«широчайший спектр задач»: на что способны новейшие российские вертолёты

Самый легкий вертолет

Стоит упомянуть японский GEN-H-4. Это гражданский вертолет, который совершил свой первый полет еще в 2000 году. Имеет максимально простую конструкцию и управление. При конструкторских решениях была применена соосная схема винтов, которые запускаются четырьмя маленькими двигателями. Как утверждают создатели, по инструкции его можно собрать самостоятельно за полчаса.

Этот летающий малыш имеет скромные, но достаточные для своих размеров показатели. Его грузоподъемность всего 86 кг, официальный потолок высоты — 3000 м. Хотя подниматься на нем на такую высоту попросту страшно. Человек весом в 79 кг сможет летать на нем около часа со скоростью 88 км/ч, потом потребуется дозаправка. Сама конструкция весит 70 кг – это самый легчайший вертолет!

В шутку GEN-H-4 называют «летающей табуреткой». По сути это стул с колесами, к которому прикрепили четыре двухтактных двигателя и 4-х метровые лопасти сверху. Все двигатели работают автономно друг от друга, и выход из строя сразу всех маловероятен. Этот легчайший вертолет может удержаться и на трех, а совершить посадку на двух. На всякий случай в комплекте присутствует парашют.

«Ми-34» – первый лёгкий вертолёт России

Производство малых геликоптеров «Ми-34» берёт начало в 1993 году, когда было создано ОАО ПО «Лёгкие вертолёты Ми». Инициаторами этого стали ведущие компании России, занимающиеся строительством воздушного транспорта, такие как Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля, завод «Прогресс» Арсеньевской авиационной компании, Вятский машиностроительный завод «Авитек», компания «Агрегат» и другие организации. Целью создания компании являлась разработка и дальнейшее серийное производство лёгких вертолётов «Ми-34» и их модификаций, поиск потенциальных покупателей, налаживание сервисного обслуживания, проведение работ по ремонту таких машин, организация учебного процесса для лётчиков и инженерно-технического состава, разработка новых видов малых геликоптеров.

Результатом деятельности этого предприятия стало создание первого в России сертифицированного лёгкого вертолёта «Ми-34С». Такой геликоптер применяется для перевозки пассажиров и грузов, организации воздушного патрулирования, обучения и тренировки пилотов, проведения оценки последствий аварийных ситуаций и решения оперативных задач коммунальными и муниципальными службами городов.

Первые лёгкие вертолёты России «Ми-34С» даже сегодня являются конкурентоспособными как на отечественном рынке, так и за рубежом.

№ 5. Sky Baby

Еще одно творение Рэя Ститса, которое в отличие от предыдущей модели было бипланом. Размеры Sky Baby были совсем крохотные – длина 3 м и размах крыльев 2,1 м. Но при этом он имел достаточно внушительный вес в 205 кг с максимальной загрузкой до 302 кг.

Самые маленькие самолеты в мире. Stits SA-2A Sky Baby.

Корпус самолета был сделан из хромированной трубы, а крылья состояли из дерева, которое сверху покрыли тканью. Главной проблемой Sky Baby был маленький центр тяжести. Для минимизации этого недостатка, Ститс принял решение поместить двигатель над ногами пилота, а топливный бак и карбюратор между колен. Такое конструкторское решение в сочетании с двигателем мощностью 85 л/с позволило летать биплану с предельной скоростью 300 км/ч.

С апреля по ноябрь 1952 года Sky Baby управляемый летчиком-испытателем Робертом Старром блистал во всех американских авиашоу. Получив звание самого маленького биплана в мире, самолет поместили в музей штата Висконсин.

Транспортные вертолеты

Вертолеты, в основном предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, обычно называют транспортными.

Sikorsky CH-53E Sea Stallion

Буквы CH в названии –это Cargo helicopter, то есть грузовой или транспортный вертолет. Sea Stallion означает Морской Жеребец. Семейство CH-53 – это целая группа модификаций. Названия первых из них заканчивались словом «жеребец»: супер или морской. Их делали для корпуса морской пехоты. Первый из Жеребцов — CH-53М проходил испытания в 1970 году. Испытания показали недостаточную грузоподъемность вертолета. Ее надо было повысить на 80%. При этом изделие должно было остаться достаточно компактным, чтобы стартовать с морского судна-вертолетоносца. Сикорский взялся за дело. Инженеры изменили компоновку, добавили третий двигатель. Модификацию назвали CH-53E Super stallion, то есть «супержеребец». Супержеребец имел грузоподъемность 16 тонн при перевозке груза на подвеске. Дальность при этом была 92 км. Первый полет новый вертолет совершил в 1974 году. Серийное производство начали через 6 лет. А в 1981 году корпус морской пехоты США получил первый аппарат CH-53E c грузовой кабиной, где помещаются 55 десантников или 13 тонн груза на семи стандартных паллетах размером 3 х 4 фута.

В 2012 году серию CH-53 сняли с эксплуатации. Всего произведено было 522 штуки.

Ми-26

Тяжелый вертолет Ми-26, разработанный в конструкторском бюро Миля. Это самый мощный вертолет в России. И самый мощный вертолет в мире, выпускаемый серийно. На подвеске он может транспортировать очень большой груз – 20 тонн. По грузоподъемности он заметно превосходит своего ближайшего конкурента CH-53E.

Ми-26. Рекордсмен мира по грузоподъемности. 20 (Двадцать) тонн

Свой первый полет МИ-26 совершил в далеком 1977 году. И до сих пор его продолжают выпускать в Ростове. Больше того, конструкторское бюро Миля продолжает его совершенствовать, сейчас готовится к выпуску модификация Ми-26Т2, с новым комплектом бортовой авионики. Жив курилка, хороший вертолет!

Boeing CH-47 «Chinook»

Чинук – это индейское племя. Именно так, следуя определенные традиции, инженеры Боинга назвали свой транспортный вертолет. Он отличается запоминающимся профилем из-за особенности конструкции. Аппарат имеет два главных несущих винта. Причем расположены они не соосно — один над другим, что часто встречается, а рядом друг с другом. Один – в передней части фюзеляжа, второй – в задней. Такая компоновка показывает свои преимущества при решении ряда сложных инженерных задач, таких, например, как эвакуация подбитой крупногабаритной авиатехники в места дислокации.

Ми-24

Ми-24 можно считать многоцелевым вертолетом с известной долей условности. Хотя в его отсеке действительно предусмотрена перевозка 8 военнослужащих с вооружением и спец-обмундированием, многие специалисты рассматривают Ми-24 как ударный вертолет. Причем как второй ударный после AH-64 по распространенности, и как второй после AH-1 по началу выпуска.

Ансат

Партнерство с иностранными компаниями — это хорошо, но хотелось бы иметь собственные легкие российские вертолеты. Один из них – это «Ансат» (с татарского переводится как «простой»). Это легкий вертолет многоцелевого назначения, сконструированный и собранный в ОАО «Казанский вертолетный завод».

Первый «Ансат» был запущен в полет еще в 1999 году. Несмотря на название, история его развития не так проста. Это первый в России вертолет, оснащенный электро-дистанционной системой управления. После выпуска в серию машина поставлялась для Министерства обороны и в Южную Корею, именно там и произошла авария, приведшая к гибели пилота. Причиной признали ЭДСУ. После этого конструкторы провели работы по улучшению данной системы, гражданский вариант выпустили с гидромеханической системой управления — «Ансат-1М». Полиция и лесные службы продолжают использовать «Ансат» для своих нужд. А для Кореи была выпущена специальная модификация «Ансат-К», то есть корейский.

Вертолет имеет два турбовальных двигателя и максимальную взлетную массу в 3,3 т, при собственной массе в 1-1,3 т, может перевозить 9 человек. Для облегчения конструкции применялись современные технологии и материалы, в том числе композитные. Несмотря на все трудности, к 2018 году Министерство обороны планирует приобрести до 40 таких вертолетов со средней стоимостью в 101,4 млн. руб.

Однако есть не только военная, но и пассажирская, транспортная, административная версия, для спасателей, медиков и учебных полетов. Это полноценный легкий многоцелевой вертолет.

«Ка-226» – основа вертолётного парка РФ

Вертолёт «Ка-226» является продуктом глубокой модернизации геликоптеров лёгкого типа «Ка-26» и «Ка-126». Этот воздушный транспорт сохранил лучшие характеристики своих «родителей» и приобрёл более высокие показатели в области экономии топлива и качества транспортировки.

В настоящее время «Ка-226» можно назвать «рабочей лошадкой» в линейке лёгких вертолётов России. Ведь он получил новый фюзеляж балочного типа, состоящий из алюминиевых сплавов и стеклопластика. Кабина пилотов стала более комфортной. В ней появилось новое оборудование, которое позволяет осуществлять полёты днём и ночью вне зависимости от погодных условий. Транспортная кабина является съёмным элементом. Такая компоновка позволяет установить дополнительные пассажирские кресла общим количеством до 9 штук, оборудовать вертолёт медицинским модулем, организовать специальный отсек для перевозки грузов.

Геликоптеры «Ка-226» можно использовать в различных целях. К примеру, МЧС России использует такие вертолёты для обеспечения аварийно-спасательных операций, а также в качестве санитарных и пожарных машин. Муниципальные органы городов используют этот транспорт в качестве скорой медицинской помощи, для обеспечения правопорядка и перевозки пассажиров. По многим техническим параметрам лёгкий вертолёт «Ка-226» превосходит аналоги зарубежного производства.

Далее будут рассмотрены лёгкие вертолёты российского производства «Беркут».

BD-5J

Прародителем данного представителя малогабаритной авиации стал авиаконструктор Джим Беде. После проверки безопасности, прочности и соответствия всем указываемым габаритам, авиалайнеру присвоено звание «самый маленький реактивный самолет в мире» по версии жюри Книги рекордов Гиннеса. Обладая крайне миниатюрными размерами, самолет поддерживает крейсерскую скорость в 386 километров в час. По словам создателя, он был способен пролететь более полутора тысяч километров без дополнительной заправки.

Вскоре началось массовое производство миниатюрных реактивных авиалайнеров данной модели, а в рекламной кампании упор делался на тот факт, что купить и обслуживать собственный самолет гораздо проще и дешевле, чем всю жизнь переплачивать за билеты на пассажирские авиалинии. Благодаря своим крохотным размерам, модель спокойно могла поместиться в любой гараж, после демонтажа крыльев. Первоначальная цена на BD-5J равнялась примерной стоимости новой машины среднего класса, но даже когда создатели ее увеличили, их продукция расходилась не хуже горячих пирожков.

Более 20 тысяч моделей было раскуплено или заказано в течение первого года с открытия продаж. Это был рекорд, которым не могли похвастаться такие титаны авиастроительного бизнеса, как Boeing и Airbus вместе взятые. Основное неудобство заключалось в том, что клиентам просто высылали полный набор деталей с перечнем исчерпывающих инструкций, которые им предстояло собрать в целый функционирующий самолет, сначала сварочным методом, а позднее при помощи сверхпрочных шурупов.

Еще одним выигрышным достоинством модели можно назвать ее крайне удачный внешний дизайн, представляющий собой нечто среднее между военными и спортивными летательными аппаратами.

Вот только высокой безопасностью данный реактивный самолет, к сожалению, не отличался. За полгода широкой эксплуатации произошло около 15 серьезных авиакатастроф, 9 из которых закончились летальным исходом. После кропотливого расследования, к которому подключились службы авиационной безопасности США, было установлено, что главной проблемой, вызывающей аварии, являются некачественно изготовленные детали двигателя. Вскоре после этого, конструкторское бюро, выпускавшее самолеты, обанкротилось, и выпуск опасных для жизни моделей завершили.

Однако история BD-5J на этом не закончилась. Многие авиаконструкторы-любители переделали и модифицировали купленные самолеты по своему вкусу и продолжают пользоваться ими и сегодня.

Характеристики:

  • Масса – 161 килограмм;
  • Размер – 2,66 метра (длина);
  • Размах крыльев – 5,18 метров;
  • Грузоподъемность – 299 килограммов (включая топливо);
  • Скорость полета – до 483 км/ч.

Модель сверхмалого самолета BD-5J

Личным автомобилем сейчас уже никого не удивишь, а вот личным самолётом, пожалуй. Малогабаритная авиация с каждым годом набирает все большую популярность, да и количество желающих получить летную лицензию растет. Маленькие самолеты – уже не просто способ увековечить себя в книге рекордов, а серьезный бизнес, доход которого в наши дни только умножается. Подобные модели участвуют во многих ведущих мировых аэро-шоу и неизменно вызывают огромный восторг у публики.

Улучшенная «восьмёрка»

Из вертолётов среднего класса на «Гидроавиасалоне» представлен Ми-38 взлётной массой 15,6 т с VIP-салоном. В этом исполнении машина будет использоваться для перевозки первых лиц и руководящего состава крупных компаний в различных природно-климатических условиях. 

Максимальная пассажировместимость Ми-28-2 составляет 30 человек, грузоподъёмность — 5 т, крейсерская скорость — 280 км/ч, дальность полёта — 870 км. Вертолёт оснащён газотурбинной силовой установкой ТВ7-117В с цифровой электронной системой управления и контроля (разработчик — ОАО «Климов»).

В пресс-службе холдинга «Вертолёты России» RT сообщили, что на сегодняшний день с Минобороны РФ заключён контракт на поставку двух машин в транспортно-десантном варианте — Ми-38Т.

  • Образец Ми-38-2, представленный на «Гидроавиасалоне-2018»

Также по теме


«Сложная и трудоёмкая задача»: зачем российской армии может пригодиться конвертоплан

Воздушно-десантные войска изучают вопрос о необходимости разработки конвертоплана. По данным СМИ, опытно-конструкторские работы могут…

В беседе с RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов отметил, что из представленных АО «Вертолёты России» машин очевидными рыночными перспективами обладают прежде всего «Ансат» и Ми-38-2. По его словам, говорить о шансах VRT500 на коммерческий успех преждевременно, так как машина даже не поднялась в воздух.

«Соосная схема на VRT500 при всех её преимуществах значительно увеличивает стоимость машины. Другое дело — «Ансат», над которым долго и кропотливо трудились сотрудники Казанского завода. В итоге казанцы добились выдающихся результатов. «Ансат» превосходит всех своих зарубежных конкурентов, и я очень надеюсь, что машина наконец-то займёт достойное место на рынке», — сказал Дьяконов.

Большое будущее, по словам эксперта, ожидает Ми-38-2.

Единственным недостатком машины на текущий момент является довольно высокая цена.

«Ми-38-2 — чрезвычайно востребованный вертолёт как в России, так и в мире в целом

Очень важно, что у милевцев получилась надёжная машина, способная решать широчайший спектр задач. Да, эксплуатировать Ми-8 по-прежнему дешевле, но вопрос со стоимостью может быть решён путём повышения эффективности кооперации

Я думаю, разработчику под силу справиться с этой проблемой», — подчеркнул Дьяконов.

№2. Bumble Bee II

В 1988 году Роберт Старр захотел превзойти свой личный рекорд и собрал Bumble Bee II. При собственном весе 180 кг, размеры самолета поражали – длина 2,7 м и размах крыльев 1,7 м.

Самые маленькие самолеты в мире. Bumble Bee.

Летал Bumble Bee II со средней скоростью 305 км/ч. Но при первом же выступлении 8 мая 1988 года, самолет потерпел крушение из-за отказа двигателя на высоте около 120 м. За штурвалом был сам Рэй Старр. Он сильно пострадал в этой авиакатастрофе, но со временем авиаконструктор выздоровел.

Хотя Bumble Bee II и получил звание самого маленького биплана, он был полностью разрушен в результате аварии. Для выставки в музее его собирали заново.

McDonnell XF-85 Goblin

Разработка самолета велась по программе «паразитного истребителя». Он предназначался для базирования на тяжелом бомбардировщике Convair B-36. В период 1948-1949 года проходил испытания, но так и не был принят на вооружения. Всего создано два XF-85 Goblin массой по 1800 килограмм. Они оснащены стрелково-пушечными орудиями и могли летать без дозаправки 1,5 часа.

Недостатком модели стало то, что она уступала по скорости и маневренности уже существующим на тот момент реактивными самолетами, поэтому в серийное производство XF-85 Goblin не поступил. 2 созданные модели передали в собственность Музея авиации США.

Самый легкий вертолет

Его выпустила японская компания в 2010 году. Это одноместная машина Gen-4, весящая 70 кг, но способная поднять в воздух до 210 кг. Вертолету вполне можно присвоить и титул самого маленького.

Он состоит из 2-х четырехметровых винтов и двухцилиндровых двигателей с небольшим сиденьем на колесиках, расположенных в легкой раме из алюминия. Сам вертолет без хвоста, так как его конструкция оснащена винтами соосного принципа действия.

Скорость, которую развивает транспортное средство — до 100 км в час и она колеблется в зависимости от веса пассажира. Управлять самым легким вертолетом максимально просто, достаточно прослушать несложный инструктаж. Причем сам полет абсолютно безопасен — при отказе одного двигателя вполне можно дотянуть на втором, а при отказе двух — совершить экстренное торможение или спланировать на парашюте. Стоит агрегат 35 тысяч долларов при заказе от 10 штук. Вертолет может продержаться в воздухе от 30 минут и до часа.

Уникальное решение

На выставке в Геленджике представлен полноразмерный макет VRT500. По словам Иванова, машина будет оснащена винтами из композитных материалов. В настоящее время «в высокой степени проработки» находятся фюзеляж и каркас. Сборка первого прототипа VRT500 должна стартовать осенью 2019 года. Грузоподъёмность вертолёта составит 730 кг, крейсерская скорость — 225 км/ч, дальность полёта — 860 км.

Иванов подчеркнул, что в детище «ВР-Технологии» использован опыт создания соосных вертолётов, накопленный в холдинге. Например, в VRT500 реализована соосная схема с двумя несущими винтами. Руководитель программы подчеркнул, что это уникальное решение для лёгкого вертолёта с такой взлётной массой.

  • Полноразмерный макет VRT500

«Благодаря соосной схеме к вертолёту можно подойти с любой стороны — машина абсолютно безопасна. К тому же отсутствие трансмиссии рулевого винта позволяет совершенно по-другому компоновать вертолёт», — пояснил Иванов.

Собеседник RT рассказал, что соосная схема позволила создать вертолёт с самой объёмной кабиной в своём классе. В результате VRT500 способен выполнять задачи машин взлётной массой около 2,5 т (например, популярных на международном рынке моделей Eurocopter EC 135 и AS350).

Директор программы VRT500 сообщил, что вертолёту предстоит серьёзный процесс сертификационных испытаний. Они откроют машине путь на российский и международный рынки. Иванов уверен, что отечественная машина будет недорогой в эксплуатации и превзойдёт зарубежных конкурентов по функциональным характеристикам. 

Ещё одним образцом в классе лёгких вертолётов, представленным на «Гидроавиасалоне», является «Ансат». На выставке машина продемонстрирована в грузопассажирской и медицинской компоновке. Вертолёт построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом.

  • «Ансат» в специальной медицинской комплектации

Взлётная масса «Ансата» составляет 3,6 т, грузоподъёмность — 1,076 т, крейсерская скорость — 220 км/ч, дальность полёта — 505 км. Вертолёт способен перевозить до пяти человек в базовой конфигурации и до восьми  в специализированной. Машина оснащена двумя турбовальными газотурбинными двигателями Pratt & Whitney PW207K мощностью 630 лошадиных сил.

«Ансат», как и VRT500, отличает самая объёмная в своём классе кабина. Это позволяет с комфортом перевозить пассажиров и размещать на борту большое количество различных грузов. В России машина используется в основном в медицинских целях. В «Вертолётах России» рассчитывают на успех «Ансата» на рынках Китая и других стран Юго-Восточной Азии.

№8. Colomban Cri-cri

История миниатюрного Cri-cri началась в 1971 году, когда французский авиаконструктор Мишель Коломбан загорелся идеей построить очень маленький и экономичный самолет с двумя двигателями. Спустя пару лет, 19 июля 1973 года его мечта воплотилась в реальность – самолет впервые поднялся в небо. Свое творение Коломбан назвал Cri-cri в честь собственной дочурки.

Самые маленькие самолеты в мире. Colomban Cri-cri.

Самолет имел размах крыла в 4,9 м и общую длину 3,9 м. Также Cri-cri выделялся низким собственным весом в 78 кг. Благодаря таким параметрам, представители Гиннеса признали его самым маленьким самолетом с двумя двигателями.

Предельная скорость Cri-cri 220 км/ч, а рекомендуемая – 185 км/ч. На нем можно преодолеть без дозаправки 463 км, то есть летать в пределах 2-2,5 часов. Замечательные технические характеристики сделали его популярным на весь мир. Кстати, он востребован до сих пор. Во Франции зарегистрировано около 110 экземпляров, в США – в пределах 20, еще 30 штук используются в Великобритании, Германии и Канаде.

В 2010 году на Cri-cri установили четыре электродвигателя, с которыми самолет способен летать на протяжении 30 минут со скоростью 110 км/ч. Таким образом, французский авиамалыш еще раз попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самый маленький самолет с четырьмя двигателями.

«Афалина» – новейший сверхлёгкий скоростной вертолёт

В 2015 году российскими инженерами был создан новейший вертолёт «Афалина». Эта модель относится к лёгким двухместным однодвигательным геликоптерам, в которых применяется двухвинтовая соосная схема и тандемное расположение пилотов. «Афалина» может преодолевать расстояние до 750 км и имеет максимальную скорость до 250 км/час.

По заверениям компании-разработчика, такие лёгкие вертолёты не имеют более аналогов ни в России, ни за её пределами. «Афалина» может заправляться обычным автомобильным топливом и является универсальным помощником МЧС, МВД и других государственных учреждений России.

Модификации вертолета МИ-8

За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных целей. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:

  1. Опытные. Первые образцы, как самого МИ-8, так и его модификации. Иными словами это различные модели данного вертолета, в которые вносили те или иные изменения.
  2. Пассажирские. Из названия понятно, что данные модели вертолетов служат для перевозки пассажиров. Причем, речь идет как о гражданских лицах, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить в себе 18-30 человек, в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
  3. Транспортные. МИ-8 способен нести на себе груз с общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться подобными характеристиками. А из-за возможности использования его для выполнения многоцелевых задач он и вовсе остается вне конкуренции.
  4. Многоцелевые. Помимо всех вышеизложенных способов применения, МИ-8 способен совершать еще один ряд различных боевых задач. Хорошим примером тому может служить установка противопехотных мин в количестве до 200 штук. В некоторых случаях их используют для выполнения ряда технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Известны случаи использования МИ-8 и на поисковых и спасательных операциях. Порой, его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.

Отдельно стоит отметить одну из самых новых модификации вертолета МИ-8, которую сконструировали буквально в конце прошлого года — МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых различных климатических условиях. В отличии от старых моделей, здесь ввели возможность перевоза крупногабаритных грузов путем крепления на внешнюю подвеску вертолета. А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам, у новой версии вертолета появилась возможность вести огневую поддержку для союзной пехоты. Причем, именно благодаря новейшему оборудованию, вовсе не обязательно вести огневую поддержку в дневных условиях.

Где используются лёгкие вертолёты?

В настоящее время лёгкие вертолёты России используются при выполнении следующих задач:

  • патрулирование протяжённых трубопроводов, линий высоковольтных электропередач, шоссе и магистралей;
  • ведение работ по экологическому мониторингу;
  • доставка небольших грузов и почтовых отправлений;
  • обеспечение бизнес-полётов и рейсов гражданского характера;
  • обучение пилотов в лётных школах.

Это далеко не полный список отраслей, в которых является целесообразным применение геликоптеров, так как число сфер их применения с каждым днём становится всё больше.

Сегодня лёгкие вертолёты России постепенно вытесняют из перечисленных областей их использования тяжёлый и средний воздушный транспорт. Это связано с тем, что его эксплуатация в сравнении с малыми машинами является экономически нецелесообразной.

Итальянский дизайн и российская конструкторская школа

Презентация в Милане не случайна. «Вертолеты России» рассматривают Европу в качестве потенциального рынка и планируют уже в этом году подать заявку на сертификацию VRT500 в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA), после чего вертолет будет готов к выходу, как на российский, так и на международный рынок.

Уже сейчас в холдинге отмечают интерес к проекту со стороны иностранных заказчиков. «VRT500 станет конкурентоспособным продуктом на рынке легких однодвигательных вертолетов и позволит холдингу войти в сегмент, в котором он пока не представлен», – считает гендиректор КБ «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» Александр Охонько.

Планы экспортных поставок, особенно на рынки Европы, во многом определили и подход к внешнему облику машины. Одним из разработчиков дизайна VRT500 выступила ItalDesign. Эта итальянская инжиниринговая компания в основном известна как создатель дизайна автомобилей. С момента основания в 1968 году ItalDesign была задействована в производстве многих известных автомобилей, в том числе, таких как Alfa Romeo, BMW, Ferrari, Lamborghini, Maserati.

Ведущие зарубежные компании принимают участие и в создании основных систем вертолета VRT500. В частности, представители КБ «ВР-Технологии» ранее заявляли, что в качестве двигателей рассматриваются изделия компаний Pratt & Whitney Canada и Safran Helicopter Engines. Напомним, что первая компания специализируется на производстве двигателей серии PW207, которые устанавливаются на вертолеты «Ансат», а французская Safran выпускает двигатели Arrius для Ка-226Т.

Информации о «начинке» VRT-500 не так много, но уже сейчас известно, что он будет оснащаться современным комплексом авионики, построенным по принципу «стеклянная кабина». Новый вертолет сможет развивать скорость до 250 км/ч и совершать полеты на дальность до 860 км.

Одно из основных преимуществ новинки – самая объемная в своем классе грузопассажирская кабина общей вместимостью до 5 человек, с возможностью брать на борт до 730 кг полезной нагрузки. При этом разработчикам удалось уменьшить габариты самого вертолета – диаметр винта и длину хвостовой балки. Это стало возможно благодаря использованию соосной схемы, которая серийно применяется исключительно на вертолетах российского производства. Так у VRT500 появился дополнительный плюс при использовании в ограниченном пространстве, например, в условиях городской застройки или в горах.

Вертолет VRT500 предполагается в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и медико-эвакуационной модификациях. При этом в своем сегменте он станет первым в мире медицинским вертолетом с возможностью погрузки-выгрузки унифицированной тележки-каталки через задние створки кабины.

Все эти качества в перспективе позволят VRT500 занять до 15% мирового рынка гражданских вертолетов с массой до двух тонн, уверены разработчики.

Вертолет уже успешно завершил первый этап аэродинамических испытаний на базе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). К настоящему времени специалисты «Вертолетов России» приступили к разработке рабочей конструкторской документации машины. В 2020 году планируется начать испытания первого опытного образца, а первый серийный VRT500 должен появиться в конце 2021 года. Ожидается, что к 2030 году будет произведено и реализовано порядка 700 машин.

Таким образом, легкий VRT500 ждет длинный путь до полноценной серии и нелегкая конкуренция на рынке. Однако с новой машиной у России есть все шансы занять свою нишу в мировом сегменте легких вертолетов.

Аппарат Dynali H2S

Вертолет бельгийского производства. Это достаточно легкий, 2-местный аппарат, который впервые взлетел в 2004 году. Благодаря своим минимальным размерам, он максимально удобный, маневренные, имеет облегченные летние характеристики.

Двигатель вертолета – 130 л.с. Благодаря ему машинка способна разгоняться до 160 км/час на высоту в 3,6 км. Диаметр каждого винта – около 7 метров. Общая грузоподъемность аппарата – 230 кг.

При поставке владелец получает модель в разобранном состоянии. Для сборки может потребоваться около 250 часов. Стоимость такого вертолета составляет от 95 тыс. евро.

Вертолет GEN H-4

Это самый маленький аппарат в мире. Модель даже внесена в Книгу Рекордов за свои маленькие размеры. Модель получила название в честь компании, которая ее производит. Лопасти имеют длину 4 метра и вес в 70 кг.

У вертолета хвост вообще отсутствует, поскольку вместо него есть винты насосного принципа действия. Такой поход к строительству модели позволил сделать аппарат более легким и маневренным.

Грузоподъемность этой конструкции впечатляет — вертолетик способен летать с весом в 210 кг, что в 3 раза превышает размеры самого аппарата. Продается аппарат в разобранном виде, как конструктор.

По замыслу производителей владелец сможет собрать его самостоятельно за 30 часов. Предложение весьма интересное. Кроме того, и цена весьма приемлемая. Стоимость прибора стартует с 200 тыс. долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector