Экологичные и мощные: какими преимуществами обладают российские ракеты семейства «ангара»

Будущее «Ангары»

На настоящий момент пусков было два, и оба прошли успешно. Во время второго на геостационарную орбиту был выведен двухтонный макет, который затем подлежал затоплению в океане. В обоих случаях модификация применялась самая легкая, необходимости доставки в околоземное пространство 35 тонн пока нет, хотя характеристики ракеты «Ангара» А-7 позволяют это сделать.

Вполне возможно, что после преодоления мирового экономического кризиса международное сотрудничество в космосе выйдет на новый виток развития, появятся новые МКС, или возникнет идея межпланетных полетов. В последнем случае самый мощный носитель станет тем транспортом, который доставит на орбиту огромный звездолет по частям для сборки.

А пока ведутся работы по сертификации «Ангары» для пилотируемых стартов.

Цели создания комплекса

  • России нужен ракетный комплекс, который бы мог выводить полезные нагрузки с территории РФ на геостационарную орбиту (космодром Плесецк, и еще один возможный вариант – космодром «Восточный»). На сегодняшний день РН «Протон» запускается исключительно с космодрома «Байконур», находящегося на территории Казахстана.
  • В плане стратегической безопасности комплекс был полностью разработан и изготовлен коопераций российских предпринимателей, которые находятся на территории РФ.
  • Замена тяжелых РН с токсическим топливом. Как правило, в качестве топлива для «тяжелых» ракет-носителей (в СССР/России) – применялся ядовитый гептил. На сегодняшний день его применяют в РН Протон-М. В ракете-носителе «Ангара» будет применяться экологически чистое топливо, созданное на основе керосина; в качестве окислителя выступает жидкий кислород, поэтому такая РН при использовании более безопасная. В будущем возможно использование для пилотируемых полетов и РН «Анкары».
  • Модульность. Она позволяет упростит доставку изделия по ж/д к месту старта. Благодаря модульной концепции построения позволяет разработать целое семейство ракет-носителей: легкого класса (на базе первого модуля первой ступени с весом полезной нагрузки на низкой околоземной орбите составляет 1,5 тонн), тяжелого (до 35 тонн, состоящего из семи универсальных ракетных модулей, входящих в состав первой ступени).
  • Полезная нагрузка РН «Ангары А5» — до 25 т, что больше, чем у РН «Протон». Эти технические показатели «Ангары А5» позволяют вывести полезную нагрузку такого же веса с космодрома Плесецк, как и с космодрома Байконур с помощью РН «Протон-М».

В результате создания «Ангары» ГКНПЦ имени Хруничева можно занять практически весь отечественный рынок космических запусков, разработав на его основе УРМ единую замену для многих существуют типов РН, созданных в СССР:

  • «Ангара» А5, А7 вместо «Протона» (топливо было на основе ядовитых высококипящих компонентов)
  • «Ангара А3» вместо «Зенита-2» (изготавливался на Украине исключительно для проекта Морской/Наземный старт, после 2013 года производство было остановлено)
  • «Ангара А1.2» вместо «Циклона-2/3» (на Украине снят с производства)
  • «Ангара А1.1» вместо «Космоса-3М» (топливо на основе ядовитых высококипящих компонентов, в 90-х годах снят с производства).

Только серия РН Р-7 (Союз/Молния) оставалась без замены, а также легкие конверсионные носители, построены на базе МБР. Техника создания унифицированного ряда РН стала темой для диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ имени Хруничева А.А. Медведева, которая была защищена в 1999 году (А.А. Медведев в 2001 году был назначен Гендиректором ГКНПЦ им. Хруничева). К тому же, были основания полагать, что с течением времени существенная часть нагрузок ракет-носителей «Союз» должны «мигрировать» на более высокий уровень и предполагалось, что они перейдут на РН Ангара-А3.

Использование

Ракету тяжелого класса планируют использовать в рамках российской лунной программы, так как грузоподъемность РН «Ангара-А5В» (37,5 т на НОО) будет недостаточной для подобных целей. К тому же, создание пилотируемой «Ангары» (модификация «Ангара-А5П») в средине 2017 года отменена в пользу создания родственного проекта сверхтяжелой ракеты – ракеты среднего класса Иртыш/ «Союз-5».

Летом 2017 года РКК «Энергия» создала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну. Она подразумевает 2 пуска сверхтяжелой ракеты и 1 пуск ракеты «Союз-5». Новый проект, как и прошлый (четыре запуска «Ангары), подразумевал сборку на низкой околоземной орбите лунного экспедиционного комплекса. Сборка предполагается на протяжении несколько месяцев с осуществлением запусков ракет с интервалом между пусками в 1 месяц. К тому же, корабль «Федерация» в лунной модификации с экипажем запустят ранее на МКС, где он будет ждать сборки лунного экспедиционного комплекса. При этом сам комплекс будет включать Межорбитальный буксир, Лунный взлетно-посадочный корабль, разгонный блок ДМ с дополнительными блоками и корабль «Федерация».

Вначале осени 2017 года глава Роскосмоса И. Комаров рассказал журналистам о том, что кроме луной программы сверхтяжелый носитель собираются использовать для исследования дальнего космоса, в том числе и в совместных программах с США, к примеру, Deep Space Gateway.

В ноябре 2017 года вице-премьер Д. Рогозин сообщил журналистам, что сверхтяжелый носитель будет применяться в миссия к Луне, Юпитеру и Марсу.

Весной 2018 года Игорь Комаров рассказал журналистам, что сверхтяжелый носитель будут применять в пилотируемой экспедиции на Марс.

Осенью 2018 года Д. Рогозин сообщил в своем твиттер-аккаунте, что сверхтяж выведет модули лунной станции не просто на орбиту спутника, но и на поверхность.

28 ноября 2018 года Лев Зеленый (научный руководитель Института космических исследований) по результатам состоявшегося заседания Совета РАН по космосу и Роскосмоса, где рассматривали концепцию исследования Луны, поделился СМИ, что основная задача этой сверхтяжелой ракеты заключается в доставке космонавтов на Луну, но перед этим нужно пройти промежуточный этап – облет Луны.

Частота пусков

Производительность КРК СТК не должна быть меньше двух пусков в год с одной пусковой установки. Причем длительность совместной подготовки ракеты-носителя, межорбитального буксира и разгонного блока к пуску не должна превышать 500 часов при односменном 8 часовом рабочем дне.

Районы падения отработавших ступеней

На этапе эскизного проектирования КРК СТК для трассы на орбиту с наклонением ~51,7° рассматривается способ размещения РП для блоков 1 ступени РН в Охотском море на удалении не меньше 1370 километров от точки старта. Кроме того, в эскизном проекте должна быть выполнена оценка возможности использования районов падения, которые согласованы в ходе ОКР «РПОЧ-Восток», в т.ч для РКН «Союз-2» (в Охотском море и на побережье Татарского пролива). Но для всех вариантов выведения полезной нагрузки (помимо выведения на замкнутые орбиты) должно обеспечиваться падение верхних ступеней ракеты-носителя в безопасные районы Мирового океана для того, чтобы исключить вероятность засорения околоземного пространства.

Модульная «Ангара»

Проект «Ангара» берёт своё начало в первой половине 1990-х годов, когда в России был объявлен конкурс на создание космического ракетного комплекса тяжёлого класса. Его необходимость объяснялась тем фактом, что после распада СССР часть предприятий космической отрасли, а также космодром Байконур оказались за пределами России. Поэтому с точки зрения стратегической безопасности страна нуждалась в ракетах, которые бы целиком производились в России и запускались с российских космодромов.

В 1994 году в конкурсе победил проект ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, который и стал головным разработчиком комплекса. На подготовительном этапе концепция несколько раз менялась, пока в 1997 году конструкторы не пришли к нынешнему варианту, который представляет собой ракету-носитель на базе универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями. Проект включает носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого, грузоподъёмность которых варьируется от 1,5 т до 35 т.

В зависимости от класса «Ангары» и массы меняется и число универсальных ракетных модулей, на которых устанавливаются двигательные установки. Так, для носителей лёгкого класса «Ангара 1.1» или «Ангара 1.2» достаточно одного УРМ, для ракеты среднего класса «Ангара-А3» — уже три, а конструкция тяжёлой «Ангары-А5» предусматривает установку сразу пяти таких блоков.

  • Семейство ракет-носителей «Ангара»

Авторы проекта «Ангара» предполагали, что ракеты этого семейства смогут заменить всю линейку использовавшихся на тот момент в России носителей. Так, «Ангара-А5» и «Ангара-А7» должны были заменить «Протоны». «Ангара-А3» и «Ангара А1.2» пришли бы на замену производившимся на Украине «Зениту-2» и «Циклону-2/3», а «Ангара А1.1» заняла бы место «Космоса-3М», снятого с производства ещё в 1990-х годах.

Первый запуск состоялся 9 июля 2014 года: лёгкая ракета «Ангара-1.2ПП» успешно стартовала с Плесецка и по баллистической траектории долетела до полигона Кура на Камчатке.

Следующий пуск «Ангары» с космодрома в Плесецке намечен на декабрь 2019 года, на этот раз с макетом спутника. Третий старт будет произведён в 2020 году.

Варианты ракеты-носителя

Версия Ангара 1.1 Ангара 1.2 Ангара-А3 Ангара-А3/КВСК Ангара-А5 Ангара-А5В
Первая и вторая ступени 1×УРМ-1, РД-191 3×УРМ-1, РД-191 5×УРМ-1, РД-191
Третья ступень УРМ-2 (уменьшенный), РД-0124 УРМ-2, РД-0124 Кислородно-водородная, ?
Разгонный блок Бриз-КМ (Бриз-КС) Бриз-М КВСК Бриз-М КВТК
Тяга (на уровне земли) 196 т 588 т 980 т
Стартовая масса 149 т 171 т 480 т 480 т 759 т 790 т
Высота (макс.) 34,9 м 41,5 м 45,8 м 55,4 м 64 м
Полезная нагрузка (орбита 200 км) 2 т 3,8 т 15,1 т 15,1 т 25,8 т 34-38 т
Полезная нагрузка (ГПО) 2,4 т 3,6 т 5,4 т 12 т
Полезная нагрузка (ГСО) 1,0 т 2,0 т 2,8 т до 10 т

Вариант для космодрома Байконур

Для запусков с космодрома «Байконур» (Казахстан) планировалось создать космический ракетный комплекс (КРК) «Байтерек», проект стартовал в 2004 году. Первый запуск был запланирован на 2012 год, но затем неоднократно переносился. В 2008 году в качестве возможной базы для КРК «Байтерек» рассматривалось несколько существующих площадок на Байконуре, в том числе рассматривалась возможность использования площадки 250 (УКСС, Универсальный комплекс стенд-старт РН «Энергия»), с которой совершались запуски по программе «Энергия-Буран», с соответствующей доработкой имеющегося оборудования. Площадка так и не была выбрана и никаких работ по её оборудованию не проводилось. Также, не был решен и вопрос участия в финансировании со стороны Республики Казахстан. Финансовое участие в проекте «Байтерек» со стороны России предполагалось в виде внебюджетных средств ГКНПЦ им. Хруничева.

В целом проект «Байтерек» предназначался для коммерческого применения РН «Ангара-5», вместо РН «Протон-М» (после прекращения её эксплуатации), поскольку коммерческие запуски «Ангары» с космодрома Плесецк очень затруднены по организационным причинам (Плесецк является военным космодромом) и экономически невыгодны (выводимая масса полезной нагрузки на ГПО существенно меньше, чем «Протоном» с Байконура). Для российских государственных структур запуски «Ангары» с Байконура не представляют интереса, поэтому данный проект являлся исключительно коммерческим предприятием ГКНПЦ им. Хруничева и казахстанской стороны, без государственного финансирования со стороны РФ.

2 июня 2015 года первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев сообщил журналистам, что строительство космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на космодроме Байконур начнется в 2021 году. «Байтерек» будет развиваться на базе ракеты-носителя “Ангара”.

Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»

Данные приведены по книге В. Е. Гудилина и Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.

N п/п Характеристики Значение
1 Стартовая масса, т
 — РН (без КГЧ / с КГЧ) 611,5/640
 — I ступень 481,53
 — II ступень 129,64
2 Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. 26
3 Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т
 — КВРБ / РБ «Бриз-М» 4,3/3,2
4 Масса конструкции РН, т в том числе 46,6
 — ускоритель 1 ступени 33,0
 — ускоритель 2 ступени 13,66
5 Масса заправляемых компонентов топлива, т
 — I ступени (ж. O2 / РГ-1) 324,4/123,7
 — II ступени (ж. O2 / ж. H2) 99,4/16,7
6 Рабочий запас топлива
 — I ступень (ж. О2 / РГ-1) 317,6/120,77
 — II ступень (ж. О2 / ж. H2) 97,84/16,31
7 Конечная масса блока, т
 — I ступени 40,178
 — II ступени 15,663
8 Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м
 — РН (без КГЧ) 35,25/3х3,9
 — ускоритель 1 ступени 25,44/3х3,6
 — ускоритель 2 ступени 13,80/3х3,9
 — КГЧ 19,42/4,35
9 Тяга МД 1 ступени, тс
 — у Земли / в пустоте 740/806,4
10 Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с
 — у Земли / в пустоте 309,5/337,2
11 Тяга МД 2 ступени в пустоте, с 190
12 Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с 455,5

Оценка стоимости запуска

В период летно-конструкторских испытаний (2014 – 2021 гг.)

В общую стоимость пуска ракеты (помимо её изготовления) входят пусковые услуги — транспортировка на космодром, предстартовая подготовка, сам запуск. Около половины затрат от себестоимости РКН приходится на двигатели первой и второй ступеней РД-191. Стоимость пуска в технико-экономическом обосновании проекта Федеральной космической программы на 2016—2025 годы оценивается для ракеты «Ангара» с разгонным блоком «Бриз-М» в сумму почти 800 млн рублей.

Расчётная стоимость доставки 1 кг груза на низкую опорную орбиту с помощью «Ангары-А5» составляет 2400 долларов США, для случая доставки на геопереходную орбиту этот показатель равен 4600. По состоянию на 23 декабря 2014 года, стоимость запуска «Ангары» вдвое превышает стоимость запуска РН «Протон-М» (140 млндолл. против 69—70 млн долл. за запуск «Протон-М»); по другим данным, стоимость запуска тяжёлой «Ангары» на 30—40 % дороже «Протона» (85—90 млн долл. против 65 млн долл. за запуск «Протона-М»). В технико-экономическом обосновании проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы стоимость изготовления первой “Ангары-А5”, запущенной в конце 2014 года, составила около 4,5 млрд рублей (в ценах того года). Согласно документу, до 2025 года стоимость производства новой ракеты планируется снизить на 1 млрд рублей – до 3,5 млрд, т.е. до 58 млн долларов. 27 февраля 2017 года в опубликованном докладе отдела коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США была указана ориентировочная стоимость РКН «Ангара-А5», которая равнялась 100 млн долларов. Данная сумма на треть выше стоимости «Протон-М» (65 млн долларов) и на 40 % превышает стоимость Falcon 9 (61,2 млн долларов).

По завершению лётно-конструкторских испытаний в 2021 году, возможно запускать по 6—7 изделий в год, что, по планам, приведёт к удешевлению стоимости ракеты в полтора-два раза. Таким образом, стоимость запуска «Ангары» и «Протона-М» сравняются, а к 2025 году снизится до 55-58 млн долларов. Генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил, что стоимость выпуска ракеты будет уменьшаться по мере роста объёмов производства: «Сегодня стоимость пуска „Ангары“ примерно на 30—40 % дороже, чем стоимость пуска „Протона“. Но надо иметь в виду, что себестоимость изготовления „Ангары-5“ будет уменьшаться с возрастанием количества изделий. Стоимость запусков тяжёлых ракет-носителей из семейства „Ангара“ к 2025 году будет почти на 20 % ниже, чем у „Протона-М“».

Слова Александра Медведева относительно стоимости запуска “Ангары” в сравнении с “Протоном”:

Слова Игоря Комарова относительно стоимости запуска “Ангары”:

ЦЕНТР ИМ.М.В.ХРУНИЧЕВА: ДВА ГОДА НАЗАД С КОСМОДРОМА ПЛЕСЕЦК СТАРТОВАЛА ПЕРВАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «АНГАРА»

Два года назад, 9 июля 2014 года, начались летные испытания новейшего российского космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара». В этот день первая из семейства ракет-носителей «Ангара», создаваемых Центром им.М.В.Хруничева (в кооперации с предприятиями РОСКОСМОСА) на основе универсальных ракетных модулей (УРМ), успешно стартовала с универсального космического ракетного комплекса «Ангара» космодрома ПЛЕСЕЦК.

Ракета-носитель (РН) легкого класса «Ангара-1.2 ПП» (ПП – первого пуска) состояла из двух ступеней, созданных на основе универсальных ракетных модулей (УРМ-1 и УРМ-2), а также, макета полезной нагрузки с массой 1,43 тонны и головного обтекателя. В двигательных установках ракеты-носителя использовались экологически безопасные компоненты топлива – кислород и керосин. Стартовая масса ракеты космического назначения (РКН) «Ангара-1.2 ПП» составляла приблизительно 171 тонну.

Пуск осуществили боевые расчеты Войск воздушно-космической обороны и предприятий ракетно-космической промышленности. Все предстартовые операции, пуск ракеты-носителя «Ангара 1.2 ПП» и ее полет по баллистической траектории над территорией России прошли в штатном режиме. Первая ступень и головной обтекатель упали в заданный район южной части Баренцева моря. Спустя 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью ракеты попал в запланированный район полигона Кура на полуострове Камчатка, на расстоянии 5700 км от места старта.

Летно-конструкторские испытания КРК «Ангара» должны завершиться к 2020 году.

К настоящему времени состоялись два испытательных пуска КРК «Ангара». Для второго испытательного пуска использовалась РН «Ангара-А5» тяжелого класса. Трехступенчатая ракета космического назначения «Ангара А5.1Л» (1Л – первое летное изделие) с неотделяемым габаритно-массовым макетом спутника, установленным на разгонный блок «Бриз-М», была успешно запущена с космодрома ПЛЕСЕЦК 23 декабря 2014 года.

Сегодня Центр им.М.В.Хруничева проводит работы по устранению замечаний, выявленных в ходе первых летных испытаний стартового комплекса КРК «Ангара». Все последующие испытательные пуски РН «Ангара» должны состояться с реальными космическими аппаратами в рамках федеральных или коммерческих программ.

Маркетингом РН «Ангара» на международном рынке космических запусков занимается предприятие International Launch Services (ILS), контрольный пакет в котором принадлежит Центру им.М.В.Хруничева. В настоящее время ILS и Центр им.М.В.Хруничева проводят переговоры с потенциальными заказчиками. Одним из заказчиков пусковых услуг РН «Ангара 1.2» может стать южнокорейский авиационно-космический институт KARI. ILS выиграл конкурс на запуск космического аппарата в интересах KARI. Этот запуск планируется на 2020–2021 годы. Первый коммерческий запуск тяжелой РН «Ангра-А5» с космодрома Плесецк должен состояться в середине 2017 года с космическим аппаратом AngoSat-1 в интересах Анголы.

Центр им.М.В.Хруничева проводит опытно-конструкторскую разработку КРК «Амур» на космодроме ВОСТОЧНЫЙ.  КРК «Амур» создаётся в целях обеспечения перспективных программ освоения и исследования околоземного пространства и дальнего космоса, в том числе, для обеспечения пилотируемых полетов к Луне и других пусковых задач в рамках Лунной программы. В составе КРК «Амур» планируется применять несколько модификаций ракет-носителей тяжелого класса «Ангара-А5». Первый запуск РН «Ангара» с космодрома ВОСТОЧНЫЙ запланирован на 2021 год.

Параллельно, для организации эффективного производства РН «Ангара» предприятие проводит масштабную реконструкцию и модернизацию производственных мощностей, применяя новейшие технологии.  В частности, на базе филиала в Омске ПО «Полет» создается поточное производство УРМ и топливных баков РН «Ангара». После сдачи в эксплуатацию цеха окончательной сборки в ПО «Полет» предприятие уже во втором полугодии 2016 года сможет начать собирать третью и четвертую ракету-носитель типа «Ангара». Конвейерное производство ракет планируется запустить в Омске на рубеже 2020-2021 годов.

Полет нормальный

Топливо слили, ракету сняли со стартового стола и подвергли тщательной проверке все системы на монтажно-испытательном комплексе. Это заняло больше времени, чем ожидалось, поэтому старт перенесли еще раз. Наконец, он состоялся, произошло это 9 июля. Полет прошел в запланированном штатном режиме. На 43-й секунде 4-й минуты после старта отделилась и упала в Печорское море первая ступень. Вторая ступень запустила двигатель еще через 2 секунды, он работал 8 мин. 11 сек. Сброс головного обтекателя произошел через 10 секунд после отделения первой ступени. В общем, все шло четко по заданной циклограмме. Весь полет до Камчатки занял 21 минуту.

Летно-конструкторские испытания

Предполагается, что летно-конструкторские испытания РН свертяжа пройдут в 2 этапа в период с 2028 по 2035 год.

В 2028-2032 годах пройдет первый этап испытания. Он подразумевает запуск лунного взлетно-посадочного комплекса, пилотируемых кораблей и прочих полезных грузов на траекторию облета Луны и окололунные орбиты в целях обработки компонентов пилотируемого комплекса, разработка станции на орбите Луны, а также высадка на ее поверхность.

В 2032-2035 годах пройдет второй этап испытания. Подразумеваются запуски ЛВПК и прочих беспилотных полезных грузов для строительства и эксплуатации базы на поверхности Луны. К этому же, этот этап подразумевает участие в международных программах, которые связаны с изучением Марса.

Первая попытка пуска

Какими бы точными ни были расчеты, и сколь бы успешно не проходили наземные и стендовые испытания, главным доказательством работоспособности любой космической техники служит успешный пуск. Планировалось, что 27 июня 2014 года с космодрома Плесецк стартует «Ангара». Ракета-носитель должна была без выхода на орбиту поднять вторую ступень вместе с макетом, имитирующим полезную нагрузку, по баллистической траектории преодолеть 5,7 тыс. км и упасть в заданном районе Камчатки (полигон Кура). Этого в тот день не произошло. Примерно за полторы минуты до старта автоматизированная система контроля выдала информацию о неисправности топливной системы, выраженной в падении давления в демпфере окислителя. Отсчет предстартового времени был остановлен. Возможно, Президент России и расстроился по причине этого сбоя, но, по всей видимости, был рад тому, что умная система не допустила намного большей беды.

История

Двигатель РД-0124 разрабатывался с 1993 года в КБХА с целью замены устаревшего РД-0110 в составе ракет семейства «Союз» для обеспечения доставки на целевую орбиту более тяжелой полезной нагрузки с космодромов, расположенных севернее «Байконура». В составе третьей ступени РН «Союз-2.1б» выводит космические аппараты (в том числе — спутники ГЛОНАСС и, начиная с 21 октября 2011 года, спутники системы «Галилео») с космодромов «Байконур», «Плесецк», Куру (Французская Гвиана).

В течение многих лет средства, поступавшие в КБХА на разработку, создание, доводку и лётные испытания РД-0124 и его модификаций, составляли основную часть доходной статьи бюджета предприятия. За счёт этих средств поддерживалась экономическая стабильность организации, работникам выплачивалась заработная плата, финансировались инициированные в самом КБ новые направления исследований, проектирование и изготовление других образцов техники. Это послужило основной причиной для принятия решения по запуску собственного мелкосерийного производства РД-0124 вместо того, чтобы передать двигатель в серию на Воронежский механический завод, как это происходило в других случаях. В конце 2013 года стало очевидно, что производственные мощности КБХА не в состоянии обеспечить потребности заказчиков.[источник не указан 1783 дня]

23 декабря 2011 года космический аппарат «Меридиан» № 5 не был выведен на расчётную орбиту и упал на Землю. По официальным данным причиной потери спутника стала нештатная работа двигателя РД-0124 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б» из-за прогара камеры № 3 вследствие «нестабильности характеристик паянного соединения, не выявляемого существующими в отрасли методами контроля качества», то есть из-за дефекта производства экземпляра двигателя.

В 2013 году были завершены работы по созданию ракетного двигателя РД-0124А, что открыло прямую дорогу к его летно-конструкторским испытаниям в составе ракеты «Ангара» в 2014 году.

25 июня 2013 года, ровно через год после подписания Указа Президента РФ о награждении главного конструктора Горохова В. Д. и других сотрудников КБХА за работы по созданию двигателя РД-0124, двигатели этого типа впервые с разницей всего в полтора часа вывели на целевые орбиты с космодрома «Байконур» и, сразу же за этим, с космодрома Куру во Французской Гвиане аппараты «Ресурс-П» (с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б») и четыре O3b (с помощью ракеты-носителя «Союз-СТ-Б»).

9 июля 2014 года двигатель РД-0124А был успешно испытан в составе ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП».

27 февраля 2018 года НПО «Энергомаш» заявило о начале использования аддитивных технологий при производстве жидкостных ракетных двигателей. Предложение о внедрении в производство двигателей аддитивных технологий было сделано Конструкторским бюро НПО «Энергомаш» и утверждено научно-техническим советом предприятия после успешных огневых испытаний на воронежском КБХА камеры двигателя 14Д23, которые подтвердили возможность применения аддитивных технологий при производстве ЖРД; предприятие уже освоило методику изготовления смесительной головки и сопла двигателя 14Д23 с помощью аддитивных технологий. По оценке специалистов КБХА, применение аддитивных технологий сократит трудоемкость производства этого двигателя на 20 процентов. Например, смесительная головка, произведенная по традиционной технологии, состоит из 220 деталей, имеет 124 паяных соединения и 62 сварных шва, а изготовленная по аддитивной технологии состоит всего лишь из одной цельной детали, и срок её «выращивания» — 77 часов.

РД-0124МС

Двигатель РД-0124МС — новый российский ракетный двигатель тягой 60 тонн, работающий на компонентах топлива «нафтил — жидкий кислород». Двигатель состоит из двух блоков, расположенных на общей раме и теплозащите. В состав каждого входят две диагонально расположенные камеры сгорания. Двигатель обеспечивает качание камер в двух плоскостях, а также работу при выключении одного из блоков.

7 апреля 2017 года КБХА приступило к созданию РД-0124М для второй ступени создаваемой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Новый двигатель по сравнению с предшественником должен стать более экономичным, простым в конструкции, дешёвым и конкурентоспособным на рынке. Опытно-конструкторская работа выполняется в рамках Федеральной космической программы по заказу РКЦ «Прогресс».

12 февраля 2020 года в Воронежском центре ракетного двигателестроения стартовали экспериментальные работы в рамках создания четырехкамерного двигателя РД-0124МС; на огневом стенде предприятия проведены два успешных огневых испытания первой энергетической установки с укороченным соплом.

Технические данные

Главный показатель – масса, которую может вывести на орбиту ракета «Ангара». Технические характеристики зависят от числа включенных в его конструкцию универсальных модулей. У самого мощного варианта носителя (серии А-7, по числу УМ) при полной массе свыше 1100 тонн полезная нагрузка достигает 35 тонн. Это примерно столько же, сколько мог поднять «Протон-М», стартуя с Байконура. Средний класс представлен версией А-3, он может нести до 14,6 тонн, сам при этом весит 481 тонну. И, наконец, самая легкая ракета-носитель — «Ангара», характеристики которой соответствуют не очень объемным и тяжелым объектам, которые чаще всего нужно выводить в космос (3,8 тонны).

Кроме гибкости комплектации, есть и еще одно важное обстоятельство, повышающее конкурентоспособность российской коммерческой космонавтики. Модульный принцип построения облегчает и удешевляет доставку носителей на космодром

Ракеты можно привозить даже железнодорожным транспортом в разобранном виде.

Основные сведения

«Байкал» спроектирован в ОАО «НПО „Молния“» по заказу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева

Олег Соколов, представитель центра имени Хруничева подчеркнул, что Байкал пользовался на авиакосмическом салоне «МАКС-2001» большим вниманием зарубежных специалистов:

Он оснащён уникальной автоматической системой управления, обеспечивающей сопровождение полёта на всех этапах с момента старта в составе РН до посадки на аэродром, входящий в состав космодрома Плесецк. Первый вариант такой системы управления был отработан на орбитальном корабле «Буран». Несмотря на высокую скорость входа аппарата в атмосферу, отсутствует традиционное теплозащитное покрытие, что существенно снижает затраты на его эксплуатацию. Имеет минимальную стоимость изготовления и эксплуатации. Традиционная самолётная аэродинамическая схема многоразового ускорителя «Байкал» была признана наиболее эффективной по сумме показателей. При его проектировании максимально учитывался опыт разработки многоразовых авиационно-космических систем «Буран» и Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС).

Запуск и стыковка корабля «Прогресс МС-15»

С пусковой установки № 6 площадки № 31 космодрома Байконур на 23 июля 2020 года в 17:26:21 мск выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-15». Его стыковка к модулю «Пирс» российского сегмента Международной космической станции состоялась 23 июля, в 20:44 мск. 

Повторы прямых трансляций

https://vk.com/video_ext.php

https://vk.com/video_ext.php

Последние новости

  • 10.06.2020 Началась предполетная подготовка корабля «Прогресс МС-15»
  • 23.06.2020 «Прогресс МС-15» прошел испытания в безэховой камере
  • 30.06.2020 Завершены испытания «Прогресс МС-15» в вакуумной камере
  • 04.07.2020 Продолжается подготовка к пуску ракеты-носителя «Союз-2.1а»
  • 06.07.2020 Завершена проверка солнечных батарей корабля «Прогресс МС-15»
  • 07.07.2020 Специалисты ЦЭНКИ продолжают предпусковые работы на Байконуре
  • 09.07.2020 Грузовой корабль «Прогресс МС-15» допущен к заправке
  • 13.07.2020 Завершена заправка корабля «Прогресс МС-15»
  • 14.07.2020 Корабль «Прогресс МС-15» состыкован с переходным отсеком
  • 16.07.2020 Авторский осмотр и накатка головного обтекателя на «Прогресс МС-15»
  • 17.07.2020 «Прогресс МС-15» отправлен на общую сборку с ракетой
  • 18.07.2020 Собрана ракета «Союз-2» с кораблем «Прогресс МС-15»
  • 20.07.2020 «Прогресс МС-15» вывезли на старт
  • 23.07.2020 В полёте корабль «Прогресс МС-15»
  • 23.07.2020 Новый рекорд: корабль «Прогресс МС-15» в составе МКС

Грузовой корабль «Прогресс МС»

«Прогресс МС» — транспортный грузовой корабль, разработанный в ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева. Он используется для доставки различных грузов (топлива, аппаратуры, кислорода, воды, продовольствия и др.) на Международную космическую станцию, а также для коррекции ее орбиты.

Важные изменения новой серии корабля «Прогресс МС» коснулись многих устройств, хорошо зарекомендовавших себя ранее на кораблях типа «Прогресс М-М». Новый корабль также получил дополнительную защиту от космического мусора на грузовом отсеке.

«Прогресс МС» снабжён новой фарой со светоизлучающими диодами, а вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты в составе системы управления движением и навигации применяется аппаратура спутниковой навигации последнего поколения.

Ракета-носитель «Союз-2»

Ракеты-носители типа «Союз-2» разработаны на базе серийной ракеты-носителя «Союз-У». На «Союз-2» применены усовершенствованные двигательные установки и современные системы управления и измерений, что существенно повысило ее технические и эксплуатационные характеристики.

Работы проведены в два этапа:

  • На этапе 1а создан унифицированный носитель «Союз 2.1а» для различных типов головных блоков с диаметрами головных обтекателей до 4,11 м. Ракета-носитель характеризуется повышенной точностью выведения и увеличенной массой полезных грузов на низких орбитах за счет усовершенствования системы управления и двигательных установок I и II ступеней.
  • На этапе 1б блок III ступени (РН «Союз 2.1б») был оснащен современным двигателем 14Д23 (РД-0124), что позволило дополнительно повысить энергетические возможности носителя.

Головной разработчик РН — «РКЦ «Прогресс» (г. Самара). Ракеты-носители «Союз-2» в зависимости от назначения могут использовать разгонный блок «Фрегат».

Ракета-носитель «Союз-2» — это:

  • новое поколение легендарной ракеты-носителя;
  • экологически безопасные компоненты топлива — керосин и жидкий кислород;
  • повышенная энерговооруженность и современная система управления — новые возможности для выведения космических аппаратов.

Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1а успешно состоялся 8 ноября 2004 года с космодрома Плесецк. Первый коммерческий пуск осуществлен в 2006 году с европейским метеорологическим космическим аппаратом Metop. Летные испытания ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1б начаты 27 декабря 2006 года запуском с космодрома Байконур французского исследовательского аппарата Corot.

Мультимедиа

 

ФОТО: подготовка корабля и ракеты-носителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector