Северный монстр: самая бесшумная российская подлодка к-560 «северодвинск» выходит на охоту

Инфраструктура

Пляж Ягры необорудован. Есть только пара кабинок для переодевания. В высокий сезон местные жители могут продавать на пляже перекус. Есть шашлычные палатки и лотки с мороженым. Также приобрести продукты питания можно в окрестных магазинах и киосках.

Для активного отдыха на пляже оборудована волейбольная площадка. Но сетки натягивают только на период тренировок и игр, в остальное время остаются только турники. Некоторые отдыхающие привозят свои сетки. Любители водных видов спорта занимаются кайтингом и серфингом. Туристам предлагают параглайдинг — 1000 рублей за 20 минут полета.

Площадка для пляжного волейбола, Elpon

Прогуляться можно по оформленной набережной Зрячева. Рядом с ней есть сквер с военными памятниками. В праздничные дни пляж Ягры в Северодвинске превращается в площадку для наблюдения за парадом военно-морского флота. С левой стороны от моря находится небольшой парк с лавочками, качелями и детской площадкой.

В отзывах о пляже Северодвинска отдыхающие жалуются на мусор. Так как пляж является диким, его никто не убирает. Пляж достаточно протяженный, поэтому всегда можно найти более менее комфортный участок. Приезжие (не жители Северодвинска) жалуются на холодную воду и в целом на погоду на пляже

Местные советуют не просто смотреть погоду в градусах, но и обращать внимание на скорость ветра. Так как даже при температуре +25 при сильном ветре с моря находиться на пляже некомфортно — если вы встретите местных жителей, то они будут в теплой одежде, шарфах и, может быть, в шапках

Набережная на острове Ягры, Elpon

Спуск на воду третьей АПЛ

Спуск на воду третьей атомной подводной лодки типа «Ясень» — «Новосибирск» — запланирован на 2019 год. Об этом главком ВМФ Владимир Королев сообщил на церемонии спуска второй такой субмарины «Казань». «Третий планируем спустить, я думаю, по плану завода, в 2019 году», — сказал он.

«Думаем, что эти сроки будут однозначно выдержаны, у нас есть в этом уверенность. Кроме того, летом этого года мы спускаем на воду четвертый «Борей» «Князь Владимир», — добавил главком.

Он также сказал, что седьмая атомная подлодка этого типа будет названа в честь города Ульяновск. «Крайний корабль, шестой (серийный, седьмой по счету), который будет называться «Ульяновск», мы закладываем в этом году. Один у нас уже функционирует в составе подводного флота», — сказал он.

«Эти корабли будут проходить службу на Северном и Тихоокеанском флоте», — уточнил Королев, говоря о серии «Ясеней».

Подводная лодка на пляже Северодвинска

Ягринский пляж Северодвинска вошел в топ-10 самых поразительных пляжей, наравне с пляжами Бразилии и других тропических стран. Но не за живописные северные пейзажи, а за случай, произошедший в 2006 году. В июле 2006 года, в разгар купального сезона, на расстоянии нескольких километров от берега всплыла атомная подводная лодка «Акула». Фото подводной лодки на пляже Северодвинска за считанные дни стало одним из самых популярных во всем мире. Иностранцев поразил вид гигантской подводной машины с безмятежными отдыхающими на первом плане.

Сами северодвинцы подчеркивают, что это не единичный случай. Периодически напротив пляжа Ягры всплывают подводные лодки, «возвращающиеся домой», в порт. В интернете по запросу «Подводная лодка на пляже Северодвинска» можно найти фотографии разных годов, в том числе за 2018–2019 годы.

Видео: выход подводной лодки у пляжа Северодвинска

Долгожданный долгострой

Все кому не лень называют ее самым дорогим долгостроем: заложена в 1993 году, планировали ввести в состав флота в 1998,2000, 2005-м… А сдали 30 декабря 2013-го. Субмарина обошлась казне в 47 миллиардов рублей, в два раза дороже ракетоносного «Борея». Долго? Да! Дорого? Как сказать, ведь корабли океанского флота способны строить всего пять стран… Но попытаемся понять.

Формирование облика атомной подводной лодки (АПЛ) четвертого поколения началось на рубеже 1980-х. Решили создать единый тип многоцелевой лодки, способной решать максимально широкий круг задач: охранять свои и охотиться на чужие ракетоносцы и атакующие лодки. Бороться с авианосными группировками и наносить удары по береговым целям. Одновременно хотели избавиться от множества состоящих на вооружении типов подлодок, чтобы сократить расходы на их содержание и ремонт.

Задача была настолько сложна, что даже американцы приступили к ней десятью годами позднее. Да, их «Вирджиния» сошла со стапелей в 2004 году, но США не распадались на составные части, как Советский Союз. И на верфях Electric Boat в Гротоне не царило запустение, как в Северодвинске. А что касается денег на вооружение, так всем известно — до начала двухтысячных наша оборонка жила по принципу — кто что нашел, то и съел. К тому же часть входивших в кооперацию по «Ясеням» предприятий приказала долго жить, а оставшаяся не горела желанием делать уникальные агрегаты и системы задаром.

В этих условиях цена «Северодвинска» в $1,5 миллиарда за 13 лет против $3,1 миллиарда за пять лет за головную «Вирджинию» более чем приемлема. Второй, третий и четвертый «Ясени» уже заложены, получили имена «Казань», «Новосибирск», «Красноярск». Они сойдут со стапелей не позднее 2017 года. А всего их предполагается построить не менее восьми

При улучшенных характеристиках они обойдутся дешевле на треть, и, что важно, вся кооперация предприятий по их постройке будет исключительно российской

Бесшумный рекордсмен

Основные характеристики «Северодвинска»: водоизмещение – 13 800 тонн. Наибольшая подводная скорость — 31 узел, глубина погружения — 600 метров. Экипаж — 90 человек. Есть всплывающая спасательная камера, способная вместить весь экипаж. Недавно впервые в истории российского ВМФ эта камера была испытана в реальных условиях. Реактор лодки интегрирован в моноблок, по некоторым данным, не имеет демаскирующих лодку шумящих насосов, и срок его службы без перезагрузки — 30 лет. То есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки. Все оборудование корабля – на демпферах, что снизило уровень шумности лодки в 10 раз, или, по сути, до уровня океанского фона.

Основное оружие «Северодвинска» — крылатые ракеты в восьми (по 4 на борт) вертикальных пусковых установках. Это сверхзвуковые «Оникс» и «Калибр» класса «корабль -корабль» и «корабль — земля» с дальностью до 500 километров и в дальнейшем 24 дозвуковые стратегические Х-101 с дальностью до 5500 километров и точностью менее 10 метров.

Отметим, что «Ониксы» изначально планировались как универсальный комплекс для размещения на самолетах, надводных и подводных кораблях и береговых установках. Благодаря крылатым ракетам «Ясени» полезны и в большой войне, и в локальном конфликте.

Еще «Северодвинск» имеет 10 торпедных аппаратов, расположенных не как обычно, в носу, а под углом по пять на каждом борту с боезапасом 30 торпед. Именно это позволило установить мощнейший гидроакустический комплекс. Данные о состоянии корабля, его боевых систем и средств наблюдения и целеуказания контролируются боевой информационно-управляющей системой, которая может передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системы передачи данных.

По боевой эффективности АПЛ типа «Ясень» стоят вровень с новейшими американскими лодками «Сивулф» и «Вирджиния», превосходя по скорости и подводным атакующим качествам перевооруженные на крылатые ракеты АПЛ «Огайо».

Описание конструкции

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Назначение отсеков

расположение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список: 1-й – ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля – антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — самые «зрячие» корабли своего класса. 2-й – торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств. 3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.) 4-й – бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов. 5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны. 6-й — реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса. 7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ. В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения. 9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

ТТХ Проект 885 «Ясень»

ПЛ «Северодвинск»

10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»

Водоизмещение нормальное, т.  8600
Водоизмещение полное , т. 13000
Длина, м 139,2
Ширина, м 13
Осадка, м 9,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Экипаж, чел. 85-93

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов.
Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.

Строительство и испытания[ | код]

Закладка состоялась на предприятии «Севмаш» 21 декабря 1993 года под заводским номером 160. Экономические трудности в стране, а также принципиально новая архитектура корпуса и применение новейших образцов вооружения обусловили длительный период её строительства.

20 октября 2009 года на место базирования прибыл экипаж. 22 декабря 2009 года подписано соглашение между ОАО ПО «Севмаш» и администрацией Северодвинска о шефстве над экипажем.

Вывод из эллинга 55-го цеха, 15 июня 2010 года

В марте 2010 года завершились электромонтажные работы и работы по укладке кабеля и продолжились пуско-наладочные работы. 15 июня 2010 года лодка выведена из эллинга 55-го цеха. На церемонии присутствовали президент Дмитрий Медведев, министр обороны Анатолий Сердюков, главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий, генеральный директор — генеральный конструктор СПМБМ «Малахит» Владимир Пялов, президент ОСК Роман Троценко. Передвижение АПЛ в плавучий док началось в 14 часов 10 минут, после команды генерального директора «Севмаш» Николая Калистратова: «Начать движение крейсера по направлению к морю!» 15 июня 2010 года «Северодвинск» был спущен на воду из передаточного дока.

12 сентября 2011 года К-560 «Северодвинск» впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. В общей сложности в течение двух последующих лет атомоход находился в море 137 суток.

5 ноября 2013 года лодка передана на государственные испытания. 6 ноября 2013 года, в рамках государственных испытаний, впервые был выполнен пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».

30 декабря 2013 года К-560 «Северодвинск» была принята в опытную эксплуатацию без подъёма Андреевского флага. Подъём флага был запланирован на 17 июня 2014 года

В 2014 году продолжились морские испытания отдельных узлов и систем — проверялась работоспособность систем гидроакустики, навигации, электро-механической части и других агрегатов. Выполнены стрельбы крылатой ракетой большой дальности «Калибр» из подводного положения. Кроме того, велась работа по дальнейшему снижению шумности подводной лодки, которая у «Северодвинска» ниже, чем у имеющихся на флоте АПЛ, но выше параметров, установленных тактико-техническим заданием Минобороны.

Командир АПРК «Северодвинск» Сергей Митяев и мэр Северодвинска Михаил Гмырин. Передача АПРК «Северодвинск» ВМФ России, 17 июня 2014 года

17 июня 2014 года, после торжественного подъёма Военно-морского флага, АПЛ зачислена в «противоавианосную» 11-ю дивизию подводных лодок Северного флота, дислоцированной в военно-морской базе Западная Лица и опытная эксплуатация продолжилась.

С 3 по 18 июля 2014 года АПЛ совершила первый в навигации 2014 года выход в море. Был выполнен переход в глубоководную зону для завершения проверки работ всех систем и комплексов.

Декали:

Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен.
Однако, расположение декалей (марок углубления, решеток на носу лодки) надо сверять с фото лодки, т.к. прилагаемая схема нанесения декалей не соответствует прототипу. И марок углубления в наборе недостаточно – нет декалей на рубку (использовал из запасов) и нет 3ей пары на кормовую часть (использовал обрезки от декалей на вертикальный стабилизатор – изкоробочные слишком длинные и если отрезать лишнее, то этот отрезок как раз подходит для размещения в кормовой части).
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!                 

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и с надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки, а также уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж 90 человек (64 человека «Ясень-М»).

Главная энергетическая установка и движитель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25—30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины.

Энергетическая система выполнена по одновальной схеме, в качестве движителя применён малошумный гребной винт, хотя в 2000 году в СМИ публиковалась схема проекта с водомётом .

Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.

Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

Вооружение

На подлодке проекта 885 «Ясень» 10 (8 на «Ясень-М») торпедных аппаратов калибра 533 мм расположенных под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, а за ограждением находятся 8 (10 «Ясень-М») вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 крылатые ракеты 3М-55 «Оникс», 3М-22 «Циркон» или по 5 крылатых ракет меньшего диаметра 3М-14 «Калибр». Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач: от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей, до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс», «Циркон». По заявлению гендиректора предприятия проектировщика субмарины конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. АПЛ «Ясень-М» также будет применять перспективные крылатые ракеты ЗМ-22 «Циркон».

Западная пресса о подводном чуде России

Российская подводная лодка «Северодвинск» в 2014 году произвела настоящий фурор в среде западных военных экспертов. Английское печатное издание The Sunday Times оповещает: «Запад опасается зверя из глубины». По мнению журналистов, этот зверь — не что иное, как новая российская разработка — многоцелевая атомная подводная субмарина «Северодвинск». Многие эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что после того, как она появилась в составе морского флота, Россия вырвалась в лидеры мировой подводной технологии. АПЛ «Северодвинск» — это основное судно проектной разработки 885 «Ясень», на вооружении которого имеется 8 универсальных пусковых установок, вмещающих в себя до 32 крылатых ракет. В зависимости от категории этих ракет подводная лодка «Северодвинск» может уничтожать надводные и береговые цели с прицельной дальностью в несколько десятков тысяч километров. Кроме того, десять подводных аппаратов позволят бороться и с кораблями противника.

Состав АПЛ Северного флота

На боевом вооружении Северного флота, кроме АПЛ «Северодвинск», находятся ещё восемь единиц современных боеспособных атомных субмарин:

  1. ТК-208 «Дмитрий Донской». Это большой подводный стратегический ракетный крейсер системы 941 «Акула», впервые появившийся в боевом ряду подводного флота в июне 1982 года. В советское время лодка была занесена на Доску почёта ВМФ и МО СССР. По состоянию на начало 2015 года субмарина находится в полной боевой готовности.
  2. Тяжёлый подводный крейсер ТК-17 «Архангельск» проектной системы 941 «Акула». В составе флота корабль появился с февраля 1988 года. В 2004-м на борту «Архангельска» побывал президент В. В. Путин. На сегодняшний день субмарина находится в резерве флота. В 2018 году ВМФ России планирует утилизировать ветерана российского подводного флота.
  3. Атомная лодка «Петрозаводск». Представляет проектную систему 671РТМК «Щука», взятую на баланс в марте 1989 года. Экипаж «Петрозаводска» был признан лучшим на Северном флоте. Неоднократный призёр кубков ГК ВМФ по торпедной и противолодочной подготовке. АПЛ «Петрозаводск» участвовала в съёмках документального фильма «Русская глубина».
  4. В состав российского флота с декабря 1989 года вошла ПЛ «Воронеж» — трёхкратный победитель Кубка ГК ВМФ России ракетной стрельбы по учебным целям. После выполнения множественных боевых задач на ближних и дальних морских рубежах была неоднократно ремонтирована. По состоянию на 2014 год находится в полной боевой готовности в составе Северного флота.
  5. ПЛ «Северсталь» — стратегический ракетный крейсер проектной разработки 941 «Акула». С февраля 1990 года находится на боевом вооружении Северного флота России. В сентябре 2001 года эта субмарина принимала участие в совместном патрулировании в районе гибели АПЛ «Курск».
  6. В феврале 1991 года АПЛ Б-138 «Обнинск» впервые появилась в составе морского флота. Призёр ГК ВМФ России за атаку группы боевых кораблей. За 23 года участвовала в десяти боевых службах. В декабре 2014 года осуществила запуск крылатой ракеты в Баренцевом море.
  7. К-410 «Смоленск» (в составе флота с 14 марта 1991 года) — атомная подводная лодка проекта 949А «Антей». В декабре 1992 года стала призёром ГК ВМФ России за ракетную стрельбу большой дальности. В 2014 году участвовала в спасении катера «Баренц» в Белом море.
  8. Атомная подводная лодка К-266 «Орёл» проекта 949А «Антей». С 5 февраля 1993 года это подводное судно пополнило ряды субмарин ВМФ. Призёр ГК ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели. Участник парада кораблей на День ВМФ в Североморске. На борту субмарины осуществлялась подготовка спасательной группы для отработки действий на АПЛ «Курск». В начале апреля 2015 года на АПЛ «Орёл» произошёл пожар девятого отсека.

Российские подводные лодки — это гордость и сила государства, их необходимо развивать и модернизировать.

Современнейшие в своем классе

По словам главкома ВМФ, корабли проекта «Ясень» обладают боевой интегрированной системой, пониженной шумностью и являются современнейшими подлодками в своем классе.

«Севмаш» сумел, несмотря на определенные трудности при строительстве этих кораблей, когда работают несколько тысяч предприятий-кооператоров, успешно их преодолеть. Мы получили современнейший корабль с современной боевой интегрированной системой, с современными средствами связи и ракетно-торпедным комплексом и, конечно же, с пониженной шумностью по сравнению с предыдущими», — сказал Королев.

Гендиректор конструкторского бюро «Малахит» Владимир Дорофеев, в свою очередь, добавил, что проектанты стремились создать корабль с повышенными боевыми качествами, при этом снизив его стоимость. «Я считаю, эта задача на сегодняшний день решена. Технически «Ясень» является дальнейшим шагом вперед по созданию кораблей следующего (пятого — прим. ТАСС) поколения», — отметил он.

Примечания

  1. . Известия (13 сентября 2011). Дата обращения 16 сентября 2011.
  2. . Пресс-служба ПО «Севмаш» (17 июня 2014).
  3. . ИТАР-ТАСС (20 октября 2009). Дата обращения 30 октября 2009.
  4. ↑ . Пресс-служба ПО «Севмаш» (16 марта 2010). Дата обращения 18 марта 2010.
  5. ↑ . Пресс-служба ПО «Севмаш» (15 июня 2010). Дата обращения 16 июня 2010.
  6. Никольский, Алексей . Ведомости (16 июня 2010). Дата обращения 16 июня 2010.
  7. Кочуров, Николай  (недоступная ссылка). Северный рабочий (16 июня 2010). Дата обращения 16 июня 2010.
  8. Анастасия Шишорина. . Коммерсантъ № 105 (4405) (16 июня 2010). Дата обращения 14 августа 2010.
  9. . Пресс-служба ПО «Севмаш» (23 мая 2013).
  10. . Военно-Промышленный Курьер (19 ноября 2013).
  11. . ИТАР-ТАСС (17 июня 2014).
  12. . Взгляд (30 мая 2014).
  13. . Центральный Военно-Морской Портал (23 января 2014). Дата обращения 28 июля 2014.
  14. . Центральный Военно-Морской Портал (17 июня 2014).
  15. . Центральный Военно-Морской Портал (3 июля 2014).
  16. . Центральный Военно-Морской Портал (18 июля 2014).
  17. ↑ . Lenta.ru (28 июля 2014).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector