Покоритель северного полюса. как создавалась первая в мире атомная подлодка
Содержание:
- В произведениях других авторов
- Подводная лодка «Тритон»
- Подводный атом — кому и зачем он нужен
- …и внук раджи
- История создания
- Подлодка «Наутилус»
- В музыке
- Датский Илон Mack
- Проект «Наутилус»
- Страшные улики
- Миниатюризация реактора
- Это интересно
- Описание конструкции
- Энергетическая установка
- Хронология романов и возраст капитана
- История службы
В произведениях других авторов
- Существует серия романов «Дети капитана Немо» Хольбайна, рассказывающая о сыне капитана Немо, — Майке.
- Татьяна Гнедина — «Острова на кристаллах воображения» — 1964 г., повесть, которая рассказывает об удивительной встрече семиклассника Сёмы с людьми, нашедшими с помощью капитана Немо спасение на островах подземного моря.
- Arturo Caroti — L’eredità del Capitano Nemo — 1904 г.. Герои романа итальянского прозаика и журналиста Артуро Каротти, спасаясь от смертельной опасности в южноафриканских рудниках, попадают в удивительную страну, населённую доисторическими животными и растениями, где обнаруживают члена экипажа легендарного капитана Немо.
- Капитан Немо один из центральных персонажей бельгийского комикса «20000 столетий под водой», связанного с Мифами Ктулху. Также в комиксе присутствуют постаревший профессор Аронакс и его слуга Консель.
Подводная лодка «Тритон»
Две модели субмарины с индексом 1000 рассчитаны на двух или трех человек. Они предназначены для отдыха и развлечения. В длину лодка достигает четыре метра, в ширину – три, почти квадратная. Обладает способностью погружаться до одной тысячи метров в глубину. Она имеет форму пузыря. На ней можно совершать морские прогулки и заниматься наукой благодаря панорамному виду, который открывается из прозрачной капсулы. Темные подводные глубины освещаются мощными светодиодными фарами.
На двух аналогичных моделях (индекс 3300) можно проводить донную разведку. Пятая, которая только проектируется, предназначена для научной работы, хотя и ее может приобрести частное лицо, у которого очень много денег. Сегодня много фирм занимаются разработкой мини-субмарин. Несколько моделей уже появились на рынке.
Одной из них является Triton 36000/3. Это уникальная подводная лодка. Ее конструкция ультракомпактная, а конфигурация вертикальная, благодаря чему погружение субмарины происходит очень быстро, как и всплытие на поверхность. Максимальная глубина погружения составляет 11 км, лодка массой в девять тонн преодолевает такое расстояние всего за пару часов.
Главным достоинством этой модели является универсальность. Во-первых, с управлением субмарины может справиться один человек, хотя помещается на борту три. Во-вторых, благодаря размерам и маневренности, ее можно использовать для любых целей: научных, поисковых и просто для отдыха.
Субмарина работает от электродвигателя, энергия которого рассчитана на 16 часов. На такое же время хватит основного запаса кислорода. На случай непредвиденных ситуаций на борту имеется резервный запас воздуха на 96 часов.
Подводный атом — кому и зачем он нужен
Долгое время бичом подводных флотов всего мира была ограниченная автономность. Под водой лодка могла идти только на электромоторах — то есть столько, на сколько хватало аккумуляторов, да еще и с черепашьей скоростью. Полноценно использовать свои дизельные двигатели субмарины могли только в надводном положении — где их уже с середины Второй мировой поджидали противолодочные корабли, морская авиация и прочие.
Подводный флот Третьего рейха, несмотря на громадную численность, хорошую выучку экипажей и техническое совершенство лодок, был почти истреблен. Полумеры типа хоботов-шноркелей, позволявших ходить на дизелях на глубине, проблемы не решали.
А вот атомный двигатель мог стать для субмарин настоящим прорывом в будущее. На ядерной силовой установке лодка может теоретически идти под водой, сколько нужно — неделю, месяц, два. Автономность плавания ограничивалась бы только количеством боеприпасов и продовольствия.
В атомных технологиях Рейх не преуспел. Первыми здесь могли стать или американцы, или СССР. С одной стороны, американцам атомный флот был куда менее критичен, чем советским военным — Штаты и без того имели сильнейшие в мире ВМС, что вместе со сверхмощной авиацией делало морскую мощь Вашингтона подавляющей.
Но дальновидные политики понимали, что, например, смена политического вектора союзников может привести к закрытию американских военных баз с бомбардировщиками в Европе. А вот для того, чтобы угрожать потенциальному противнику ядерным оружием с лодки с неограниченной автономностью, никакие союзники не требовались.
Так что уже в 1948 году первый в мире атомный двигатель был спроектирован — оставалось сделать под него лодку. Да, именно лодка строилась под движок, а не наоборот: уж слишком сильно ядерная силовая установка отличалась от паровых двигателей, дизелей, электромоторов — всего, что было создано раньше.
Проект казался фантастическим: возможно, это и повлияло на выбор названия — будущую лодку назвали «Наутилусом», как корабль капитана Немо в романе Жюля Верна. Субмарину начали строить в 1952 году на гротонской верфи, которая уже сто лет спускает на воду большинство подлодок США.
Денег на это не жалели, «Наутилус» был построен буквально за два года, в январе 1954 года его спустили на воду, а 30 сентября ввели в строй ВМС США. Уже через полгода в радиоэфире прозвучали исторические слова первого капитана подлодки Юджина Уилкинсона «Underway on nuclear power» — «Идем на атомной энергии». Начиналась эра нового флота.
Спуск «Наутилуса» на воду. Фото: wikipedia.org
Правда, вооружение «Наутилуса» не было примечательным. Никаких крылатых и баллистических ракет (их на тот момент почти не существовало), никакого атомного оружия. Шесть 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды — вполне обычно даже для Второй мировой.
Зато на глубине лодка могла давать 20 полноценных узлов (36 км/ч — в два с лишним раза больше, чем 8 узлов у лодок Рейха). И идти так субмарина могла долго: в месяц она расходовала не более 450 граммов урана, топлива хватало на то, чтобы проплыть 46 300 километров. Таким образом, даже «первый блин» атомного флота мог совершить почти что кругосветку.
Впрочем, идеальным кораблем «Наутилус» назвать было трудно. Из четырех тысяч тонн водоизмещения целых 740 тонн — около 20% — съедал 740-тонный «движок» и защита экипажа от рентген. Такая концентрация массы в одном месте требовала довольно специфического баланса судна и оставляла немного возможностей для вооружения (отсюда и скромные шесть аппаратов). Шумность новой субмарины была тоже выше всех норм, гидролокатор из-за крайне сильной вибрации «глох» уже на четырех узлах скорости.
…и внук раджи
В архиве Жюля Верна нашлась и ещё одна карточка с короткой записью: «Белый Раджа, сын англичанина господина N. Один из создателей «Монитора»(?)». К настоящему времени удалось расшифровать эту запись. «Господин N» был британским военным топографом, исколесившим за годы службы половину Индии. Он женился на приёмной дочери местного раджи в княжестве Бунделькханд. От этого брака родились сын и дочь. Сын получил хорошее инженерное образование в Англии, а потом вернулся в Индию. Его отец к тому времени вышел в отставку: он чувствовал, что скоро последует взрыв народного негодования, и участвовать в его подавлении не хотел. Топограф предложил своей семье уехать в Англию, однако не только его жена, но и сын с невесткой отказались последовать в метрополию, и отец уехал один. Когда началось восстание сипаев, сын «господина N» примкнул к восставшим и действовал в одном из районов Индии под именем Белого Раджи. Он быстро понял, что восстание обречено, вернулся в родной Бунделькханд и вместе с матерью и женой всё-таки перебрался в Англию. Там, однако, ему грозил арест — и тогда Белый Раджа решил уехать в Соединённые Штаты Америки. Попал он туда в разгар Гражданской войны и встал на сторону северян. Южане в тот момент достраивали военный корабль «Мерримак» с бронированным стальным корпусом и паровой машиной. Деревянные парусники северян были против такого чудовища беззащитны. И вот тогда, в 1860 году, к известному кораблестроителю шведу Д. Эриксону явился Белый Раджа с предложением построить на его средства гибрид броненосца и подводной лодки. На палубе должны были находиться только две орудийные башни и труба. Эриксон внёс в этот проект некоторые изменения и доложил о нём Линкольну. Президент США отдал распоряжение срочно строить такой корабль. Через несколько месяцев броненосный «Мерримак» южан вышел в океан и сразу же потопил три парусных судна противника. Но к тому времени новый корабль северян был почти готов. Назвали его «Монитор». При первом же столкновении двух броненосных паровых судов «Мерримак» позорно «бежал» с поля боя. Подлинное имя Белого Раджи до сих пор неизвестно, как и его дальнейшая судьба. Жюль Верн собрал отрывочные сведения об этом человеке и использовал их, создавая образ своего героя капитана Немо. Здесь, конечно же, Нана Сахиб тоже не был забыт.
Знаете ли вы что…
Впервые идея построить подводную лодку была предложена ещё в 1578 году. Английский математик Уильям Боурн собирался создать корабль из деревянных рам, обтянутых кожей. Матросам же пришлось бы грести под водой.
История создания
Предпосылки к созданию
Первые исследовательские работы по созданию корабельного ядерного реактора (ЯР) ВМС США начались в 1939 г. Однако события Второй Мировой войны и сосредоточение усилий на реализации программы создания американской атомной бомбы (проект Manhattan) отодвинули внедрение атомной энергетики на ПЛ более чем на 15 лет. Впрочем, к концу войны в Центре корабельных исследований ВМС США была укомплектована группа офицеров и инженеров, которая в 1946 г. приняла участие в строительстве ЯР в ядерном центре Оак-Ридж.
Однако в конце 1947 г. управление кораблестроения ВМС не поддержало рекомендаций группы по ускорению программы создания ЯР с габаритами, позволяющими разместить его в корпусе ПЛ, и расформировало ее. Однако работы над ЯР для подводных лодок продолжались и вскоре получили поддержку руководства ВМС США. Был создан отдел атомной энергетики при управлении кораблестроения ВМС, позже преобразованный в сектор разработки военно-морских реакторов комиссии по атомной энергии.
В 1948 году США закончили разработку проекта атомной энергетической установки (АЭУ) и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. К концу 1949 г. была завершена разработка проекта первой корабельной АЭУ. Прототип реактора размещался внутри стального цилиндра диаметром около 9 м – согласно предполагавшемуся диаметру прочного корпуса будущей подводной лодки.
Общий вид лодок Nautilus и Seawolf
В начале 1950 г. Конгресс США принял решение о выделении в 1952 финансовом году средств на постройку первого прототипа подводной лодки с атомной энергетической установкой (проект SCB 64), а в 1953 финансовом году – второго (проект SCB 64A). Первый из них впоследствии получил название Nautilus, а второй – Seawolf.
Предшественники
Целью строительства Nautilus было выяснить возможность размещения ядерной энергетической установки на лодке и затем сравнить ее с новейшими дизельными лодками типа Tang. Первые атомоходы Nautilus и Seawolf имели схожую с ними архитектуру корпуса (с штевневой носовой оконечностью, широкой палубой надстройки и пр.).
Проектирование
В августе 1949 г. утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки.
В январе 1950 г. было принято решение о строительстве наземного прототипа АЭУ — реактора на тепловых нейтронах STR Mark I. В феврале 1950 г. Х. Риковер запросил ведущую верфь ВМС США относительно возможности разработки проекта и изготовления корпуса ЯР для прототипа STR Mark I. После отказа Риковер предложил эту работу верфи Electric Boat Shipyard (Гротон, штат Коннектикут). В конце 1952 г. корпус реактора был изготовлен и доставлен в г. Арко (штат Айдахо). 30 марта 1953 г. прототип STR Mark I достиг уровня критичности, а 25 июня того же года установка была доведена до номинальной мощности.
В ходе проектирования не удалось предусмотреть все детали. Удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на лодке в итоге не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита (около 740 т).
Подлодка «Наутилус»
Частная подводная лодка «Наутилус» до момента ее затопления считалась самой крупной в мире. Это третье по счету судно, построенное Петером Мадсеном – художником, изобретателем, владеющим специальностью инженера по строительству двигателей аэрокосмического назначения. Эта частная подводная лодка считалась одной из самых надежных. На воду была пущена в 2008 году.
«Наутилус» достигает в длину около 18 метров, корпус имеет ширину два метра. Согласно расчетам, подлодка способна погружаться на 400-метровую глубину. Однако реально не опускалась в воду больше, чем на 100 метров. На глубину перископа погружается быстро, в течение восьми секунд, но всплывает медленнее.
Частная подводная лодка «Наутилус» имеет спартанский интерьер: лестницу, гальюн, мини-бар, стереосистему и цифровое телевидение. На борту корабля могут разместиться восемь человек, половина из них имеют возможность переночевать там. Примечательно то, что не составляет труда управлять подлодкой одному человеку.
В музыке
- Песня «Капитан Немо» композитора Я. Дубравина, слова Суслова В.
- «Капитан Немо» — песня петербургской группы Химера.
- «Капитан Немо» — песня английской певицы Сары Брайтман (Sarah Brightman).
- «Капитан Нэмо» — песня русского ВИА «Бомбейские Шпингалеты», написанная на стихи Николая Столицына.
- «Капитан Немо» — песня группы Ace of Base.
- «Капитан Немо» — песня группы Dschinghis Khan (альбом «Helden, Schurken Und Der Dudelmoser»).
- «Nemo» — песня группы Nightwish (альбом «Once»).
- Упоминается в песне группы «Зимовье Зверей» «Миф одиночества».
- Упоминается в совместном треке Луперкаль, Оксимирон «Ultimatule».
- Упоминается в сторилайне поэта Егора Сергеева «Дочь подполковника».
Датский Илон Mack
Петер Мадсен обладал репутацией успешного изобретателя и… безумного гения. Шутка ли, в 15 лет основать компанию, поставившую целью покорение космоса! У него не было инженерного образования, чем он очень гордился. Первые серьёзные деньги инженер-самоучка заработал, строя подводные лодки по заказу частных лиц. Набравшись опыта, Мадсен объявил сбор средств на создание субмарины «Наутилус». Собранных 200 тысяч долларов хватило на самую большую частную подлодку в мире: при 17 м в длину и 2,5 м в ширину она весила более 40 т. Но останавливаться на этом проекте Мадсен не собирался. Он заявил о создании команды энтузиастов, которые самостоятельно покорят космос, и начал собирать деньги на строительство и испытания ракеты. Новости о его смелых проектах не сходили с первых полос газет. Потому журналисты часто одолевали изобретателя просьбами дать интервью. Ким Валль тоже хотела сделать большой материал о знаменитом датчанине. Мадсен, однако, от встреч отказывался. Но 10 августа 2017 года неожиданно позвонил журналистке сам и предложил не только встретиться сегодня же, но даже выйти в море на «Наутилусе». Ким, несмотря на устроенную в тот злополучный вечер вечеринку в честь её скорого переезда в Пекин, согласилась, уверив друзей, что скоро вернётся. В 18:00 она встретилась с Мадсеном в центре Копенгагена, у причалов, где их ждал «Наутилус». Обменявшись приветствиями, они немного поболтали, поднялись на борт субмарины и в 19:00 отшвартовались. Петер уверил журналистку, что их путешествие займёт не больше 2 часов, за которые они пройдут вдоль берега, а он ответит на все вопросы и даст поснимать лодку. Довольная Валль высунулась в люк и радостно махала прогуливающимся вдоль берега парочкам, не зная, что фото, сделанное в 20:30 с проплывающего мимо корабля, станет последним в её жизни.
Проект «Наутилус»
…«Наутилус» был создан воображением Жюля Верна почти полтора века назад. Первым читателям романа этот подводный корабль казался сказочным сооружением. Напомним, что «Наутилус» был способен опускаться на глубину до 16 километров и разгоняться под водой до 50 узлов. — Таких глубин в океане человечество пока не обнаружило. Но в 1960 году на батискафе «Триест» швейцарский учёный Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш совершили рекордное погружение в Марианскую впадину на глубину 11 километров. Что же касается скорости хода, советская подводная лодка с атомным двигателем проекта 661 достигла скорости в подводном положении в 44,7 узла, то есть почти максимальной скорости «Наутилуса». Современные подводные лодки по водоизмещению превосходят корабль капитана Немо уже в десятки раз, а их экипажи насчитывают сотни человек. В 2006 году на выставке в Дубае был представлен проект подводной лодки Nautilus. Внешний облик субмарины максимально приближен к облику её литературного прототипа. Nautilus предназначается для туристов, он рассчитан на 10 пассажиров, предельная глубина погружения — 30 метров. Проектная стоимость лодки — три миллиона долларов. Будем надеяться, что этот проект, созданный под непосредственным воздействием фантазии Жюля Верна, будет осуществлён.
Метки: книга, Тайны 20 века, роман, Индия, восстание, прототип, подлодка, прообраз, фантастика, капитан, Жюль Верн, сипаи, Дмитрий Соколов
Страшные улики
Но Мадсен продолжал настаивать на случайной гибели журналистки. Расчленение трупа он объяснял психологическим помешательством и боязнью быть обвинённым в убийстве. Тогда его подвергли психиатрической экспертизе, которая показала, что «датский Илон Маек» очень умён, но может впадать в крайние психические состояния. Чувства сострадания и вины при этом у него отсутствуют. Психиатры постановили: совершая преступление, Мадсен знал, что делал, и полностью себя контролировал. Теперь полиции надо было доказать, что Валль погибла не из-за рокового стечения обстоятельств, а по вине Мадсена. И в ходе расследования им удалось восстановить картину происшедшего. 46-летний Мадсен, несмотря на информационную шумиху вокруг себя, на самом деле испытывал серьёзные финансовые затруднения. Он был вынужден жить на «Наутилусе» и ночевать в своём офисе. На одном из его компьютеров детективы обнаружили кадры с пытками женщин и отрезанием головы. Мадсен утверждал, что не имеет к этим файлам никакого отношения. Но некоторые его подруги рассказали, что он делился с ними фантазиями о том, как хотел бы задушить их, покромсать ножом, отрезать головы и выбросить за борт. Одна из девушек показала полисменам CMC-сообщения, датированные Всякий раз изобретатель уверял, что ни в чём не виноват, но при этом ни слова не говорил без своего адвоката. 10 августа: Мадсен настойчиво приглашал её прогуляться на подлодке. Но та отказалась — как раз из-за мрачных сексуальных фантазий изобретателя. И тогда Мадсен позвонил журналистке, искавшей с ним встречи. Следствие установило, что он заранее планировал убийство: купил проволоку, взял с собой отвёртку и пилу. Мадсен задушил Ким Валль между 22:00 и 06:00, после чего нанёс удары отверткой и разрезал тело пилой. К торсу он прикрепил куски металла и бросил останки за борт, полагая, что надёжно замел следы. На суде вина Петера Мадсена была доказана. 25 апреля 2018 года ему вынесли приговор — пожизненное заключение. На практике это означает возможность помилования через 15-20 лет…
Судьба подлодки Наутилус
Затапливая «Наутилус», Мадсен неверно оценил геолокацию: он был уверен, что дно в этом месте гораздо глубже. Но на деле субмарина легла на 7-метровую глубину. Поэтому поднять её не составило большого труда. В ходе тщательного исследования полицейские установили, что Ким Валль убили именно на борту «Наутилуса». До суда субмарина являлась уликой и находилась на охраняемой территории. Чтобы не допустить любопытных, перед ней построили ограду и выставили охрану. Но, после того как приговор Мадсену был вынесен, охрану сняли, и к подлодке валом повалил народ, желающий сделать фото на фоне «кровавого «Наутилуса». Возмущение по поводу кощунственных снимков заставило власти действовать: было принято решение разрезать и переплавить «Наутилус», чтобы ни один кусок субмарины не остался на сувениры.
Метки: Все загадки мира, маньяк, суд, арест, убийство, Копенгаген, Дания, подлодка, журналистика, Швеция, приговор, изобретатель, Мадсен,
Миниатюризация реактора
С появлением компактных твердотопливных ракет у американцев возникла прекрасная перспектива тайно, при помощи подводных лодок, подводить их на расстояние выстрела к берегам потенциального противника. То есть Советского Союза. Однако существовавший в начале 50-х годов подводный флот ВМС США для решения этой задачи был не слишком пригоден. Дизель-электрические лодки должны были периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов, приводящих в движение ходовые электромоторы. А также для пополнения запасов воздуха. Правда, последняя причина всплытия уже могла решаться при помощи систем регенерации кислорода.
С появлением стационарных ядерных реакторов усилия конструкторов-энергетиков были направлены на их «миниатюризацию». Потому что и исследовательские реакторы, и реакторы для атомных электростанций весили сотни тонн, и их невозможно было втиснуть в ограниченный объем субмарины.
Первой эту задачу решила американская компания Westinghouse Electric Company, выпустившая водо-водяной реактор S2W, который весил всего лишь 35 тонн и имел вполне приемлемые габариты: 3 метра в высоту и 2,7 метра в диаметре. Активная зона реактора имела диаметр в 1 метр. Вместе же с защитной конструкцией все сооружение имело 6-метровую высоту и диаметр, равный 4,6 метра.
Эта система реакторов для двигательных установок получила распространение и сейчас используется повсеместно. Хоть в начале 60-х годов использовались реакторы, в которых в качестве замедлителя применялись и тяжелая вода, и жидкий натрий.
Во втором реакторе вода превращается в пар и вращает турбину турбозубчатого агрегата. Вращение передается на два вала, и они через редуктор вращают гребной винт. В силовую установку также входит турбогенератор, который заряжает аккумуляторы и подает питание в бортовую электросеть. Для малошумного движения на «Наутилусе» был предусмотрен электродвигатель, который обеспечивал меньшую скорость хода в 4 узла.
Это интересно
В августе 2017-го (11 числа) этого года весь мир узнал о трагедии, произошедшей у берегов государства Дания. В этот день стало известно о пропаже «Наутилуса». Самая большая частная подводная лодка вышла из Копенгагена и направлялась к берегам цивилизованной страны – Швеции.
Предполагалось, что в плавание отправились два человека: инженер, владелец, капитан лодки Петер Мадсен и женщина-журналистка Ким Уолт. Лодка утонула, мужчину нашли живым. Он поведал, что на борту был один, хотя жених Ким утверждает, что за день до путешествия на подлодке он разговаривал с невестой.
Через 12 дней тело женщины было найдено, но оно не имело головы и конечностей. Его ДНК совпадает с генетическим кодом Ким Валль. Сейчас ведется следствие.
На Yellow submarine счастливому обладателю сертификата предлагается погрузиться вместе с дайвером на глубину. А еще можно стать рыбаком и поймать крупного тунца или даже акулу.
Съемка документального фильма о гигантском кальмаре осуществлялась с использованием субмарины «Тритон».
Описание конструкции
Внешний вид и продольный разрез АПЛ Nautilus:
1 – антенна ГАС BQR-4A; 2 – антенна ГАС SQS-4; 3 ~ носовой горизонтальный руль; 4 – носовой входной и торпедопогрузочный люк; 5 – спасательные люки; 6 – прочная рубка; 7 – ходовая рубка; 8 – перископы; 9 – ПМУ АП РЛС BPS-4; 10 – ПМУ АП станций РЭБ и РТР; 11 – ПМУ устройства «шнорхель» (воздухоприемная шахта); 12 – ПМУ систем связи; 13 – антенна станции РЭП; 14 – ПМУ устройства «шнорхель» (газовыхлопная шахта); 15 – кормовой входной люк; 16 – вертикальные рули; 17 – ось кормового горизонтального руля; 18 – шестой (кормовой) отсек; 19 – пятый (турбинный) отсек; 20 – четвертый (реакторный) отсек; 21 – третий (центрального поста) отсек; 22 – центральный пост; 23 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 24 -первый (торпедный) отсек; 25 – запасные 533-мм торпеды; 26 – 533-мм ТА.
Корпус
Наутилус был первой в мире атомной подводной лодкой. От дизель-электрических лодок отличался не только наличием новой энергетической установки, но также и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. В то же время, по форме наружных обводов корпуса лодка практически не отличалась от дизель-электрических.
Прочный корпус АПЛ Nautilus изготовлен из стали HTS и разделялся водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. Носовая оконечность имела штевневые обводы, кормовая – конусную форму с круговыми шпангоутами.
Отмечается, что неудачная конструкция корпуса и надстройки АПЛ привела к интенсивной вибрации. Эффективная работа ГАС и скрытность АПЛ обеспечивались на скоростях хода только менее 4 узлов. Этот урок Nautilus был учтен при разработке последующих проектов атомных ПЛ, получивших более обтекаемую форму корпуса.
Энергетическая установка и ходовые качества
Прототип реактора лодки
Атомная энергоустановка (АЭУ) корабля включала в себя один водо-водяной реактор типа S2W тепловой мощностью 50 МВт с двумя парогенераторами (ПГ) и с тремя циркуляционными насосами первого контура на каждый ПГ, два главных турбозубчатых агрегата с турбинами высокого и низкого давления суммарной эффективной мощностью 15000 л.с., два главных конденсатора, два гребных вала с пятилопастными гребными винтами.
АЭУ USS Nautilus суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала надводную скорость более 20 уз. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 000 миль при расходе 450 г урана-235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.
Корпус реактора марки «S2W» фирмы имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем и весил около 35 тонн. Высота реактора составляла 3 м, диаметр — 2,7 м. Корпус реактора крепился в вертикальном положении на основании цистерны водяной защиты. Данная цистерна крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 метров, а диаметр 4,6 метра. Активная зона реактора была цилиндрической формы и диаметром около 1 метра. Общий вес загрузки реактора составлял около 100 кг. КПД энергетической установки достигал 16%. Биологическая защита ЯР обеспечивала снижение проникающей радиации до уровня ниже естественного фона – около 3 бэр за 30 лет.
Вспомогательное оборудование
Для аварийных случаев и прибрежного маневрирования на атомоходе имелись два дизель-генератора, а также устройство типа «шноркель».
Экипаж и обитаемость
На этой лодке впервые получилось обеспечить весь экипаж штатными койками, отказавшись от принципа «теплой койки» (когда сменившийся с вахты моряк занимал любую свободную койку, с которой недавно встал подвахтенный). Старшины и матросы размещались на трехъярусных койках в кубриках, офицеры – в каютах, командир корабля имел отдельную каюту. Жилые помещения располагались в 2-м, 3-м и 6-м отсеках.
Энергетическая установка
При спуске лодки на воду, на ней стояли два 10-цилиндровых четырёхтактных BuEng-овских дизельных двигателя прямого привода (проект MAN), мощностью по 2350 л.с. каждый, и два вспомогательных 6-цилиндровых четырёхтактных BuEng-овских дизельных двигателя (проект MAN), по 450 л.с., приводящих в действие 300 кВ электро-генераторы. Вспомогательные двигатели использовались для зарядки батарей или для увеличения скорости надводного хода.
Во время модернизации 1941-42 годов, на лодке были установлены четыре 16-цилиндровых двухтактных дизель-электрических двигателя General Motors Winton Model 16-278A, мощностью по 1600 л.с. каждый, и два вспомогательных двухтактных дизель-электрических генератора GM Winton 8-268A, по 400 л.с. 800-сильные Westinghouse-оские электродвигатели были заменены на 1270-сильную модель.
Хронология романов и возраст капитана
Образ Капитана Немо, точнее его загадочно быстрое старение, наглядно подчёркивает хронологическую путаницу в трилогии Жюля Верна. Так, действие романа «Двадцать тысяч льё под водой» заканчивается в 1868 году, когда Капитан — мужчина в расцвете сил и здоровья, никак не старше 50 лет, а по меркам того времени — и того меньше. Но в романе «Таинственный остров» уже в канун 1869 года Немо предстаёт древним умирающим стариком, ему уже почти 70 лет.
В главах 15 −17 третьей части романа «Таинственный остров» Жюль Верн косвенно даёт точную дату смерти капитана — 16 октября 1868 года, а в главе 16-й излагает историю принца Даккара, указывая, что тот вернулся в Индию в 1849 году в возрасте 30 лет. Отсюда вытекает дата рождения капитана — около 1819 года, и, следовательно на момент смерти в 1868 году капитану Немо должно было быть около 49 лет. Но согласно изложенным в этой же главе фактам капитан намного старше этого возраста и должен быть по крайней мере «ровесником века», или даже родившимся на исходе XVIII века. Пожалуй, единственной попыткой самого Верна ослабить противоречия была фраза, вложенная им в уста профессора Аронакса в момент его первой встречи с капитаном:
Сколько было лет этому человеку? Ему можно было дать и тридцать пять и пятьдесят! Жюль Верн. «Двадцать тысяч льё под водой». гл.8. |
Сопоставление хронологии романов «Двадцать тысяч льё под водой» и «Таинственный остров» также приводит к противоречиям. Если в той же главе 16-й романа «Таинственный остров» утверждается, что принц Даккар принимал активное участие в восстании сипаев, начавшемся в 1857 году, то в главе первой части первой романа «Двадцать тысяч льё под водой» 1857 год называется как вероятная первая встреча корабля «Кастиллан» с «Наутилусом». При этом в главе 11-й утверждается, что «Наутилус» был построен не ранее 1865 года. Первая твёрдо подтверждённая Жюлем Верном встреча «Наутилуса» с пароходом «Моравия» датирована 5 марта 1867 года, в романе «Таинственный остров» чётко определены хронологические рамки нахождения Пьера Аронакса и его спутников на борту подводного судна — с 6 ноября 1866 года по 22 июня 1867 года. Однако и они не совпадают с датами путешествия Аронакса в романе «Двадцать тысяч льё под водой», где указывается период между 6 ноября 1867 года и 17 — 22 июня 1868 года. В любом случае капитан Немо в этот период не мог помогать жителям острова, так как находился далеко от этих мест. Более того, он не мог спасти Сайруса Смита 24 марта 1865 года, так как только что построенный «Наутилус» ещё не стал узником островной пещеры, а только начинал свой путь по морям и океанам.
Неясно, каким образом повествование Аронакса стало известно островитянам, ведь бежавший от капитана Немо профессор должен был за срок от четырёх до 16 месяцев не только вернуться в Париж, но и написать и опубликовать книгу, которая затем должна была поступить в продажу и распространиться по миру. И единственным средством доставки книги Сайрусу Смиту и его товарищам был захваченный пиратами корабль, приблизившийся к острову 17 октября 1867 года, когда по одной версии Аронакс ещё не попал на «Наутилус», а по второй находился на свободе чуть больше трёх месяцев. Тем не менее в ночь с 15 на 16 октября 1868 года попав в островную пещеру Сайрус Смит и Гедеон Спиллет независимо друг от друга тут же узнают «Наутилус» и Смит шепчет имя капитана, которое, «очевидно, было знакомо журналисту, ибо произвело на него глубокое впечатление».
За этот же срок — три месяца и 24 дня при достоверности даты 22 июня 1868 года, указанной в романе «Двадцать тысяч льё под водой», капитан Немо должен был потерять весь свой экипаж и состариться на острове Линкольна. При этом сам капитан Немо утверждает в своей предсмертной беседе, что уже тридцать лет (то есть с 1838 года) живёт в морских глубинах и не имеет связи с внешним миром, а на острове находится уже шесть лет (то есть с 1862 года). В той же беседе, противореча самому себе, капитан убеждает островитян, что профессор Аронакс попал к нему на корабль 16 лет назад, то есть в 1852 году (а не в 1866 году, как Немо сам им затем сообщил), за пять лет до восстания сипаев, которое побудило его порвать с миром людей. Было бы разумно, если бы этот срок отсылал бы читателя к 1882 году, как к году смерти капитана, что снимало бы некоторые временны́е парадоксы капитана Немо, но в этом случае Сайрус Смит и его спутники провели бы на острове Линкольна 17 лет и превратились бы в людей преклонного возраста, а подростку Герберту было бы уже около тридцати лет.
История службы
Доводка АПЛ продолжалась во время испытаний. На начало февраля 1957 г. подводная лодка прошла под водой 60000 миль.
В течение 1957-1959 гг. Nautilus выполнял различные задачи, в том числе предпринял четыре попытки достичь Северного полюса.
Маршрут похода к Северному полюсу
В августе 1957 года сорвалась первая попытка похода на Северный полюс. Зайдя под паковые льды, атомоход попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину, серьёзно повредив единственный перископ. Попытки покорения полюса были продолжены.
3 августа 1958 года, пройдя в подводном положении подо льдами, Nautilus достиг Северного полюса. Субмарина в 23:15 прошла через точку Северного полюса на глубине около 120 м под паковыми льдами толщиной в 7,6 м. Nautilus стал первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.
В 1958 году вовремя обнаружено проникновение забортной воды внутрь прочного корпуса. Течь возникла в машинном отсеке вследствие того, что главный конденсатор паротурбинной установки не обладал необходимой коррозионной стойкостью. Течь могла привести к выходу из строя энергетической системы корабля.
4 мая 1958 года на лодке, находящейся в подводном положении, вспыхнул пожар из-за воспламенения тепловой изоляции турбины высокого давления. Личный состав в течение нескольких часов боролся с возгоранием, очаг был ликвидирован. Возможно, имелись жертвы, но данные об этом весьма противоречивы.
С 28 мая 1959 г. по 15 августа 1960 г. АПЛ прошла первый капитальный ремонт и перезарядку АЗ ЯР на верфи Portsmouth Naval Shipyard. После завершения ремонта в августе 1960 г. он был приписан к 6-му флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море.
Повреждения после столкновения с USS Essex
С конца октября до середины декабря 1960 г. Nautilus находился в Средиземном море в составе 6-го флота ВМС США. После этого лодка участвовала в ряде учений НАТО в Атлантике. Осенью 1962 г. субмарина принимала участие в морской блокаде Кубы.
С 17 января 1964 г. по 15 мая 1966 г. состоялся второй капитальный ремонт и перезарядка активной зоны ЯР. К весне 1966 г. АПЛ прошла под водой 300000 миль. В течение следующих двенадцати лет она участвовала в ряде исследовательских программ ВМС.
10 ноября 1966 года Nautilus в ходе учений в перископном положении маневрировал, готовясь атаковать авианосец USS Essex (CVS-9). От столкновения авианосец получил подводную пробоину, но остался на плаву. Лодка серьёзно повредила рубку, но хода не лишилась и ушла в базу на ремонт.
Весной 1979 г. Nautilus отправился из Гротона в свой последний подводный переход на верфь Mare Island Naval Shipyard, где корабль был выведен из состава флота.
3 марта 1980 г. Nautilus после 25 лет службы был исключен из состава флота.