронов.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель САУ «Пион» В-46-1 V-образной формы, двенадцатицилиндровый четырехтактный, работает на дизельном топливе. Охлаждение жидкостное, мощность до 780 л. с. Разрабатывался на базе силовых установок Т-72 В-46, отличительная особенность — измененное положение вала отбора мощности.
В модернизированной артиллерийской установке двигатель был заменен на многотопливный В-84Б с мощностью 840 л. с. Он имеет механическую трансмиссию с семью передними и одной задней передачей, гидравлическое управление и планетарный механизм поворота.
Средства наблюдения и связи
Наблюдение за местностью обеспечивается семью призменными перископическими приборами ТНПО-160. Еще два таких установлено в крышках люков отделения расчета. При необходимости часть из них заменяется на приборы ночного видения ТВНЕ-4Б.
Наведение орудия обеспечивается панорамным прицелом ПГ-1М, позволяющим вести артиллерийский огонь с закрытых позиций. Для стрельбы по наблюдаемым позициям, включая прямую наводку, используется ОП4М-99А.
Ходовая часть гаубицы
Ходовая часть САУ 2С7 «Пион» сконструирована на базе танка Т-80. Состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных катков, а также шести пар одинарных поддерживающих. Направляющие колеса находятся в задней части машины, ведущие — в передней. Подвеска индивидуальная торсионная, имеет гидравлические амортизаторы.
В боевом положении направляющие колеса опускаются на грунт, что обеспечивает лучшую устойчивость при стрельбе. Регулирование осуществляется двумя гидроцилиндрами, расположенными по осям.
Специальное оборудование
К специальному оборудованию САУ Пион относятся:
- сошник в задней части, обеспечивающий устойчивость при стрельбе;
- дизельный генератор 9Р4-6У2 мощностью 24 л. с.
Регулировка сошника обеспечивается двумя гидравлическими домкратами. Дизельный генератор предназначен для работы с гидравликой машины, когда она находится на стоянке.
САУ 2С7М «Малка»
В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ — 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был разработан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Благодаря новому двигателю САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином. Модернизации подверглась и ходовая часть машины. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью подверглась испытаниям. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000—10 000 км.
Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной наводки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М было начато в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.
Боевое применение 2С7 Пион
За время эксплуатации в Советской армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте, однако интенсивно использовались в артиллерийских бригадах большой мощности ГСВГ. После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцированы в СибВО и ДальВО.
Единственным известным на данный момент эпизодом боевого применения САУ 2С7 является война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска спрятали все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из 5 обнаруженных российскими войсками САУ 2С7 была захвачена в качестве трофея, остальные — уничтожены.
Существуют свидетельства присутствия «Пионов» в зоне вооружённого конфликта на востоке Украины в составе ВСУ, достоверных сведений о применении пока не имеется.
История разработки самоходной артиллерийской установки «Пион»
Выставочная артиллерийская установка «Пион»
История создания самоходной артиллерии «Пион» связана с развитием ядерных вооружений. К 1960-м годам стало ясно, что глобальный конфликт с применением ядерных бомб маловероятен. Такая война практически гарантированно уничтожила бы всех ее участников.
С учетом данного аспекта акцент в вооружениях противоборствующих держав переместился в сторону тактического оружия. Такие ядерные заряды должны были поражать исключительно военные объекты и инфраструктуру противника, исключая потери среди мирного населения.
В данном контексте перед артиллерией созрела новая задача — поражение средств доставки тактических ядерных вооружений противника. Сохранялась также необходимость уничтожения укрепленных позиций и стационарного вооружения.
Основным требованием, выдвинутым военными к новым САУ, стало поражение целей на расстоянии от 25 км. В 1969 году конструкторы Кировского завода предложили для этого 203-миллиметровую пушку. Одновременно с этим от Волгоградского завода «Баррикады» поступило предложение по созданию самоходки.
Помимо них, было предложено еще несколько проектов. К примеру, Ленинградская артиллерийская академия предложила сделать калибр пушки в 210 мм, рассчитав, что он будет самым оптимальным для новой установки. Но Волгоградский завод настоял на 203 мм, чтобы обеспечить преемственность пушек от орудий Б-4 и Б-4М.
Официально проект по созданию САУ Пион был утвержден 8 июля 1970 года. Основные работы над установкой велись на Кировском заводе, а «Баррикады» работали над пушкой. К 1973 году были сформированы требования к орудию: безрикошетная стрельба до 35 км, возможность применения ядерных снарядов 3ВБ2 и скорость по шоссе — от 50 км/ч.
К 1974 году собраны два опытных образца. На испытаниях возникли проблемы с дальностью поражения, но они вскоре были устранены иным типом выстрела и новым составом порохового заряда. Уже в следующем году САУ «Пион» приняты на вооружение, а в 1977 для них были разработаны ядерные боеприпасы.
К середине 1980-х годов был поднят вопрос о модернизации артиллерийской установки. Новая машина получила более мощный двигатель В-84Б, способный работать на дизеле, бензине и керосине. Отдельные изменения коснулись ходовой части, что увеличило ресурс службы до 8-10 тыс. км.
Места командира и наводчика оснастили дополнительными индикаторами, что позволило сократить время развертывания. Экипаж был сокращен с 7 до 6 человек, боекомплект увеличился до восьми снарядов. Новая самоходная артиллерийская установка 2С7М начала выпускаться в 1986 и получила название «Малка». В документах может обозначаться и как «Пион-М».
Компоновка бронекорпуса
Схема компоновки самоходного орудия сегодня кажется простой, но ее выработка потребовала немалых усилий. Гаубица 2С7 «Пион» состоит из двух основных узлов, ходовой части и непосредственно орудия. Корпус гусеничного шасси поделен на четыре отсека. В отделении управления, расположенном впереди, находятся командир машины, механик-водитель и один из солдат расчета. За ними следует силовой отсек, в нем смонтирована мощная дизельная двигательная установка. Следующее отделение предназначено для походно-транспортного расположения еще трех или двух (в зависимости от модификации) членов расчета. Там же уложен боезапас. Корма 2С7 «Пион» вмещает орудие и плиту-сошник, представляющую собой некое подобие бульдозерного ковша с гидроприводом. Во время стрельбы это устройство углубляется в грунт на 70 см и принимает на себя энергию отдачи.
Вращающейся башни у этой боевой машины нет.
Корпус имеет противопульное двуслойное бронирование, снижающее в случае ядерного удара поражающее действие гамма-излучения вдвое.
Мощность силовой установки, представленной дизелем В-46-1, составляет 750 л. с. Автономное питание электросистемы осуществляется генератором, вращаемым 24- сильным мотором, тоже работающим на соляровом топливе. Трансмиссия механическая, танковая (от Т-72).
Опорных катков семь, они имеют индивидуальные гидроамортизаторы, ведущая пара передняя, направляющая — задняя.
При выполнении проектирования ходовой части большое внимание уделялось вопросам ремонтопригодности и унификации с уже апробированными на танках агрегатами
Вооружение
Ассортимент боекомплекта «Пиона» весьма разнообразен: 203-мм снаряды ЗВОФ42 и ЗВОФ43, осколочные 30Ф43, активно-реактивные осколочно-фугасные ЗОФ44, ЗВОФ15 и ЗВОФ16 с осколочными зарядами с поражающими элементами 3-0-14. Боевая техника «Пион» оборудована механическим прицелом типа Д-726, коллиматором К-1, панорамой ПГ-1М. Кроме того, предусмотрено дополнительное прицельное устройство типа ОП-4М, используемое при ведении огня прямой наводкой. Для защиты САУ и людей установка укомплектована и личным оружием экипажа: сюда входит и стрелковое вооружение (четыре автомата и сигнальный пистолет), и ручные противотанковые гранатометы РПГ-7, ПЗРК «Стрела-2», а также гранаты Ф-1.
История создания
В таблице перечислены все важные события в истории САУ Пион (самоходная артиллерийская установка):
1967 год | Принятие постановления Совета министров СССР о создании новой самоходной пушки. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы САУ Пион должна была составлять не менее 25 000 м |
8 июля 1970 года | Официальное утверждение начала работ по новой 203-мм САУ особой мощности постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады» |
1973 год | Утверждены тактико-технические характеристики САУ Пион. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы Пиона от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч |
1973-1974 годы | Два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытания. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела |
1975 год | Военная техника Пион была принята на вооружение Советской армии |
1976 год | Самоходная артиллерийская установка стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности |
1977 год | Во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы |
1979 год |
На базе пушки 2А44 был разработан проект корабельной артиллерийской установки под шифром «Пион-М». Теоретическая масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65—70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный». Однако, из-за принципиального несогласия руководства ВМФ с использованием крупного калибра, дальше проекта работы по артиллерийской установке «Пион-М» не продвинулись 203,2-мм пушка 2А44 САУ Пион |
1980-е годы | Проведение модернизации САУ 2С7. Поэтому была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «САУ Малка» (индекс ГРАУ — 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был разработан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Благодаря новому двигателю САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином. В результате модернизации изменились все характеристики миномета Пион |
Февраль 1985 года | САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью подверглась испытаниям. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000—10 000 км. Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно.
Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной наводки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов |
1986 год | Началось серийное производство САУ 2С7М |
1990 год | В Советские войска была передана последняя партия из 66 машин 2С7М. На 1990 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С7 составляла 521 527 рублей. За 16 лет производства было выпущено более 500 единиц 2С7 различных модификаций |
Обстрел САУ Пион