«на технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годы
Содержание:
«Циркон» и «объект 4202»
Первой гиперзвуковой «ласточкой» станет противокорабельная ракета «Циркон» — ее в качестве основного ударного вооружения получит атомный крейсер «Адмирал Нахимов», чья модернизация на Севмаше закончится в 2018 году. Следом начнется перевооружение на новые ракеты флагмана Северного флота «Петр Великий». «Цирконами» могут также оснастить тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и перспективные подлодки проекта «Хаски».
«Тополи» получат новую маскировку
Стандартное расстояние современной морской дуэли — 250 километров — «Циркон» преодолевает за 2,5 минуты, противник не успеет испугаться. К тому же в универсальные пусковые установки «Нахимова» и его последователей зарядят «ракетный коктейль» из гиперзвуковых «Цирконов», высокоточных «Ониксов» и дальнобойных «Калибров», что еще более расширит боевые возможности кораблей.
Время от времени в СМИ появляются сообщения об испытаниях гиперзвуковой боеголовки для российских межконтинентальных баллистических ракет. На западе ее называют U-71, в России — «объект 4202». На скорости в 6М боеголовка маневрирует по направлению и тангажу, поэтому перехватить ее невозможно и летит оно точно к назначенной цели. Большую часть полета U-71 проводит на высоте порядка 100 километров, где разреженная атмосфера и почти космический холод снижают разрушительные последствия трения о воздух. Максимальная скорость боеголовки — 15 М.
Советский прорыв
В США предполагалось провести первые летные испытания ГПВРД на гиперзвуковом исследовательском самолете Х-15, который мы упомянули в предыдущей части. Идея так и осталась неосуществленной, поскольку предназначенный для испытаний Х-15A с бортовым номером 56-6672 разбился в ноябре 1967 года, всего за несколько дней до запланированного полета с экспериментальным ГПВРД. В итоге натурные испытания ГПВРД в США были отложены в долгий ящик, а на фоне закрытия в 1970 году программы Х-15 — и вовсе прекращены.
В СССР для программы разработки собственного ГПВРД, которая началась в 1970-е годы, в качестве базовых конструкций для испытаний ГПВРД решено было использовать не ракетные самолеты (у СССР их попросту не было), а гораздо более доступные и дешевые зенитные ракеты. Старые зенитные ракеты можно было легко использовать в качестве стартовых ускорителей, которые бы разгоняли летательный аппарат с экспериментальным ГПВРД до нужной для устойчивой работы гиперзвукового двигателя минимальной скорости.
В качестве базовой ракеты для запуска аппарата с ГПВРД была использована снимаемая тогда с вооружения двухступенчатая зенитная ракета С-200. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат, получивший название «Холод», устанавливался вместе с баком горючего и контрольно-измерительным комплексом на месте штатного боевого блока ракеты С-200.
Масштабность и сложность поставленной перед инженерами Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) задачи затянули испытания советского ГПВРД практически на десятилетие. Как показали последующие успешные стендовые испытания — это сыграло свою положительную роль, поскольку большая часть «детских болезней» советского ГПВРД была устранена еще на земле (в то время как американские разработки после ряда чувствительных неудач в тот же период просто сочли «бесперспективными»).
Наземные испытания двигателя «Холода» происходили в Тураевском филиале ЦИАМ, где расположена крупнейшая в Европе стендовая база для исследования гиперзвука. На уникальном стенде Ц-16ВК можно было проводить наиболее полную имитацию реальных высотно-скоростных условий при скоростях вплоть до гиперзвуковой скорости 6М.
В последующих пусках «Холода», которые производились в период с 1991 по 1998 год, удалось достичь времени работы ГПВРД в 77 секунд и разогнать лабораторию до рекордной скорости 1 832 м/c, что соответствовало 6,41М. Фото nkj.ru
На стендах были получены обширные данные о процессе горения горючего в сверхзвуковом потоке. Проверялись материалы, работоспособные в условиях теплонапряженного состояния по всему тракту ГПВРД — из-за использования жидкого водорода в качестве горючего различным частям двигателя в реальном полете надо было бы работать в диапазоне температур от -200°C до +2000°C. Были уточнены результаты расчетов экспериментальных исследований как для отдельных элементов конструкции, так и для всего двигателя в целом.
И вот — решающее испытание «Холода». На дворе — 28 ноября 1991 года, до официальной смерти СССР остается всего 10 дней! На полигоне Сары-Шаган в Казахстане у озера Балхаш проводятся первые натурные испытания советского ГПВРД. Кто знает, как бы повернулась дальнейшая судьба советского ГПВРД, если бы то самое решающее испытание не увенчалось бы хотя бы частичным успехом?
Но — удача благоволит крепким и испытанным конструкциям: «Холод» полетел. Уже на первых летных испытаниях была достигнута скорость 5,6М, а сама летающая лаборатория поднялась на рекордную высоту 35 километров, сравнимую с мировым рекордом настоящего сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-25.
В последующих пусках «Холода», которые производились в период с 1991 по 1998 год, удалось достичь времени работы ГПВРД в 77 секунд и разогнать лабораторию до рекордной скорости 1 832 м/c, что соответствовало 6,41М. Гиперзвук был покорен — и впервые это сделал именно советский ГПВРД «Холод».
Наш ответ — паритет
Кстати, для баллистических ракет гиперзвук давно не фокус. Боевые блоки падают из космоса со скоростью, в 15-20 раз превышающей звуковую. Но именно падают. Носителем же маневрирующих гиперзвуковых боеголовок станет новая тяжелая ракета «Сармат». С ее помощью Россия сможет, не обращая внимания на системы ПРО, наносить точечные удары в любой точке света. Ядерные взрывы при этом не обязательны — кинетической энергии прилетевшего из космоса боевого блока достаточно для разрушения военной базы или оборонного завода. По мнению специалистов Фонда перспективных исследований, отечественные разработки в области гиперзвука обеспечат военный паритет как минимум на ближайшие 40 лет.
Американская помощь или успешный шпионаж?
Американцы же тем временем, поддавшись в 1980-х годах обаянию виртуальных концептов «гиперзвукового ракетоплана» Х-30 от Rockwell, который бы долетал из Далласа в Токио за два часа, внезапно осознали, что снова погнались за красивыми картинками, построив очередной «замок на песке» — гламурную обертку, под которой у них совершенно не было никакой реальной технологии. В итоге к началу 1990-х годов проект Х-30 был окончательно похоронен и стыдливо забыт.
А в реальности американцы начали работать над гораздо более скромным гиперзвуковым аппаратом Х-43A, который они стали запускать, как и многие другие гиперзвуковые аппараты, уже не с аэродрома, а с «воздушного стартового стола» — все того же проверенного бомбардировщика В-52. Кроме того, внезапно выяснилось, что несмотря на все усилия США по разработке собственного ГПВРД, их фактические достижения так и остались в районе недоделанного ГПВРД для ракетного гиперзвукового самолета Х-15 и сугубо виртуальных, никогда не реализованных в металле концепций Dyna Soar Х-20 и «космического ракетоплана» Х-30.
Американцы начали работать над гораздо более скромным гиперзвуковым аппаратом Х-43A, который они стали запускать уже не с аэродрома, а с того же проверенного бомбардировщика В-52. Фото nasa.gov
В итоге все 1990-е годы американцы стали действовать привычным им способом, просто покупая любые результаты, полученные на гиперзвуковом летательном аппарате «Холод» в уже независимой, но тогда ужасно безденежной России. Поэтому оказалось, что программа Х-43A, которая стала ключевой для всех последующих разработок американских гиперзвуковых аппаратов, по факту была построена отнюдь не на собственных американских разработках, а на позаимствованной у СССР и России технологии из проекта «Холод».
В середине 2000-х годов, на фоне выхода США из договора о ПРО, сотрудничество между Российской Федерацией и США в вопросе гиперзвуковых аппаратов было в значительной мере свернуто. На этом фоне американцы к середине 2000-х годов все-таки добились устойчивых результатов на своем Х-43А. После неудачи первого пуска, второй полет гиперзвукового аппарата уже прошел в устойчивом режиме. В третьем полете, который случился 16 ноября 2004 года, гиперзвуковая лаборатория Х-43А показала рекордную скорость 9,6М (11 200 км/час, или же почти что 3,2 км/c — 40% от первой космической скорости). Однако дальше американские разработки «почему-то» встали. Совпадение? Ну как сказать…
На сегодняшний день у США формально числится сразу несколько гиперзвуковых разработок, чье описание достойно отдельной статьи. Однако ни в одной из программ никакого значительного прогресса не наблюдается вот уже доброе десятилетие. Наверное, и в самом деле «злые русские» украли все американские наработки по гиперзвуку. Или же, что гораздо более вероятно — русские просто перестали допускать американцев к своим достижениям.
Алексей Анпилогов, vz.ru
ПромышленностьОПКОбществоИстория
Вжик и готово
На базе «Уран-6» разработают новое поколение боевых роботов
Гиперзвуком принято считать скорости, в пять и более раз превышающие звуковую (5 Маха и выше) — грубо говоря, от шести тысяч километров в час или 1,6 километра в секунду. Это в два раза быстрее пули, выпущенной из снайперской винтовки. Ключевое преимущество гиперзвукового боеприпаса в его неуязвимости — ни одна из существующих систем ПВО или ПРО не способна остановить цель, летящую на такой скорости. Российский зенитный комплекс С-500 «Прометей», в задачи которого входит перехват гиперзвуковых целей, только начал испытания. У других стран подобные системы в лучшем случае на стадии разработки.
На пути к заманчивому статусу «абсолютного оружия» конструкторам предстояло решить две сложные инженерные задачи. Во-первых, необходимо защитить корпус боеприпаса от перегрева и разрушения на бешеной скорости. Во-вторых, нейтрализовать облако раскаленной плазмы, неизбежно образующееся вокруг тела, летящего на гиперзвуке в атмосфере. В обычных условиях оно моментально сжигает антенны и ведет к потере контроля над ракетой. Судя по заявлению военных, разработчикам удалось обойти обе проблемы.
Известно о нем немного, но того, что есть, вполне достаточно, чтобы сделать выводы о перспективах его применения.
Дмитрий Олегович не назвал конкретные разработки, ограничился лишь направлениями технического развития, но он, конечно же, подразумевал и гиперзвуковой летательный аппарат, способный нести ядерную боевую часть – Ю-71.
При таких скоростях всё американское ПРО становится просто грудой металлолома. Засечь не смогут, и даже если бы и смогли, то противоракета всё равно не догнала и не перехватила бы такой аэродинамический объект.
К тому же, «Ю-71» может и не нести смерть на своих крыльях. Можно установить на российский глайдер систему РЭБ, коими славится наш ВПК, и тогда, перелетев за несколько минут территорию США и выведя из строя все станции радиоэлектронного обнаружения, можно будет без опаски отправлять следом «птиц» покрупнее, например, «белого лебедя».
Россия разрабатывала этот аппарат, способный гарантированно поразить цель одной ракетой, несколько лет, проведя при этом несколько успешных испытаний. Но утечка информации произошла лишь в феврале 2015 года. Генералы в Пентагоне не просто расстроились, но и пришли в полное уныние: этот российский «аргумент» не просто перечеркивает все планы по созданию системы ПРО по периметру России, но и сами США делает абсолютно беззащитными.
Среди технических возможностей Ю-71 не только нанесение мгновенных и смертоносных ударов. Гиперзвуковой аппарат, оснащенный системой РЭБ (радиоэлектронной борьбы), способен за считаные минуты пересечь территорию США и вывести на своем пути из строя все станции радиоэлектронного обнаружения.
По данным НАТО, до 24 гиперзвуковых летательных аппаратов может быть развернуто с 2020-го по 2025 год в одном из полков 13-й ракетной дивизии РВСН (Оренбургская область), предположительно в поселке Домбаровский. И скажем, до Вашингтона Ю-71 способна долететь за 45–50 минут, до Нью-Йорка – за 40, до Лондона – за 20. Ни обнаружить, ни тем более сбить эти аппараты невозможно. Тут есть серьезный повод для расстройства!
В самой России планы принятия на вооружение объектов 4202 не озвучивались. Впрочем, из открытых источников известно, что разработка аппаратов ведется «НПО машиностроения» (подмосковный город Реутов) и начата она была до 2009 года. Формальным заказчиком ОКР 4202 выступает Федеральное космическое агентство России, но и Минобороны проявляет к нему повышенный интерес. По крайней мере, в Генштабе еще в 2004 году констатировали, что был испытан космический аппарат, способный лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры как по курсу, так и по высоте.
Уже сейчас в Америке и Европе российские гиперзвуковые аппараты называют новым козырем Москвы на переговорах с Вашингтоном. Переживают не напрасно: как показывает практика, США можно усадить за стол переговоров лишь одним способом – поставить на вооружение системы, которые заставят Пентагон серьезно испугаться.